Что относится к экономическим правам человека. Какое право относится к экономическим правам человека? Социальные и экономические права

Социальные, политические и так далее. Все они были созданы для того, чтобы регулировать взаимоотношения людей в рамках общества и одновременно формировать наилучшие условия для развития и самореализации каждого индивида. Конечно, при этом не стоит забывать и о том, что с правами приходят и обязанности. Поэтому необходимо относиться к ним внимательно и придерживаться их. А сейчас давайте начнём рассматривать права человека экономические, социальные и политические.

Законодательное регулирование

Где же имеется подтверждение прав и свобод человека? Самый главный документ - это Конституция. Это относится к любому государству с сильными народными институтами (гражданское общество, система выборов и так далее). Затем идёт прописывание отдельных положений и толкований в различных кодексах, законах, нормативных актах и иных юридических формах.

Экономические права человека и гражданина

Давайте начнём именно с того, чтобы ближе всего к нам в повседневной жизни - с хозяйства. Итак, права человека экономические затрагивают такие сферы, как производство, распределение и обмен материальными благами. Каждый индивид может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской (или иной, не запрещенной, экономической) деятельности. При этом право частной собственности охраняется законом, и человек не может быть лишен нажитого иначе, как согласно решению суда. Также следует отметить, что каждый индивид может выбирать для себя род деятельности, профессию. При этом запрещается любая дискриминация в оплате. Если рассматривать частный случай Российской Федерации, то следует отметить, что гражданин страны имеет право участвовать в создании экономических благ. Под этим понимают возможности трудиться и получать оплату труда, отдыхать, устраивать забастовку, осуществлять предпринимательскую деятельность и обладать частной собственностью. Также у нас есть возможность использование природных и иных объектов общественной собственности. Как видите, хотя права человека экономические и не подносят всё на блюдечке, всё же дают неплохие возможности для труда.

Политические свободы

Их особенностью является то, что они тесно связаны с гражданством индивида. Также в современных реалиях часто политические и экономические права человека переплетаются. Итак, согласно законодательству каждый имеет право создавать объединения на основании конкретных причин (одинаковая идеология, профессиональные общества и так далее). Кроме этого, каждый гражданин обладает правом участвовать в управлении государством через своих представителей или лично. Мы можем избирать и быть выбранными в органы местной и государственной власти. Кроме этого, за гражданами закреплено право на участие в шествиях, митингах и демонстрациях. Политические свободы важны с той точки зрения, что они позволяют всем людям, что живут под управлением определённого государства, принимать участие в жизни общества и страны. Наиболее важным здесь является внесение предложений по работе органов и критика всех недочетов и недостатков их деятельности.

Социально-экономические права человека и гражданина

Это наиболее молодая группа свобод. Она начала формироваться в конце девятнадцатого века и полноценно оформилась уже в двадцатом столетии. Так, было принято, что каждому необходимо гарантировать право на социальное обеспечение при достижении определённого возраста, на случай возникновения болезни, получения инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и так далее. Кроме этого, значительное внимание было уделено и праву на образование. Следующим этапом стало обеспечение охраны здоровья и получения медицинской помощи, экологически чистой среды и возмещение ущерба, если таковое не является возможным. На этом социально-экономические права и свободы человека не заканчиваются. Особое внимание было уделено материнству и детству. В законодательных документах многих стран предусматривается предоставление особой помощи и попечения. Также государством защищается и семья. Следует запомнить, что под социальными правами понимают возможность человека как гражданина обеспечиваться необходимыми условиями жизни, чтобы он имел возможность принимать участие в жизни общества и пользоваться имеющимися благами. Из наиболее важных составных элементов следует выделить следующее:

  • охрана здоровья;
  • безопасный для здоровья и жизни досуг;
  • социальная защита;
  • высокий жизненный уровень, как отдельного человека, так и всей семьи;
  • возможность добровольно соглашаться (или нет) на брак;
  • защита отцовства и материнства.

И это не все социально-экономические права человека, что существуют.

Поколения прав человека

Существует несколько подходов для классификации свобод, которыми обладает индивид. В рамках данной статьи будет рассмотрена довольно интересная концепция «поколений» прав человека. Разделение здесь происходит по времени их формирования:

  1. Первое поколение. Сюда относят личные, а также которые были провозглашены Великой Французской революцией.
  2. Второе поколение. Культурные и социально-экономические права, которые возникали как следствие борьбы людей за улучшение своего положения.
  3. Третье поколение. Сюда относят коллективные права, такие как на мир, на разоружение, здоровую окружающую среду, развитие и так далее. Но этот пункт весьма спорен, и сейчас нет единственной точки зрения относительного него.

Личные свободы

В качестве альтернативы их ещё называют гражданскими правами. Большинство из них есть у человека уже с момента его рождения, их запрещается отнимать или как-то ограничивать. Личные свободы служат обеспечению самореализации индивида в качестве самостоятельного члена общества и юридически защищают его от любого незаконного вмешательства. В качестве примера можно привести на уважение достоинства и чести, на личную неприкосновенность, передвижение и так далее.

Экономические и социальные свободы

Их главная цель - это избавление человека от нужды и страха. Благодаря им осуществляется поиск компромиссных решений между работодателем и наёмным работником, предпринимателем и государством и так далее. Причем теоретически они принимают такую форму, чтобы помогать каждому человеку становиться полезным участником глобального социального процесса.

Заключение

Следует отметить, что свободы первого и второго поколений (или же гражданские и экономические) имеют принципиальные различия. Так, соблюдение политических прав не должно зависеть от уровня экономического развития страны. Главным для обеспечения гражданских свобод является наличие воли правительства. Их особенность - то, что политические права можно требовать здесь и сейчас. С всё наоборот. Их соблюдение напрямую зависит от существующего положения в стране, покупательной способности среднестатистического человека и большого количества иных факторов. Так, если экономика является слаборазвитой, то выполнение государством взятых на себя обязательств будет осуществляться с трудом. Этот всегда реализовывается в прогрессивной порядке, по мере развития страны и её хозяйственной жизни.

Вопросы конституционного и финансового права

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА

© Сахарова А. С., 2007

А. С. Сахарова - кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры конституционного права Юридического института ИГУ

Экономические права и свободы относятся ко второму поколению прав человека и ведут свой отсчет с 1948 г., когда наиболее важные из них были зафиксированы во Всеобщей Декларации прав человека. Они равны по значению с гражданскими и политическими правами и тесно с ними связаны. Более того, вплоть до середины двадцатого века такие, как право на собственность и труд (в смысле свободного распоряжения рабочей силой), вообще объединялись с правами гражданскими1. Так, Декларация прав гражданина, принятая 27 августа 1791 г. Национальным собранием Франции, провозгласив, что люди рождаются свободными и равными в правах, к числу таких прав отнесла свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах отмечает, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами также, как и своими гражданскими и политическими правами3. Хотя долгое время многие страны рассматривали положения названного Пакта не как юридические обязательства, а только лишь как своеобразные пожелания и стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. В резолюции от 4 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных и гражданских прав. Экономические права представляют собой обязательную часть конституционно-правового статуса личности. Определяя их место в общей системе прав и свобод человека и гражданина, необходимо учитывать, что и для международного права и для большинства национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Все права одинаково ценны, не может быть более важных и менее важных прав человека, все они по-своему необходимы. Выделение же определенной группы прав в качестве ведущей, главной неизбежно ведет к недооценке, умалению роли других. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт, когда в теории и практике советского конституционализма безусловный приоритет отдавался социально-экономическим правам в ущерб гражданским и политическим4.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение факторами производственной (хозяйственной) деятельности, составляющей основу существования и развития общества. Они призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Выделяются следующие особенности экономических прав: распространенность на определенную, социально-экономическую область жизни человека;

допустимость рекомендательных нестрогих формулировок; зависимость реализации от состояния экономики и ресурсов5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер»6. Кроме того, как один из видов конституционных прав граждан экономические права и свободы отражают специфические по содержанию социальные связи, обладают собственным материальным и нормативным содержанием и социальным назначением; экономические права и свободы направлены на удовлетворение материальных потребностей человека, предоставляют ему возможность участвовать в хозяйственно-экономической жизни общества. При этом содержание экономических прав и свобод имеет конкретно-исторический характер, отражающий уровень экономического, социального, культурного, политического развития общества, присущие ему противоречия и принятые способы их разрешения7.

H. С. Бондарь в своей работе «Права человека и конституция России» называет следующие особенности экономических прав:

I. Единство материального (экономического и социально-культурного) содержания. Оно определяется тем, что данная группа прав и свобод самым непосредственным образом связана с отношениями собственности, экономическими и социальными элементами гражданского общества. А осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества.

2. Они нередко выступают как права-гарантии, т. е. выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам. Выступая не только как правовая форма экономической свободы, но и как права-гарантии, социально-экономические права несут, таким образом, двойную нагрузку.

3. Общесоциальная направленность данных прав как инструмента утверждения гуманизма и социальной справедливости. Так, Конституция РФ, закрепляя с одной стороны право на развитие частных систем

здравоохранения (ч. 3 ст. 41), образования (ч. 5 ст. 43) и т. п., в то же время устанавливает гарантии бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 ст. 41), право на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 2 ст. 43.)

4. Необходимость детальной конкретизации социально-экономических прав в текущем законодательстве (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.)8.

Экономические права и свободы можно отнести к так называемым естественным правам. В отличие, например, от политических прав, экономические права и свободы имеют не государственное, а естественное, социальное происхождение, так как люди объективно были вынуждены вступать между собой в отношения по поводу создания, перемещения, обмена и потребления материальных благ. С возникновением государства эти отношения лишь приобретают юридический (позитивный) характер, но не меняют своей естественно-правовой природы9. Отдельные положения международно-правовых актов позволяют говорить о том, что международное сообщество рассматривает экономические права в качестве естественных прав человека. Так, в ст. 17 Всеобщей Декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». Кроме того, в ст. 22 этого документа за каждым человеком, как членом общества, признается право свободного развития во всех, в том числе экономических областях его жизнедеятельности.

Это подтверждает и Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право частной собственности и право свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в качестве прав, принадлежащих каждому лицу (ст. 34, 35)10.

Права «второго» поколения отличаются по своей природе от прав первого поколения. Связано это, прежде всего, с позицией государства по отношению к этим правам. Права первого поколения в буржуазной политической мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и госу-

дарственного, в осуществление гражданских (прав члена гражданского общества) и политических (прав участника политической жизни). Для осуществления социально-экономических прав недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу, необходимо создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать названные права11. Таким образом, если закрепление гражданских и политических прав призвано ограничить роль государства в названных сферах, то социально-экономические права расширяют сферу государственного контроля, повышают патронажную роль государства по отношению к об-12

Пионером конституционного закрепления социально-экономических прав явилась Мексика. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных штатов была принята 31 января 1917 г. Шестой раздел этой Конституции «О труде и социальном развитии» провозглашал право каждого человека на достойный и общественно полезный труд, регламентировал продолжительность рабочего дня, устанавливал шестидневную рабочую неделю, пенсии по инвалидности и старости, различные виды льгот и пособий, минимальные гарантии медицинского об-служивания13. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом, право на социальное страхование в случае болезни, старости и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что «строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека»14. Большой перечень прав «второго поколения» содержался в Конституции СССР 1936 г.15 Прежде всего, следует сказать о праве на труд (ст. 118), в соответствии с закрепленной нормой право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Помимо права на труд, Конституция закрепляла право на отдых (ст. 119), право на обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 120), право на образование (ст. 121). Следует отметить, что статьи, провозглашающие то или иное право, со-

провождаются ссылками на материальные гарантии, обеспечивающие его реализацию. Конституция 1936 г. различает право личной и частной собственности. В соответствии со ст. 9 допускается мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Охраняется право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан (ст. 10). Конституция СССР 1977 г. дополнила перечень социально-экономических прав, добавив такие, как право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44). После принятия в 1948 г. в ООН Всеобщей Декларации прав человека закрепление социально-экономических прав и свобод в конституциях значительно расширилось. Достаточно отчетливо данные права были закреплены в Конституциях Франции 1946 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г., Греции 1975 г., Испании 1978 г. и некоторых других стран.

Основным универсальным международным договором в области прав человека является Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят по рекомендации Комиссии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и открыт для подписания 19 декабря 1966 г. Пакт вступил в силу в 1976 г. Как уже упоминалось, в течение длительного времени в зарубежной юридической науке, велись споры об обязательности содержащихся в Пакте предписаний. Так, немецкий ученый К. Томушат считает, что права, закрепленные в Пакте, утопичны, неосуществимы, а сам Пакт об экономических, социальных и культурных правах за годы, прошедшие после его принятия, устарел16. Профессор Д. Трудек также полагает, что социально-экономические права могут быть осуществимы только в течение длительного времени путем принятия программы действий17. По мнению А. Робертсона, Пакт устанавливает лишь стандарты, к достижению которых государства должны стремиться18. Несмотря на то, что многие годы некоторые западные страны отрицали юридическую обязательность положений Пакта, в настоящее время их позиция изменилась. Еще в 1986 г. в Голландии,

в Лимбургском университете собрались ведущие эксперты из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых го-сударствами-участниками Пакта. Они пришли к следующим выводам:

1. Все права и свободы человека, включая социально-экономические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в этом договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства-участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени19.

Позднее данный подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.: Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и религиозной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства несут обязанность, независимо от политических, экономических, культурных систем, поощрять и защищать все права человека и основные свободы20.

Анализируя положения действующих Конституций зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что все они закрепляют различный перечень экономических прав. Основной закон Федеративной Республики Германии гарантирует право собственности и ее наследования (ст. 14), свободу труда (ст. 12), право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9 (3))21. Конституция Итальянской Республики содержит в части первой «Права человека» специальный раздел «Экономические отношения», где говорится об охране труда во всех его проявлениях (ст. 35), закрепляют-

ся право на создание профсоюзов (ст. 39), право на забастовку (ст. 40), право частной хозяйственной инициативы (ст. 41), право собственности (ст. 42), право трудящихся участвовать в управлении делами предприятия (ст. 46), право на кооперацию (ст. 45), кроме того, Республика поощряет и охраняет сбережения во всех формах; регламентирует, координирует и контролирует деятельность кредитных организаций (ст. 47)22. Конституция Королевства Испании регулирует экономические права и свободы сразу в нескольких главах первого раздела «Об основных правах и свободах». Так, в гл. 2 «Права и свободы» закрепляется право каждого на обучение (ст. 27), право на свободное объединение в профсоюз (ст. 29), признается право частной собственности ее наследования (ст. 33), право на труд (ст. 35), свободу предпринимательства (ст. 38). Охране и гарантиям отдельных экономических прав посвящена также глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики»23. Конституция Японии провозглашает следующие экономические права и свободы: право на труд (ст. 27), право собственности (ст. 29), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование (ст. 26), право выбора профессии (ст. 22).

Н. С. Бондарь на основе анализа действующей Конституции РФ представляет социально-экономические права и свободы в виде системного единства следующих групп прав: 1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности: право частной собственности и ее наследования (ч. 1 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан: право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего

образования (ч. 3 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества (ч.1 ст. 44); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44); право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44). 3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на государственную поддержку отцовства, инвалидов, и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилище (ч. 1 ст. 40); право на охрану здоровья, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права и гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности: право на отдых (ст. 37); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). 5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе: право создавать

профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4. ст. 37)24.

Н. И. Косякова, отмечая, что базой экономических прав граждан служит гарантированное право собственности на движимое и недвижимое имущество, классифицирует экономические права и свободы следующим образом: право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; право создавать коммерческие организации с целью извлечения прибыли; право создавать некоммерческие организации в благотворительных, образовательных, культурных и иных некоммерческих целях; права в кредитно-расчетных отношениях с банком; права на жилые помещения; право на распоряжение имуществом в порядке наследования25. Необходимо заметить, что здесь, видимо, речь идет все-таки о классификации отраслевых экономи-

ческих прав граждан, а не о конституционных правах. Вполне обоснованной видится классификация экономических прав на основные, комплексные и производные права, предложенная Р. А. Дунаевым26. К комплексным правам относятся право на неза-прещенную законом экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ) и право собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ), к производным относятся такие как право на предпринимательскую деятельность, права на осуществление конкретных видов предпринимательской деятельности, экономические права по владению, пользованию и распоряжению конкретными видами имущества (производные права регулируются отраслевым, прежде всего, гражданским законодательством). Трошкин Ю. В., Колотова Н. В. выделяют следующие экономические права: право на труд, право на собственность, право на предпринимательство, право на забастовки, право на заключение коллективных договоров, право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов27.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что достаточно сложно выделить полный, исчерпывающий каталог экономических прав граждан в современном мире, тем более сложно отграничить их от смежных с ними социальных и культурных прав. Выделяя в структуре социально-экономических прав группу собственно экономических и группу социальных прав, в качестве критерия их отграничения можно предложить характер (негативный или позитивный), принадлежащий тому или иному праву. Так, на наш взгляд, к собственно экономическим правам относятся права, имеющие негативный характер (т. е. не требующие от государства представления каких-либо благ, позволяющие индивиду самостоятельно входить в экономическую сферу общества): право собственности, право на свободу экономической деятельности, право на труд. Права, которые требуют более активного вмешательства со стороны государства, призванного обеспечить социальный компромисс в обществе в условиях рыночной экономики, являются социальными. Исходя из смысла закрепляемых Конституцией РФ положений к таковым, прежде всего, следует отнести: охрану семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение; право на жи-

лище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.

В заключение хотелось бы отметить, что, не смотря на обсуждаемые в научной литературе проблемы определения экономических прав человека, их классификации, причисления или непричисления этих прав к категории основных прав человека, приоритетными все же должны являться вопросы по определению их непосредственного содержания и юридического характера налагаемых на государства обязательств по их осуществлению. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Трошкин Ю. В. Права человека. М., 1997. С. 41.

2 Документы истории Великой Французской революции / под ред. А. В. Адо. Т. 1. М., 1990. С. 112.

3 Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 20.

4 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996 С. 177.

5 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 159.

6 Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 143-146.

7 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 7.

8 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 176.

9 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.

10 Гражданское право современной России / под ред. Н. М. Коршунова. М., 2006. С. 398.

11 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 139.

12 Михайловская И. Генезис социально-экономических прав и их влияние на формирование посттоталитарных систем // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2000. № 1. С. 146-151; Шварц Г. Экономические и социальные права // Рос. бюллетень по правам человека. М., 1995. Вып. 6. С. 23-30.

13 Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. М., 1986. С. 117.

14 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. С. 21.

15 Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской конституции М., 1987. С. 285.

16 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 442.

17 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.С. 44.

19 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 440.

21 Конституции зарубежных государств. М., 2003

22 Конституции зарубежных государств. М., 2003

23 Конституции зарубежных государств. М., 2003

24 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 186-188

25 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. О. И. Тиунова. М., 2005. С. 141.

26 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.

27 Трошкин Ю. В. Права человека: учеб. пособие. М., 1997. С. 44. Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 161.

Какое право относится к группе социально-экономических прав человека? Ответ легко дать, если обратиться к Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека. В них декларируется, что каждый индивидуум от рождения обладает неотъемлемыми правами и свободами. В 1-33 статьях основного закона РФ декларированы основные права личности - право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность жилища, свободу слова и совести, участие в управлении государством.

Для их практической реализации необходим определенный экономический базис. Чтобы создать его, гражданам необходимо вступать в экономические и социальные отношения друг с другом, с обществом и с государством. Блок прав, относящихся к экономическим и социальным отношениям, называют социально-экономическими правами.

Определение

Давая определение, какое право относится к экономическим правам человека, правоведы и экономисты уточняют, что это права, возникающие в результате экономической деятельности граждан. Такие права возникают на базе какого-либо материального или интеллектуального объекта и связаны с его производством, приобретением или продажей.

Основные экономические права

Какое право относится к экономическим правам человека? Принципы, общие для всех прав человека, распространяются и на экономические права. Эти принципы гарантируют равенство прав всех и каждого и недопустимость ущемления прав по какому-либо признаку. Основными экономическими правами являются:

  • право частной собственности. Сюда входит и право собственности на землю и недвижимость, а также на интеллектуальные продукты;
  • право наследования. Обеспечивает преемственность экономической деятельности и дополнительную мотивации членов общества к труду на его благо;
  • свобода предпринимательской деятельности. Защищает экономическую инициативу граждан от произвола государства и групп лиц;
  • свобода труда;
  • право на забастовку.

Это основные права, закрепленные в статьях 34-37 Конституции.

Какое право относится к группе социально-экономических прав, кроме основных?

Какое право относится и к экономическим правам человека, и к социальным? Эти права выступают как развитие или разновидности основных прав:


Описаны эти права в 38-41 статьях основного закона. Социальная ответственность государства перед гражданами и общества перед своими членами обеспечивает уверенность в завтрашнем дне и дает возможность людям трудиться с полной отдачей. Конституция равно защищает права как лиц, работающих по найму, так и занимающихся предпринимательской деятельностью.

Мы рассмотрели вкратце, какое право относится к экономическим правам человека.

Удачной реализации и надежной защиты ваших прав!

«Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.»

«Социально-экономические права касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условии жизни индивида.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятель­ности. К ним относятся: право на труд; право на собствен­ность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заклю­чение коллективных договоров; право па свободное объедине­ние в национальные или международные организации для за­щиты своих интересов.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уро­вень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социаль­ное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслу­живание.»

«1.Право на социальное обеспечение, в том числе и социальное стра­хование. Каж­дый человек, как член общества, имеет право получать необходи­мую поддержку в соответствии со структурой и материальными ре­сурсами каждого государства. Экономический рост, каким бы он ни был, не может обеспечить равное благосостояние для всех членов общества. В Беларуси система социального обеспечения включает социальное страхование, в которое входит бесплатное медицинское обслуживание, пособия в случае болезни, утери трудоспособности, по беременности и родам и др.

2.Право на труд, свободный выбор работы, равную оплату за рав­ный труд, на справедливые и благоприятные условия труда, вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы. Это означает, что он имеет свободу в заключении и расторжении контракта, может работать независимо от образования, ранее полученной профессии, поли­тических убеждений, национальности, цвета кожи и т. д.

Человек имеет право на справедливые и благоприятные усло­вия труда, это значит на такие условия труда, которые бы содей­ствовали эффективности и высокой производительности труда; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации (при оплате надо исходить из того, что и как сделано, а не кем); на справедливое вознаграждение, которое обеспечивало бы ему достойное существование. Установленный в государстве размер заработной платы должен быть достаточным для нормального существования работника и его семьи.

Проблемы труда в Беларуси регулирует специальный свод законов - Трудовой кодекс Республики Беларусь.

3.Право на отдых и досуг . Эта статья гарантирует право на ограничение трудового дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Существуют общеприня­тые (хотя и необязательные) нормы: 7 - 8-часовой рабочий лень, 5 - 6-дневная рабочая неделя, ежегодный отпуск с сохра­нением места работы и заработка.

4.Право на жизненный уровень, необходимый для поддержания. здоровья и благосостояния, включая пищу, обувь, одежду, медицин­ский уход и необходимое социальное обслуживание. Работник и его семья должны иметь достаточные сред­ства для существования, обеспечения нормального жизненного уровня. Нормальный жизненный уровень определяется в разных странах по-разному, но везде он включает возможность удовлет­ворения основных потребностей в питании, жилье, предметах домашнего хозяйства, коммунальных услугах, а также в меди­цинском обслуживании и образовании.

5. Право на наивысший достижимый уровень физического и психи­ческого здоровья. Государства должны принимать меры, необходимые для здорового развития детей, сокращения мертворождаемости и детской смертности, для улучшения состояния окружающей сре­ды, соблюдения гигиены труда, предупреждения и лечения эпи­демических, профессиональных и иных заболеваний и борьбы с ними, для создания условий, которые обеспечивали бы всем не­обходимую медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

6.Право на защиту семьи, материнства и детства. Особое внимание уделяется защите семьи как основной ячейки общества, защите материнства и детства, ко­торые особенно нуждаются в дополнительном внимании и под­держке государства.»

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво-бод относятся:

    1. свобода предпринимательства,
    2. свобода творчества,
    3. право частной собственности,
    4. право на труд, отдых, забастов-ку,
    5. право на охрану семьи, социальное обеспечение,
    6. право на жилище,
    7. право на охрану здо-ровья,
    8. право на образование,
    9. право на участие в культурной жизни и др.

Провозглашая наше государство социальным, Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) обязывает его заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом имеется в виду не опека над человеком, а создание в этих целях благоприятных правовых, экономических, образовательных и культурных возможностей для всех людей.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

Право на экономическую деятельность

Конституционное право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

Гражданский кодекс РФ, принятый на основе Конституции РФ (1993 г.), определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли при пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Граждане иностранных государств и лица без могут быть субъектами предпринимательской деятельности в пределах полномочий, установленных российским законодательством.

Провозглашенное ч. 2 ст. 34 Конституции РФ право на свободное предпринимательство и осуществление иной экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечения проявления монополизма.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Этим целям служат нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных монополиях" и других нормативных актах.

Право частной собственности

"Право частной собственности охраняется законом", - говорится в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ.

Для понимания этой правовой нормы важно уяснить содержание понятия "частная собственность". Дело в том, что в правовой литературе и законодательных актах понятие "частная собственность" употребляется в двух значениях:

    1. только вещные права на определенную вещь или совокупность вещей;
    2. различные формы хозяйствования, осуществляемые разными субъектами.

Упомянутые субъекты, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются частными лицами и субъектами частной собственности, понимаемой как частная хозяйственная (в том числе и предпринимательская) деятельность как физических лиц (индивидов), так и юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и др.).

В ч. 1 ст. 35 Конституции РФ речь идет о собственности в обоих указанных значениях. Следовательно, под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права частной собственности на вещь, принадлежащую частному лицу (физическому или юридическому), так и охрану прав этого частного лица на осуществление экономической деятельности.

Подробнее

Владение - фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом) или, как принято иногда говорить, "фактическое держание ее в своих руках".

Пользование - извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - полная или частичная передача прав на него другим лицам.

Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Современное право России следует пониманию природы, роли и пределов частной собственности, характерному для первоначального этапа развития буржуазного общества, провозглашавшего право частной собственности "священным и неприкосновенным".

В результате произошедшей эволюции стран Запада западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для ограничения этого права. Обществу стало очевидно, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому повсеместно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ("социализация"), но, разумеется, с соответствующим возмещением.

Конституционные гарантии реализации права частной собственности:

    1. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда(ч. 3 ст. 35);
    2. принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

И, наконец, гарантией права частной собственности является и право наследования, порядок реализации которого регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Учитывая особую значимость земли, право частной собственности на землю Конституция РФ закрепляет в отдельной статье (ст. 36). При этом право частной собственности на землю принадлежит только гражданам России и их объединениям.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом стал Земельный кодекс РФ.

Трудовые права и свободы

Конституционные трудовые права и свободы представляют собой совокупность правовых норм, определяющих конституционно-правовое положение лиц наемного труда и защищающих их от произвола работодателей, представляющих их юридическую возможность защищать свои интересы, свое достоинство.

Конституция РФ, следуя требованиям международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает труд свободным (ч. 1 ст. 37). Свобода труда означает, что сам человек делать выбор - работать или не работать.

Согласно Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При буквальном толковании этого права оно кажется абсолютным, ничем не ограниченным. Но это не так.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд ограничений на выбор профессии и рода деятельности (например, в ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" установлен ряд требований к работникам прокуратуры - гражданство, образование, здоровье и др.).

Наличие ограничений вполне оправданно, но хотелось бы, чтобы они носили более конкретный характер и не давали оснований для субъективного подхода при определении "необходимых профессиональных и моральных" и других качеств.

Провозглашая свободу труда, Конституция запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37). В международных правовых актах принудительным признается труд, который человек не выбрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Исходя из многочисленных международно-правовых норм, Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Все эти конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон РФ от 19 февраля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г.) "О занятости населения в РФ" предусматривает ряд мер, направленных на защиту от безработицы: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.д.

Одной из права на труд является признание Конституцией РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Разрешение индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ.

Право на труд органически связано с правом на отдых, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируется установленная Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нарушения социально-экономических прав граждан являются наиболее частой причиной, заставляющей их обращаться в различного рода общественные организации, государственные органы, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в РФ. Среди них: невыплаты заработной платы, отказ в восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного работнику на производстве, нарушения при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки в выдаче трудовых книжек при увольнении и др.

Помимо задержек заработной платы, невыплат денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работнику на производстве, имеют место и иные нарушения трудовых прав, например невыплата отпускных, выходных пособий, полного расчета при увольнении. Наиболее распространены подобные нарушения на частных предприятиях и на предприятиях со смешанными формами собственности.

Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение - это участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию.

Конституция РФ, закрепляя право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), устанавливает юридические основания, наличие которых вызывает у человека потребность в получении такой социальной помощи: возраст, болезни, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

Наряду с государственными формами социального обеспечения, согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в нашей стране поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С этой целью создаются страховые компании и благотворительные фонды.

Защита материнства, детства и семьи

Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ" носит комплексный социально-экономический и правовой характер, который осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, а трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Закрепляя это право за каждым человеком, Конституция РФ устанавливает, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41).

Нет сомнений в том, что право на здоровье и медицинскую помощь имеет огромное социальное значение, ибо здоровье - это высшее благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают свою ценность многие другие блага. Вот почему согласно Конституции "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). К этому положению тесно примыкает правовая норма Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).

С этим правом человека корреспондирует закрепленная в ст. 2 Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Право на жилище

Конституция РФ 1993 г. также закрепляет право каждого на жилище (ч. 1. ст. 40).

Орган государственной власти и органы местного самоуправления, говорится в ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Правда, Конституция РФ признает категории граждан - это малоимущие и другие указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, - которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Право на образование

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование:

    • обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
    • доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
    • свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения".

Международным стандартам в сфере образования соответствуют нормы Конституции РФ. Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ч: 1 ст. 43), исходит из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором сказано, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства. Оно призвано укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Для обеспечения реализации права на образование большое значение имеет проблема платы за обучение, прежде всего в высших учебных заведениях.

В настоящее время имеется возможность получения высшего образования не только очно или заочно, но и дистанционно. Для этого имеет смысл обратиться в Единый Центр Высшего Дистанционного Образования (ЕЦВДО), который является крупнейшим региональным представителем ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре образовательных услуг.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но наряду с государственными и муниципальными учебными учреждениями в соответствии с действующим законодательством функционируют и негосударственные высшие учебные заведения при условии получения ими лицензии, а затем и государственной аккредитации, обучение в которых является платным.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 41 Конституции РФ). Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты утверждаются на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ.

Свобода творчества

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Таким образом, государство принимает на себя обязанность не только предоставить своим гражданам свободу интеллектуального творчества, но и берет под защиту интеллектуальную собственность - результаты интеллектуальной деятельности.

Свобода творчества обеспечивается каждому, кто занимается творческим трудом - творит, создает произведения художественной литературы, художникам, работающим в области изобразительного искусства, скульпторам, композиторам, режиссерам, ученым, преподавателям вузов, изобретателям...

Закрепление свободы творчества в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать, рисовать, сочинять.

Свобода творчества каждого отдельного человека является непременным условием культурного прогресса общества, инструментом человеческого самопознания, самовыражения и самосовершенствования.

Право на участие в культурной жизни

К социально-культурным правам относится право на пользование достижениями культуры, что обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т. п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т. д.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 44) говорится: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям". Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает человеку возможность духовно обогащаться путем приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

Поделиться: