Судебная власть история возникновения и развития. Судебная система россии

Создание эффективного государственного механизма, способного обеспечить безопасное существование общества, защитить права и свободы человека и дать ему возможность реализовывать свои права, является одной из приоритетных задач правовой системы России.

Для понимания этой системы, необходимо изучить ее структурные элементы. Один из таких элементов, занимающий большое место в государственном механизме по обеспечению безопасности общества, - это правоохранительные органы. Правовое государство, коим является наша страна сегодня, немыслимо без развитого института по охране и защите прав его граждан. Судебная система - неотъемлемая и важнейшая его часть, а следовательнно именно ей стоит уделить наибольшее внимение. Таким образом, в данной курсовой работе я попытался рассмотреть историю развития российской судебной системы, раскрыть содержание современной судебной системы РФ, а затем определить направления развития судебной системы.

При написании данной курсовой работы, я преследовал следующие цели:

1. Проследить историю развития судебной системы России начиная от Киевского периода и заканчивая СССР.

2. Описать судебную систему Российской Федерации.

3. Рассмотреть деятельность по развитию судебной системы РФ, обозначить основные направления судебной реформы России.

Структура моей работы состоит из двух основных глав: истории развития судебной системы в России и общей характеристики судебной системы Российской Федерации.

Первая глава представляет собой краткий экскурс в историю отечественного государства и права, науку хоть и не прямо, но связанную с дисциплиной "правоохранительные органы РФ". Поскольку современная судебная система РФ является лишь очередным этапом развития отечественного государства и права, постольку необходимо рассмотреть и предыдущие этапы этого развития. Я описал не только сами виды судебных органов в разные исторические периоды, но и постарался раскрыть основные принципы судопроизводства и судоустройства, иначе информация о судебных системах была бы неполной, а суть главы не расскрытой. Основное внимание уделяется судебной системе "de jure", без детального рассмотрения политических, экономических и социальных факторов, безусловно влиявщих на судебную систему страны. Это связанно с тем, что объем и общая тематика работы не позволяют выделить достаточно места для такой обширной темы.

Вторая глава посвящена непосредственно судебной системе Российской Федерации. В ней дается краткая характеристика всем звеньям и инстанциям судебной системы Российской Федерации и рассматриваются основные направления деятельности тех или иных судебных органов. При этом каждая судебная инстанция рассматривается лишь в общих чертах, без подробного описания внутренней структуры судов и регулирующих их деятельность нормативно правовых актов.

Для понимания содержания второй главы данной курсовой работы необходимо раскрыть понятия звена судебной системы и судебной инстанции.

Звено судебной системы - это совокупность судов, обладающих равной компетенцией и занимающих одинаковое положение в судебной системе.

Судебная инстанция - это суд или его подразделение, занимающееся рассмотрением дела в определенном порядке. Выделяют суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Суды первой инстанции рассматривают дело по существу. Суды апелляционной инстанции проверяют законность и обоснованность не вступивших в силу решений нижестоящих судов, принимая новые решения или оставляя в силе старые. Суды кассационной инстанции тоже проверяют законность и обоснованность не вступивших в силу решений нижестоящих судов, но они исследуют доказательства в ограниченных законом случаях и не вправе принимать новые решения по делам, а могут лишь отправить дело на новое рассмотрение, отменив старое решение или оставить в силе старое решение.. Суды надзорной инстанции проверяют законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в силу. Такие суды могут как отменить приговор и отправить его на повторное рассмотрение в нижестоящих суд, так и вынести новое решение по делу. При этом один суд, как правило, обладает функциями сразу нескольких инстанций.

В третей главе говорится о развитии судебной системы Российской Федерации. В ней обозначены основные проблемы современной судебной системы и деятельность по их решению. Информация для этой главы бралась как из конкретных нормативно-правовых актов, так и из газетных статей, из интервью и обращений должностных лиц.

1. История развития судебной системы в России

1.1 Суды Киевского периода

Судебная система Древней Руси почти ничем не отличалась от судебных систем других древних государств. Суд так же не был отделен от администрации - в каждом городе во главе власти стаяли князья, они и сделались источниками суда и расправы. Естественно, решать все тяжбы лично князь не мог физически, поэтому он назначал себе помошников - тиунов и посадников. Приговор выносился на основании обычаев, сложившихся еще в родоплеменном строе славян. Русская Правда, к примеру, была сборником именно обычного права. Широко был распрастранен прицнип талиона. Судопроизводство велось почти всегда устно. Обжаловать решения тиунов и посадников теоритически было возможно, но на практике князья далеко не всегда принимали такие жалобы, а путь до резеденции князя мог быть настолько долгим и опасным, что легче было смириться с несправедливым приговором. В то же время повсеместными были принципы равенства сторон и состязательность судебного процесса

Суд, который производил сам князь и его посадники и тиуны, носил чисто формальный характер. Судья никогда не вдавался в глубокий анализ предоставленных доказательств. Если они были предостваленны - значит им следовало верить. Пришедший к князю человек в синяках, мог обвинить любого в том, что его избили и уже обвиняемый должен был предостваить свидетелей, котрые подтвердят, что это избитый сам начал драку. Если свидетелей не было, то обвиняемый признавался виновным.

При отсутствии доказательств у тяжушихся сторон вопрос решался судебным поединком - "полем" или же "ордалией" - божественным испытанием. Победивший считался поддержаным богами (позднее Богом), а следовательно правым. Широко распространненой была судебная клятва. При язычестве клялись Перуном, слагая с себя щит и оружие. После утверждения христианства присяга заключалась в целовании креста и Евангелия при произнесении слов, призывающих имя Божие во свидетельство истины.

Суд в Древней Руси был пассивным. Никакое судебное разбирательство не начиналось по его воле. Даже в случае убйиства требовалась жалоба от истцов - родственников убитого. Если же тело было неопознанным или возле села находли только кости человека, то никакого судебного разбирательства не следовало. Пострадавший должен был сам начать следствие, собрать свидетелей, улики и привлечь ответчика к суду. Владелец бежавшего холопа сам разыскивал его, и посадник должен был только оказывать ему помощь, когда тот обращался за ней, при поимке опознанного холопа. Из-за отсутствия государственной помощи, возникло множество частных лиц, помогающим людям в судебных тяжбах за определенную плату.

После вынесения приговора суд часто предоставлял самому потерпевшему осуществить восстановление своего права: получить деньги, увести к себе домой в холопство должника и продать его, нанести физический вред преступнику и т.д.

Важным этапом в развитии судебной системы России было появления церковных судов после принятия христианства. К ведению таких судов относилось множество преступлений: многоженство, самовольный развод, несоблюдение церковных правил, возвращение в язычество, кража невест, изнасилование, блуд, кровосмешение, поджоги, скотоложство, преступления внутри семьи. Это было отчасти связанно с тем, что светские суды руководствовалсь нормами устаревающего обычного права, охватывавшего не все сферы общественной жизни; не все деяния, против которых выступала церковь, рассмтривалсь со стороны права обычного как преступления.

В церковных судах существенно было влияние римского права, так как первые митрополиты и епископы были ставлениками Византии, бывшей части Римской Империи. В основу церковного судопроизводства легла амальгама из славянских обычаев, римского права и церковных канонов. Судебные функции в таких судах осуществляли епископы, а аппеляционной инстаницей и судом по делам самих епископов был собор епископов во главе с митрополитом.

1.2 Суды периода Московского Государства

Поскольку в удельный период преступления рассматривалось как в первую очередь нанесение материально или физического вреда человеку, постольку и наказание назначалось лишь для компенсации ущерба. Суды кормили сами себя, взимая определенные суммы из штрафов в свою пользу. Неудивительно, что в этой ситуации судьи были материально заинтересованы в том, чтобы вести как можно больше дел, специально затягивая их с целью извлечения прибыли. А в условиях феодальной раздробленности и отсутствия как бы то ни было централизованной власти, самоуправство судей было вовсе ни чем не ограниченно.

Но после периода феодальной раздробленности на Руси начался постепенный процесс централизации. В состав Московского княжества медленно но верно включались все новые и новые земли. Для управления и сохранения таких обширных территорий требовалось создать единый аппарат власти и управления, в том числе нужна была и единая судебная система. Старые удельные порядки были уже неприемлемы из-за смены характера власти и разрастания преступности. Преступление стало рассматриваться не только как причинение материального ущерба потерпевшему но и как нарушение законов государства, деяние против государственной воли, которое необходимо пресечь в будущем. Следовательно, изменилось и наказание. Теперь его целью стало не возмещение ущерба, а возмездие преступнику и устрашение других людей. Наказания стали гораздо более жестокими, вводилось множество телесных кар, распространенной стала смертная казнь, так по судебникам 1497 и 1550 годов она назначалась за убийства, конокрадство, крупные кражи, государственные преступления и многое другое (всего 10 видов преступлений наказывались лишением жизни). Состязательный процесс постепенно сдает свои позиции, начинает применяться новый тип судопроизводства - инквизиционный. Для него характерно лишение обвиняемого всех прав (в том числе и права защищать себя) и объединение функций судьи, обвинителя и защитника в одном лице. Возбуждение дела оформлялось "зазывной грамотой", которая давала право задержать обвиняемого и доставить в суд или "погонной грамотой" (приказ местным властям найти и схватить обвиняемого). Сбором доказательств занимался сам суд, судоговорение превратилось в допрос и очную ставку, для получения признаний активно применялись пытки. Судопроизводство могло начаться сразу после обнаружения факта преступления, а не только после заявления истца.

  • 3. Судебное строительство советского периода.
  • 4. Концепция судебной реформы 1991г. И её реализация.
  • 5. О разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Лекция 2. Судебная власть: понятие, признаки.
  • 1. Понятие судебной власти
  • 2. Признаки судебной власти
  • Лекция 3. Функции судебной власти.
  • Лекция 4. Судьи – носители судебной власти. Определение. Требования, предъявляемые к судье. Единство статуса судей.
  • 1. Единство статуса судей
  • 2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4. Требования, предъявляемые к судье
  • Лекция 5.Судьи - носители судебной власти: независимость, неприкосновенность, несменяемость. Меры поощрения и ответственности судей.
  • 1. Принцип недопустимости вмешательства в судебную деятельность.
  • 2. Специальные принципы судебной власти – конституционно-правовая основа её деятельности. Принципы независимости, несменяемости, неприкосновенности судьи.
  • 3. Судопроизводство в судах осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон
  • 4. Судейская дисциплина и ответственность
  • Лекция 6.Принципы организации и деятельности судебной власти.
  • 1. Принцип самостоятельности судебной власти
  • 2. Принцип полноты судебной власти и недопустимости ограничения её полномочий, равноправия во взаимодействии с другими ветвями государственной власти
  • 3. Принцип финансирования судебной деятельности
  • 4. Принцип организационной обособленности (автономности) системы судебных учреждений и осуществления правосудия только судом
  • 5. Принцип верховенства и прямого действия Конституции рф (принцип конституционности) в организации деятельности судебной власти.
  • 6. Принцип федерализма и единства судебной власти России
  • 7. Принцип публичности судебной власти
  • 8. Принципы национального языка судопроизводства и участия граждан в осуществлении правосудия
  • 9. Принцип универсальности судебной власти
  • Лекция 7. Судебная система: определение, принципы, построения, судебные инстанции.
  • Лекция 8. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Лекция 9. Система судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации.
  • Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
  • Районные суды
  • Военные суды
  • Лекция 10. Арбитражные суды
  • Лекция 11. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.
  • 1. Конституционные (уставные) суды.
  • 2. Мировые судьи
  • Лекция 12. Акты судебной власти и другие акты государства
  • Виды судебных актов Виды судебных актов в конституционном судопроизводстве
  • Виды судебных актов в гражданском судопроизводстве.
  • Судебные акты в уголовном судопроизводстве.
  • Лекция 13. Исполнение актов судебной власти
  • Исполнение актов Конституционного Суда рф.
  • Исполнение актов судебной власти по гражданским делам.
  • Исполнение актов судебной власти по уголовным делам.
  • Лекция 14. Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества
  • 1. Съезд судей Российской Федерации
  • 2. Конференции судей субъектов Российской Федерации
  • 3. Советы судей
  • 4. Квалификационные коллегии судей
  • Лекция 15. Судебный департамент при Верховном Суде рф – орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества
  • Лекция 16. Судейская этика.
  • Тема №2. Акты судебной власти и делопроизводство в суде
  • Тема №3. Исполнение актов судебной власти
  • Тема №4. Действующая судебная система Российской Федерации
  • Тема №5. Конституционные принципы деятельности судебной власти
  • Тема № 7. Суд присяжных
  • Сведения о ппс
  • Лекции по курсу «Судебная власть»

    (На 2009-2010 учебный год)

    2009Г Лекция 1. История развития судебной власти в России.

    1. История судов из глубины веков.

    История суда восходит ко времени Киевской Руси, где суд (как действие, как проявление права распоряжаться, т.е. как власть) осуществлялся князем. Он вершил правосудие или поручал его своим наместникам. Судебными полномочиями обладали также бояре, тиуны, огнищане и другие лица княжеской администрации.

    В Новгородской республике суд осуществляли вече (собрание жителей Новгорода - высшая судебная инстан­ция), князь, посадники, архиепископ, староста. Вече обладало контрольными полномочиями относительно всех судов в Новгородской республике, а также могло вершить правосудие и самостоятельно. Впоследствии в результате судебной реформы, что закреплено в Псковской судной грамоте, вече было лишено таких полномочий, за ним сохранились только законодательные функции.

    В Московской Руси XV-XVII вв. суд осуществляли князь, Боярская дума, некоторые приказы (ведомства, отделы), а на местах - наместники, волостели, вотчинники. Существовали судьи «с докладом» и «без док­лада»: решения первых утверждались государем, решения вторых могли быть обжалованы. Совмещение властных ад­министративных и судебных постов в одном лице было прочной традицией.

    Вершить суд для князей было делом доходным, т.к. в их пользу шли виры, продажи 1 , штрафы. Постепенно кня­жеский суд превращался на местах в суд княжеских намест­ников, получавших в кормление уезды и волости. Все эти лица, причастные к «судоведению», были заинтересованы в получении судебного прибытка. Первым монархом, предпринявшим попытку искоренения сборов со стороны судебного аппарата, а также судебной волокиты, дей­ствовавших в ущерб интересам государства, был царь ИванIII(1440-1505 гг.), издавший Судебник 1497 г. Судебные функции в нём не отделены от административных, что определило структуру органов, обладающих судебными полномочиями, но при рассмотрении дела судьям запрещалось брать взятки, а также рекомендовалось с «судом не дружить и не мстить никому» 2

    Согласно Судебнику 1497 г. в государстве была установлена единая система судебных органов, которые отправляли правосудие по общим для всех судов законам и единым процессуальным нормам. Судебник 1497 г. установил два вида кормлений 3: кормление с боярским судом и кормление без боярского суда. Кроме государственных судов существовали суды духовные, вотчинные и помещичьи.

    При царе Иване IVбыл издан ряд грамот, устанавливающих верховенство московских судебных органов над местными судами, что свидетельствовало о намерении отменить кормление. Это была реформа, проводимая в два этапа: на первом – ограничивались права наместников в пользу органов центрального управления, на втором – наместничье управление должно было полностью заменяться специально сформированными новыми органами самоуправления: выборными из местного населения земскими и губными избами. В ходе этой реформы был принят Судебник 1550 г., поднявший значимость центральных судебных органов, предоставив им контрольные полномочия в отношении нижестоящих судов.

    Царь Алексей Михайлович в 1649 г. издал Судеб­ное уложение, сделавшее губные суды принадлежностью управления.

    Первые попытки отделить суд от администрации были предприняты царем Петром I. При нём в 1713 г. в губерниях была учреждена должность судьи. За образец было взято шведское судоустройство. Впервые на Руси были со­зданы особые судебные учреждения - надворные и городо­вые суды, независимые от воевод и губернаторов.

    Однако компетенция этих судей не была чётко опре­делена, и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были также созданы военный суд и духовный суд.

    Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он должен был осуществлять функции высшей судебной инстанции, рассматривавшей по жалобам сторон дело, уже решённое в низшей инстанции. Сенату принадлежал надзор за коллегиями, ревизующими провинции, судебными и финансовыми органами, законностью управления вообще. Этот надзор проводился через фискалов, которые не были подсудны общим судебным органам, но подлежали суду Сената. Фискалы вели тайный надзор и были наделены обширными полномочиями. Утвержденный в 1711 г. институт фискалов был ограничен в правах уже в 1713г., им было запрещено вмешиваться в гражданские дела, в их ведении остались доносы по «безгласным» делам.

    На первом этапе реформ Петра Великого роль центральных судебных органов продолжали осуществлять обновлённые приказы. Однако они не соответствовали усложнившимся задачам управления и суда, поэтому были ликвидированы на втором этапе. 1

    Правительству Петра Iна первом этапе так и не удалось создать «регулярно» организованной общей судебной системы, но были проведены первые попытки отделения суда от управления путём создания специальных судебных органов, ландрихтеров, и установления судебных инстанций. Согласно Указу от 17 марта 1714 г. создавались специальные судебные инстанции и им повелевалось подавать челобитные (жалобы) в городах комендантам, на комендантов жаловаться губернаторам, а на губернаторов – Сенату. 1

    Взамен упразднённых приказов были учреждены коллегии. В отличие от приказов, деятельность которых основывалась преимущественно на принципах единоначалия, дела в коллегиях должны были решаться коллегиально. Преимущества рассмотрения дел в коллегиях Устав (регламент) Духовной коллегии отмечал так: коллегия «свободнейший дух в себе имеет к правосудию: не так бо, яко же единоличный правитель гнева сильных боится».

    С учреждением коллегий далеко не сразу были ликвидированы все приказы, многие продолжали функционировать, внося преемственность в организацию деятельности коллегий. Так, Преображенский приказ осуществлял разнообразные функции управления и суда. Он обладал исключительными полномочиями суда и следствия по политическим преступлениям на территории всего государства. Коммерц-коллегия решала «споры и тяжбы по морским учреждениям», «споры между городами о торгах, торговых и ярмарочных правах», вексельные дела иностранных купцов.

    9 мая 1718 г. путём соединения старых судебных приказов (Поместного, Сыскного, Земского, Судных дел) была создана Юстиц-коллегия, которая осуществляла управление губернскими и надворными судами и была для них апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам, а также ведала розыскными делами и сбором сведений о тюремных заключенных. В её компетенцию входили и другие дела, например, по доношениям фискалов и дела в отношении самих фискалов, тяжбы иноземцев, служивших в коллегиях и связанные с иноземными служащими.

    Коллегии являлись «средней» или центральной судебной инстанцией, подчиненной Сенату, который осуществлял контроль и надзор за их деятельностью.

    В течение первых двух десятилетий Сенат составлял одно присутствие. Позднее он был разделен на департаменты.

    Сенат имел помимо основного сенатского корпуса помощников – должностных лиц, не являвшихся сенаторами, но выполнявших определённые вспомогательные функции. 9 апреля 1720г. при Сенате была учреждена должность «ради приема челобитен», которая в 1722 году стала называться «рекетмейстер». В его обязанности входил приём жалоб на коллегии и канцелярии. Рекетмейстер мог лично требовать ускорения рассмотрения дел и даже доложить о деле в Сенате, который и принимал решение относительно челобитной.

    На втором этапе петровских реформ был создан институт прокуратуры. В отличие от тайного надзора фискалов прокуратура осуществляла гласный надзор. Система прокуратуры была централизованной и возглавлялась генерал-прокурором, учреждённым при Сенате согласно Указу от 12 января 1722 г. Вскоре ему подчинили и фискалов Указом от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора». Фискалитет утратил самостоятельное значение, став подчинённым и поднадзорным прокуратуре на всех уровнях структуры.

    Взаимоотношения Сената и генерал-прокурора не были чётко определены в законодательстве. С одной стороны, генерал-прокурор должен был «накрепко смотреть, дабы Сенат в своём звании праведно и нелицеприятно поступал», он возглавлял сенаторскую канцелярию и обязан был предварительно рассматривать все дела, проходившие через Сенат, и при необходимости реализовать своё право протеста. С другой, Сенат в исключительных случаях подозрения в совершении тяжких преступлений, равных измене, мог производить арест генерал- и обер-прокурора и вести расследование, однако без применения пыток, экзекуций, и не назначал наказания. Вместе с тем, император, поддерживал престиж указанных лиц, предоставил им привилегии: «Генерал- и обер-прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего» 1 .

    Намечалось образовать новую судебную систему, состоящую из двух судебных инстанций. К ведению надворных судов относились уголовные и гражданские дела. Вышестоящей инстанцией для надворных судов была Юстиц-коллегия. Низовую ступень в общей судебной системе составляли провинциальные суды, для которых надворные суды служили апелляционной инстанцией. Там, где не вводилось никаких судов, их функции выполняли воеводы. Нижние провинциальные суды были учреждены только в девяти городах.

    В 1722 г. провинциальные суды были упразднены, а их функции переданы воеводам. Там, где воевод не было, создавался судебный орган в лице особого асессора, полномочия которого распространялись на несколько соседних городов и ему были подсудны дела, не превышающие цену иска в 10-20 руб. Вскоре асессоров заменили судебные комиссары, получившие право разрешать дела с ценою иска в 50 руб.

    В итоге судебные реформы Петра Iне смогли сделать суд полностью независимым от администрации, хотя структурное и функциональное их обособление было достигнуто созданием специальных органов, ведавших правосудием.

    Сразу после смерти Петра Iпри Екатерине I контрре­форма уничтожила малейшие плоды его преобразований: судебная власть вернулась к воеводам и губернаторам.

    Российское законодательство XV-XVII вв. свидетель­ствует, что суды того времени должны были не столько стре­миться к уяснению истины, сколько к устрашению челове­ка. Суд был не беспристрастным органом, а выполнял пору­чение от административной власти: лучше покарать иногда невиновного, чем не покарать, ибо главная цель была общее предупреждение. Этим задачам и отвечало законодательство эпохи Петра I.

    история создания и развития судебной системы

    Тысячелетиями люди пытались найти компромисс между Законом и Справедливостью, между правами личности и общественным благом. Первоначально, по мнению ученых, все обстояло достаточно просто: отношения в первобытном человеческом обществе, едва лишь оно перестало быть стадом, регламентировались социальными нормами, возникшими на основе обычаев - исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку. Самым строгим наказанием за преступное деяние или правонарушение было изгнание из рода, а также кровная месть.Но с течением времени обычаи перестали выполнять свою регулирующую функцию. В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. В эпоху неолита свершился переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей, от охоты, рыболовства и собирательства к устойчивым формам скотоводства и земледелия. В этот период произошло разделение человечества на скотоводов и земледельцев, ремесленников и купцов. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.В процессе разделения труда происходило накопление избыточного продукта в руках отдельных групп, возникло имущественное и социальное расслоение людей. Уже невозможно было обосновать одним обычаем тот факт, что одни члены рода обязаны трудиться, в то время, когда другие могут только потреблять.

    Обществу стало сложнее детерминировать людей к соблюдению общественно корректного поведения только лишь на основе моральных требований путем духовного воздействия и общественного порицания. Возникла необходимость создания особых правил поведения, регулирующих отношения между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как "право", "правда". Кроме того, впервые в истории, появился особый институт, взявший на себя труд следить за соблюдением этих норм. Это были либо вожди племен, либо старейшины, либо жрецы. Они же осуществляли правосудие в обществе.Вскоре родоплеменная организация общества оказалась бессильной в борьбе с разносторонними интересами индивидов. Общество в силу его раскола на неравные классы (группы) людей объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и одновременно сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство.Постепенное возникновение первых государств привело к тому, что общество созрело для разделения властей, в том числе, выделения судебной власти.

    Судебная система Руси

    История судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения споров, уходит также в глубину веков. Российская правовая система изначально своими корнями тянулась к романо-германской правовой семье, занимая в ней, однако, довольно обособленное положение: принятие в Х веке христианства в его восточноевропейском варианте сопровождалось заимствованием от Византии многих правовых традиций и норм. Это нашло отражение в первом своде законов древней Руси - «Русской Правде». Самая ранняя редакция этого памятника, известная под названием «Краткая Правда» (1054), представляет собой собрание законов и правовых обычаев русского раннефеодального государства. В их основе лежали исконные нормы обычного права, восходящие к родоплеменным отношениям, дополненные княжеской судебной практикой. Сохраняя древний судебный обычай («око за око, зуб за зуб»). Русская Правда состояла из:

    · Краткой Правды – «Правды Роськой» Я. Мудрого (ст. 1-17),

    · «Правды руськой земли» - сыновей Я.Мудрого (ст. 18-41),

    · «Покона Вирного» Я. Мудрого и «Устава мостников».

    В данном нормативном акте не было разделено право по отраслям. Под преступлением понималось только убийство или причинение ущерба здоровью, личности и собственности, имелось понятие умысла, основными наказаниями были кровная месть и смертная казнь. Преступления против церкви и государства еще предусмотрены не были. В суде имело место клятва, поединок («кто победит в сражении, того и правда»). Преступление называлось обидой, рассматривалось 2 стадии: покушение и оконченное преступление. Основными видами преступлений являлись:

    Преступления против личности,

    Преступления против чести,

    Преступления имущественные,

    Преступления против семьи и нравственности.

    В качестве наказаний предусматривались:

    2. поток и разграбление,

    3. штраф (вира) – одинарная вира (40 гривен), двойная вира (80 гривен), головничество (штраф уплачивали родственникам убитого – 120 гривен).

    Что касается гражданского права общий термин для определения собственности отсутствовал, объектами являлись – орудия труда, скот, холопы, земля. Деления имущества на движимое и недвижимое не было.

    Право наследования включало в себя наследование по закону и наследование по завещанию. Наследовать имущество по закону имели право только сыновья, по завещанию имущество могло быть передано только сыновьям и жене. Значительно развито обязательственное право, существовали обязательства из договоров и обязательства из деликтов.

    Существовало 4 вида суда: Княжеский суд, Боярский суд, общинный суд, церковный суд. Видами доказательств были: собственное признание, показания свидетелей (послухов и видаков), присяга, судебный поединок, пытка.

    «Русская Правда» вместе с тем регулирует отношения, определяемые частной собственностью, вставая на защиту владельца собственности, предусматривая процедуру ее передачи по наследству, обязательствам и договорам. Реальное привилегированное положение феодалов, владельцев земельной собственности, оказалось закрепленным нормами права.

    Судебный процесс во многом восходил к обычаям родоплеменной демократии: протекал гласно, начинался только по инициативе истца, имел состязательный характер, обе стороны процесса находились в равном положении; наряду со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами имели силу и архаичные доказательства в виде жребия или испытания огнем и железом (ордалии).

    Допуская кровную месть, «Русская Правда» на первое место ставит возмещение материального и морального ущерба, на что, собственно, и была направлена еще относительно неразвитая система наказаний (она, кстати, не предусматривала, в соответствии с христианскими канонами, смертную казнь).

    Новый этап в развитии судебно-правовой системы начинается в послемонгольский период, во время складывания централизованного государства во главе с Великим московским княжеством. Победы московских князей в междоусобной борьбе требовали законодательного оформления. Судебник 1497 года ликвидировал суверенитеты великих и удельных князей других земель, распространив юрисдикцию великого князя московского на территорию нового единого государственного образования -Русского государства. Судебник систематизировал законодательную базу, основу которой составили указы великого князя, жалованные грамоты и нормы судебной практики; неразрывность судебно-правовых традиций подчеркивалась и включением в этот сборник законов во многом устаревших норм «Русской Правды».

    Укрепление великокняжеской власти при Иване IV, завершившееся символическим актом принятия им в 1547 году титула царя, нашло отражение в Судебнике 1550 года. В нем просматривается идея о воле монарха как главном источнике законотворчества. Соответственно, к преступлениям особой тяжести отнесено неповиновение царской власти. Впервые в русской законодательной практике вводится понятие антигосударственного преступления - «крамолы». Им обозначаются мятежи и заговоры, объектом которых опять-таки выступает государственная власть.

    Судебник 1550 года имеет и отчетливо выраженную социальную направленность. Развитие института холопства в XVI веке потребовало включения соответствующих статей, определяющих место холопов в сословной структуре общества.

    Социальную окраску приобрела и система наказаний, ставшая значительно более изощренной в первую очередь для низших социальных слоев. Она включала публичные телесные наказания (битье плетьми, кнутом, вырывание ноздрей, отрезание ушей, языка и пр.). Однако согласно новым законам кара могла теперь постигнуть даже высших должностных лиц и чиновников - бояр и дьяков, посмевших запустить руку в государеву казну или уличенных во взяточничестве («посуле»).

    Судебник 1550 года зафиксировал создание основ местного аппарата государственной власти на началах децентрализации и самоуправления, наделенного судебными функциями. Вводились выборные должности земских старост, губных и сельских старост, губных целовальников. Судебное разбирательство возлагалось на земских старост.

    Тяжкие уголовные преступления (разбойные нападения с целью грабежа, убийства), совершаемые «лихими людьми», нередко становились предметом особого разбирательства («облихования»), вне зоны действия существовавших законов. Для выяснения обстоятельств дела к обвиняемым могли применяться пытки.

    Развитие норм права и судопроизводства шло по пятам за развитием государственных основ. Следующей важной вехой на этом пути стало Соборное уложение 1649 года. Оно прежде всего утвердило имущественный статус служилого дворянства, превратившегося в главную социальную опору государственной власти. Уложение окончательно оформило право собственности дворянства на крестьян, сделав их крепостными и отменив прежние законодательные акты, оставлявшие за крестьянами право перехода от одного помещика к другому. Вместе с тем, в нем впервые была реализована задача создания единого свода действующих правовых норм, регулирующих все жизненно важные сферы, в том числе имущественную (устанавливалось юридическое ограничение права собственности) и семейно-бытовую. Особое внимание Уложение уделяло статусу монарха, законного всевластного самодержца. Преступления против личности царя были отнесены к тягчайшим государственным преступлениям. Наряду с ними выделялись «скоп и заговор», т. е. непосредственное преступление против государственной власти, государственная измена и оскорбление государевой чести «непристойными» речами. За них полагалась мучительная смерть. Большое значение придавалось организации сыскного дела. «Извет» (донос) и объявление «слова и дела государева» вменялись в обязанность населению. В следственную практику по политическим и уголовным делам широко вошли пытки и «повальные обыски» (т. е. массовые опросы населения). Система наказаний подверглась дальнейшему ужесточению, стала еще более изощренной.

    Судебная система ко времени принятия Уложения превратилась в громоздкую и плохо управляемую машину. Беспорядочно возникавшие «приказы» - органы центрального управления - сосредотачивали в своих руках судебные функции, дублируя действия специальных судебных инстанций, таких как Разбойный приказ и др. На местах мелкими судебными делами ведали в основном воеводы.

    Государственное строительство при Петре I характеризуется не только утверждением абсолютной власти монарха, но и стремлением подчинить интересам страны любую деятельность с помощью рационального и максимально регламентированного управления. Весь бюрократический аппарат подвергся ломке и перестройке. Место Боярской думы в 1711 году занял Сенат, сконцентрировавший все основные судебные функции. К 1722 году Петр обновил неповоротливые приказы, заменив их так называемыми «коллегиями». Судебные функции перешли к Юстиц-коллегии как высшей судебной инстанции, а Сенат вплоть до начала XIX века играл роль высшего органа по делам законодательства и государственного управления. Общую стройность обновленной бюрократической системы несколько нарушал тот факт, что часть судебных функций оставалась в ведении соответствующих коллегий (например, Берг- и Мануфактур-коллегии). Они имели право решать большинство судебных дел, кроме уголовных, в рамках их ведомственной компетенции.

    При Петре I подвергся реформированию и местный судебный аппарат, причем впервые ставилась цель отделить суд от администрации. Для этого были созданы 10 судебных округов, возглавлявшиеся надворными судами. Им подчинялись провинциальные и городовые суды. Для ремесленников и мелких торговцев, записанных в посады, судебной инстанцией стал Магистрат.

    Справившись с бунтом "маркиза Пугачева", Екатерина II провела в 1775 году административную и судебную реформы, суть которых была выражена в "Учреждении для управления губерний". Под Сенатом и учрежденными в губерниях палатами уголовного и гражданского суда оказались две ступени сословных судов: уездный и верхний земский суды - для дворянства; выборный магистрат и губернский магистрат - для купечества; нижняя расправа и верхняя расправа - для государственных крестьян. Юстиция продолжает зависеть от администрации, так как решения судебных палат утверждают губернаторы. В роли неправового "зазеркалья" выступает помещичий суд, "благами" которого пользуется подавляющее большинство российского населения - крепостные крестьяне. Кроме того, действуют и совестные суды, представляющие экстраординарное монаршее милосердие по делам преступников по несчастию или невежеству, безумных, малолетних, а также колдунов, чья глупость и невежество явились причиной вредоносной ворожбы.

    В судопроизводстве господствуют канцелярская тайна и формальная теория доказательств. Доказательства подразделяются на совершенные, наличие которых "исключает всякую возможность к показанию невиновности подсудимого": признание подсудимым своей виновности, признанные обвиняемым документы, результаты личного осмотра, показания медицинских чиновников, показания двух свидетелей, не отведенных и не опровергнутых подсудимым, и несовершенные, оставляющие сомнения в виновности.

    Практическим шагам судебной реформы предшествовали длительные дискуссии. В октябре 1861 года была создана комиссия для подготовки документов о судоустройстве и судопроизводстве, куда вошли виднейшие юристы того времени; в ее работе определяющую роль играл исполняющий должность статс-секретаря Государственного совета С. И. Зарудный. Александр II утвердил подготовленные комиссией "Основные положения преобразования судебной части в России" 29 сентября 1862 года и после некоторых колебаний распорядился опубликовать их; проекты комиссии рассылались на отзыв также в западноевропейские университеты. На базе "Основных положений" были созданы Учреждение судебных установлений (в нашем понимании - закон о судебной системе), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства. При этом сохранялось действие николаевского Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

    Судебная реформа 1864 года.

    В начале 19 века Сперанский А.В. представил Александру 1 проект судебной реформы, в основу которой положены идеи разделения властей, независимость суда от администрации. Судебная реформа 1864 года явилась самой прогрессивной. Указ о проведении судебной реформы вступил в силу 20.11.1964 года. Были провозглашены принципы состязательности, отделения суда от администрации, бессословности, равенства всех перед судом, несменяемости судей, выборности мировых судей, введен институт адвокатуры. Адвокаты – присяжные поверенные – образовали коллегию при окружных судах и Судебных палатах, должны были иметь высшее юридическое образование и стаж работы – 5 лет.

    Вся судебная система делилась на 2 части: местный суд (волостной и мировой), общий суд. Волостной суд судил только крестьян, члены суда избирались на волостных сборах. Мировой суд имел 2 инстанции: мировой судья и Съезд мировых судей. Это был гласный, бессословный суд. Уезд - мировой округ- делился на участки. На каждом участке правосудие осуществлял мировой судья. Кассационной и апелляционной инстанцией для мирового судьи был Съезд мировых судей. Мировой судья рассматривал дела единолично, при цене иска – не выше 500 рублей, уголовные дела, если срок наказания не был более 1 года.Общие суды имели следующую иерархию. Высшим органом являлся Сенат. Второй инстанцией – Судебные Палаты, 1 инстанцией – окружной суд. Вся территория государства была поделена на округи, всего – 100 округов. Окружной суд рассматривал дела, не входящие в компетенцию мировых судей. Гражданские и уголовные дела рассматривались в составе 3 профессиональных судей.Судебная Палата являлась судом апелляционной и кассационной инстанции для окружных судов, имела 2 состава: по гражданским дела, по уголовным дела. Высшим Судебным органом (надзорной инстанцией) являлся Сенат, состоявший из Гражданского департамента и Уголовного департамента.

    Современники отмечали, что результатом нововведений было утверждение внутри самодержавного государства "судебной республики". Наиболее ярким и памятным достижением Александра II было учреждение равного для всех сословий суда с участием присяжных.

    Составители Судебных Уставов уголовного судопроизводства отказались от формальной теории доказательств и провозгласили принцип свободной их оценки в гласном и состязательном процессе; это позволило подавляющее большинство дел разрешать быстро и на гораздо более справедливых основаниях. Для оценки значения доказательств по внутреннему убеждению требовались уже не юристы, склонные к стереотипной работе, а люди, обладающие житейским, практическим, а не канцелярским, опытом. В Судебных Уставах вслед за многими другими странами, и прежде всего, пользуясь опытом Наполеоновской Франции, Россия воспринимает модель, при которой судьями факта являются представители народа. При этом с участием присяжных заседателей рассматривали дела лишь окружные суды; гражданские дела суд присяжных не решал. В судебных палатах дела о государственных и должностных преступлениях слушались профессиональными судьями совместно с сословными представителями.

    Для кандидатов в присяжные заседатели были установлены цензы: подданства (обязательно российское); возрастной (от 25 до 70 лет); оседлости (проживание не менее двух лет в соответствующем уезде); моральный (не могли быть присяжными заседателями находившиеся под следствием и судом за преступления, судимые и отбывавшие наказание в тюрьме или приговоренные к иному более строгому наказанию, исключенные за пороки из службы, духовного ведомства, обществ и дворянских собраний, несостоятельные должники, опекаемые ввиду расточительства); здоровья (не допускались до исполнения обязанностей присяжного заседателя слепые, глухие, немые, лишенные рассудка); языковой (не знавшие русского языка не могли быть присяжными заседателями); профессиональный (не вносились в списки чиновники полиции, лица прокурорского надзора, нотариусы, священнослужители и монашествующие, прислуга); имущественный (в списки вносились лица, обладающие землею и другим недвижимым имуществом определенной ценою). Фактически же подавляющее большинство присяжных заседателей было крестьянами, поскольку они наиболее трепетно относились к исполнению своих обязанностей в суде, и даже необходимость в период судебных сессий довольствоваться скудным вознаграждением и даже иногда получать пропитание от мирского подаяния не останавливала их; представители чиновничества и правящих классов, напротив, предпочитали уклоняться от участия в процессах.
    Известный судебный деятель А. Ф. Кони, наблюдавший работу суда присяжных на протяжении трех десятков лет, будучи в должностях товарища прокурора и прокурора в Харькове и Санкт-Петербурге, председателя столичного окружного суда, обер-прокурора и сенатора уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената, писал: "Я не могу не вспомнить без глубокого уважения к суду присяжных ряда процессов, где они с честью разобрались в самых сложных обстоятельствах и свято исполнили свой долг перед обществом". Весьма характерен для того времени обращенный к присяжным заседателям призыв адвоката Ф. Н. Плевако, защищавшего Прасковью Качку: "Пусть, по счастливому выражению псалмопевца, правда и милость встретятся в вашем решении, истина и любовь облобызаются".

    Некоторые вердикты присяжных заседателей, особенно по политическим делам, встречались проправительственными кругами в штыки. После того как состоялся оправдательный приговор по делу Веры Засулич, ранившей из револьвера градоначальника Ф. Ф. Трепова в отместку за его приказ высечь розгами арестанта, назвавшегося студентом Архипом Боголюбовым (это был народоволец Алексей Емельянов), редактор журнала "Гражданин" В. П. Мещерский с негодованием вспоминал: "Никто не мог понять, как могло случиться в зале суда самодержавной Империи страшное глумление над государственными высшими слугами, столь наглое торжество крамолы".

    С победой октябрьской революции 1917 года судебная ситстема претерпела коренные изменения. Акт, заложивший основы советской судебной системы, - это Декрет СНК от 22 ноября (5 декабря) 1917 года «О суде» № 1. Вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением, но на протяжении 20 лет выборы осуществлялись соответствующими Советами. Компетенция местных судов была ограничена: по гражданским делам с суммой иска до трех тысяч рублей, по уголовным - наказанием не свыше двух лет лишения свободы.

    Был только кассационный порядок обжалования приговоров и решений судов. Кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей. Местным судам при вынесении решений и приговоров временно разрешалось руководствоваться законами свергнутых правительств, если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Предварительное следствие возлагалось на местных судей. Далее последовал Декрет ВЦИК и СНК от 15 февраля 1918 года «О суде» № 2. Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышавших подсудность местных судов, учреждались окружные народные суды, которые избирались городскими и уездными Советами. Рассмотрение гражданских дел осуществлялось в составе трех постоянных судей и четырех народных заседателей, уголовные дела разрешались в составе12 народных заседателей под председательством одного из постоянных судей. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных судов образовывались областные суды. Для производства предварительного следствия учреждались специальные следственные комиссии в составе трех человек, избиравшихся Советами. Следствие велось коллегиально. При Советах также создавались коллегии правозаступников, члены которых могли выступать в суде в качестве обвинителей или защитников.

    Декрет СНК от 13 июля 1918 года «О суде» № 3 разрешил местным судам рассматривать гражданские дела по искам до 10 тысяч рублей и уголовные дела, по которым допускалось максимальное наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет.

    Положение о народном суде РСФСР было утверждено 30 ноября 1918 года; устранив прежнюю судебную систему, оно учредило единый районный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской власти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен был применять только декреты Советской власти, а в случае их отсутствия руководствоваться социалистическим правосознанием.

    Суд в составе: а) одного постоянного судьи рассматривал споры о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства; б) постоянного судьи и шести народных заседателей - дела о наиболее опасных преступлениях; в)постоянного судьи и двух народных заседателей - все гражданские и остальные уголовные дела.

    Суд имел право по своему убеждению определять меру наказания и был свободен в оценке доказательств. Приговоры и решения районных народных судов могли быть пересмотрены в кассационном порядке Советом народных судей, созывавшимся в каждой губернии. Срок подачи кассационной жалобы устанавливался в один месяц со дня объявления приговора. При уездных и губернских Советах учреждались коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегий избирались соответствующими Советами и были на положении государственных служащих. Производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием шести народных заседателей, возлагалось на уездные и городские следственные комиссии, члены которых избирались городским Советом или уездным исполкомом. По остальным делам суд мог ограничиваться дознанием, произведенным милицией, или поручить производство следствия постоянному судье.

    Новое Положение о народном суде ВЦИК утвердил 21 октября 1920 года. Судьи, избранные уездными и городскими Советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных Советах народных судей, а по важнейшим делам - при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых имелись в местных исполкомах.

    Декрет «О суде» учредил революционные трибуналы. Первоначально ревтрибуналы действовали в составе одного председателя и шести очередных заседателей, которых избирали губернские и городские Советы. Для производства предварительного следствия при тех же Советах создавались особые следственные комиссии. Декрет СНК от4 мая1918 года сократил количество местных ревтрибуналов, уточнил их подсудность, учредил при каждом ревтрибунале следственную комиссию, а также особую коллегию для поддержания обвинения в суде и возбуждения уголовного преследования по подозрению в контрреволюционных преступлениях. Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 года учреждался Революционный трибунал при ВЦИК, в составе председателя и шести членов, которые избирались ВЦИК. При этом трибунале состояли Следственная комиссия и Центральная коллегия обвинителей, на которую возлагалось руководство аналогичными коллегиями при местных трибуналах.

    В октябре 1922 года ВЦИК утвердил положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому вместо действовавших общих судов и революционных трибуналов учреждалась единая трехзвенная система, состоявшая из районного, областного (губернского) и Верховного суда РСФСР.

    Вместе с тем «временно» допускалось наличие специальных судов, где должны были рассматриваться дела, требовавшие от судов специальных знаний и навыков или касавшиеся преступлений особой опасности, угрожавших оборонной мощи государства. К специальным судам Положение относило военные и военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые трудовые сессии народных судов.

    Основным звеном судебной системы стал районный народный суд, действовавший, как правило, в составе постоянного судьи и двух народных заседателей. Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй (кассационной) инстанцией - для районных народных судов. Верховный суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности; кассационной инстанцией - для областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог, в порядке надзора, рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

    Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года определили следующие основы судебной системы: судебная система состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Судьи народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

    Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве, состояла из: 1) военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов первой инстанции; 2) военных трибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции. К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению.

    С началом Великой Отечественной войны организация и деятельность судебных органов была перестроена. Указ Президиума верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года установил, что в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно, кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Однако, о каждом приговоре к высшей мере наказания (расстрелу) военный трибунал, вынесший его, был обязан немедленно сообщать по телеграфу председателю Военной коллегии и Главному военному прокурору. В случае отсутствия в течение 72 часов ответа о приостановлении приговора он приводился в исполнение. В июле - сентябре 1941 года Президиум Верховного Совета СССР упростил эту процедуру и предоставил право командирам и комиссарам корпусов и дивизий в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий утверждать приговоры военных трибуналов «к высшей мере наказания, с немедленным приведением приговоров в исполнение».

    Высшим судебным органом СССР оставался Верховный суд СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Было принято положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), которое значительно расширяло права судебных органов союзных республик. До 1957 года Верховный суд СССР был наделен правом востребовать любое дело из любого суда, даже когда оно еще не рассматривалось Верховным судом республики. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать решение суда республики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству или интересам другой республики. Были изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов, существовавшая ранее, упразднялась, и создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок полномочий народных судов увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.

    Новый Закон СССР «О Верховном суде СССР» был принят 30 ноября1979 года. Закон устанавливал, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешал в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР действовал в составе Пленума, трех коллегий - по гражданским делам, по уголовным делам и военной. Пленум рассматривал в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора СССР, рассматривал материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, утверждал составы судебных коллегий, секретаря Пленума, научно-консультативный совет, заслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей верховных судов союзных республик.

    Судебная система в настоящее время.

    Конституция РФ 1993 года (ст. 10) закрепила основополагающий принцип государственного строительства - принцип разделения властей, согласно которому государственная власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исходя из этого положения Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от15.12.2001) отнес осуществление правосудия исключительно к прерогативе судов, а судебную власть квалифицировал как самостоятельную и действующую независимо от законодательной и исполнительной властей.

    Вершину судебной вертикали образуют три высших суда федерального уровня - Конституционный, Верховный и Высший арбитражный.

    Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) - специфичный и уникальный судебный орган, поскольку только он обладает функцией конституционного контроля, составляющей существо его деятельности. Об этом четко сказано в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ» 1994 года. Лишь КС РФ вправе официально толковать Конституцию РФ, признавать не конституционность определенных нормативных актов с последующим принудительным лишением их юридической силы. Осуществляя конституционное судопроизводство, КС РФ не занимается установлением и исследованием фактических обстоятельств дел во всех тех случаях, когда они относятся к компетенции других судов или иных органов.

    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Для текущей работы организованы две палаты, состоящие из 9 и 10 судей соответственно. В палатах рассматривается основная масса дел, а наиболее важные дела выносятся на обсуждение Пленума Конституционного суда Российской Федерации.

    Верховный суд РФ (ВС РФ) находится во главе всей системы судов общей юрисдикции, в ведении которых состоят гражданские, уголовные, административные и иные дела, подпадающие под компетенцию судов этой категории. Являясь по отношению к ним высшим судебным органом, ВС РФ осуществляет надзор за всеми подведомственными ему судами, включая военные и специализированные, дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ полностью независим от других органов государственной власти и никому не подотчетен.

    В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, согласованному с заключением Председателя ВС РФ. Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее10 лет.

    Организационная структура ВС РФ включает, помимо Председателя, его первого заместителя и заместителей, Пленум, Президиум, Кассационную коллегию, Судебную коллегию по гражданским делам, Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию и Судебную коллегию. Судебная коллегия - это новое структурное образование в ВС РФ. Она состоит из 18 судей, которые работают под руководством Председателя ВС РФ. В ее обязанности входит обеспечение статуса судей.

    Каждое из этих структурных подразделений обладает определенной самостоятельностью и действует независимо от других судебных инстанций. Основной объем деятельности ВС РФ приходится на долю Судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и Военную коллегию.

    В состав Пленума входят все члены ВС РФ во главе с его Председателем.

    Численный состав Президиума ВС РФ имеет фиксированную величину - 13 человек. Для утверждения персонального состава разработана строгая процедура. Только Председатель ВС РФ и его заместители становятся членами Президиума автоматически, остальные - в соответствии с представлением Президента страны, согласованным с Председателем ВС РФ и при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей ВС РФ. Президиум Верховного суда занимается главным образом рассмотрением судебных дел в порядке надзора, оказывает практическую помощь судам после ознакомления с их деятельностью, давая конкретные рекомендации, а также выносит решения по ряду организационных вопросов, касающихся деятельности Верховного суда и его аппарата.

    Кассационная коллегия, сформированная в 1999 году в соответствии с постановлением Конституционного суда от 6 июля 1998 года, рассматривает жалобы (протесты) в качестве суда второй инстанции на приговоры, определения и постановления судебных коллегий ВС РФ, вынесенные судом первой инстанции (в этом качестве может выступать любой суд, уполномоченный принимать решения по существу вопросов, являющихся основными для конкретного дела, в том числе и высшие суды).

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия ВС РФ могут выступать в качестве судов первой инстанции в рамках их компетенции, определенной федеральным законом, и второй, кассационной, инстанции, а также осуществляют надзор за деятельностью нижестоящих федеральных судов общей юрисдикции.

    Второй, нижестоящей, ступенью судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Они выполняют в пределах своей компетенции обязанности, схожие с функцией ВС РФ, т. е. рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора иповновь открывшимся обстоятельствам, выступая в роли вышестоящих органов по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

    Более упрощенная организационная структура судов среднего звена в главных чертах повторяет структуру ВС РФ. Она включает президиум суда (в чье ведение входят: рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, организационные вопросы, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и др.) идве судебные коллегии - по гражданским и уголовным делам (рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам).

    Третью ступень занимают районные суды. Именно они рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел, административных правонарушений по принципу определенной административно-территориальной принадлежности (за исключением дел, относящихся к компетенции вышестоящих судов общей юрисдикции, мировых судей и военных судов) и в большинстве случаев выступают в качестве судов первой инстанции. Но по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, они являются вышестоящей судебной инстанцией, обладающей кассационными полномочиями.

    Дееспособность районного суда обеспечивает его аппарат, состоящий из помощников судей, консультантов и специалистов, секретарей суда, секретарей судебных заседаний, сотрудников канцелярии и архива. Общее организационное руководство возложено на председателя, который по своему усмотрению распределяет обязанности между судьями и дела для судопроизводства. Обеспечение порядка в залах заседания суда, безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей, охрана зданий суда входят в обязанности судебного пристава.

    С существенными оговорками к низшему звену судебной системы РФ следует отнести мировых судей. Институт мировых судей получил окончательное законодательное оформление 17 декабря 1998 года. Согласно ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» они относятся к судам общей юрисдикции, систему которых возглавляет ВС РФ.

    В единую судебную систему РФ входит и сеть арбитражных судов . Они созданы прежде всего для разрешения экономических споров, возникающих в результате предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, и тем самым ограничены рамками гражданского и административного судопроизводства.

    Трехзвенная система арбитражных судов имеет свою специфику. Первым или низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов РФ, средним -федеральные арбитражные суды округов, верхним - Высший арбитражный суд РФ, полностью независимый в принятии решений, поскольку компетенция Верховного суда РФ на арбитражные суды не распространяется.

    22.11.1994 года под № 2100 был принят Указ Президента РФ « О мерах по реализации судебной реформы в России», согласно которому в целях успешного проведения судебной реформы, подготовки предложений для Президента Российской Федерации по определению государственной политики, направленной на становление судебной власти как самостоятельной и независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, а также другим вопросам, решение которых связано с полномочиями Президента Российской Федерации, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, и руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, было постановлено об образовании Совет по судебной реформе при Президенте Российской Федерации.

    Во исполнение данного Указа Правительством РФ были приняты ряд программ по развитию судебной системы РФ, последней из которых является: Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007 -2011 г.г. «, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 года. Распоряжением Правительства РФ утверждена КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ"НА 2007 - 2011 ГОДЫ.

    Судебная реформа - часть реформ, осуществляемых в нашей стране, в результате которых произошли кардинальные изменения конституционного строя, политических и экономических основ государства, его правовой системы. Поэтому цели судебной реформы должны быть гармонично связаны с общими целями всех других реформ.

    Огромное значение для определения целей судебной реформы имеют положения Конституции РФ о том, что Россия - правовое, социальное государство (ст. 1, 7), что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2), что права и свободы человека обеспечиваются правосудием (ст. 18), что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).

    Не меньшее значение для определения целей судебной реформы и ее осуществления имеют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. К ним в первую очередь надо отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция).

    Конвенция имеет особое значение для России, поскольку, ратифицировав Конвенцию, она признала не только ее положения, но и юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) в качестве международного органа по защите прав и свобод человека, решения которого обязана исполнять.

    В связи с этим важное значение имеют положения ст. 6 Конвенции, согласно которой каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, а также толкования Конвенции, даваемые ЕСПЧ.

    Таким образом, Конституция РФ и нормы международного права наделяют суд особой ролью в механизме защиты прав и свобод человека. На выполнение этой роли и должна быть направлена судебная реформа.

    Исходя из изложенного, можно определить главную цель судебной реформы - обеспечить каждому заинтересованному лицу реальную возможность в случае возникновения спора или предъявления обвинения по уголовному делу защитить свои права, свободы или охраняемые законом интересы в суде, т.е. реализовать свое право на судебную защиту, основанное на Конституции РФ и нормах международного права, которое включает в себя право на беспрепятственное, без каких-либо ограничений, обращение в суд, на справедливое рассмотрение его дела в разумный срок беспристрастным, независимым и законным составом суда, а также на исполнение судебного решения, вступившего в законную силу.

    Для достижения этой общей цели необходим комплекс законодательных, правоприменительных, экономических, организационных, кадровых, научных, образовательных и других мер с более конкретными целями:

    Повышение статуса и роли суда в обществе и государстве, наделение его полномочиями, необходимыми для выполнения задач, вытекающих из Конституции РФ и норм международного права;

    Создание правовых и экономических гарантий независимой и эффективной деятельности суда;

    Оптимальное устройство судебной системы, обеспечивающее максимальную приближенность судов первой инстанции к населению, наличие вышестоящих судов, необходимых для реализации права заинтересованных лиц на обжалование судебных постановлений, а также для обеспечения правильного и единообразного применения федерального законодательства на всей территории России;

    Установление надлежащей процедуры рассмотрения дел, обеспечивающей доступность суда для всех заинтересованных лиц, возможность равноправного участия сторон в состязательном процессе, вынесение законных и обоснованных решений, их обжалование и - в случае нарушения закона - отмену;

    Обеспечение реального исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений;

    Обеспечение каждому нуждающемуся в этом лицу получения квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции РФ;

    Формирование судебного корпуса, способного по своему мировоззрению, образованию, нравственным, волевым и иным качествам выполнять свои конституционные обязанности;

    Обеспечение повышения уровня профессиональной подготовки судей и сотрудников аппарата судов,

    Прозрачность и гласность деятельности судов.

    За последние десять с небольшим лет в России сделано очень много для осуществления судебной реформы, больше, чем за всю предшествующую историю ее развития.

    В результате кардинального расширения права на судебную защиту происходят изменения в правосознании многих людей, которые начинают добиваться защиты своих прав от нарушений со стороны государства именно с помощью суда.

    В настоящее время уже никого не удивляют (как было в начале 1990-х гг.) заявления граждан об оспаривании актов Президента РФ, Правительства РФ, губернаторов, мэров и других высоких должностных лиц.

    Это привело к тому, что за время судебной реформы количество гражданских дел,

    За время реформы созданы очень эффективные юридические гарантии независимости судей. Они закреплены в Конституции РФ и развиты в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" и в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

    В целях осуществления судебной реформы приняты также Федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", Федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и др.

    Принято также новое процессуальное законодательство.

    В целях подготовки кадров для судебной системы, повышения их квалификации, проведения научных исследований в области законодательства и его применения судами создана Российская академия правосудия при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ.

    В последнее время обновилось все процессуальное законодательство: с 1 июля 2002 г. введены в действие новые Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (последний содержит раздел, регулирующий порядок производства по делам об административных правонарушениях), с 1 сентября 2002 г. - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК), а с 1 февраля 2003 г. - Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК).

    Новизна этих Кодексов, их важность для осуществления правосудия требуют внимательного изучения практики применения процессуального законодательства, с тем чтобы выявить и устранить недостатки правового регулирования.

    Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008 года говорится следующее: «Кратко проанализирую, как эти цели и ценности обеспечили развитие российской судебной реформы, и остановлюсь на следующих темах.

    Первая - это решающая роль Конституции в становлении российской демократии. Я уже сказал, что гарантируемый ею уровень свободы личности, зрелость демократических институтов и процедур - это источник нашего дальнейшего подъема. И ставя задачи нового этапа развития, мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении.

    Вторая тема - это значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма. Последний, замечу, появился в России не вчера. Он уходит своими корнями в наше давнее прошлое. И пятнадцать лет - слишком малый срок для преодоления столь укоренившихся традиций. Однако справедливо и то, что этой проблемой - проблемой пренебрежения к праву - мы еще системно и глубоко не занимались, поэтому ближайшие наши задачи – это создание судебной системы, которая бы отвечала всем признакам правового государства».

    Самым ранним письменным свидетельством о русском правосудии содержит первая летопись!Повесть временных лет». Само слово «суд» впервые упоминается в древнерусской истории в Уставе Владимира Святославича. С годами на Руси начал накапливаться законодательный материал и это послужило толчком к её кодификации. Постепенно возникает всё больше подобных сборников и на их основе формируется так называемая Русская Правда (также называемая Псковской грамотой).

    Дальнейшее развитие русской судебной системы связывается с княжескими грамотами, благодаря которым решались определённые вопросы судоустройства. Так, Судебником от 1497 года был определён фактический круг обязанностей судебных чиновников и судей, а также сам порядок обращения в суд, вынесение решений и процесс судебного разбирательства. При этом, вся судебная система делилась на местную и центральную. В 1550 году Иван Четвёртый проводит новую судебную реформу, принимая обновлённый Судебник.

    В 1649 году принимается Соборное Уложение. В данный период судебное право представляет собой самостоятельный комплекс норм, который регламентировал организацию судопроизводства и суда.

    Вместе со светскими судами в стране в течение десяти веков были церковные суды, которые представляли собой обособленный институт в единой системе судебной власти в России. Юрисдикция церкви неоднократно терпела разные изменения из-за политических событий в государстве.

    При Петре Первом организовывается военный суд. А уже в 1775 году Екатерина Вторая проводит новую судебную реформу. Создаётся целая система местных судов:

    · уездные;

    · губернские;

    · специального назначения;

    · общесословные.

    В 1864 году проводится ещё одна судебная реформа. Вместо громоздкой и сложной структуры сословных судов формировались две отдельных системы: общие суды и местные. К последним относились: съезды мировых судей и мировые судьи. А к первым – судебные палаты и окружные суды. Возглавлял данную систему Сенат.

    После событий октябрьской революции 1917 года правительство большевиков полностью разрушает судебную систему. Наступает упадок судебной системы России.

    Двадцать второго ноября 1917 года СНК принимает Декрет о суде под номером первым, который предусматривал двойственность формы судебной организации. Единоличный мировой прежний судья заменяется коллегиальным местным судом, который избирался местным Советом. Также определяется его подсудность. Данный декрет устанавливал так называемый принцип сменяемости заседателей и судей.

    Тридцать первого октября 1922 года проводится новая судебная реформа, которая закрепила принципы организации советской судебной системы: её построение в государственном устройстве, а также её единство и соответствие обновлённому административно – территориальному делению.

    Двадцать шестого августа принимается Закон о судоустройстве Советского Союза и его республик, согласно которому устанавливается общая судебная система государства, которая состояла из судов республик и судов СССР.

    В период ВОВ деятельность и организация судебных органов перестраивается. Большинство дел о преступлениях связанных с нарушением общественного порядка, государственной безопасности и пр. передаются на рассмотрение трибуналов.

    Новый период в развитии СССР, который наступил после кончины Сталина и связанный с так называемой «либерализацией» политической жизни не привнёс существенных изменений в работу судебной системы. Так, судебная система СССР 1977 года просуществовала без изменений вплоть до «восьмидесятых» годов.

    Фактическим началом восстановления судебной власти в обновлённом государстве считается двадцать четвёртое октября 1991 года, когда Верховный совет РСФСР принимает «Концепцию судебной власти». Новые реформы начинаются с ноября 2000 года, когда создаётся рабочая группа по совершенствованию судебной системы.

    Российский суд имеет давнюю историю. Институт правосудия столь же древний, как и государство. Причина зарождения суда в том, что любое общество не совершенно, а тем более не идеально. В до государственном и государственном обществе всегда возникали и возникают социальные конфликты. В этой связи возникает естественная потребность в их справедливом разрешении.

    По всей вероятности, люди сами разрешали свои конфликты, при чем способы их разрешения были произвольны поскольку не регламентировалось юридическими правилами.

    Затем люди стали приглашать третьих наиболее авторитетных лиц, позднее государственных лиц или создавать органы для разрешения. Затем подобные органы стали именоваться государственными, а споры правовыми, юридическими. Точной даты не существует, однако некоторые исторические документы позволяют отсчитывать начало с I десятилетия XI в.

    Суд в своем развитии прошел несколько этапов:

    I. Во времена Киевской Руси функцию правосудия выполнял князь. В Новгородской Республике действовало Вече, Московская Русь- князь.

    Характерной особенностью того времени было совмещение в одном лице властных административных и судебных полномочий. Судебные функции тогда использовались для кормления. В то время зданий судов не было, а судебный процесс проходил в кабинетах, дворах должностных лиц или на площадях.

    II. Первые попытки отделить суд от администрации предпринял Петр I. В 1713 г. в губерниях были учреждены должности судей- институт профессиональных судей. Были созданы судебные органы, надворные и городские суды , независимые от воевод и губернаторов. Учрежден Военный суд, Сенат. Но Екатерина I впоследствии вернула функции администрации.

    III. Период Первой великой Судебной реформы . Александр II в 1864 году отделил суд от администрации. Был учрежден суд присяжных , изменились правила судопроизводства, учрежден статус судей, адвокатура. Это была первая удачная попытка сформировать справедливый суд, с принципами состязательности и равноправием сторон.

    IV. Советский период . Упразднились царские суды, а функции правосудия передались народным судам. Действовали в составе судьи и двух народных заседателей.

    V. С начала 90х г.г. XX в. В октябре 1991 года Верховный Совет СССР утвердил концепцию судебной реформы, которая в настоящее время во многом реализована, выстроена новая судебная система, существенно укреплен статус судей, обновлено процессуальное законодательство, судам передали от органов исполнительной власти и Прокуратуры свойственные суду полномочия и суд на рубеже XX- XXI в.в. стал властью. В 2000г. Президент РФ отметил, что в России в базовых параметрах не только юридически, но и фактически сформирована судебная власть.

    Поделиться: