Еврейская кровь «Квартета И». Еврейская кровь «Квартета И Квартет и евреи

Участники этой труппы уже давно стали представлять собой что-то вроде бренда отечественного юмора. Остроумные и непохожие ни на кого, они пользуются огромной популярностью, а спектакли и фильмы с участием «Квартета И» по сценариям, которые они же сами себе и пишут, моментально разбираются на цитаты и становятся крылатыми.

Начало творческого пути

Не все знают, что на самом деле «Квартет И» (фильмы с их участием будут описаны отдельно) состоит не из четырех человек, а из пяти: кроме Леонида и Ростислава, это Александр Демидов, Камиль Ларин и Сергей Петрейков (последний из перечисленных является художественным руководителем).

Но все началось с Одессы. А точнее, когда и Ростислав Хаит (больше известные как Леша и Слава) в далеком 1978 году стали одноклассниками в первый же год обучения в Одесской школе. Однако с другими участниками будущего «Квартета» они подружились лишь спустя десятилетие, во время учебы в ГИТИСе.

Ни для кого не секрет, что театральный зритель раньше узнал ответ на вопрос: «Кто такие «Квартет И?» Фильмы с их участием (список всех киноработ можно будет увидеть далее) снискали огромную популярность, однако ребят больше знают как театральную труппу. Но первые шаги к успеху были, как это обычно происходит, неуверенными и трудными. Билеты распродавались плохо, и вырученных денег не хватало, чтоб покрыть расходы на постановки, аренду помещений и т. п. Когда стало совсем туго, от «смерти» труппу спас один из ее участников - Сергей Петрейков. Он сдавал свою квартиру на Большой Никитской иностранным квартирантам, а плату за аренду пожертвовал на развитие будущего театра (7000 $ по тем меркам были огромной суммой). Само собой, ему эти деньги со временем вернули.

Первые успехи

В 1995 году свет увидела пьеса «Ля Комедия» - первый проект, после которого появились постоянные зрители. Спустя три года ребята занялись сценическими импровизациями под названием «Актерские игры». В 1999 году вышла «Ля Комедия 2» - первый спектакль, доходы с которого превысили затраты на постановку. Но настоящий успех пришел в 2001-м. Именно в этом году ребята запустили свой новый спектакль - «День радио», ставший их визитной карточкой. Затем последовало продолжение - «День выборов», потом «Быстрее, чем кролики», а также первые работы в кино…

Фильмы с участием «Квартета И»

Список открывает фильм «День выборов». На самом деле у ребят давно зрело желание создавать кино. И вот однажды к ним пришел один питерский бизнесмен с желанием сделать из пьесы «День выборов» фильм, потому как считал, что это самая актуальная тема для зрителя. Став не только спонсором, но и продюсером, Николай Ульянов (так зовут бизнесмена) позвал в режиссерское кресло Но в итоге прокат фильма не принес инвестору прибыли. Да и сами участники «Квартета» фильмом остались недовольны, мотивируя тем, что он слишком был похож на спектакль, а предлагали экранизировать пьесу «Быстрее, чем кролики», дескать, она более кинематографична. Но решающее слово было не за ними. Далее последовало продолжение - «День радио», на этот раз более удачное. И хоть с первым фильмом сюжет продолжения никак не связан, в главной роли - наш любимый «Квартет И». Фильмы с их участием (список можно увидеть ниже) после этого стали завоевывать все большую аудиторию.

«День выборов» (2007)

Эта, в авторском определении «форс-мажорная», комедия начинается с телефонного звонка в квартире директора московской радиостанции «Как бы радио». Олигарх по имени Эммануил Гедеонович «попросил» отправить коллектив радиостанции в одну из областей Поволжья для раскрутки кандидата в губернаторы Игоря Цаплина. Ребятам придется столкнуться с местной мафией, казаками, милицией и солдатами, а также давлением местного губернатора. Несмотря на все проблемы, наши герои выходят из любой ситуации с юмором и завидным профессионализмом. В итоге Игорь Цаплин на выборах набирает подавляющее большинство голосов, но выясняется, что выборы были выиграны совсем не в той области, где нужно. Фильм заканчивается тем, что олигарх присылает нового кандидата.

«День радио» (2008)

В главных ролях - все тот же "Квартет И". Фильмы с их участием (список стал пополнятся чуть ли не каждый год) весьма разнообразны и не похожи на предыдущие.

Теперь это история о сумасшедшей ночи в жизни радиостанции «Как бы радио». Случилось ЧП: когда до прямого эфира оставалось всего несколько минут, вдруг выясняется, что тема живого марафона была перехвачена конкурентами. Однако отменить марафон невозможно, ведь каждый сотрудник может оказаться без работы, да к тому же на акцию приглашены ведущие рок-музыканты страны. Ребята обязаны придумать новую тему.

Тем временем из города Находки вышел в море катер с животными местного областного цирка на борту - на гастроли в Японию. Неожиданно в открытом море катер глохнет. Оказывается, член экипажа «налево» слил половину бака горючего. И оставшегося горючего должно было бы хватить, да только второй член экипажа (капитан судна) слил половину бака еще раньше…

Благодаря креативным стараниям сотрудников «Как бы радио», катер «КЦР 12» превратился в терпящий бедствие в Японском море огромный лайнер «Доктор наук профессор Шварценгольд» с редчайшими животными на борту. И конечно же, все это преподносится эксклюзивно в прямом эфире радиостанции. Пока ребята просят прокомментировать ситуацию «саму Бриджит Бардо», к борьбе за животный генофонд подключается МЧС и Министерство обороны…

«О чем говорят мужчины» (2010)

Четверо друзей отправляются на своей машине из Москвы, через Киев, в Одессу, на концерт рок-группы «Би-2». В процессе путешествия друзья обсуждают насущные вопросы, волнующие мужчин среднего возраста: о любви и дружбе, о вранье, о переводе бабушек через дорогу и даже об условности современного искусства… В итоге ребята, несмотря на аварию, попадают на концерт.

«О чем еще говорят мужчины» (2011)

31 декабря, Москва. Саша и какая-то состоятельная женщина не разминулись машинами. Поскандалив, женщина отправляет двух внушительных защитников «разобраться» с Лешей. Александр же сделал то единственное, что мог, - позвал на помощь своих друзей. И вот, оказавшись взаперти в Сашином офисе (на улице их поджидают), друзья снова беседуют о жизни, делятся, кто кем в детстве хотел стать и кто чего в жизни добился. А еще пытаются разобраться в вопросе, мучающем каждого: как же быть с любимыми, а порой невыносимыми женщинами?

«Быстрее, чем кролики» (2013)

Двое друзей просыпаются в странном помещении - доме, состоящем из комнат и коридоров, причем без окон и дверей. Пытаясь выяснить, что же было вчера, приятели встречают людей, которые заняты той же проблемой. Также компания озабочена неожиданными находками: поминальным столом и могильным камнем. Все судорожно вспоминают, как же сюда попали? И наконец, куда это «сюда»? Не самое ли время задуматься о том, что они оставят после себя?

«Страна чудес» (2015)

На этот раз герои - из разных уголков страны. Здесь и семья из провинции, которой выпал шанс попасть на «Поле Чудес», и служащий ППС, переживающий свой первый рабочий день, и пьющий Валера, который стоит перед выбором: спасти мир от или улететь с пришельцами на другую планету, и молодые влюбленные, знакомящие своих родителей, а также четыре пассажира, которые никак не могут вылететь в Москву…

«День выборов 2» (2016)

Игорь Владимирович Цаплин переизбирается на третий срок. Ничего не сделав для области, он задумывается: а его ли все это? К тому же разрекламированный мост через Волгу рухнул прямо во время его торжественного открытия. И это перед самыми выборами! За дело берется команда пиарщиков-политтехнологов из Москвы…

А что дальше?

Стоит отметить одну деталь, касающуюся с названием «Квартет И»: фильмы с их участием (список был перечислен) давно выходят за рамки обычной кинокомедии - в них есть место и драме, и мелодраме, и даже философии. Они изумляют своего зрителя каждым новым проектом. И в очередной раз после просмотра пьесы или кино возникает вопрос: «А что, собственно, дальше? Как они еще удивят?» Именно это и предстоит выяснить поклонникам.

Один из создателей "Квартета И", человек, точно знающий, о чем еще говорят мужчины , дал интервью журналу "Квир".

"О чем говорят мужчины", 2010

Культура - двигатель человечества. Мы читаем книги, смотрим фильмы и становимся такими, какими становимся. Мы ищем на экране ответы на свои вопросы и отдых от своих проблем. "Квартет И" с этой позиции уникальный коллектив. В их спектаклях и фильмах, на первый взгляд, простая проза жизни. В их персонажах мы узнаем себя и своих друзей, смотрим на знакомые всем проблемы, видим ситуации, в которых хоть раз бывали и сами. Но все это "раскрашено яркими красками" и вселяет подспудную уверенность в то, что все будет хорошо.

А главное, в том числе? "Квартет И" не боится поднимать и острые вопросы - политические, религиозные.

Что? Костюм. Летний. Летний костюм. (с) "День выборов". К стыду своему, первый раз увидев Леонида Бараца в этом образе, я совершенно не понял, что персонаж - гей. Скорее предположил метросексуала. А когда узнал, заинтересовался, как участники квартета относятся к вопросам, которые сейчас благодаря законодательным инициативам поднимаются "на гребень волны".

По счастью, в череде трудовых будней немного времени нашлось у Ростислава Хаита.

Ростислав Валерьевич Хаит - сын легендарного капитана команды Одесского КВН, экс-художественного руководителя "Джентльмен-шоу".
Родился в Одессе 21 сентября 1971 года.
Играет во всех спектаклях "Квартета И". Один из авторов спектаклей "День радио", "День выборов", "Быстрее, чем кролики", "Разговоры мужчин...". Сценарист фильмов "Квартета И".
Фильмы:
"День Радио"
"День Выборов"
"О чем говорят мужчины"
"О чем еще говорят мужчины"


Подойду к теме немного сбоку. У вас в фильме "О чем говорят мужчины" есть сцена, где ваш персонаж знакомит свою "главную женщину" с "неглавными", и он проходит по палубе, где стоит молодой человек и подает ему какие-то знаки. Слава ему старательно показывает, чтобы тот куда-то делся. Самая идея откуда возникла, и какова смысловая нагрузка эпизода?
Ну, просто это смешно. Идея, как усмешнить эту историю, когда все ожидают, что была одна женщина, другая жещина, третья, пятая, а еще появляется мужчина, чего никто не ожидает. Вот и все.

То есть такой "эффект неожиданности"?
Да, такой "эффект неожиданности", что у моего персонажа - такого брутального мачо и так далее - был все-таки и один мужчина.

Понятно. А вот у Леонида Бараца в свое время в интервью было, что он в принципе не верит в существование геев. Сами-то верите?
Да нет, нет... Он, конечно, верит. Просто Леша сутрировал реакцию такого обычного гетеросексуального человека. Нет, ну это же невозможно представить, все всё понимают. Просто опять-таки это смешно. Мы ведь, как вы догадываетесь, в некотором роде специализируемся на том, чтобы людям было смешно.

А ваше личное отношение к самому явлению "гомосексуализма"? Это какая-то норма жизненная, болезнь, смертный грех...?
Нет, ну, точно не смертный грех. И я не думаю, что это болезнь. Я думаю, что это какие-то определенные природные проявления. Кто-то от природы рыжий, кто-то маленького роста, а кто-то гомосексуальной ориентации. Но это природа.

То есть человек свободен в выборе, кого любить?
Абсолютно. В чистом виде, абсолютно. Конечно же, именно так.

А вы сами по жизни человек толерантный? То есть, не только в рамках гомосексуализма, а в принципе. Кто-то там курильщиков не любит, кто-то какие-то национальности...
Тут, вы знаете, по-разному. Я толерантен к гомосексуалам, я толерантен к курильщикам. Абсолютно меня это не смущает. Я не толерантен к фальши. Меня это очень раздражает. Я понимаю, что я сам иногда фальшивлю, наверняка, и меня это раздражает еще больше, чем в других, но... Я очень не люблю фальшивых людей и фальшивые проявления. А есть же люди, которые в принципе перманентно живут во лжи...

А среди ваших друзей геи есть, и, если есть, как можете их описать? Они чем-то отличаются, не отличаются?
Друзей... Нет, вы знаете, я думаю, что вряд ли. Среди друзей точно нет. А знакомые, наверное, есть. Друзья - это все-таки такая "штучная серия". Кстати, мы недавно обсуждали с моим другом Лешей (прим. авт - Леонидом Барацем), что, вроде бы, мы евреи, но при этом совершенно не интегрированы в еврейское сообщество, не ходим в синагогу, и так далее. При этом мы друзей подбираем не по национальному признаку, безусловно. Но начали перебирать, и оказалось, что большинство почему-то евреи. И мы об этом совершенно не задумывались - это просто естественным образом получилось.

Какое-то, видимо, эзотерическое притяжение.
Ну да, каким-то сверхъестественным образом. Я это к чему - к тому, что, если ты гетеросексуального направления, то естественным образом у тебя и друзья такие, и наоборот. Я так думаю. То есть, это не в том плане, что "не дай бог", а просто, мне кажется, так естественным образом получается.

Сейчас достаточно много и по телевидению, и в прессе говорят о падении нравственности в России. Вы с этим согласны?
Мне кажется, не только в России. По моему ощущению, когда у нас был Советский Союз... Понятно, что это было чудовищно, и никто не хочет его возвращения, потому что все было плохо. Но каким-то непонятным образом, каким-то кривым способом, в силу того, что отсутствовали практически материальные ценности и навыки "добычи", люди мерялись, извините за грубое слово, какими-то духовными ценностями. Кто читал книги, кто читал "Самиздат" и так далее. Моральное развитие, прежде всего, опиралось не на религию, а на культуру. И от этого общество в нравственном смысле, с моей точки зрения, было гораздо более развито, чем не только нынешняя Россия, но и все развитые страны земного шара. В России в этом плане концентрировались и литература, и религия... А литература в России, безусловно, очень нравственная. Можно привести в пример Достоевского, Толстого. Люди читали, задумывались, и от этого, безусловно, становились более нравственными, более совестливыми. А сейчас, когда наша страна стала такой же, как и все остальные, в плане доступа к развлечениям, то мы со всей этой российской бесшабашностью ударились во все тяжкие. Если 30 лет назад говорить в нормальной, интеллигентной компании о деньгах было неприлично, сейчас ни о чем другом в принципе не говорят. Успешность заменила все остальное.

То есть можно сделать допущение, что человеческая нравственность, в первую очередь, базируется на духовности и образованности?
По сути это одно и то же, но на самом деле многое зависит от генетики - от того, в какой семье ты воспитывался. Как тебя родители воспитывали, чему тебя научили. Вот, например совесть - это очень редко встречающая вещь. Если рассуждать рационально, не очень же понятно, почему лежат деньги или кошелек чей-то, и их не нужно брать. Это же странно. "Почему бы мне не взять? Кто-то потерял, что же я не возьму? Логично же? Логично. Он потерял - я нашел." А люди совестливые понимают, что нельзя, неправильно, нехорошо. Хотя с точки зрения математики неразумно, а с точки зрения нравственности только такое объяснение и есть.

Вы сказали, что нравственность во многом зависит от воспитания. Если перевести тему на категорию родителей, усыновление детей гомосексуальными семьями (лесбиянками, геями) вы считаете нормальным или это неприемлемо?
У меня нет какой-то четкой позиции по этому поводу. Я так скажу - я понимаю, что если ты гетеросексуален, то тебе легче в этом мире. Я так считаю, не потому что мне это нравится или не нравится, а потому что объективно это так. Поэтому, если в гомосексуальной паре усыновленный ребенок не обязательно становится гомосексуальным... Я не знаю, есть ли такая статистика...

Ну, вообще, в гомосексуальных семьях спокойно вырастают гетеросексуальные дети.
Если это так, то я абсолютно не против. То есть главное, чтобы не было навязывания сексуальной ориентации. И если это не так, то тогда конечно, почему нет?

Несмотря на то, что в ваших фильмах достаточно много юмора, в них же очень много умных мыслей, каких-то совершенно жизненных вещей, которые подаются в легкой для людей форме.
Надеюсь, это так.

Получается, что у них не только культурная, но и социальная значимость. Для вас верным является утверждение, что один человек может что-то изменить в обществе, или в этом непременно должна участвовать большая масса людей, как в революции 1917-го года?
Я думаю, и то, и другое. Безусловно, нужен человек, нужна личность, вокруг которой что-то происходит. Это совершенно точно. Некие сгустки энергии, которые формируются вокруг человека в определенной ситуации. Например, человек может совершить революцию, но при этом не может нормально воспитать ребенка. Разные люди нужны в разных ситуациях. И, конечно, никто не отменял пресловутую роль личности в истории. Это очень важно. Люди идут за личностями. Мне до сих пор сложно понять, как вся страна любила Сталина, на чем это было основано. Сталин, на мой взгляд, как личность визуально не ярок. При этом Черчилль пишет, что, когда Сталин входил, невозможно было не встать. То есть вот такая сильная аура исходила. Я вижу эти кадры, и мне кажется, что он ничтожество абсолютное.

Ну, мы все-таки уже совершенно по-другому видим - записи, фотографии.
Правильно, но когда я вижу на записи Адольфа Гитлера, я понимаю, что от него исходит какая-то энергетика безумная. Да, он параноик и дегенерат, но энергетика! Понятно, что кто-то мог подумать, что он сумасшедший, а кто-то - что он идол и кумир. А этот (прим.авт - Сталин) улыбается, спокойный такой, тщедушный - никакой.

Может быть, какая-то личная харизма была в данном случае.
Я об этом и говорю. Ведь миллионы людей отдавали жизни за него, считали лучшим. Фантастика. Удивительно, как такой человек - насколько я понимаю, наименее яркий из ленинского политбюро, наименее образованный - стал кумиром миллионов людей. Наверное, самый подлый был - человек, у которого вообще отсутствовали какие-то рамки. То есть, в плане борьбы за власть он не принимал никаких рамок в принципе. Для него не было слов "нельзя", "совесть". То есть, полное отсутствие совести и нравственности.

А на ваш взгляд в формировании общества большую роль играет власть или само общество? То есть, общество выбирает, каким ему быть, или влияние власти превалирующее в данном вопросе?
Очень сложный вопрос, не знаю. Применительно к нашей стране, иногда складывается четкое ощущение, что мы заслуживаем ту власть, которую имеем. А иногда думаешь: "Нет, ну был же Борис Николаевич, который при всех своих вредных качествах был человеком удивительным для нашей страны". Да и Михаил Сергеевич тоже. Они терпели критику, были толерантны, интеллигентны. Интеллигентны не в плане манер, а в плане какого-то общего уважения к людям. Это же было. Но у меня есть ощущение, что у нас (прим.авт - в России) какое-то проклятое место.

Почему так?
Ну, потому что и плохо, и холодно. У нас по этому поводу спектакль есть (прим. авт - "Письма и песни мужчин среднего возраста"), и там большой монолог, который мы написали, его читает Саша Демидов, что мы единственная страна в мире, в которой и плохо, и холодно. То есть, страны, где холодно, так холодно только снаружи. А внутри там камин, коньяк и так далее. А в странах, где плохо, там тепло. И поэтому не так плохо. А у нас и плохо, и холодно. В общем, "повезло".

Есть такое природное явление - большой обвал начинается с маленьких камушков. Можно ли сказать, что общество можно изменить какими-то маленькими поступками не харизматичных лидеров, а отдельных маленьких людей? То есть, кто-то что-то сделал по мелочи, и постепенно это все нарастает, и все меняется.
Может быть, и так. А может быть, так и не будет. Здесь нет законов. Нет четкого понимания, что обязательно нужно сделать так или не так. Может быть и такое, что и личность появится, а все равно ничего не изменится. Потому что изменения происходят по непонятным причинам. Конечно, историки выискивают законы, говорят, что бывает так или так, но в каких-то случаях бывает так, а в каких-то - по-другому. У меня какое-то ощущение, что наша страна абсолютное исключение из всех правил в этом плане. Непонятно, почему здесь бывает одно или другое, будет ли так или иначе. Россия - очень разнородное, даже разнонародное государство.

Для кого-то - для меня в частности - 1990-е годы были годами надежд, потому что общество встрепенулось, интеллигенты ощутили себя в своей тарелке, потому что лидер был демократический, потому что были свобода слова и передвижения. Сейчас свобода передвижения осталась, а со свободой слова проблемы. И интеллигенции это не нравится. Но большинству народа в стране нравится то, что сейчас происходит. А то, что происходило в 1990-х, не нравилось.

Получается, что одной части, которая считает себя более продвинутой, умной и так далее, не нравится то, что происходит в стране. Но огромная часть говорит: "Здорово! Путин - это прекрасно, замечательно, то, что надо! Мы едим лучше, и все хорошо!"

Это странная вещь - кому-то больше нравились 1990-е, кому-то нравится сейчас. Точнее, большинству страны нравится именно сейчас. И это удручает, безусловно. Потому что люди не понимают, что просто баррель столько стоит и все. Была бы другая цена за баррель, может, как-то по-другому все бы сложилось.

А не создается ощущение, что всем этим вошканьем - "У нас засилие геев! У нас засилие курильщиков!" - отвлекается внимание от чего-то более важного?
Нет, я думаю, что ничего более важного за этим не стоит. Мне кто-то недавно рассказал, что, когда были первые акции протеста (на Болотной, на Сахарова), власть абсолютно офигела и не ожидала такого количества людей, и вообще была в панике. Я не берусь рассуждать, так ли это, но так говорят. По слухам, они обратились к специалистам, причем, не нашим, а западным. Спросили, что делать. И те им сказали: "Ребята, этих людей вы уже проиграли, тех которые вышли на площади. Они уже вашими не станут никогда. Вы не сможете заслужить их доверие и уважение. Вам нужно обращать внимание на то самое большинство".
А как у нас большинство завоевывается? Анти-американизмы, инициативы против геев и так далее. Такие "популистские" меры. Большинство счастливо и довольно. То есть закручивают гайки не потому, что отвлекают от чего-то большего. Я думаю, пока нефть стоит такие деньги, не гикнется ничего. А никто же не знает, когда она будет стоить по-другому. Поэтому нас не отвлекают, а просто утверждают свою популярность среди большинства населения страны.

А пропаганду гомосексуализма замечали какую-то в своей жизни?
Нет, я не замечал пропаганду гомосексуализма и не замечаю, не вижу ее. Я могу сказать, что я не люблю представителей нетрадиционной ориентации, которые этим бахвалятся и кичатся. Это мне не очень нравится. Это какая-то странная история - то есть, если ты гомосексуал - это нормально, нет проблем, но...

Но это не какая-то заслуга человека?
Это не заслуга, это не отрицательная сторона. Так есть, ну и что? Ну, это как если человек будет говорить: "А я рыжий. Что, не нравится вам, не нравится? Ага! Вы на меня плохо посмотрели, косо". Вот это странная история, как будто человек нарывается на конфликт. Это глупо и бессмысленно, по-моему. А так я не вижу ни пропаганды, ничего такого.

И последний вопрос. Я общался с несколькими медийными людьми. Создалось такое ощущение, что люди сейчас боятся высказываться по проблеме гомосексуализма. А почему вы согласились на интервью?
А чего мне бояться? Что я выскажу мнение, отличное от того, что думает власть? Да ну. Если этого бояться, то это можно совсем перестать себя уважать.

В скором времени "Квартет И" порадует своих поклонников новым фильмом, снятым на основе спектакля "Быстрее, чем кролики". А пока длится ожидание, я надеюсь, что людей, у которых есть твердая гражданская позиция, людей, способных без страха, но и без истерики заявить о ней, людей, старающихся в меру своих возможностей и сил изменить ситуацию в стране к лучшему, будет становится все больше и больше. Потому что я все-таки верю в то, что моральное и нравственное состояние общества - это лавина, которая начинается даже не с комочков снега, а со снежинок, увлекающих за собой бурный поток.
"Сим победиши!" (с) Император Константин I Великий

Леонид Барац – это яркий и талантливый актер, судьба которого неразрывно связана с судьбой популярного театрального проекта «Квартет И». Вместе с другими актерами данного юмористического театра наш сегодняшний герой исполнил немало ярких и запоминающихся ролей, заслужив тем самым любовь и признание зрителей.

В настоящее время творческая карьера Леонида находится на подъеме. Он снимается в кино и часто появляется на театральной сцене. Об этом знают, наверное, все. Но что еще нам известно о жизни и творчестве этого неординарного актера? Собрать некоторые интересные факты из его биографии мы решили сегодня.

Ранние годы, детство и семья Леонида Бараца

Наш сегодняшний герой появился на свет в одном из крупнейших городов Украины – Одессе. Он родился и воспитывался в еврейской семье. Его отец – Григорий Исаакович – работал журналистом. А мама – Зоя Израилевна – была обычным методистом в детском саду.

Как это ни странно, с самого детства родители Леонида Бараца хотели, чтобы он выбрал для себя творческую специальность. В числе главных «фаворитов» значились профессии актера и журналиста. И наш сегодняшний герой не возражал против такого развития события.

С ранних лет он часто наведывался на работу к отцу, изучая изнутри мир советской журналистики, а параллельно с этим посещал уроки актерской самодеятельности в своей родной школе. Оба эти занятия – журналистика и актерское ремесло – очень нравились молодому одесситу, а потому долгое время мучительный выбор профессии был главной сложностью в его жизни.

В конечном итоге решающим фактором стала дружба Леонида с другим одесским школьником – Ростиславом Хаитом. Они были знакомы с первого класса. Вместе посещали уроки актерского мастерства, а впоследствии начали тесно общаться и вне школьных стен. Некоторое время спустя молодые актеры стали строить планы о покорении московской театральной сцены. Дождавшись окончания школы, двое друзей собрали нехитрые пожитки и отправились поступать в ГИТИС. Как это ни удивительно, вступительные экзамены оказалась удачными для обоих из них.

Леонид Барац о первом апреля

Во время учебы в театральном ВУЗе Ростислав познакомил Леонида с двумя другими молодыми актерами – Камилем Лариным и Александром Демидовым, который уже имел к тому времени неплохой опыт работы в театре и кино. Друзья стали проводить много времени вместе, а впоследствии решили продолжить свое сотрудничество и в дальнейшем. Таким образом, в какой-то момент появилась идея о создании комедийного театра – «Квартета И».

В рамках данного проекта каждый из участников выступал не только в качестве актера, но и в качестве сценариста и продюсера. Все спектакли создавались общими усилиями, и подобный подход очень скоро начал приносить свои плоды. Первый спектакль молодого коллектива был срежиссирован и поставлен на учебной сцене ГИТИСа. Однако впоследствии «Квартет И» стал часто выступать и вне институтских стен.

Звездный путь Леонида Бараца, фильмы и театр

В «Квартете И» наш сегодняшний герой начал выступать в 1993-м году. В этот период Леонид Барац смог впервые почувствовать себя популярным театральным актером. Публика всегда с удовольствием приходила на все выступления коллектива. Благоволили ему и известные критики.

Таким образом, всего за несколько лет комедийный проект «Квартет И» стал очень популярен в Москве и за ее пределами. В середине девяностых годов актеры начала впервые ездить на гастроли по городам России. Некоторое время спустя к этому также добавились и гастроли по городам СНГ.

Что же касается непосредственно творчества Леонида Бараца, то в этом контексте стоит отметить, что именно он внес в успехи коллектива наиболее ощутимый вклад. Написав сценарий спектакля «День радио», он проявил себя в качестве талантливого драматурга, предопределив тем самым общий успех «Квартета И».

Квартет И - Леонид Барац о Прохорове и выборах

Названная постановка на долгие годы стала главным хитом в репертуаре комедийного театра. Собственно, именно с нее началось триумфальное восхождение молодого коллектива к вершинам театральной сцены. Славу «Квартета И» упрочил также спектакль «День выборов», ставший логическим продолжением первой части. Автором сценария нового проекта снова стал Леонид Барац. Другие актеры принимали участие лишь в некоторой корректировке изначального текста.

В 2008-м и 2009-м годах на экраны вышла также кинематографическая адаптация обоих спектаклей. Картины «День радио» и «День выборов» имели большой успех в прокате, и уже скоро слава «Квартета И» стала еще более глобальной. В фильмах приняли участие такие российские звезды, как Сергей Шнуров, Лева и Шура Би-2, Андрей Макаревич и другие.

Впоследствии Леонид Барац снялся еще в двух фильмах, поставленных по прежним спектаклям «Квартета» - «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». Кроме того, в 2000-е годы наш сегодняшний герой появился на экране в нескольких музыкальных клипах (на песни Светланы Рерих, групп «Агата Кристи», «Браво» с Валерием Сюткиным и «Комбинация»).

Еще одной «факультативной» работой для талантливого уроженца Украины стала также работа над озвучиванием различных американских мультфильмов. Так в частности, голосом Леонида говорит Рино из мультика «Вольт» и Дарвин из анимационной картины «Пираты. Банда неудачников». Завершая тему «мультипликационного» творчества отметим, что Леонид Барац также является автором сценария мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк».

Личная жизнь Леонида Бараца

Вот уже много лет (с 1991-го года) наш сегодняшний герой женат на актрисе Анне Касаткиной, вместе с которой когда-то учился в ГИТИСе. Ее в частности можно увидеть сразу в трех лентах «Квартета И» - в картинах «День радио», «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». У счастливых супругов есть двое детей – Елизавета (1994 г.р.) и Ева (2003 г.р.).

В повседневной жизни Леонид Барац любит заниматься музыкой (актер неплохо играет на фортепиано), а также играть в футбол. Хорошо известно также о его политических взглядах. В частности, наш сегодняшний герой неоднократно принимал участие в акциях протеста против правительства Путина, а также в открытую критиковал некоторые законопроекты.

Леонид Григорьевич Барац – одессит. Он появился на свет в июле 1971 года в еврейской семье журналиста Григория Бараца и воспитательницы детского сада Зои Барац. Сначала мальчика хотели назвать Алексей, но потом родители передумали и назвали его в честь прадеда – Леонидом. Наверное, первое имя больше подходило будущему артисту, потому что именно Алексеем его называют друзья и близкие.

Хотя родители Леонида Бараца не связаны с миром искусства, они мечтали о том, чтобы сын выбрал творческую профессию. Или журналиста, как папа, или артиста. А любимая бабушка Леонида, работавшая концертмейстером Одесского оперного театра, позаботилась о том, чтобы внук получил хорошее музыкальное образование. Именно она привила мальчику хороший вкус, посвятив в мир театра, оперы и балета. Леонид Барац посещал одну из музыкальных школ Одессы, где учился играть на фортепиано. Сначала это занятие ему не очень нравилось, но после знакомства с джазом всё изменилось.

Леонид Барац не только посещал уроки музыки, но и с удовольствием выступал на школьной сцене. Он постигал актёрское ремесло в театральном кружке, который действовал в его школе. А ещё мальчик часто приходил на работу к отцу и получил возможность изнутри изучить журналистскую «кухню». Наверное, поэтому Леониду, окончившему школу, было непросто определиться, кем он больше всего хочет стать – журналистом, артистом или музыкантом.

Немалое влияние на его решение оказала давняя дружба – с 1-го класса – с . Ребята не только дружили, но и общались вне школьных стен. Они посещали театральный кружок и выступали в любительских спектаклях. По окончании школы друзья решили попробовать покорить Москву. Они отправились в столицу и без особого труда, имея за спиной опыт выступлений на театральной сцене, поступили в ГИТИС.

«Квартет И»

В ГИТИСе Леонид Барац и Ростислав Хаит познакомились с и . Будущие артисты создали свой творческий квартет, назвав этот проект «Квартет И». С этого момента (1993 год) актёры неразлучны. Они вместе работают над своими постановками и сами выступают в качестве актёров. В том же 1993 году на сцене ГИТИСа «Квартет И» поставил свой дебютный спектакль, названный «Это только штампы». Постановка имела большой успех.

В 2001 году появился новый спектакль, названный «День радио», сценарий к которому был написан Леонидом Барацем. Постановка принесла оглушительный успех творческой четвёрке. В спектакле помимо названных артистов сыграли , . Все они после «Дня радио» проснулись знаменитыми.


В 2002 году Леонид Барац и коллеги продолжили своё успешное восхождение по карьерной лестнице. Барац совместно с Ростиславом Хаитом и Сергеем Петрейковым написал сценарий следующей постановки под названием «День выборов». Актёрский состав этого спектакля остался тот же, что и в предыдущем проекте. Правда, теперь акцент был смещён больше на политику. С названными постановками «Квартет И», начав выступать в столице, вскоре отправился гастролировать по крупным городам России, а потом и по странам СНГ. Успех сопутствовал артистам всюду, где бы они не появились.

Кинематографическая биография Леонида Бараца стартовала в 2008 году. В этом году был экранизирован спектакль «День радио». А на следующий год то же самое случилось с «Днём выборов». Создатели и неизменные участники «Квартета И» сыграли главные роли в обеих картинах, получивших огромный интерес у зрителей и хвалебные рецензии критиков. И хотя именно телевидение принесло Леониду Барацу и его коллегам большую часть славы и известности, сам Барац искренне считает, что игра на театральной сцене интересней и ценней.

В 2000-ые годы артисты «Квартета И» экранизировали и другие свои успешные спектакли. Так появились картины «О чём говорят мужчины» и продолжение – «О чём ещё говорят мужчины».


Леонида Бараца можно увидеть и в музыкальных клипах Светланы Рерих, и группы «Браво», коллективов «Комбинация» и « ». Кроме того, голосом Бараца говорят персонажи некоторых мультипликационных фильмов: Рено из американского мультфильма «Вольт», Дарвин из «Пираты. Банда неудачников» и другие. Леонид Барац является автором сценария известного мультипликационного фильма «Иван Царевич и Серый Волк».

В 2014 году на экраны страны вышла комедия «Быстрее, чем кролики». Это тоже проект «Квартета И». Сценарий к фильму написали Леонид Барац и Ростислав Хаит. Это лёгкая и остроумная комедия о трёх друзьях, которые пытаются на утро после бурно проведённой ночи понять, где они, и что случилось накануне. Леонид Барац сыграл одного из друзей, которого зовут Лёха. Кроме него в фильме сыграли Александр Демидов, Камиль Ларин, Ростислав Хаит, и другие известные актёры.

В 2016 году на экраны выйдет свежий проект «Квартета И», в котором снялась вся блестящая четвёрка. Фильм получил название «День выборов 2». Артисты сыграли сотрудников радиостанции «Как бы радио», которые отправились в качестве пиарщиков на выборы в регион. Они должны работать на кандидата Игоря Цаплина, который неожиданно пропадает.

Личная жизнь

Долгое время личная жизнь Леонида Бараца была связана с супругой Анной Касаткиной. Молодые люди познакомились в стенах ГИТИСа и поженились в 1991 году. Анна сыграла жену героя Паши в картине «О чём говорят мужчины». В 1994 году у Леонида и Анны появилась первая дочь, которую они назвали Елизавета. В 2003 родилась Ева.


В конце 2015 года стало известно, что Леонид Барац и Анна Касаткина развелись. Вместе они прожили 24 года. Тем не менее, они продолжают вместе работать, а дочери общаются как с мамой, так и с отцом.

В свободное время Леонид Барац любит играть на фортепиано и обожает футбол. А ещё он известен своим критическим отношением к нынешней власти страны и неоднократно принимал участие в акциях протеста против некоторых законопроектов.

Фильмография

  • «День выборов»
  • «День радио»
  • «О чем говорят мужчины»
  • «О чём ещё говорят мужчины»
  • «Быстрее, чем кролики»
  • «Страна чудес»
  • «День выборов 2»

В марте на российские экраны вышла картина, снятая по нашумевшему и уже который год пользующемуся огромным успехом спектаклю «День радио» «Квартета И». После премьеры корреспондент Jewish . ru встретился с одним из его основателей – Леонидом Барацем.

«День радио» окончательно утвердил позиции, достигнутые юмористическим коллективом «Квартета И» за 15 лет существования. Их шутки, достаточно тонкие и непошлые, долгое время не приживались в эфирах радио и телевидения, идя вразрез с засильем «форматного» юмора. Покочевав некоторое время на волнах радиостанций, где «Квартет И» делал свои первые шаги, выступая с оригинальными репризами, коллектив нашел себя на театральной сцене, которая, как известно, во все времена являлась главным отражателем морали и нравов общества.

Конечно, в последнее время можно было неоднократно услышать нелестные высказывания критиков о том, что «подают» публике в театре. Но, как показывает история, именно во время застоя появляются новаторы, призванные внести в искусство свежую струю и вывести его на новый уровень. Выразителям идей, давно накопившихся в обществе, как правило, тяжело дается борьба с загниванием, учитывая, что зачастую они просто опережают свою эпоху и остаются непонятыми. Многие прошли через это, так и не увидев результатов своих трудов, и в этом смысле «Квартету И» повезло. Признание пришло к коллективу уже через 10 лет после создания, и их творчество ценится по заслугам и пользуется большой популярностью.

Сами того не замечая и не стремясь зашифровать в своем творчестве глубокий подтекст, они делают комедией то, что уже давно никому не удавалось – отражают общественное сознание, политическую и экономическую ситуацию современности, передавая ее точно и остроумно. Хотя и бессознательно, как они сами заявляют, «из личных предпочтений», они используют в постановках музыку современных коллективов, чье творчество можно назвать если не стоящим вне времени, то уж, по меньшей мере, несущим смысл и выделяющим индивидуальность.

Остается надеяться, что со временем творчество «Квартета И» будет развиваться «по законам виноброжения», ведь теперь на их плечах лежит большая ответственность перед зрителем, уже познавшим вкус качественного креатива и не желающим возвращаться к «форматной кормушке». Корреспондент сайт встретился с одним из основателей «Квартета И» – Леонидом Барацем.

Леонид, в спектакле «День радио» воспроизведена обстановка, которая не видна обычному слушателю. На каких радиостанциях вы все это подсмотрели?

Сначала мы работали на «Европе Плюс», месяц буквально, потом нас оттуда выгнали за неблагозвучность некоторых наших реприз: руководство просто не понимало, о чем идет речь, им казалось, что это все как-то неблагозвучно. Потом ушли на «Наше радио». Точнее нашли Мишу (Козырева) , а он уже привел нас на «Наше радио». Три года назад мы перешли на «Серебряный дождь», с которым восемь месяцев назад «законсервировали» отношения.

- И почему именно радио? Не планируете ли на телевидение?

Мы решили взяться за постановку спектакля именно о радио, потому что считаем, что там еще сохранилась та романтическая атмосфера свободы личности, которая уже давно пропала на телевидении. А на «голубые экраны», честно говоря, нам пока и не горит.

В своем репертуаре вы используете музыку коллективов, чье творчество можно назвать классикой русской рок-н-рольной сцены. Это связано с концепцией вашего творчества?

Нет, это связано исключительно с личными пристрастиями и предпочтениями.

- Леонид, расскажите о Вашей жизни до переезда в Москву.

Я родился в Одессе на улице Базарной. Через некоторое время я пошел в сад, что не свойственно практически ни одному ребенку. Потом десять лет ходил в школу и столько же из школы. Я хорошо учился по гуманитарным предметам… когда учился, естественно. А в целом, довольно средненько. У меня нет троек, одну тройку по химии мне просто исправила сердобольная мама одного из моих соучеников. Так что я совершенно точно не был круглым отличником. После школы поехал в Москву поступать в ГИТИС.

- Родители не боялись отпускать в Москву?

Конечно, боялись. Все же ехали в Израиль, в Америку. В этот момент как раз шла третья волна. И нас тоже накрыло с головой, практически вся семья уехала, и я даже как-то был вытащен туда шальной волной, но потом меня прибило обратно к родному берегу. У меня есть грин-карта, непонятно правда, зачем мне она нужна. Вот, собственно, после ГИТИСа, мы с Ростиславом Хаитом и Сергеем Петрейковым создали «Квартет И», и с тех пор моя судьба стала публичной. Что рассказывать, все все знают, каждый шаг мой известен (с улыбкой и наигранным пафосом) .

С традицией юмора у Вас, как у потомственного одессита, все в порядке... А придерживались ли в Вашей семье еврейских традиций?

Нет, в нашей не было. Бабушка с дедушкой говорили на идиш. Мама понимает все, говорит чуть-чуть. Я сам идиш не знаю, кроме нескольких положенных одесскому еврею выражений. В синагоги не ходили, о преподавании каких-то еврейских предметов речи вовсе не шло. Мы абсолютно светские люди, жили в светском государстве, нерелигиозные, в общем, русские. Еврейская кровь, конечно, ощущается, в каких-то склонностях и особенностях, которые свойственны еврею, физических и моральных.

Я горд за нашу нацию, за людей, живущих в Израиле и отстаивающих свое государство, но ехать туда я не хочу. Не потому, что я боюсь или еще что-то, просто мне здесь хорошо, я родиной считаю это место. Здесь я вырос и провел всю сознательную жизнь, здесь мой дом, а там – моя национальная история.

- Традиционный вопрос, сталкивались ли Вы с антисемитизмом?

Да, конечно. Я вот сейчас расскажу самый вопиющий случай: как-то в пионерском лагере я бил лицо человеку, будучи сам лет восьми, а он лет семи, за что – он меня укусил за руку. Потом меня забрали из пионерского лагеря. Вот такая несправедливость.

А если серьезно, то никаких явных проявлений в мой адрес не было. Была государственная политика, но меня она особенно не задевала. Единственное, обидно было, когда в восьмом классе к нам в школу приезжала американская делегация, и потом должен был быть ответный визит детей. Меня большинством голосов класса благополучно выбрали кандидатом, но поехал другой человек, потому как евреев за границу не пускали. А девочку, которая была наполовину еврейкой, пустили… Наполовину (смеется) – правда для этого ей пришлось взять русскую фамилию мамы. На самом деле, за свою жизнь я больше сталкивался с хамством и агрессией, но это никак не было связано с моей национальностью. Тем более, в Одессе много евреев, и случись что, нашлось бы много народу, которые вступились бы за своего.

А вообще, если говорить о том, что сейчас происходит в стране, я считаю, что мы ищем себе врагов как снаружи, так и внутри. Естественно, первыми врагами становятся нацменьшинства, в которые попадают и евреи. Кто такие евреи, мало кто понимает и знает из тех людей, которые кричат «бей жидов», но им нужен враг, и они рисуют себе какой-то образ. Я считаю, что это культивируется государством: с одной стороны, они стоят на открытии синагог, демонстрируя свою лояльность к евреям и не только к евреям – синагог, мечетей и так далее; с другой стороны, они закрывают глаза на проявления фашизма. В стране свободно существует партия «Наши», которая тоже в какой-то степени является проявлением фашизма. К тому же, на мой взгляд, ксенофобия, поиск врага имеют один вектор: мы же заграницу не едем бить янки, значит, надо эту силу выплеснуть куда-то, и она выплескивается на улицах. В этом смысле государство, повторюсь, ведет двусмысленную политику.

- А что Вы думаете о введении преподавания основ православия в школах?

Я считаю, что такой предмет имеет право на существование. Просто тогда должна быть альтернатива. То есть это должно быть добровольно: если ребенок хочет идти изучать основы православной культуры, он идет, но если он не хочет – у него должна быть альтернатива: пойти на какой-то светский урок или пойти на занятие, где ему будут преподавать иудаизм, или мусульманство, или буддизм. У нас светское государство, и это возможно, но только на добровольной основе. И я крайне отрицательно отношусь к обязательному посещению таких уроков, даже потому, что это просто незаконно.

- Леонид, в заключение скажите, чего можно ожидать от «Квартета И» в будущем?

В будущем, думаю, последует очередной комедийный шаг в кино и обязательная экранизация спектакля «Быстрее, чем кролики».

Поделиться: