Проект "мифологические верования древних славян". Образовательный проект «Мифы и предания древних славян Проект на тему славянские мифы




Верховным среди них считался Перун, грозный бог - громовержец, повелитель вселенной, бог войны и в то же время носитель доброго начала. Он был покровителем князя и его боевой дружины. Перед статуей Перуна воины давали клятвы, заключали мирные договоры и соглашения. Его изображали обычно высоким, плечистым, большеголовым, черноволосым и златобородым. В руках он держал палицу, топор, лук, а за плечами у него - колчан со стрелами. Обитал Перун в Верхнем мире, мире светлых сил.






Даждъбог, бог солнца и жатвы, муж богини луны, - - красивый, сильный юноша. Его называли предком русичей. Он хранил ключи земные, закрывал землю на зиму и отдавал ключи птицам, которые уносили их в вырий (юрий) - - летнее царство, страну ушедших душ. Это теплая страна у моря или за морем, куда улетали души умерших праведников. Она доступна только птицам и змеям. Весной птицы возвращали ключи, и Даждьбог открывал землю.


Бог небесного огня Сварог, Сварог, бог небесного огня, бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружия, ни украшений. Сварога представляли в облике молодого плечистого кузнеца, молчаливого и строгого.






Мокошь (Макошь) богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище нар авне с кумирами других богов. Связь Мокоши с прядением и ткачеством явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокоша опрядет», прясть и ткать в святой день Мокоши пятницу нельзя. Пятница ходит «исколотая иглами и изверченная веретёнами», потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день.Пятница Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе.








Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне. Домовой. В домах их редко называли "домовыми", предпочитая ласковое "дедушка".


Банник Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену все это проделки банника. Бани были и в Риме и в Турции. Но банник - только у славян.




Неудачи объяснялись вмешательством злых духов: лени, отёти (крайней степени лени), окоёмов, прокуд (плутов, неслухов, проказников). Вий самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущей под землей, поэтому руки и ноги его -что корни дерева, весь он в земле. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть, он исчезает с третьими петухами. Считалось, что Вий насылает ночные кошмары и привидения, особенно тем, у кого нечиста совесть.


Зимой леших в лесу заменя­ли гораздо более суровые калинники (от слова «калить»): Морозко, Трескунец, Карачун. Выходя из дома, человек настраивался на борьбу с непредвиденными обстоятельствами, немилосердными стихиями. Дед Моро́з в славянской мифологии олицетворение зимних морозов. Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Снегурочки у мифологического Морозки никогда не было. Её придумал А.Н.Островский.




С сезонной смертью природы (наступлением зимы) связано еще одно божество подземного царства - - Кощей. Его представляли живым остовом (скелетом). «Кошь» - - кость, костлявый. Он символизировал окостенение, оцепенение от мороза всей природы в зимнюю пору.


Леший, по верованиям древних славян -- хозяин леса: широкоплечий, коренастый великан с зеленой бородой, с глазами, как звезды, сверкающими сквозь ветки, в бараньем полушубке. По ночам он дико кричит, свищет и хохочет в лесной чаще; встретив путника, старается сбить его с дороги и заставить поплутать.


Водяной всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой, в шапке из куги 1. Лапы с перепонками вместо рук, хвост рыбий, горящие раскаленными углями глаза. Сядет на корягу и звонко хлопает по воде. Рассердится плотины рвет, мельницы рушит, животных и людей в воду тащит.


Русалки изображались с женским лицом и грудью, но рыбьим туловищем и хвостом. Их боялись. Ночью русалки выходят из воды и греются в лунном свете; нападают на прохожих и щекочут их до смерти. В особо опасную русальную неделю перед Иваном Купалой (конец июня) вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца -- «одежду», чтобы задобрить русалок.


Лихо -- злая баба- великанша, пожирающая людей. Она одноглазая, ростом выше деревьев. Живет Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо деревья валит, горы рушит, реки-озера засыпает. Имя Лихо стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье».


Кикимора относится к домовым. Это злой и вредный дух, маленькая гадкая бабенка в плохонькой одежонке, сморщенная, с кикой 2. Днем сидит невидимкою за печкой, а проказит по ночам: сжигает кудель 3, стучит, старается выжить людей, выстригает у овец шерсть, вредит курам.


«Солнце неустанно совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, отдает ее во власть холоду осенью и зимой. Далеко- далеко, на востоке, на самом краю света, в стране вечного лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом, пурпуровом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами, ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют небесные песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.


Заря-заряница - - красная девица. Заря -- сестра Солнца; ее часто называют Ненаглядной Красотою, царевною - - золотой косою, непокрытой красою; живет она в золотом царстве, на краю света белого - - там, где ясное солнышко из моря подымается, плавает она по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей Моревной - - морской царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода.



Задачи:

  1. Познакомить учащихся с технологией создания проекта по славянской мифологии.
  2. Обучать коллективной работе.
  3. Развивать устную речь; умение работать с различными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, ресурсами Интернет.
  4. Развивать творческие способности в учениках.
  5. Воспитывать уважительное отношение к культуре древних славян.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура, СD проигрыватель, презентации учителя и учеников, выполненные к уроку.

Работа проходит в конференц-зале гимназии. Класс заранее поделен на группы, к работе над проектом ребята готовились самостоятельно и в группах.

Ход работы.

1. Слово учителя.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей- то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название язычество , т.е. «народная вера» («народ»- это одно из значений древнеславянского слова «язык»).


Понятие мифологии Мифология это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого mythos) в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.


Понятие язычества Со временем на основе мифологии формировались и религиозные представления народов. Чаще всего первые религии были политеистическими, т.е. народы поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).


Главная тема славянских мифов Мифология отражала отношения людей с природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.










Макошь Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что земля и есть мать всему живому. Волосы её шёлковая трава. Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.




Лада При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу поминают ещё и в неделю Троицына дня, когда завивали венки и по ним девушки гадали о суженом. А сильна-дробна пчела На полёт вылетела, Ай, дидо, ой, ладо! На полёт вылетела, На лугах садилася, Разные цветы-травы рвала, Она себе венок вила На свою головушку, На свою весёлую, Ай, дидо, ой, ладо!








Перун Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в колос рожь и пшеница. Теперь поля жаждут воды. Тем временем разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.




Купало Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут через огонь, а девицы с венками на головах водят хороводы, купаются в утренней росе и поют- славят бога Купало: Купало, Купало! Где ты зимовало? «Летовало во лесе, Зимовало в велесе!»




Выводы: 1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина – общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба, похороны и т.д. 2. Объектом поклонения становились силы природы дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая. 3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой. 4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).


Литература 1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, Перевезенцев С.В.Славянская мифология. – slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID= Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза,



Мифы древних славян 5 класс


  • Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом.
  • Сварог очень способствовал развитию знаний. Он подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо.



Даждьбог

Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что

Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.


  • Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей и Водой.
  • Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богинии Доля и Недоля , связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

Лада

Лада - мать Богов, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, урожая, плодородия. Богиня Земли. Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.


  • Велес - покровитель домашнего скота и богатства, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Ему подчинялись все низшие духи. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка..

Ярило – Бог солнца. Его можно

назвать в какой-то степени богом любви. Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне. Ярила был богом весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносил ее с собой, распространял весеннее солнечное тепло.


Стрибог - бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей. А вообще ветер обычно предстваляли в обраце седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря -океяна.


Хорс - бог Солнца - светила. Перед утром Хорс отдыхает на острове Радости, а потом в своей солнечной колеснице выводит Солнце на небо. Хорс считается повелителем молний, поэтому его обычно представляли в образе златокудрого всадника едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне.


  • Мара - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена (дочь) Кощея. и дочь Лады. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", "смерть". Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Ее символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Чернобог

Чернобог (черный Змей, Кащей) Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Чернобог изображался в виде человекоподобного идола, окрашеного в черный цвет с посеребреными усами. Ему приносились жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносили часто кровавые и человеческие, убивали пленников, рабов и коней.


Чур - Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ домашнего очага. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы. На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой "порчи" , "Нечистой силы". Видимо, поэтому мы иногда и говорим: "Чур меня" когда хотим защититься от чего-то нехорошего.

Cлайд 1

Cлайд 2

Славянская мифология- это мифологические представления о мире древних славян, времени их единства, то есть до конца I тысячелетия н.э. До наших дней дошла в основном в поверьях, земледельческом календаре и в обрядовых, игровых ритуалах, проводимых во время праздников.

Cлайд 3

Также некоторые сведения о мифологии славян получено из летописей, созданных славянскими авторами (служителями церкви, монахами), и средневековых хроник путешественников, написанных на латинском или немецком языке. Отдельные фрагменты славянской мифологии представлены в произведениях византийских и арабских средневековых писателей.

Cлайд 4

В IX веке Русь приняла христианство. Языческие верования было запрещено, поэтому записи славянских мифов на Руси беспощадно уничтожали. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среды, соединила праздники поклонения языческим богам с культами христианских святых. Праздник Купала, персонажа летнего праздника солнцестояния был заменен в день Иоанна Крестителя, бога грозы Перуна- в день Ильи Пророка. Так шел постепенный процесс замены язычества православием.

Cлайд 5

Некоторые люди и сейчас верят в домовых и леших - богов низшего уровня славянского пантеона. Память об этих божеств сохранилась в обрядах и сказках. Но главные герои сказок, дошедших до нашего времени- это уже богатыри- христиане, хотя некоторые из них носят древние языческие имена (например, Добрыня Никитич).

Cлайд 6

Cлайд 7

Древние славяне верили, что существовал первый бог, который начал все. Они называли его Всевышним. Он создал своим мнением яйцо, из которого появился Род. Род начал творить мир. Многие слова происходят от имени этого бога: "родной", "родить", "природа". Род родил Сварога, бога неба и огня.

Cлайд 8

Бог грома Перун Величайшим богом у славян считался Велес, его называли сыном Сварога, братом бога грома Перуна. Существовал миф о том, что благодаря Велесу земля, создана его отцом, начала двигаться. Бог плодородия и богатства Велес

Cлайд 9

Некоторые исследователи древности утверждают, что у славян была "Велесова книга", в которой была изложена история славян и других народов к IX в. Также в ней содержались молитвы и заклинания. До настоящего времени она не дошла. Интересный факт:

Cлайд 10

Cлайд 11

В славянской мифологии существуют высшие и низшие боги. Высшие управляли природными явлениями и стихиями. Их уважали и боялись, пытались умилостивить жертвоприношениями и молитвами. На Руси было три похожих бога Солнца - Дажьбог, Хорс и Ярило. Каким образом они различались? Дажьбог был богом дневного света, в любую погоду светит в нашем мире. Он противостоял темноте. Одна из самых коротких молитв, которые дошли до нас, и с которой славяне обращались к Дажьбога: "Дай Бог!"

Cлайд 12

Хорс- бог солнечного диска. От его имени происходят слова "хороший" и "хоровод". Ему поклонялись земледельцы.

Cлайд 13

Ярило был богом весеннего света, тепла и возрождения жизни. Его праздник отмечался в апреле. В этот день парня с рыжими волосами одевали в белые одежды и плели ему венок из первых полевых цветов.

Cлайд 14

Стрибог - бог ветра. Он родился с дыхания Рода. Этот бог управлял ветром и мог вызвать и унять бурю.

Cлайд 15

Древние славяне считали землю живой и называли ее матушкой сырой землей. Ее представляли в виде человека с волосами (трава, деревья, цветы), костями (скалы, камни), кровью (реки) и жилами (корни деревьев). Ураган означал, что она сердится, солнечный и погожий день - радуется. Люди приходились к земле, чтобы набраться сил. БОГИНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Cлайд 16

Богиня Жива олицетворяла весну, красоту и юность. Люди считали кукушку воплощением Живы. Она может сказать, сколько осталось человеку жить на земле, девушки узнавали, удачное будет в них замужество. Этот ритуал сохранился и поныне. Люди, приходя в лес, обязательно спрашивают у кукушки: "Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить?" - И считают, сколько раз она прокует.
Поделиться: