Нравственные проблемы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Тест по литературе на тему: Тестовые задания по поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Индивидуальные карточки при работе над поэмой

Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"

Главная проблема изучения литературы в старших классах – это большое количество произведений и их объем. Каждый учитель решает эти проблемы по – своему.

На помощь учителю приходит педагогическая технология индивидуальных заданий.

На мой взгляд, это одна из благоприятных технологий в широком многообразии применяемых методик в старших классах.

Приступая к созданию индивидуальных карточек, учитель должен иметь в виду следующее:

1.Учитывать род, жанр, индивидуальные особенности стиля произведения.

2.Учитывать объём произведения, степень погружения учащихся в текст.

3.Видеть сегодняшний уровень развития ученика и перспективу его развития.

4.Оформлять карточки - задания определенным образом.

5.Использовать карточки на каждом уроке.

Вот примеры карточек для работы.

Задание № 1

    Прочитайте часть «Крестьянка».

    При каких обстоятельствах встретили странники Матрёну Тимофеевну Корчагину?

    Какой предстает она в поэме? (портрет, черты характера)

    Кратко расскажите основные факты её жизни?

    За что народ считает Матрену счастливой? Можно ли её назвать таковой?

Задание № 2

    Прочитайте часть «Крестьянка» (особенно главы «До замужества» и «Песни»)

    Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрёны о своей жизни?

    Почему Некрасов обращается к ним?

    Какие народные обряды крестьянской жизни упоминаются в этой части?

    Как изобразительно – выразительные средства помогают раскрыть образ крестьянки?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 3

Прочитайте гл. «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»

    Эти главы, даже в народной поэме одни из самых народных. Почему?

    Расскажите о крестьянских образах, созданных Некрасовым.

    Докажите текстом, что народу свойственна душевная красота, чуткость и суеверие.

    Материал о Якиме Нагом в ваш ответ не входит…

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 4

Прочитайте гл. «Пьяная ночь»

Кто такой Яким Нагой? (портрет, черты характера)

Докажите текстом, что его можно назвать народным заступником?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 5

    Прочитайте часть «Последыш»

    Происходящие события в части дважды названы «камедью»? Почему?

    Докажите примерами из текста, что это игра?

    Какое чувство вызывает у вас рассказ о вахлаках? Почему?

    Кто такие Ипат, Клим Лавин, Агап, Влас? Что они рассказывают о своей жизни?

    Почему слово «вахлак» стало нарицательным? Что оно означает?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 6

    Прочитайте части «Последыш» и «Крестьянка».

    Соберите материал о жизни крестьян в этих частях поэмы.

    Что открывается правдоискателям о жизни крестьян Корёжского края и вахлацкого?

    Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками этих двух миров?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

В данной статье представлены не все карточки – задания. Поняв структуру составления подобных заданий, учитель сам сможет составить подобные индивидуальные карточки.

Роль пролога в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет».

Пролог вышел в свет в январской книжке «Современника» 1866 года. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении.

Вступления в «Прологе» начинаются со сказочных, таинственных слов – «В некотором царстве, в некотором государстве». С первых слов уже понятно, о какой стране пойдет речь в поэме, ну конечно о Руси. Сошлись семь мужиков из деревень - Заплатова, Дырявина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Названия говорят сами за себя: одна – всегда без урожая, другая – сгорела дотла и так далее. Некрасов неспроста употребляет «говорящие» названия деревень, а для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме крепостного права.

Характеристики каждого из семи мужиков говорят сами за себя: они лаконичны, неспешны. Медленный Пахом, которому надо «потушиться» прежде вымолвить слова, «угрюмый, своенравный» Пров. Некрасов сравнивает мужиков с быком:

Мужик что бык: втемяшится

В башку, какая блажь –

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упирается,

Всяк на своем стоит!

Автор говорит нам о том, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели. Все привычные будничные занятия оставлены – так сильна была охватившая крестьян общая забота найти тех, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Здесь же, в «Прологе» начинается сказочный сюжет. Пахом подбирает птенчика упавшего из гнезда, прилетает мать птенчика и просит отпустить. И выкупает птенчика скатертью – самобранкой. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти – самобранки, широко распространенной в русских народных сказках. Мужики, исконно трудолюбивые получившие скатерть – самобранку, не просили богатств у волшебной птички. А, попросили обычной, скромной, небогатой еды: хлеба, кваса, огурчиков.

Так начинаются путешествия по Руси крестьян-работяг, желающих найти тех, «кому жить хорошо на Руси». Когда я начал читать пролог, меня так заинтересовала поэма, что я не отрываясь прочитал ее. С прологом из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в сущности, уйдет сказка. Мы, читатели, входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.

Предварительный просмотр:

Тестовые задания по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1 вариант

  1. Поэма-эпопея создавалась Н.А.Некрасовым почти 15 лет и осталась незаконченной. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов передал в своей поэме в основном мысли и чувства:

А) дворян; Б) передовой части крестьянства; В) разночинцев

  1. Сюжет поэмы опирается на тему дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по великой русской земле в поисках:

А) счастливого человека; Б) правды; В) хорошего хозяина.

  1. В начале поэмы мужики сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили: «Кому живется весело, Вольготно на Руси?» Среди счастливых называют:

А) попа, купца, боярина;

Б) солдата, крестьянина, мастерового;

В) пьяницу, странника, разбойника.

  1. Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы «временнообязанными». Это указывает на то, что действие поэмы происходит:

А) до отмены крепостного права;

Б) во время реформы 1861г.;

В) в пореформенное время.

  1. В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли жизнь поповская». Определив счастье как «покой, богатство, честь», священник признается, что его трудно назвать счастливым, потому что:

А) «крестьянин сам нуждается», а поп «живет с одних крестьян»;

Б) «угодья наши скудные»;

В) «сплошь почти раскольники».

  1. Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрене Тимофеевне по прозвищу «губернаторша», которое она получила за то, что:

Б) Ей помогала жена губернатора;

В) Ее любил губернатор

  1. Матрена считала сама себя счастливой, потому что выросла:

А) в непьющей семье;

Б) в богатой семье;

В) в городской семье»

  1. Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский демократ и друг Некрасова:

А) Н.А.Добролюбов;

Б) В.Г.Белинский;

В) Д.И.Писарев

  1. Что значит, по мнению Некрасова, «жить хорошо»?

А) страдать и терпеть

Б) защищать угнетенных

В) самому стать лучше

2 вариант

  1. Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о «народных заступниках», это почетное звание, по мнению поэта, заслуживают:

А) крестьяне-правдоискатели; Б) разбойники, грабящие богатых; В) русские писатели.

  1. Крестьянин Федосий советует странникам спросить о счастье Ермилу Гирина. Он прославился на всю округу:

А) деньгами; Б) правдою; В) колдовством.

  1. В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького» барина Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева, «сладка ли жизнь помещичья». Барин со слезой на глазах вспоминает, как было хорошо раньше, а теперь все прошло. Потому что:

А) отменили крепостное право; Б) сословья благородные у нас труду не учат;

В) расплодились питейные дома

  1. Жених Матрены, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник, «пал на сердце» девушке, и сама она называет короткий период ухаживания «счастьицем», а вот после свадьбы попала Матрена «с девичьей холи в ад», потому что:

А) Филипп изменился и стал груб с женой;

Б) семья Филиппа была пьющая;

В) семья была большая и сварливая, а Матрена оказалась самой младшей снохой.

  1. В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрена рассказывает о дедушке Савелии, который попал на каторгу за то, что:

А) немца Фогеля живого в землю закопал;

Б) убежал в леса с ножищем да с рогатиной;

В) не платил подати помещику Шалашникову.

(Савелия звали «клейменым, каторжным», на что он отвечал: «Клейменый, да не раб!»)

  1. «Богатырство русское», по мнению Савелия, в том, что:

А) русские крестьяне умеют работать;

Б) Русский народ умеет терпеть;

В) русские люди умеют сопротивляться власти, бунтовать.

  1. Некрасов не дает прямого ответа на вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо», но каждой строчкой ее доказывает, что по-настоящему хорошо жить только:

А) будущему сеятелю; Б) крестьянину-правдоискателю; В) народному заступнику.

  1. Гриша Добросклонов появляется в главе:

А) «Счастливые» Б) «Пир на весь мир» В) «Крестьянка»

  1. Кому адресованы эти строки Н.А.Некрасова:

«Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь»

А) Ермил Гирин

Б) Гриша Добросклонов

В) Яким Нагой

Г) Дед Савелий.

  1. Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его отец, дьячок Трифон, «жил беднее захудалого крестьянина», поэтому постоянным спутником захудалого семинариста Григория был голод. Мужики помогали ему и его брату, поэтому Григорий с детства твердо знал «кому отдаст свою жизнь и за кого умрет»:

А)за мать свою, батрачку безответную;

Б) за Власа-крестного, что помог ему выжить;

В) за угнетенного, униженного и обиженного русского человека.


Вопросы и задания по части «Крестьянка»

из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1. Назовите полное имя героини поэмы.

2. О ком говорится в следующих строчках: «...Не то ещё услышите,/ Как до утра пробудете.../ Так вот они затеяли/ По-своему здороваться/ На утренней заре...»

З. «Мне счастье в девках выпало...». О каком счастье рассказывает крестьянка странникам?

4. О чём говорит героиня поэмы: «...попала я/ С девичьей холи в ад!».

5. Кто такой Савелий и за что его не любили в семье и называли «каторжным»?

6. Как звали первенца героини и что с ним случилось?

7. «Подпаска малолетнего/По младости, по глупости/Простить...а бабу дерзкую/Примерно наказать!». Прокомментируйте, о чём говорится в этих строчках.

8. «Спасибо губернаторше,/Елене Александровне,/Я столько благодарна ей...». Как героиня оказалась у губернаторши и за что ей благодарна?

9. «...Не дело между бабами/Счастливую искать!». Почему героиня так сказала странникам? (Дай те ответ, подтверждая словами из главы «Бабья притча»).

10. Проанализируйте главу «Бабья притча». (Место в произведении, композиция, идея, художественные особенности...).

1. О чем заспорили мужики? 2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] 3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? 4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? 5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?

Задание. Используя данный план, сделать краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Записи делать, по возможности, словами текста; если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит этот вопрос остается без ответа.

1. Назвать часть и главу. 2. Нашли ли мужики счастливого? 3. Как понимают герои счастье? 4. Принесла ли отмена крепостного права счастье народу? 5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному? 6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?

Задание. Подготовить ответ на вопрос

Многообразие крестьянских типов в поэме И. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Первую часть ответа (Осуждение покорности и раболепия в образах крестьян - холопов и предателей) подготовить по учебнику. Во вторую часть ответа (Крестьяне - борцы и правдоискатели) войдет литературный монтаж, который может быть составлен по данному плану-конспекту.

  1. Что заставило крестьян-правдоискателей идти по Руси в поисках счастливого: “Мы мужики степенные, из временнообязанных...”.
  2. В своем путешествии они встречаются с людьми разных званий. Попадают и на сельскую ярмарку, где в качестве счастливых им пытаются представить себя люди из народа: “Пришел дьячок уволенный...”.
  3. Мужики не признали счастливым ни одного из них:

Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!

  1. Народ понимает, кто виноват в бедственном положении его, о чем свидетельствуют слова Якима Нагого, крестьянина, задавленного тяжелой работой, но сохранившего ясный ум; Яким Нагой произносит перед народом резкую обличительную речь, чтобы объяснить, почему мужик пьет. [Речь Якима Нагого полностью.]
  2. Протест Якима Нагого - это стихийный протест. Но есть среди крестьян и такие, кто поднимается до сознательного протеста. Это прежде всего - Ермил Гирин. Мужики-правдоискатели не встретили Ермилу Гирина, они слышали о нем от других. [Рассказать, кто такой Ермил Гирин и чем заслужил он уважение крестьян. Какова его судьба: “Как бунтовалась вотчина...”]
  3. А вот другой протестант, о котором рассказывает странникам Матрена Тимофеевна: Савелий, богатырь святорусский, отбыл двадцатилетнюю каторгу за то, что принял участие в убийстве управляющего - немца Фогеля. [Рассказать, за что мужики убили управляющего.] Вернувшись с каторги, он с достоинством рассказывает о своем участии в убийстве управляющего, и на грубость родственников, обзывающих его клейменым, с гордостью отвечает: “Клейменый, да не раб!”
  4. Убийство помещика и любого другого угнетателя крестьяне не считают преступлением, наоборот, они верят, что это - подвиг и что за него бог простит все грехи. [Наизусть или пересказать “Легенду о двух великих грешниках”.]

Вывод. Таким образом, рисуя различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены. Изменились теперь только формы угнетения: “...на место цепей крепостных люди придумали много иных” (“Свобода”). Но среди крестьян появляются люди, способные к активному сознательному протесту.

Задание. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов - певец печальной женской доли

1. При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну? 2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина...”] 3. За что народ считает ее счастливой? 4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.] 5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой? 6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского...”]

Задание. Ответить на обобщающие вопросы по теме Крестьяне в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

1. Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? 2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину? 3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме? 4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян? 5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов? 6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех? 7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?

Задание. Используя данный план, подготовить ответ на вопрос Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

  1. Назвать помещиков, описанных в поэме. [Словами текста.]
  2. Сатирические портретные характеристики Оболта-Оболдуева, князя Утятина - Последыша.
  3. Ироническая родословная Оболта-Оболдуева.
  4. Сарказм в изображении отношений помещиков и крестьян до отмены крепостного права: 1) как Оболт-Оболдуев “заботился” о своих мужиках и как мужики “любили” его за это; 2) как Шалашников выколачивал оброк из мужиков; 3) какие “милости” оказывал князь Утятин слуге своему Ипату.
  5. Нелепые, комические положения, в которых оказываются помещики: 1) Оболт-Оболдуев в своем презрении к труду; 2) князь Утятин, не признавший отмены крепостного права (комедия, которую разыгрывают его сыновья и бывшие крепостные крестьяне; нелепые распоряжения князя).

Задание. С помощью данной системы заданий и вопросов проанализировать те части поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, в которых действует Гриша Добросклонов.

  1. Прочитать главу “Доброе время - добрые песни”. Составить портретную характеристику Гриши Добросклонова. Выделить ту часть текста, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, материального положения его. Кратко пересказать этот отрывок.
  2. Прочитать песню “Соленая”, а также предшествующую и последующую строфы. Ответить на вопросы: 1) Почему Гриша в семинарии часто певал эту песню? 2) Что твердо знал Гриша уже в пятнадцать лет?
  3. Прочитать песню “Средь мира дольнего...” и следующую за ней строфу. Ответить на вопросы: 1) Какой из этих двух путей выбрал Гриша? 2) Что готовила ему судьба на этом пути? 3) Только ли Гриша выбрал этот путь?
  4. Прочитать песню “В минуты унынья, о родина-мать!” и предшествующие ей две строфы. Ответить на вопросы: 1) Как характеризует эта песня Гришу? 2) Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?
  5. Прочитать песню “Бурлак” и ту часть текста, которая ей предшествует (от слов: “Сманила Гришу узкая, извилистая тропочка...”). Ответить на вопросы: 1) Какую страшную картину увидел Гриша? 2) Какие слова песни говорят о тяжелой доле бурлака?
  6. Прочитать песню “Русь” и предшествующую ей строфу. Каким представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?
  7. Прочитать последнюю строфу поэмы, определить идейный смысл ее.
  8. Записать в обобщенной форме ответ на вопрос Что мы узнали о Грише Добросклонове:

1) Гриша Добросклонов - выходец из народа, семинарист;

2) по своим общественно-политическим взглядам Гриша Добросклонов - революционер-демократ;

3) любовь к родине и народу - основной мотив его песен и подвигов, к которым он готовит себя;

4) Гриша - тот самый счастливый, которого искали мужики:

Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!..

5) счастлив тот, кто отдает жизнь свою борьбе за освобождение народа,- вот мысль, которую вызывает у читателя образ Гриши Добросклонова.

Задание. Составить планы развернутых ответов на вопросы по поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

  1. Народность поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
  2. Проблема счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
  3. Мастерство Некрасова в изображении народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Сравним два вопроса, которые часто смешивают: Народность поэмы “Кому на Руси жить хорошо” и Мастерство Некрасова в изображении народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Чтобы ответить на первый вопрос, надо вспомнить признаки народности произведения: 1) постановка вопросов общенародной значимости и разрешение их в интересах народа; 2) такое изображение жизни, характеров действующих лиц, какое способствует духовному росту народа; 3) доступность художественного произведения для широких читательских масс и по тому, что изображено в произведении, и по тому, как изображено.

Затем, опираясь на эти положения, следует построить ответ как систему доказательств: 1) доказать, что Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” поставил вопросы общенародной значимости и разрешил их в интересах народа; 2) доказать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” способствует духовному росту народа; 3) доказать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” доступна для широких читательских масс и по содержанию, и по форме.

Формулировка второго вопроса требует, чтобы отвечающий указал прежде всего на объем понятия “народная жизнь”, т.е. какими образами и картинами представлена народная жизнь: 1) индивидуализированные образы крестьян, 2) массовые сцены, 3) крестьянские поля, луга... Далее надо определить, какие художественные средства использует Некрасов в изображении народной жизни. Необходимо обратить внимание на способы организации поэтической речи в поэме: авторская речь - авторские описания, рассуждения, авторское повествование; речь действующих лиц - монологи, диалоги, в том числе многоголосие.

Литература

  1. Богомолов. Е.И.Пособие по литературе.
  2. Соколов А.Н. Теория литературы.
  3. Краткая литературная энциклопедия.
Поделиться: