Что такое джихад? Как кутуз принял окончательное решение выйти на джихад против монголов.

В настоящее время в мире отношение к исламу можно назвать неоднозначным. Причина этому – настоящий взрыв пассионарности, который происходит в мусульманском мире в последние несколько десятилетий. Сегодня остальной мир с огромным удивлением и опаской наблюдает за страстями, кипящими на Ближнем Востоке и Средней Азии. Еще бы, ведь религиозные войны последний раз сотрясали Европу еще в XVI веке.

Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и расстрелов ни в чем не повинных людей.

Терроризм – это одна из самых серьезных опасностей, стоящих сегодня перед человечеством. Нельзя сказать, что все мусульмане являются террористами, но практически все нынешние террористы исповедуют ислам. Увы, это является правдой. У современного европейца, американца или россиянина многие мусульманские религиозные символы или понятия вызывают ужас, ибо ассоциируются с террором или войной против людей, исповедующих другую религию.

Одним из самых страшных слов для западного и российского обывателя является «джихад» и «моджахед». Именно с этим понятием ассоциируются взрывы, расстрелы заложников, массовые убийства и другие проявления беззакония и экстремизма. По сути, слово «джихад» стало синонимом терроризма, а «моджахед» – синонимом религиозного фанатика. Джихад объявляли советским войскам афганские моджахеды, затем против российских федеральных войск его вели сепаратисты Чечни и Северного Кавказа, сегодня под знаменем джихада ведут борьбу радикалы в Сирии.

В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?

Что такое джихад?

На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.

В переводе с арабского это понятие означает «усилие или борьба на пути Аллаха». В широком смысле этого слова, джихад – это любое деяние, направленное на распространение и защиту принципов и заветов, заложенных в исламе. То есть, джихадом можно назвать любую борьбу со злом и несправедливостью, она не обязательно должна быть направлена вовне и вестись с оружием в руках.

Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его — моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.

Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.

Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

Следует отметить, что в исламе существует огромное количество интерпретаций относительно джихада меча: когда его можно применять, при каких условиях, а также о его методах и задачах.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе

Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.

В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.

Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.

В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, - это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

России часто объявляли джихад. Первый раз это случилось в конце XVIII века, после начала войны на Кавказе. Тогда его объявил шейх Мансур – лидер чеченцев, сражавшийся против России. В начале XIX столетия с аналогичным призывом к мусульманам обратился Гази-Мухаммад. Он призывал объявить России священную войну и изгнать русских с территории Чечни и Кавказа. Его борьбу продолжил знаменитый Шамиль, который объединил горцев Кавказа и несколько десятков лет сражался против русских войск.

МОЕ НАСТАВЛЕНИЕ
С именем Аллаха Милостивейшего Милосердного
Хвала Аллаху Великому, Мудрому, Помощнику слабых и угнетенных, сказавшему: “Отчего вы не сражаетесь на пути Аллаха, за слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника?» ” (Женщины, 75)

Мир и благословение имаму единобожников, нашему любимому Пророку Мухаммаду сыну Абдуллы, сказавшему: “Делайте джихад против многобожников своими языками, душами, имуществом и руками”. Передают Абу Дауд, ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким.

В настоящие дни Исламская умма переживает очень сложный период, когда все враги сплотились в открытой борьбе против нее. Эта борьба, направленная воспрепятствовать благословенному возрождению Ислама, ведется всевозможными методами, идеологически, политически, экономически, и вплоть до физического уничтожения молодого Исламского авангарда, все это на глазах у многомиллионной массы молчаливых наблюдателей, а порой и с их одобрения. Сегодня, когда джихад против врагов Ислама, для защиты Ислама и мусульман, является делом обязательным, осознавая эту обязанность, и в тоже время, обладая огромным стремлением и готовностью помочь, правоверные приходят в растерянность, с чего же начинать?

Если трезво взглянуть на положение мусульман и оценить окружающую их реальность, понимаешь, что действовать надо предельно осторожно, приступая только к тем делам, в которых есть реальная польза для Ислама, боясь усугубить и так нелегкое положение мусульман. Поразмыслив над положением мусульман, выражающемся в слабости имана – веры, невежестве, привязанности к мирской жизни, отчаянности, отсутствии подготовленности, небрежности, неясности в убеждениях, дезорганизации и других явно негативных явлений понимаешь всю опасность, которая грозит тебе и твоей умме. Эта реальность обязывает нас тщательно заниматься пробуждением себя и окружающих от сна небрежности, и заняться подготовкой душ к пожертвованию на пути возвышения Слова Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто не вышел в поход и не готовил себя к походу, он умер на одном из проявлений лицемерия”. Передает Муслим. Причем как джихад, так и подготовка не должны пониматься буквально, как это наблюдается у большого количества братьев, а порой амиров, только лишь умением взрывать или стрелять, и стремлением применить свое умение. Нет и еще раз нет! Подготовка имеет более широкое понимание, так же, как и джихад. К подготовке и джихаду в общем понимании относится усердие мусульманина в совершении всего, что приблизит его к Аллаху, а также отдалении от всего, что запретил ему Всевышний Аллах. К подготовке, таким образом, относится, как обучение военному делу, так и, прежде всего, приобретение шариатских знаний, воспитание себя, а также джамаата всевозможными актами поклонения, доведение призыва до людей, обучение мусульман правильной акиде – убеждению, открытие всевозможных Исламских центров и учебных заведений, и любых других действий способствующих сплочению мусульман, поднятию их на более качественный уровень, увеличению их численности. К совершению джихада же, в его общем понимании относится: 1- Джихад против души, заставляя ее обучаться истине и поступать в соответствии с ней; 2- Джихад против шайтана, призывающего к куфру – неверию, нововведениям и порицаемому; 3- Джихад против совершающих несправедливость, нововведения и грехи; 4- Джихад против лицемеров и неверных.

Фард джихада в общем понимании, никогда не спадает с мусульманина, более того джихад против души и шайтана, первичнее джихада против кафиров – неверных. С кафирами же джихад бывает, либо сердцем и языком, ненавидя их, желая их исчезновения, подготовке себя к сражению с ними. Либо телом и имуществом, и каждый обязан делать джихад, по своим возможностям и готовить себя. Причем подготовка сейчас играет более важную роль, чем начало сопротивления в открытой его форме, там, где пока еще удается это делать, или по крайней мере удается избежать столкновения. Это потому, что мусульмане находятся в состоянии слабости, их положение больше похоже на положение мусульман в мекканский период, когда им было велено проявлять терпение, и заниматься доведением исламского призыва. Ошибаются те, кто говорит, что сейчас мекканский период, но правы те, кто говорит, что положение похожее. В высказываниях есть разница, поэтому будь внимательней и понимай правильно. Более того, джихад в настоящее время, там, где он ведется, несет оборонительный характер, главной целью которого является, попрепятствовать куфру утвердиться на земле Ислама и защитить слабых мусульман, как-то повелел Всевышний Аллах. Там же, где куфр утвердился и имеет огромные силы, защищающие его, необходимо действовать другими методами, также способствующими возвышению Слова Аллаха, и исчезновению лжи. Мы видим, как куфр ведет борьбу против Ислама, не стесняясь абсолютно никаких форм и методов, сотрудничая между собой в этой борьбе в мировом масштабе, Всевышний Аллах сказал: “Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать, таким образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие”. (Добыча, 73) То есть, если мусульмане не будут помогать и дополнять друг друга, как это делают кафиры в борьбе против них, то смута (многобожие) распространится на земле и ложь возьмет верх. Если же мы обратим внимание на мусульман, то увидим, как они вместо помощи друг другу в такой сложной обстановке, заняты критикой друг друга и обвинениями во всевозможных заблуждениях, и порой от злости могут наговорить или сделать со своим братом, то, что не позволяет себе или не может сделать кафир.

Главной причиной этого является разрыв, который произошел в наше время между учеными и людьми, работающими для Ислама прибегающим к разным методам приемлемым и требуемым по шариату. Невооруженным взглядом можно увидеть, как шайтан разукрашивает каждому то дело, которым он занят, считая его самым правильным и начиная презирать деяния других, несмотря на то, что шариат побуждает совершать их. По сути те, кто говорит, что сейчас надо делать только джихад, они не правы, также как не правы те, которые говорят, что надо делать только дауат – призыв или только приобретать знания. Нельзя это делить, поскольку Ислам повелевает все эти вещи, и мусульмане должны дополнять друг друга в этом. Каждый должен заниматься тем делом, которое ему лучше дается, и в котором он профессиональнее. Если сегодня наш брат зарабатывает хорошие деньги и продвигается вверх по карьере, то не надо его попрекать за это, ведь завтра его деньги и его авторитет, может принести пользу тем же муджахидам, главное, чтобы его работа была халяль. Если другой наш брат обладает хорошей памятью, даром красноречия, то ему лучше приобретать знания и передавать их, ведь может сотни его учеников завтра встанут в строй, и в этом будет намного больше пользы для уммы, чем он сегодня погибнет на поле боя. Наоборот, вместо того, чтобы терять таких братьев, мы должны дорожить ими, так же мы должны дорожить образованными людьми, специалистами в разных областях. Если мы хотим шариатское государство, то иначе нельзя, надо смотреть намного дальше одной успешной операции. Надо развиваться во всех направлениях, дополняя друг друга.

Цель у нас одна. Методы достижения этой цели разные, но все приемлемые и эффективные. В зависимости от времени и места одни из них будут предпочтительнее других. Если распространено невежество, приобретение и распространение знаний предпочтительно. Если достаточное количество муджахидов, но не хватает средств, то приобретение этих средств и их финансирование будет предпочтительней личного присутствия на фронте. Я хочу этим сказать, что мы должны перестать заниматься критикой друг друга, а побуждать добиваться наилучших результатов от той работы, которой мы заняты, и этим дополнять и помогать друг другу. Если это джихад, то пускай он будет в соответствии со знаниями, опираясь на авторитетные источники в исламском мире, учитывая пользу и вред для Ислама в целом, а иначе это не джихад, а распространение нечестия на земле. Если это дауат, главное, чтобы он был правильным, основанным на Коране и Сунне, в соответствии с методами ахли сунна уа джамаа. Если это приобретение знаний, то от известных и авторитетных ученых, а не недоучек и сомнительных личностей. Положение Ислама очень сложное, в такой обстановке мы должны искать точки соприкосновения и перестать враждовать. Особенно я адресую этот призыв к братьям муджахидам.

Еще одной проблемой, не менее важной, чем слабое положение мусульман является наша отдаленность и оторванность от знающих людей, которые являются наследниками пророков, и долгом которых является указывать умме правильное направление. Эта проблема служит главной причиной поспешных и необдуманных, влекущих за собой дополнительные усугубляющие последствия, действий, со стороны ревностной исламской молодежи. Молодежи, которая без достаточных знаний, соответствующей должной подготовки, не учитывая последствия, спешит, открыто заявляя о себе, вступить в открытое противостояние целому государству, с его налаженной системой обороны, надеясь на чудо от Аллаха. Сразу хочу подчеркнуть, что я не имею в виду здесь места, куда вторгся вражеский агрессор и где в настоящее время идет сопротивление, как-то Палестина, Ирак, Чечня, Афганистан, Кашмир и др. Там необходимо противостоять по мере возможностей, а также помогать извне, всеми возможными способами, если муджахиды нуждаются в помощи. Я говорю о тех местах, где еще можно сохранять благоприятную обстановку для дауата, и осуществления подготовки в общем понимании. В таких местах надо использовать имеющиеся возможности, и как можно дольше избегать открытого сопротивления, а особенно начинать его первым. Так как нет смысла, поскольку нет достаточных сил, защитить в последствии слабых мусульман, а поспособствовать их угнетению, своими поступками является преступлением против них, за, что непременно придется нести ответственность пред Аллахом. Дозволено выступить, если есть сила, и реальная польза. К примеру, меньше станут притеснять, или это послужит пробуждением для огромной массы мусульман, которую невозможно остановить, или, по меньшей мере, будет возможность перенять на себя значительную часть вражеских сил, сосредоточенных в одной из горячих точек мусульман. Но, во-первых, подобные решения должны принимать знающие и мудрые, авторитетные люди. Во-вторых, если мы сами посмотрим реально, то увидим, что притеснений становится только больше, от заключения непричастных, до их физического уничтожения, не говоря о других унижениях мусульман. Плюс к этому перекрываются практически все методы и средства дауата. Кто-то скажет, что нас будут бояться. Может быть. Но ведь не это цель. Ведь от страха они не становятся мягче, а намного злее и развязанней. А целенаправленно способствовать притеснениям мусульман, не обладая способностью их защитить впоследствии, вообще противоречит сущности оборонительного джихада, одной из наиважнейших целей которого является защитить слабых мужчин, женщин и детей. Пробудить же массы мусульман невозможно, предварительно не разъяснив им, в полной мере, разницу между путем Аллаха, представителями которого являются призывающие и муджахиды, и путем преступников, представителями которого являются тагуты – тираны и их помощники в погонах. Всевышний Аллах сказал: “Таким образом, Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников”. (Скот, 55)

Джихад по своей сути ни что иное, как повеление одобряемого и удержание от порицаемого, т.к. цель джихада это возвышение Слова Аллаха, возвысив Таухид и запретив ширк. Так же, как и повеление одобряемого и запрещение порицаемого начинается с разъяснения и доведения до людей, обязательным является, прежде джихада с кафирами и вероотступниками, разъяснение людям истинной сути Ислама, а также истинной сути тиранов, лжецов, которые сделали людей своими рабами, в руках которых, сегодня, все средства массовой информации, посредством которых они распространяют свою ложь и порочат правдивых призывающих, преподнося их, как зомбированных фанатиков несущих с собой только зло. Это там, где братья, опережая события, открывают новые фронта. Поскольку у людей понятия перевернуты, они смотрят на врагов Аллаха, как на поддерживающих порядок и справедливость в обществе, а на праведников, как на сеющих хаос и нечестие, поэтому разъяснение обязательно. Там же, где идет оборонительный джихад, в большинстве случаев знамя куфра бывает ясным, также как и знамя верующих, если только сами верующие все не испортят ошибочными поступками, негативно сказывающимися на джихаде и муджахидах. В этом случае разъяснению надо отдать должное.

Целью написанного мной о двух категориях мусульман, с одной стороны проявляющих небрежность к подготовке, а с другой спешащих вступить в вооруженное сопротивление прежде достаточной подготовленности, является разъяснение того, что обе эти категории должны посвятить себя тщательной подготовке, в общем ее понимании, о чем я писал выше. В этом также указание на то, что надо действовать осторожно, советуясь со знающими людьми, учитывая, какие могут быть последствия для Ислама и мусульман. Каждый должен заниматься тем, что ему подходит в соответствии с его умственными и физическим способностями, дополняя тем самым друг друга. Если же кто-то видит в себе, что он реально может принести пользу своим присутствием на земле сражений, то пускай отправляется туда, а не поддается глупым доводам, что куфр один и нет разницы, где с ним воевать, или надо открывать новые фронты, раз кафиры этого не хотят. Это очень глупая и невежественная аргументация. А самое главное надо слушать знающих людей, никто из которых, даже из тех, кто говорит, что джихад фард айн, не говорят о неорганизованных, досконально не взвешенных, неупорядоченных поступках и вылазках. Все они делают упор на тщательную подготовку. Потом нанести удар в нашем положении, это не самоцель и основа, основа это призыв и разъяснение, поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пошел на временное перемирие с многобожниками в Худайбии, получив возможность, открыто призывать. А в битве у рва он вообще хотел заключить перемирие с некоторыми племенами, чтобы они увели своих людей, а взамен предложил им треть урожая фиников Медины. Когда его спросили об этом, он ответил, что хотел сделать это, тем самым, облегчив положение мусульман, после того как все арабы обрушились на них. Это нас учит тому, что мы должны, до тех пор, пока в слабости, избегать столкновений, и оттягивать, не поддаваясь на провокации настолько, насколько это возможно, занимаясь призывом и разъяснением, по мере сил и возможностей помогая братьям муджахидам, там, где сопротивление обязательно. Можно защититься, если тебя хотят убить, может быть и обязательно, но призвать мусульман к началу сопротивления глупо, поскольку практика показала, что нет реальной пользы.

Итак умма повсеместно нуждается в помощи, а тут еще появляются новые очаги, и вместо реальной помощи муджахидам, ждут новой помощи и поддержки от мусульман, в большинстве случаев финансовой. Поэтому я говорю, что нам надо дополнять друг друга, не вредить друг другу, а заботиться об общей пользе для Ислама и мусульман повсеместно. Неужели те же муджахиды в Чечне будут радоваться, что в соседних республиках притесняют мусульман, или огорчаться, что там, в полный рост идет распространение Ислама, и число мусульман, готовых жертвовать собой увеличивается с каждым днем? К сожалению, в какой то мере это так и есть в действительности. Более того, можно услышать, что занятие призывом это бесполезное дело, преподавание и обучение таухиду, это низкий уровень имана. Даже более этого есть цель поспособствовать притеснениям мусульман, “искренне” жалея их, чтобы пополнить ряды вынужденными уходить в горы братьями, у большинства из которых есть слабые жены и маленькие дети, которые никому не нужны. А где гарантия, что и их не будут притеснять, пытаясь выйти на их мужей, способны ли мы их защитить, или хотя бы материально обеспечить? Но, к сожалению, сегодня забота о семье, что, кстати, также является фардом, расценивается, как слабость. Да и вообще, что это за форма призыва? Если человек не уверен, сам не достиг уровня готовности пожертвовать всем на пути Аллаха, то зачем его пытаться затащить туда всевозможными методами, вплоть до обмана, или, пользуясь авторитетом оказывать давление. Может он, вообще считает некоторые формы и методы, к которым прибегают муджахиды, неправильными. Но попробуй ты об этом скажи, как ты автоматически становишься врагом, а если ты еще и знаниями обладаешь и можешь повлиять на мусульман, то вообще прицел на тебя направят и не содрогнутся. К большому сожалению, такова действительность.

Как-то один человек сказал АбдуЛлаху ибн Умару, да будет доволен ими Аллах: “Я хочу продать свою душу Аллаху, делая Джихад, пока меня не убьют”. На, что он ответил: “Горе тебе, а где же условия? Где слова Всевышнего: “…которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха”. ((Покаяние, 112) Джами аль-Усуль 2/580.) Это качества тех, о ком Всевышний сказал: “Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая….”. (Покаяние, 111)

По сути, уважаемые братья, муджахиды, это самые богобоязненные люди, их присутствие на земле сражений, явное доказательство того, что эти люди победили свою душу и шайтана, даже более этого, джихад против души и шайтана идет в процессе всей жизни. До сражения, во время, и после. Но, к сожалению, наша проблема, это нехватка знаний. Мы забыли, каков наш уровень, берем на себя груз решать такие вопросы, от которых большие ученые порой приходят в растерянность, и боятся Аллаха брать на себя ответственность, отвечая на них. Или слушаем решения подобных вопросов, от людей не имеющих даже полного шариатского образования. Мы даже не готовы воспринять совет друг от друга. Но зато у нас есть всегда отговорка. Где вы были, почему не пришли, и не разъяснили?! Очень хорошо ответил на это ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, человеку от которого он пришел услышать хадис, когда тот сказал, что если бы я знал, то сам бы пришел рассказать тебе его, на это он ответил: “Знание не ждут, пока оно придет, за ним отправляются”. Мы не должны ждать, а должны сами узнавать, даже в путь отправиться, хотя сейчас можно другими методами связываться и узнавать. Было бы желание, а узнать не составляет большой проблемы.

Я прошу Всевышнего Аллаха в этот благословенный месяц сплотить мусульман, наделив нас качествами настоящих борцов за веру, и одарив нас блестящей победой. Я также прошу, чтобы Он сделал этот небольшой труд искренним ради Его лика, принял от меня, и принес пользу мусульманам Кавказа и других мест. Я заранее отказываюсь от всего, что противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Пророка, а также пониманию праведных предшественников. И если это имело место в этом послании непреднамеренно, то я отказываюсь от этого при жизни и после смерти.

Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Написал: Надеющийся на милость Аллаха и Его прощение

Абу Умар Расул ибн Мухаммад Дагистани

Отношение неоднозначное. Некоторые без доли сомнения принимают решение стать покорным слугой Аллаха. Другие же называют эту религию агрессивной. Приверженцы второго мнения считают, что ислам призывает уничтожать всех неверных (не мусульман), и даже приводят отдельные высказывания из Корана, которые это подтверждают. Например, в отведено особое место джихаду, который должен соблюдать каждый мусульманин. Это понятие обозначает «священную войну», которую ведут мусульмане во имя Творца против неверных, дабы они тоже поклонялись Аллаху. Так ли это на самом деле? Выясним, джихад - это что такое и какова его роль в исламе.

Война с самим собой

Значение слова "джихад" понимает далеко не каждый образованный человек. В юридических и многих богословских трудах джихад трактуется как война. И это понятие воспринимается большинством людей в его буквальном смысле. Мало кто задумывается, о какой войне здесь идет речь. На самом деле джихад - это борьба за установление слова Аллаха. Это значит, что каждый мусульманин должен защищать свою религию и пропагандировать ее среди «неверных». Джихад также подразумевает войну за сохранение слова Создателя при нападении врагов. Если хорошенько проанализировать понятие, то можно увидеть, что оно не означает убийство или истребление «неверных». Скорее, это война с самим собой и со своими страстями, а также духовная борьба в защиту слова Аллаха. Это которую ведет мусульманин с дьяволом, собственными страстями, и направлена она на распространение истины.

Большой джихад

Понятие подразумевает борьбу со своими страстями. Что такое джихад в исламе? Это когда человек просыпается посреди ночи, чтобы поправить одеяло своему ребенку. Поступок этот считается большим джихадом. Война с самим собой самая сложная. Ведь так тяжело не поддаваться страстям! Но если человек не совершает блуд, который мог бы совершить, это его бесценная заслуга перед Аллахом. Большой джихад - это любой «красивый поступок». Например, человек, увидев, как у прохожего из кармана выпало 100 долларов, поднимает и отдает ему купюру. Это тоже большой джихад. Это значит, что мусульманин не поддался искушению - не забрал выпавшие деньги себе.

Малый джихад

Он обязывает мусульманина защищать свою родину, близких людей, а также нравственность и Божьи законы. В жизни бывают такие ситуации, когда слово не может помочь, поэтому приходится брать в руки оружие, чтобы не убили тебя и твоих близких. Это и есть малый исламский джихад. Когда человек пытается защитить свое государство от врагов, это тоже считается малым джихадом. Понятие означает и защиту нравственных ценностей при попытке недоброжелателей оклеветать их.

Флаг

Практически все видели черный флаг джихада с изображением меча и надписью на арабском языке. Знамя, представленное в таких мрачных тонах, навевает мысли о войне, терроре и убийствах. Почему же у джихада черный флаг? В Священном Писании пророк упоминал, что в будущем на земле будет армия с черными знаменами. Поэтому флаг джихада - черный. Надпись на арабском языке переводится как: «Нет Бога, кроме Аллаха». Выполнена она в белых тонах как символ выделения единобожьей истины среди мирового куфра. Изображение меча символизирует «священную войну». У некоторых мусульман флаг джихада зеленый, но надпись на арабском языке и изображение меча тоже белые. Про зеленый цвет ислама упоминается в Коране. Поэтому флаги джихада можно увидеть как в черных, так и в зеленых тонах.

Существует ли женский джихад?

Исламские женщины освобождаются от некоторых обязанностей, которые касаются только мужчин, с целью их защиты и проявления уважения. Это относится и к джихаду. Однажды Аиша спросила у пророка: «Должна ли женщина соблюдать джихад?» И он ответил: «Только тот, который не подразумевает сражения». Поэтому у нет обязанности делать джихад, сражаясь с кафирами. Для девушки джихад - это усердие для ее души. Однако известно, что многие мусульманские женщины участвовали в военных походах, сопровождая своих мужей. Там они не воевали, а помогали раненым, лечили и обслуживали воинов. Это тоже считается джихадом, к которому призывает женщин шариат.

Брачный джихад

В Сирии появилось новое понятие - «брачный джихад». Что это значит? Девушек направляют «служить» невестами в места боевых действий. Такие поступки спровоцировали на территории страны случаи изнасилования молодых женщин боевиками. Религиозные представители некоторых арабских государств одобряют подобное явление, полагая, что после этого в Сирии возникнет исламское религиозное государство. И хотя многие опровергают слухи о «брачном джихаде», нашлись свидетельницы, которые пострадали от насильственных действий солдат. Кроме того, в некоторых мусульманских странах, в частности в Египте, Сирии, существует понятие «сексуальный джихад». Он означает, что женщина должна оказывать интимные услуги мужчинам, тем самым «поощряя» их борьбу. Некоторые мусульманки утверждают, что такие действия их призывает совершать религия. Таким образом они могут показать свою причастность к джихаду - «священной войне».

Джихад в Священном Писании

Что говорит Коран о джихаде? В святой книге написано, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В суре 61 (аят 4) сказано, что Аллах любит тех, кто воюет рядами на Его пути так, будто они плотное здание. Коран призывает пропагандировать ислам среди «неверных». Если же кто-то оскверняет религию, то мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, аят 12). В Священном Писании сказано, что если человек другой религии принимает ислам, то он должен быть с почетом принят в ряды мусульман. Для Аллаха большая радость видеть, что в него веруют (сура 9, аят 11). В Коране также сказано, что в религии нет принуждения. Но Всевышний поддерживает только тех, кто верует в него, а не поклоняется идолам. И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком для Создателя. Ислам для мусульман - это несокрушимая опора в их жизни (2:256).

«Священная война» в современном мире

Сегодня по телевизору можно увидеть так много «антиисламских» новостей и программ, что при слове «мусульманин» у человека возникают мысли: «Он террорист, убийца». Это стереотип о мусульманах, распространенный в современном мире. Сейчас больший процент населения Земли с опаской и даже агрессией относится к представителям ислама. Для многих это не люди, а беспощадные солдаты-смертники, готовые во имя религиозных ценностей убить любого человека.

Люди называют происходящее джихадом или «священной войной», которая ведется в современном мире. Военные события в Египте, Тунисе, Сирии, Ливии - прямое тому подтверждение. Но не все понимают, что «кровавый» джихад больше пропагандируется и «приукрашается» Западом. Только Коран дает правильный ответ на вопрос о том, что такое джихад в исламе. Священное Писание говорит, что политическая война против правителей-угнетателей, за которую отдельные мусульмане получают хорошее вознаграждение, не является джихадом. Шариатское значение этого понятия таково: джихад - это борьба и все, что с ней связано (мысли, слово, имущество, призыв и другое). Распространение слова Аллаха - обязанность каждого мусульманина. Но это не означает применение для этих целей оружия и других силовых методов. Каждый мусульманин лишь должен защищать свою веру, государство и при необходимости принимать участие в законной войне.

В Священном Коране слово джихад употребляется довольно часто. На сегодняшний день почти все люди стали бояться этого выражения. Почему? Главной причиной этого является то, что слово «джихад» начали ассоциировать с убийствами, поджогами, взрывами и другими проявлениями экстремизма и беззакония. Но правы ли те, кто ставит знак равенства между категорией «джихад» и творящимися от имени ислама преступлениями? И не менее важный вопрос – верно ли то распространенное понимание джихада как «войны против неверных», которым его наделяют, специально или по незнанию, средства массовой информации?

Думаю, что если бы люди знали и понимали поистине прекрасный смысл этого слова, то джихад стал бы для них самым дорогим и важным делом. С арабского слово «джихад» переводится как «борьба на пути Аллаха». Борьба со злом и несправедливостью.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) разделил джихад на две категории - малый джихад и большой джихад.

Малый джихад – это борьба с оружием в руках против тех врагов, которые нападают на твою страну, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают их рабами. В этом случае каждый мусульманин обязан защищать себя, свою семью и страну от врагов. И это, обратите внимание, малый джихад.

Большой джихад мусульманина – это борьба со своим нафсом или своим внутренним «я». Борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, зависти и против наущений дьявола, иными словами – борьба против своих слабостей и отрицательных внутренних качеств. Джихад – это воспитание своего внутреннего духовного мира. Однаджы к пророку Мухаммаду подошел один человек и попросил его, чтобы его взяли в поход против врагов. Пророк спросил его: «А живы ли твои родители?» Тот ответил: «Да, живы». Пророк сказал: «Возвращайся к своим родителям и осуществи джихад заботясь о них и ухаживая за ними».

Как же сегодня нуждается наше общество в таком джихаде! Сколько детей бросают своих родителей в старости, оставляют их в домах престарелых, не понимая, какой пример они подают своим детям.

Мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь честным трудом, обеспечивать свою семью относиться к ним наилучшим образом, воспитывать своих детей так, как указывает на это Аллах и Его посланник. Это и есть повседневный джихад настоящего мусульманина. Как говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), «наилучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье, и я самый лучший из вас, кто хорошо относится к своей семье».

Взрывы, захваты заложников, поджоги молельных домов – это джихад?!! НЕТ! Это не джихад на пути Аллаха, а джихад на пути сатаны! Мы не можем называть таких людей мусульманами. Мусульмане не подрывают себя, а также невинных людей. Потому что самоубийство – это смертный грех перед Аллахом. Самоубийство, повлекшее гибель ни в чем не повинных людей – это ужасное и жестокое преступление против государства, против народа и, конечно же, против ислама. Можем ли мы называть таких людей шахидами? Ведь шахид – это не смертник, а мученик за веру. Шахид не убивает себя, а умирает за веру, защищая религию, семью и страну.

В последнее время участились поджоги христианских церквей и молельных домов. Мы, мусульмане, очень обеспокоены этим. Мы уверены, что это не могли сделать мусульмане, более того, мы вообще сомневаемся, что это могли сделать люди, верующие в Бога. Однажды пророка Мухаммада спросили: «Кто такой мусульманин?» Он ответил: «Мусульманин – это тот человек, который не вредит остальным ни своим языком, ни своими руками». Это значит, что мусульманину запрещены сквернословие и грубость и, тем более, запрещены действия, наносящие вред кому-либо.

Джихад не ведется против своего народа и граждан своей страны. Это не джихад, это страшное преступление. Если человек убивает себя привязав к себе бомбу и тем самым убивает ни в чем не повинных людей – это двойное преступление и нет этому никакого оправдания! Всевышний Аллах в Священном Коране призывает нас не убивать себя и не убивать невинных людей. Если кто-нибудь прольёт кровь одного невинного человека, то его грех приравняется к убийству всех людей на свете, а если сохранит жизнь одного человека, то это будет принято Всевышним так, как если бы он сохранил жизни всех людей на земле. Жизнь человека ценна и неприкосновенна перед Всевышним Аллахом.

Я призываю верующих к сплотиться против наших общих врагов в эти непростые времена. Молю Аллаха даровать нам терпения, мудрости в делах и победу над недоброжелателями.

С уважением имам-хатыйб мечети с. Зиреклы Новошешминского района РТ Ильяс хазрат Сулейманов.

Август в Чеченской Республике ознаменовался не только резким ростом напряженности обстановки, очередным "усилением мер безопасности", в связи с очередной годовщиной взятия города Грозного боевиками (6 августа 1996 год), но и очередным объявлением джихада. 4 августа новый муфтий Чечни Султан Мирзаев объявил, что принята фетва (богословско-правовое заключение исламских ученых по актуальному вопросу), объявляющая священную войну ваххабитам и террористам.

В церемонии объявлении нового джихада приняли участие первый вице-премьер правительства Рамзан Кадыров, министр МВД Руслан Алханов, командиры всех силовых структур республики и имамы 14-ти районов республики. Муфтий Чечни назвал ваххабизм "чумой XX и XXI веков" и заявил, что не должно быть никаких сомнений в правильности своих действий у тех, кто с этими людьми и явлением борется. Он также выразил личную готовность взять в руки оружие и воевать с боевиками-ваххабитами. Это далеко не первая попытка начать "священную войну" на территории Чеченской Республики. За последние 14 лет их было несколько.

Осенью 1991 года после прихода к власти в республике Джохара Дудаева и попытки российского руководства ввести на территории Чеченской Республики чрезвычайное положение, некоторые духовные лица потребовали объявить России джихад (в кавказской интерпретации газават). Его объявлению, вероятнее всего, помешал быстрый провал данной акции.

Спустя всего три года, зимой 1994-го, когда Кремль объявил о начале силовой операции "по наведению конституционного порядка" на территории Чеченской Республики Ичкерия, джихад России все же был объявлен. Это сделал муфтий республики Мохмад-Хусейн-хаджи Алсабеков. Однако спустя несколько месяцев Алсабеков дезавуировал свое заявление.

В 1995 году назначенный новым муфтием ЧРИ Ахмат-хаджи Кадыров вновь объявил России джихад. После завершения "первой чеченской войны" потребность в джихаде так и не исчезла. Его объявляли и против похитителей людей и даже друг против друга. В 1998 году после столкновений в Гудермесе между силовыми структурами Ичкерии и "джамаатами" и те, и другие объявили джихад. Но дальше слов дело тогда не пошло.

В тот же период появившиеся в Чечне "лица арабской национальности" (многие из которых почему-то прекрасно владели русским языком), также проповедывали среди чеченской молодежи идеи джихада. "Доблестных и храбрых чеченцев" призывали идти "делать джихад" не куда-нибудь, а на Ближний Восток, точнее в Иерусалим, чтобы освободить "священный город" и одну из главных мусульманских святынь - мечеть Аль-Акса.

В 1999 году после начала ввода российских войск на территорию республики Аслан Масхадов обратился к духовенству, чтобы они призвали народ к газавату. Теперь новый муфтий Чечни призывает к очередному джихаду - священной войне против ваххабизма и терроризма. (Кстати, тяга к объявлению "священных войн" имеет место не только в Чечне. С началом военных действий США против Ирака глава духовного управления мусульман европейской части России Талгат Таджуддиин тоже объявлял джихад....Против Соединенных Штатов).

Первый вице-премьер правительства Рамзан Кадыров назвал очень важным и своевременным принятый муфтиятом документ, объявляющий джихад ваххабизму и терроризму на территории Чеченской Республики. "Я приветствую это решение, приветствую его от имени всего руководства Чеченской Республики, ибо сотрудники правоохранительных органов, которые фактически находятся на войне против терроризма и ваххабизма, должны быть уверены в том, что их действия не противоречат Корану и исламу", - заявил он.

С ним солидарен и депутат Государственной Думы России Руслан Ямадаев. "Я считаю, что это очень важное, своевременное и продуманное решение, дающее ответы на самые сложные вопросы, волновавшие чеченское общество в целом и бойцов МВД и других структур, в частности", - заявил он агентству "Интерфакс".

"В борьбе против ваххабизма и терроризма погибли сотни и тысячи сотрудников правоохранительных органов. Среди них десятки моих близких и родных, президент Чечни Ахмат Кадыров, его племянники. Погиб мой родной брат, Герой России Джабраил, командовавший спецподразделением "Восток", - отметил он. Они (боевики) взрывали и расстреливали милиционеров, имамов, госслужащих, заявляя, что совершают джихад, но теперь дан четкий и однозначный ответ на вопрос, кто на самом деле стоит на пути джихада".

Однако объявление джихада ваххабизму и терроризму в Чечне не нашло поддержки религиозных и общественных деятелей России. В интервью российской ГАЗЕТЕ верховный муфтий азиатской части России шейх Нафигулла Аширов заявил, что при отсутствии юридического определения ваххабизма в современном законодательстве РФ такие призывы от имени муфтията, то есть общественной организации, не могут иметь законодательного действия. "Они нарушают единое правовое поле Российской Федерации, - сказал Аширов. - Ваххабизм ничего не говорит о призыве к террору, это направление исламской мысли, а не тактика ведения борьбы. А на мысли в современном законодательстве запретов нет".

С его мнением согласен и член научного совета Московского центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко. Та же ГАЗЕТА приводит и его высказывание. "Пророссийская часть чеченского общества не увлечена исламом, это не может быть для нее фактором мобилизации. А боевики только посмеются над тем, что еще один бывший комсомолец объявил им джихад. Это не самый умный ход, скорее отчет о проделанной работе в ответ на интервью Басаева в США. "Джихад" теперь стал ругательным словом: ты мне - джихад, и я тебе - джихад. Это какие-то шашки", - считает политолог.

Джихад, или священная война, о которой говорил Пророк Мухаммад, имеет смысл, несколько отличный от того, как он сегодня воспринимается и толкуется разными духовными лицами. Слово "джихад" происходит от корневого слова в арабском языке, означающего "стремиться, прилагать усилие". В исламе джихад означает любое усилие, направленное на распространение истины. Газават или малый джихад - это священная война. Согласно исламскому праву, в странах, где не действует шариат, объявлять войну, в том числе священную, имеет право только первое лицо государства.

Несомненно, что одной из форм Джихада является война, но лишь в тех случаях, когда избежать ее не удается. Пророк Мухаммад, говоря о Джихаде, сказал, что "величайший Джихад, в котором сражается человек - Джихад с самим собой". Это означает, что истинный верующий должен в первую очередь бороться с самим собой, со своими недостатками и ошибками, стремиться исправить и не допускать их впредь.

В хадисах сказано, что Пророк Мухаммед сказал, вернувшись с одного из сражений: "...мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому". Отмечается тот факт, что после этого Он уже больше не участвовал ни в одном сражении.

По словам одного из имамов мечети города Грозного, ни один стих Корана в своем истинном текстуальном и историческом контексте не разрешает воевать на основе религиозных, этнических или расовых разногласий. "Воинственный джихад не только ограничен условиями, которые могут или не могут придать ему законную силу, но и строго регламентирован. Пророк Мухаммед (а.с.c.) сказал, как подобает вести себя на поле битвы, - говорит он. Нельзя развязывать войну, если другие мирные средства могут остановить агрессию и порабощение. Намерения должны быть чисты и ни эгоистичные личные, ни националистические интересы и планы не должны быть действующей силой. Должно быть объявление войны, заявленное официальными властями, после соответствующих консультаций. Не должно страдать гражданское население. Нельзя допускать мародерства, грабежей и ненужных разрушений".

Объявление джихада против ваххабизма и терроризма после почти 6-летней "контртеррористической операции" на территории Чеченской Республики, которая стоила жизней десятков тысяч наших соотечественников, действительно выглядит несколько странно и неуместно. Зажигательный призыв "ударить джихадом по ваххабизму и терроризму" вряд ли приведет к установлению мира и стабильности в нашей республике, согласию и взаимопониманию в и без того уже разрозненном чеченском обществе.

Джихад нам сегодня действительно необходим. Но не тот джихад, в котором одни чеченцы будут истреблять других. Нам нужен джихад против убийств и похищений людей, джихад против внесудебных казней и пыток, джихад против коррумпированного чиновничьего аппарата, против взяточничества и произвола зажравшейся бюрократии, против тотальной безработицы, против наркомании и алкоголизма. Джихад за возрождение нации, восстановление нашей республики и будущее наших потомков.

http://www.chechensociety.net/cho/cho40/040_01.htm

Поделиться: