Социально коммуникативное развитие в 1 младшей группе. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе "золотая осень"
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (2-3 года)
МБДОУ №239
Воспитатель: Гриньковская Т.М.
Челябинск
Вид: игра
Тема: « Мойдодыр»
Цель: формировать элементарные представления о культурно – гигиенических навыках.
Программное содержание :
– развивать у детей навык пользования индивидуальными предметами личной гигиены;
– развивать мышление, умение анализировать, сравнивать;
– воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.
Предварительная работа: чтение книги К. Чуковского "Мойдодыр".
Оборудование: игрушки зайка и ёжик, чудесный мешочек, мыло, полотенце.
Ход занятия:
1. Воспитатель:
Ой, ребятки, вы знаете, я сегодня шла в садик и по дороге прямо возле нашего куста встретила зайку. Он сидел весь чумазый и плакал. Я спросила у него, что же случилось, чем ты так расстроен, и в чём ты весь испачкался. И вот, ребята, что мне рассказал зайка.
Оказывается, нашего зайку пригласил на день рождения ёжик. Зайка долго думал, что же подарить ёжику и, наконец, придумал: «А что, если я подарю своему другу рисунок, который нарисую сам?» Он взял большой лист бумаги, краску с кисточкой и начал рисовать. Зайчик так старался нарисовать что-то интересное, что и не заметил, как весь выпачкался в краске. Он стал отмывать краску росой, но у него ничего не получилось. Так расстроенный зайчик шёл по лесу и плакал, а в это время пробегала мимо белочка и спросила у него: «Зайка, что с тобой случилась?» Он всё рассказал белке.
Ой, знаешь, что сказала белка: «Я сегодня гуляла по лесу и нашла какой-то мешочек, может быть, он тебе пригодится? Вот только что это в нём лежит, я не знаю». «Спасибо», - сказал зайчик белке, а затем он пришёл к нам попросить у помощи. Ну что, ребятки, поможем зайчику?
Дети: Да
2.Игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель:
Так что зайчик не переживай, ребятки тебе обязательно помогут. А ну-ка, давай свой мешочек сюда, может быть, ребята знают, что в нём лежит.
Потихонечку вынимаю чудесный мешочек и достаю из него мыло.
Воспитатель:
А ну-ка, дети, посмотрите, что это?
Дети: Мыло.
Воспитатель:
А для чего нам нужно мыло?
Дети: Чтобы мыться, намыливать ручки.
Воспитател ь :
Молодцы ребятки. Ой, а что-то здесь ещё в мешочке лежит? (вынимает полотенце)
Что это?
Дети: Полотенце.
Воспитатель:
А для чего полотенце нам нужно?
Дети : Чтобы вытираться.
Воспитатель:
Молодцы. Ребятки, а сейчас давайте нашему зайке покажем, как правильно нужно мыться и вытираться полотенчиком, а также поможем нашему зайке отмыть краску.
Идём в умывальную комнату.
Воспитатель:
Смотри, зайчик, сейчас мы тебе покажем, как надо правильно умываться, а ты всё запоминай и мойся вместе с ребятами.
Использование художественного слова:
Знаем, знаем да - да- да,
Где здесь прячется вода.
Выходи, водица, мы пришли умыться.
Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, я смотрю, вы все хорошо вымыли с мылом ручки и вытерли насухо полотенцем. Ой, смотрите, а нашего зайку ведь совсем не узнать.
Пока дети умываются, отмыть вместе с ними зайку или заменить на такого же чистого другого зайца.
Воспитатель:
Зайка тоже вместе с вами умывался, и посмотрите, какой же он стал чистый и опрятный, посмотреть приятно.
Предлагаю детям вернуться в игровую комнату.
3. Физкультминутка.
Воспитатель:
Ребятки, а давайте мы с нашим зайкой поиграем.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается:
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл глазки, вымыл лобик,
Вымыл ручки, вымыл ножки,
Вымыл ухо, вытер сухо.
(действие выполняется по тексту)
3. Сюжетная игра « В гости к ёжику»
Воспитатель :
Что-то мне зайка хочет сказать?
А зайка говорит вам спасибо и предлагает вместе с ним пойти к ёжику. Ну что пойдём?
Дети : Да
Итог: Данное занятие способствует развитию культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы (2-3 года).
Цель: познакомить детей с понятием «семья», формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.
Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Программное содержание:
Социально- коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Речевое развитие: развитие речи как средства общения, активизация словаря, приобщение к художественной литературе.
Художественно- эстетическое развитие: развитие детского творчества; воспитывать интерес к музыке, желание выполнять простейшие движения под музыку; привлекать детей к посильному участию в развлечениях, развивать умение следить за действиями сказочных героев, способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
Предварительная работа: изготовление персонажей для пальчиковой игры, проведение пальчиковой игры «Этот пальчик…», чтение русской народной сказки «Репка»
Материал: фланелеграф, фотографии родителей, костюмы к инсценировки сказки «Репка», подбор музыки для проведения физкультминутки «Я пеку, пеку, пеку…».
Описание организованной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Здравствуйте!» (Дети здороваются.)
2. Основная часть. Знакомство детей с понятием «семья».
Воспитатель показывает из-за ширмы пальчиковых персонажей (семья).
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Давайте поздороваемся. (Воспитатель показывает пальчиковую игру «этот пальчик… », побуждая детей договаривать слова.)
Этот пальчик дедушка – показывает большой палец с пальчиковой игрушкой –дедушкой.
Этот пальчик бабушка- показывает указательный палец – бабушка.
Этот пальчик мамочка – показывает средний палец – мамочка.
Этот пальчик папочка – показывает безымянный палец – папочка.
Этот пальчик Я – показывает мизинец с куклой ребёнка.
Вот и вся моя семья – показывает персонажей высоко подняв руку.
Воспитатель. Ребята, назовите, кто этот пальчик (дети называют каждый пальчик: дедушка, бабушка, папа, мама, ребёнок).
Дедушка такой же, как папа? Дедушка седой, на лице морщинки-складочки – он старенький. У папы нет седых белых волос, нет морщинок – он молодой. А мама такая же как бабушка? (проводится аналогичное сравнение). А это кто? – ребёнок. (взрослый называет сравнительные характеристики.) Это дедушка, это бабушка, это папа, это мама, это ребёнок (дети вместе со взрослым перечисляют пальчиковых героев.) А вместе они - семья.
Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, есть ли у него мама, папа, дедушка, бабушка и как их зовут? Любит ли он их? Уточняет, что у всех есть семья, в семье все любят друг друга и заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Воспитатель приглашает детей к фланелеграфу, на котором размещены фотографии каждой семьи и предлагает детям найти и показать свою семью. Дети находят и называют по имени своих родных.
Воспитатель предлагает детям встать рядом друг с другом, посмотреть на соседа, улыбнуться. Вот какие дружные ребята. Мы в детском саду тоже любим, заботимся, помогаем. Воспитатель предлагает обняться детям, показать насколько мы дружные и как сильно мы любим друг друга.
Воспитатель рассказывает детям, что есть много сказок про дружную семью и предлагает детям проиграть русскую народную сказку «Репка».
Детям раздаются роли: дедушка, бабушка, внучка, собачка Жучка, кошка Машка и мышка. Воспитатель рассказывает сказку, а дети в соответствии с текстом выполняют действия.
Воспитатель. А сейчас давайте приготовим для своей мамочки и для папочки и для бабушки и для дедушки для всей семьи, сюрприз. Напечём с вами много пирожков.
Физкультминутка «Я пеку, пеку, пеку…»
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай мамочка
Вкусные два пряничка
А ребяток позову
Пирожками угощу.
3. Рефлексия.
Воспитатель. Молодцы, детки! Вот какие замечательные пирожки мы испекли для своей семьи. Получилось их много. Всем хватит. Спасибо за старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель.Обогащать знание детей о лесе, кто живёт в лесу, что растёт в лесу (грибы, ягоды, деревья, дикие животные)Развивать тактильную чувствительность, внимание, память, речь.Закреплять приём самомассаж...
Методическая разработка. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в первой младшей группе.Образовательные области "Социально-коммуникативное развитие","Речевое развитие","Художественно-эстетическое развитие"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и реализации конструктивно-модельной деятельности, с учётом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное...
Конспект занятия в первой младшей группе Образовательная область: Физическое развитие Тема: «В гости к Зайке»
Интересно развиваем двигательную активность малышей...
Конспект НОД
по социально-коммуникативному развитию
детей в первой младшей группе
Золотая осень
Цель занятия: Вырабатывать у детей нравственные основы радостного и жизнеутверждающего мировосприятия, помогать замечать красоту природы в разное время года.
Задачи: Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред). Воспитывать бережное отношение к природе, умение любоваться ею. Формировать основы экологической культуры. Формировать готовность детей к совместной деятельности. Развивать детское воображение.
Интеграция с образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие: Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать детям о красивых местах родного края. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Привычку сообща играть. Воспитывать организованность, коллективизм.
Познавательное развитие: Учить детей замечать изменения в природе.
Речевое развитие: Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого словаря. Продолжать приучать детей слушать стихотворения, правильно воспринимать содержание произведения. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Художественно-эстетическое развитие: Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Физическое развитие: Обеспечить реализацию биологической потребности детей в двигательной активности.
Предварительная работа: Создание плаката «Берегите лес!». Предложить дома, вместе со старшими, обсудить правила поведения в лесу, затем провести в группе круглый стол на эту тему. Устроить выставку рисунков «Осенний лес».
Оборудование и материалы: Проектор для показа фотографий и иллюстраций, музыкальный центр с записью музыкальных произведений «Осень» (сл. А. Плещеев, муз. П. И. Чайковский) и «Осенняя песня» (муз. П. И. Чайковский, цикл «Времена года», октябрь), яркий большой зонт, мольберт с листом для коллективной работы, краски, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу показать вам, как удивителен мир, в котором мы живем. Мы посмотрим фотографии, сделанные в нашем городе и рядом с ним. И вы увидите, как красив наш родной край, особенно золотой осенью.»
Чтение с показом иллюстраций стихотворения Ивана Александровича Бунина «Лес, точно терем расписной... »
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой;
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Воспитатель спрашивает детей, с чем сравнивает поэт лес золотой осенью. Почему он называет лес не желтым и красным, а золотым и багряным (листочки подсвечены солнцем). В обсуждении воспитатель подводит детей к тому, что эту красоту надо беречь.
Игровое упражнение «Да – Нет». Как вести себя в лесу. Играем – рассуждаем.
Воспитатель: «Чтобы сберечь красоту леса, надо соблюдать правила поведения в природе. Давайте убедимся, что вы их знаете. Я буду называть варианты поведения, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда согласны. И так, в лесу надо:
Разводить костер где попало. Не разводить костер.
Бросать мусор, бить стекла. Не оставлять мусор в лесу.
Ломать деревья. Замазать рану на дереве специальной мастикой или глиной.
Не шуметь в лесу, не беспокоить лесных жителей. Шуметь, разорять птичьи гнезда, муравейники, уносить лесных жителей в город.
Рвать растения, занесенные в красную книгу. Собирать опавшие листочки для осеннего букета, упавшие веточки, шишки, желуди для поделок, съедобные грибы и ягоды, не повреждая растения и грибницы.»
Игра «Дождик и зонтик».
Воспитатель: «Теперь, когда мы вспомнили правила поведения в природе, я приглашаю вас на прогулку в лес. Но сначала отгадайте загадки.
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Облако, тучка.)
Если дождь припустится –
Как цветок распустится.
Если дождик перестанет –
Он сожмется и завянет. (Зонт.)
Что мы возьмем с собой, чтобы спрятаться от дождя? Посмотрите, какой яркий и большой зонтик есть у меня. Давайте с ним поиграем.
Как только я скажу: «Ой, дождик пошел!» - Бегите ко мне под зонтик.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось лето где-то. (Дети тихо ходят по тропинкам, смотрят по сторонам. По сигналу бегут под зонтик.)
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый кленовый. (Дети играют с опавшими листьями. Поддевают их ногами, подкидывают руками. По сигналу бегут под зонтик.)»
Совместное рисование «Золотая осень». Муз. сопровождение: «Осень» (сл. А. Плещеев, муз. П. И. Чайковский). Воспитатель: «Вот мы и прогулялись по осеннему лесу. Посмотрели какие красивые, яркие стоят деревья. И наша березка за окном просто чудесна. Посмотрите на нее. Какая она? (Красивая, яркая, золотистая, пушистая.) А на мольберте картина не дорисована. Она скучная. Я начала рисовать ее и не успела закончить. Вы мне поможете? Как вы считаете, чего не хватает? Какие нужны краски?» В ходе рисования воспитатель напоминает об умении уступить, договориться. Помогает установить очередность, обращает внимание, что все хотят порисовать, хвалит за терпение, умение подождать. В заключении воспитатель говорит: «Посмотрите, как заиграла красками наша картина. Она стала совсем другой. Какой? Что вам в ней нравится?»
Дидактическое упражнение «На что похожа тучка?».
Воспитатель: «А что в небе нарисовано на нашей картине? Да, тучки, которые пытались помешать нашей прогулке. Послушайте стихотворение.» После прочтения стихотворения, воспитатель показывает детям фотографии осеннего неба с тучами и предлагает сказать, на что они похожи.
Туча кошка, хвост трубой,
Туча с длинной бородой,
Туча лошадь, туча жук…
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места.
Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе.
И кричит внизу народ:
«Разбегайся, дождь идет!» («Дождь идет», Д. Лукич.)
Игровое упражнение «Красивый осенний листочек кружится на ветру». Муз. сопровождение: «Осенняя песня» (муз. П. И. Чайковский, цикл «Времена года», октябрь). Воспитатель: «Какая грустная музыка. Так и хочется под нее плавно покружиться как осенний листок, падающий с дерева. То почти упал, то ветерок его снова подхватил… Превращаю вас в осенние листочки. Покажем, как они кружатся на ветру».
Итог. Воспитатель: «Грустно, что все листочки опадут, но мир прекрасен всегда, и впереди веселая зима со снегом и разными забавами. Надо только подумать, кому зимой может понадобиться наша помощь. Обязательно сделать дополнительные кормушки для птиц». В конце воспитатель благодарит детей за занятие и сообщает тему следующей встречи.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Смирнова Е.О. «Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками», М., 2012г.
Шевченко Л.Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012г.
«1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.» - Ярославль: «Академия развития», 1997г.
Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4 – 7 лет.» – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011г.
«Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки.» - М.: Дет. лит., 1999г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Мир позитива/ на что похожи облака. http://mirpozitiva.ru/topics/topics70.html .
Музыкальное произведение «Осенняя песня» (муз. П. И. Чайковский, цикл «Времена года», октябрь).
Музыкальное произведение «Осень» (сл. А. Плещеев, муз. П. И. Чайковский).
Фотографии осеннего леса выполнены лично автором данного конспекта.