Питание православного христианина на каждый день. В христианской традиции пища всегда воспринималась как дар божий

Многие христиане стремятся находиться как можно ближе к Господу. Это выражается в образе жизни, главным составляющим которого является питание. Вопрос, которым задается большинство верующих: как определить наиболее подходящую для христианина пищу и рацион ее употребления?

На сегодняшний день существует несколько теорий относительно питания христианина, но большинство из них исходят больше от человека, чем от Бога. По этому поводу существует два основных мнения: первое о том, что человек от природы, а потому по велению Господа, должен придерживаться системы вегетарианства на принципах сыроедения ; а второе мнение заключается в том, что все живое, подаренное нам Богом, нужно употреблять в пищу, ведь животные питаются себе подобными, и почему же человек должен воздерживаться.

Что говорит Библия о питании христианина

Если следовать библейским указаниям, то Библия поддерживает в неком роде оба мнения, но при этом они не противоречат друг другу. А именно, в Старом завете указано, что все деяния, а также чем питается или не питается человек, осуществляется для Господа.

Изначально, еще при создании всего живого и в частности человека, Бог предназначил отдельные продукты каждому виду: семена, злаки, деревья и их плоды, траву и другие плоды земли человеку, а также траву и деревья животным и птицам (указано в Быту 1:29-30). Как видим, по началу человек действительно питался исключительно пищей растительного происхождения и, по-видимому, в сыром виде.

В дальнейшем, после потопа, климат кардинально изменился и в таких суровых условиях человек не мог выжить, если бы не употреблял мясо и другие продукты животного происхождения. Библия гласит, что сам Бог разрешил изменить способ питания, употреблять в качестве пищи все, что растет и движется (Быт 9:3).

Поэтому большинство христиан придерживаются мнения о том, что все созданное Богом тесно связано, необходимо и предназначено для использования в жизни. Следовательно, нет ничего греховного ни в способе питания исключительно растительной пищей, ни во всеядном способе, главное, чтобы употребляемое не вредило здоровью.

Основные правила питания христианина

Особые строгие правила по питанию христианина действуют в периоды поста и по большим церковным праздникам. Общих правил верующего немного, всего три, они хотя и на первый взгляд простые, но очень важные. Если им следовать и поддерживать, то они станут залогом здорового питания.

  1. 1 Не допускать ожирения. Это не только внешний недостаток, но и болезнь, которая постепенно все больше вредит здоровью и уменьшает продолжительность жизни.
  2. 2 Избегать переедания, ведь чревоугодие греховно. Пища нам дана Господом для того, чтобы поддерживать нормальную работу организма, а не для удовольствия и злоупотребления. По христианским принципам нужно есть ровно столько, сколько требует организм.
  3. 3 При большом ассортименте продуктов, нужно выбирать те, что действительно приносят пользу организму, а не приводят к ожирению и другим болезням.

Все эти правила взаимосвязаны и взаимодополняющие, не поддержание хотя бы одного приведет к нарушению других. Игнорирование этих правил Библия называет грехом.

Распространенные заблуждения

При любой системе питания или образе жизни в целом Библия не допускает крайностей. Каждый христианин знает, что древние апостолы, пророки и священнослужители часто отказывались от пищи или от полноценного питания. Сегодня многие служители Божие, миссионеры или просто верующие, стремятся также через это пройти, надеясь на помощь Господа. Это неправильно, все примеры страдальцев и святых поддерживают некую небесную цель, преследуют идею, из-за которой Бог помогал справиться с трудностями и жертвами. Делать это просто так или из своего собственного усмотрения не то что не нужно, но и не рекомендуется, ведь это только беспричинный вред здоровью.

Неверное мнение и о том, что Иисус человеческие болезни забрал на крест, поэтому можно не поддерживать здорового образа жизни и питаться кое-как. Во-первых, Христос забрал наши грехи, а во-вторых, важно не просто не болеть, но и беречь свое здоровье.

Питание во время поста

На протяжении года начисляется много постных периодов, но самый важный для каждого христианина – это Великий пост. Период Великого поста самый долгосрочный и наиболее значимый. Главная цель соблюдения поста – укрепить любовь к Богу и всего окружающего, созданного им, а также искупить грехи, очиститься духовно. Каждый христианин во время поста должен исповедаться и причаститься, а также воздерживаться от торжественных праздников, подобных дню рождению или свадьбе.

Не маловажное место в период любого поста занимает питание. Начисляется несколько основных правил питания во время поста:

  1. 1 Первый и последний день поста желательно обходится без пищи, если это позволяет здоровье, возрастная категория (детям и пожилым людям голодать запрещено) и другие особенные обстоятельства (беременность, кормление грудью, тяжелая работа и т.д.). Воздержание в течении дня ни в коем случае не повредит взрослому человеку, а наоборот поспособствует здоровью, ведь это и есть так называемые

15 октября 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» В.Н. Крисько.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В Евангелии описывается случай, когда с помощью пяти хлебов и двух рыб Христос накормил около пяти тысяч человек, а затем велел собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Бог, будучи Творцом, показал пример бережного отношения к еде, созданной для поддержания жизни человека.

Сегодня в нашей передаче мы поговорим о бережном отношении к творению Божию и о благотворительности. У меня в гостях — директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» Виктория Николаевна Крисько. Здравствуйте, Виктория!

В. Крисько: Здравствуйте, владыка! Большое спасибо, что пригласили меня на эту передачу.

Наш фонд, действительно, помогает большому количеству людей уже более пяти лет. За это время мы раздали 15 миллионов килограмм еды. Мы много работаем с Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что нуждающиеся люди приходят за помощью в храм. Вместе с нами работают 15 епархий, через которые мы передаем наши продукты. У нас есть большой проект «Народный обед». Мы собираем продукты в магазинах. Все это делается для людей, которые сейчас оказались в непростой ситуации. Я благодарна Богу, что у меня сейчас такая замечательная работа, такое служение.

Митрополит Иларион: В моей передаче обычно участвуют люди, которые, занимаясь своим делом, болеют за него. Думаю, очень важно, чтобы мы всегда имели возможность обмениваться нашим опытом.

О Церкви часто думают, прежде всего, как о некоем бюро ритуальных услуг. Об этом я могу судить даже по вопросам телезрителей, которые поступают в мою передачу. В основном это вопросы ритуального характера: какой крестик носить? Что можно есть в пост, а что нельзя и так далее.

Но у Церкви гораздо шире тот мандат, который она получила от Самого Господа. Церкви не безразлично, что происходит с людьми в их реальной жизни, в быту. Об этом очень часто говорит Святейший Патриарх. Например, как-то раз, посещая Московскую городскую думу, он сказал о том, как надо утилизировать отходы, как нужно обращаться с мусором. Казалось бы, почему Святейший Патриарх должен об этом говорить? Да потому, что Церкви это небезразлично.

Тема, которой Вы занимаетесь, Церкви также не безразлична, потому что мы все ответственны за Божий мир и за Божие творение. Мы все несем ответственность за то, чтобы люди у нас были сыты, накормлены. Церковь, конечно, не только хлебом насущным занимается, но она заботится, в том числе, и о том, чтобы у людей была еда, и чтобы та пищевая продукция, которая производится, не пропадала. Вы как никто другой знаете, что у нас, кажется, около трети пищевых продуктов пропадает. Поэтому то, чем Вы занимаетесь, очень важно.

В. Крисько: Это действительно так, Вы хорошо осведомлены. Треть продукции уничтожается. Но мы стараемся сделать так, чтобы продукция с ограниченным сроком хранения все-таки поступила в семью, которая будет этому очень рада, ведь ей эта продукция очень нужна.

Одна из наших задач сейчас — бережное отношение к еде. И мы стараемся это нести в жизнь. Работаем с семьями, с нашими приходами, в которые передаем нашу продукцию. Бережное отношение к еде очень важно, особенно сейчас, в такое непростое время, когда, с одной стороны, нам очень хочется помочь, а, с другой стороны, мы понимаем, что отчасти это происходит потому, что нет бережного отношения к продуктам. Мне кажется, что люди, которые приходят в храм, действительно понимают насколько бережно и внимательно нужно относиться к продуктам питания, к еде.

Митрополит Иларион: С одной стороны, у нас есть малоимущие люди, которым реально не хватает средств на жизнь, на продукты питания. Есть семьи, которые питаются очень скромно, им не хватает калорийной пищи, витаминов. С другой стороны, конечно, мы все знаем, что у нас пропадает много еды. Это касается как отдельных семей, так и пищевого производства.

Я помню, как в детстве мои бабушки учили меня, что нельзя оставлять еду: надо положить в тарелку столько, сколько сможешь съесть, а потом еще хлебушком протереть, чтобы ничего не осталось. Сейчас люди отвыкли от бережного отношения к еде: сколько съел — столько съел, а остальное выбрасывается. Иногда у людей пропадает очень много. С другой стороны, есть немало тех, кому еды не хватает. Как же сделать так, чтобы этого дисбаланса не было? Чтобы малоимущим семьям хватало еды, а те, у кого еды много, как говорится, не переводили продукты, не выбрасывали?

В. Крисько: Я с Вами абсолютно согласна. У нас как раз сейчас зреет идея, как обратиться с этой темой в семью, потому что к производителям, к магазинам, к рознице мы уже обратились. У нас есть несколько программ, направленных на то, чтобы производители передавали нам продукты, которые, может быть, впоследствии они бы утилизировали, а в данном случае мы их передаем людям, который сейчас в них нуждаются.

Вторая тема: мы работаем с торговыми сетями, чтобы они помогали нам собирать продукты, которые нужны в семьях. Кстати, нам очень много помогают церковные волонтеры. В Москве у нас началась акция, она проходит в московских торговых сетях. Мы приглашаем волонтеров из храмов, и они для своих же прихожан собирают продукты, то есть у нас есть договоренность с торговой сетью, и, соответственно, нас туда приглашают, создавая нам возможность продуктового сбора. И те продукты, которые семья хочет себе купить, она покупает и для себя, и для людей нуждающихся. Через Вашу программу хотела бы еще раз пригласить к нам волонтеров из храмов.

Митрополит Иларион: В христианской традиции всегда было особое отношение к пище. Пища воспринимается не только как что-то, чем мы удовлетворяем голод, насыщая свои физические потребности. Пища в христианской традиции всегда воспринималась как дар Божий. Ведь неслучайно мы говорим о том, что нельзя садиться за стол, не помолившись, нельзя выйти из-за стола, не поблагодарив Бога за еду.

В монастырях есть даже специальный чин благословения остатков. Например, на Афоне трапеза заканчивается тем, что игумен монастыря благословляет избытки, то есть остатки этой трапезы, чтобы ничего не пропало. Потом все, что не съедено, съедается на следующей трапезе, то есть прилагаются специальные усилия к тому, чтобы еда не пропадала.

Одно из прошений молитвы «Отче наш», которую мы читаем каждый день — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это прошение означает очень многое. С одной стороны, мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам ежедневную пищу, чтобы мы не остались голодными. И, естественно, мы просим не только за себя, но и за наших близких, за наши семьи. С другой стороны, Церковь говорит, что есть и тот Хлеб, который сходит с небес — Сам Христос, Который преподает Себя в Таинстве Евхаристии. Все это взаимосвязано. Таинство Евхаристии является благодарением за то, что Бог дарует Себя человеку, но вместе с тем это и благодарение за пищу, которую Бог посылает людям. Всякий раз, когда мы садимся за стол, мы благодарим Бога за пищу, потому что если бы не Божие благоволение, то этого бы не было.

Думаю, нашим телезрителям будет интересно узнать, каким образом происходит распределение продукции, которую Вы находите — тех излишков, которые остаются на производстве. Я знаю, например, что в этом Вам помогает Марфо-Мариинская обитель в Москве на Большой Ордынке.

В. Крисько: Да. Марфо-Мариинская обитель и матушка Елизавета нас очень поддерживают. На территории обители реализуется наш проект «Народный обед». Практически мы кормим ежемесячно порядка 300 семей в Москве. Мы обеспечиваем людей крупами, сейчас добавляются тушенка, масло. Но проект «Народный обед» — это не просто обеспечение продуктами людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Проект имеет большую социальную значимость, потому что приходят волонтеры, которые фасуют эти обеды. По средам в Марфо-Мариинскую обитель могут прийти люди, нуждающиеся в продовольственной помощи, чтобы получить этот обед. Таких цехов фасовки у нас 20 по всей России. Все они расположены либо при храмах, либо при монастырях.

Объем продовольственной помощи ограничен. Мы выделяем, безусловно, те категории граждан, которые действительно находятся в крайне тяжелой ситуации. Как это ни печально, сейчас это большое количество многодетных семей. Когда мы приезжаем в наши цеха фасовки либо в другие центры, где происходит раздача продуктов, и смотрим, кому раздаются обеды, то это, к сожалению, зачастую семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации с большим количеством детей. Много, конечно, и пожилых людей.

Митрополит Иларион: Я, например, вырос в коммунальной квартире. Мы с мамой жили в комнате площадью 14 квадратных метров. Питались на рубль в день. Конечно, в советское время рубль — это хорошие деньги, но все-таки это скромная сумма для пропитания двоих. Но я не хотел бы для себя другого детства.

Мы должны заботиться обо всем. Мы должны и жизнь давать нашим детям, и заботиться потом о том, как их прокормить. У нас во многих приходах созданы кассы взаимопомощи, когда многодетные семьи в значительной степени питаются от прихода. Я знаю, что и в других религиозных общинах такое есть, в частности, у мусульман. И такие инициативы как ваша тоже помогают решить эту проблему.

В. Крисько: Абсолютно верно. Для нас это одна из главных задач. Для меня это дело всей моей жизни, ибо, проработав много лет в больших корпорациях, я поняла, что действительно хочется сделать что-то доброе, полезное. Наш фонд помогает не одной семье, а большому количеству людей. Со своей стороны мы действительно стараемся сделать продовольственную помощь и поддержку здоровой, то есть в нее также входит и молочное питание. Это наша задача. Пусть мама потратит деньги не на молочные продукты, а на что-то другое, а у нее при этом будет продовольственный запас.

Митрополит Иларион: Важно, чтобы расширялись масштабы этого дела. 300 семей…

В. Крисько: Это только в Марфо-Мариинской обители, а у нас таких 20 цехов.

Митрополит Иларион: Думаю, что потребность людей в такой помощи по масштабам страны гораздо больше. И поэтому нужно, чтобы и таких инициатив было больше, и росло число самих людей, которые озабочены этой проблемой. Мне бы хотелось, чтобы и наша передача оставила отклик в сердцах наших телезрителей, у которых обеспеченные семьи. Именно поэтому я и затронул данную тему.

Сегодняшнюю передачу я начал с удивительного рассказа о том, как Господь напитал пять тысяч человек пятью хлебами. Казалось бы, речь идет о чуде, но когда это чудо было совершено и осталось много лишней еды, то Господь сказал: соберите все, что осталось, чтобы ничего не пропало. Почему Он так сказал? На это редко кто обращает внимание. Я, признаюсь, написал целую книгу о чудесах Иисуса Христа, но я не обращал прежде внимание на этот момент, вплоть до того, пока не начал готовиться к нашей передаче. Действительно, Господь позаботился не только о том, чтобы людей накормить, но еще и о том, чтобы ничего не пропало.

В. Крисько: Одна из следующих инициатив, которую мы хотим реализовать, — это бережное отношение к еде в семье. Чтобы семьи, у которых остаются излишки продуктов, могли передать их тем, кто в них сейчас нуждается. Эта акция или инициатива должна быть масштабной. В преддверии зимы особенно хочется, чтобы семьи, которые оказываются в непростых жизненных условиях, были накормлены, сыты.

Митрополит Иларион: Есть, конечно, разные продукты. Есть продукты скоропортящиеся, а есть продукты долгосрочные. Допустим, вы купили арбуз. Вы его разрезали, половину съели, вся семья уже накормлена, а он такой большой, что все равно остается, и вы все равно его целиком не съедите. Тогда отнесите оставшуюся половину соседке, пусть соседские дети порадуются, съедят арбуз.

С другой стороны, есть очень много продуктов, предназначенных для долгосрочного хранения: это крупы, консервы — то, что люди закупают в больших количествах, а потом в какой-то момент, совершая очередную ревизию своего кухонного шкафа или холодильника, обнаруживают, что накупили гораздо больше, чем нужно. И в таких случаях у людей должна быть возможность передать свои запасы тем, кто сможет их распределить нуждающимся.

В. Крисько: Абсолютно верно. Повторюсь, что мы сейчас как раз думаем о том, как это технически организовать, потому что есть люди, которые готовы помогать.

Митрополит Иларион: Я благодарю Вас за Ваши труды, благодарю за участие в нашей передаче. Надеюсь, что наши телезрители откликнутся на то послание, которое мы с Вами попытались им передать, и что бережное отношение к еде действительно поможет, в том числе, и тем людям, которые нуждаются сейчас в помощи.

Пост — это строгий запрет или ограничения на употребление пищи или же только отдельных продуктов, например, мяса или молочных продуктов.

Великий Пост –это путь к Светлому празднику Великой Пасхи , через который человеку верующему необходимо пройти, держа себя в строгости. Запрет накладывается не только на употребление пищи, но так же запрещается проводить это время в веселье и утехах. Великий Пост- один из самых строгих постов церковного календаря, он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из сорока дней (Четырехдесятницы) и недели перед Пасхой (Страстной седмицы). Четырехдесятница отмечается в честь того, что Иисус Христос постился в пустыне сорок дней, а Страстная седмица- память о жизни Христа в последние дни его жизни, о Его распятии и воскрешении.

В Великий Пост не рекомендуется употреблять людям пищу животного происхождения- это мясо, яйца, молоко. Однако, разрешено есть рыбу, но лишь в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы. Употребление в пищу морепродуктов, таких как кальмары, креветки, мидии, не воспрещается во время Великого Поста.

Но, не стоит забывать о том, что Великий Пост- это не православная диета, и целью поста является не сколько очищение желудка, сколько очищение души человеческой.

Что же касается трапезы, по Церковному Уставу, существуют некоторые правила :

  • В первую и последнюю неделю Великого Поста соблюдается особо строгий пост.
  • Исключаются мясные и молочные продукты (масло, сыр, творог, молоко), яйца. То есть все продукты животного происхождения.
  • Есть можно только раз в день, вечером, однако, по субботам и воскресеньем разрешается употребление пищи два раза в день, в обед и вечером.
  • В понедельник, среду и пятницу употребление пищи в холодном виде, без растительного масла. По вторникам и четвергам разрешается горячая пища без масла.
  • По субботам и воскресеньям разрешается добавлять растительное масло в пищу, так же разрешается употреблять виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы).
  • В страстную Пятницу (это последняя пятница Великого Поста) стоит воздержаться от пищи вообще.
  • В субботу многие соблюдающие пост, так же воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи.

Какие продукты разрешено употреблять во время поста?

Если разумно подойти к своему питанию во время Великого поста, то, во-первых, вам не придется голодать, а во-вторых, даже в период строго поста питание может быть вполне разнообразным и сбалансированным.

Итак, основные продукты, разрешенные в пост:

  • Хлеб черный, злаковые хлебцы.
  • Крупы (овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячневая)
  • Соленые и маринованные овощи, варенье из ягод и фруктов.
  • Грибы различного приготовления.
  • Бобовые (фасоль, чечевица, горох)
  • Сухофрукты, орехи, мед.
  • Овощи по сезону (картофель, свекла, морковь, лук, капуста, редька и др.)
  • Фрукты по сезону (яблоки, бананы, грант, апельсины и др.)
  • Рыбу разрешено употреблять два раза за весь пост. В праздник Благовещение (в 2016 году он приходится на 7 апреля) и Вербное воскресенье (24 апреля 2016 года)

Календарь питания по дням 2019.Меню.

Первая неделя поста- наиболее строгая. Важно правильно войти в пост,а также знать личные противопоказания.

1 неделя

Понедельник Принято воздержаться от пищи.
Вторник Разрешается черный хлеб, воду, квас.
Среда Сухоядение, то есть пища, которую употребляют в сыром виде, это могут быт различные овощи и фрукты, а так же орехи и зелень. Разрешено употреблять хлеб.
Четверг Продолжение сухоядения.
Пятница Можно есть овощи, фрукты, орехи, масло растительное в этот день запрещено. Приготовление пищи не рекомендуется, все употреблять в сыром виде.
Суббота Питание то же, что и в пятницу, разрешается пить виноградный сок.
Воскресенье В этот день разрешается есть вареную пищу с растительным маслом. Также можно выпить небольшое количество красного вина, которое должно быть натуральным, без добавления спирта.

Выше мы описали одну неделю, как по всем правилам и канонам следует блюсти пост, это больше приемлемо монахам, либо же людям, строго соблюдающим все предписания церкви. Если же вы впервые решили поститься, то не стоит брать на себя чрезмерные нагрузки! Вполне возможно, например, употребление масла в пищу.

Вот примерное меню, которое вы можете взять за основу, добавляя или замещая те или иные блюда:

2 неделя

Понедельник Завтрак Каша овсяная на воде. Чай.
Обед Суп вермишелевый. Котлеты картофельные. Яблоки. Кофе или чай.
Ужин Чай.
Вторник Завтрак Каша рисовая. Салат из огурцов и помидор. Чай.
Обед Суп овощной. Вермишель с грибным соусом. Чай с вареньем.
Ужин Чай.
Среда Завтрак
Обед Солянка овощная. Салат из капусты. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша кукурузная. Чай или кофе.
Обед
Ужин
Пятница Завтрак Каша ячневая, огурцы, помидоры. Чай или кофе.
Обед
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Винегрет. Чай или кофе.
Обед Каша пшенная. Овощи. Компот.
Ужин
Это первая родительская суббота, во время Великого Поста. По возможности, люди едут на кладбище, для того чтобы навестить своих усопших родственников.
Воскресенье Завтрак
Обед
Ужин

3 неделя поста

Понедельник Завтрак Каша пшеничная. Орехи. Чай.
Обед Картофельный суп с гречкой. Зразы картофельные. Фрукты. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша гречневая. Чай
Обед Суп фасолевый. Вермишель с соусом грибным. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак Каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Овощная солянка. Капустный салат. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша из овсяных хлопьев. Фрукты. Чай или кофе.
Обед Щи из свежей капусты. Салат из овощей. Компот.
Ужин Пюре картофельное с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак Каша ячневая. Чай или кофе.
Обед Суп гороховый. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Каша пшенная. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Овощи. Компот.
Ужин Вермишель отварная с лечо. Чай.
Примечание: Это уже вторая родительская суббота во время Великого Поста. Так же необходимо сходить на кладбище, чтобы отдать дань своим усопшим родственникам.
Воскресенье Завтрак Каша пшеничная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Картофель жареный. Компот.
Ужин Каша рисовая с луком и морковкой. Чай.

4 неделя поста

Понедельник Завтрак Каша овсяная. Орехи. Чай.
Обед Суп овощной. Каша гороховая. Орехи. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша ячневая. Чай.
Обед Суп с чечевицей. соленые грибы. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак Каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Борщ постный. Салат из огурцов и помидор. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша рисовая. Орехи. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с фасолью. Салат из овощей. Компот.
Ужин Картофельное пюре с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак Каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с зеленым горошком. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша кукурузная. Чай.
Суббота Завтрак Каша гречневая. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Компот.
Ужин Вермишель отварная с грибным соусом. Чай.
Примечание: Эта суббота уже будет третья по счету родительская.
Воскресенье Завтрак Каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Салат из овощей. Компот.
Ужин Каша гречневая. с луком и морковкой. Чай.

В последующие пятую и шестую неделю поста можно повторять свое меню, что и на второй и третей неделе.

Седьмая (Страстная седмица) неделя Великого Поста является такой же строгой, что и первая.

Шестое воскресенье Великого Поста приходится на празднование входа Господа в Иерусалим, или его еще называют Вербное воскресенье. В этот день можно кушать рыбу, еду с маслом, употреблять немного кагора.

В понедельник, вторник и среду- сухоядение. Четверг можно кушать теплую еду, но приготовленную без масла, и только один раз в день. В пятницу только хлеб и вода. В субботу прием пищи запрещен.

И, наконец, воскресенье, конец самого строго го поста приходится на празднование Светлой Пасхи.

Важно посмотреть это видео, для безопасности!

Стоить отметить, если вы впервые решили поститься, рекомендуется поговорить со священником, и решить для себя меру строгости соблюдения поста, ведь надо понимать очень важную истину, что главной целью соблюдения поста является не ограничение в еде, а смирение и покаяние, молитва!

С каждым годом желающих преодолеть время православного поста становится всё больше. Но проходит несколько дней, и мысли невольно возвращаются к покинутой вкусной еде. Не стоит бросать задуманное: доступный современному человеку набор продуктов позволяет приготовить множество вкусных и нехитрых блюд. В пост питание может стать полезным и разнообразным.

Постные уставы древности

Прежде чем утешиться аппетитными кушаньями из овощей и фруктов, следует вспомнить древних подвижников, составивших правила постного питания. В основном это были монахи, вся жизнь которых представляла собой сплошной пост. Отшельники употребляли только растительную пищу, а готовясь к великим праздникам, вовсе отказывались от еды. Сопровождающим ослабленный организм болезням внимания не придавали: главной целью была подготовка души ко встрече с Богом.

В общежительных монастырях, где насельники трудились в полях или занимались рукоделием, питание не ограничивалось так строго. Постный стол состоял из простых блюд с непривычными названиями:

На кухне монахи работали по очереди, независимо от кулинарных талантов. Любой мог приготовить простые постные блюда. Рецепты на каждый день разнообразием не отличались: это были варёные овощи, пшеничные лепёшки и травяные чаи. Пищу употребляли, накрывшись капюшонами, чтобы не видеть, сколько съел сосед. Во время еды читали жития святых или наставления отцов.

На каждый день поста полагались ужесточения или послабления меню в зависимости от праздников и памятных дат. Стол накрывали не более двух раз за сутки.

Не любой современный человек может выдержать постный устав, но подражать древним подвижникам в малой мере доступно каждому. Заранее составив ежедневное меню из блюд быстрого приготовления, можно освободить голову для молитвы, а средства - для благотворительности. После нескольких «разгрузочных» дней любая еда будет выглядеть привлекательно и вкусно.

Меню на каждый день

В некоторых церковных календарях специальными значками указываются степени строгости поста на каждый день. Всего их шесть, последующая подразумевает разрешение на предыдущие:

Сухоядение . В обычной неделе Великого поста содержится пять дней «варения без елея» и два (суббота и воскресенье) - с елеем (маслом). Меню сухоядения может быть таким разнообразным, что все домашние с удовольствием станут поститься с хозяйкой.

Завтрак:

  • овсяная каша с сухофруктами и орехами, чай с мёдом;
  • салат из сырых овощей, заправленный соевым соусом или лимонным соком с пряностями, кофе с хрустящими хлебцами;
  • гречневая каша, горячие морсы из клюквы, смородины, облепихи с пряностями и цитрусовыми.

Обед:

  • борщ постный, суп с вермишелью, морковью и грибами, окрошка из варёных овощей на квасе, свекольник без масла, гороховый суп;
  • гречка с овощным пюре, запечённые овощи, салат из морской капусты, соленья;
  • десерты из сухофруктов и орехов с мёдом, соки.
  • пюре картофельное;
  • фруктовые салаты;
  • «шаурма» овощная: запечённый болгарский перец с томатами и капустой, завёрнутый в армянский лаваш;
  • сухари, сушки.

В «елейные» дни во все эти блюда добавляется масло, и наступает настоящий праздник. Можно есть жареную картошку, овощное рагу, грибной суп-пюре, вареники с квашеной капустой, постные блины и другую выпечку. Масло разрешается также по средам и пятницам периода мясоеда.

Рыбные и винные дни . В Великий пост рыба подаётся на Благовещение и Вербное воскресенье. Верующие хозяйки покупают небольшое количество продукта, чтобы праздничные блюда не остались на следующий день.

Быстро можно приготовить бутерброды с маринованной горбушей, используя вместо масла спред из растительных жиров или постный майонез. На фоне строгого воздержания аппетитно выглядит картофель с селёдкой и зелёным луком, рыба, запечённая в фольге целиком. Биточки из икры традиционно готовят в Лазареву Субботу.

Вино и другие спиртные напитки употребляются в небольших количествах. Уставная норма - 250 мл кагора, вдвое разбавленного водой.

Простые рецепты

Главное условие рецептов на Великий пост - простой и недорогой состав. Не занимать мысли изобретением вкусовых оттенков тоже можно назвать видом воздержания.

Для приготовления блюд без масла хорошо использовать мультиварку: в ней особенно удаются овощи на пару для разнообразных гарниров и салатов.

Постный борщ без масла

Натереть морковь и свёклу в сковороду, залить небольшим количеством воды и потушить. В конце добавить томат-пасту или свежие помидоры. Нарезанный картофель отварить в кастрюле, выложить туда же нашинкованную капусту и, через несколько минут кипения, тушёные овощи. При подаче посыпать зеленью кинзы или укропа.

Гороховый суп без масла

На две порции подготовить стакан сухого гороха, половину большой моркови, один-два клубня картофеля, зубчик чеснока, зелень. Колотые бобы замочить на пару часов, жидкость слить, положить с нарезанным картофелем в чистую воду и кипятить до разваривания. Незадолго до готовности всыпать натёртую морковь, в конце - раздавить дольку чеснока. Подавать с зеленью.

Блюда с морепродуктами

Современные постники не приравнивают морепродукты к рыбе и считают возможным их использование в строгие дни поста.

«Морской коктейль» тушат с морковью и луком на сковороде, после чего добавляют стакан риса и заливают водой, на два пальца выше уровня крупы. Прикрутив пламя, следят за блюдом, добавляя при необходимости воду. Когда рис сварится, огонь выключают и оставляют сковороду под крышкой минут на двадцать. Получается вкусный плов с морепродуктами.

Если вместо риса добавить мелко нарезанную цветную капусту и побольше воды - получится суп «Морской коктейль». Для вкуса можно при тушении овощей положить сельдерей. Масло в зажарку добавлять по уставу: в зависимости от дня недели.

Котлеты овощные и крупяные

Овощные биточки с добавлением круп хороши в качестве постного второго блюда. Правильно приготовленные котлеты выглядят красиво и аппетитно. Их можно делать с растительным маслом (жарить) или без него (запекать в духовке или гриле). Склеивающей основой фарша является картофельное пюре или манная крупа.

Для получения пюре картофель следует отварить и растолочь, не добавляя воду или масло. Смешать с любыми составляющими:

  • зелёный горошек, консервированная кукуруза;
  • крупы гречневая и перловая, всё сваренное и в равных долях;
  • пюре из варёной чечевицы;
  • кабачок сырой, пропущенный через крупную тёрку;
  • измельчённую морковь, обжаренные лук и грибы и т. п.

С манной крупой готовят морковные, капустные и свекольные котлеты. Для этого овощи трут на мелкой тёрке, подсаливают, добавляют пряности и тушат на сковороде в небольшом количестве воды. Через пять минут после начала процесса добавляют немного манки (полстакана на килограмм овощей). Постоянно помешивая, держат на огне ещё 10 минут. При необходимости можно добавить воды, но получившийся фарш должен быть достаточно густым, чтобы держать форму.

Постные котлеты подают с томатным или соевым соусом.

Праздничные блюда

Когда на время воздержания придётся семейный праздник и гостей не избежать, любители постной кулинарии смогут удивить присутствующих вкусными и лёгкими блюдами, секрет которых станет загадкой вечера.

Постная выпечка

Пирожки с капустой, грибами, тыквой или фруктами подойдут и для праздника, и для поминального стола. Тесто делается на дрожжах. Для пышности используют минеральную воду, дважды просеивают муку или добавляют картофельное пюре. Имеют значение время действия дрожжей и способы замешивания. Постное тесто можно жарить или выпекать.

300 мл воды нагревают до 35 градусов, кладут 20 г дрожжей и 2 ст. ложки сахара. После образования пенной шапки добавляют щепотку соли и стакан муки. Перемешанную до однородности массу ставят подходить в тепло. Примерно через полчаса добавляют растительное масло и ещё два с половиной стакана просеянной муки. Замешивают тесто и используют по назначению.

Начинки для постных пирожков, кроме ягод, предварительно тушат на сковороде с сахаром или приправами. Чтобы выпечка выглядела аппетитно, поверхность смазывают крепкой чайной заваркой перед отправкой в духовку.

Имея готовое дрожжевое тесто, можно устроить кавказское застолье для друзей и напечь подобие осетинских пирогов. Для начинки используют отварную красную фасоль, растолчённую со специями и жареным луком. На середину тонкой лепёшки кладут шар из начинки, по объёму равный тесту, и защипывают сверху как мешок. Снова раскатывают и пекут с обеих сторон на сухой сковороде. Вино прилагается по уставу.

Вареники и пельмени

Тесто для вареников и пельменей лучше делать на кипятке. На 500 г муки потребуется три столовых ложки масла, чайная ложка соли и 300 г кипятка. Масло и соль отправляют в горячую воду, которую выливают на горку муки. Замешивают сначала лопаткой, чтобы не обжечься, после остывания - руками.

Начинки могут быть разными:

Правила постного питания

Склонным к полноте людям не следует увлекаться включением в постное меню вкусных рецептов. Во время поста можно легко набрать вес, злоупотребляя блюдами с высоким содержанием крахмала или сахара, какими являются большинство из перечисленных кушаний.

Фаворитами постного стола здорового человека должны стать овощные салаты, цитрусовые, зелень, чёрный хлеб. Главной идеей является отказ от любимых блюд и удовольствий.

Постный устав не является догмой. В древности больным разрешались не только молочные продукты, но и пастрами - нежирное вяленое мясо. В монастырях Русского Севера, где основным питанием была рыба, её вкушали даже в «неуставные» дни.

Пост для детей может состоять, например, в запрете на сладкое, а остальные блюда остаются полноценными.

Рецепты православной кухни, позволяющие приготовить полезную еду на скорую руку, охотно используются хозяйками круглый год.

Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2018 году он длится 38 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

Поделиться: