6 выкупная операция. Выкупные платежи

Вторая группа документов. Решали вопросы о наделении крестьян землей и выкупе земли. Решение об ограничении крестьянских наделов. Изначально предполагалось давать крестьянам весь надел, обрабатываемый им. Теперь размер регулировался низшим и высшим наделом в зависимости от зоны. Минимальный надел в нечерноземной зоне от 1-2,5 десятины, максимальный до 7 десятин. Минимум – низший надел, максимум – высший надел. Средняя зона – от 0.9 до 2,9-6.

Такой раздел земель стал миной замедленного действия. Малоземелье крестьян – главная причина первой русской революции.

Пункт о дарственниках. Дарствнники – не пожелали брать надел, им дается ¼ часть высшего надела данной области, и землю не надо выкупать.

Относительно малоземельных помещиков (а их 42%, особенно их много в нечерноземной зоне). Они получали право вообще не наделять крестьян землей, если земли у них оставалось меньше 1/3, а также если до реформы земли не было.

Если крестьянин платит в казну 17 годовых оброков, государство дает государственную землю.

В результате реформы крестьяне потеряли 20% своей надельной земли. Отрезки земли коснулись многих крестьян. Прирезки (дача дополнительной земли) коснулись 3-5% крестьян. Среднедушевой надел сократился и стал 3,4 десятин на душу. А потребительский минимум – 8-9 десятин в нечерноземной и 5-6 в черноземной зонах.

Важным результатом реформы стали чересполосица, дальноземелье, длинноземелье. У крестьянина брали обработанные земли, а давали неудобные земли, и выделяли землю еще и клочками. Чтобы крестьянину сохранить целостный надел, крестьянин вынужден был брать у помещика землю в аренду. Длинноземелье – длинные узкие надели. Дальноземелье – крестьянину давали участки, расположенные очень далеко друг от друга.

Выкуп. Еще на этапе подготовки реформы выкупная операция воспринималась как результат сложения стоимости земли и стоимости личности крестьянина. Крестьянин выкупал потерю помещиком рабочих рук. Поэтому выкуп был назначен не исходя из рыночной стоимости земли, а из капитализированного оброка. Брался за основу годовой оброк в данной местности. Например, крестьянин московской губернии должен за год заплатить своему помещику 10 рублей. Эта сумма приравнивалась 6% капитала, положенного в банк. И крестьянину в целом нужно было выплатить 166,67 рублей, чтобы выкупить себя. Крестьянин не в состоянии выплатить эту сумму. 20% крестьянин платит сразу после установления выкупной грамоты. Но крестьянин нес деньги в государственный банк, а не помещику. А государственный банк платил все 100% помещику. Остальная сумма погашается крестьянином в пользу государства в течение 49 лет. А государственный банк берет еще и проценты. Кроме того, государство, каждый раз, когда крестьянин платит по ссуде, набрасывает процент за всякие сделки. Крестьянство платило государственному банку серебром.

Выкупные платежи - это правительственная операция, предпринятая в Российской Империи в связи с прекращением Главной целью ее являлся переход надельных земельных участков в крестьянскую собственность. До начала этой реформы люди, имея личную свободу, расплачивались за использование помещичьей земли оброком и барщиной. Это были «временнообязанные крестьяне».

Выкупные платежи могли быть использованы вне зависимости от желания помещика. Однако всю сумму, размер которой исчислялся на основании статей Положения, крестьянин должен был нести полностью. Предусматривалась выкупная ссуда. Но она имела место только при приобретении с полевыми угодьями и землями усадебной оседлости. Заключение сделки предполагало прекращение обязательных поземельных отношений между помещиком и крестьянином.

Выкупная операция на деле предполагала, как правило, добровольное взаимное соглашение. Вместе с мог потребовать обязательного проведения этой операции. Однако в этом случае выкупные платежи рассчитывались по ссуде, а помещик терял право на получение дополнительного вознаграждения. Дополнительные суммы полностью зависели от соглашения, заключаемого между помещиком и крестьянином, в связи с этим точные статистические данные по этому поводу отсутствуют. Известно, однако, что размер дополнительной суммы равнялась двадцати-двадцати пяти процентам от ссуды.

Выкупные платежи являлись для крестьянина самым тяжелым видом Размер выплат зависел от оброка, существовавшего в то время. Однако выкупные платежи были несколько меньше оброчных.

В нечерноземных губерниях, где более был развит промысел, сумма за землю была несоразмерна с низкой доходностью и ценностью земли. В таких районах помещик выставлял свою землю на выкуп с определенным экономическим расчетом. И даже если он терял дополнительные выплаты, то, в сущности, продавал участок за цену, значительно превышающую его действительную стоимость. Так, к 1877-му году количество сделок по требованию помещика практически в два раза превышало количество сделок по взаимному согласию.

В Положении о выкупе было предусмотрено досрочное и прочие формы погашения. В соответствии с одной из статей (статья 165), можно было вносить выкупные платежи и требовать выдела соответствующего участка сразу. Эта земля становилась крестьянина. Данная статья несколько расшатывала общинный вид землевладения. К концу 19-го столетия значительно возрос выкуп именно по сто шестьдесят пятой статье. Так, до 1882-го года было передано в крестьянскую собственность порядка 47 735 наделов, а спустя пять лет эта цифра увеличилась до 101 413 наделов. Таким образом, к 1887-му году было выкуплено более чем вдвое больше земли и наделов, нежели за предыдущие двадцать лет.

Существовал определенный порядок, в соответствии с которым осуществлялась выкупная оценка для определения платежей и ссуд. Существовал годовой оброк. Он был установлен за отведенный в бессрочное пользование крестьянином надел. получал помещик. Оброчная сумма капитализировалась из шести процентов. Из рассчитанной капитальной суммы восемьдесят процентов (в случае приобретения полного надела крестьянином) или семьдесят пять (если крестьянин приобретал уменьшенный участок) отдавалось помещику.

Из ежегодной шестипроцентной выплаты полпроцента отдавалось правительству на покрытие издержек на организацию и ведение операции, остальные пять с половиной процента уходили на выплату процентов по ценным бумагам, выданным помещику, а также на погашение долга.

Отмена выкупных платежей произошла в 1907-м году, хотя планировалась в 1932-м. Раннее прекращение осуществлений операций было связано с началом а также с влиянием событий 1905-го года.

19 февраля 1861 года Александр I подписал " Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", включавшее в себя 17 законодательных актов и получившее силу закона. В этот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. Все это было обнародовано через две недели. В соответствии с Манифестом все крепостные крестьяне отныне получали личную свободу и гражданские права. Они могли заключать различные имущественные и гражданские сделки, открывать собственные предприятия в торговле и промышленности, переходить в другие

сословия, уезжать в другие населенные пункты страны, вступать в брак без согласия помещика и т.д. В стране устанавливалось выборное крестьянское самоуправление сельские и волостные сходы (собрания), где избирались сельские старосты и волостные старшины. Вводился волостной крестьянский суд по имущественным искам и нетяжким преступлениям. По решению суда крестьяне могли сами распределять между собой общинные земли, устанавливать очередность и объем повинностей и т.д. Весь процесс освобождения крестьян включал в себя следующие процедуры. По закону за помещиками признавалось право собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую, которую те ранее обрабатывали в качестве своих наделов. Крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование, взамен за отработку повинностей (оброка и барщины) до полного выкупа земли у помещика. Не получали землю дворовые крестьяне, крестьяне, переведенные на месячину, рабочие вотчинных мануфактур, крестьяне южного берега Крыма. Крестьяне не имели Права отказаться от надела, но выкуп земли мог осуществиться только "по соглашению сторон", то есть по желанию помещика. В большинстве районов России, которых коснулась аграрная реформа (а это происходило лишь в тех губерниях, где было помещичье землевладение), земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а сельской общине в целом, где и производилось распределение наделов между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли, а лишь ее временными пользователями. В соответствии с законом крестьяне стали в значительной мере зависимыми от сельской общины, без согласия которой они не могли свободно распоряжаться своими наделами, уйти из деревни. Провозглашенное в Манифесте право выбора хозяйственной деятельности в течение многих лет сводилось на нет необходимостью отрабатывать повинности в пользу помещиков за пользование наделами. Общинная форма землепользования служила явным тормозом на пути прогресса, сдерживала процесс дифференциации крестьянских хозяйств и проникновения рыночных отношений в деревню. Вся территория Европейской части России была поделена на три природно-экономические полосы нечерноземную, черноземную и степную. Это было сделано для того, чтобы определить нормы крестьянских наделов. В черноземной и нечерноземной полосах были установлены "высшая" и "низшая" норма, причем последняя составляла треть "высшей" нормы. В степной полосе устанавливалась одна норма "указная". Предполагалось, что если у крестьян размеры наделов будут меньше низшей нормы, то им прирежут часть помещичьей земли. Но на практике это случалось крайне редко. Чаще всего было так, что помещики под любыми предлогами отрезали излишки земли от наделов так называемые "отрезки". Наделы могли подвергаться и дальнейшему уменьшению, если в распоряжении помещика оставалось меньше трети всей земли имения (в степной полосе менее половины). При согласии крестьян они могли получить только одну четверть высшей нормы надела, но без выкупа, так называемый "дарственный надел". Такие наделы получили свыше 500 тыс. крестьян, в основном, в Поволжье, на Украине. В результате этого процесса после реформы у крестьян оказалось в пользовании земель меньше, чем до 1861 года. Крестьяне потеряли от своих наделов в виде "отрезков" свыше 20% земель, а в наиболее плодородных черноземных губерниях, где земля была особо ценной, у крестьян отрезали до 30-40% от площади наделов. Причем отрезались самые ценные и необходимые для крестьян угодья: сенокосные луга, выпасы и водопои для скота и т.д. А за пользование этими угодьями крестьяне были вынуждены платить помещикам дополнительную арендную плату. К тому же землепользование крестьян устанавливалось с чересполосицей, то есть чаще всего крестьянские наделы чередовались с помещичьими, что создавало дополнительные неудобства. Кроме того, по закону крестьяне были лишены лесных угодий, которые оставались собственностью помещиков. Выкуп крестьянских наделов также происходил в пользу помещиков. Основное условие определения размеров выкупных платежей заключалось в том, чтобы и после реформы помещикам был обеспечен такой совокупный доход, который они имели до 1861 года.

Суммы выкупных платежей для подавляющей части крестьян оказались просто колоссальными, и они не могли сразу их погасить. Поэтому правительство пошло на такой шаг: крестьяне, получившие полный надел, выплачивали непосредственно помещику (сразу, в рассрочку или путем отработки повинностей) 20% всего выкупа. После этого все отношения крестьян с бывшим помещиком формально заканчивались. Оставшиеся 80% суммы выкупа помещикам возмещало государство в форме ценных бумаг под 5% годового дохода. Эту 80%-ную сумму крестьяне должны были выплатить государству в течение 49 лет7. Следует подчеркнуть, что и 20% от выкупных платежей для крестьян были огромной суммой. Выплата их затянулась на многие годы. И до полной уплаты выкупа крестьяне находились на временнообязанном положении, то есть они были обязаны выполнять барщину или выплачивать оброк по установленным нормам примерно 8-12 руб. в год. Через 20 лет было принято решение завершить выкуп в обязательном порядке всем оставшимся временнообязанным, а таких было примерно 15% бывших крепостных крестьян. И лишь в 1907 году выкупные платежи были полностью отменены. К этому времени крестьяне выплатили сумму почти в три раза больше установленной по первоначальным расчетам свыше 1,5 млрд. руб. Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. В 1861 году по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, на которых их отпускали на волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки.

Долгие десятилетия крестьяне оставались в тисках отработок повинностей и выкупных платежей помещикам и правительству, оставаясь при этом неполноправным сословием. Вместе с тем, отмена крепостного права явилась прогрессивным шагом. Она способствовала развитию новых экономических отношений не только в деревне, но и во всем народном хозяйстве страны.

Как известно в 1861 году началась крестьянская реформа, по-поводу которой я немножко расширил на днях свой кругозор (обнаружив некоторое время назад, что знаю про нее прискорбно мало). Затея при внимательном рассмотрении оказалась весьма любопытной и весьма неоднозначной.

Сначала в общих чертах о реформе: по переписи 57-59 годов в РИ было ок 23 млн крепостных (10.9 млн ревизских душ). В результате реформы они получили гражданские права сельского населения (с нюансами обусловленными выкупом земли) и, за некоторыми исключениями, организовывались в сельские общины (как минимальную единицу самоуправления и податную единицу). Оформление общины, как правового института, как я понимаю, именно продукт реформы 1861 года - не такая уж она "исконная традиция". Свобода перемещения была, замечу, очень умеренной - для этого погасить все обязательства перед общиной, сдать надел, и представить приемное свидетельство той общины, куда крестьянин переходил (при переходе в пределах волости процедура была проще).

Теперь собственно о земельной реформе - то есть об условиях передачи земли крестьянам:

По умоланию, крестьяне получали в пользование приусадебные участки, а община - определенный законом надел из помещичьих земель - тоже в польование. Помещик сохранял право собственности на эти земли, а крестьяне были обязаны оплачивать пользование землей оброком или барщиной - то есть в первом приближении сохранялся дореформенный статус кво (это так называемые "временнообязанные крестьяне").

Обязательства перед помещиком прекращались в случае выкупа земли: возможностей выкупа было несколько - были способы сделать это индивидуально, но основной формой было заключение выкупной сделки сельской общиной: и вот это операция весьма любопытная: во-первых - для выкупа была необходима оценка земли - она осуществлялась из расчета доходности 6% как эквивалента текущих оброчных платежей (то есть если помещик имеет 6 тыс. рублей оброка в год, то земля оценивается в 100 тыс рублей).

Выкуп мог совершаться либо по взаимному согласию помещиков и общины, либо по требованию помещика в одностороннем порядке. Правила выкупа были такие - 75-80% выкупной стоимости оплачивало помещику государство ценными бумагами с доходностью 5% сроком на 49 лет. 20-25% помещик получал по соглашению с крестьянами. Обычно эта сумма выплачивалась в рассрочку в течение 3-10 лет, часто - отработками - как я понимаю, в реальности она могла быть и меньше - как получится. Если выкуп производился по одностороннему требованию помещика, он лишался права требовать эти самые 20-25%. Крестьяне выплачивали ссуду государству равными долями по 6% от ее суммы ежегодно.

Община несла солидарную ответственность по долгам, но только "непроизводственным" имуществом. Фискальная функция видимо была основной причиной учреждения общины. Выкуп по инициативе помещика был преобладающей формой, несмотря на ее вроде бы меньшую выгодность - одна из причин на то была простая - помещикам были нужны деньги, а государство приостановило выдачу кредитов под залог земель. Так же стоит отметить, что на момент реформы помещиками было заложено 2/3 (65.5%) душ, а их долги государству составляли 425.5 млн руб (при общем объеме выкупных ссуд в районе 900 млн руб) - что заметно облегчало реформу.

При выкупе 315 млн рублей долга были переоформлены в долг крестьянских хозяйств в счет выкупных платежей, а остальное помещики выплатили (или не выплатили) сами. В основном все. В 1881 невыкупленные земли были выкуплены принудительно. Выкуп был закончен досрочно указом 5 ноября 1905 года (понятно по каким поводам), в соответствии с которым выкупные платежи прекращались с 1 января 1907 года (распространенное мнение, связывающее это со столыпинской реформой неверно). По фактам в основном все.

Теперь комментарии:

Во-первых - из планово-убыточной операции правительство ухитрилось не вложив ни копейки денег (кроме как в начале для покрытия кассового разрыва), сделать довольно прибыльный бизнес -
По состоянию на 1881 год несмотря на 16-17 млн недоимок, чистый профит составил 40 млн ры.

Во-вторых - еще одной из причин распространенности принудительного выкупа был метод оценки: на плохих землях крестьяне довольно часто уходили на заработки и расчитанная от оброка стоимость там заметно превышала реальную стоимость земли. Так что мнение о "грабительском" характере реформы имеют под собой серьезные основания.

В-третьих - именно реформа создала и закрепила сельскую общину в ее предреволюционном виде (столыпинская реформа была половинчатой и значительного влияния на разрушение общины оказать не успела) и создала и проблемы с эффективностью с/х и направила остроту земельного вопроса против власти и землевладельцев.

Короче говоря - imho именно этой реформой (а именно проявленной фискальной жадностью и стремлением наилучшим образом обеспечить поместное дворянство) правительство заложило под себя хорошую бомбу, которая и рванула в 1917.

Upd: мне подсказывают, что затея с общиной была опробована чуть раньше (в 1838 году) на государственных крестьянах.

Upd2: По поводу "бомбы" - поясню тезис: популярная (и правильная) аргументация, что к 1917 году помещичье землевладение уже не играло серьезной роли, никак не отменяет того факта, что при наличии поместья имеются отношения "арендаторы-землевладелец" - а они всегда конфликтные. Но при этом вместо сравнительно разрозненной массы, арендаторы самим же государством организованы в юридически оформленную организацию - своего рода аналог профсоюза.

Выкупная сделка - это в истории нашей страны понятие, относящееся к отмене крепостного права. В середине XIX века Россия проиграла Крымскую войну. Одной из причин этого поражения, как думал новый император Александр Второй, являлось низкое социально-экономическое и техническое развитие.

Главная проблема, которую надо было решить, - отмена крепостного права.

Нарастание социального напряжения в обществе

Задолго до реформы, которая и ввела понятие «выкупная сделка», в стране нарастало социальное напряжение. Страна активно развивалась по капиталистическому сценарию, многие купцы и промышленники начали богатеть. Помещики, которые до сих пор жили за счет крестьянских оброков, начали спускаться вниз по иерархической лестнице. Земля с крестьянами уже не давала доходов и высокого социального положения как ранее. Некоторые помещики нечерноземных земель часто отпускали крестьян за денежный оброк. Помещики же черноземных земель были лишены и этого: крестьяне отказывались уходить на заработки и предпочитали отрабатывать барщину. Естественно, что при кризисе натурального традиционного хозяйства в период развития фабричного капитализма это не приносило прибыли. Многие помещики в одностороннем порядке стали требовать оброк в денежной форме, а крестьяне просто не знали, где достать нужные суммы.

Император Александр Второй понимал все эти проблемы. Ему принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Она била в самое сердце помещикам: у многих на подсознательном уровне сидел страх «пугачевщины». Дворяне - образованный народ, они всегда хорошо помнили уроки истории.

Цель реформы

Для подготовки будущей реформы создавалась редакционная комиссия. Будущий манифест об отмене крепостного права не должен был вызвать революции и крестьянских бунтов. Поэтому он должен выполнять сразу несколько задач: дать свободу крестьянам, не навредить помещикам, не быть затратным для государства. Другими словами, выполнять невыполнимое. Для этого и была придумана выкупная сделка, которая, скорее, ограбила крестьян, нежели дала им реальную свободу.

Знаменитая крылатая фраза В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда» лучше всего бы подошла при описании данной реформы.

Отмена крепостного права и выкупные платежи

Манифест 19 февраля 1861 года освобождал крестьян. Хотя понятие «освобождал» здесь условное. Крестьянам давалась личная свобода, но они должны были возместить убытки помещиками, связанные с потерей оброка.

До реформы каждый крестьянин должен был платить примерно 10 рублей в год. Цифры колебались в зависимости от местоположения. Банковский депозитный процент на момент принятия Манифеста составлял 6% годовых. Крестьяне должны были внести такую сумму, которая при размещении ее в банк должна была давать 10 рублей в год в качестве процентов. Конечно, инфляцию и прочие сложные макроэкономические показатели в расчет не брали. Таким образом, отмена крепостного права только улучшала положение помещиков: теперь они получали оброк реальными деньгами в банке, что значительно упрощало им жизнь. Мы подошли к тому, что такое выкупная сделка.

Первые в России ипотеки

Крестьяне фактически выкупали свою свободу. Суммы были огромные для бывших холопов. Для этой цели государство выдавало ссуду. Придумали то, что сегодня называется ипотекой: огромный долг перед государством крестьяне должны были отдавать в течение 49 лет по 6% в год. Фактически переплата составляла около 300%. Т.е. государство не только упрощало жизнь помещикам, но и извлекало прибыль.

Государство «временнобязанных»

Вышеперечисленные кабальные условия - это еще не все сюрпризы, которые приготовило государство: ссуда, выдаваемая на 49 лет, шла помещикам в объеме 80% от необходимой. Остальные 20% должны были вернуть сами должники. Крестьянина, который до совершения выкупной сделки оставался у помещика, называли «временнообязанный». Произошла парадоксальная ситуация: холопы стали должны и помещику, и государству. Их положение значительно ухудшилось: ранее они принадлежали помещику, и те несли за них ответственность, теперь же они получили «свободу» и сами должны были выживать в тех грабительских условиях, в которые их кинуло государство. До реформы помещик хоть и называл холопов «говорящими орудиями», но считал их своими, заботился о них. Теперь «временнообязанный» становился «свободным», поэтому с него необходимо «выжать» как можно больше средств.

Итоги

Выкупная сделка крестьян в ходе реформы по отмене крепостного права - грандиозная афера, которую государство провернуло с собственным народом. Помещики получили суммы за потерю земельных наделов, которые в несколько раз превышали их реальную рыночную стоимость. И это при условии, что продать наделы было практически невозможно. Сами крестьяне всю жизнь должны были отрабатывать свою свободу, их положение только ухудшилось. Однако массовых протестов не было: многие жили ради свободы будущих поколений, понимая, что сами они ее не увидят.

Поделиться: