Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких. Изменения внешнего дыхания с возрастом

УДК 57.032

П. В. Михайлов, И. А. Осетров, А. А. Ахапкина, А. А. Муравьёв

Возрастные изменения внешнего дыхания у человека

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0214 и при поддержке РФФИ, грант № 12-04-00550-а.

Известно, что с возрастом адаптационные возможности организма человека снижаются, происходят структурные и функциональные изменения на уровне систем, органов и тканей. В статье представлены результаты исследования системы внешнего дыхания у лиц разного возраста от 20 до 70 лет. Для анализа степени достоверности и надежности показателей, а также их взаимосвязи использованы современные методы математической статистики.

Ключевые слова: жизненная емкость легких, возрастные изменения, коэффициент вариации, корреляционный анализ, биологический маркер.

P. V. Mikhailov, I. A. Osetrov, A. A. Akhapkina, A. A. Muravyov

Age Alterations in Parameters of the Person"s Respiration

It is known that an adaptability of the organism is reduced with age. The structural and functional changes at the level of systems, organs and tissues are appeared. In this paper are considered some results of the respiration research in subjects of the different age: from 20 to 70 years. To analyze the dynamics, reliability and the relationship of indicators the modern methods of mathematical statistics were explored.

Keywords: a lung vital capacity, age-related changes, a coefficient of variation, a correlation analysis, a biomarker.

Внешнее дыхание представляет собой первоначальное звено в системе транспорта кислорода к тканям и клеткам организма. На разных этапах онтогенеза в системе дыхания происходят структурные и функциональные изменения, которые могут оказывать существенное влияние на ход адаптационных процессов в организме. В многочисленных исследованиях показано, что при старении организма появляются возрастные изменения системы дыхания, и в том числе дыхательных путей, дыхательной мускулатуры и самих легких . При этом увеличивается частота дыхания в покое, возрастает его минутный объем, изменяются соотношения между легочной и альвеолярной вентиляцией, снижается согласованность процессов вентиляции и газообмена, значительно увеличивается физиологическое мертвое дыхательное пространство и снижается доля альвеолярной вентиляции в структуре минутного объема дыхания .

В пожилом возрасте может быть найдено сочетание респираторной, циркуляторной, гемической гипоксии, снижается интенсивность тканевого дыхания, чем и объясняется своеобразие гипокси-

ческих состояний в этом возрасте . Все эти изменения приводят не только к выраженному снижению приспособительных возможностей организма пожилого человека, но и могут являться фактором пульмонологического риска.

Целью исследования явилось определение возрастных изменений некоторых характеристик внешнего дыхания человека.

Материал и методы

Были обследованы 77 здоровых мужчин в возрасте от 20 до 70 лет. К здоровым относили тех, кто не имел хронических заболеваний (как зарегистрированных в медицинских документах, так и в анамнезе) и не предъявлял жалоб в день обследования. У испытуемых определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ) спирометром Спиротест и рассчитывали жизненный индекс (ЖИ). Рассчитывали также должную величину ЖЕЛ (ДЖЕЛ) по формуле ДЖЕЛ = 5,2*рост -0,029*возраст-3,2. Определяли отношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ, наиболее полно отражающее возможности респираторной системы. Для характеристики рассеивания средней величины (М) при-

© Михайлов П. В., Осетров И. А., Ахапкина А. А., Муравьёв А. А., 2012

ведены значения среднеквадратического отклонения (о) и коэффициент вариации (КВ). Достоверность различий между возрастными группами определяли с использованием непараметрического критерия %2. Оценку тесноты взаимосвязи между исследуемыми показателями проводили с помощью корреляционного анализа.

Для анализа возрастных изменений параметров внешнего дыхания все испытуемые были разделены на 5 возрастных групп (табл. 1).

Весоростовые характеристики ист

Результаты и их обсуждение

Измерение антропометрических показателей у лиц разного возраста показало, что длина тела в 1, 2 и 3 группах существенно не различалась, а в 4 и 5 группах она была достоверно меньше (р<0,05). Наиболее высокие средние значения массы тела были зарегистрированы в группах 2 и 3, они достоверно отличались от показателей группы 5 (р<0,05).

Таблица 1

уемых в разных возрастных группах

Группы 1 2 3 4 5

Возраст 20-29 лет, (n=21) 30-39 лет, (n=20) 40-49 лет, (n=14) 50-59 лет, (n=10) 60-69 лет, (n=12)

Длина тела, см 182,3±5,9 182,6±6,8 180,0±4,1 177,3±7,6 172,0±6,2

Масса тела, кг 80,5±12,3 89,0±16,3 88,9±12,4 83,9±10,8 71,5±7,3

В табл. 2 представлены показатели внешнего дыхания в разных возрастных группах. Величина ЖЕЛ прогрессивно уменьшается, на что указывает возрастающая разница между соседними возрастными группами. Между 1 и 2, а также 2 и 3 группой разница была равна 5 %, между 3 и 4 -6 %. Максимальные различия были зарегистрированы между 4 и 5 группой - 16 %. Различия между соседними группами были статистически достоверными (р<0,05). Изменения величины ЖЕЛ в сформированных возрастных группах с высоким уровнем надежности описывает уравнение линейной регрессии у = - 42,5х+6708,3 (Я2=0,96) (рис. 1). Величина КВжел с возрастом

Показатели внешнего дыхания в

снижается, что указывает на повышение надежности показателя ЖЕЛ.

Полученные результаты согласуются с данными литературы , в которых авторы указывают на снижение ЖЕЛ с возрастом, а более выраженные изменения наблюдаются с 30 до 50 лет. В нашем исследовании наибольшие инволюционные изменения были зарегистрированы в период 50-70 лет. Вместе со снижением ЖЕЛ у лиц пожилого возраста может происходить снижение жизненной емкости выдоха и емкости вдоха, которые относят к рестриктивным ограничениям, приводящим к изменению механики дыхания .

Таблица 2

иных возрастных группах (M±a)

" "------Показатели Группы ~ "-■-^^ ЖЕЛ, мл ЖЕЛ/ДЖЕЛ, % ЖИ, отн. ед. КВЖЕЛ % КВЖИ %

1 20-29 лет 5555,3±780,5 97,8 69,7±7,3 14,0 10,4

2 30-39 лет 5263,6±791,8 99,5 60,4±11,3 15,0 18,7

3 40-49 лет 4992,3±608,9 101,4 57,1±10,8 12,2 18,9

4 50-59 лет 4216,7±360,1 104,0 52,8±6,6 8,5 12,8

5 60-69 лет 3954,5±307,8 102,5 56,0±6,8 7,8 12,1

Показатель ЖЕЛ/ДЖЕЛ демонстрирует фактическую величину ЖЕЛ в процентном отношении от должной ЖЕЛ. В 1 и 2 группах фактические значения ЖЕЛ немного уступали должным

величинам, а в 3, 4 и 5 группах превышали их. Но различия не превышали 4 %. Превышение должных значений ЖЕЛ любой степени не является отклонением от нормы, индивидуальные

значения ЖЕЛ иногда превышают ДЖЕЛ на 30 % и более. ЖЕЛ считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80 % ДЖЕЛ .

Величина ЖИ характеризует относительные возможности дыхательной системы индивида. Полученные данные указывают на снижение этого показателя с возрастом, что подтверждается достоверными различиями между первой и остальными группами (р<0,05). Разница величины ЖИ в 1 и 2 группах была наиболее выраженной и составила 13 %. Различия между следующими

Корреляционный анализ показал, что имеется взаимосвязь характеристик внешнего дыхания с возрастом. В объединенной группе коэффициент корреляции между ЖЕЛ и возрастом составил 0,57 (р<0,05). Известно, что ЖЕЛ зависит от весоросто-вых характеристик индивида. Поскольку в старших возрастных группах длина и масса тела снижались, то возможно влияние этих показателей на направленность изменений параметров внешнего дыхания. Для исключения влияния весоростовых характеристик проводили частную корреляцию. При этом теснота взаимосвязи ослабевала (г= - 0,37), но оставалась статистически значимой (р<0,05). Регрессионное уравнение, описывающее вышеуказанную взаимосвязь в возрастном ряду от 20 до 70 лет, позволило установить, что величина ЖЕЛ снижается в среднем на 340 мл (6-7 %) каждые 10 лет.

В исследовании Л. Б. Ким было определено, что минутный объем дыхания с возрастом

соседними группами были менее выраженными и не превышали 5 %. Небольшое повышение ЖИ в старшей возрастной группе связано с меньшей массой тела у лиц 60-70 лет (табл. 2). Уравнение, описывающее взаимосвязь ЖИ с возрастом, имеет вид: у = - 0,35х+75,0 при величине достоверности аппроксимации данных Я2=0,73 (рис. 1). Величина КВжи изменяется в диапазоне 10-19 %, что свидетельствует об уменьшении надежности показателя ЖИ с возрастом, по сравнению с абсолютной величиной ЖЕЛ.

снижается в среднем на 6 % каждые 10 лет, а частота дыхания при этом существенно не изменяется. В ряде работ отмечено, что у лиц старше 30-40 лет происходит снижение эластической тяги легких, ограничение функциональных возможностей экспираторных мышц, лимитирующих скорость воздушного потока в больших и средних бронхах. Следовательно, возрастные изменения охватывают как морфологическую структуру бронхиальной системы легких, так и респираторную мускулатуру.

Таким образом, возрастные изменения параметров внешнего дыхания происходят закономерно, непрерывно и однонаправлено. Величина ЖЕЛ является воспроизводимым и объективным показателем, который отражает адаптационные возможности дыхательной системы и может являться удовлетворительным маркером биологического возраста.

ЖЕЛ --А---ЖИ

■Линейный (ЖЕЛ)

Линейный (ЖИ) 90,0

y = -42,5x + 6708,3

y = -0,35x + 75,0 R2 = 0,73

10 20 30 40 50 60 70 80 Возраст, годы

Рис. 1. Возрастные изменения ЖЕЛ и ЖИ

1. Белозерова, Л. М., Одегова, Т. В. Метод определения биологического возраста по спирографии [Текст] / Л. М. Белозерова, Т. В. Одегова // Клиническая геронтология. - 2006. - Т. 12, № 3. - С. 53-56.

2. Букова, А. В. Особливосп мехашки дихання у жшок похилого в^ [Текст] / А. В. Букова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iM. В.1. Вернадського. Серiя «Бюлопя, xiMia». - 2011. -Т. 24 (63), № 2. - С. 83-90.

3. Гриппи, М. А. Обмен газов в легких. Гл. 9 [Текст] / М. А. Гриппи // Патофизиология легких; под ред. Ю. В. Наточина. - М. : Бином, 1997. - С. 137-150.

4. Гришин, О. В., Устюжанинова, Н. В. Дыхание на Севере. Функция. Структура. Резервы. Патология [Текст] / О. В. Гришин. - Новосибирск: Art-Avenue, 2006. - 253 с.

5. Иванов, К. П. Современные проблемы дыхательной функции крови и газообмена в легких [Текст] / К. П. Иванов // Физиол. журн. СССР им. И. М. Сеченова. - 1992. - 78 (11). - С. 11-26.

6. Иванов, Л. А. Эластические свойства легких в пожилом и старческом возрасте [Текст] / Л. А. Иванов // Физиология человека. - 1996. - 22 (6). - С. 82-85.

7. Ким, Л. Б. Состояние внешнего дыхания у жителей Крайнего Севера в зависимости от возраста и полярного стажа [Текст] / Л. Б. Ким / Бюллетень СО РАМН. - 2010. - Т. 30. - С. 18-23.

;ский список

8. Колчинская, А. З. Общие представления о гипоксии нагрузки, ее генезе и компенсации [Текст] / А. З. Колчинская, Е. Г. Лябах, М. М. Филиппов // Вторичная тканевая гипоксия; под ред. А. З. Колчинской. - К. : Наук. думка, 1983. - С. 183-191.

9. Коркушко, О. В., Иванов, Л. А. Гипоксия и старение [Текст] / О. В. Коркушко, Л. А. Иванов. - Киев: Здоровья, 1980. - 276 с.

10. Шишкин, Г. С. Функциональные взаимосвязи в системе внешнего дыхания у здоровых мужчин [Текст] / Г. С. Шишкин [и др.] // Бюллетень СО РАМН. - 2007. - № 1 (123). - С. 20-25.

11. Шок, В. Н. Показатели функционального возраста [Текст] / В. Н. Шок // Геронтология и гериатрия. Ежегодник. Современные проблемы геронтологии. -Киев, 1978. - С. 58-65.

12. Crapo R.O. The role of reference values in interpreting lung function tests // Eur. Respir.J., 2004. - Vol. 24, № 3. - P. 341-342.

13. Dean W. Biological aging measurement. // J. Geronto - geriatrics, 1998. - V. 1, N 1. - P. 64-85.

14. Guenette J. A. Witt J. D., McKezie D. C. Respiratory mechanics during exercise in endurance-trained men and women // J. Physiol., June 15, 2007. - 581(3). -Р. 1309-1322.

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма

Морфологические особенности дыхания ребенка первых дней жизни связаны с узкими носовыми проходами, что затрудняет дыхание через нос. Кроме того, ребра у новорожденных расположены под прямым углом к позвоночнику, а межреберные мышцы еще недостаточно развиты, поэтому дыхание поверхностное и частое.

Относительно большая печень затрудняет движения диафрагмы, поэтому мал объем дыхания. В дальнейшем тип дыхания устанавливается индивидуально и в зависимости от пола становится преимущественно диафрагмальным, грудным или смешанным.

В ходе созревания органов дыхательной системы происходит смена типов дыхания: у грудных детей дыхание грудобрюшное, в 3–7 лет – грудное. В 7–8 лет появляются половые различия в типах дыхания. К 14–17 годам у юношей имеет место наиболее эффективное брюшное дыхание, у девушек – грудное. Однако тип дыхания может измениться, если ребенок или подросток занимается спортом.

Вентиляция легких у детей грудного и более старшего возраста

Дыхательная система ребенка характеризуется рядом морфофункциональных особенностей, обусловленных незавершенностью формирования бронхолегочного аппарата. Развитие легких ребенка заключается в увеличении их размеров, в преобладании альвеол и альвеолярных ходов, увеличении емкости альвеол и эластических элементов в соединительнотканных прослойках. Увеличение размеров легких происходит до 16 лет. Наиболее интенсивный рост отмечается в первые 3 месяца и в период с 13 по 16 лет. Дыхательная поверхность легких у детей по сравнению со взрослыми относительно больше.

Грудная клетка маленьких детей всегда находится в состоянии максимального вдоха: ребра расположены под прямым углом по отношению к позвоночнику, поэтому компенсация кислородной недостаточности за счет углубления дыхания практически невозможна. Собственно дыхательная мускулатура у новорожденных развита слабо, поэтому в дыхательном акте с первых часов после рождения участвуют мышцы живота.

Частота дыхательных движений у детей с возрастом меняется в сторону уменьшения. Меняется и емкость легких. О последней можно судить по ряду показателей. Чаще всего используется изменение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В первые годы жизни ребенка измерение ЖЕЛ невозможно, т. к. при этом требуется произвольное углубление дыхания, чего не может сделать ребенок примерно до 4–6 лет.

Минутный объем дыхания с возрастом увеличивается. Для обеспечения потребности растущего детского организма на каждый килограмм массы требуется больше кислорода, чем у взрослого, однако артериовенозная разница по кислороду во всех возрастных периодах достигается тем, что минутный объем дыхания у детей больше, чем у взрослых.

Усиление газообмена обусловлено усилением вентиляции в основном за счет учащения дыхания, а не углубления его, как это имеет место у взрослых.

В связи с тем, что у детей до 1 года дыхательные движения очень часты, эффективность дыхания у них соответственно меньше, о чем свидетельствует газовый состав выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Лишь к 14 годам эти показатели приближаются к значениям, характерным для взрослого человека. В течение всего первого года жизни ребенок находится как бы в состоянии физиологической одышки. При этом отношение числа дыханий к числу сердечных сокращений составляет у новорожденного 1:2, в 1 год – 1:3, у взрослого – 1:4.

Т. к. интенсивность окислительных процессов с возрастом падает, то уменьшается и величина газообмена, перечитанная на 1 кв. м поверхности или на 1 кг массы.

При гипоксии вначале происходит гипервентиляция, но небольшая и нестойкая, а через 3–5 минут она сменяется депрессией и даже остановкой дыхания. Следовательно, защита новорожденных от гипоксии развита слабо. Однако устойчивость нервных клеток к гипоксии у них выше, чем у взрослых. Новорожденные дети могут вынести такие степени гипоксии, при которых взрослые погибают.

Наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после глубокого вдоха, – жизненная емкость легких, достигает уровня взрослых к 16–17 годам. У мужчин она обычно больше, чем у женщин.

Легочная вентиляция. В покое у взрослого человека эта величина составляет 5–6 л/мин. У новорожденного ребенка минутный объем дыхания составляет 650–700 мл/мин, к концу 1 года жизни достигает 2,6–2,7 л/мин, к 6 годам – 3,5 л/мин, в 10 лет – 4,3 л/мин, а у подростков – 4,9 л/мин. При физической нагрузке минутный объем дыхания может очень существенно увеличиваться, достигая у юношей и у взрослых 100 л/мин и более.

Частота и глубина дыхания. Дыхательный акт, состоящий из вдоха и выдоха, имеет две основные характеристики – частоту и глубину. Частота – это количество дыхательных актов в минуту. У взрослого человека эта величина обычно составляет 12–15, хотя она может изменяться в широких пределах. У новорожденных частота дыхания во время сна достигает 50–60 в минуту, к годовалому возрасту снижается до 40–50, затем по мере роста происходит постепенное снижение этого показателя. Так, у детей младшего школьного возраста частота дыхания составляет обычно около 25 циклов в минуту, а у подростков – 18–20. Прямо противоположную тенденцию возрастных изменений демонстрирует дыхательный объем, т. е. мера глубины дыхания. Он представляет собой среднее количество воздуха, которое поступает в легкие за каждый дыхательный цикл. У новорожденных он очень мал – всего 30 мл или даже меньше, к годовалому возрасту увеличивается до 70 мл, в 6 лет становится свыше 150 мл, к 10 годам достигает 240 мл, в 14 лет – 300 мл. У взрослого дыхательный объем в покое превышает 500 мл.

Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста в период полового созревания, при мышечной работе

У новорожденных периодичность дыхания еще нерегулярна. Серии частых дыханий чередуются с редкими, порой возникают глубокие вдохи. Возможны и внезапные остановки дыхания, что объясняется низкой чувствительностью нейронов дыхательного центра (в продолговатом мозге) к содержанию СО 2 и частично О 2 . Поэтому новорожденные и грудные дети более устойчивы к гипоксии (недостатку кислорода). Чувствительность нейронов дыхательного центра к содержанию CO 2 с возрастом повышается, достигая уровня «взрослого» состояния к 7–8 годам. К 11 годам уже хорошо выражена приспособляемость дыхания к различным условиям.

В период полового созревания происходит некоторое нарушение регуляции дыхания и снижается устойчивость к недостатку кислорода. Дети и подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. Поэтому чистота воздуха и его физико-химические свойства, которые зависят от температуры воздуха в помещении, имеют большое значение для здоровья и поддержания высокой работоспособности детей и подростков.

Интенсивность обмена в различные периоды развития ребенка во многом зависит от особенностей регуляции дыхания. В связи с незрелостью нервных центров и рецепторного аппарата у новорожденных возбудимость дыхательного центра значительно снижена. Хеморецепторы каротидного синуса и дуги аорты начинают функционировать примерно с 15–18-го дня после рождения. Низкая возбудимость дыхательного центра сохраняется довольно продолжительное время. Лишь к школьному периоду она достигает нормальных для взрослого человека значений. В период полового созревания можно обнаружить некоторое повышение возбудимости дыхательного центра. У подростков в данный период наблюдается повышенная чувствительность к недостатку кислорода.

Особенности регуляции дыхания детей связаны с постепенным формированием дыхательного центра. Дыхательные движения плода обусловлены активностью дыхательного центра продолговатого мозга и после отделения его от спинного прекращаются При гиперкапнии и ацидозе частота дыхательных движений плода увеличивается путем раздражения центральных хеморецепторов, т. к. периферические еще не развиты. Гипоксия первоначально учащает дыхательные движения, действуя непосредственно на мозг, но при углублении гипоксии дыхание плода ослабляется.

У новорожденного ребенка ритмическая смена вдохов и выдохов обусловлена деятельностью дыхательных нейронов продолговатого мозга, а также возбуждением рецепторов растяжения и ирритантных легочных рецепторов, но дыхательная периодика нерегулярна: частое дыхание чередуется с редким, примерно 1 раз в минуту возникают глубокие вздохи, иногда наступает задержка дыхания на 3 и более секунд. Это особенно часто наблюдается в период быстрого сна. Повышение легочной вентиляции на увеличение СО 2 во вдыхаемом воздухе выражена значительно слабее, чем у взрослых, и осуществляется через центральные хеморецепторы.

У детей с пониженной реакцией на СО 2 во время сна происходят длительные задержки дыхания. Это бывает причиной внезапной смерти детей. С возрастом повышение вентиляции легких в ответ на гиперкапнию и гипоксию увеличивается, но даже к 8–9 годам реакция в ответ на гиперкапнию и гипоксию у детей слабее, чем у взрослых, почти два раза.

У детей младшего школьного возраста сохраняется пониженная чувствительность к избытку СО 2 и недостатку О 2 . В период полового созревания наблюдается обратное явление. В процессе роста ребенка регуляция дыхания совершенствуется благодаря развитию периферических рецепторов и центра пневмотаксиса в варолиевом мосту. Появляется способность к произвольному управлению дыханием, условно-рефлекторное повышение легочной вентиляции перед физическими нагрузками. Однако у детей в 7–8 лет и даже 12–14 лет физические нагрузки должны сочетаться с отдыхом и только к 17–18 годам подростки способны к длительной мышечной работе.

Произвольная регуляция дыхания развивается вместе с развитием речи. Совершенствование этой регуляции отмечается в первые годы жизни. Пневмограмма детей, особенно новорожденных и грудного возраста, отличается большой вариабельностью амплитуды и соотношений отдельных элементов кривой. На фазе вдоха часто видны дополнительные волны добавочных вдохов. Ритм дыхания относительно правильный наблюдается только в состоянии сна и при сосредоточении внимания ребенка, при полном торможении его двигательной активности. Во время обычного бодрствования на кривой отмечается периодическое дыхание.

Глава 7
Физиология пищеварения

Соотношение типов питания и особенности системы пищеварения в онтогенезе

Система пищеварения ребенка обладает рядом существенных особенностей, отличающих ее от системы пищеварения взрослого. Это обусловлено как недоразвитием важнейших структурных элементов в морфологическом и функциональном отношениях, так и тем, что система пищеварения ребенка, особенно первых месяцев жизни, характеризуется четкой возрастной специализацией к определенному виду и форме питания. Кроме того, в связи с ростом организма ребенка потребность в пластических и энергетических материалах столь велика, что его система пищеварения должна работать гораздо более интенсивно, чем у взрослого человека.

Наибольшие морфофункциональные особенности органов и системы пищеварения свойственны новорожденным и детям грудного возраста. Как известно, внутриутробно плод получает все необходимое из материнской крови и околоплодных вод практически непрерывно. После перевязки пуповины поступление питательных веществ в организм ребенка прекращается, что вызывает немедленное обеднение крови новорожденного питательными веществами и обусловливает резко выраженное повышение возбудимости пищевого центра, внешним проявлением которого служит крик, поисковые рефлексы и особенно способность осуществлять активные сосательные движения в первые же 10–15 минут после перевязки пуповины.

Эндогенное возбуждение пищевого центра длится в среднем 1–1,5 часа, а начиная со второго часа после рождения вплоть до 12-го часа оно угасает. Проявлением этого служит утрата способности ребенка самостоятельно пробуждаться в течение 12–16 часов и отсутствие искательных пищевых реакций. Чтобы вызвать сосательные движения в этом периоде, требуется искусственное рефлекторное возбуждение (раздражение губ, щек, полости рта путем вкладывания соска в рот, вкусовыми и температурными свойствами молока).

Сразу же после рождения ребенок имеет все необходимое для перехода на новый тип принятия пищи – питание экзогенной пищей.

Знание особенностей функционирования системы пищеварения детского возраста является непременным условием не только для организации полноценного питания, но и предпосылкой профилактики расстройств пищеварения у детей.

Недоучет ферментных возможностей пищеварительного тракта и назначение прикорма в то время и в том виде, когда для его усвоения еще нет физиологических условий, легко вызывает резкие нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Педиатру и родителям необходимо не только учитывать возрастные особенности системы пищеварения, но и иметь представление об основных видах и формах пищевых продуктов, включение которых наиболее целесообразно в каждом возрасте.

В частности, нужно помнить, что молозиво и грудное молоко являются единственным естественным видом пищи ребенка в течение первых 5 месяцев жизни, поскольку отвечают всем физиологическим особенностям системы пищеварения детей этого возраста. Существующее среди некоторых педиатров мнение о нецелесообразности кормления новорожденных молозивом с физиологической точки зрения неверно. Действительно, во-первых, молозиво уже есть в достаточном количестве к моменту рождения ребенка. Во-вторых, оно очень богато белком (9–12 %), в нем содержится 4–5 % жира, общая калорийность молозива в два раза выше зрелого молока. В-третьих, в молозиве содержатся необходимые для новорожденного ферменты (каталаза, пероксидаза), а также антитела и антитоксины, имеющие чрезвычайно важное значение для формирования резистентности организма. В-четвертых, молозиво хорошо утилизируется организмом новорожденного.

Вместе с тем не следует забывать, что после 5 месяцев грудное молоко уже не может полностью удовлетворять потребностям организма в питательных веществах. Затянувшееся свыше 6–7 месяцев кормление грудным молоком без добавок других видов пищи ведет к развитию у детей анемии, запоров и снижению тургора тканей. Причиной анемии является недостаточное содержание в грудном молоке железа.

Ранее пятого месяца переводить ребенка на смешанное питание нецелесообразно, а иногда и опасно, т. к. желудочно-кишечный тракт еще недостаточно сформирован и к тому же чувствительность его к необычным пищевым раздражителям высокая. С пятого-шестого месяца прикармливание становится и возможным, и необходимым, поскольку ЖКТ претерпевает существенные преобразования. В частности, емкость желудка с 30–40 мл при рождении увеличивается до 100 мл к третьему месяцу и до 300 мл к одному году. Более интенсивно происходит слюноотделение, нарастает секреторная активность желез желудка, сокоотделение в желудке начинает протекать в обе фазы – сложнорефлекторную и нервно-химическую, т. е. создаются предпосылки для эффективного усвоения новых видов и форм питательных веществ, которые необходимы для дальнейшего роста и развития организма.

Переходить на смешанный тип питания следует осторожно и постепенно. Само питание по мере того, как ребенок растет, должно становиться все более разнообразным по набору питательных веществ и форме их приема.

Не менее важным вопросом для правильной организации полноценного питания новорожденных и грудных детей наряду с подбором продуктов является режим питания. В связи с этим необходимо помнить, что у физиологически зрелых новорожденных весом 3–3,5 кг очередное возбуждение пищевого центра возникает сразу же после опорожнения желудка, т. е. в среднем через 2,5–3 часа. Ночью эта периодичность полностью сохраняется. Следовательно, новорожденные должны получать питание не менее 8 раз в сутки, а не 6, как это чаще всего делается в настоящее время. При несоблюдении указанной периодичности очередное кормление, проводимое через 4 часа (при шестикратном кормлении), может совпасть с периодом пониженной возбудимости пищевого центра, либо с его полным торможением, следствием чего может быть плохой прием пищи или отказ от нее. Спустя 40–60 минут, когда произойдет естественное ритмическое возбуждение пищевого центра, ребенок будет проявлять «непонятное» для окружающих беспокойство.

Следует также помнить, что у новорожденных хорошо развита вкусовая рецепция, в особенности по отношению к горькому и соленому. Это важно иметь в виду при кормлении ребенка грудью, т. к. иногда пахучие вещества (чеснок, лук), а также спиртные напитки и лекарства (хинин и др.), употребляемые матерью, поступают в молоко и могут вызвать снижение аппетита ребенка и даже спровоцировать отказ от грудного кормления.

Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания

Секреция слюны у ребенка начинается сразу после рождения, хотя при питании молоком нет необходимости смачивать пищу и гидролизировать отсутствующие в молоке полисахариды. Слюна в этот период играет роль герметизатора ротовой полости при сосании, иначе ребенок заглатывал бы большие количества воздуха, которые раздували бы его желудок и кишечник. С переходом на питание твердой пищей количество образующейся слюны увеличивается. Масса трех пар слюнных желез новорожденного составляет 6 г. В течение первых 6 месяцев жизни она увеличивается в 3 раза и почти в 5 раз в течение первых двух лет.

После окончания периода молозивного вскармливания в слюне появляется лизоцим, который до того поступал в организм новорожденного с молоком матери. Таким образом, иммунологическая, защитная, функция слюны формируется уже в раннем постнатальном онтогенезе. Следует отметить, что, будучи «входными воротами» для множества инфекций, ротоглоточная область обильно снабжена лимфоидной тканью. Так, две нёбные миндалины (язычная и носоглоточная) образуют почти полное кольцо лимфоидной ткани, окружающей глотку. Наибольшего развития железы достигают в период от 1 года до 5–6 лет, после чего постепенно подвергаются инволюции. Новорожденный секретирует 0,6–6 мл слюны в час, при сосании это количество может возрастать до 24 мл/час. Секреция слюны у детей школьного возраста колеблется от 12 до 18 мл/час, причем уже у семилетних детей количество вырабатываемой слюны практически такое же, как у взрослых. У детей до 7–10 лет слюна имеет слабощелочную реакцию. После начала полового созревания слюна становится слабокислой.

Нежная, обильно снабженная кровеносными сосудами слизистая ротовой полости в первые 1,5–2 месяца очень ранима, т. к. в это время отмечается относительная сухость во рту из-за недостаточности слюной секреции. С 4–6 месяцев слюноотделение у грудных детей значительно усиливается. У детей доказана непрерывность секреции слюны, причем наибольшее ее количество выделяется во время приема пищи. В промежутки между приемами пищи слабая секреция слюны продолжается, но ребенок еще не умеет глотать слюну, что обусловливает постоянное (физиологическое) слюнотечение, которое прекращается к 1–1,5 годам. Слюноотделение усиливается в период прорезывания зубов. С переходом на более твердую пищу количество слюны увеличивается. У семилетних детей количество слюны такое же, как у взрослых. Отличает ее только слабощелочная реакция. После периода полового созревания слюна становится слабокислой.

В слюне новорожденных содержится амилаза, способная расщеплять крахмал и гликоген. Позднее появляется фермент мальтаза, расщепляющая мальтозу до глюкозы.

Активность амилазы слюны резко возрастает в течение первого года достигая практически тех же значений у годовалого ребенка, что и у взрослого. Наибольшее содержание амилазы в слюне наблюдается в возрасте от 2 до 7 лет, после 13 лет оно заметно снижается. Такая динамика не случайна. Дети раннего возраста должны усваивать большое количество углеводов, которые необходимы для питания их интенсивно развивающегося мозга.

Помимо ферментов в слюне новорожденных содержится лизоцим, обладающий выраженным бактерицидным действием. Муцин слюны предохраняет слизистую оболочку рта от повреждений, а азотистые соединения и минеральные соли слюны, смешиваясь с частицами молока, способствуют образованию в желудке более нежных рыхлых комочков казеина, что облегчает их переваривание в желудке и кишечнике.

Доношенный ребенок рождается с достаточно выраженной сосательной функцией, которая в течение первых дней претерпевает ряд определенных изменений. Дело в том, что акт сосания – сложный процесс, требующий строгой координации между дыханием, сосанием и глотанием. У взрослого человека глотание не может осуществляться одновременно с дыханием. У новорожденного все три процесса протекают одновременно. Этому способствует то, что вход в гортань новорожденного расположен выше, чем у взрослого. Акт сосания в течение нескольких дней становится все более совершенным и автоматизированным.


Дыхание плода . Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их возникновения является уменьшение содержания кислорода в крови плода.

Дыхательные движения плода заключаются в небольшом расширении грудной клетки, которое сменяется более длительным спадением, а затем еще более длительной паузой. При вдохе легкие не расправляются, а только возникает небольшое отрицательное давление в плевральной щели, которое отсутствует в момент спадения грудной клетки. Значение дыхательных движений плода заключается в том, что они способствуют увеличению скорости движения крови по сосудам и ее притоку к сердцу. А это приводит к улучшению кровоснабжения плода и снабжения тканей кислородом. Кроме того, дыхательные движения плода рассматриваются как форма тренировки функции легких.

Дыхание новорожденного. Возникновение первого вдоха новорожденного обусловлено рядом причин. После перевязки пупочного канатика у новорожденного прекращается плацентарный обмен газов между кровью плода и матери. Это приводит к увеличению содержания в крови углекислого газа, раздражающего клетки дыхательного центра и вызывающего возникновение ритмического дыхания.

Причиной возникновения первого вдоха новорожденного является изменение условий его существования. Действие различных факторов внешней среды на все рецепторы поверхности тела становится тем раздражителем, который рефлекторно способствует возникновению вдоха. Особенно мощным фактором является раздражение кожных рецепторов.

Первый вдох новорожденного особенно труден. При его осуществлении преодолевается упругость легочной ткани, которая увеличена за счет сил поверхностного натяжения стенок спавшихся альвеол и бронхов. Уменьшению сил поверхностного натяжения способствует образовавшийся в альвеолах сурфактант . Считают, что для растяжения легких необходимо определенное изменение формы грудной клетки с возрастом, соответствие силы сокращения дыхательных мышц и растяжимости легочной ткани. Если мышцы слабы, растяжения легких не произойдет, и дыхательные движения не возникнут.

После возникновения первых 1 – 3 дыхательных движений легкие полностью расправляются и равномерно наполняются воздухом. Во время первого вдоха давление воздуха в легких становится равным атмосферному и легкие растягиваются до такой степени, что листки висцеральной и париетальной плевры соприкасаются между собой.

Грудная клетка растет быстрее, чем легкие, поэтому в плевральной полости возникает отрицательное давление, и создаются условия для постоянного растяжения легких. Создание отрицательного давления в плевральной полости и поддержание его на постоянном уровне зависит и от свойств плевральной ткани. Она обладает высокой всасывательной способностью. Поэтому газ, введенный в плевральную полость и уменьшивший в ней отрицательное давление, быстро всасывается, и отрицательное давление в ней снова восстанавливается.

Механизм акта дыхания у новорожденного. Особенности дыхания ребенка связаны со строением и развитием его грудной клетки. У новорожденного грудная клетка имеет пирамидальную форму, к 3 годам она становится конусообразной, а к 12 годам – почти такой же, как и у взрослого. Верхние ребра, рукоятка грудины, ключицы и весь плечевой пояс у новорожденного расположены высоко. Все ребра лежат почти горизонтально, дыхательная мускулатура слаба. В связи с таким строением грудная клетка принимает незначительное участие в акте дыхания. Оно осуществляется в основном за счет опускания диафрагмы.

У новорожденных эластичная диафрагма, ее сухожильная часть занимает малую площадь, а мышечная – большую. По мере развития мышечная часть диафрагмы увеличивается еще больше. Она начинает атрофироваться с 60-летнего возраста, и взамен ее увеличивается сухожильная часть.

Поскольку у грудных детей в основном диафрагмальное дыхание, то во время вдоха должно преодолеваться сопротивление внутренних органов, находящихся в брюшной полости. Кроме того, при дыхании приходится преодолевать упругость легочной ткани, которая у новорожденных еще велика и уменьшается с возрастом. Приходится преодолевать также бронхиальное сопротивление, которое у детей значительно больше, чем у взрослых. А поэтому работа, затрачиваемая на дыхание, у детей значительно больше по сравнению со взрослыми.

Изменение с возрастом типа дыхания. Диафрагмальное дыхание сохраняется вплоть до второй половины первого года жизни. По мере роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. При этом у грудных детей наступает смешанное дыхание (грудобрюшное), причем более сильная подвижность грудной клетки наблюдаются в ее нижних отделах. В связи с развитием плечевого пояса (3 – 7 лет) начинает преобладать грудное дыхание. С 8 – 10 лет возникают половые различия в типе дыхания: у мальчиков устанавливается преимущественно диафрагмальный тип дыхания, а у девочек – грудной.

Изменение с возрастом ритма и частоты дыхания. У новорожденных и грудных детей дыхание аритмичное. Аритмичность выражается в том, что глубокое дыхание сменяется поверхностным, паузы между вдохами и выдохами неравномерны. Продолжительность вдоха и выдоха у детей короче, чем у взрослых: вдох равен 0,5 – 0,6 с (у взрослых – 0,98 – 2,82 с), а выдох – 0,7 – 1 с (у взрослых – от 1,62 до 5,75 с). Уже с момента рождения устанавливается такое же, как и у взрослых, соотношение между вдохом и выдохом: вдох короче выдоха.

Частота дыхательных движений у детей уменьшается с возрастом. У плода она колеблется в пределах 46 – 64 в минуту. До 8 лет частота дыханий (ЧД) у мальчиков больше, чем у девочек. К периоду полового созревания ЧД у девочек становится больше, и это соотношение сохраняется в течение всей жизни. К 14 – 15-летнему возрасту ч. д. приближается к величине у взрослого человека.

Частота дыхания у детей значительно больше, чем у взрослых, изменяется под влиянием различных воздействий. Она увеличивается при психическом возбуждении, небольших физических упражнениях, незначительном повышении температуры тела и среды.

Изменение с возрастом величины дыхательного и минутного объемов легких, их жизненной емкости. Жизненная емкость легких, дыхательный и минутный объемы у детей с возрастом постепенно увеличиваются в связи с ростом и развитием грудной клетки и легких.

У новорожденного ребенка легкие малоэластичны и относительно велики. Во время вдоха их объем увеличивается незначительно, всего на 10 – 15 мм. Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания.

С возрастом абсолютная величина МОД увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125, а у 15 – 17-летних – 110). Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О 2 .

Величина ЖЕЛ увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она равна 710-800 мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл. С 18 до 25 лет жизненная емкость легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается. Величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем у мальчиков).

У детей при физической работе дыхание изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы. Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20 раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше, чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18. Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста.



Балакина Виктория., Елисеева Ольга., Мендель Анна., Решетова Елена., Сергеева Анастасия., Кирюхин Егор.

Человек по природе своей любознателен. Его интересует все, что касается устройства и жизнедеятельности собственного организма. Особое место занимает дыхание. Мы ощущаем дыхание больше, чем какую-либо другую физиологическую функцию. Можем наблюдать свое дыхание, можем им управлять. От того, чем и как мы дышим, в немалой степени зависит наша работоспособность, здоровье и, в конечном счете - жизнь. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это объем максимального выдоха после максимального вдоха. ЖЕЛ неодинакова у различных людей и изменяется у них в весьма значительных пределах, но у одного и того же индивидуума она может быть очень близкой на протяжении деятельного периода. На ЖЕЛ оказывает большое влияние пол, возраст, рост, климат, высота над уровнем моря, а также состояние здоровья и занятия спортом. ЖЕЛ в связи с развитием грудной клетки и легких возрастает до 18 лет. Начиная с 18 лет до 32 лет, остается на одном и том же уровне, а затем начинает постепенно уменьшаться.У женщин жизненная емкость меньше, чем у мужчин.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изучение изменения жизненной емкости легких от разных факторов ГБОУ СОШ №1024 8 «А» класс

Гипотеза: Изменения жизненной емкости легких определяются особенностями мышечной деятельности и зависят от возраста, пола, занятия спортом и курения. Объект исследования: Жизненная емкость легких обучающихся 8 «А» класса. Предмет исследования: Изменения жизненной емкости легких. Цель исследования: Изучить изменения жизненной емкости легких обучающихся в зависимости от занятия спортом, курения, возраста и пола. Задачи исследования: 1. Изучить особенности изменения жизненной емкости легких в зависимости от занятия различными видами спорта. 2. Изучить динамику показателей жизненной емкости легких. 3. Выявить факторы, определяющие изменение жизненной емкости легких.

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих непрерывное снабжение всех органов и тканей тела кислородом и удаление из организма постоянно образующегося в процессе обмена веществ углекислого газа.

Дыхательные пути Дыхательные пути: Верхние: Носовая полость Носоглотка Ротоглотка Нижние: Гортань Трахея Бронхи

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Эпителий выделяет специальную жидкость, выстилающую альвеолу. Ее функции: не дает альвеолам смыкаться и убивает микробы, проникшие в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

Обмен газов между атмосферным воздухом и воздухом, находящимся в альвеолах, происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха. В осуществлении вдоха и выдоха принимают участие межреберные мышцы, диафрагма, а также ряд вспомогательных дыхательных мышц: лестничные, грудные, трапециевидная и мышцы брюшного пресса.

Ж и зненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине. Ж и зненная ёмкость лёгких - максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха.

Методы исследования: Методика определения роста Методика определения ЖЕЛ с помощью воздушного шара Расчетные методики определения ЖЕЛ

На первом этапе проводится измерение объема легких с помощью воздушного шара. Для получения большей точности измерений желательно использовать такой воздушный шар, который будучи надутым, имеет форму, близкую к сфере.

На втором этапе пров одилось измерение роста у всех членов группы с помощью ростомера.

Третий этап включа л проверку достоверности полученных экспериментальных данных со средним расчетными значениями для роста и возраста. Для оценки индивидуальной величины ЖЕЛ на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую вычисляют по различным эмпирическим формулам

Результаты измерения ЖЕЛ среди одноклассников

Табличные значения объема легких У всех учащихся показатели превышают среднюю норму объема легких.

Сравнение жизненной емкости легких одноклассников с расчетной

Результаты измерения ЖЕЛ среди одноклассников по полу Средний результат девочек: 2750 Средний результат мальчиков: 3400

Сравнение показателей учащихся с разной физической подготовкой

Рекомендации по занятию спортом: Коровкина А, Сергеева А., Елисеева О., Перевозова Ю., Тверезая Е., Решетова Е. Рекомендуется заниматься гимнастикой Орлов А., Сапрыгин А., Муххамад Х. Рекомендуется заниматься футболом Кирюхин Е., Пахлян С., Пронина С. Рекомендуется заниматься велоспортом Заботин Н., Лопатина А. Рекомендуется заниматься легкой атлетикой Щербаков В., Мендель А. Рекомендуется заниматься плаванием

Если мы сравним легкие курильщика и здорового человека, то сразу заметим отличие. Легочные перегородки из соединительной ткани впитывают в себя мельчайшие частицы сажи. Такой налет возникает буквально с первой выкуренной сигареты. Сажа и частицы пыли забивают просветы бронхов и бронхиол, сужая их, что приводит к одышке при физических нагрузках и резкому снижению жизненной емкости легких на 950 мл.

Выводы: 1.Жизненная емкость легких является одним из основных показателей состояния дыхательной системы. 2. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола, возраста человека, его телосложения, степени развития грудной клетки и дыхательных мышц. 3. При различных заболеваниях она может существенно изменяться, что снижает возможности приспособляемости организма больного к выполнению физической нагрузки. 4. Существенным фактором, снижающим ЖЕЛ, является КУРЕНИЕ! 5. Человек, занимающийся спортом, имеет большую жизненную емкость легких. 6. Даны рекомендации участникам группы по выбору вида спорта.

Спасибо за внимание!

Жизненная емкость легких, дыхательный и минутный объемы у детей с возрастом постепенно увеличиваются в связи с ростом и развитием грудной клетки и легких.

У новорожденного ребенка легкие мало эластичны и относительно велики. Во время вдоха их объем увеличивается незначительно, всего на 10 – 15 мм. Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания.

С возрастом абсолютная величина МОД увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125,а у 15 – 17-летних – 110). Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О 2 .

Величина ЖЕЛ увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она равна 710-800мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл. С 18 до 25 лет жизненная емкость легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается. Величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем у мальчиков).

У детей при физической работе дыхание изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы. Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше, чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18. Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста.

Физиологии наиболее важные газы - O2, CO2, N2. Они присутствуют в атмосферном воздухе в пропорциях указанных в табл. 1.

Кроме того, атмосфера содержит водяные пары в сильно варьирующих количествах.

С точки зрения медицины при недостаточном снабжении тканей кислородом возникает гипоксия. Краткое изложение разных причин гипоксии может служить и сокращенным обзором всех дыхательных процессов.

Ниже в каждом пункте указаны нарушения одного или более процессов. Систематизация их позволяет рассматривать все эти явления одновременно.

I. недостаточный транспорт О2 кровью (аноксемическая гипоксия) (содержание О2 в артериальной крови большого круга понижено).

А. Сниженное РO2:

1) недостаток О2 во вдыхаемом воздухе;

2) снижение легочной вентиляции;

3) снижение газообмена между альвеолами и кровью;

4) смешивание крови большого и малого круга,

Б. Нормальное РO2:

1) снижение содержания гемоглобина (анемия);

2) нарушение способности гемоглобина присоединять O2

II. Недостаточный транспорт крови (гипокинетическая гипоксия).

А. Недостаточное кровоснабжение:

1) во всей сердечнососудистой системе (сердечная недостаточность)

2) местное (закупорка отдельных артерий),

Б. Нарушение оттока крови;

1) закупорка определенных вен;

В. Недостаточное снабжение кровью при возросшей потребности.

III. Неспособность ткани использовать поступающий О2 (гистотоксическая гипоксия).

Поделиться: