Духовность и мораль современной молодежи. Методическая разработка мероприятия «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать? Психологические проблемы молодежи

#молодежь #духовность #ценности

Не секрет, что сегодня весь мир переживает тяжелую пору. Кри зисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, ценностных ориентаций.

Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь - это та часть общества, которая еще вырабаты вает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг.

В свою очередь, от жизненных ценностей со временной молодежи будет зависеть, что будет происходить в отдель ных странах и в мире уже через несколько лет. К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система ба зовых ценностей, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением времени она остается практически неизмен ной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого чело века возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.

Что же произошло с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются? Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют такие ценности, как интересная работа, деньги и справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей вера. В целом можно сказать, что молодежь обладает значительным по зитивным духовно-нравственным потенциалом, особенно это относит ся к девушкам, людям с высшим образованием и специалистам-гума нитариям. Несколько хуже в этой сфере обстоит дело с техническими специалистами, предпринимателями, военнослужащими и безработ ными . Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список ба зовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки.

Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жиз ненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая со весть, скромность отходят, к сожалению, на второй план . Современная молодежь ценит такие либеральные ценности, как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивиду алистических тенденций и снижению коллективистских начал, при водящим к кризису социальной идентичности. Адаптация индивида в социуме, в котором отсутствуют достаточные социально-психологи ческие механизмы, приводит к усилению отчужденности людей друг от друга. Сейчас молодежные ценности выступают как самостоятельные, са модостаточные и, даже более того, противопоставленные ценностям старших. Взрослеть не нужно торопиться, во взрослом состоянии нет ничего интересного - это факт. Идеал молодежного самосознания - это быть вечно молодым и современным, смотреть на жизнь вне праг матических рамок . Так взрослый и подростковый миры, по сути, утрачивают всякую связь друг с другом.

Различие социальных возможностей привело к тому, что сегодня подростковый мир оказался расколотым на две большие группы. Одна демонстрирует достаточно высокий уровень интеллектуального и личностного развития, ориентируется на куль турные образцы взрослого мира и во многом продолжает традиции отрочества, сложившиеся в середине века. Другая же, намного более многочисленная, тяготеет к культу грубой физической силы, отлича ется весьма необычными формами поведения и сознания. Молодеж ная контркультура является и симптомом, и ферментом страшной со циальной болезни, охватившей большую часть нашей молодежи. Один из важных показателей ценностных ориентиров молодежи - отношение к религии. Понять особенности религиозного сознания

и поведения российской молодежи можно, лишь учитывая наличие противоположных тенденций в современном мире: с одной стороны, происходит рост популярности религии, повышение ее роли в обще стве, а с другой - усиление процессов глобализации, мировоззренче ской неопределенности и секуляризации религиозных ценностей.

Исследования показывают ослабление позиций безверья, по сравнению с советским периодом, усиление религиозности, а также рост влияния различных религиозных конфессий и организаций. В то же время наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется размытостью, очень немногие следуют канонам и обрядам религии. Немало тех, для кого религия - это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию». Современная молодежь демонстрирует двойствен ность отношения и поведения, когда дело касается религиозного и мо рального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разре шенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены в важной роли религии в обществе.

Все это свидетельствует о противоречивом характере религиозного возрождения в России. Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между его просо циальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальны ми условиями отечественных не цивилизованных рынка, инфраструк туры досуга и СМИ, вопиющие противоречия между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения . Современный молодой человек (пока большинство молодых лю дей) в России, с одной стороны, находится в более или менее нор мальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, покинув эти «оазисы», на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга он оказывается в совершенно иной ат мосфере .

Его окружает навязчивая двусмысленная рекла ма, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются «наслаждение», «соблазн», «искушение». Активно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки (всевозможные джин-тоники, «энергетические» на питки и т. п.) и продукты. Визуальный и вербальный ряды этой рекла мы порой просто поражают своей пошлостью и бесстыдством. Но все это меркнет перед «желтой» продукцией СМИ - телевиде ния, радио, прессы. Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро,

универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками - о преступлениях, извра щениях и пороках.

Радиоэфир переполнен негативными, бесконечно повторяющимися новостями, наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами. Вся эта индустрия и инфраструктура порока, действительно, чудо вищна и отвратительна. Ее негативное влияние очевидно и на уровне здравого смысла, и на уровне научных исследований. Однако много численные письма педагогов, ученых, просто родителей в СМИ, в Ми нистерство образования и культуры, в Государственную Думу, в пра вительство, Президенту пока не имеют никакого эффекта. У нас, мол, демократия, свобода слова и распространения любой информации. Если вспомнить определение ценностей как неких стандартов, от талкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель и красо ту, которые являются нормативами жизни в обществе, то становится понятным, почему сегодня ценностные ориентации молодежи так чет ко отличаются и разделяются. Разделение идет в основном по двум направлениям.

Первое направление духовности, где господствуют нравственные установки, гуманизм, толерантность и человеколюбие. Второе направление нацелено на индивидуализм, приоритет матери ального над духовным. Тогда становится понятным, почему на совре менном этапе система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей (семья, здоровье, коммуника ция) и ценностей, связанных с достижением успеха (деньги, независи мость, самореализация).

Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества, приоритетное направ ление в которых займут духовные традиции. А российской молодежи хочется пожелать духовного и нравственного подъема и совершен ствования. Таким образом, ценностные ориентиры современной молодежи требуют более четкого и разумного их понимания об обществе и о мире в целом. Молодежь - это следующее поколение, от которой зависит будущее всего человечества.

Поэтому необходимо серьезно подходить к этой проблеме, необходимо ограничить какую-либо информацию, которая способна сформировать ложные и мнимые ценности в созна нии молодых людей. Также важно поднять именно правосознание мо лодежи, их интерес к познанию нового. От молодежи зависит, как будет жить общество, на какие ориен тиры и идеалы будет опираться уже следующее поколение.

Список литературы: 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос сийской Федерации на 2006-2010 гг.». М., 2011. 2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Со циологические исследования. 2012. 3. Семенов В.Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2012. 4. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции 1990-х годов) // Вестник общественного мнения. 2014, май-июнь. 5. Самсонова Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования; автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2015.

Кашафутдинова Ю.С., Жалдагареева Д.М

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее - вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.

Так, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% - представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%, соответственно) (см. рис. 7.1).

Рисунок 7.1

Отношение молодежи к идеалам,%

Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи свидетельствует, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных наших сограждан. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43% при 36% среди 20-23-летних и 31% среди 24-26-летних опрошенных). Напротив, представители «старшей молодежи» настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (при 63% среди 20-23-летних и 57% среди 17-19-летних респондентов) (см. рис. 7.2).

Рисунок 7.2

Отношение молодежи к идеалам (в молодежных подгруппах), %


Любопытен взгляд на отношение молодежи к идеалам и, напротив, ее склонность к цинизму, среди молодых респондентов, опрошенных в поселениях различного типа. Самый высокий уровень озабоченности распространением настроений цинизма свойственен молодежи, живущей в российских селах - здесь о равнодушии молодых россиян к идеалам говорили 54% молодых респондентов.

Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» - телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяют около ¾ наших сограждан - 73% молодежи и 80% людей старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется нашей историей, культурой, ориентирована преимущественно на западные ценности. В меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи (26% и 19%, соответственно)
(см. рис. 7.3).

Рисунок 7.3

Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, %


Причем западная культура притягивает многих не только в качестве неких образцов, приятных для созерцания, и, возможно, служащих примером для подражания, но и в качестве наиболее предпочтительной среды обитания. Так, 41-43% опрошенных заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей (см. рис. 7.4).

Рисунок 7.4

Ориентация молодежи на Россию или зарубежную страну как место постоянного жительства, %


На фоне несущественной разницы мнений молодежи в целом и людей старшего возраста по вопросу о наиболее предпочтительном для молодежи места жительства (Россия или зарубежная страна), не отмечено значимой разницы и в отдельных возрастных подгруппах молодежи. Зато обращает на себя внимание различие во взглядах молодежных подгрупп, выделенных по типу поселения. Так, среди молодых опрошенных, проживающих в мегаполисах, соотношение сторонников двух противоположных точек зрения («молодежь хочет жить в России» - «молодежь хочет жить на Западе») примерно одинаково (49%-50%). Чем меньше тип поселения, тем больше доля тех, кто уверен, что молодежь не хочет жить в России - в районных центрах и на селе она составляет уже большинство, возрастая до 56% в райцентрах и 65% на селе.

Возникает вопрос - неужели, действительно, последние десятилетия радикально изменили россиян, лишили их нравственной опоры, разрушили традиционные основы общения и взаимодействия? Или катастрофизм ситуации сильно преувеличен?

Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодежи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми - значит обречь себя на неуспех. Так, немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46%) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается большинство молодежи, но далеко не подавляющее - 54% уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными.

Не только многие молодые россияне полагают естественным процесс моральной коррозии общества. Почти каждый третий респондент старшего возраста (31%) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не соответствуют современным нормам и ритму жизни (см. рис. 7.5).

Рисунок 7.5

Суждения молодежи и представителей старшего поколения об актуальности моральных норм, %


Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. В ходе исследований многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезной «инвентаризации» ценностей. В результате большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 44% молодежи.

Моральное «отставание» молодежи в данном случае, что называется налицо: среди респондентов старшего поколения соотношение числа тех, кто ориентируется на нормы морали, и тех, кто считает возможным ими пренебречь, складывается в пользу сторонников незыблемости морального устава (63% против 36%). Однако нельзя не видеть и того, что манкирование моральными принципами считают возможным более трети представителей поколения «отцов», которые, собственно, и должны передавать свой нравственный багаж детям (см. рис. 7.6).

Рисунок 7.6

Суждения молодежи и представителей старшего поколения о возможности/невозможности переступить через моральные принципы, %


Чем наши современники, и прежде всего молодежь, готовы пожертвовать во имя успеха, к чему они могут отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу?

Как показывают исследования, в целом россияне демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются резко негативно и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы. В числе безусловных табу - заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. Их никогда не смогли бы оправдать более ¾ опрошенных как среди молодежи, так и среди людей старшего возраста.

В число табуированных действий для поколения отцов входят также гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего.

Кроме того, более половины молодежи и людей старшего возраста считают совершенно недопустимыми хамство, грубость и использование нецензурной лексики, пьянство и алкоголизм, деловую необязательность и проституцию. Практически половина опрошенных в обеих группах не приемлют и супружескую измену.

В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, они отрицаются уже не так безусловно. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении молодежи к уклонению от уплаты налогов, даче/получению взяток, а также абортам, которые остаются неприемлемыми только для 34%-40% молодых россиян.

Еще больше лояльность молодежи, как, впрочем, и людей старших возрастов, к сопротивлению милиции, присвоению найденных вещей и денег, уклонению от службы в армии, безбилетному проезду в общественном транспорте - все эти поступки вызывают понимание и оправдываются большинством россиян (от 59% до 84% опрошенных считают их допустимыми). Таким образом, можно констатировать, что критическая масса людей, не придающих большого значения этим «шалостям и проступкам», уже достигнута, и они перешли в разряд общественно приемлемых действий (см. рис. 7.7).

Анализ отклонений между долями респондентов, осуждающих те или иные неэтичные и аморальные поступки и действия, в группах молодежи и людей среднего возраста, свидетельствует, что нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей - неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, нежели среди людей старшего поколения. Заметно отставание молодежи в освоении норм в отношении присвоения найденных вещей и денег, проституции, гомосексуализма, употребления наркотиков, а также в сфере социально-экономической чистоплотности - взяточничества и уклонения от уплаты налогов (на 11%-13%).

По остальным тестируемым действиям и поступкам позиции молодежи и людей старшего поколения ближе, различия в принятии группами этих норм не превышают 7%.

Рисунок 7.7

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам* молодежи и представителей старшего поколения (расширенный список, доля ответов «никогда не может быть допустимо»,упорядочено по ответам молодежи) , %


* На вопрос, «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?» можно было дать один из следующих ответов: «никогда не может быть оправдано», «иногда это допустимо», «к этому следует относиться снисходительно», «затрудняюсь ответить».

Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена, аборты), молодежь оказалась даже более строга, чем люди старшего поколения. В частности, аборты здесь осуждаются почти на 9% чаще, чем в поколении отцов (см. табл. 7.1).

Таблица 7.1

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам молодежи и представителей старшего поколения (расширенный список, доля ответов «никогда не может быть допустимо»,упорядочено по величине отклонений) , %

Старшее поколение

Молодежь

Отклонение
(% по старшему поколению минус % по молодежи)

Обогащение за счет других

Хамство, грубость, нецензурная брань

Деловая необязательность

Публичное проявление неприязни к представителям других национальностей

Присвоение найденных денег, вещей

Проституция

Гомосексуализм

Употребление наркотиков

Дача/получение взятки

Уклонение от уплаты налогов

Пьянство, алкоголизм

Безбилетный проезд в общественном транспорте

Уклонение от службы в армии

Жестокое обращение с животными

Измена Родине

Плохое воспитание детей, заброшенность, беспризорность

Сопротивление милиции

Супружеская измена

Аборт

Безусловно, декларирование своей приверженности тем или иным морально-нравственным нормам далеко не тождественно тому, как люди ведут себя в реальной жизни. В ходе опроса респондентам специально задавался вопрос, приходилось ли лично им делать что-то из того, что обычно принято считать неэтичным, аморальным.

Как показывает анализ полученных данных, статус «практического табу» для молодежи и людей старшего поколения имеют, например, гомосексуализм и употребление наркотиков. Хотя даже в отношении этих, казалось бы, незыблемых моральных запретов, часть населения, чаще молодежь, демонстрирует терпимость, а некоторые даже указывают на личный опыт таких поступков. В частности, 9% респондентов из числа молодежи заявили, что пробовали наркотики, еще 1% сказали, что делают это часто. Еще 8% заявили, что сами наркотиков не пробовали, но других за их употребление не осуждают. Среди людей старшего поколения о том, что они пробовали наркотики, заявили 4%, еще 3% сказали о своем терпимом отношении к их употреблению другими людьми.

В отношении других тестируемых ситуаций и явлений позиции опрошенных не столь консолидированы. Использование сексуальных связей в корыстных целях, уклонение от налогов и дачу взяток категорически неприемлемыми считают только около половины опрошенных, а не считают зазорным 34%-50% молодежи и 20%-41% людей старшего возраста. При этом о личной практике нарушения запретов в сфере экономических отношений говорили примерно одинаковое число респондентов обеих групп - по 9% уклонялись от налогов, по 19% давали взятки.

<< назад

Молодежь и нравственность. Как стадо без пастыря…

SByTagName("script"); s = d.createElement("sc

w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-108594-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-108594-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); ript"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Смена общественного строя в России не просто привела к смене собственников фабрик и заводов, земельных недр и самой земли. В обществе произошли огромные, порой пугающие изменения во взаимоотношениях между людьми. Большинство россиян стали жить только материальными интересами, заботиться исключительно о личных выгодах и удобствах, об удовольствиях и благах цивилизации. Интересы нравственного характера отодвигаются на задний план. Особенно от этого страдают дети, так как видят кругом себя холодность, равнодушие, эгоизм. Не зная иных чувств и отношений, дети становятся такими же эгоистичными, безнравственными, меркантильными. И это не может не настораживать, не вызывать чувства тревоги за будущее как самих детей, так всего нашего государства.
Обеспокоенность таким положением нравственности среди молодежи послужила поводом для журналистов редакции районной газеты «Кореновские вести» провести в одной из школ города небольшой опрос среди родителей учащихся по этой теме. Наверное, данные были бы точнее, если бы исследование удалось провести в большинстве школ района. Но даже срез по одной школе дал удручающие итоги. Состояние нравственности современной молодежи только четверть опрошенных оценили как нормальное. Еще 12,5 процента не задумывались над этой проблемой вообще, что само по себе тревожит: почему родителей не интересует нравственность собственного ребенка и его друзей, одноклассников и т.д. Остальные 62,5 процента респондентов оценили состояние нравственности как критическое.
О падении нравов молодежи говорит такой удручающий факт: если в 1996 году девушки вступали в интимную связь в возрасте 19 - 20 лет, в 2006 году - в 16 лет, то в минувшем - в 12 - 14 лет. Понятное дело, что и беременность девушек наступает в таком сверхраннем возрасте. Кто в этом виноват? Родители - считает большинство (75 процентов) опрошенных в школе родителей. Еще 12.5 процента склонны винить в этом школу, столько же - всех вместе и лишь 8,3 процента считают, что телевидение и интернет.
В последнее время стало прямо каким-то поветрием считать чуть ли не принадлежностью к высшему обществу увлечение однополыми отношениями. Как отнесутся родители к заинтересованности их ребенка к нетрадиционной сексуальной ориентации? Хотя подавляющее большинство (87,5 процента) категорически не приемлют такого отношения, все же 12.5 процента, или каждый восьмой, считает, что человек имеет право на свой выбор. Жаль, что анкетирование проводилось анонимно, а то было бы интересно задать конкретной мамаше или папаше вопрос: что именно вы будете делать и чувствовать, если геем станет ваш сын? Что на нем прервется ваш род, что он лишит вас звания бабушки с дедушкой?
Для обсуждения проблемы нравственности молодежи, редакция газеты «Кореновские вести» пригласила на заседание «круглого стола» людей, чьи профессиональные обязанности лежат именно в плоскости воспитания и нравственности. Среди участников заседания были: протоиерей Александр Панюта - настоятель , заместитель главы района по социальным вопросам Т.Г. Ковалёва, начальник управления образования администрации МО Кореновский район Р.Ю. Чагров, акушер-гинеколог Кореновской ЦРБ И.И. Авраменко, специалист молодежного центра И. Вахилов, а также журналисты газеты. Присутствие представителя Русской Православной Церкви в редакции сочли не просто желательным, но - необходимым. Ибо без религиозной основы воспитание нравственности, патриотизма, верности вековым традициям русского народа просто невозможно.
Нынешнее состояние нравственности нашей молодежи - это, в частности, результат атаки на нашу страну феминисток и ЛГБТ сообществ (сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров), которые пропагандируют разврат и уничтожают Россию изнутри через наших женщин и детей, через нашу молодежь. Еще в 1945 году директор ЦРУ США Аллен Даллес сказал, выступая перед конгрессом о задачах своего ведомства в борьбе против СССР: «Честность и порядочность будут осмеиваться. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу — все это расцветёт махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит… Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем браться за людей с детских, с юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь. Станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из молодежи циников, пошляков, космополитов».
Участники «круглого стола» вспомнили эту директиву Даллеса и высказали свое мнение о путях преодоления кризиса в воспитании молодежи, о методах излечения духовного недуга молодых людей и их родителей.
Обсуждение проблемы началось с выступления протоиерея Александра Панюты. В начале своего разговора батюшка вспомнил об одной из встреч с молодыми людьми. Они не знали, что их собеседник - священник и вели себя довольно раскованно. Девушки закурили, а батюшка спросил у одного из парней: «Ты куришь?». Тот ответил отрицательно. Батюшка снова задал вопрос «А ты хотел бы, чтоб твоя жена курила?». И снова услышал отрицательный ответ. «А зачем же вы курите?», - теперь уже он задал вопрос девушкам. Те ответили, мол, так модно, мы уже взрослые, свободные люди, нам можно. Отец Александр в этой связи привел цитату из 1-го Послания апостола Павла Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1-е Кор. 6:12). Бог создал человека свободным, и человек волен выбирать, подниматься ли ему в Царствие Господне или падать в ад. Поколение людей, родившихся в 90-е годы и позже, восприняло свободу как вседозволенность. Настоящая же свобода подразумевает некую внутреннюю дисциплину каждого человека, его ответственность как за себя лично, так и за ближнего своего, чтобы, как сказал Апостол, ничто не обладало человеком.
Опыт тысячелетий учит нас, что вседозволенность для каждого члена общества приводит к гибели всего общества. Разврат и праздность привели к гибели Содома и Гоморры, по этой же причине пала мощнейшая Римская империя.
Запад пытался покорить и разорить Россию не раз, но наш народ сплачивался в самые нелегкие времена и давал отпор врагам. Так что же, ждать, пока беда нагрянет снова? Ждать нельзя, она уже нагрянула в виде безнравственности и опустошенности душ молодых людей. Надо возрождать духовную силу, которая всегда сплачивала народ. Сила эта - в вере, нашей православной вере. В традициях отцов, дедов и прадедов. Как в семье строгий отец содержит порядок и порядочность, так и в обществе цементирующей, скрепляющей силой может быть только наша Православная Церковь. А духовно слабый человек не способен ни настоящую семью создать, ни Отечество свое защитить. И не стоит бояться того, что в семье непослушных детей надо наказывать. Безусловно, наказание должно быть без озлобления, ненависти. Это как пастырь пасет своих овец. Отставших и сбившихся с дороги пастырь направляет на путь истинный лозиной, не нанося им вреда, а предохраняя своих овечек от попадания в терновые кусты или заросли сорняков. Некоторые наши дети похожи на заблудших овечек, запутавшихся в репейниках, исцарапанных шипами терновника.
Свое выступление протоиерей Александр Панюта завершил рассказом о пророке Моисее, водившем своих соплеменников 40 лет по пустыне, чтобы вытравить из их душ раболепие. Мы не можем долго ждать, пока сам по себе вытравится яд вседозволенности, запущенный в людские души в лихие 90-е годы. Все вместе - учитель в школе, священник в храме, справедливый отец и любящая мать дома - мы должны возрождать духовность, прививать детям привычку жить так, как того требует Вера Православная, как учит нас Евангелие. Если это удастся сделать в одной, другой, десятой семье, то успех религиозно-нравственного воспитания боле или менее будет обеспечен. С верою соединится жизнь, по вере - и добрые дела. Другие семьи будут учиться у тех, кто достиг успеха в нравственном воспитании, у них - следующие и так далее.
Акушера-гинеколога И.И. Авраменко весьма беспокоит то, что девушкам стало затруднительно выйти замуж, родить детей, потому что мужчины соглашаются чаще всего на «отношения», но не на брак. Поэтому в семьях как мальчиков, так и девочек должны нацеливать именно на брак, на создание семьи, а не на эгоистичное получение удовольствий. Надо прививать молодым людям утраченные традиции наших бабушек и дедушек, которые до свадьбы берегли девство. Беспокоит врача и состояние женского здоровья.
По свидетельству некоторых медицинских изданий, каждая пятая молодая семья в России сегодня бесплодна. В Европе процент бесплодия еще выше. Причина женского бесплодия в большинстве случаев заключается в том, что девушка успела хорошо «погулять» перед браком. Наблюдая за женщинами в разные возрастные периоды (от девичества до зрелости), медики пришли к выводу, что целомудренные девушки и верные жены представляют собой небольшой процент здоровых женщин. Естественно, и дети у них рождаются здоровыми. В то время как дети сменивших несколько мужчин женщин не только рождаются больными, но плюс ко всему - вырастают «проблемными».
Заместитель главы района Т.Г. Ковалева подчеркнула, что у нас утрачена общественная мораль, отсутствует общественное порицание дурных поступков. А ведь в Библии, Евангелиях все четко и ясно рассказано, по каким законам следует жить, строить семьи. Храмы, православные приходы - вот где рождается и прививается мораль, откуда берет начало как крепкая семья, так и нравственное общество, прочное государство. Наше спасение - в Православии. И слава Богу, что мы начинаем это понимать, осознавать и двигаться в верном направлении. Поскольку инициатором этого «круглого стола» стала редакция нашей газеты, то задача средств массовой информации состоит в том, чтобы пропагандировать семейные ценности, рассказывать о настоящих, любящих и дружных семьях, возрождать институт отцовства, который у нас оказался напрочь утраченным, воспитывать у мальчиков чувство ответственности как за себя, так и в равной степени за свою семью, своих детей.
В этом же направлении высказались и другие участники заседания «круглого стола». Специальной резолюции по обсужденной проблеме не принималось, но все сошлись во мнении, что каждому в своем ведомстве, в своем деле надо идти по пути возрождения духовности, патриотизма, укрепления института семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уайт Л. Избранное: наука о культуре / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. -960 с.

2. Фейблман Дж. Концепция науки о культуре // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры / сост. С.Я. Левит, Л.А. Мостова; отв. ред. Л.А. Мостова. - СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 203-225.

3. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. - 2008. - № 11. - С. 3-32.

4. Левяш И.Я. Не приоритет, а паритет // Беларуская думка. -2008. - № 8. - С. 44-51.

5. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарное взаимодействие // Гуманитарий. Ежегодник. - 1995. - № 1. - С. 52-61.

6. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. -№ 2. - С. 124-145.

7. Ruben B.D. Culture and communication. Encyclopedia of communication and information. - V. 1 / Ed. by G. Reina. - N.Y.: Macmillan Reference USA, 2002. - P. 206-209.

8. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 400 с.

9. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная си-стемология. - М.: Наука, 2003. - 525 с.

10. Суходуб Т.Д. Рациональность в философской традиции и современной культуре: проблемы неукорененности // Постне-классика: философия, наука, культура / отв. ред. Л.П. Киящен-ко, В.С. Степин. - СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2009. -С. 528-546.

Поступила 31.03.2010 г.

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ИДЕАЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В.В. Орлова

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники E-mail: [email protected]

Рассматривается проблема объединяющих ценностей, идейных ориентиров современной молодежи, нравственного выбора в условиях поиска новой идентичности. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны

Ключевые слова:

Молодежь, социализация, идеологические ценности, нравственные качества.

Young people, the socialization, ideological of the values, the moral qualities.

Трансформационные процессы, протекающие в современном российском обществе, проявляются в комплексе политических и социально-экономических проблем в сочетании с духовно-идеологическим кризисом, вызванным разрушением системы ценностей общества, а также политикой деидеологизации общественных отношений. Идеологическая подсистема общества выполняет важные функции интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца, легитимации общественных отношений. Нарушения в работе механизма социализации, процессы аномии, дезинтеграции идеологических ценностей, влекут серьезные последствия для государства и общества. Но наибольшую угрозу они представляют для молодого поколения.

Термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем начала XIX в. Антуан Луи Клод Дестют де Траси . Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономер-

ностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Антуан Луи Клод Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются оценкой обозначаемого феномена. В частности, идеология по Роланду Барту - современный метая-зыковой миф, система натуральных значений объектов, которые способны социализироваться. Большой вклад в изучение идеологической деятельности государства, его роли в идеологических процессах внесли такие ученые, как А.И. Яковлев, Т.И. Заславская,

A.Г. Хабибулин, РА. Рахимов, И.М. Чудинова,

B.Т. Пуляев, Н.В. Шеляпин, А.И. Клименко, Ю.Г. Волков, Н.Н. Азаркин. Анализу процессов конструирования новой идеологии России и проблем, возникающих в связи с этим, посвящены работы В.С. Мартьянова, О.В. Мартышина, Е.А. Лукьяновой, Е.В. Литягина, В.Н. Кузнецова, В.В. Ильина, А.И. Владимирова, Ю.Г. Ершова, А. Иванова, а также многих других исследователей.

Идеалы личности формируют ее нравственные качества и принципы, реализуемые в практической деятельности. Нравственные качества в обобщенной форме позволяют оценить, охарактеризовать те или иные стороны поведения личности: степень ее добродетельности или порочности.

Попытки преодоления идеологического кризиса предпринимаются на протяжении десятилетия: российское общество пытается обрести новую идентичность, найти объединяющие ценности, идейные ориентиры своей жизнедеятельности. Главную роль в процессе конструирования идеосферы современного российского общества по необходимости играет государство, пытаясь формулировать идеологемы, способные лечь в основу новой идеологии России. Однако никакая идеология не будет действенной, выполняющей свои функции социальной идентификации, интеграции, мобилизации, если составляющие её концепты не найдут поддержки в общественном сознании, не будут приниматься обществом, актуализироваться в социальных практиках.

Исследование идеологических ценностей современной молодежи способно ответить на вопрос о том, в какой мере идеология является фактором развития, либо фактором, тормозящим модерниза-ционные процессы в обществе. Современная молодежь, особенно студенчество - это треть всей российской молодежи, её самая образованная часть. Соответственно, те идеологические ценности, которые в процессе идеологической социализации усвоит молодежь, и будут положены в основу будущего России.

Идеологемы, транслируемые государством, в своей основе получают различную интерпретацию, находят слабый отклик в среде молодежи. Вектор идеологических предпочтений молодежи выстраивается по линии: «Качество жизни» («Семья» - «Достаток» - «Стабильность» - «Безопасность») - «Права человека» - «Мир» - «Достоинство» - «Справедливость». Взаимодействие личности с обществом в ходе социализации носит двусторонний характер. С одной стороны, с её помощью обеспечивается воспроизводство идеосферы, преемственность социального развития, с другой стороны - формируется личность индивида, складываются в том числе идеологические ценности и установки, появляется некая матрица, с помощью которой можно получить объяснение окружающим процессам и явлениям. Процесс социализации и результат во многом определяются субъективными установками индивида, его избирательным отношением к транслируемым извне символам, их индивидуальной интерпретацией, собственным формированием значений.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи

как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

Из анализа результатов исследования ценностной системы молодежи (Модифицированный опросник Рокича) следует, что общая оценка и ранг терминальных ценностей для молодежи близки по значимости (март 2009 г., возраст 17 лет - 22 года, г. Томск). Первые три места занимают творчество, в том числе возможность творческой деятельности; счастье других, уверенность в себе. В структуре инструментальных ценностей: предпочтение отдано в первую очередь ответственности, второе место занимает независимость, то есть способность действовать самостоятельно. Ранговые значения подтверждают следование рациональному выбору действий. Факт сохранения базовых ценностей неоспорим, но современные трансформации российского общества не могли не произвести существенную перестановку в структуре общественных и личных ценностей. Изменяется само восприятие таких базовых человеческих ценностей, как здоровье, семья, любовь. Общей тенденцией является усиление значимости личностных ценностей в соотношении с общественными, что представляет логический результат отчуждения граждан от управления государством и лишения их возможности влиять на общественные процессы.

Идеологические ценности подвергаются интерпретации, наделению субъективными смыслами, превращаясь в собственные установки личности. На этапе практической реализации идеологические ценности воплощаются в социальном поведении. Процесс идеологической социализации достаточно сложен, а его результат, определяемый комплексом факторов: субъективными установками личности, соотношением влияния институционализированных и стихийных механизмов социализации, не всегда очевиден.

Вместе с тем исследуя механизм социализации, выделяя такие её ключевые институты, как семья, школа, средства массовой информации, политические партии и общественные организации, необходимо подчеркнуть роль государства как важнейшего института идеологической социализации, которая особенно актуализируется в эпохи общественных кризисов.

Отвечая на вопрос «Что Вы представляете себе, когда слышите: «Россия, Российская Федерация»?», большинство молодых людей ассоциируют понятие «Россия» с родиной (43,8 %), державно-стью (26,5 %), гордостью (21,6 %), историей (18,4 %). Наряду с этим отмечается и негативная «картинка», сопутствующая современным преобразованиям: беспорядок (15,6 %), бедность (13,4 %). Нельзя забывать и о том, что молодое поколение наиболее уязвимо в силу своей молодости и отсутствия жизненного опыта, неустойчивости внутренних критериев для выработки собственной

социальной нормы. Отличить «больное» от «здорового» в новых социальных явлениях и условиях, характерных для сегодняшней России, молодому поколению непросто. Результат опроса молодежи и экспертов с целью оценки и прогнозирования действий акторов социального процесса позволил с помощью контент-анализа выделить содержание ассоциаций по темам «семья», «молодежь». Ассоциативный ряд представителей старшего и молодого поколения в целом обнаруживают единодушное представление и отношение к понятию «семья», и несколько отличается по отношению к понятию «молодежь». В сознании большинства (70 %) семья связана, прежде всего, с ответственностью, старшее поколение ассоциирует молодежь с «силой», «здоровьем», «перспективами». Для молодежи свойственно ассоциировать себя с возможностями и перспективами:

1. Ж. 19 л., студент, г. Томск: «Молодежь - это будущее нашей страны, они открыты, имеют много идей». «Семья - в ней человек познает себя и окружающий мир, он не сможет существовать вне её».

2. М. 23 г., г. Томск: «Семья - тепло, домашний уют и очаг, мама, которая тебе всегда поможет».

3. М. 23 г., студент, г. Томск: «Я создал семью, потому считал, что это правильное развитие отношений с моей девушкой. Мне стало хорошо и комфортно».

4. М. 23 г., студент: «Молодежь - у меня лучший диплом и я этому очень рад, есть возможность путешествовать по миру». «Семья - идеал, семья моих родителей».

5. М. 27 г., специалист предприятия, г. Томск: «Семья - важная часть жизни, женат, очень этому рад. Стабильная интересная работа».

Эксперты в своих ответах солидарны с молодежью:

1. Ж. 55 л., предприниматель, г. Ленинск-Кузнец-кий: «Молодежь ассоциируется с понятиями: сила, перспективы, здоровье». «Семья - защита, любовь, очаг».

2. Ж. 38 л., предприниматель, г. Ленинск-Кузнец-кий: «Молодежь ассоциируется с понятиями: красота, перспективы, здоровье». «Семья - забота, любовь».

3. М. 32 г., предприниматель, г. Томск: «Семья -если ты имеешь семью, ты уже счастлив. Хорошо если семья большая, крепкая, где тебя поддерживают и ценят».

Нельзя не обратить внимание на то, что выявлена такая тенденция в молодежном сознании: как приоритет позитивных ценностей перед негативными. В частности, речь идет о предпочтениях в выборе значимых для себя ориентаций, связанных с общечеловеческими ценностями, такими как трудолюбие, честность, принципиальность, общая культура, способность критически оценивать себя и свои возможности.

Духовно-нравственные ценности как структурный элемент системы ценностей сформировались деятельным опытом предшествующих поколений и передались человеку в силу действия закона наследственности. И духовная реальность у человека создается всякий раз заново, индивидуально, на основе этих наследственных факторов . Исходя из вышесказанного, духовность многогранна. Она проникает во все сферы жизнедеятельности человека без исключений, несет всеобъемлющий характер.

Духовное включает в себя внутреннее (духовная работа, усилия человека над собой) и внешнее (влияние многообразных социокультурных процессов), врожденное и приобретенное. Духовность человека изначально больше личностна, однако определяется и объективными факторами. Духовное - единство идей, идеалов, сознания, мышления, разума, менталитета, переживаний, чувств, потребностей, интересов, оценочных суждений, ценностных установок, ориентации, мотивов и поступков. Они есть и цель и смысл человеческой жизни.

Нельзя не согласиться с тем, что «духовность» в высшей степени аксиологична. «Духовное как нечто ценное, пронизывающее собой все и вся, существует всегда. Оно являет собой ценность, аккумулирующую в себе все «царство ценностей» Вселенной. Духовность и есть великий кладень ценностей» .

Духовность можно определить как систему духовных ценностей. Классифицируются духовные ценности чаще всего в научной литературе на моральные (нравственные), эстетические, ценности познания.

А. Гжегорчик, например, выделяет состояния, которые ощущаются как духовная ценность и к ним относит: познание, отношение к другим людям духовный контакт с окружающей средой (не личностный), духовное отношение к действительности в целом .

У Н.А. Бердяева духовные ценности образуются единством (совокупностью) познавательной, нравственной, художественной жизни человека, общения в любви .

М.М. Тоненкова к духовным ценностям относит, преимущественно, категории нравственных установок (любовь, уважение друг к другу, стремление к взаимопомощи, бескорыстие), а также эстетическое начало .

Как видно, классифицируются духовные ценности не по принципу разделения, а, скорее, по принципу определения состава ценностей, дополнения одной ценностью другую, ибо в духовной практике человека все духовные ценности находятся тесном взаимодействии.

В системе духовных ценностей важнейшее место отводится нравственным (моральным). Приоритетность положения нравственности в системе

духовных ценностей отмечается многими отечественными учеными: B.C. Барулиным, Л.П. Буевой, И.А. Ильиным, В.А. Лекторским, Л.Н. Сто-ловичем, М. М. Тоненковой, В Шедраковым и др. Это не случайно, ведь духовная сила человека общества определяются, главным образом, способностью сохранять нравственные ценности в любых социальных условиях, любых, даже тяжелых испытаниях.

Поскольку анализ структуры морали и нравственной культуры личности не выявляет сколь-нибудь принципиальных расхождений в их содержании и обнаруживает набор элементов, определяющих структуру той и другой, то не противопоставляя понятия «мораль» и «нравственность», мы употребляем, преимущественно, понятие «нравственные ценности». Именно с помощью него характеризуется значение для общества и человека социальнокультурных явлений. Можно сказать, что к числу нравственных ценностей относятся все явления морали. Духовно-нравственные ценности ориентируют человека на духовно-возвышенное единение с самим собой, другими людьми и высшим.

Формирование нравственных ценностей субъекта (индивида, социальной группы) определяется, с одной стороны, существующей в обществе системой нравственных ценностей, с другой, потребностями самого субъекта в духовном, как необходимом условии его жизнедеятельности. Пересечение общезначимых и личностных интересов осуществляется в механизме функционирования и взаимодействия нравственного сознания и нравственной практики (нравственных отношений). В процессе работы этого механизма и формируются духовно-нравственные ценности субъекта. По существу единство морального сознания и моральной практики образ структуру нравственности личности.

Восприятие личностью нравственных ценностей обществ, а в первую очередь осуществляется на уровне ее сознания. Прежде чем та или иная нравственная ценность начнет определять действия, поступки, человека, она должна быть осознана, принята человеком как должная, желаемая в его жизни. Восприятие ценностей начинается с познания их человеком. Неслучайно В.В. Швырков формирование ценностей личности напрямую связывает с ее мозговыми процессами, поскольку они определяют познавательные способности человека и детерминируют ценностное поведение .

В процессе познания ценностей человек осуществляет выбор желательных, необходимых для него ценностей, оценивает свои действия, а также мысли и поступки других людей в соответствии с представлениями о должном, необходимом, ценном, поэтому в центре нравственных ценностей лежит соотношение должного и сущего. В моральном сознании постоянно сравнивается личное поведение с идеалом, высшими ценностями, «с тем поро-

ком вещей, который реально не существует, но должен быть, чтобы действительность стала прекрасной и гармоничной. Добро. Любовь. Достоинство. Справедливость - все эти моральные идеалы, которые в полной мере никогда не присутствуют в практической обыденности, но служат ориентиром поведения и сознания, духовно-нравственными маяками, не дающими потонуть в пучине эгоизма и своекорыстия» .

Проводником высших нравственных ценностей, идеалов в моральное сознание индивида является норма. Она тесно связана с оценкой, выступает как критерий оценивания поступков, мыслей, намерений через призму высших моральных ценностей. Соотнося поступок с критериями нормы человек оценивает его как положительный или отрицательный.

Именно с познания нравственных норм начинается история нравственного формирования личности. Нормы указывают человеку на то, что есть добро и зло, достойное и недостойное, фиксируют тип должного поведения. Нормы выражают и доводят до сознания человека общепринятый смысл вещей и явлений (систему духовно-нравственных ценностей), в соответствии с которым должна формироваться нравственная культура человека. Эффективность действия моральных норм зависит от степени их осознания личностью. Для того, чтобы нормы стали детерминирующим фактором поведения человека, последний должен осознать и принять ценности, которые транслируют эти нормы, убедиться в их ценности, почувствовать важность следования нормам. Поэтому, нравственные ценности, фиксируемые в нормах, должны, с одной стороны, отвечать интересам общества, быть ценными для него, а с другой, соотноситься с потребностями, интересами человека.

Интеграция личностных и общественных интересов становится возможной в связи с тем, что система высших нравственных ценностей, идеалов общества, на которую ориентировано моральное сознание субъекта соотносится с общечеловеческими принцип ценностями, значимыми и для отдельного индивида, и для «других», и для общества в целом.

Поэтому общечеловеческие ценности играют первостепенную роль в механизме и процессах ценностной регуляции, в формировании нравственных ценностей личности (социальной группы) нравственной культуры общества в целом. В сознании отдельного человека и общности эти ценности приобретают общее значение «не убей», «не делай другим того, чего не желаешь себе» - все это нормы, имеющие для всего человечества общее ценностное значение. «Именно общечеловеческие ценности - высший критерий индивидуальных и коллективно-групповых ценностей как уст существования человеческого общества в целом и тех интегративных процессов, которые в нем происходят» .

Общечеловеческие (высшие моральные) ценности определяют содержание нравственности, обнаруживают себя как на уровне реального сознания, так и моральной практики, выступают наиболее общими критериями моральной оценки, наполняют жизнь человека особым смыслом, полнотой и духовностью. К ним относятся ценности человеческой жизни, свобода, честь, достоинство, смысл жизни, счастье. Высшие нравственные ценности проникают в сознание человека как идеалы.

Нравственные идеалы имеют «программный» характер, связаны с глубоким осмыслением действительности. В них в обобщенной форме выражено наиболее ценное в ценностных отношениях. Представления об этом ценном определяют в сознании человека деятельности в настоящем и будущем, направляют его нравственные усилия к достижению этих целей. Поэтому можно согласиться с тем, что в «идеалах всегда находят воплощение элементы морали будущего, чем и обусловлен их программный характер» .

Идеалы личности формируют ее нравственные качества и принципы, реализуемые в практической деятельности. Нравственные качества в обобщенной форме позволяют оценить, охарактеризовать те или иные стороны поведения личности: степень ее добродетельности или порочности (щедрость или скупость, мужество или трусость и т. д.). Нравственные принципы можно определить как нормы широкого диапазона, выражающие нравственные закономерности, раскрывающие содержание нравственности той или иной личности (социальной группы). Нравственные принципы раскрывают нравственную сущность человека, определяют характер его взаимодействия с другими людьми, нравственную ориентацию в целом. Так, например, образ жизни, ценностные ориентации, характер общения, индивидуалиста и коллективиста, эгоиста и альтруиста - отличаются друг от друга.

В процессе познания, осмысления нравственных норм, в сознании человека формируются взгляды и оценки, которые выражают его отношение к социальным явлениям, моральным ценностям общества, конкретных людей. Кроме того, человек в процессе ценностных отношений оценивает и самого себя, свои мысли, действия в соответствии со своими взглядами, суждениями о должном и сущем в морали.

В формировании нравственных ценностей самооценка играет важную роль. Она позволяет человеку практически осмысливать, анализировать свои действия, намерения, взывает к работе его совесть, чувства долга, стыда, ответственности, справедливости. Вместе с тем, самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной, заниженной). Проблема адекватности самооценки напрямую связана с характером социализации. воспитания личности. Если агенты первичной самооценки (близкое окружение - родители воспитатели, учителя, друзья и т. д.) недостаточное

внимание уделяют проблеме приобщения ребенка к духовным ценностям, крайне редко активизируют его совесть и применяют в процессе воспитания преимущественно метод похвал и одобрений всех действий, поступков, то такой ребенок обречен сформироваться в личность эгоистичную с выраженной завышенной самооценкой и низким порогом совести, что негативно отразиться на процессе духовного общения с другими людьми (в силу отсутствия самокритики, угрызений совести, неумения адекватно воспринимать критику, недостатка чуткости, внимания к проблемам других, нежелание духовно совершенствоваться и т. д.).

Перекос процесса воспитания в обратную сторону чреват формированием заниженной самооценки.

В качестве механизма, регулирующего процессы формирования адекватной самооценки, как и формирования духовно-нравственных ценностей индивида, является общественное мнение.

Общественное мнение существует как совокупность преобладающих оценочных суждений, выражающих отношение социальной группы или общества к поведению отдельного человека. Оно выступает как коллективное суждение, определяющееся доминирующей в данном обществе системой ценностей и норм. Общественное мнение контролирует соблюдение общепринятых норм и приобщает к ним личность, направляет и координирует поведение л способствует формированию определенных нравственных качеств. Общественное мнение как «компонент морального сознания возникает, формируется и проявляется в процессе общения, в ре-зулитате повседневного обмена взглядами, убеждениями, чувствами членами коллектива под влиянием господствующей морально темы» .

Научная методология изучения духовно-нравственных ценностей молодежи требует исследовать «реальные поступки молодых людей, а также мотивацию их поведения и отношение к моральным ценностям общества, рассматриваемые как на уровне знаний, так и на уровне чувств и воли (установки, убеждения, ориентации, оценки и т. д.)» .

Занимая в структуре духовных ценностей приоритетное положение, нравственные ценности образуются единством морального сознания и моральной практики. Моральное сознание, включающее в себя социальный (объективный) и личностный (субъективный) аспекты, выглядит как система оценок, отражающая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, выражается в осмыслении нравственных норм, ценностей, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании. Включает в себя процессы мышления, взгляды, идеи, представления, идеалы, принципы, качества, нормы, убеждения, нравственные чувства. Нравственное поведение - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение нравственные ценности, ориентации индиви-

да, обусловленные работой его морального сознания. Сознание определяет содержание поступков, а поведение раскрывает его. Центральными компонентами поведения являются: поступок (включающий само действие или бездействие), цель, средства ее достижения, условия совершения, результаты действия, оценка, самооценка. Во взаимодействии моральное сознание и поведение определяют содержание духовно-нравственных ценностей личности (социальной группы), уровень ее духовнонравственной культуры. Духовно-нравственные ценности молодежи определяются как система ценностей, сформировавшаяся в процессе субъект-объектных отношений (молодежь-общество), система, в которой в неразрывном единстве и взаимосвязи представлены: знания общечеловеческих и нравственных ценностей; убеждения в их реализации в отношениях между людьми; поведение, направленное на воплощение этих знаний и убеждений в практической деятельности.

В изучении духовно-нравственных ценностей молодежи мы акцентируем внимание на выявлении ее нравственной позиции, которая предстает как единство знаний, убеждений, поведения. Важным здесь для нас является выявление: 1) нравственной информированности, этических знаний;

2) нравственных убеждений, включающих суждения, оценку каких-либо нравственных явлений и поведенческий компонент (предполагаемые активность, поведение в соответствующей ситуации);

3) нравственного поступка (поведения), неразрывно связанного с мотивами.

Как правило, нравственная ценность поступка выявляется посредством его сопоставлении с признанным представителями конкретного класса общества идеалом «добра», который фиксируется в его сознании в виде определенного комплекса моральных норм, правил должного или рекомендуемого поведения.

Как показывают исследования социальных психологов, мнение индивида о себе и мнения о нем окружающих очень редко совпадают. Одни люди оценивают себя, свое поведение по слишком завышенной шкале требовательности, а потому их самооценки оказываются заниженными и в этом смысле неадекватными их действительной социальной ценности как личностей. Это свойственно излишне скромным, робким, застенчивым натурам, страдающим в той или иной степени комплексом неполноценности. Другие оценивают свои достоинства по неоправданно заниженной шкале требовательности, вследствие чего самооценки оказываются неоправданно завышенными. Это характерно для тщеславных, самоуверенных, самовлюбленных натур с непомерным самомнением. Как правило, завышенная самооценка весьма расходится с более объективным мнением окружающих, общества о действительных достоинствах человека. Возникает конфликт, который более или менее остро переживается личностью.

Характеризуя духовно-нравственную сферу современной молодежи, целесообразно несколько слов сказать о том, как она проводит свой досуг. Результаты свидетельствуют о том, что молодежь не страдает от отсутствия свободного времени. Наиболее распространенным видом занятий является общение с друзьями и просмотр телепередач, видео. Чтением регулярно занимаются лишь 20 % опрошенных. Следует заметить, что этот вид занятий в большей степени распространен среди неучащейся молодежи. К сожалению, среди школьников этот вид занятий не является популярным, хотя эта часть молодежи меньше обременена бытовыми и материальными заботами. А 40 % учащихся средних профессиональных училищ и техникумов сказали, что читают редко или практически никогда. Они же намного реже, чем школьники и студенты, занимаются на компьютере. Школьная молодежь чаще, чем все другие группы, занимается спортом - 24 % (против 12 % по всему массиву) отметили, что занимаются им регулярно. Кафе, бары, ночные клубы чаще других посещают студенты. Среди других видов занятий в свободное время были названы самые разнообразные. Назовем лишь те, которые были названы значительно чаще других: воспитание детей, учеба, домашние дела, творческая деятельность, прогулки, покупки, танцы, музыка.

Если говорить о желаниях молодежи в этом контексте, то можно отметить, что они также очень разнообразны: от стремления заниматься экстремальными видами спорта в свободное время до желания помогать детдомовским детям. В часы досуга они хотели бы отдыхать на курортах, в санаториях нашей страны и за рубежом; петь и танцевать в различных коллективах, посещать кафе, ночные клубы, музеи, концертные залы и многое другое. Наиболее частым вариантом ответа является желание общаться с друзьями и заниматься спортом, при этом их желания не всегда совпадают с их возможностями. Так, для 55 % ответивших для удовлетворения своих желаний не хватает денежных средств, еще для 44 % - времени.

Формирование новой экономической среды общества сопровождается появлением новых экономических приоритетов, таких как материальнообеспеченная жизнь, богатство, экономическая инициатива. Это актуализирует индивидуализированную направленность на личные интересы человека и субъектные ориентацию личности на ценности, удовлетворение которых связано с другими людьми. Таким образом, наряду с нравственными качествами в число ведущих способов достижения жизненных целей включен комплекс волевых (твердая воля и самоконтроль) и деловых качеств (предприимчивость, независимость). Эти способы достижения целей характеризуют общую направленность личности - способность выстоять, отстоять свое достоинство, не отступая перед трудностями, действовать самостоятельно и решительно в сложных социальных и экономических ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакулов В. Д. Социоклуьтурные метаморфозы утопизма. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 352 с.

2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - М.: Наука, 2000 - 254 с.

3. Меньчиков ГП. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ. - Казань: ГранДан, 1999. -408 с.

4. Канапацкий Л.Я. Духовность как аксиологическая компонента ценности человека // Социально-гуманитарные знания. -2004. - № 2. - С. 201-211.

5. Гжегорчик А. Жизнь как вызов: Введение в рационалистическую философию. - М.: Вузовская книга, 2006. - 320 с.

6. Бердяев И.А. Философия свободного духа. - М.: Искусство, 1994. - 510 с.

7. Тоненкова М.М. Социально-духовные ценности и экология сознания // Социально-гуманитарныс знания. - 2002. -№ 2. - С. 254-258.

8. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / под ред. Е.Ю. Дорофесва, Л.Л. Серова. - М.: ИПРАН, 1997. - 236 с.

9. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы - Ростов н/Д.-М.: Изд-во Рост. ун-та, 2000. - 448 с.

10. Столович Л.II. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 95-101.

11. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. - 168 с.

12. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресс, 1978. - 356 с.

13. Потапов В.П. Моральные ценности российской молодежи: содержание, факторы и тенденции изменений (по материалам социологических исследований): Дис. ... д. социол. наук. - М., 2002. - С. 76.

Поступила: 05.04.2010 г.

УДК 101.1:316

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ НАПРАВЛЕНИЙ ЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Е.С. Антонова

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассматриваются четыре подхода к исследованию направлений одиночества, формирующих феноменологическую модель данного явления. В контексте каждого подхода представлена концепция переживания соответствующего данному подходу направления одиночества. Сделан вывод о том, что одиночество является сложным многоаспектным феноменом, который имеет разные варианты преодоления в зависимости от существующей объективной ситуации.

Ключевые слова:

Глобальный подход, коммуникативный подход, культурологический подход, социальный подход, направление, одиночество, подход, явление.

The global approach, the communicative approach, the culturological approach, the social approach, direction, loneliness, the approach, the phenomenon.

Для исследования различных ракурсов явления одиночества используется термин «направление». Понятие «направление» широко используется для обозначения уровней динамики или значений социальных явлений. В теоретических работах этот термин часто имеет пространственную коннотацию и предполагает различие между поверхностными и глубинными уровнями. В социальных науках он используется, чтобы различать явные и скрытые значения. Мы не используем здесь термин «направление» в обычном ракурсе. Выражение «направление» используется нами для обозначения специфических возможностей внутри плюралистической структуры личностного мира. Поскольку направления одиночества соответствуют четырем плоскостям развертывания личностного мира человека, то они определяются как космическое, культурное, социальное и межличностное .

Модель, состоящая из четырех направлений одиночества, развивалась для объяснения возможной области распространения одиночества и сложности переживания, для освещения аналитически богатого разнообразия значений, которое может быть обнаружено в многочисленных переживаниях одиночества. Эти значения могут быть разъяснены при помощи изображения основных видов одиночества в зависимости от четырех направлений. В дополнение к страданиям, вызванным одиночеством в бытии индивидов, и к проблемам, сопровождающим страдания, модель, состоящая из четырех частей, дает возможность понимать, что одиночество может вызывать глубокое личностное горе. Одиночество становится невыносимым, когда оно поражает индивида в одно и то же время более, чем в одном направлении. Из-за недостатка понятия, которое может объяснить переменную слож-

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее - вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.

Так, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% - представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%, соответственно)

Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи свидетельствует, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных наших сограждан. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43% при 36% среди 20-23-летних и 31% среди 24-26-летних опрошенных). Напротив, представители «старшей молодежи» настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (при 63% среди 20-23-летних и 57% среди 17-19-летних респондентов)

Любопытен взгляд на отношение молодежи к идеалам и, напротив, ее склонность к цинизму, среди молодых респондентов, опрошенных в поселениях различного типа. Самый высокий уровень озабоченности распространением настроений цинизма свойственен молодежи, живущей в российских селах - здесь о равнодушии молодых россиян к идеалам говорили 54% молодых респондентов.

Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» - телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяют около ѕ наших сограждан - 73% молодежи и 80% людей старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется нашей историей, культурой, ориентирована преимущественно на западные ценности. В меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи (26% и 19%, соответственно)

Причем западная культура притягивает многих не только в качестве неких образцов, приятных для созерцания, и, возможно, служащих примером для подражания, но и в качестве наиболее предпочтительной среды обитания. Так, 41-43% опрошенных заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей.

На фоне несущественной разницы мнений молодежи в целом и людей старшего возраста по вопросу о наиболее предпочтительном для молодежи места жительства (Россия или зарубежная страна), не отмечено значимой разницы и в отдельных возрастных подгруппах молодежи. Зато обращает на себя внимание различие во взглядах молодежных подгрупп, выделенных по типу поселения. Так, среди молодых опрошенных, проживающих в мегаполисах, соотношение сторонников двух противоположных точек зрения («молодежь хочет жить в России» - «молодежь хочет жить на Западе») примерно одинаково (49%-50%). Чем меньше тип поселения, тем больше доля тех, кто уверен, что молодежь не хочет жить в России - в районных центрах и на селе она составляет уже большинство, возрастая до 56% в райцентрах и 65% на селе.

Возникает вопрос - неужели, действительно, последние десятилетия радикально изменили россиян, лишили их нравственной опоры, разрушили традиционные основы общения и взаимодействия? Или катастрофизм ситуации сильно преувеличен?

Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодежи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми - значит обречь себя на неуспех. Так, немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46%) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается большинство молодежи, но далеко не подавляющее - 54% уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными.

Не только многие молодые россияне полагают естественным процесс моральной коррозии общества. Почти каждый третий респондент старшего возраста (31%) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не соответствуют современным нормам и ритму жизни.

Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. В ходе исследований многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезной «инвентаризации» ценностей. В результате большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 44% молодежи.

Моральное «отставание» молодежи в данном случае, что называется налицо: среди респондентов старшего поколения соотношение числа тех, кто ориентируется на нормы морали, и тех, кто считает возможным ими пренебречь, складывается в пользу сторонников незыблемости морального устава (63% против 36%). Однако нельзя не видеть и того, что манкирование моральными принципами считают возможным более трети представителей поколения «отцов», которые, собственно, и должны передавать свой нравственный багаж детям.

Чем наши современники, и прежде всего молодежь, готовы пожертвовать во имя успеха, к чему они могут отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу?

Как показывают исследования, в целом россияне демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются резко негативно и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы. В числе безусловных табу - заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. Их никогда не смогли бы оправдать более ѕ опрошенных как среди молодежи, так и среди людей старшего возраста.

В число табуированных действий для поколения отцов входят также гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего.

Кроме того, более половины молодежи и людей старшего возраста считают совершенно недопустимыми хамство, грубость и использование нецензурной лексики, пьянство и алкоголизм, деловую необязательность и проституцию. Практически половина опрошенных в обеих группах не приемлют и супружескую измену.

В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, они отрицаются уже не так безусловно. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении молодежи к уклонению от уплаты налогов, даче/получению взяток, а также абортам, которые остаются неприемлемыми только для 34%-40% молодых россиян.

Еще больше лояльность молодежи, как, впрочем, и людей старших возрастов, к сопротивлению милиции, присвоению найденных вещей и денег, уклонению от службы в армии, безбилетному проезду в общественном транспорте - все эти поступки вызывают понимание и оправдываются большинством россиян (от 59% до 84% опрошенных считают их допустимыми). Таким образом, можно констатировать, что критическая масса людей, не придающих большого значения этим «шалостям и проступкам», уже достигнута, и они перешли в разряд общественно приемлемых действий.

Анализ отклонений между долями респондентов, осуждающих те или иные неэтичные и аморальные поступки и действия, в группах молодежи и людей среднего возраста, свидетельствует, что нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей - неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, нежели среди людей старшего поколения. Заметно отставание молодежи в освоении норм в отношении присвоения найденных вещей и денег, проституции, гомосексуализма, употребления наркотиков, а также в сфере социально-экономической чистоплотности - взяточничества и уклонения от уплаты налогов (на 11%-13%).

По остальным тестируемым действиям и поступкам позиции молодежи и людей старшего поколения ближе, различия в принятии группами этих норм не превышают 7%.

Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена, аборты), молодежь оказалась даже более строга, чем люди старшего поколения. В частности, аборты здесь осуждаются почти на 9% чаще, чем в поколении отцов

Безусловно, декларирование своей приверженности тем или иным морально-нравственным нормам далеко не тождественно тому, как люди ведут себя в реальной жизни. В ходе опроса респондентам специально задавался вопрос, приходилось ли лично им делать что-то из того, что обычно принято считать неэтичным, аморальным.

Как показывает анализ полученных данных, статус «практического табу» для молодежи и людей старшего поколения имеют, например, гомосексуализм и употребление наркотиков. Хотя даже в отношении этих, казалось бы, незыблемых моральных запретов, часть населения, чаще молодежь, демонстрирует терпимость, а некоторые даже указывают на личный опыт таких поступков. В частности, 9% респондентов из числа молодежи заявили, что пробовали наркотики, еще 1% сказали, что делают это часто. Еще 8% заявили, что сами наркотиков не пробовали, но других за их употребление не осуждают. Среди людей старшего поколения о том, что они пробовали наркотики, заявили 4%, еще 3% сказали о своем терпимом отношении к их употреблению другими людьми.

В отношении других тестируемых ситуаций и явлений позиции опрошенных не столь консолидированы. Использование сексуальных связей в корыстных целях, уклонение от налогов и дачу взяток категорически неприемлемыми считают только около половины опрошенных, а не считают зазорным 34%-50% молодежи и 20%-41% людей старшего возраста. При этом о личной практике нарушения запретов в сфере экономических отношений говорили примерно одинаковое число респондентов обеих групп - по 9% уклонялись от налогов, по 19% давали взятки.

Поделиться: