Развитие памяти у взрослого человека упражнения. Тренировка памяти и внимания у взрослых: ещё несколько увлекательных упражнений

Тренировка мозга необходима школьникам и пожилым людям. Хотя, в любом возрасте помогает хорошая тренировка памяти и внимания. Гораздо легче учиться, если умеешь концентрироваться и быстро запоминать новую информацию.

В любой профессии человеку необходимо помнить последовательность и суть многих рабочих операций. Иначе невозможно выполнять свою работу и продвигаться по карьерной лестнице, добиваться хорошего качества и совершенства.

Упражнения для синхронизации полушарий мозга

Основные рецепторы, которыми мы ощущаем окружающий нас мир, расположены в руках. Поэтому, в упражнениях для синхронизации полушарий мозга, руки будут задействованы в первую очередь. Рассмотрим три упражнения, полезные для головного мозга человека:

  1. В начале руки следует разогреть, потерев ладони, одну о другую. Растопырив пальцы рук, большим пальцем левой руки коснуться мизинца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться мизинца левой руки. Теперь, большой палец левой руки переставить на кончик безымянного пальца правой руки. Большой палец правой руки переставить на безымянный палец левой руки. Потом большим пальцем левой руки коснуться среднего пальца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться среднего пальца левой руки. Теперь большой левый палец должен коснуться указательного правого пальца. А большой правый – указательного левого. Все можно повторить в обратном порядке, а потом еще несколько раз, гуляя от первого пальчика к последнему.
  2. Зарядка для мозга продолжается. Второе упражнение очень простое. Левой рукой возьмите себя за кончик носа. Одновременно, правой рукой держите себя за мочку левого уха. Теперь быстро поменяйте руки. Правая рука держит кончик носа, левая – мочку правого уха. Повторите смену рук несколько раз.
  3. Как заставить мозг работать одинаково хорошо в обоих полушариях? Сделайте третье легкое упражнение для головного мозга. Возьмите себя правой рукой за мочку левого уха, левой рукой за мочку правого уха. Удерживая себя за мочки ушей, приседайте не меньше 21 раза. Сгибая ноги, вдыхайте воздух, выпрямляя ноги, выдыхайте.

Повторяйте эти три упражнения каждое утро. Это не займет у вас больше 10 минут. Но такая разминка для мозга поможет вам синхронизировать оба полушария. Вы станете просто «терминатором».

Упражнения для развития правого полушария мозга

Развитие полушарий мозга дает человеку возможность решать сложные задачки быстрее других, в 5 и даже 10 раз. Как развивать правое полушарие? Узнаем от психологов:

  1. Первое упражнение называется «Приветствие генерала» . Правой рукой отдают честь, как это делают в армии. Левой рукой в это же время показывают знак одобрения. Большой палец вверх, зажав в кулак остальные пальцы руки. Левая рука вытянута вперед. Теперь надо быстро поменять руки, левой рукой отдавать честь, правую вытянуть вперед, палец вверх. Менять руки несколько раз местами.
  2. Второе упражнение называется: «Гриб и поляна» . Левая ладонь зажата в кулаке, локоть стоит на тыльной стороне вытянутой ладони правой руки. Правая рука расположена горизонтально, на уровне груди. Левая перпендикулярно вверх, ладонь, зажатая в кулак, смотрит вам в лицо. Поменяйте руки местами несколько раз.
  3. Последние движения больше похожи на дразнилку или «прикол» . Одна рука позывает зрителю фигу, вторая рука показывает одобрение: большой палец кверху, кулак зажат. Теперь хлопните двумя руками, ладонь об ладонь и поменяйте руки местами. Фигу и одобрение покажите другими руками. Потом опять хлопок и фигуры меняются местами. Повторить несколько раз.

Упражнения для улучшения кровообращения головного мозга

Гимнастика для сосудов головного мозга нужна, если у человека диагностирована вегетососудистая дистония. Когда нарушена циркуляция крови, головной мозг испытывает кислородное голодание и становится неспособным активно и правильно работать.

Укрепить сосуды, доставить мозгу больше кислорода, нормализовать циркуляцию кровообращения помогают занятия танцами, йога, методика Ниши, простые движения руками, головой, ногами.

Легкая вибрация сразу после пробуждения, не вставая с постели, расширяет капилляры, выводит из организма шлаки. Для этого надо, лежа на спине, поднять прямо вверх ноги и руки, энергично потрясти ими минут 5. Активируются нервы, стимулирующие головной мозг.

Волны всем телом, как это делает плывущая рыба, тоже отлично активируют движение крови. Сев, повращайте головой в обе стороны, поочередно. Встав, помашите руками и ногами. Упражнения для сосудов — это любые движения: руками вверх, вниз, махи руками, сплетенными в замок, будто рубишь дрова, усиливают прилив крови к голове.

Ходить, бегать, прыгать через скакалку, танцевать полезно для укрепления сосудов головы.

Упражнения для развития зрительной памяти

Рисовать неправильные орнаменты, решать головоломки и ребусы, делить сложный рисунок на простые детали – это замечательные упражнения для развития зрительной памяти.

Китайцы, чтобы быстрее запомнить написание иероглифа, делят его на несколько частей. Запомнить отдельные части легче. Мысленно сложив их в целое, вы получите общую картинку. Так внешность незнакомца легче , если вы запомнили цвет его куртки, рубашку, джинсы и обуви.

Зрительные воспоминания становятся крепче, если они дополнены цветом, запахом, мелодией, звучавшей в тот момент. Вспоминая красивую грушу, вы невольно почувствуете и ее вкус.

Сравнение картинок, ненамного отличающихся друг от друга тренирует внимательность к деталям и укрепляет зрительные образы.

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Тренировать мозг надо еще в самом маленьком возрасте. Когда ребенок собирает пирамидку из колец, повторив несколько раз возведение этой конструкции, он скоро запомнит, что сначала надо на штырь надевать самый большой бублик, потом поменьше, сверху самые маленькие. На верхушке устанавливается конус или звездочка.

Хорошо тренирует память малышам разучивание коротеньких стишков, вроде:

«Мишка косолапый по лесу идет,

шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

мишка рассердился и ногою: топ!»

Очень весело при этом изображать походку медведя, стукнуть себя по лбу и топнуть ногой в нужном месте. Эти несложные манипуляции к слуховой памяти добавляют зрительную и двигательную.

Сказки, с частыми повторениями: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», – развивают слуховую память и зрительную, если при этом рассматривать красочную книгу с картинками.

Составление картинки из пазлов развивает внимание к деталям и . Ребенку постоянно приходится сравнивать кусочек рисунка с общим изображением.

Упражнения для внимания и памяти для школьников

Чтобы память подростка не перегружалась, ему надо развивать внимание. Упражнения для развития у школьников в принципе выполняются ежедневно. Собственно, изучение нового разнообразного материала, повторяемого вечером, в домашней работе.

Карты для географии, схемы по математике, чертежи по геометрии, рисунки и фотографии по ботанике, лабораторные работы по физике помогают дополнить память. Таким образом работает слуховая память, зрительная и двигательная, в процессе выполнения лабораторных работ.

Кстати, при подготовке к экзаменам очень помогает короткая запись в виде шпаргалки. В ней выделяются основные тезисы, информация делится на удобные для запоминания части. Лучше не брать «шпору» с собой на экзамен, но ее составление и перечитывание перед экзаменом определенно поможет запомнить информацию.

Важно! Когда школьник ведет аккуратные записи в тетради, выделяет важные мысли цветным карандашом, делает аккуратные рисунки, это создает четкий и устойчивый образ в памяти.

Школьник не должен переутомляться. После получаса выполнения домашних занятий, следует встать и сделать зарядку минут на 5-15 и выпить стакан сока, съесть яблоко, проветрить помещение.

Тренировка памяти и внимания у взрослых лучшие упражнения

Занятия по улучшению памяти у взрослых – это не такое уж сложное занятие. При желании на тренировку внимания у взрослых можно не тратить лишнее время. Внимательно слушайте своего друга, стараясь запомнить цвет его рубашки, туфель, плаща, глаз, волос. После того, как расстанетесь, постарайтесь вспомнить эти цвета.

Идя по улице, попробуйте запомнить номера проезжающих мимо автобусов или машин. Если вы застряли в пробке или долго едете в троллейбусе, решайте кроссворды и сканворды. Они отлично тренируют память и внимание.

Запоминайте каждый день три слова иностранного языка. Учите стихи, читайте не меньше 20 страниц в день. Эти простые способы тренируют мозг и память у взрослых, занятых людей.

Старайтесь не переутомляться и правильно питайтесь. Свежие фрукты и овощи, зелень, постная диета, достаточное количество калорий, разнообразное меню необходимо для питания клеток мозга.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Гимнастика для мозга для людей старшего возраста совсем несложная. Читать сказки и пересказывать их любимым внукам, заучивать с ними детские веселые стихи про «Рассеянного с улицы Бассейной». Это увлекательно и приятно, к тому же сохраняет личность.

Тренировка интеллекта не дает человеку терять свои навыки и знания. Не только наши мышцы нуждаются в разминке. Нейроны восстанавливают свои связи и не гибнут, если мозг нагружен посильной работой.

Не стоит сильно переутомляться, но собирать картинки из пазлов, учить иностранные слова, гулять в парке по незнакомой аллее, запоминая новый маршрут, необходимо для хорошего внимания. Врачи рекомендуют чистить зубы и причесываться то левой рукой, то правой. Простые опыты, но результативные.

Хорошее питание и свежий воздух станут лучшими помощниками вам и вашему уму. Индивидуумы, ведущие активный образ жизни, не страдают старческим слабоумием.

Гимнастика (зарядка) для мозга нейробика

Что такое нейробика –гимнастика для мозга. Она помогает синтезировать новые связи между нейронами в мозгу и сохраняет хорошую память надолго. Она полезна людям в любом возрасте: школьникам и престарелым для коррекции ума.

Каждый человек, которому не безразлично состояние собственного интеллекта, может изучить простейшие приемы нейробики и не бояться наступления старческого маразма.

Пальцевая гимнастика

Тренинг для мозга можно начинать с гимнастики для пальцев. Размять пальцы рук, сдвинуть ладони вплотную, согнуть пальцы, пропустив первым указательный палец правой руки. А теперь распрямите пальцы и согните в другом порядке, опустив первым указательный палец левой руки. Повторите эти движения несколько раз.

Согнуть пальцы, разогнуть, сжать кулаки, разжать. Повторить 10 раз. Сложить пальцы в замок и повращать двумя кистями по часовой стрелке и обратно, по 10 раз.

Коснуться кончиками пальцев двух рук, выпрямив ладони. Ладони разведены при этом на 5 сантиметров. Пружинистыми движениями, старайтесь свести ладони. Повторяйте раз 10.

Коснитесь большим пальцем каждой руки мизинца, безымянного, среднего пальца, указательного. Повторите все в обратном порядке раз по 8-10.

Кинезиологические упражнения

Отличная зарядка для мозга – кинезиологические упражнения. Примером может быть простейшее упражнение, в котором легко запутаться.

Сидя на стуле поднять левую руку вверх и приподнять правую ногу на 5 сантиметров над полом. После этого хлопнуть в ладони и поднять вверх правую руку и левую ногу. Хлопок двумя ладонями и поменять руку и ногу. Повторить несколько раз.

Сжать подушечки пальцев – большого и мизинца на двух руках одновременно. Помассировать подушечки, потереть одну о другую. Теперь повторить массаж с безымянным пальцем, средним, указательным и повторить все в обратном порядке.

Поместите ладонь правой руки на живот, левой на макушку. Одновременно сделайте несколько движений: вращайте ладонью правой руки по животу, по часовой стрелке. А по макушке слегка похлопайте ладонью левой руки. После этого поменяйте руки местами и повторите движения. Вращения по животу и похлопывания по макушке.

Пальцовки

Пальцовки – упражнения для развития мозга. Они выполняются одновременно двумя руками, развивают синхронную работу двух полушарий, улучшают память, повышают , реакции, принятия решений. Образуются новые нейронные связи в сером веществе головного мозга.

Упражнения играют большую роль даже в боевых искусствах. Фотографии их можно найти в интернете, если спросить у гугла, что такое Пальцовки. Они похожи на древние мудры и красивые позы кистей восточных танцоров.

Цигун

Особая система буддийских упражнений дыхательных и двигательных, называется Цигун. Она представляет собой специальный комплекс движений руками и ногами, связана с религиозным учением даосских монахов.

Взрослые и престарелые люди, которые занимаются гимнастикой Цигун чувствуют себя значительно моложе и лучше своих ровесников. Как развить мозг на 100 процентов? На этот вопрос несомненно смогут ответить учителя Цигун.

Йога

В индийской культуре понятие Йога означает совокупность духовных и физических упражнений. Они разрабатываются в разных направлениях буддизма и индуизма. Йога вырабатывает у человека способность управлять своими физическими и психическими функциями. Существует раджа-йога, карма-йога, хатха-йога и другие направления.

Конечной целью йоги является улучшение физиологических способностей человека и даже достижения просветления, вечной жизни. Во всяком случае известны долгожители йоги, с гибкими телами и прекрасной памятью.

Остальным аспектам йоги посвящены целые книги. Последователи этого учения посвящают всю свою жизнь своему совершенствованию. Нейропсихологические возможности у таких людей очень сильно развиты.

Занимаясь любым видом гимнастики для ума, человек способен сохранить свою память и интеллект надолго.

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

  • Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
  • Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
  • Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

  • Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Хорошая память – ценный инструмент в любом возрасте, но пользуются ею по-разному. Детям главное запомнить, выучить, пересказать, чтобы не обвиняли, что « одно ухо влетело, а в другое»… ну, вы в курсе. По мере взросления людям становятся важны воспоминания. Приходит понимание важности хорошей памяти и настоящего вреда забывчивости. Беда лишь в том, что развивать память у взрослых сложнее, чем в детском возрасте, и мало кто умеет делать это по-настоящему эффективно. Ребенка достаточно заинтересовать, подростка - мотивировать. Только гаджету легко улучшают память, купив накопитель. Взрослым людям приходится развивать память и внимательность путем специальных тренировок.

Но есть и позитивная сторона: тренировки памяти у взрослых людей позволяет достичь превосходных результатов и продляют активность мозга, а значит, и молодость. Так что взрослым людям развивать память стоит даже в том случае, если нет никаких жалоб – просто в целях профилактики и самосовершенствования. Тем более что существуют увлекательные и даже забавные упражнения для тренировки памяти, можно выбрать по вкусу и темпераменту, и улучшать память с удовольствием и пользой. Так, совмещая приятное с полезным, вы сможете заметно улучшить память, внимание и другие важные ментальные способности, которые пригодятся и в работе, и в повседневной жизни.

Память. Виды памяти. Возрастные изменения памяти
Память – это основополагающее свойство нервной системы, благодаря которому живые существа могут учиться чему бы то ни было и хранить информацию о накопленном опыте. Память есть не только у людей, но и у животных, просто у них она менее развита. И этот факт подводит нас к закономерному вопросу: как же измерить память и оценить уровень ее развития? Какую память можно считать хорошей, а какую – неудовлетворительной, требующей улучшения? Подобные вопросы стоят перед психологами, нейрохирургами, педагогами по всему миру.

Однозначные ответы на них пока не найдены, но проделана огромная исследовательская работа, благодаря которой стали известны свойства и особенности памяти:
Кроме временных характеристик, память различают по содержанию (эмоциональная, образная), модальности (звуковая, зрительная, сенсорная, болевая), цели (произвольная, непроизвольная) и другим признакам. Но любая, даже самая прочная память подвержена возрастным изменениям. Это значит, что с годами замедляются метаболические и регенерационные процессы. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, так что запоминание, хранение и воспроизведение информации затрудняется. Единственный выход – развивать память взрослым людям, и начинать как можно раньше.

Как запоминать информацию и улучшить память?
Хотя естественные процессы старения и неизбежны, каждый человек сам управляет своим телом и разумом. Вы можете улучшить свою память и внимание, учитывая особенности механизмов запоминания. Кстати, их тоже для начала придется запомнить:
Педагоги знают, что для наилучшего запоминания нужно совместить несколько модальностей: проговорить материал вслух, записать его, обсудить с собеседником. Пользуйтесь перечисленными методами как можно чаще, чтобы лучше запоминать информацию. Постепенно поиск ассоциативных связей, группировка данных войдут в привычку и повысят способность к запоминанию. Не исключено, что в процессе использования вы найдете собственные способы запоминания: с помощью рифмы, визуального образа и т.п.

Как развить память у взрослого человека? Упражнения для тренировки памяти
Переутомление, избыток информации для запоминания, стрессы пагубно сказываются на способности запоминать информацию. Чтобы противостоять нагрузкам и заранее подготовить свою психику к возможной усталости, можно использовать простые упражнения для тренировки памяти:

  1. Определите, какой тип памяти развит у вас лучше других. Это индивидуально: одни люди лучше запоминают увиденное, другие – услышанное и т.п. Сильная сторона вашей памяти должна стать приоритетной – именно на ее развитие стоит направить максимум усилий. Значит, чтобы запомнить нечто, старайтесь получить информацию в подходящей для себя форме. Запишите, проговорите или даже зарисуйте. Повторите несколько раз – повторение закрепляет данные в памяти.
  2. Ознакомьтесь с приемами мнемоники. Это психологическая техника, направленная на прочное запоминание и развитие памяти у взрослых людей. Основные инструменты мнемоники – свободные ассоциации и условное кодирование. Для каждого материала можно и нужно подобрать рифму или закономерность. Яркий пример: стихотворение для запоминания цветов радуги («Каждый охотник желает знать…»), но вы можете придумать собственные или найти готовые примеры.
  3. Постарайтесь припомнить вчерашний день в подробностях, а заодно оцените свою память. Восстановите все события с точностью до 10-15 минут, в правильной последовательности. Эпизоды, которые не удастся вспомнить, пока опустите. Займитесь чем угодно, а через полчаса вернитесь к выполнению упражнения и заполните пробелы. Регулярно повторяйте составление «вчерашнего» списка дел, и со временем он будет получаться все лучше и лучше.
  4. Положитесь на свою память. Запланируйте любое дело на завтрашний вечер, не записывайте и не создавайте никаких напоминаний. Просто дайте себе установку: «завтра вечером я возьму с полки книгу и переложу ее на стол» (или любое другое действие, суть в не в нем самом). Проделывайте это регулярно с разными задачами самому себе в будущем.
  5. По дороге на работу, во время прогулки или похода по магазинам специально обращайте внимание на все объекты одного типа, который сами выбрали. Например, постарайтесь запомнить всех собак или всех девушек в длинных юбках, которых встретите по пути. Вечером прокрутите в голове получившийся список. Это упражнение удобно выполнять в паре, чтобы сверять данные.
Обратите внимание, что эти приемы рассчитаны преимущественно на взрослых людей, для детей лучше выбрать более простые упражнения или адаптировать эти в игровой форме. Но и детям, и взрослым для развития памяти однозначно полезны полноценный сон и свежий воздух для дыхания клеток мозга. Регулярно ешьте орехи, яичные желтки и свежие овощи, принимайте витаминные комплексы и минеральные вещества, способствующие улучшению памяти.

Пусть это похоже на каламбур, но для лучшего запоминания не забывайте, что память подобна мышце. Как и мускулы, хорошую память нужно качать, то есть тренировать. Поэтому используйте ресурсы памяти как можно чаще при любой возможности. Разгадывайте кроссворды, запоминайте расписание автобусов и заучивайте красивые стихи. Все эти действия помогают развивать память у взрослых и даже пожилых людей. Желаем долгих лет жизни, острого ума и только приятных воспоминаний!

Приветствую вас, дорогие читатели блога! Вы, наверное, не раз слышали, что память в некотором роде это хранилище нашего прошлого, генератор настоящего и основа будущего. Развитие памяти и внимания у взрослых – необходимость для современного человека. Сегодня мы как раз и поговорим о том, как это делать.

Что такое память и внимание?

Память есть у каждого. Другое дело, что не все умеют ею правильно пользоваться. Мы запоминаем множество фактов, образов и цифр. Без памяти жизнь выглядела бы совсем иначе.

По какой же тогда причине мы способны запомнить одного человека, но не в состоянии долго удержать в памяти имя или дату рождения другого? Легко запоминаем время одной встречи и вынужденно записываем дату другой?

Все проще, чем кажется на первый взгляд. Если мы что-то хорошо запомнили, это означает, что в данном случае были применены эффективные методы запоминания. Это произошло осознанно либо на бессознательном уровне. Если запомнить не удалось, значит метод оказался неподходящим.

Внимание и память тесно взаимосвязаны. Без умения сконцентрировать внимание на обязательном к запоминанию, а также без эмоциональной реакции от исследования определенного объекта невозможно выучить материал качественно. По своей сути внимательность, как и заинтересованность, это главные показатели хорошей работы краткосрочной памяти.

Внимание – способность к избирательному восприятию. Оно регулирует фиксацию объекта в кратковременной памяти человека. Характеризуется незначительным временем хранения полученной информации в небольшом объеме. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Причины рассеивания внимания

Перед рассмотрением вопроса о концентрации внимания следует понять, каковы причины рассеянности.

Согласно Даниэлю Канману, существует 2 уровня мышления:

  • Подсознательное - слой, функционирующий без волевых усилий. Реагирует на ряд раздражителей, имеет импульсивный характер.
  • Сознательное – группа критических и рациональных мыслительных процессов. Выполняет обрабатывающую функцию для исходящих от подсознания импульсов.

За все процессы, где необходимы логика и применение волевых усилий, отвечает сознательный уровень. Когда речь идет о рефлексах и реактивном поведении, это работа подсознательного уровня.

Система уровня сознания отвечает за все мыслительные процессы. При помощи нее мы способны концентрироваться на задании.

Наше сознательное мышление подвержено множественному влиянию внешних помех, что значительно усложняет процесс фокусировки.

Какие существуют раздражители?


Раздражители бывают двух типов:

  1. Сенсорные – музыка, телевизор, люди и так далее. От них можно легко избавиться, устранив физически.
  2. Эмоциональные – диалог с самим собой, непрерывный поток мыслей и тому подобное. Вызваны жизненными проблемами, стрессами, состоянием здоровья.

Чтобы избавиться от них, можно попытаться прибегнуть к волевым усилиям, забыть о насущных проблемах, сосредоточиться на задании, но это истощает резервы психики.

Есть и другой способ справиться с эмоциональными раздражителями. Для этого необходимо понимание того, что человеческому разуму свойственно сосредотачиваться на негативных переживаниях и событиях, поскольку они несут угрозу, а следовательно и требуют повышенного внимания. Подсознательно человек стремится их поскорее стереть.

Будет ошибкой пытаться убрать источник негативного влияния. В таком случае следует хорошо отдохнуть, восстановить силы и сделать негативные события своей мотивацией поскорее выйти из сложившейся ситуации.

Что помогает и что мешает запоминать?

Мотивация является важной составляющей в процессе запоминания любого объема информации. Для того чтобы сосредоточить внимание, всегда прибегайте к самомотивации.

К примеру, поставлена задача – запомнить данный материал. Это принесет огромную пользу в будущем для вашего саморазвития, карьеры, семьи. Проговаривайте все преимущества изучения и применения данной информации. Чем больше вы прочувствуете необходимость в этих действиях, тем эффективнее будет процесс запоминания.

Всё о мотивации, вы найдете в статье: « ».

Внешние шумы. Вы способны сконцентрироваться на работе, когда кругом суматоха? Чаще всего это приобретаемый навык, привычка.

Если человек живет в маленькой квартире или студенческом общежитии, его мозг вынужден адаптироваться к тяжелым условиям и делать свою работу, не обращая внимание на внешние раздражители.

Сложности делают нас сильнее. Чтобы повысить свой порог «непробиваемости», рекомендую искусственно создавать себе сложности. Например, сконцентрируйтесь на чтении, когда в наушниках играет музыка, пишите отчет о проделанной работе, сидя в МакДональдсе, где кругом ходят и шумят люди. Это будет утомлять вас быстрее, но результат не заставит себя ждать.

Жаль, нет награды «мистер и миссис непробиваемость». Уверен, вы бы смогли претендовать на первое место после таких тренировок.

Способы улучшения концентрации внимания


Касательно современных систем обучения ведётся множество споров, поскольку объективно отследить улучшения у пользователей крайне сложно. Существует онлайн-сервис викиум ру , который позволяет удобным и простым способом развивать память, внимание и мышление в целом, в любом удобном для вас месте.

Для того чтобы научиться технике включения и контроля произвольного внимания, следует делать специальные упражнения. Они помогают обрести концентрацию.

Безусловно, хорошей концентрации внимания нельзя достичь мгновенно, необходимо регулярно работать над повышением ее уровня.

Советы по прокачке концентрации:

  • Оставайтесь непреклонными. Очень часто человек останавливается на полпути, поддается соблазну избежать работы над собой. Старайтесь побороть это желание, например, применив правило «пятёрки». Если вы должны прочитать книгу, осильте еще пять страничек или используйте ещё 5 минут своего времени на это дело. В итоге вам может захотеться продолжить чтение.
  • Делайте только одно дело в одно время.Все другие вопросы подождут. Правило Миллера гласит о том, что доступный объем нашего внимания крайне ограничен.
  • Всегда окрашивайте деятельность эмоциями.При запоминании информации важно как внимание, так и эмоциональная отдача от производимых действий. Вплоть до того, что придумайте игру: каждые 5 страниц текста – возможность забросить 5 бумажных шариков в корзину для мусора.

Медитация и внимание

Существует множество самоучителей, онлайн-курсов и программ по тренировке памяти, внимания и концентрации. В этой статье приведу некоторые из них. Более подробно о разнообразии упражнений можно узнать из статьи на блоге ТОП 10 упражнений для развития памяти человека».

Лучший способ сконцентрироваться – медитация. В идеале такая тренировка должна войти в привычку. Начальный уровень – упражнение «зеленая точка». Его можно делать в любое время суток и в любом месте.

Описание техники «зеленая точка»:

  1. Расслабьте тело. Это возможно, когда вы сидите перед компьютером или во время обеденного перерыва.
  2. Представьте точку зелёного цвета на стене перед вами.
  3. Смотрите на воображаемую точку 3 минуты. Постепенно увеличивайте время, расширяя «комфортную» зону.
  4. Обратите внимание на периферию и на то, что находится сбоку от вас. Удерживайте все, что находится вокруг в зоне вашего внимания. При этом не сдвигайте глаза от воображаемой «зеленой точки».

Это простой, но крайне эффективный способ быстро научиться концентрировать внимание. Следствие – улучшение памяти.

Вообще, медитация это очень сильная практика, если её взять себе на вооружение то эффективность любого человека возрастет в разы. Подробнее о медитации вы можете прочитать в статье: .

Система развития интеллекта Рюты Кавашима


Япония известна прогрессом практически во всех областях. Здесь же и была разработана японская система развития интеллекта.

Согласно авторскому методу Рюты Кавашима, решение простых арифметических задач на время и чтение вслух задействуют все полушария мозга. Таким образом тренируется и развивается память, стираются негативные последствия. Чтение способствует замедлению старения мозга.

Автор провел эксперимент среди душевно больных, страдающих деменцией, болезнью Альцгеймера. По истечении 30 дней тренировок по системе Кавашимы у пациентов фиксировалось замедление развития болезни. Работа мозга значительно улучшалась. Отсрочить угнетение когнитивных функций при этой болезни ранее было практически невозможно. Сама книга автора состоит из ряда простых арифметических заданий, наглядных иллюстраций и комментариев.

Резюме

Если вы до сих пор не подписаны на блог, заполните форму внизу. Я вам буду высылать уведомления о новых полезных материалах.

Делитесь с друзьями полезной информацией. Возможно, они тоже рассеяны, и не знают, как с этим бороться. Помогите им разобраться в себе и стать лучше.

Всего вам доброго, до новых встреч!

3

Поделиться: