Нравственные императивы у современной молодежи. Молодежь и нравственность

Проблема нравственного сознания молодежи привлекает внимание ученых разных областей: педагогики, психологии, философии, социологии, культурологии, медицины, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное начало в развитии личности (Конфуций, Сенека, Аристотель, Спиноза, Гегель, Кант и др.).

Проблеме нравственного развития человека посвящены труды таких известных исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Д.И. Водзинский, А.И. Рувинский, И.О. Свадковский, И.Ф. Харламов и др. В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности.

Рассматривая проблемы нравственности, мы опирались на теоретические разработки вопросов нравственности классиков отечественной этики А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого и др.

Нарушениям нравственных норм поведения большее внимание стали уделять этики, философы, педагоги: М.С. Алеманскин, С.Ф. Анисимов, М.А. Архангельский, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, В.В. Давыдов, О.Г. Дробницкий, Н.Н. Крутов, И.А. Невский, А.И. Титаренко, Л.Б. Филонов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов и др.

Проблема нравственного сознания и поведения молодежи не может быть решена без анализа работ представителей разных школ и направлений, выделяющих ключевую роль в формировании личности, ее потребностей (С.Л. Рубинштейн, А.К. Ковалев, Д.А. Кикнадзе, А.И. Божович и др.), установок (Д.И. Узнадзе, А.С. Прангашвили), «значимости» (Н.Ф. Добрынин), «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, А.В. Петровский), «мотива и смысла» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский).

Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли американские и западно-европейские ученые: Т. Парсонс, Ю. Аллпорт, П. Верной, Ф. Адлер, М. Рокич и др. Теории ценностей посвящены и работы современных авторов: Н.Н. Андреевой, Л.М. Архангельского, Н.Я. Голубковой, Л.Г. Новиковой, С.Ф. Анисимова, СИ. Григорьева, М.Н. Громова, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, Д.А. Кикнадзе, Г. В. Кузнецовой, Н. И. Лапина, A.M. Гендина, В.Т. Лисовского, В.Г. Немировского, М.Н. Руткевича, Л.Я. Рубина, М.Х. Титма, Л.К. Уледова, П.Н. Якобсона, В.А. Ядова и др.

Как отмечают многие отечественные ученые, произошли коренные изменения в системе ценностных ориентации современной молодежи (В.Т. Лисовский, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, В.И. Добрынина, Ф.И. Минюшев и др.). Деформация системы ценностей выступает важным фактором формирования отклоняющегося поведения.

Большая часть работ, находящихся в историографическом поле, изучаемой проблемы, В.Т. Лисовского, А.С. Запесоцкого, Ю.А. Зубок, М.В. Ушаковой, В.И. Чупрова, Г.А. Дорофеева, В.И. Добрынина, О.И. Карпухина, О.А. Раковской, Б.А. Ручкина и др. посвящена анализу социально-экономического положения молодежи в современном российском обществе. Учеными проведен анализ трансформации системы воспитания молодого поколения и предложены новые концепции, отвечающие современному общественному развитию. Большое внимание исследователи уделяют социальным вопросам материального обеспечения молодых граждан, что имеет непосредственную связь с девиантным поведением молодежи (В.М. Димов, В.Т. Лисовский, А. Макеева, Л.А. Журавлева, А.Л. Арефьев, В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева, М.К. Горшков, Ф. Э. Шереги, М. С. Крутер и др.). В широком социальном контексте анализируются проблемы образования, труда, укрепления здоровья молодых людей.

Трансформация российского общества характеризуется изменением жизни миллионов людей, прежде всего молодежи, когда рушатся личностные ценности и устои общества, которые еще недавно казались стабильными. Вместе с изменениями в обществе происходят коренные изменения общественных отношений в молодежной среде, сопровождаемые существенными сдвигами в ценностных ориентациях молодежи. Ранее существовавшие ценности девальвируются и формируются новые, зачастую прямо противоположные, отрицательно влияющие на социальный и духовно-нравственный облик молодежи. Реальное состояние нравственности в обществе, и молодежи в целом, можно обозначить как глубокий нравственный кризис, который изменяет, искажает, деформирует поведение людей, заставляя их приспосабливать свои поступки к новому обществу. Именно молодежь является чутким барометром общественного развития. Адекватную оценку нравственного здоровья общества можно дать по тому, как формируется отношение к молодежи в обществе и какие ценности признаются в этом обществе приоритетными. Английский социолог Р. Гиллис, утверждал, что молодежь в обществе такова, какой ее делает правящий класс, те, кто стоит во главе социальных институтов общества.

Как считает В.О. Рукавишников с соавторами, Россия стремительно обретает многие черты, делающие ее похожими на современное западное общество. В их исследовании показана картина глобальных различий морального сознания между Россией и Западом.

Отражая реальную действительность, мы можем утверждать, что проблема морали является одной из самых острых. Анализ современных проблем нравственного сознания молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «мораль». Термин «мораль» произошел от латинского слова mos - mores - обычаи, нравы, отсюда moralis - назидательный, нравоучительный. Специально-философское представление о морали формируется в процессе осмысления, во-первых, правильного поведения, порядка в нравах, должного характера («морального облика») - отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого внутренним долженствованием, или пределов свободы и условиях задаваемой организационной и нормативной упорядоченности. Согласно одному из наиболее распространенных современных подходов, мораль трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей. Такое понимание морали оформляется у Милля («Утилитаризм»), определявшего мораль как совокупность правил, которыми люди руководствуются в своих поступках; хотя понимание морали как некоторой формы императивности формируется раньше - в разных вариантах у Гоббса, Б. Мандевиля, И. Канта (в отличие от доминировавшего в просветительской мысли понимания морали как преимущественно сферы мотивов).

А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян определяют мораль как: 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю, бескорыстие мотивов; 4) способность жить в человеческом общежитии; 5) человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности. Наряду с этим определением и в общефилософской литературе, и в публицистике, и в обычной речи под моралью нередко понимается вообще любая принятая система норм индивидуального поведения.

В русском языке существуют собственные слова для обозначения того же явления - понятие «нравственность». Понятие «нравственность» обладает сложным многозначным содержанием. Среди ученых есть те, которые различают нравственность и мораль. По этому поводу имеется несколько точек зрения, не исключающих, а наоборот, дополняющих друг друга, выявляющих некоторые нюансы. Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. В несколько ином плане мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения.

Таким образом, соотносительно с пониманием морали нравственность представляет собой сферу духовной свободы личности, когда общечеловеческие и социальные императивы совпадают с внутренними мотивами. Нравственность оказывается областью самодеятельности и творчества человека, внутренней установкой творить добро. Есть и иное толкование морали и нравственности. В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственное - относящееся к одной половине духовного быта, противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относил истину и ложь, а к нравственному - добро и зло. Нравственный человек - добродетельный человек. В. Г. Белинский возводил в ранг «основного закона нравственности» стремление человека к совершенству и достижению блаженства сообразно долгу.

К сфере морали относятся также особого рода требования к человеку (нравственную необходимость), т. е. детерминанты определяющие и направляющие его волю, переживания и поступки. В область нравственности включают также особого рода понятия, представления, воззрения, т. е. моральное мышление. И, наконец, вся описанная совокупность явлений так или иначе обозначается и выражается в моральном языке. Посредством особых терминов характеризуются и типы действия (например, «подвиг», «искупление», «измена», «воровство»), и побуждения («сочувствие», «стыд», «зависть»), и реакции восприятия («одобрение», «осуждение»), и отношения между людьми. Императивы и оценки, чувства и переживания, мотивы и понятия морали также имеют соответствующие лингвистические выражения в виде терминов и высказываний [ссылка].

Также необходимо отметить и то, что явления, обычно включаемые в нравственность, обнаруживают свою крайнюю разнородность. Сюда относят действия, поступки индивидов и совокупное поведение («нравы») массовых групп, общностей, классов; определенного рода общественные отношения между людьми и социальными группами (в морали выступающие как «справедливые», «гуманные» и пр.); феномены воли побуждения, мотивы, устремления человека; личностно-психологические свойства индивидов (их «моральный характер»). Все эти явления в свою очередь как-то воспринимаются людьми, которые выражают к ним свое субъективное отношение. Эти субъективные реакции, оценочно и волютивно окрашенное восприятие и отношение к действительности также включаются в область моральных явлений. Соответственно перечисленные выше феномены наделяются ценностными значениям, т. е. каждый из них как явление морального мира обладает характеристиками (выступает как «добро» или «зло»), которые отличны от его предметно-конкретного содержания.

Несмотря на различие в понимании морали у нее существует общая историческая основа - это необходимость согласования личных и общественных интересов, регулирования взаимоотношения личности и общества таким образом, чтобы при этом в соответствии с конкретными историческими условиями были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу, как высшей цели, и к личному благу, как конечной цели, в их единстве на основе первенства общего блага является специфической моральной целью. Однако для морали также важно, каким способом достигается единство личных и общественных интересов. В. А. Блюмкин, Г. Н. Гуманицкий, Т. В. Цырлина видят наиболее глубокую и специфическую характеристику морали в моральности, т. е. способности личности совершать моральные поступки, действуя по внутреннему побуждению во имя общего блага и блага другого человека. В отношении к общему благу как к высшему содержится моральный мотив поведения человека. Мораль обеспечивает высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, которая является условием их благополучия и прогресса. Таким образом, в условиях неопределенности терминологии зачастую по словарному определению термины «мораль» и «нравственность» используют как синонимы. На основании этого далее в диссертации мы будем использовать оба термина как синонимы, но учитывая то, что мораль - это принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей, а нравственность - неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.

Так же мы будем учитывать, что сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). А Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав. Наиболее нравственно поступает тот человек, который совершает нравственные поступки, даже об этом не задумываясь. Он просто не может вести себя по-другому. Мораль направлена в первую очередь на самоутверждение, а нравственность - на бескорыстный интерес к другому человеку. Нравственность наиболее близка к идеалу, к универсуму.

Нравственное сознание же выступает как элемент сложного целого - психологии индивида. Оно включает специфические идеи, убеждения, идеалы, потребности, чувства и переживания. Индивидуальное нравственное сознание есть не что иное, как усвоенное общественное нравственное сознание. Иначе говоря, нравственное сознание есть форма социально-опосредованного отражения явлений действительности. Содержание этого сознания зависит как от объекта отражения, каким являются взаимоотношения людей, так и от тех конкретных социальных условий, в которых осуществляется отражение. Кроме того, нравственное сознание, выражая отношение к поведению, ориентирует личность на лучшие примеры такого поведения.

Философская энциклопедия определяет нравственное сознание как один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В нравственном сознании в виде определенных понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей. Объективные законы общественной жизни в морали получают выражение в виде совокупности требований, предъявляемых к поведению людей. В отличие от норм права, нравственные требования вырабатываются непосредственно массовым сознанием и в Нравственном сознанании принимают форму безличного долженствования, неписаного закона, равно распространяющегося на всех людей, в котором остается скрытой как выраженная в нем общественная воля , так и отраженная этой волей социально-историческая необходимость . Эта особенность Нравственного сознания в прошлом порождала множество мифологических и идеалистических истолкований происхождения и природы нравственных требований. В этике они изображались как повеления бога, априорный закон практического разума (Кант ), веление совести «чистого Я» (Фихте ), выражение нравственного чувства (А. Смит, А. Шефтсбери, Ф. Хетчесон) и т.п.

Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней - обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так как в процессе жизни человек стремиться поднять свой базовый теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей на протяжении земной жизни пользуются обыденным сознанием.

Связанные и взаимодействующие меду собой, обыденный и теоретический уровни сознания имеют некоторые отличия. Различие заключается в глубине постижения нравственных явлений: на обыденном уровне создаются простые умозаключения, связанные с наблюдениями и оценками, тогда, как теоретический уровень дает возможность понять всю суть, происходящих явлений.

Обыденный уровень нравственного сознания можно представить, как оценку нравственных норм, опирающуюся на будничные, часто повторяющиеся отношения между людьми. Обыденный уровень опирается на традиции, обычаи и нравственные нормы, принятые в обществе.

Теоретический уровень нравственного сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень - есть способ познания мира через понимание нравственных проблем.

Обыденный уровень нравственного сознания структурно состоит из обычаев, традиций, норм и оценок. Обычай представляет собой хорошо закрепленный в сознании общества элемент нравственного сознания, который отражает реальную действительность, регулирует отношения людей с позиций понимания добра и зла. Обычай тесно связан с обрядом.

Традиция представляет собой прочно закрепленный исторически, долговечный и прочный элемент сознания, связанный с направлением поведения человека во всех отраслях общественной жизни, опирающийся на его эмоциональную сферу.

Нравственная норма представляет собой элемент, позволяющий осознать меру обязательных и допустимых вариантов поведения человека, с помощью которого регулируются отношения между людьми. Нравственная норма опирается на систему знаний человека о добре и зле.

Нравственная оценка - это элемент, позволяющий выявить характер соответствия или его отсутствия в поведении человека, исходя из тех моральных норм, которые приняты в обществе.

В теоретическом уровне нравственного сознания выделяют такие структурные элементы, как смыслы, ценности, нравственные идеалы и ценностные ориентации. Все они являются звеньями, связывающими нравственное сознание и поведение человека.

Главной задачей базового и теоретического уровня нравственного сознания становится осмысленное поведение человека в обществе.

Из вышеприведенных определений следует, что нравственность - это, как минимум, способность к различению добра и зла. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Эти устои в настоящее время не прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно - в средствах массовой информации.

Общество через мораль приспосабливает человека к своей системе, к своей, конечной форме существования. Усвоение моральных норм приводит к адаптации человека в данном обществе. Однако моральные требования могут вступать в противоречие с нравственными. И в жизни человек очень часто оказывается в ситуации конфликта между моральными и нравственными требованиями. Осознание проблемы выбора между различными ценностями - также важный механизм формирования нравственного сознания.

Значимость формирования нравственного сознания молодежи определяется тем, что размягчение морали и нравственности - важный этап разрушения общества. Антрополог К. Лоренц сформулировал закон: «Радикальный отказ от отцовской культуры - даже если он полностью оправдан - может повлечь за собой гибельное последствие, сделав презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов. Юноши, освободившиеся от традиции, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринерские формулы».

на региональном и местном уровне, обеспечивающего регулярную и многоаспектную оценку процессов, происходящих в молодежной среде. Социальный мониторинг, как известно, представляет собой структурно и функционально организованную систему информационно-аналитических служб, компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечивающих регулярный сбор, накопление, хранение, обработку, анализ и предоставление пользователям сведений о состоянии и динамике изменений социального пространства страны и региона в целях диагностики и прогнозирования происходящих в нем социальных процессов.

Важнейшей функцией социального мониторинга регионального молодежного субсоциума является научно-информационное обеспечение региональной молодежной политики на всех ее этапах - от изучения социальных характеристик РМС до принятия управленческого решения. Социальный мониторинг РМС включает в себя четыре последовательных этапа:

1) сбор, систематизация и первичная обработка статистической и социологической информации об изучаемом объекте с учетом количественных и качественных показателей (социально-демографических, профессио-

нальных, образовательных, отражающих социальное самочувствие и ценностные ориентации);

2) социальная диагностика сущностных характеристик и параметров развития РМС, определение точек «социального напряжения» в молодежной среде;

4) анализ результатов принятия управленческого решения на основе наблюдения за ходом его реализации в молодежной среде.

Таким образом, анализируя процессы развития молодежи в отдельном регионе, сравнивая их с процессами, происходящими в других регионах, мы получаем возможность создания типологического портрета регионального молодежного субсоциума как составной части молодого поколения страны. Развертывание в 1995 г. системы мониторинга РМС в Республике Мордовия позволило осуществить оперативный и регулярный сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития молодежи региона, подготовить целый ряд научно обоснованных управленческих решений, которые нашли отражение в ежегодных докладах Правительству РМ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сухарев А. И. Основы регионологии: сб. ст. / А. И. Сухарев; НИИ регионологии. - Саранск, 1996. - 120 с.

Поступила 13.07.11.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева

В статье анализируются результаты социологических исследований морально-нравственных ориентаций российской молодежи, определяются приоритетные ценности и жизненные цели молодого поколения.

Вопросы морали и нравственности современного молодого поколения часто ставятся и бурно обсуждаются в российском обществе. О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи много говорят и пишут. Ряд публикаций в

СМИ, высказывания известных деятелей страны да и простых обывателей носят критический характер. Молодежь упрекают в аморальности, отказе от традиционных для россиян ценностей и меркантилизме. Вместе с тем существует и противоположная точка

О Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М» 3

зрения: государство под руководством Президента реализует множество проектов, направленных на молодежь; многие считают, что современные молодые люди достойно продолжают традиции родителей.

При изучении молодежи достаточно трудно провести комплексное исследование, которое смогло бы дать ответы на все вопросы относительно морали и нравственности современного молодого поколения. При изучении молодежи социологи часто используют понятия «морально-нравственные ценности», «ценностные ориентации», «принципы». Одним из наиболее значимых и объем-

ных исследований молодежи XXI в. стал аналитический доклад, подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации . Исследование проводилось в марте-апреле 2007 г., в опросе участвовали 1 796 чел. в возрасте от 17 до 26 лет включительно. Исследователи пытались выяснить, насколько значимы для молодежи моральные нормы и принципы (табл. 1). Ответы на данный вопрос показывают, что 54 % респондентов считают моральные нормы актуальными и не подверженными влиянию времени.

Таблица 1

Суждения молодежи об актуальности моральных норм

Сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие моральные нормы уже устарели 45

Основные моральные нормы не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны 54

Затрудняюсь ответить 1

В то же время 55 % опрошенных отметили, что в современном жестоком мире им иногда приходится переступать

через моральные нормы (табл. 2). Принципиальных последователей морали оказалось 44 %.

Таблица 2

Суждения молодежи о возможности (невозможности)

переступить через моральные принципы

Вариант ответа Процент от общего числа респондентов

Современный мир жесток, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы 55

Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переслуплю через моральные принципы и нормы 44

Затрудняюсь ответить 1

Таким образом, в ответах респондентов наблюдается противоречие: 54 % молодых людей отмечают актуальность и неизменность моральных норм в жизни человека, но лишь 44 % готовы отстаивать собственные принципы даже в ущерб личному успеху.

Далее респондентам был задан вопрос: «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?». Выяснилось, что подавляющее большинство респондентов не могут оправдать заброшенность и плохое воспитание детей (93 %), жестокое обращение с животными (83 %) и употребление наркотиков

(82 %). Недопустимы измена Родине (78 %), гомосексуализм (67 %), публичное проявление неприязни к людям других национальностей (62 %). Неодобрение опрошенных вызывают также пьянство и алкоголизм (59 %), хамство, грубость, нецензурная брань (55 %). Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена - 49 %, аборты - 34 %), молодежь оказалась не так строга, как к хамству и грубости. Более половины современных молодых людей могут оправдать измену, 66 % допускают аборты. Если учитывать, что более 90 % опрошенных не приемлют заброшенность и плохое воспита-

Серия «Социологические науки*

ние детей, то аборт оказывается для современных молодых людей своеобразным выходом, позволяющим не дать родиться ребенку, который потом может оказаться ненужным. Неоднозначно складывается ситуация и с патриотизмом. С одной стороны, 78 % опрошенных считают недопустимой измену Родине, с другой - почти столько же (76 %) оправдывают уклонение от службы в армии. Скорее всего, служба в армии в сознании молодежи никак не связана с патриотизмом.

Распределение ответов на вопрос об ориентации молодежи на Россию или зарубежную страну как место постоянного жительства выглядит следующим образом: 56 % респондентов считают, что большинство молодых людей предпочли бы жить и работать в России, 43 % уверены, что их сверстники хотят уехать и жить за границей. В целом немногим менее половины опрошенных убеждены, что зарубежные страны предпочтительнее для жизни. Результаты исследования показывают, что примерно пятая часть молодежи не считает жизнь и труд в другой стране изменой Родине.

Важным представляется анализ суждений молодежи о том, что является необходи-

Главную опасность 54 % молодых людей видят в утрате средств к существованию, что подтверждает наличие у них в качестве одного из жизненных приоритетов материальное благополучие. Значительная часть опрошенных (39 %) опасаются за свою жизнь и жизнь близких. Тревогу по поводу собственной семейной жизни выразили лишь 28 % респондентов, что можно объяснить уверен-

мым в воспитании детей, так как прививаемые ценности должны быть значимы и для родителей. Тремя главными ценностями, ко- -торые нужно воспитывать в детях, по мнению молодежи, являются доброта, честность, отзывчивость (53 %), хорошее образование (50 %), любовь к семье, близким (47 %). Гораздо менее актуально воспитание веры в Бога (6 %), хотя именно она, по мнению молодежи, формирует все наиболее значимые ценности.

Цели современной молодежи изучались Фондом общественного мнения в 2002 г. По результатам опроса 1 500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик Российской Федерации были собраны данные относительно приоритетных целей и опасений молодежи .

В табл. 3 показаны ответы на вопрос: «Как вы думаете, к чему стремится современная молодежь, какие цели она ставит перед собой?». Таким образом, наличие социально неодобряемых целей (или отсутствие целей) отмечают более 60 % опрошенных, в то время как только треть из них уверены в наличии у молодежи социально одобряемых целей.

ностью в собственных возможностях или низким приоритетом данной ценности в сравнении с другими.

Результаты этого социологического опроса в основном соответствуют данным об иерархии ценностей молодежи. По результатам экспертного исследования, проведенного в 2007 г. Фондом имени Питирима Сорокина , иерархия доминирующих ценностей

Таблица 3

Вариант ответа % по России % по Москве

Материальное благополучие, обогащение 35 44

Получение образования 16 14

Наркомания и пьянство 8 4

Работа, карьера 7 4

Безделье 4 1

Самореализация 4 5

Удовольствия, развлечения 3 3

Независимость 3 3

Воровство 1 1

Подражание Западу 1 0

Другое 2 1

Нет цели 17 18

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

молодых россиян выстраивается следующим образом:

1) материальное благополучие;

2) ценность «Я» (индивидуализм);

3) карьера (самореализация);

5) стабильность;

6) свобода;

7) уважение к старшим;

8) бог (вера в Бога);

9) патриотизм;

10) долг и честь.

Таким образом, результаты приведенных исследований являются в какой-то степени противоречивыми, что подтверждает мнение подавляющего большинства ученых о том,

что ценностная система молодежи находится в стадии формирования. Это связано со спецификой социализации молодежи, завершением первичной ее стадии и началом вторичной. Сложность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Именно это порождает проблему согласования между ними.

В целом можно сказать, что ведущими ценностями молодежи являются индивидуальные (достаток, независимость и самореализация). Общественные ценности (уважение старших, патриотизм) тоже принимаются молодежью, но в меньшей степени и не в ущерб личным интересам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, Москва 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical__report_ Youth.html. - Загл. с экрана.

2. Цели современной молодежи, ФОМ, отчет от 20.06.2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bd.fom.ru/report/cat/val_/dd022434. - Загл. с экрана.

3. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования, проведенного с 15 июня по 10 сентября 2007 года / Фонд имени Питирима Сорокина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt. - Загл. с экрана.

Поступила 13.07.1 /.

РЕСУРСНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

А. А. Зинин

В статье представлена социологическая оценка ресурсных притязаний молодежи в Республике Мордовия. На основании гипотезы авторского социологического исследования и предложенных индикаторов анализируются материальные и профессионально-статусные притязания молодежи региона. Автор также рассматривает притязания молодых людей в сфере культурно-досуговых практик.

В начале нового столетия Россия столкнулась с ситуацией хронического отставания от мировых конкурентов (в первую очередь западных стран), а российское общество застыло в состоянии напряженного ожидания будущего. Понимая все это, современная российская власть в социальной риторике сделала упор на слово «модернизация»,

предполагающее не только внедрение новых технологий, но и приход новых людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить преобразования и разрабатывать инновационные технологии. Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В связи с этим представляется интересным рассмотре-

© А. А. Зинин, 2011

Серия «Социологические науки»

Главные актуальные молодежи кроются в нравственном воспитании, а точнее, в его отсутствии. Именно из-за этого проблемы в жизни человека начинают расти как снежный ком. Когда молодым людям не дают достаточно знаний из области нравственного и психологического образования, то у людей нет и ориентиров того, как правильно жить, того, к чему стремиться и главное — как достигать поставленных целей. К сожалению, как живет большая часть современной молодежи, так не стоит жить. Молодежь часто не осознает свои глубинные потребности, вследствие чего истинные желания подменяются искусственными и навеянными современным миром и окружающими людьми. Что рождает следующие актуальные проблемы молодежи: просиживание целыми днями за компьютером, стремление пить и курить, а порой и того хуже — употребление наркотиков, пытаясь найти на самом деле хоть какую-то отдушину, которая бы служила источником счастья.

Хотелось бы рассмотреть два наиболее серьезных ошибочных взгляда на жизнь, которых придерживаются многие молодые люди, на что родители, к сожалению, реагируют достаточно спокойно. Первое — это считать, что пока молодой, можно и погулять, а потом уж и серьезные отношения строить, как говорят порой – не нагулялся еще. И второй — это узость взглядов на жизнь вследствие субъективного опыта.

Одним из путей решения проблемы молодежи — это если человека сразу настраивать на правильные жизненные ценности, а не на гулянья по кафе, барам, ресторанам, дискотекам и шумным компаниям, где народ склонен пить и курить, то тогда не придется никого перенастраивать на другой лад жизни. Человек своими поступками и желаниями формирует у себя определенные склонности, привычки, он привыкает испытывать счастье именно от такой жизни. Жизненные ценности молодежи формируются именно в этот период, и затем человека уже будет практически не изменить. И даже если он задумается, что так не стоит жить, что нужно начинать думать о семье, одного желания будет недостаточно, так как чувства привязаны к другим вещам.

Я говорю о большинстве, не стоит причислять себя к тем единицам, которые способны кардинально , осознав как не стоит жизнь и встать на правильный путь. Оглянитесь по сторонам, вспомните ваших друзей молодости или просто знакомых, которые начали вести разгульную жизнь, задумайтесь, насколько поменялся их характер, что они приобрели и что потеряли, с какими проблемами им пришлось столкнуться, к чему их приведет такая жизнь, стоит ли так жить, способны ли они начать жить в правильном русле, отказавшись от старых привычек.

Также у людей есть большая склонность оправдывать свои поступки, в основном говоря, что все так живут, или просто начинают сравнивать себя с другими, указывая на чужие недостатки, тем самым показывая, что ни такой я и плохой. Как ни крути — это все оправдывание, которое не способствует развитию личности. Необходимо бороться с этим и находить силы честно себе признаваться в своих недостатках и вытекающем неправильном поведении — развитие подобных качеств очень важно для молодого человека.

«Улучшить устройство общественной жизни может только нравственное совершенствование людей» Лев Толстой

Те молодые люди, которые говорят, что в этой жизни надо все попробовать, и что мы свободные люди, что хотим то и делаем, эти строки посвящаются вам. Давайте вместе повспоминаем все то желаемое попробовать — всевозможные алкогольные напитки, легкие наркотики, даже для кого-то и тяжелые, всякие экстремальные виды спорта: покататься на лыжах, на сноуборде с горы и т.п. По сути, это выражение должно звучать «В этой жизни надо попробовать все плохое» — подобные желания порождают проблемы среди молодежи. Кто-нибудь говорил себе эту фразу перед тем, как сделать действительно что-то хорошее? К примеру, попробую я пожить бескорыстно, не привязываясь к результатам труда, или начну помогать бабушке соседке, которая живет одна, еле сводит концы с концами, глядишь менее жадным стану, или начну вставать по утрам и молиться буду, не знаю же, вдруг что и изменится. К актуальной проблеме молодежи относится , о какой свободе вообще идет речь, свобода заключается не в том, что хочу то и делаю, а в том, что делаю только то, что нужно и способен не делать того, чего хочется . Раз вы такие свободные, ну и бросьте пить, курить и обуздайте свои бесконтрольные половые желания.

Стоит отметить, что нравственно — это не просто какое-то чтение морали, это в первую очередь подача примера своим поведением — это главный путь решения проблем современной молодежи — достойный пример для подражания. Говорить можно много чего, но дети впитывают именно то, как вы живете сами. Как ребенок может поступать так, как вы ему говорите, когда вы сами живете иначе — он чувствует фальшь в этом случае и доверие у него будет складываться именно к вашему поведению, а не к словам. Необходимо собственным примером подать пример того, как стоить жить, того, к чему необходимо стремиться, того, в чем истинное счастье. И даже если ребенка так сказать понесет под влиянием общества или окружающих его молодых людей, у него все равно останется вкус к другой жизни. Его может на некоторое время начать штормить по жизни, так было и со мной, но через некоторое время вкус к подобной жизни пропадал и я встал на правильный путь.

Другая актуальная проблема молодежи — это узость взглядов. Люди часто ориентируются, полагаясь лишь на собственный опыт или мнение таких же друзей, которые также часто несильны во многих вопросах. Собственный опыт — это хорошо, именно благодаря ему часто и возникает сильная вера в какое-то знание, но есть одна хорошая мудрость «Умный учится на чужих ошибках, а глупый – на своих». Да и не просто же так в психологических экспериментах задействуют множество человек, а не парочку своих близких знакомых. Да и как говорят, по себе людей не судят, поэтому необходимо быть объективными во взглядах на жизнь, рассматривая вопросы с разных сторон.

Многие ориентируются на окружающих людей, но, к сожалению, большинство из них не знает, . Многие опираются на сугубо личный опыт и обладают стереотипным мышлением. Люди часто сами не знают как на самом деле, где истина, но все равно с уверенностью дают советы или укоряют в чем-либо других. Надо быть индивидуумом, личностью, иметь свои мысли, свои взгляды, а не быть пешкой или сливаться с серой массой, а для этого необходимо читать правильные книги, слушать и общаться с правильными людьми. Совместите личный опыт с получением знания о том, как стоит жить, и получится синтез, который будет путеводной звездой в вашей жизни, иначе можно будет так и блуждать всю свою жизнь, натыкаясь на проблемы, идущие с молодости.

«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» Андре Моруа

По поводу накопления опыта в отношениях с противоположным полом — очень серьезная отдельная тема для обсуждения, но я все-таки напишу несколько предложений. Перед тем как начинать строить отношения, необходимо знать самому, как правильно себя вести, чтобы на тебя обращали внимание достойные молодые люди, которые настроены строить серьезные отношения, а также необходимо знать, кого можно назвать достойным, и как, в конечном счете, должны развиваться отношения, чтобы создать гармоничную счастливую семью на всю жизнь.

Многие пытаются накопить опыт, просто встречаясь со всеми подряд — это еще одна актуальная проблема современной молодежи, это весьма неразумно, про учение на чужих ошибках я уже говорил, и про субъективность личного опыта тоже. Многие привыкли доверять лишь собственному опыту — ладно, изучи и проверь, хотя бы так, необходимо усмирить свою ненужную гордость в плане «Я и так все знаю», перестаньте быть категоричными и начните принимать знание из авторитетных источников, пните себя — это ваша жизнь. Нужно начать глубоко изучать, как правильно жить, начать читать не гламурные журналы, а хорошую проверенную литературу , есть одна мудрость «Перед тем как что-то изучать, надо изучать, что изучать».

Поделюсь своим опытом: проблемы молодежи коснулись и меня — в молодости я совершил множество ошибок, и жил как все, как та самая большая часть молодежи, я убил, просто уничтожил свои годы жизни, которые можно было прожить намного разумнее. Я все-таки сумел свернуть с неправильного пути, но все равно это отложило огромный след на моей жизни, характере, который я всеми силами пытаюсь исправить, поэтому даже если человек нагулялся и задумался, к примеру, о создании семьи, в глубине сердца у него останется след до конца его жизни.

«Далеко не все то, к чему стремятся люди, заслуживает того, чтобы к этому действительно стоило стремиться» Дарий (философ)

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума.

Безработица молодежи как социальная проблема

Проблемы такого характера происходят из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Проблема трудоустройства молодежи так же состоит в финансовых притязаниях молодых специалистов, которые не разделяются работодателями. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко толкает к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи. Государственные программы по обеспечению молодых семей собственным домом практически не осуществляются. А ипотека становится неподъемным ярмом.

Проблемы нравственного воспитания молодежи

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно. Ведь среди молодых людей существует ошибочный престиж курения, которое, по их мнению, выглядит «модным» и раскрепощает.

Проблемы культуры современной молодежи

Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках.

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в интернете, создание молодежных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Психологические проблемы молодежи

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество – это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах. Власти должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки – это и есть будущее страны.

Поделиться: