В какую ночь родился саид афанди. Кем был саид афанди для северного кавказа

Первое полугодие 2012 года на Кавказе прошло в относительном спокойствии, лишь иногда редкие вылазки террористов беспокоили силовиков, зачастую операции террористов предотвращались еще в процессе подготовки. Казалось бы, наступил тот долгожданный мир и спокойствие, о котором так долго ждали, о котором денно и нощно молили наши богословы и простые верующие. Апофеоз торжества истины наступил в тот момент, когда в Чеченскую Республику были доставлены Святыни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которые веками хранились в семье достопочтенного шейха аль-Хазраджи. Тысячи верующих со всей России, Северного Кавказа и даже Средней Азии целыми колонами потянулись в столицу Чеченской Республики, в город Грозный, дабы лицезреть священные реликвии мусульман. В эти дни, которые были отмечены рядом божьих знамений, когда все мусульмане, не смотря от их приверженности различным мадзхабам, тарикатам и вирдам, собрались в «Сердце Чечни». Казалось, больше никогда на Кавказе не будут греметь взрывы и рваться бомбы. Казалось, что все верующие мусульмане, которые по тем или иным причинам находятся в горах, или из-за пределов страны критикуют власть, наконец, осознают, необоснованость их претензий и наконец, сложив оружие, вернутся к своим родным очагам, однако наши выводы оказались слишком скоропалительными.
28 августа после нескольких дней окончания Священного месяца Рамадан был убит известный духовный наставник Дагестана, устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов, досточтимый шейх Саид Афанди. Саид Афанди аль-Чиркави, родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района, и к моменту своей гибели был в почтенном возрасте. Шейх Саид Афанди Ацаев заслуженно почитался многими дагестанцами, как духовный наставник и устаз.
К Шейху не редко обращались как простые жители Дагестана, так и руководители Республики. Рассказывают, что нынешний руководитель Дагестана Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов не предпринимал ни одного важного шага, предварительно не посоветовавшись с Шейхом.
Весть об убийстве Шейха буквально взорвало общественность России, не смотря на различие вероисповеданий, все государственные и общественные деятели однозначно осудили убийц Саида Афанди. В СМИ сразу же появилась масса комментарий и версий этого убийства. Надо отметить, что мне следящему за публикациями в социальных сетях, как сегодня модно говорить «мониторящему СМИ» ни разу не попалась статья или комментарий даже противников традиционалистов, которые оправдывали это преступление. Все были шокированы бессмыслицей и жестокостью данной акции, ведь известно, что Шейх Саид Афанди часто высказывался за налаживание диалога с «салафитами» и призывал к примирению сторон. Он не был бескомпромиссным борцом с инакомыслящими, которых «традиционно» взрывают террористы. Именно эта позиция Шейха Саида Афенди и заставило многих усомниться в том, что за этими убийствами стоят именно те силы, которых принято винить в подобном преступлении. Многие аналитики задумались над тем, а не стоит ли за этими убийствами, некая третья сила, которая задумала создать новый очаг напряженности на Кавказе. Для них духовные авторитеты подобные Саиду Афанди Ацаеву и убитому ранее в том же Дагестане Максуду Садикову, убитому недавно заместителя председателя Духовного управления мусульман Татарстана - Валиуллы Якупова, могут служить преградой к осуществлению их планов.
Вот только некоторые цитаты из высказанных опасений в СМИ и опубликованные в социальных сетях, цитирую:
«Убийство шейха Саида - афанди черкейского является политической провокацией, которая окончательно может стравить мусульман Дагестана между собой и довести их до полномасштабной гражданской войны в регионе. Враги Ислама и мусульман целенаправленно, за последние годы, проведя информационные провокации, физические расправы и покушения, доводят ситуацию в регионе до управляемого хаоса. По вине того, что мусульмане отучились от глубокого политического мышления, как в Дагестане, так и во всем мире, мы постоянно становимся используемым фактором в политических играх сильных мира сего. Сценарий повторяется в России и в Дагестане. Покушение и убийство в Татарстане, нападение на шиитскую мечеть в Хасавьюрте, покушение на руководителя ассоциации «Ахли сунна валь джамаат», и теперь это убийство Саида афанди. Все это звенья одной цепи», - пишет на своей страничке в фейсбуке автор под ником Абдуллах ибн Абдуллах.
(http://www.facebook.com/abdullah.ibnabdullah.98/posts/150385451767493).
«Саид Афанди Чиркейский был наиболее влиятельным и авторитетным шейхом самого распространенного в Дагестане суфийского течения ислама. У шейха десятки тысяч последователей, среди них много известных дагестанских политиков, а в духовном управлении мусульман численность сторонников шейха более 80%. С одобрения Саида Апанди Чиркейского полгода назад духовные лидеры двух враждовавших течений в исламе – суфиев и салафитов – заключили мир. Теперь многие опасаются срыва мирного процесса и начала репрессий против умеренных салафитов. Опасаются инквизиции и разжигания бытовой ненависти молодых сторонников разных течений.
Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов заявил о том, что в каждом городе, каждом районе, будут организованы отряды самообороны «дружин, состоящих из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов».
Один из главных сайтов боевиков опубликовал заявление, в котором отрицается их причастность к убийству шейха. «Не делайте поспешных выводов. За 12 лет джихада у нас было много возможностей убить Саида Афанди, но никогда ни одного покушения мы не предпринимали», - пишет «Новая Газета» (http://www.novayagazeta.ru/society/54195.html).
.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль вовсе выступил с радикальной версией, обвинив некие «глубоко законспирированные» структуры в убийстве шейха Саида Афанди, цитирую:
"Дагестан давно стоит в планах режима по переводу ситуации там в формат гражданской войны. Саид Афанди был обречён как миротворец. Саид Афанди, которого я, кстати, лично знал, добился договорённостей между суфиями и салафитами. Таким образом, он стал помехой для Системы. Система сейчас играет на обострение. Она примеряет конфронтационный сценарий. Ликвидация Саида Афанди - продолжение казанского дела. Нужно отметить, что перед этим в Дагестан федералы загнали большой силовой ресурс. Понятно, что случайные совпадения исключены. Следа настоящих радикалов в этой акции быть не может. У них были все возможности это сделать когда угодно на протяжении многих лет. Мы видим, что именно системные либералы и играющие против них силовики заинтересованы использовать Северный Кавказ во всероссийской разборке. Позиция невмешательства в российскую политическую борьбу со стороны Кавказа - наивна. Кавказская карта раз за разом разыгрывается центром. Внутридагестанские силы ещё не поняли, что им не удастся отсидеться вне «московских дел». Они ошибочно думают, «мол, наше дело сторона».
Технология устранения неугодных фигур «под ложным флагом» отработана ювелирно. Создаётся фальшивый «джамаат», куда втягиваются несведущие» (http://golosislama.ru/news.php?id=11055).

Негласный духовный наставник «Имарата Кавказ» гиперсионист Авраам Шмулевич, в своей аналитической статье «прокачал» все версии возможных организаторов убийства Саида Афанди. Как и следовало ожидать, он сразу же исключил участие в этом теракте представителей израильских, американских и грузинских спецслужб. Зато отметил, что этот заказ мог поступить от Ирана или «Аль-Каиды», цитирую:
«Иностранные спецслужбы: Израиль - США - Англия - КСА – Пакистан – Турция – Грузия, это основные кандидаты Вероятность этой версии я тоже считаю близкой к нулю. Во-первых, потому, что никто из них не заинтересован в том, чтобы взорвать регион. Во-вторых, потому что у них вряд ли хватит оперативных возможностей провести такую операцию без риска того, что российские коллеги представят неопровержимые доказательства их участия, со всеми вытекающими дипломатическими и кадровыми последствиями».
В завершении своего анализа Авраам Шмулевич выводит такие цифры вероятных заказчиков: - «50% - русские власти; 40% - лесные (или чисто местная инициатива, или приказ от Аль-Каиды); 10% - Иран» (http://avrom-caucasus.livejournal.com/188330.html).
Однако, не смотря на все мои антипатии к гиперсионисту Шмулевичу с ним нельзя не согласиться в том, что последствия этого убийства для Дагестана и России могут быть весьма серьезными, хотя конечно сравнение Шмулевича с убийством Папы Римского считаю, мягко говоря - нелепыми, цитирую:

«Значение этого убийства для Дагестана и вообще мусульман Кавказа, как Северного, так и Южного, можно сравнить со значением убийства Папы Римского для христианской Европы. Только не современного Папы. А Папы шестнадцатого века, эпохи Реформации. Когда глава Римско-католической церкви обладал реальной политической и экономической властью, а сам западно-христианский мир был расколот конфессиональной войной. И для одних Понтифик являлся наместником бога на Земле, а для других - еретиком и наместником Ада» (см. там же).
Во всей этой истории ясно одно - убийство Саида Афанди Ацаева совершили враги России, независимо от того, в каких лесах они прячутся или в каких высоких кабинетах сидят. Последствия этого убийства, конечно же, просчитаны организаторами теракта, и чудиться мне Авраам Шмулевич прав, когда говорит, что «Ангел смерти пришел за Дагестаном», и конечно «черному ангелу» совсем не нужны шейхи – миротворцы, как те, кто был убит до Саида Афанди: Шейх Муртазали Дагистани, муфтий, профессор Максуд-хаджи Садиков, суфийский шейх Сираджудин Хурикский, Муфтий Исмаил Бостанов (Исламский институт, Карачаево-Черкесия), имам центральной мечети Буйнакска Гитиномагомед Абдулгапуров и т.д. Все они выступали за примирение между "ваххабитами" и "суфиями".
Несомненно, что в этом списке погибших Саид Афанди Чиркейский является наиболее весомой фигурой. В случае развязывания в Дагестане войны по сценарию Чеченского конфликта 1999 года, Саид Афанди со своим авторитетом мог сыграть в Дагестане ту же роль, что сыграл тогдашний муфтий Чеченской Республики, а последствие Первый Президент Чеченской Республики, Герой России - Ахмат-Хаджи Кадыров. Саид Афанди, по замыслу врагов, мог бы стать помехой в их планах развала России, мог стать вторым Ахматом-Хаджи Кадыровым который своим авторитетом противостоял злу и сорвал планы врагов России по дестабилизации всего Кавказа с последующим его отделением от России.
Однако, как сказано в хадисе Пророка Мухаммада (С.а.С.):
«Удивительны дела верующего. Для него все – добро, и так происходит только с верующим. Когда с ним случается что-то хорошее, он благодарен, и в этом – благо для него. Когда с ним случается что-то плохое, он терпит, и в этом – благо для него»
(Муслим).

«Если вам выпадет удача, это огорчает их; если вас постигнет несчастье, это радует их. Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни ничуть не повредят вам. Воистину, Аллах ведает о том, что они вершат» (Коран, 3:120).
А это значит, что проявление терпения лучший выход для мусульман в таких случаях, ибо сказал Всевышний:
«Воистину, Аллах – с терпеливыми.» (Сура «Добыча», 66).

Ко всем своим регалиям, досточтимый Шейх Саид Афанди Чиркейский получил еще и степень шахида (Инша Аллах). Теперь он непременно станет очередным символом несокрушимой борьбы за идеалы Ислама, символом того, как следует себя позиционировать в мире, когда зло со всех сторон окружает твою страну, и пытается тебя заставить прибегнуть к твоим же методам борьбы.
Ризван Курбанов, депутат Государственной думы РФ, курировавший ранее силовой блок в правительстве Дагестана, свидетельствует, что Шейх всегда был против силовых действий, когда Курбанов спросил Шейха Саида Афанди, цитирую:
«Как же нам отвечать на убийства имамов, духовных лидеров, общественных деятелей, чиновников. Мы же должны дать ответ на убийства.
– Будут убивать, будем хоронить. Если ко мне придет убийца и наставит на меня пистолет, я не пойду на опережение. Зачем мне отвечать за его кровь перед Всевышним? Пусть он сам за мою отвечает».
В этом ответе кроется вся философия Шейха, он придерживался того же принципа непротивления злу насилием, который впервые был провозглашен на Кавказе Устазом и Овлия Кунта-Хаджи Кишиевым. Слова Шейха Саида Афанди:
«Если ко мне придет убийца и наставит на меня пистолет, я не пойду на опережение. Зачем мне отвечать за его кровь перед Всевышним? Пусть он сам за мою отвечает»,- свидетельствуют о том, что у Шейха было духовное родство с Кунта-Хаджи Кишиевым.
Саид Афанди Чиркейский, как и его великий предшественник - Шейх Кунта-Хаджи Кишиев, ушел не изменив своим принципам миротворца. Тем самым к своей святости Шейх Саид Афанди получил еще и степень мученика - шахида, и (Инша Аллах) воздаянием им за их праведный путь (тарикат) станет Рай «Фирдовс», в котором обитают Пророки, Овлия и Шахиды.
Чтобы стать святым мучеником не нужно взрывать ни в чем неповинных людей, для этого достаточно на зло, отвечать добром!

В Дагестане произошло наиболее значимое и наиболее серьезное по возможным военным и политическим последствиям убийство религиозного деятеля за все постсоветские годы.

«В дом шейха вошла женщина. Она была молодой, красивой и беременной, поэтому охрана не стала ее обыскивать. Войдя внутрь, она села напротив шейха.

Я русская, хочу принять ислам, – спокойно сказала женщина.

Что ж, очень хорошо, – ответил шейх. В этот момент прогремел взрыв.

Модное, но скромное платье скрывало не будущего ребёнка, но пояс шахидки. Погибли 7 человек: сам 75-летний шейх, его 57-летняя жена, ученики, в числе убитых 12-летний мальчик, который пришел в дом священнослужителя со своими родителями. От взрыва пострадали еще несколько прихожан. Они доставлены в больницу. Террористка-смертница была взрослой женщиной». Впоследствии сообщили и имя убийцы – это жительница Махачкалы Аминат Курбанова, в девичестве Алла Сапрыкина. Русская, принявшая ислам, вдова трёх моджахедов.

Речь идёт о гибели около 16:50 моск. времени 28 августа 2012 года Шейха Саида Афанди Чиркейского – самого влиятельного суфийского шейха на Кавказе, устаза Накшбандийского и Шазалийского тарикатов.

Значение этого убийства для Дагестана и вообще мусульман Кавказа, как Северного, так и Южного, можно сравнить со значением убийства Папы Римского для христианской Европы. Только не современного Папы. А Папы шестнадцатого века, эпохи Реформации. Когда глава Римско-католической церкви обладал реальной политической и экономической властью, а сам западно-христианский мир был расколот конфессиональной войной. И для одних Понтифик являлся наместником бога на Земле, а для других – еретиком и наместником Ада.

Шейх Саид Афанди аль-Чиркави или Чиркейский (паспортное имя Саид Абдурахманович Ацаев) по национальности был аварец (это самый многочисленный народ современного Дагестана). Родился и жил в с. Чиркей Буйнакского района. Осиротел в семь лет, с 7-го класса работал чабаном, после армии – пожарным, в 32 года начал основательно изучать тарикат и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов. Иджаза (право иметь своих мюридов-учеников) получил в начале 1980-х гг. от Месеясул Мухаммад ал-Хучади из с. Нечаевка Кизилюртовского района. Вскоре шейх приобрел феноменальное влияние. По словам экспертов-исламоведов, арабский он знал посредственно, зато на аварском писал стихи и статьи. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании.

К началу 90-х он стал самым авторитетным духовным лидером Дагестана. Главное и до сих пор до конца не отрефлексированное достижение покойного – ему удалось заключить негласный «исламский конкордат» с властями республики, практически взять под контроль всю религиозную жизнь Дагестана и оказывать большое влияние на светскую политику.

Аппарат формально светского российского Дагестана стал использоваться для распространения идей, влияния и принципов тарикатов Нашкбадийя и Шазилийя, которые представлял шейх. В Чечне тот же процесс открыто начал в интересах тариката Кадирийя наследственный шейх Кадирийя Ахмад Кадыров (а затем продолжили члены его рода, самый публично известный из которых – Рамзан Кадыров).

Довольно быстро светскую Чечню удалось превратилась в государство политического ислама тариката Кадирийя.

Но в Дагестане по каким-то причинам этот процесс пошел не столь гладко. Саид-Афанди удалось подчинить своему влиянию и светскую власть и остальных суфийских шейхов, однако «суфиизация» Дагестана наткнулась на сопротивление заметной части мусульман, не приемлющих суфизм кто по теоретическо- богословским соображениям, кто – из-за его социальной практики, в постсоветских условиях принимавшей иногда уродливые формы. Они объединились вокруг конкурирующего проекта – салафийя, «чистый ислам», или, как его принято называть в России – ваххабизм. Между ними развернулась настоящая гражданская войн, в которой одна сторона – суфии – пользуются поддержкой российского государства.

Шейх не занимал формальных постов. Однако реально с первой половины 1990-х годов он контролировал Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМРД), где все значимые позиции занимали его мюриды. Это – один из важных центров власти, через который проходят и большие финансовые средства (только общая прибыль от организации большого хаджа достигает 10-15 млн. долларов ежегодно). Шейх оказывал влияние на правительство республики, число его мюридов (прямых учеников, находящейся на постоянной связи с учителем и беспрекословно выполняющих его указания в любой сфере – и духовной и светской) десять лет назад насчитывало 10 тысяч, сегодня, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч человек. Среди этих мюридов есть высокопоставленные чиновники, силовики и крупные предприниматели. Причем не только в Дагестане и других районах РФ, но и в Азербайджане. Мюридом шейха был, например, расстрелянный в июне 2009 года министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. В дом шейха за советом ездил и сам глава республики Магомедсалам Магомедов, и другие руководители. А для, наверное, половины практикующих и не очень мусульман Дагестана – не-ваххабитов, он был просто духовным лидером и авторитетом.

Шейха похоронили в соответствии с канонами Ислама в день гибели до захода солнца. На кладбище в его родовом селе Чиркей Байнакского района, пришли свыше 100 тысяч человек (население Дагестана – чуть менее 3 млн.).

То, что убийство будет иметь самые серьезные последствия – уже ясно.

Но вот какие именно, сколько и какой крови прольется теперь – ответ на этот вопрос зависит от другого ответа: Кто это сделал? Вот главный вопрос сегодня.

Президент, Народное Собрание и правительство Республики Дагестан сделали заявление, в котором явно намекают на «ваххабитов»: «Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей».

Через четыре часа после убийства под руководством президента Дагестана Магомедсалама Магомедова состоялось экстренное совещание Совета безопасности республики.

На нем М. Магомедов предложил организовать отряды самообороны для наказания «этих бандитов», под которыми, очевидно, имелись в виду «ваххабиты»: «Я думаю, что сегодня мы примем решение в каждом городе, в каждом районе организовать отряды самообороны, дружины из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов. Это поручение всем руководителям городов и районов. Все, что для этого необходимо – организационно и материально – мы должны сделать. И деньги, и все необходимое для этого мы должны найти», – сказал президент.

Власть явно стремится получить свою пользу от этого теракта. Создание «дружин», по сути, это создание новой силовой структуры, и очень серьезной структуры, развернутой «во всех городах и районах», которая, видимо, будет подчиняться лично президенту. Какона сможет помочь в борьбе с законспирированным городским подпольем и с лесными партизанскими отрядами, с которыми безуспешно воюют все спецслужбы страны вкупе с регулярной армией? Никак. Зато ее польза очевидна в качестве инструмента влияния на массы населения и личного силового ресурса действующего президента. Вопрос, против кого ее собирается использовать Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов – безусловно, интересен, но заслуживает отдельного рассмотрения.

Так что самый первый ответ на вопрос «Кто?», казалось бы, напрашивается сам собой:

а). Дагестанская местная власть. Уж очень быстро, уже через четыре часа после взрыва, власть начала отрабатывать теракт. (Шейх был убит или в 16:30 или 16:50, разные официальные сообщения дают разные цифры, а Экстренное заседание Совбеза началось примерно в 21).

Однако я думаю, что его все же следует исключить, вероятность этого сценария, как и вероятность других версий из того же круга:

б). Попытка подсидеть действующего президента.

в). Борьба за передел денег на хадж.

– близки к нулю

Я согласен с Константином Казениным: «Убийство Саида-эфенди наверняка потянет за собой попытки спровоцировать серьезное противостояние по этой линии, то есть вовлечь в смуту тысячи и тысячи верующих. Учитывая растущую социальную роль ислама в Дагестане, такой результат будет гибельным для региона в целом.

На первый взгляд, выгодоприобретателями такого развития событий будут оппоненты и конкуренты нынешнего главы Дагестана. Но заказчиков я бы среди них не искал: уж очень трудно предположить, что кто-то из них захочет возглавить регион, если предварительно удастся запустить в нем описанный только что сценарий ».

Версия

г). Иностранные спецслужбы: Израиль – США – Англия – КСА – Пакистан –Турция – Грузия, это основные кандидаты Вероятность этой версии я тоже считаю близкой к нулю. Во-первых, потому, что никто из них не заинтересован в том, чтобы взорвать регион. Во-вторых, потому что у них вряд ли хватит оперативных возможностей провести такую операцию без риска того, что российские коллеги представят неопровержимые доказательства их участия, со всеми вытекающими дипломатическими и кадровыми последствиями. На такой риск ни одно правительство не пойдёт. Ирана в этом списке нет, о нем мы поговорим отдельно.

Версия

д). «Лесные».

На первый взгляд именно она представляется самой вероятной, и именно ее уже озвучивают власти.

Как я уже сказал выше, президент Дагестана указал на «ваххабитов» уже через четыре часа после теракта, когда никаких данных расследования у него еще быть не могло.

МВД Дагестана на следующий день объявило виновниками «идеологов терроризма», и «экстремистов», которые «смертельно боялись»покойного.

Общественная палата РФ, орган, хоть и неконституционный и с непонятным статусом, но приближенный к действующей власти, в лице своей «Рабочей группы ОП по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе» (ею руководит Максим Шевченко) уже в день теракта обвинила в его организации руководство Имарата Кавказ: «Те, кто послал «живую бомбу», скорее всего, это бандит – Доку Умаров».

Действительно, шейх был главным идеологическим противником «ваххабитов», а многие силовики и чиновники, воевавшие с ними, являлись мюридами или почитателями Саида Афанди.

Однако при более пристальном рассмотрении у этой версии оказываются существенные минусы.

МВД явно лукавит, говоря о том, что «ваххабиты» «смертельно боялись» убитого. Начиная с конца 2010 года в Дагестане идет процесс национального диалога между двумя враждующими исламскими течениями, одним из инициаторов и столпов которого и был взорванный шейх.

Переговорный процесс в последнее время явно близился к успеху, СМИ, подконтрольные Духовного управления мусульман Республики Дагестан (а, значит, и Саид-Афанди) сбавили накал антиваххабитской риторики. Легальное крыло салафитов не только было полностью легализовано и не встречает препятствий в деятельности, но включено в правящий истеблишмент. Один из его лидеров Аббас Кебедов (брат находящегося в розыске основателя и руководителя дагестанского салафитского подолья Багаудина Кебедова) получил официальный статус, ныне он член Общественной палаты РД, член Комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории РД.

Все это было, безусловно, выгодно салафитам, т.к. позволяло им вести беспрепятственную пропаганду своей версии ислама. В соседней Чечне салафия в любом виде просто под запретом. А в Дагестане салафизм начал процесс проникновения во власть с тем, чтобы использовать хотя бы часть мощностей государственного аппарата уже в своих интересах. Суфизм, истощенный многолетней войной на уничтожение, пошел на то, что бы «делиться» властью.

С другой стороны, всем очевидно, окажись «лесные», военное крыло салафитов, действительно виновными в этом убийстве – тотальное наступление на них неминуемо. При этом власти получат беспрецедентную поддержку со стороны населения Дагестана. Против них с рвением выступят не только абсолютно все последователи и сочувствующие «традиционного ислама», т.е. суфизма, значительная часть «неприсоединившихся», но и определенная часть сторонников ваххабизма. К такому тотальному наступлению «ваххабизм» не готов, и оно ему не нужно.

Аббас Кебедов и организация “Ахль сунна”, объединяющаяся стоящих на позициях салафийи религиозных деятелей, опубликовали сочувственные соболезнования.

Ни один из представителей ваххабитского подолья не взял на себя ответственность за теракт.

Сайты Имарата, включая Кавказ-Центр, ограничились выдержанной в умеренных тонах информацией о теракте, взятой из российских источников.

«Официальный сайт Вилаята Дагестан VDagestan.com» опубликовал 28 августа 2012 «Заявление редакции сайта по поводу убийства Саида Афанди»:

«Мы призываем мусульман, а также всю общественность не делать поспешных выводов о том, кто является инициатором, и кто на самом деле стоит за взрывом в Чиркее и убийством Саида Афанди. У нас нет информации о том, что моджахеды берут на себя ответственность за эти события.

Мы хотим подчеркнуть, что вот уже более 12 лет в Дагестане идёт Джихад, и всё это время моджахеды не предпринимали ни одного покушения на Саида Афанди, хотя всё это время они легко могли убить его».

Впрочем, все вышеизложенное еще не служит доказательством непричастности «ваххабитов».

Редакция VDagestan.com находится за границей и на момент опубликования заявления явно не имела связи с действующими на Кавказе боевиками.

«Легальная салафийя» ничего не может приказать «нелегальной». Вполне возможно, что у боевиков была своя точка зрения на переговорный процесс с «традиционным исламом» и на роль в нем Шейха Чиркейского. То, что боевое крыло более радикально, чем легальное – общее место в истории самых разных партизанских движений. Тем более, что примирение с суфиями в любом случае было вынужденным, в «традиционном исламе» и лично в шейхе салафиты продолжали видеть и своего идеологического противника, и человека, во многом ответственного за проводимые против них репрессии.

За три недели до теракта, 6 августа 2012, Амир Имарата Кавказ Докку Абу Усман (Докку Умаров) назначил нового командующего Дагестанским Фронтом ВС Имарата Кавказ амира Дагестана – Абу Мухаммада. Может быть, эта операция есть его “вступление в должность”. Спецслужбы, через газету «Коммерсантъ», вбросили в прессу именно эту версию: «Как стало известно “Ъ”, в организации взрыва, жертвой которого стал известнейший в Дагестане богослов шейх Саид Афанди Чиркейский, подозревается бывший амир кадарской бандгруппы Рустам Асельдеров. Отмечая свое назначение лидером северокавказских боевиков Доку Умаровым амиром вилаята Дагестан, он и отправил к шейху смертницу - 30-летнюю Аминат Сапрыкину».

Вообще, среди находящегося на Кавказе оперативного руководства моджахедов мало хороших тактиков, а хороших стратегов после убийства Анзора Астемирова не осталось вообще. Зато упёртых и политически близоруких догматиков – хватает.

Наконец, приказ об уничтожении могло дать, даже через голову Докку Умарова, и Аль-Каеда. Она могла посчитать, что ярко горящий очаг войны на Кавказе более соответствует сегодняшним целям «Мирового Джихада».

Единственная инстанция, которая могла бы внести ясность – находящееся на Кавказе «Командование Дагестанским Фронтом ВС Имарата Кавказ», но оно пока молчит.

Впрочем, у дагестанских боевиков, отличие от других «фронтов», почему-то не принято всегда публиковать полный перечень своих акций.

Молчание это может быть вызвано и тем, что уже после проведения операции, «лесным» объяснили все её возможные последствия. И командование боевиков приняло решение не брать ответственность на себя, что вполне в обычаях «мирового джихада».

В пользу ответственности «лесных» говорит и личность смертницы. Первым мужем Аллы-Аминат Сапрыкиной-Курбановой был Марат Курбанов, амир Махачкалы. Став приверженкой ваххабизма, она четырежды была замужем, все мужья занимали важные посты в подолье, трое ликвидированы силовиками. Сама она занималась вербовкой и подготовкой террористов-смертников.

То есть теракт совершен не новичком-одиночкой, но человеком из руководства подолья и, значит, санкционирован им.

Впрочем, у данного доказательства есть один изъян.

Про гибель Сапрыкиной уже сообщалось 5 мая 2012 года. Тогда в Махачкале был взорван пост полиции, и «по предварительной версии, в машине погибли смертница Муслимат Алиева и вербовщица Курбанова». В другом сообщении о взрыве, прогремевшем в Махачкале в начале мая, однако, говорилось, что «Личность их вербовщицы Аминат Курбановой пока не подтверждена». Опровержения о гибели Сапрыкиной-Курбановой, однако, не последовало. Скорее всего, власти просто не удосужились сделать это. Сейчас же сообщение о том, что «Женщина, совершившая самоподрыв в доме Шейха Саида-Апанди, официально опознана, это 30-летняя Курбанова (Сапрыкина) Аминат Андреевна», появилось на сайте МВД Дагестана.

Вроде бы, инцидент исчерпан. Но, как говорится, «осадок остался», и до конца быть уверенным в том, что именно Сапрыкина-Курбанова взорвала шейха, нельзя.

Версия

Русские власти. Как ни ужасно это звучит, но в современной РФ такое предположение не кажется абсурдным. Наоборот, Думаю, большая часть жителей Дагестана разделяет именно этот взгляд на случившееся. Причем власть не едина, разные группировки проводят разную политику. Это может быть решение вообще не Москвы, а Пятигорска (вряд ли) или Ростова (более вероятно). «Москва» как центр власти тоже не едина.

1). Те, кто это сделал, исповедуют теорию «управляемого кризиса».

2). Боятся, что Объединенный Дагестан скинет российскую власть.

3). Считают, что если гражданская война в Дагестане ослабнет, то моджахеды всерьез возьмутся уже непосредственно за федералов в Дагестане, в других регионах на Северном Кавказе. Сейчас подавляющую часть жертв составляют «местные», которых центру «не очень жалко». Но вот если боевики перейдут в центральную Россию – тогда, по мнению этих людей, и произойдет самое страшное. Татарстан усилил эти опасения и подтолкнул к «активным мерам».

Обращает на себя внимание такой вопиющий факт: За последнее время убиты почти все те видные представители, кто выступал за примирение между “ваххабитами” и “суфиями” – и со стороны «традиционного ислама», и со стороны салафитов. Шейх Муртазали Дагистани, муфтий, проф. Максуд-хаджи Садиков, суфийский шейх Сираджудин Хурикский, Муфтий Исмаил Бостанов (Исламский институт, Карачаево-Черкесия), имам центральной мечети Буйнакска Гитиномагомед Абдулгапуров …

Шейх Саид Афанди, как уже было сказано, последнее время сдерживал своих мюридов от столкновений с «лесными».

Скорее всего, эти убийства «укладываются в систему, и за ними стоят те, кто хочет дестабилизировать ситуацию, и кто решил ныне, что хватит просто “раскачивать лодку” – пора ее перевернуть.

Примечательно, что по сведениям газеты «Коммерсантъ», опубликовавшей, со ссылкой на «источник в правоохранительных органах», эксклюзивную информацию о теракте: «Во властных структурах Дагестана уже говорят, что в отряды самообороны могут быть определены многочисленные мюриды (ученики) покойного шейха, которые уже сейчас готовы взять в руки оружие, чтобы отомстить за смерть своего духовного лидера ».

Вопрос о том, как объединенные в отряды самообороны мюриды шейха смогут найти организаторов теракта, которых безуспешно ищут лучшие силы всех спецслужб страны, «источник в правоохранительных органах» не раскрыл. Как вопрос, кому конкретно собираются мстить эти «многочисленные» отряды. Ведь очевидно, что и жертвы мщения «многочисленных отрядов» должны быть тоже многочисленны.

Версия

з). Иран .

В последние годы происходит постоянно усиливающееся проникновение Иран на Северный Кавказ. «В южном и других районах Дагестана нарастает шиитская экспансия, за которой стоит Иран. До меня доходила информация, что Иран пытается укрепить шиитские позиции в Дагестане: завозит грузовиками литературу, поддерживает тесные связи с местными политиками, выкупает земли в приморской полосе и уже как бы шагает за пределы традиционного ареала обитания шиизма на юге Дагестана», рассказал в интервью «Эхо Кавказа» местный эксперт Руслан Курбанов.

1000 человек из Дагестана в прошлом году прошли бесплатное обучение в главном шиитском центре – городе Кум в Иране, то же самое происходит и в этом году.

Одновременно в Азербайджане блокируется распространение суннизма.

Его исповедуют дагестанцы, живущие там, но положение суннитов достаточно сложное. Шейх Саид Афанди уже много лет объявлен в Азербайджане персоной нон грата. В находящихся на территории Азербайджана Закаталах и Белоканах проживает большое число его мюридов.

Северный Кавказ рассматривается как утраченная, но требующая возвращения, сфера влияния шиизма. Дагестан попал в сферу политического влияния сефевидской Персии в начале XVI в. В 1606 г. шах Аббас I занял Дербент, и с этого времени начались непрерывные завоевательные походы шиитов в глубь Дагестана. Главное же – Для Ирана укрепится на Северном Кавказе стратегически важно в перспективе разгорающейся все сильнее в мировом масштабе шиито- суннитской войны приближающегося Конца дней.

Иранская активность встречает в Дагестане организованное сопротивление и со стороны суфиев, и со стороны ваххабитов. 18 августа в Хасавюрте из автоматов были расстелены прихожане шиитской мечети, один убит и восемь ранены.

Так что в мирном Дагестане шансы распространить влияние шиизма малы. Иное дело в Дагестане горящем…

Вероятность этих версий я бы оценил так:

50% – русские власти; 40% – лесные (или чисто местная инициатива, или приказ от Аль-Каеды); 10% – Иран.

В любом случае Дагестан ждет полоса усиливающейся нестабильности.

Кроме всего прочего, это приведёт к усилению эмиграции дагестанцев в Россию и усилению там межнациональной напряжённости.

«Неужели настанет день, когда Ангел смерти придет за Дагестаном»? – воскликнул пару лет назад один духовных лидеров республики, говоря о том, что за последние годы в результате вооруженной борьбы «ваххабитов» и «тарикатистов» погибло около трех тысяч дагестанцев.

За прошедшее короткое время число убитых выросло, наверное, еще на тысячу.

Возможно, этот день настал 28 августа 2012 года в 16 часов 30 минут в селе Чиркей Буйнакского района. Ангел смерти пришел за Дагестаном.

Саид Афанди Чиркейский (Ацаев Саид)

Саид Афанди Чиркейский (Саид-афанди аль-Чиркави) - самый известный среди шейхов современного Дагестана, обладающих правом распространять тарикаты "накшбандийа" и "шизалийа", передавать их своим ученикам. По разным оценкам, его мюридами являются от 10 тысяч до 25 тысяч человек, проживающих в Буйнакском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Шамильском, Гергебильском, Гумбетовском, Казбековском районах Дагестана, а также и других российских регионах - в Сибири, в Центральном федеральном округе и Поволжье. Последователями Саида-афанди являются представители многих дагестанских народов. В совместных радениях или зикрах (упоминание имени Аллаха) шейх Саид Чиркейский собирал, наряду с шизалийцами, накшбандийцев и кадирийцев. По его мнению, нет принципиальной разницы между этими тарикатами, ибо все они - пути, ведущие верующего к Богу.

Среди почитателей Саида Ацаева - высокие государственные чиновники и крупные предприниматели. С середины 1990-х годов все руководство ДУМ Дагестана принадлежало к числу приверженцев Саида-афанди, хотя сам он не принимал непосредственного участия в общественных мероприятиях.

Саид Чиркейский говорил, что между шариатом и тарикатом нет принципиальных различий. Шариат, по образному выражению Саида-афанди, сравним с кораблем, тарикат - с морем, а истина (хакикат) – с жемчужиной, добываемой из моря. По его мнению, чтобы "объединить или собрать мусульман воедино, необходима партия". Саид-афанди считал, что какая-то часть Конституции Дагестана должна соответствовать Корану и сунне.

Саид Афанди Чиркейский был убит в 2012 году террористкой-смертницей.

Биография

Саид Ацаев родился 21 октября (по другим данным - 1 января) 1937 года в селе Чиркей Буйнакского района Дагестанской ССР. Аварец. По окончанию семи классов работал чабаном в родном селе - для поддержания семьи, оставшейся без кормильца (отец Саида умер, когда мальчику было семь лет).

Службу в рядах Советской Армии проходил в городе Каунас (Литва) в качестве оператора в войсках ПВО. После вновь работал чабаном.

После землетрясения 1970 года Саид Ацаев работал на сооружении Чиркейской ГЭС. Там же он в дальнейшем служил в пожарных структурах и ВОХР.

В 32-летнем возрасте, работая на Чиркейской ГЭС, С.Ацаев начал изучать исламские науки, труды алимов и суфийских шейхов. Первым своим духовным наставником (устазом) шейх Саид-афанди считал Абдулхамида-афанди из селения Инхо.

Книги

Саид-афанди Ацаев (Чиркейский) был автором пяти книг, посвящённых исламу: "Сокровищница благодатных знаний" (на русском и аварском языках), "История пророков" (в двух частях, на русском и аварском языках), "Сборник выступлений шейха Саида афанди аль-Чиркави", "Современность глазами шейха Саида афанди", "Побуждение внять призыву Корана" (на аварском языке).

Саид-афанди писал свои работы на аварском языке, так как, по мнению экспертов, арабский язык знал в ограниченных пределах. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании.

Покушения и убийство

В ноябре 2007 года информационные агентства со ссылкой на пресс-службу МВД Дагестана сообщили о предотвращении покушения на убийство Саида Ацаева.

28 августа 2012 года шейх Саид-афанди Ацаев был убит в результате террористического акта - подрыва террористки-смертницы возле его дома в селе Чиркей Буйнакского района Республики Дагестан. Помимо шейха и смертницы, жертвами теракта стали ещё шесть человек.

С июля 2014 года в Верховном суде Дагестана идет судебный процесс по делу об убийстве шейха Саида Чиркейского.

Верховный суд Дагестана приговорил к пожизненному заключению троих фигурантов дела о теракте, в результате которого погиб религиозный деятель Дагестана шейх Саид Афанди Чиркейский. Четвертый подсудимый приговорен к 12 годам лишения свободы.

"Кавказский узел" сообщал, что 28 августа 2012 года в доме суфийского шейха Саида Ацаева (Чиркейского) в Дагестане произошел взрыв. Бомбу привела в действие смертница Аминат Сапрыкина . В результате погибли восемь человек : шейх Саид Чиркейский, шесть человек, находившиеся поблизости, и сама смертница. В декабре 2012 года были задержаны предполагаемые организаторы теракта. Жителям Дагестана Шихмирза Лабазанову, Магомедали Амирханову и Магомеду Гаджиеву предъявлено обвинение в подготовке Аминат Сапрыкиной, а также в бандитизме и незаконном обороте оружия. Четвертый подсудимый, Ахмед Исрапилов, обвинен в бандитизме, обороте оружия и похищении человека с целью выкупа.

Приговор убийцам

21 апреля 2015 года Верховный суд Дагестана на основе вердикта присяжных, вынесенного 8 апреля, приговорил подсудимых Шихмирзу Лабазанова, Магомеда Гаджиева, Магомедала Амирханова к пожизненному заключению, Ахмеда Исрапилова - к 12 годам лишения свободы.

Семья

Саид Ацаев был женат. Имел четверых детей. Один из сыновей - Ацаев Абдулла Саидович - является ректором Чиркейского теологического института имени Саида–афанди.

Жена - Узлифат-хаджи - погибла от взрыва вместе с мужем.

Источники:

  • Веб-сайт ДУМ РФ: Ацаев (Чиркейский, Чиркави) Саид Абдурахманович, 26 декабря 2011 г.
  • Веб-сайт Саида-афанди Чиркейского.
  • Веб-сайт "Мой Дагестан": Ацаев Саид Абдурахманович (Саид-афанди Чиркейский).
  • Веб-сайт "JourClub.ru": В.Акаев, "Особенности суфизма на Северном Кавказе".
  • Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М.: Логос, 2007. 132 с. (Ислам в России / под ред. А.В.Малашенко).
  • Рабжабова Н. Супруга шейха Саида-афанди Узлифат-хаджи: счастье - быть женой настоящего мусульманина - Ислам.Ру - 11 апреля. 2009.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.

Саид Абдурахманович Ацаев, более известный как Саид-афанди Чиркейский (авар. ЧIикIаса СагIид афанди; 21 октября 1937, Чиркей, Буйнакский район, ДАССР, РСФСР, СССР – 28 августа 2012, Чиркей, Буйнакский район, Дагестан, Россия) – суфийский шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов, с начала 1980-х годов один из духовных лидеров мусульман Дагестана, шафиит, ашарит.

Во вторник, 28 августа, к нему в дом вошла под видом паломницы женщина, которая не вызвала подозрений у охраны. Она подошла к шейху практически вплотную и привела в действие закрепленное на ней взрывное устройство.

Смертнице взрывом оторвало голову, но правоохранительные органы довольно быстро установили ее личность. Террористкой оказалась так называемая “черная вдова” Аминат Курбанова, урожденная Алла Сапрыкина 1982 года рождения. Она вышла замуж за мусульманина-ваххабита и сама приняла ислам. В 2012 году ее мужа убили в ходе спецоперации.

Курбанова с весны находилась в розыске. По оперативным данным, она входила в группу из пяти смертников, подготовленных для проведения терактов. Двух женщин удалось задержать накануне первомайских праздников в Северной Осетии. А 3 мая в пригороде Махачкалы на блокпосту подорвали себя брат и сестра Алиевы 23 и 19 лет соответственно. Погибли 12 человек, более сотни были ранены.

После теракта в Махачкале появились предположения, что Курбанова сама не была смертницей, а лишь занималась вербовкой террористов. Появились предположения, что она сама случайно погибла во время самоподрыва Алиевых. Кроме того, в мае же был уничтожен полевой командир Гусейн Мамаев, которого считали организатором теракта и группировка которого предположительно подготовила смертников. Возможно, все это в совокупности успокоило спецслужбы и интенсивность розыска Курбановой снизилась.

Убийство Саида Чиркейского стало самым резонансным покушением на религиозного деятеля в Дагестане. Хотя мусульманские священнослужители в республике довольно часто становятся жертвами экстремистов, но посягательств на духовных лидеров такого масштаба еще не случалось. Саид Чиркейский был духовным лидером, к мнению которого прислушивались верующие. Среди его мюридов числятся многие крупные бизнесмены и влиятельные чиновники. Саид Афанди не занимал никаких официальных постов, но его мюридом является муфтий Духовного управления мусульман Дагестана.

Биография шейха Саида афанди аль-Чиркави была достаточно обычной до определенного момента. Он учился в советской школе, работал чабаном в колхозе, служил в армии, был пожарником на Чиркейской ГЭС. Однако, в возрасте 32 лет он ушел с работы и целиком предался изучению Корана и трудов духовных наставников. Окончив всего 7 классов, он прочитал много литературы и писал свои труды по богословию в стихах, вызывая восхищение тех, кто их читал, в том числе Расула Гамзатова. Со временем шейх стал главой двух суфийских тарикатов Накшбанди и Шазилийя, которые составляют основу традиционного для Дагестана течения ислама. Еще один тарикат – Кадирийя – получил распространение в соседней Чечне. Поскольку шейх официально не назначил себе преемника, преемственность духовной власти сейчас прервана.

Погибший мученической смертью шейх Саид афанди аль-Чиркави предпринимал попытки наладить диалог с лидерами салафитских общин, чтобы предотвратить их дальнейшую радикализацию. Он категорически осуждал с богословских позиций тех, кто совершает преступления во имя веры.

Наступление экстремистов на традиционный ислам в последние годы осуществляется по всем фронтам. В Дагестане в октябре 2011 года застрелили еще одного суфийского шейха Сиражутдина Хурикского, который пользовался наибольшим влиянием на юге Дагестана. В том же ряду стоят убийства муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, заместителя муфтия Ставрополья Курмана Исмаилова, ректора дагестанского Института теологии Максуда Садикова и покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

Гибель Саида Чиркейского вызвала в Дагестане настоящий шок. Проститься с шейхом приехали почти сто тысяч человек со всей республики. Они повергнуты в шок и негодование убийством своего любимого духовного наставника. Глава республики Магомедсалам Магомедов собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором потребовал от правоохранительных органов найти и уничтожить организаторов теракта. Также было принято беспрецедентное в своем роде решение о создании в городах и районах отрядов самообороны из молодых людей, которые займутся борьбой с ваххабитским подпольем.

“Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского – еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев, – говорится в заявлении руководства республики.- Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей”.

“Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за ее пределами, – отмечается в заявлении. – Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодежь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей”. Шейх Саид Афанди “твердо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма”.

Органы власти Дагестана подчеркнули, что “будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам”. “Преступникам не удастся расколоть Дагестан, разрушить наше единство, посеять страх и ненависть на дагестанской земле, где веками мирно сосуществовали представители разных народов, религий, культур. Авторитетное слово духовных лидеров Дагестана будет жить в делах их многочисленных последователей”, – говорится в заявлении.

Гениальная простота и точность мыслей: «Подтверждением существования Бога является наличие этого мира [с его явной (захир) и скрытой (батын) сторонами]. Это в равной мере относится к солнцу, луне, звездам и всему сотворенному.»

Саид-Афанди аль-Чиркави "Сокровищница благодатных знаний" /пер. с авар. яз./, книги досточтимого шейха Саида-афанди «Маджму‘ату-ль-фавāид» при участии канонического отдела Духовного управления мусульман Дагестана. — 3-е изд. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — 475 с.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему: «Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллâха чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело.

Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб («ось», «полюс» - шейх, который считается главой учителей своего времени) из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карамат) является истикама - его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

Несмотря на огромное число мюридов, которые приходили к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-тодеяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время.

Благодатные знания...

/отрывки из книги/

Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний.

Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала. Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте. В одной из книг Саида афанди есть такие строчки:

На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я - всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Из сокровищницы: Что является подтверждением существования Бога?

Подтверждением существования Бога является наличие этого мира [с его явной (захир) и скрытой (батын)сторонами]. Поистине, у каждой вещи есть свой создатель - тот, кто изготовил или смастерил ее. По-другому не бывает. Это в равной мере относится к солнцу, луне, звездам и всему сотворенному.

Гениальная простота и точность мыслей. И никому не дано опровергнуть постулаты выдающегося дагестанского богослова. В книге таких мест в книге много. Человек, чье образование 7 классов сельской школы совпало с войной, озаренный знаниями, оставил такое наследие.

У них тоже есть свой Создатель, ибо они не могли, как и все остальное в этом мире, возникнуть сами по себе. У всего сущего - один Творец - Всевышний Аллах, Который управляет всем и вся.

Как-то, еще в советские времена, на эту тему произошел разговор между одним работником КГБ, отрицавшим существование Бога, и простым мусульманином. В конце дискуссии верующий задал безбожнику такие вопросы: «Есть ли у каждого дома хозяин?», «Есть ли в каждом селе руководитель?», «Есть ли в каждом районе глава?», «Есть ли в каждой области обком?», «Есть ли в каждом государстве его руководитель?». На все эти вопросы безбожник ответил: «Да, есть!». «Тогда, - продолжил мусульманин, - вполне логично, что и этот мир с его упорядоченной и гармоничной системой также должен иметь своего владыку. И кто же он?» Тут безбожник, не зная, что сказать в ответ, замер в длительной паузе. Он побоялся признать Всевышнего Властелином этого мира. Другой безбожник в ультимативной форме заявил мусульманину: «Если Аллах есть, тогда покажи мне Его!».

В ответ на это верующий подвел его к электрическому проводу и спросил:

Ты уверен, что по этому проводу проходит электрический ток?

Да! - ответил тот.

Ты действительно уверен, что здесь есть ток? - переспросил он его.

Да! Конечно, здесь есть ток! - с уверенностью ответил безбожник.

Тогда покажи мне его, - попросил верующий.

Безбожник не нашел, что ему ответить.

Знания о вере в атрибуты Всевышнего Аллâха в достаточном для нас виде раскрыты в книге «Бустан аваристан» (религиозно-нравственное сочинение дагестанского автора Сиражуддина Ободи). Тот, кто прочтет ее и достигнет этого уровня знаний, не ошибется в своем вероубеждении, иншаАллâх.

Представьте себе, что некий писатель пишет о том, как один правитель взял в свои руки весь мир. Разве будет прав читатель, если подумает, что у правителя такие огромные руки? Разве писатель преследовал цель донести до читательской аудитории такое неверное понимание? Подумайте и над этим примером, дорогие братья. Ибо, если сказать тому читателю, что человеку не свойственно иметь такие огромные руки, он может оспорить это, заявив, что этому есть аргумент - слово из книги. Что же поделать, если у него не хватает знаний и ума даже для осмысления такого примитивного факта. На такого человека похожи и те, кто толкует Священный Коран на свой манер.

Толкование Корана делится на четыре части

К первой части относятся знания, без которых человеку невозможно обойтись и которые нельзя переиначить. На-пример, это знания о том, что Аллâх один.

Вторая часть - это толкование, которое связано сознанием арабского языка: достаточно знать арабский язык, чтобы передать смысл. Например, такие слова из Корана: «Когда Аллâх спросил у пророка Мусы: «Что в твоей правой руке, Муса?», тот ответил: «Посох, на который я опираюсь и которым сбиваю с ветвей листья для овец» (Коран, 20:17-18).

Третья часть - это та, которую не может толковать никто, кроме богословов и людей, обладающих совершенными, всесторонними и глубокими знаниями в религии (аррасихун). Для того чтобы называться словом «ар-расихун», ученый должен обладать четырьмя качествами: во-первых, он должен быть истинно богобоязненным в выполнении обязанностей перед Всевышним; во-вторых, в обществе людей он должен видеть себя приниженным в собственных глазах; в-третьих, он должен быть полностью отрешенным от мирского; в-четвертых, он должен уметь противостоять своей низменной душе (нафсу) и владеть достаточным уровнем знаний, чтобы уметь черпать знания из Корана и хадисов.

Я не знаю человека более глупого, нежели тот, кто самочинно относит себя к таким людям. Богословы, утвердившиеся в глубоких знаниях (ар-расихун), говорят: «Основа неверия заключается в толковании Корана по внешнему умозаключению или буквальному переводу.

К четвертой части относится толкование аятов, истинный смысл которых известен только Аллâху». Кто может сказать что-либо сверх сказанного Ибн ‘Аббасом? Очевидно, что он сказал достаточно. Как можем мы утверждать, что в Коране есть места, которые не понимал Пророк, когда он был ниспослан ему для разъяснения людям? Ведь и в самом Коране сказано: «Я ниспослал тебе, о Мухаммад, Коран, чтобы ты разъяснил людям те нормы шариата, которые они не понимают, - повеления, предостережения, разрешенное и запретное». И сами хадисы Пророка являются разъяснением (шарх) Корана. Поэтому один из ученых (‘алимов) сказал, что если между пониманием Корана и хадисов возникнет противоречие, то отдавать предпочтение следует хадисам, поскольку Коран является кратким по форме изложением, где собрано все, и поэтому постичь его невозможно. Приведенный выше аят служит доказательством того, что хадисы являются толкованием Корана.

«Сокровищница благодатных знаний» ‒ название и содержание книги после неспешного прочтения в начале 2000-х врезались в память, гениальная простота и точность мыслей автора. Книгу (первое издание) подарил мне ее издатель, директор ИД «Ансар», выразив восхищение автором, мне неизвестным. Я не представляла - какое влияние окажет на меня подаренная книга, совершенный труд богослова. Книга ‒ собеседник, светлый остров уединения, где душа и мысли находят блага покоя и отдохновения. Автор — один из самых влиятельных исламских лидеров на всем Кавказе, образованный богослов на равных говорит с простыми мусульманами. Слишком расхваливать книгу-сокровищницу неуместно, это не понравилось бы шейху, мира ему и покровительства Всевышнего. Саид афанди аль-Чиркави — признанный народом Дагестана проповедник Ислама, после себя оставил благодатное гуманитарное наследие, которое станет вкладом в богословскую науку, исламоведение, исламскую культуру. Жаль, очень жаль, что плодовитый аварский мыслитель, философ и богослов больше не напишет пронзительно-искренних, глубоких трактатов об Исламе и Всевышнем. Кто продолжит в Исламе путь шейха?

Поделиться: