Методические инструкции со. Опорно-двигательная система

После перелома человеку приходится длительное время носить гипсовую повязку, чтобы образовалась костная мозоль и отломки срослись друг с другом. Часто это приносит массу неудобств, вследствие длительного обездвиживания в поврежденной конечности возникает венозный застой, развивается атрофия мышц. На сегодняшний день в медицине применяются препараты для ускорения сращивания костей, которые улучшают кровообращение, способствуют восстановлению костной ткани. Регулярное применение данных средств позволяет сократить период реабилитации, в кратчайшие сроки вернуться к обычной жизни.

После перелома организму требуется длительное время, чтобы срослись костные отломки и мышцы, восстановилась иннервация и кровообращение. У одних людей процесс регенерации не занимает много времени, другим может потребоваться больше полугода, чтобы полностью восстановить функции конечности. Все зависит не только от локализации перелома, но и от возраста, наличия хронических заболеваний.

На длительность периода реабилитации влияют следующие факторы:

  • диаметр поврежденной кости и тип перелома. Травмы кисти, предплечья или стопы без смещения заживают довольно быстро. При переломах таза, плечевой или бедренной кости пациент должен находиться в гипсе несколько месяцев;
  • время оказания первой медицинской помощи. Чем раньше было произведено обезболивание, фиксация конечности, тем более благоприятный прогноз;
  • риск осложнений существенно уменьшается, если репозиция отломков с последующей фиксацией выполнена в первые сутки после перелома;
  • возраст пациента. У пожилых людей ухудшается кровообращение, нарушается минеральный обмен, вследствие чего кальций полностью не усваивается. Потому процесс регенерации костной ткани занимает намного больше времени, чем у молодых людей;
  • общее состояние пациента. Сахарный диабет, опухолевые поражения костей, авитаминоз, проблемы со щитовидной железой – это неполный перечень заболеваний, при которых период реабилитации может увеличиваться в несколько раз.

Как ускорить процесс срастания костей?

Чтобы как можно быстрее восстановить функции поврежденной кости, необходимо придерживаться всех рекомендаций врача. Выполнять физические упражнения, массаж, принимать препараты без консультации травматолога запрещено. Это может привести к повторному смещению отломков, неправильному сращению костей.

Основные правила успешной реабилитации:

  • полноценное питание, обогащенное белком, кальцийсодержащими продуктами. В рационе должно быть достаточное количество свежих овощей и фруктов, также обязательно нужно употреблять творог, сыр, яйца, рыбу и мясо;
  • умеренная физическая нагрузка показана после образования костной мозоли, только через несколько недель врач может разрешить выполнять упражнения;
  • массаж показан после снятия гипса. Регулярные сеансы помогут улучшить кровоток, уменьшить венозный и лимфатический застой;
  • лекарства при переломах для быстрого срастания костей назначаются доктором по строгим показаниям. Это могут быть препараты кальция, витамины или хондропротекторы. Только врач может подобрать наиболее эффективную группу препаратов, дозу и кратность приема.

Препараты кальция

На сегодняшний день на фармакологическом рынке существует много лекарств, в состав которых входит кальций. Казалось бы, этот микроэлемент – важная составляющая часть костной ткани, прием кальция при переломе принесет пользу, и чем больше доза, тем лучше для человека. Но не все так просто. Во-первых, в некоторых препаратах кальций находится в форме, которая плохо усваивается организмом. Во-вторых, необходимо точно соблюдать дозировку, периодически проверять уровень данного микроэлемента в крови. Ведь избыток кальция приводит к проблемам с сердечно-сосудистой системой, способствует образованию камней в почках и желчном пузыре. Потому к выбору лекарства необходимо подходить с особым вниманием.

Выделяют несколько групп кальцийсодержащих препаратов:

  • монокомпонентные средства;
  • в состав комбинированных препаратов входит витамин Д3, магний и фосфор. Эти компоненты улучшают биодоступность кальция, он легче усваивается организмом;
  • витаминные комплексы с кальцием.

Препарат является монокомпонентным, используется для сращивания костей при переломах. Выпускается в форме таблеток и ампул для инъекций.

Особенности применения:

  • таблетку нужно принимать перед едой. Кратность приема и дозу должен определить врач. В большинстве случаев препарат назначается 3 раза в день. Максимальная суточная доза для взрослых – 9г;
  • кальция глюконат в условиях стационара может вводиться внутримышечно и внутривенно;
  • для лучшего усвоения рекомендовано дополнительно принимать витамин Д3;
  • во время беременности и кормления грудью препарат назначается, если польза от применения намного выше, чем возможный риск. В таком случае необходимо контролировать уровень кальция в крови.

Обратите внимание! Кальцийсодержащие таблетки лучше запивать чистой водой. Кофе, чай ухудшают всасывание действующего вещества.

Среди побочных действий наиболее часто встречаются запор, тошнота, рвота, дискомфорт в желудке. При увеличении дозы могут развиться симптомы гиперкальциемии: сонливость, слабость, раздражительность, боль в животе, рвота, нарушение ритма сердца, повышение артериального давления, боль в мышцах.

Принимать препараты содержащие кальций для сращивания костей при переломах можно только после консультации врача или внимательно прочитав инструкцию. Существуют серьезные противопоказания к назначению этой группы лекарств:

  • непереносимость компонентов препарата;
  • склонность к образованию тромбов или выраженный атеросклероз;
  • повышенная концентрация кальция в организме;
  • почечная или печеночная недостаточность.
  • наличие камней в почках.

В состав данного препарата входят не только кальций, но и витамин Д3, магний, цинк, медь и другие микроэлементы. Такая комбинация улучшает всасывание компонентов в кишечнике, помогает усвоиться кальцию в организме.

Особенности применения:

  • лекарство выпускается в таблетках. Дозу и кратность приема назначает врач. Взрослым рекомендовано принимать по 1 таблетке утром и вечером, для детей достаточно 1 таблетки в сутки;
  • Обратите внимание! В состав препарата входит витамин Д3, потому дополнительно его принимать не нужно, это может привести к передозировке;
  • к основным противопоказаниям относится гиперкальциемия, аллергия на компоненты препарата, наличие камней в почках, повышенный риск образования тромбов;
  • если после приема препарата возникла тошнота, рвота, головокружение, неприятные ощущения в области сердца, необходимо обратиться к врачу;
  • кальцемин разрешено принимать беременным женщинам под контролем врача.

Кальций-Д3 Никомед назначается при переломах для быстрого срастания костей. Благодаря тому, что в состав входит кальций и витамин Д3, препарат хорошо всасывается в желудочно-кишечном тракте, равномерно распределяется в организме. Прием данного средства позволяет ускорить регенерацию костей, восполнить дефицит микроэлементов.

Особые указания:

  • лекарство выпускается в виде жевательных таблеток с апельсиновым или мятным вкусом, что особенно нравится детям;
  • кратность и длительность приема назначается врачом, зависит от тяжести состояния пациента, возрастных особенностей. Средняя доза – 2-3 таблетки в сутки;
  • существенным преимуществом является то, что препарат можно принимать вне зависимости от еды;
  • побочные явления почти отсутствуют. Кальций-Д3 Никомед хорошо переносится пациентами, отзывы о препарате положительные;
  • во время беременности и периода лактации средство назначается врачом по строгим показаниям с последующим контролем кальция в крови.

Лекарство запрещено принимать в следующих случаях:

  • при повышенном уровне кальция или витамина Д3 в организме;
  • с осторожностью назначается больным фенилкетонурией;
  • аллергическая реакция на компоненты препарата – абсолютное противопоказание;
  • при выраженой почечной недостаточности или саркоидозе от применения препарата лучше отказаться.

Остеогенон является одним из наиболее эффективных препаратов при переломе костей. В его состав входят кальций и фосфор, коллаген, а также неколагенновые пептиды. Основное преимущество данного средства – кальций доставляется непосредственно в кости, восполняя его дефицит, не откладывается в почках, не обостряет мочекаменную болезнь.

Благодаря специальной структуре высвобождение микроэлементов происходит постепенно. Как результат — риск возникновения гиперкальциемии, аритмий минимальный.

Основные свойства Остеогена:

  • регуляция обмена кальция и фосфора;
  • стимуляция остеобластов – предшественников костной ткани;
  • угнетение активности остеокластов, таким образом, в кости преобладают процессы образования новых клеток;
  • коллаген и неколагеновые пептиды ускоряют процесс регенерации;
  • остеогенон способствует образованию минерального каркаса кости: кальций накапливается в поврежденном участке, делает ткань более плотной.

Для достижения результата препарат необходимо принимать длительно, в среднем – 3-5 месяцев. Суточную дозу и кратность приема определяет врач. Таблетки при переломе костей рекомендовано принимать 2 раза в день.

Остеогенон хорошо переносится пациентами, он противопоказан в следующих случаях:

  • при непереносимости одного из компонентов препарата;
  • в детском возрасте;
  • при повышенном уровне кальция в организме.

Препараты для быстрого срастания костей при переломе должны назначаться врачом. Даже перед покупкой витаминов или хондропротекторов необходима консультация специалиста.

Хондроитин предотвращает дальнейшее разрушение хрящевой ткани, особенно эффективен при внутрисуставных переломах. Активные компоненты способствуют образованию коллагена, гиалурона. Регулярное применение средства позволяет восстановить обмен кальция и фосфора, ускорить процесс заживления кости.

Препарат имеет несколько форм выпуска:

  • капсулы. Принимать лекарство нужно длительно, эффект наступает через 2-3 месяца после начала приема. Рекомендованная доза для взрослых – 1 капсула 2 раза в день (интенсивная фаза длится 1 месяц), далее переходят на поддерживающую дозу – 1 капсула в сутки. Хондроитин принимается за 20 минут до еды;
  • при необходимости врач может назначить внутримышечные инъекции. Уколы делаются через день, курс лечения в среднем составляет 2 месяца;
  • гель. Небольшое количество препарата необходимо нанести на кожу в месте перелома, немного втереть. Процедуру рекомендовано повторять ежедневно на протяжении 2-3 месяцев.

Терафлекс

Данный препарат является аналогом Хондроитина, относится к группе хондропротекторов. Терафлекс – эффективное лекарство при переломах, способствует восстановлению соединительной ткани, предотвращает ее дальнейшее разрушение. Также активные компоненты препарата уменьшают болевой синдром и воспалительную реакцию в месте повреждения.

Противопоказания:

  • беременность, лактация;
  • фенилкетонурия;
  • аллергия на любой из компонентов препарата.

Восстановление целостности костей – сложная задача. Реабилитация в большинстве случаев занимает несколько месяцев. Чтобы ускорить этот процесс, врачи предпочитают комплексное лечение: кальцийсодержащие таблетки после перелома костей, хондропротекторы, нестероидные противовоспалительные средства, занятия лечебной физкультурой и правильное питание. Также в период реабилитации широко используются мумие и физиопроцедуры.

МБОУ «Крайненская средняя школа»

Урок по биологии

Тема урока

Состав и строение костей

Учитель биологии: Велиляева Н.С

2016г.

Тема урока : Значение опорно-двигательной системы.

Состав и строение костей

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задачи урока:

Образовательные : Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности скелета, строения, состава и значение опорно-двигательной системы.

Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: карточки-задания, учебник, тетрадь, скелет человека и кошки, тесты, препараты костей, карта оценки деятельности.

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.

УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.

Ожидаемые результаты:

Усвоение материала в полном объёме на уроке;

Применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

Умение «оперировать» биологическими терминами.

Ход урока

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний в ходе фронтального опроса.

Ребята, я хотела бы начать урок с вопросов, а вы постарайтесь на них ответить.

Что такое ткань?

Какие типы тканей Вы знаете?

Дайте характеристику соединительной ткани и её классификацию

Что такое системы органов?

Какие системы Вам известны?

3 Изучение нового материала.

Эпиграфом нашего урока послужат слова французского философа Вольтера

«Движение – это жизнь»

И это действительно так, человек приспособлен и приговорён природой к движению.

Сложно представить себе жизнь без движения. Люди не могут не двигаться и начинают это делать осознано уже на 2-3 месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря какой же системе мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?...............

Правильно, всё это обеспечивает опорно-двигательный аппарат.

Следовательно, какая у нас тема сегодняшнего урока …

ТЕМА ( Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей ).

А теперь давайте постараемся сформулировать цель нашего сегодняшнего урока , исходя из темы:

5. Изучение нового материала

Ребята, Какие органы входят в систему опоры и движения?

(Скелет и мышцы-основная часть, а так же хрящи, суставы, связки )

Какое значение опорно- двигательной системы?

Дети работают у доски (таблица)

    Защитная

    Двигательная

    Регулирует обмен кальция и фосфора

    красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

Скелет человека состоит из четырёх отделов: (дети называют0

    Скелет головы – череп

    Скелет туловища

    Скелет верхних конечностей, пояс верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей, пояс нижних конечностей.

Как вы думаете, почему на уроке присутствуют и скелеты животных?

Рассказ учителя

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, сухой.

В теле взрослого человека более 206-208 костей, а у детей свыше 300.

У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой.

Как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее гранита и бетона.

СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ

Давайте более подробно ознакомимся с этим удивительным органом

(кость-живой орган, он растет, питается, его клетки делятся)

Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические (30%) и неорганические (70%).

Вспомните, какие неорганические вещ. входят в состав кости?

( Кальций, фосфор, магний)

Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

( Белки, жиры, углеводы).

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Два дня назад мы поместили куриную кость в раствор соляной кислоты.

Итак, извлекаем кость из стакана и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

Что придают неорган вещ. костям?

Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

( Их можно сжечь).Орг.вещ. хорошо горят

Проведение опыта….

Кость стала твердой, но хрупкой. Крошится в руках.

Что придают орган вещ. костям

ВЫВОД (озвучивают дети)

Итак, органические вещества придают кости упругость и эластичность, а неорганические придают костям твердость.

Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Химический состав костей с возростом меняется

Как изменяется химический состав костей с возрастом Вы найдете в учебниках стр 30

Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?

Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду.

Физ. мин: лобная кость, лопатки, коленный сустав, грудина, височная кость, ключица, лучевая кость, нижнее ребро, бедренная кость, позвоночник, тазовые кости, локтевой сустав, кости стопы

У нас в классе есть два специалиста-археолога, которые без труда могут собрать человеческие кости

МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат.

Откройте учебник на стр. 31 рис. 35

Сравните рис. с препаратом распила натуральной кости.

На рис., которые я вам выдала, найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Работа у доски (дети подписывают части кости)

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща (эпифиз), расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы (диафиз), кости растут
в толщину

6. Закрепление материала (учащиеся выполняют тесты)

Ребята, я Вам предлагаю выполнить тесты устно

1. Скелет человека состоит из отделов:

А скелета головы

Б скелета туловища

В скелета конечностей

Г верны все ответы

2. Кости состоят из ткани:

А эпителиальной

Б мышечной

В нервной

Г соединительной

3. Мышцы и кости составляют систему органов:

А Опорно-двигательную

Б Нервную

В Пищеварительную

Г Половую

4. Кости в толщину растут за счет….

    Каков химический состав костей? (органические и неорганические вещества).

    В каком возрасте завершается формирование костей

    С помощью какого опыта можно доказать, что неорган. вещ. придают костям твердость

    Что такое сустав

    Сколь процентов орг. вещ содержится в костях

А 70%

Б 30%

В 2,4%

Г в костях орг.вещ не содержатся

10 Что такое осанка

11Самой сильной костью в организме человека являются:

А нижняя челюсть

Б грудина

В бедренная кость

Г большая берцовая кость

12 Сколько костей насчитывается в организме взрослого человека

А больше 500

Б 350

В 300

Г 206-210

7. Итоги урока (рефлЕксия)

Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились?

- Запомнил…

Учащиеся Оцени свою работу, выставляют себе оценки

-Какое у вас настроение после урока

Это интересно Старославянское слово кощь (кошть) означает сухой. От него произошло слово кость и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный Материал Прочность на сжатие Прочность на растяжение Сталь 552 827 Фарфор 250 55 КОСТЬ 170 120 Гранит 145 5 Дуб 59 117 Бетон 21 2 Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее ставших образцами прочности гранита и бетона. Соли кальция, фосфора, магния Белки Жиры Углеводы Кость Наличие веществ Свойства кости Неорганических Органических Прокаленная Декальцинированная ϭ. Заполните таблицу: Ϯ. Сделайте вывод о роли неорганических и органических веществ кости: Неорганические вещества придают кости… Органические вещества придают кости… 1. Рассмотрите рисунок ϭ8, А и Б ;стр. 46 2. Сравните его с препаратом распила натуральной кости. Найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость. Части кости Строение и расположение Функции Образована соединительной тканью, пронизана большим количеством кровеносных сосудов и нервов. Срастается с костью. Защитная функция, питание клеток, снабжена рецепторами болевой чувствительности. Обеспечивает рост костей в ширину и срастание после переломов Расположено под надкостницей, состоит из пластинок, которые располагаются плотно прилегая друг к другу. Они имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Обеспечивает прочность и легкость Костные пластинки в нем расположены рыхло по направлению наибольшей нагрузки. Обеспечивает легкость и прочность Красный костный мозг Желтый костный мозг Оборудование: микроскоп, постоянный препарат Костная ткань. Ход работы 1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. 2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. 3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями. Ответьте на вопросы: 1.Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, которые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката? Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка. Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную защитную двигательную функции. Это достигается: 1. За счет химического состава. 2. За счет макростроения. 3. За счет микростроения.

Урок по теме:

«Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

Оборудование : распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

3. Объяснение нового материала.

3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

3.3. Строение кости.

3. 3.1. Макроскопическое строение кости.

Работа со спилами.

3. 3.2. Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

5. Домашнее задание.

1. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

8 Показ фильма (1 минута)

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон» - «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную

?Учитель . Ребята, что значит «пассивность»?

Предполагаемый ответ . Отсутствие собственных действий

Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

1.Механические функции.

Опорная функция

? Учитель . Ребята, что такое опора?

П. О. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

П. О. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.

2.Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ

Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

Фарфор

КОСТЬ

Гранит

Бетон

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

? Учитель . Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

П. О. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно, состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П. О. Белки, жиры, углеводы.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

3. СТРОЕНИЕ КОСТИ

3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Учитель. Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей .

В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща , расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы , кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

? Учитель . Ребята, какие группы тканей вы знаете?

П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель . К какой группе относится костная ткань?

П. О. К соединительной

Учитель . Каковы характерные особенности соединительной ткани

П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью - разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.

Ответьте на вопросы:

1. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, ко­торые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листо­вого проката?

Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции. Это достигается:

1. За счет химического состава.

2. За счет макростроения.

3. За счет микростроения.

>> Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

§ 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

Какие качества кости обеспечивают ее легкость и прочность?
Почему костную ткань относят к соединительной?

Микроскопическое строение кости. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость входят многочисленные кровеносные сосуды и нервы. Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок (рис. 19). Это неклеточное вещество кости. Наличие неклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Типы костей.

По типу строения различают трубчатые, губчатые, плоские кости.

Трубчатые кости имеют вид цилиндров с утолщенными краевыми концами. Они служат длинными прочными рычагами, за счет которых человек может передвигаться в пространстве или поднимать тяжести. К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, бедра и голени. Трубчатые кости покрыты надкостницей, за исключением суставных поверхностей. За надкостницей следует слой компактного плотного вещества. На конечных участках кости компактное вещество переходит в губчатое, которое заполняет концы костей. В средней части кости губчатого вещества нет, там находится костномозговая полость, заполненная желтым костным мозгом. Красный костный мозг сохраняется в губчатом веществе концевых участков кости.

В толщину трубчатые кости растут за счет надкостницы. Однако масса кости увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость. Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала.
Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста и завершается к 20-25 годам. Зоны роста находятся недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.

Губчатые кости имеют на поверхности довольно тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом. К губчатым костям относятся кости тел позвонков, грудины, мелкие кости кисти и стопы. В основном губчатые кости несут опорную функцию.


Плоские кости выполняют в основном защитную функцию.

Они состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество. К плоским костям относятся кости, образующие свод черепа.

Скелет, мышцы, надкостница, компактное, губчатое вещество кости, костномозговая полость, красный костный мозг, желтый костный мозг; костные ткани, костные пластинки, клетки, образующие кость и растворяющие кость; типы костей: трубчатые, губчатые, плоские; зоны роста трубчатых костей.

Почему скелет и мышцы относят к единой системе органов?
В чем заключаются опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц?
Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей.
Рассмотрите рисунок 18, А, Б и В. Сравните его с препаратом распила натуральной кости. Найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

1. Рассмотрите рисунок 18, Б и В. Объясните, почему перекладины губчатого вещества ориентированы по направлению сил сжатия и растяжения кости.

Лабораторная работа

Микроскопическое строение кости

Оборудование : микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
Поделиться: