Promagik - Ассоциации и диссоциации в НЛП. Ассоциация: вижу ситуацию своими глазами

Одно из довольно интересных субмодальных различий – это ассоциированное или дисооциированное восприятие ситуации. Если воспринимать ситуацию являясь участником, «своими глазами», то говорят об ассоциации , если же воспринимать себя «со стороны», то говорят о «диссоциации ».

: вижу ситуацию своими глазами.

: вижу себя в этой ситуации со стороны .

Ещё один способ использования ассоциированного состояния – ассоциация в другого человека, то есть вы «вживаетесь» в чужой образ.

Это основа актёрского мастерства – становиться кем-то другим. Есть много историй, как готовясь к роли, актёры долго вживались в ситуацию. Когда Ричарду Гиру предстояло сыграть адвоката, он несколько месяцев перед этим проработал в юридической конторе.

Ассоциировавшись в другого человека, можно «изнутри» понять его цели, намерения , мысли, смоделировать его дальнейшее поведение или реакцию в определённой ситуации. Вы можете "встать на место" вашего кота, свекрови, партнёра по переговорам, продавщицы в магазине, президента и т.д.
Я-Сам (подчинённый): - Я попросил дать мне отпуск прямо сейчас. А он отказал. Ну не всё ли ему равно, когда я пойду в отпуск? Просто жлобство какое-то!
Я-Начальник: - Иванов просит отпуск. А нам нужно сдавать заказ через две недели. При этом, если я ему дам отпуск сейчас, я не смогу отказать Петровой и Сидорову – они тоже захотят. Тогда вообще всё кувырком пойдёт. А он ведь меня жлобом сейчас считает!

В начале статьи дадим парочку определений, чтобы сразу было понятно о чем пойдет речь. Итак, ассоциация – это погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств.
Диссоциация – выход из переживания в состояние наблюдателя за самим собой, рассматривающего и слышащего ситуацию со стороны. При этом отсутствует непосредственное кинестетическое восприятие.

Мы прекрасно умеем регулировать степень своей включенности в переживание. Бывает, мы с головой погружаемся в него, а порой – отстраняемся, словно это происходит не с нами. Мы можем буквально ассоциироваться со своими чувствами, а можем – диссоциироваться, отсоединиться от них. Иногда события буквально захватывают нас и мы несемся в бурном потоке жизни. В других случаях, мы остаемся безучастными наблюдателями на ее берегу.
Представьте, что вы видите себя со стороны стоящим под душем. Вы отсюда видите, как он там находится под прозрачными струями воды. Вы можете даже слышать звуки, которые доносятся из душа. Тот человек стоит и моется. Неожиданно на него полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключил...
Теперь немного по-другому. Вы стоите под горячим душем. Упругие струи воды приятно массажируют ваше тело и мягко стекают по нему вниз. Вы слышите шум бегущей воды и, может быть, собственное довольное мурлыканье… Неожиданно на вас полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключили.
Ощущения разные?
Возможно, вы уже и сами догадались, за счет чего появляется такая мощная разница. В первом случае вы были диссоциированы от своего тела. Вы буквально смотрели на него со стороны. Поэтому вы оказались оторваны от его переживаний и легко пережили даже очень резкое изменение ситуации. Максимум, что вы могли испытать – это ощущения по поводу происшедшего.

Сумасшедший пишет письмо себе.
– И что же ты там себе пишешь?
– Откуда я знаю! Я же его еще не получил!

Во втором случае вы ассоциировались с самим собой. Вы были в собственном теле, смотрели своими глазами, слушали своими ушами, чувствовали то, что происходит вокруг. И оказались связанными с собственными переживаниями. Не исключено, что вы пережили при этом легкий бодрящий стресс, не прерывая чтения.
Соответственно, вы получили представление об ассоциированных и диссоциированных состояниях. Набравшись некоторого опыта, можно достаточно легко обнаружить, ассоциирован или нет человек в свои переживания.
Так, для ассоциации характерны более интенсивное дыхание, покраснение кожи и легкий наклон корпуса вперед. Особенно показательно наличие микромоторики – мельчайших (и очень даже явных) движений телом, как в переживаемой ситуации. Это могут быть подрагивания пальцев, движения губ, смещения корпуса в ту или иную сторону. Иногда рассказчик может буквально "рисовать" обстановку вокруг себя.
Диссоциированный человек, как правило, легко читается по отклоненному назад корпусу. Он буквально отстраняется от ситуации в позицию наблюдателя. Его дыхание более поверхностное, кожа – намного бледнее. Он тоже может "рисовать" вам что-то, но он это делает, как на экране.

Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой. Все спят. Он показывает квартиру:
– Это моя гостиная, это – спальня, это – наша кровать. Вот спит моя жена, а это рядом с ней – я...

Особенно бросается в глаза момент перехода между этими состояниями. Вот он сидел, включенный в переживания, а в следующий момент – подается назад и буквально за минуту меняет цвет лица до более бледного. Лицо становится гораздо менее подвижным, словно кто-то переключил невидимый тумблер.
Перемены действительно разительны, поскольку переход между ассоциацией и диссоциацией дискретный – разрывный по своей природе. Можно или смотреть на мир своими глазами, или видеть себя со стороны. Промежуточного состояния конструктор мира не предусмотрел.
Зато можно регулировать степень диссоциации от переживаний. Главный способ – это изменение расстояния до собственного тела. Помните привычное: "Мне это совсем не близко", "Это далеко не так важно!", "Я бы хотел отодвинуться от своих проблем". Все эти фразы выражают буквальные процессы, происходящие в наших переживаниях. Мы действительно отодвигаем картинку с воспоминаниями на большее расстояние. И мы буквально можем войти в них, ассоциировавшись с собственным телом.

Полагаю, у вас уже вовсю заработала фантазия, как это можно использовать. Остается только описать те способы применения этого чудесного инструмента, которые уже давно применяются всеми НЛПерами. Первое – это работа с воспоминаниями. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. И то, как он там закодирован, может существенно повлиять на наше настоящее и даже будущее поведение. А может и не повлиять – береженого Бог бережет.

Возле травматологической больницы стоят перебинтованные муж и жена. Садятся в такси и просят шофера:
– Только, пожалуйста, не гоните! А то вчера нам достался такой лихач, что мы попали в аварию. Чтоб ему пусто было!
Таксист радостно оборачивается:
– Ой, это были вы! А я вас не узнал.

Можно, например, поработать с приятными и неприятными воспоминаниями. В жизни всякое бывает, и все это – наш жизненный опыт. Ценнейший, потому что пережитый. Это те уроки, которые щедро раздает наша жизнь. И из этих уроков можно многому научиться. Но что делать с теми событиями, одни воспоминания о которых причиняют нам боль? Не воспитывать же у себя мазохизм!
Ответ на поверхности – диссоциироваться от них. События были связаны с неприятностями – разорвите эту связь. Просто выйдите из своего тела. В воспоминаниях, естественно. Пусть все те события происходят с ним – более молодым. А вы будете на них учиться. Оставаясь на поверхности и не погружаясь лишний раз во всякие гадости.

Прорвало канализацию. Молодой и старый сантехники открывают люк, оттуда выплывают испражнения. Старший ныряет в люк, и через минуту показывается его голова и говорит напарнику:
– Ключ на двенадцать!
Взял ключ – снова нырнул. Через минуту:
– Ключ на семнадцать!
И так далее. Когда все было исправлено, старший сантехник не без гордости заявляет:
– Вот, учись! А то всю жизнь будешь ключи подавать!

Хорошо помогает зафиксировать диссоциацию довольно простой трюк – сделайте картинки черно-белыми. Или фильм – не знаю, что там у вас. При особенно мощных эмоциях помогает двойная диссоциация. Когда диссоциировавшись однажды, вы повторяете диссоциацию. И теперь смотрите на то, как он смотрит на того, кто сейчас переживает события.
Таким образом, вы перекодируете свои воспоминания, связанные с болезненными переживаниями, и научитесь более трезво относиться к подобным ситуациям в будущем. А скорее всего – сможете обойти их стороной.
А как вновь почувствовать вкус жизни? Насладиться всеми красками былых воспоминаний? Как возродить весь трепет лучших моментов жизни? С помощью ассоциации. Переживите сами раз за разом свои самые прекрасные воспоминания! Войдите в них, смотрите на все своими глазами, на этот объемный, красивый и цветной мир! Обратите внимание на то, какие звуки вас окружали в тот момент. Какие были ваши ощущения в теле? Насколько тверда поверхность, на которой вы стоите?
Подзарядитесь от прошлого теми чувствами, которые вы переживали тогда. Удивительно, но вспоминая события, произошедшие в прошлом, мы можем изменять свое состояние здесь и сейчас. Вспомнили радостное событие – порадовались прямо сейчас, огорчительное – огорчились, "не отходя от кассы".
Соответственно, ассоциация нам нужна тогда, когда мы возвращаемся в прошлое за нужными состояниями. Нужна уверенность – берем уверенность. Ярость – подыскиваем ярость. Любовь – переживаем любовь. Мы черпаем из прошлого то, что нам нужно сейчас.

– Дайте мне вон ту буханку хлеба.
– С сегодняшнего дня хлеб подорожал.
– Да? В таком случае, дайте мне вчерашнего.

Когда же нам нужна только информация – диссоциируемся. И хладнокровно собираем ее там, куда раньше не могли без дрожи даже заглянуть. Впрочем, искать нужную вещь на прибранном складе все равно приятнее, чем на помойке.

Нейролингвистическое программирование является популярным и бурно обсуждаемым направлением практической психологии . Актуальность данного предмета обусловлена рядом причин. Во-первых, методы НЛП находятся на стыке нескольких дисциплин: психологии, психотерапии, программирования и языкознания. Во-вторых, НЛП представляет собой новое исследовательское направление, нацеленное, главным образом, на практическое применение в жизни человека. Кроме того, хотя нейролингвистическое программирование часто критикуется академическим сообществом, данная дисциплина содержит большое количество полезных и «работающих» приёмов, о которых и пойдёт речь в уроках этого раздела. В данном онлайн-тренинге вы бесплатно научитесь пользоваться ключевыми техниками НЛП: метамоделью, фреймингом, рапортом, якорением, работой с состояниями и репрезентативными системами, а также познакомитесь с лучшими практиками, играми, книгами, видеороликами данной тематики.

Что это такое?

НЛП (Нейролингвистическое программирование ) - это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приёмы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций.

Другими словами, НЛП занимается изучением положительного опыта специалистов в области психотерапии, гештальтпсихологии, психоанализа, лингвистики, гипноза, с целью в дальнейшем использовать этот опыт. По сути, НЛП представляет собой моделирование приёмов успешных людей для того, чтобы сделать эти приёмы общедоступными.

Стоит отметить, что НЛП не является наукой, а знания, в силу особенностей их получения, не могут быть полноценно научно верифицированы. Более того, научное сообщество скептически относится к данному направлению, и в вузах редко можно встретить курсы по НЛП. Но важно понимать, что у создателей НЛП не было цели сделать полноценную научную теорию. Им важно было найти общедоступные техники, раскрывая сложные методики известных практиков психологии.

Краткая история

Совместная работа по созданию нейролингвистического программирования была начата в конце 1960-х годов группой специалистов Калифорнийского университета: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком во главе с их научным попечителем знаменитым ученым-антропологом Грегори Бейтсоном. Система НЛП была разработана с целью ответить на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами. Вместо того чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории, Бендлер и Гриндер обратились к анализу методов и техник, применяемых этими психотерапевтами, путем наблюдения за ходом их работы. Затем ученые сгруппировали изученные методы в различные категории и представили их в виде общих моделей межличностных отношений и влияния людей друг на друга.

Знаменитыми специалистами, чей профессиональный опыт было решено преобразовать в модели, были выбраны:

  • Вирджиния Сатир - семейная терапия
  • Милтон Эриксон - эриксоновский гипноз
  • Фриц Пёрлз - гештальттерапия

Первые результаты изучения практических навыков этих психотерапевтов появились в 1975 году и были опубликованы в работе «Структура Магии. Том 1» (1975). Затем расширенные материалы исследования модели были представлены в книгах «Структура Магии. Том 2» (1976) и «Изменения в семье» (в соавторстве с Вирджинией Сатир, 1976). Результатом проведенной работы стала так называемая Метамодель, о которой вы узнаете из первого урока нашего тренинга. Эта модель послужила фундаментом для дальнейших исследований в данной области и привела к созданию целого направления практической психологии. Сегодня НЛП является открытой методологией, имеющей множество последователей, дополняющих ее авторскими разработками.

Применение навыка НЛП

НЛП пытается научить людей наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих так же эффективно, как это делают опытные психотерапевты и мастера коммуникаций. Поэтому у НЛП широкий спектр применения, в который можно включить такие направления, как:

  • психотерапия,
  • управление временем,
  • обучение,
  • менеджмент и управление ,
  • продажи,
  • юриспруденция,
  • писательство и журналистика.

НЛП позволяет развивать коммуникативные навыки, необходимые каждому человеку. Кроме того, НЛП помогает личному развитию: способности правильно понимать свои эмоциональные состояния, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении. Продвинутые техники НЛП позволяют лечить фобии и психологические травмы, сохранять хорошую психическую форму и поддерживать высокий уровень работоспособности.

Как этому научиться

Дополнительный материал

В рамках одного онлайн курса невозможно описать все возможные модели и техники нейролингвистического программирования. Это связано и с тем, что данное исследовательское направление продолжает развиваться, моделируя новые психологические и лингвистические техники. Многие из этих техник достаточно специфические, поэтому они будут интересны далеко не всем читателям 4brain. Чтобы вам было легче найти нужную информацию, мы решили дать ссылки на дополнительные материалы (книги, видео, статьи), которые не вошли в наш курс.

Книги

В магазинах можно встретить множество учебников по НЛП, но часто эти книги содержат мало полезной информации. Чтобы вы могли лучше ориентироваться в литературе по нейролингвистическому программированию, мы подобрали список наиболее популярных и проверенных книг . В него вошли:

  • Фокусы языка. Роберт Дилтс
  • Из лягушек - в принцы. Джон Гриндер
  • НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. Боденхамер Б., Холл М.
  • Искусство убеждать. Ричард Бендлер
  • 77 лучших техник НЛП. Майкл Холл
  • И некоторые другие.

Видео

В силу того что многие техники НЛП представляют собой конкретные речевые приёмы и способы поведения, всему этому сложно научиться, только лишь читая текстовое описание. Важной составляющей обучения являются наглядные примеры людей, которые уже освоили нужную технику, а также мастер-классы и лекции ведущих специалистов. Видеоролики с такими примерами и выступлениями мы тоже постарались включить в наш тренинг и дополнительные материалы.

Александр Любимов


Большинство из нас умеет делать замечательную вещь - наблюдать за собой «со стороны». Можете представить, как вы выглядите сбоку? А сверху? А с расстояния пять метров? Такой способ восприятия ситуации - наблюдение за собой со стороны - называется диссоциацией . В отличие от ассоциации , когда мы наблюдаем «своими глазами», «изнутри».

Асооциация и диссоциация - вид субмодальностей . Но довольно хитрый вид.
Ассоциация : вижу ситуацию своими глазами.

: вижу себя со стороны

При ассоциированном восприятии мы включены в ситуацию, переживаем её изнутри, чувствуем эмоции, связанные с ситуацией.

При диссоциированном восприятии - оцениваем происходящее как посторонний наблюдатель. И испытываем эмоции по поводу происходящего.

Играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице

смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель.

В первом случае (ассоциация ) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, тяжесть в желудке), тактильным (ветер на лице) и мета-ощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье). Во втором случае (диссоциация ) - только к мета-ощущениям. При чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится - не нравится, хорошо - плохо, раздражает, восторгает и т.д.

Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации».

В большинстве случаев диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность негативных переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций - это эффективный способ сделать свою жизнь серой и скучной.

У меня была одна клиентка, которая была диссоциирована во время секса. Описывала она это приблизительно так: «Я вижу двух людей занимающихся сексом. Ну а я тут при чём?»

Так что об использовании.

Диссоциация полезна, когда вам нужно переоценить ситуацию в прошлом, оценить текущий момент, уменьшить эмоциональную вовлечённость.

Например, воспоминание о падении с велосипеда или сложный разговор с начальником.

К тому же диссоциация может быть полезна, когда нам нужно оценить своё поведение или внешность. Например, при выборе одежды. Или в бальных танцах.
Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации.

Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для лучшего переживания текущего момента: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, хороший секс.

Я тут часть про ассоциацию в хороший секс, потому что пошла нынче мода - диссоциироваться во время секса. Что во многих случаях его автоматически превращает в плохой.
При этом обычно под диссоциацией понимают «вид себя со стороны». Если вас в картинке ситуации нет - то речи о диссоциации не идёт.
В большинстве случаев диссоциация связана с визуализацией, потому что это всегда конструирование. Визуально это сделать намного проще. Вы себе придумываете, как выглядите «со стороны». Именно поэтому Кинестетики более склонны к ассоциациированному восприятию событий, а Визуалы - к диссоциированному.
Но можно диссоциироваться аудиально : представьте, что слышите свой голос «со стороны». Например, записанный на диктофон. Но это несколько сложнее, по крайней мере для людей нашей культуры.

Да, ещё одно важное свойство диссоциации - много вариантов восприятия. Себя можно видеть сверху, сбоку, из-за уха, с высоты 500 километров или из под стула.

Не все эти способы наблюдения одинаково полезны, но такая возможность есть.

Сравнительная таблица

Ассоциация

Воспринимаю ситуацию как участник.

Воспринимаю ситуацию как наблюдатель.

Вижу своими глазами
Сам говорю

Вижу себя со стороны
Слышу себя со стороны

Единственно возможный вариант

Может быть несколько способов восприятия

Внутренние, тактильные и мета-ощущения.

Только мета-ощущения.

Речь о себе от первого лица:
- Я думаю, что…

Речь о себе от третьего лица:
- Он думает, что…
- Иван Петрович думает, что…

В Э /А Э

В К /А К

Если же воспринимать диссоциацию именно как «эмоциональное отсоединение от ситуации», то уход в дигитальный канал - это тоже вид диссоциации: «Я думаю, что в этой ситуации мои поступки не обладали взвешенностью и осторожностью».

Ещё один из достаточно простых способов диссоциироваться от ситуации - описать процесс при номинализаций:

Я сегодня разговаривал с Аней.
- У меня сегодня был разговор с Аней.

Вообще, номинализация - это «овеществлённый» процесс, глагол превращённый в существительное: любить - любовь, разговаривать - разговор, танцевать - танец, дружить - дружба. И тогда с процессом можно обращаться как с предметом: «Я выкинул любовь из своего сердца».

Многомерная диссоциация

Диссоциация может быть многомерной - мы ведь можем представить себя, наблюдающего за собой (2-х мерная диссоциация). А можно наблюдать за собой, наблюдающим за собой (3-х мерная диссоциация). И так далее. Каждый дополнительный уровень диссоциации позволяет уменьшить вовлечённость в ситуацию и переживания, с этим связанные. Многомерная диссоциация используется в случае с сильными травмирующими переживаниями, фобиями - так, многомерная диссоциация является одним из важных компонентов техники «Быстрое лечение фобий» (о которой чуть позже).

Упражнения

Вопрос как всегда в контроле: когда воспринимать окружающую действительность ассоциировано, а когда диссоциировано. Так что несколько упражнений на тренировку. Эти - на развитие диссоциации .

«Взгляд со стороны»

Представьте себя со стороны с различных точек зрения:

  • с потолка;
  • из-за уха;
  • со спины;
  • снизу
  • справа;
  • из дальнего угла комнаты.

«Примерка одежды»

Прежде чем надеть что-нибудь, представьте, как вы смотритесь со стороны в этом. Сравните с изображением в зеркале.

Но помните, что зеркало изображение переворачивает.

«Переоценка ситуации»

Возьмите ситуацию из вашего прошлого, которую вы довольно эмоционально оцениваете. Но при этом не слишком важную. Пересмотрите её всю ещё несколько раз диссоциированно с разных точек зрения. Если переживания слишком сильные, предварительно поставьте себе сильный ресурсный кинестетический якорь и удерживайте его в процессе перепросмотра.

«Аудиальная диссоциация»

Возьмите какую-нибудь нейтральную ситуацию из вашего прошлого, в которой вы что-то говорите. Потренируйтесь не только видеть себя «со стороны», но и слышать себя «со стороны».

«Взвешенная оценка»

Потренируйтесь воспринимать диссоциированно текущую ситуацию. Начать можно с моментов, когда вы просто идёте по улице, потом во время нейтрального общения и так далее. Цель - способность на время диссоциироваться даже во время эмоционально напряжённой ситуации.

На развитие ассоциации .

«Перепроживание приятного события»

Вспомните приятное событие из прошлого: поход с друзьями, удачное свидание, хороший секс. Перепроживите эту ситуацию три-четыре раза «изнутри». Ваша задача всё время быть «внутри» ситуации. И старайтесь с каждым перепросмотром замечать всё больше деталей.

«Здесь и сейчас»

Это упражнение на включённость в текущий момент. Просто последовательно пройдитесь по всем сенсорным модальностям:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас говорю себе.

«Включённость в ситуацию»

Ваша задача быть включённым в текущую ситуацию, не отвлекаться на оценку и взгляд со стороны. Начинать лучше с простых ситуаций: иду по улице, еду на велосипеде, ем, - потом чуть более сложные: говорю с продавцом, общаюсь с клиентом по телефону, - и самое крутое: разговариваю с мужем/женой, занимаюсь сексом, гуляю с друзьями в парке.

И на развитие переключение ассоциация - диссоциация и обратно .

«Все модальности»

Пройдитесь сначала по всем сенсорным модальностям в ассоциированном состоянии:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас чувствую (кожей, внутри, эмоции, вкус, запах);
  • я сейчас говорю себе.

А теперь пройдитесь по всем сенсорным модальностям в диссоциированном состоянии:

  • я выгляжу со стороны;
  • мой голос слышится;
  • я испытываю по поводу себя в этой ситуации эмоции.

«Переключение»

Тренируйтесь быстро переключаться между ассоциированным и диссоциированным восприятием ситуации. Например, 30 секунд - ассоциация, 30 секунд - диссоциация. И так раз десять подряд. При этом вы тренируетесь все эти тридцать секунд быть внутри себя (наблюдать за собой со стороны).

«Критерии выбора»

Напишите для себя список критериев и контекстов, когда вам лучше быть ассоциированным, а когда - диссоциированным. Например.

* Публикуется по изданию:
Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. — Харьков: Прапор, 2002. — 128 с

Мать Природа наделила нас таким прекрасным инструментом, как Мозг, но то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. НЛП (NLP) разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Инструкции по управлению мозгом своим и чужим.Тренинги НЛП не только знакомят с инструкцией, но и помогают совершенствовать навыки пользования. И это дает возможность управлять своей жизнью так, как Вы этого захотите.

НЛП - нейро-лингвистическое программирование для тех, кто хочет сделать свою жизнь яркой, общение - приятным, работу - эффективной. Хотите быть богатым и здоровым одновременно?

Бытует мнение, что НЛП - это одно из направлений практической психологии. Однако, вернее понимать НЛП как межотраслевой способ описания успешного опыта людей, достигающих в своей деятельности выдающихся результатов. НЛП предлагает простые и доступные описания того, что и как делают эти люди, и что отличает их от других людей. НЛП помогает всем желающим научиться этим действиям и творить выдающиеся результаты. И самое главное, создавать свои собственные модели и стратегии мастерства.

Ричард Бэндлер, основатель нлп, заявил однажды, что придумал термин «нейро-лингвистическое программирование - НЛП», чтобы избежать необходимости в чем-либо специализироваться. Дж. Гриндер, соавтор нлп, говорил - «НЛП для меня - это искусство моделирования совершенства. Интересно выявлять людей, которые делают что-то очень хорошо, узнавать у них - как же они это делают, причем, зачастую используя огромное количество бессознательных знаний и, в конце концов - создать четкую репрезентацию опыта. И закодировав его и составив описание, понять, в чем же разница между возможностью делать что-то совершенно и делать то же самое обычным способом»

НЛП - это наука и искуство достижения вершин мастерства. НЛП позволяет психологии быть точной наукой, такой же как математика или физика. Где наука? Где искусство?

Наука , потому что существует методика наблюдения и выявления моделей, используемых выдающимися личностями для достижения высоких результатов в своей деятельности.

Искусство , потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах или технологиях.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это разновидность суггестивной психотерапии, направленная на изменение поведения человека путём формирования заданных программ в «замаскированной» вербальной форме.

МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ НЛП

Одним из базовых положений НЛП является утверждение, что каждый человек несёт в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Отсюда основные задачи терапевта-коммуникатора — обеспечить доступ пациента к этим скрытым ресурсам, извлечь их из подсознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться.

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия в НЛП носит название модальности . Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и о модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телесных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими.

Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.

Человек, у которого доминирует зрительное восприятие, будет рассказывать о себе и о волнующих его проблемах, часто используя слова «видеть», «яркий», «туманный», «отчётливо», «перспектива» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты — слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушать» и т. п., кинестетические — «чувствовать», «прикасаться», «тёплый», «тяжёлый», «шершавый», «твёрдый» или «пахнуть», «вкусный», «несвежий», «ароматный» и т. п.

Предикаты формируются у пациента на подсознательном уровне, и терапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым преимущественно прибегает пациент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.

Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному являются невербальные, внешние признаки проявления мышления и эмоций. Это поза, мимические реакции, тембр голоса, ритм дыхания и т. д.

Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются паттерны глаз. Это движения глазных яблок, тесно связанные с доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает и отражает мир. Паттерны глаз — результат сложных анатомо-физиологических процессов, о которых пациент не знает. Терапевт, понимая значение этих паттернов, может иметь прямой доступ к внутренним психическим процессам, а «отзеркаливая» эти паттерны и заставляя пациента двигать глазными яблоками в нужном направлении, — направлять и регулировать эти внутренние психические процессы.

Таким образом, предикаты речи, невербальные признаки, паттерны глаз — это уже достаточный арсенал средств проникновения в бессознательное пациента.

Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа», умение включаться в модальность и работать с «ключами доступа» называется в НЛП подстройкой.

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает свой внутренний мир.

Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, пациент должен «получить доступ» к своей собственной информации, к своим собственным неосознанным психическим процессам.

Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей , система, представляющая эту информацию сознанию, —репрезентативной , а система, сверяющая полученный результат, — референтной .

Человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модальности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные.

Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется в НЛП стратегией поведения .

Обычно при всём многообразии возможных форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Это зависит от многих причин, в том числе и от многообразия репрезентативных систем. Если у человека есть опыт реагирования в определённой ситуации, он выбирает определённый стереотип поведения исходя из имеющегося у него опыта. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что мало риска, плохо потому, что мало творчества.

Если опыта реагирования нет, то стратегия поведения чаще опирается на сознание, которое конструирует возможный вариант поведения. Здесь больше риска, но зато предоставляются широкие возможности для творчества.

Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации обычно имеет одну стратегию поведения, социально зрелый — две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация.

Исходя из этого психотерапевт-коммуникатор должен установить, что ограничивает выбор пациента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

Набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента, в НЛП называется мета-моделью .

Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира. Иногда субъективная модель мира пациента не поддаётся коррекции. Например, бредовый больной имеет свою особую модель мира, которая во многом сформирована болезнью и которую нельзя изменить.

Опытный психиатр сначала примет модель мира пациента, «подстроится» к нему. Лишь распознав мета-модель пациента, терапевт может заняться коррекцией его субъективной модели мира с помощью слов (лингвистическая коррекция).

Язык отражает субъективный мир человека. С помощью языка терапевт-коммуникатор может менять субъективный мир пациента, а не окружающий его объективный мир. Поэтому основное правило НЛП заключается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить остальному миру иметь свои.

НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека, исходя из концепции единства разума, тела и духа.

НЛП делает возможным изучение наиболее успешного опыта и того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т.д., и развить и совершенствовать эти качества в себе.

Этот процесс называется моделированием. Обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, терапии, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.

В НЛП Вы встретите следующие понятия - Калибровка, Подстройка и Моделирование

Калибровка - это очень внимательное наблюдение за проявлениями человека (микродвижения, мимика, жесты, поза, интонации голоса) и сопоставление наблюдаемой реакции с его словами или существующим контекстом. Любой человек может определить по внешнему виду - смеется человек или плачет, спит или бодрствует. Это уже калибровка. Но пока достаточно грубая. В тренинге НЛП, навык более тонкой калибровки оттачивается многократными упражнениями, хотя бы до степени понимания - врет - не врет, согласен - не согласен, нравится - не нравится. Можно и больше - научиться «читать» мысли другого. Только зачем? Насколько Вам это нужно? Уверены ли вы в своей готовности обладать подобными знаниями?

Моделирование - еще проще. Вспомните себя детьми - или понаблюдайте за маленьким ребенком. Он наблюдает за мимикой взрослых. И повторяет. Копирует. Подрастая - играет в дочки-матери - тоже моделирование будущих социальных ролей... Другими словами, моделирование - это обучение, но обучение осмысленное, с улучшением. Не следует путать моделирование с вульгарным подражанием и попугайничанием.

Основная модель изменений в НЛП очень проста. Сократ её выразил так: «Очень просто достичь желаемого. Надо просто каждый шаг делать в нужном направлении».

Решение жизненных задач (проблем) можно выразить формулой: A (то, что мы имеем сейчас) + B (то, что для этого не хватает) = C (то, что хотим получить). В НЛП эта формула пишется так: Настоящее Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние

Настоящее Состояние - то, что имеем или ощущаем. Ресурс (навык, состояние или воспоминание). Его или извлекаем из памяти или моделируем (см. выше).Желаемое Состояние - то, что хотим получить (или чувствовать).

Что имеем? - трудности общения на работе

Что хотим? - уметь легко общаться, с любыми людьми.

В результе моделирования, нлп предоставляет широкому кругу людей бесценное богатство - знания и способы применения этих знаний, стратегии творчества и гениальности выдающихся людей.

Тренинги НЛП это активный метод обучения, направленный на развитие навыков эффективного общения и управления своими состояниями и эмоциями.

Пресуппозиции

«Напишите нам, за что вы любите Галина бланка».
(с) Из рекламы.

Для того, чтобы «спрятать» команду в речи используются разные приёмы, один из них - пресуппозиции.

В пресуппозициях о том, что хотят внушить, говорят как о само-собой разумеющемся, не подлежащем сомнению.

То есть мы создаём реальность, в которой нужное нам действие (или оценка) неизбежно происходит.

Вроде восхода солнца или нового года.

Есть довольно много речевых конструкций, при помощи которых можно это сделать, мы разберём наиболее часто употребляемые. В них используются разные механизмы, но чаще всего в них есть что-то, что отвлекает сознание, а команда «проваливается» внутрь.

Напоминаю, что

для того, чтобы пресуппозиция сработала, необходим раппорт.

А ещё лучше транс, хотя бы и неглубокий.

Пресуппозиции регулярно используют журналисты, продавцы и специалисты по рекламе. Но люди со временем обучаются игнорировать ненужные внушения, так что идёт определённая «война»: менеджеры и рекламщики придумывают новые пресуппозиции, а население тренируется их не замечать.

ТИПЫ ПРЕСУППОЗИЦИЙ

«Быть может, теперь, выступая перед народом в качестве кандидата в губернаторы, мистер Марк Твен соизволит разъяснить, при каких обстоятельствах он был уличен в нарушении присяги тридцатью четырьмя свидетелями в городе Вакаваке (Кохинхина) в 1863 году?»
Марк Твен. «Как меня выбирали в губернаторы»

Один из самых простых способов сконструировать пресуппозицию - задать вопрос об обстоятельствах действия или оценки.

При этом само действие или оценка вроде становятся само-собой разумеющимися.

- Когда ты позвонишь мне?

Здесь пресуппозируется, что человек позвонит, а фокус его сознательного внимания смещается на выяснения точного времени.

- Почему ты к нему так хорошо относишься?

Нет сомнения, что «ты к нему хорошо относишься», вопрос только «почему»?

Как вы понимаете, внушение может быть и не очень полезным. Например, фраза: «Почему ты меня ненавидишь?» - пресуппозирует наличие ненависти. И если её достаточно часто употреблять, то можно наличие этой самой ненависти внушить. Так что следите за речью.

- Где ты мне передашь документы?

Ты мне точно передашь документы, вопрос только «где»?

- За что вы любите наш ресторан?

Нет классического вопроса «любит - не любит», есть вопрос «за что»?

- Зачем вы так много времени уделяете обучению подчинённых?

- Почему вы так хорошо выглядите?

- Где вы научились так хорошо высказывать свои мысли?

И уже всем надоевшая конструкция, которую так любят продавцы на рынке: «Что вам взвесить?»

В вопросах обычно используются вопросительные слова:

  • зачем
  • почему
  • за что
  • когда

Кстати, именно «вопросы» очень любят журналисты при создании заголовков:

«Почему русские (украинцы, казахи...) не улыбаются?»

«Где предел нравственного падения Собчак (Познера, Киселёва...)?»

«За что не любят американцев (китайцев, немцев, англичан…)?»

«В чём причина активизации пирамид?»

«Желательно узнать , не соблаговолит ли новый кандидат в губернаторы разъяснить тем из своих сограждан, которые отваживаются голосовать за него, одно любопытное обстоятельство: правда ли, что у его товарищей по бараку в Монтане то и дело пропадали разные мелкие вещи, которые неизменно обнаруживались то в карманах мистера Твена, либо в его "чемодане" (старой газете, в которую он заворачивал свои пожитки). Правда ли, что товарищи были вынуждены наконец, для собственной же пользы мистера Твена, сделать ему дружеское внушение, вымазать дёгтем, вывалять в перьях, и пронести по улицам верхом на шесте, а затем посоветовать поскорей очистить занимаемое им в лагере помещение и навсегда забыть туда дорогу? Что ответит на это мистер Марк Твен?»
Марк Твен. «Как меня выбирали в губернаторы»

Мне нравится , как вы сегодня хорошо выглядите.

Похоже на «вопросы», но здесь внимание слушателя смещается на оценку ситуации говорящим (пишущим), а сама ситуация становится вроде как истинной.

«Оценка» в последнее время активно используется для завлечения в сообщения в интернете: «Все поражены новой грудью Х», «вы будете восхищены ловкостью этого гимнаста», «все аплодируют этому бомжу».

В этой стратегии чаще всего используются оценочные слова:

  • важно
  • нужно
  • странно
  • замечательно
  • нравится
  • любопытно
  • раздражает
  • удивляет
  • сомневаюсь
  • уверен
  • хотел бы

Всех удивляет качество этого фотоаппарата.

Качество этого фотоаппарата - это истина. И она такая поразительная для всех.

Я уверен , что вы придёте завтра вовремя.

Придёшь вовремя, никуда не денешься.

- Хотел бы я принимать решения так же быстро, как ты.

Вы принимаете решения быстро.

- Замечательно , что вы обратили на это внимание.

- Хорошо , что ты стремишься стать лучше.

- Интересно, насколько быстро ты сделаешь уроки.

Меня бесит твоё упорство.

На такую оценку человек может бурно отреагировать. И совершенно не обратит внимание на встроенную команду.

- Я хотел бы, чтобы вы дочитали эту статью до конца.

ПРЕДИКАТЫ ОСОЗНАНИЯ

Выяснение осознания чего-либо подразумевает, что это «что-то» есть, а вот находится оно в сознании или нет?

- Осознаете ли вы, что уже лучше начали понимать, что такое пресуппозиции?

Здесь предполагается что вы уже понимаете что такое пресуппозиции, просто не осознаете. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного «понимание пресуппозиций» становится истиной.

Здесь используются глаголы «осознания»:

  • осознаете
  • понимаете
  • знаете
  • замечаете
  • обратили внимание
  • вспоминаете

Вы понимаете , что делаете все с каждым разом лучше и лучше?

Лично я не знаю, что конкретно вы там делаете, но вне зависимости от ответа, вы делает это лучше.

- Замечаете ли вы наступающие изменения?

Вы как-то изменились, вопрос только в том, заметили ли это вы сами.

А вы знаете , что у Васи перхоть?

Нет вопроса в том, есть ли перхоть у Васи, вопрос только в том, дошла ли эта «страшная» новость до вас.

- Осознали ли вы всю мощь этих стратегий?

ДОПУЩЕНИЯ

- Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше.

Здесь вы предполагаете, что если произойдет одно событие (сядете на стул), то после него произойдет и другое (почувствуете лучше). Работает это так: синтетическое, целостное мышление, которое более характерно для бессознательного, последовательности воспринимает как единое целое - и если происходит первое событие, автоматически происходит второе.

- Когда дочитаешь книгу до конца, сразу всё станет понятно.

Для того, чтобы заметить последовательность нужно как раз аналитическое, последовательное мышление, которое более характерно для сознания. Оно в принципе может заметить, что из первого события второе совсем не следует. Но раппорт и транс помогут снизить критичность.

Ваша задача - связать между собой может быть и не связанные вещи: событие, которое скорее всего произойдет (или мотивацию) и то, что вы хотите получить.

- Сразу после того как вы выйдете за дверь, вы почувствуете себя намного лучше.

Для бессознательного эти две вещи становятся единым целым. И если происходит одно событий - автоматом происходит и второе.

Наиболее часто употребляемые конструкции в допущениях :

  • как только
  • после того, как
  • сразу, как
  • если, то
  • когда
  • прежде, чем
  • не смотря на то, что

- В то время, как вы будете чистить зубы, вы вспомните что-то важное.

- Прежде чем купить эту вещь, внимательно её рассмотрите.

Если человек будет рассматривать эту вещь, то просто автоматом следует, что он ее все-таки захочет купить. И звучит вежливо.

- Если пойдешь в комнату, закрой окно.

Допущения можно сделать вообще без связующих слов, только за счёт интонации: «Пойдёшь в комнату, закрой окно» или «Придёшь домой - позвони мне».

- Проснувшись утром вы вспомните, что сегодня нужно принести отчёт.

Здесь действие которое обязательно произойдет - «проснётся утром», и то, что вы хотите получить - « принести отчёт».

- После того, как прочитаете контракт, поставьте подпись в нижнем правом углу.

Вот такая совершенно процедурная команда: прочитал - подписал. О том, что поставив подпись вы соглашаетесь с договором, как бы и не вспоминается.

- Прежде чем согласиться, ещё раз подумай.

Связывается между собой «думание» в любом количестве более одного и согласие. То есть подумал второй раз и согласился.

- Когда наступит утро, ты вспомнишь обо мне…

Стихи… Так как утро наступает каждый день, то и вспоминать придётся ежедневно.

- Не смотря на то, что вы прочитали меньше половины этой статьи, вы уже многое понимаете.

НО! Можно так же связывать между собой желательное действие и мотивацию:

- Если вы хотите лучше закрепить материал, то к следующему разу принесите выполненное домашнее задание.

Здесь уже связывается мотивация «лучше закрепить материал» и то, что вы хотите получить: «принесите выполненное домашнее задание».Учтите, что оба варианта связывания работают по-разному: пресуппозиции обращены к бессознательному, мотивация - к сознанию. И в мотивации всегда присутствуют последствия, либо желательные, к которым человек стремится: «Если хочешь быть здоров - закаляйся», - либо нежелательные, которых он хочет избежать: «Если не хочешь опоздать, вставай пораньше».

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Если в «допущениях» вы связывали между собой два события, то здесь вы уже связываете между собой два процесса (может быть даже ведущие в разные стороны - потому и противопоставления):

- Чем больше сомнений, тем легче выбор!

И хотя вроде бы сомнения облегчению выбора не особо должны способствовать, здесь эти вещи связаны и усиление одного приводит к усилению другого.

В противопоставлениях используются союзы:

  • чем... тем
  • насколько... настолько

- Чем больше вы отвлекаетесь, тем внимательнее слушаете.

- Чем внимательнее вы прочтёте договор, тем быстрее вы примете решение.

- Чем сильнее болит голова, тем быстрее боль проходит.

- Насколько больше ты потратишь времени на изучение, настолько лучше ты будешь знать этот предмет.

Скидки! Чем больше вы тратите, тем больше экономите.

- Чем цена выше, тем товар лучше.

ЛОЖНЫЕ ВЫБОРЫ

Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?

Вы предпочитаете погрузиться в транс быстро или медленно?

Вам арбуз вырезать или возьмете так?

Здесь сознание отвлекается на выбор, а само действие становится само-собой разумеющимся.

Ты сходишь в магазин до или после фильма?

Команда: сходишь в магазин. Выбор: до или после фильма? Вам же здесь нужно создать не выбор, а иллюзию выбора. Вы смещаете фокус внимания с действия, на обстоятельства его совершения.

Ты подтвердишь своё участие сегодня или завтра?

Куда бы ты хотел поехать в отпуск: в Испанию или на Кипр?

При этом «ложные выборы» не обязательно давать в виде вопросов, хотя при разговоре удобнее всего представлять их именно в так. Человеку кажется, что раз он активен, раз он отвечает на вопрос, он сам совершает выбор. Но это можно сделать и в утвердительной форме: «Теперь вы можете купить наше средство как в большой, так и в маленькой упаковке».

Это работает менее жестко, но принцип тот же.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Здесь сознательное внимание фокусируется на последовательности шагов. То есть само действие становится неизбежным.

Каков будет твой первый шаг?

Ты будешь это делать, но с чего начнёшь?

Ты сначала позвонишь мне или ему?

Ты точно позвонишь и мне, и ему - просто реши, кто будет раньше.

Кому ты сообщишь об это первому ?

Кто хочет выступить следующим ?

Что ты сделаешь после того , как сменишь работу?

Соответственно, используются слова:

  • первый
  • второй
  • следующий
  • предыдущий
  • сначала
  • потом
  • после того

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ

Господин прокурор, вы действительно считаете, что на любой вопрос можно ответить только словами «Да» или «Нет»?
- Да!
- Вы продолжаете избивать свою жену?
Анекдот.

Здесь фокус внимания смещается на то, как процесс развивается во времени (начинается, продолжается, заканчивается). То есть о наличие самого процесса вопросов не возникает. «Изменение во времени» лучше использовать для внушения наличия внутренних процессов: принятия решения, запоминания, расслабления, - либо оценок: уверенности, радости, правильности.

Вы продолжаете выздоравливать.

Наиболее часто используются слова:

  • начать
  • продолжать
  • заканчивать
  • до сих пор
  • всё еще

- Вы продолжаете расслабляться?

Внушается, что расслабление уже идёт.

Пресуппозиция: «вы внимательно читаете этот текст».

- Вы все еще хотите купить эту вещь?

Пресуппозиция: вы хотите купить эту вещь.

Вы уже готовы?

Пресуппозиция: вы готовы.

А ещё мы можем предложить дополнительные скидки.

Пресуппозиция: мы уже что-то предложили.

Вы уже начали чувствовать себя уверенно?

УПРАЖНЕНИЕ

КАЛИБРОВКА ПРЕСУППОЗИЦИЙ

Кстати, как часто вы можете это делать?))))) (это оценка или пресуппозиция? Или они вместе? Ответ- в следующей серии….)

Поделиться: