Примеры использования мифов в балете. Стекло в пуантах и "балеруны"

Мифы о балете — тема, которая всегда будет актуальной. Мы подобрали 10 наиболее популярных мифов-заблуждений о балетном искусстве и постарались их разоблачить. Правда, «разоблачение» получилось довольно объемным, поэтому сегодня мы представляем первую часть балетных мифов. Итак, начнем!

Миф №1

Балет — это постоянные травмы, ушибы и растяжения.

Девочка слышит музыку, дома она постоянно танцует, да и данные все есть, чтобы записаться на балет, но… Посмотрев разные передачи и прочитав многочисленные интернет-форумы, некоторые мамы делают вывод: балет — это вечные травмы, ушибы, растяжения. Словом, балет — крайне травмоопасное занятие для ребенка. Так ли это на самом деле?

Когда вы отдаете ребенка на занятия балетом, никто не будет требовать от него невероятного. Опытный педагог с первого взгляда определяет возможности ребенка, видит его подготовку, его природные способности. Занятия строятся по принципу «от простого к сложному», значит, переход к более трудным элементам будет только тогда, когда ребенок будет к этому полностью готов — и физически, и морально.

Никто не будет сразу же ставить вашу дочку «на пальцы» и заставлять крутить 32 фуэте, даже если вам этого и очень хочется. На первом месте — здоровье и безопасность. Поэтому мы учимся сначала простым вещам (кстати, простые они только на первый взгляд), а потом постепенно переходим к более сложному. Часто и встать в первую позицию получается далеко не с первого раза. Здесь важно быть внимательным, собранным и прислушиваться к каждому замечанию педагога. Вот почему риск травм на наших балетных занятиях сводится к минимуму.

Миф №2

Балетная форма: колготки, тапочки и боди.

Кто-то, прочитав название этого мифа, улыбнется. Однако, как показывает практика, многие, особенно те, кто только начинает свое знакомство с балетным искусством, часто путают самые простые термины. Пора исправляться!

Балет — искусство особое, и форма для занятий балетом тоже специфическая. Так как же правильно называть балетные принадлежности?

Колготки.

Колготки носят дети, чтобы не замерзнуть зимой, и, конечно, женщины с юбками и платьями. Балерины же носят трико. Розовое, белое, черное — трико.

Тапочки.

Тапочки носят дома — мягкие и с помпонами (можно и без). Танцуют в туфлях — в мягких балетных туфлях, которые еще называют «балетками».

«Тапочки или балетные туфли?»

Боди.

Боди — это женская одежда или белье. А вот балетом занимаются в купальнике. Все правильно — балетный купальник.

Миф №3

Балет — занятие не для мальчиков.

Так исторически сложилось, что большинство мам (и особенно пап) считают, что балет — занятие совсем не мужское. Часто даже если мальчик сам хочет танцевать, родители упрямо ведут его записываться на футбол, бокс или вольную борьбу. Как же иначе, ведь балет — это только для девочек!

Давайте вспомним прекрасный фильм Стивена Долдри — «Билли Эллиот». Мальчик из маленького шахтерского городка прошел трудный путь: непонимание и осуждение отца и брата, насмешки «друзей», бедность. Но он смог достичь своей цели — поступить в хореографическую академию и стать впоследствии знаменитым танцовщиком. Он стал гордостью не только своей семьи и своего городка, в котором родился, но и тысяч, миллионов поклонников его таланта.

Для маленького Билли танец был не просто увлечением, танец был его жизнью, способом выразить себя. Как только звучала музыка, абсолютно любая, он не мог стоять на месте, тело Билли оживало и начинало «петь». Разве он казался при этом немужественным, разве стремление стать настоящим профессиональным танцовщиком не воспитало в его характере такие качества, как целеустремленность, силу воли и духа, способность идти вперед наперекор любым обстоятельствам?

Этот фильм — замечательный пример того, почему балет — занятие для всех: и для мальчиков, и для девочек, которые обожают танец и музыку. Кроме того, как вы знаете, занятия балетом делают тело стройным и атлетичным, осанку прямой, движения уверенными, а манеры — красивыми и утонченными. Взгляните на знаменитых танцовщиков современности: они — само воплощение мужественности, силы и красоты!

Кстати, если вы еще не смотрели фильм «Билли Эллиот», обязательно это сделайте!

Миф №4

Балерины, чтобы быть стройными, постоянно сидят на диетах.

Профессиональные балерины должны постоянно держать себя в форме. Как им это удается? Никаких секретов — ежедневные занятия у станка и репетиции. Нагрузка у танцовщиков настолько велика, что ни о каких диетах не может быть и речи. Каждый день они тратят столько сил и калорий, что восполнить их можно только полноценным питанием, включающим в себя и овощи, и хлеб и, конечно, главный источник белка — мясо.

«А так хочется тортика...»

Большая физическая нагрузка в течение каждого дня просто не позволяет танцовщикам поправиться. Скорее наоборот, иногда им нужно внимательнее следить за тем, чтобы не пропускать приемы пищи. Ведь, как известно, часто после сильной нагрузки пропадает аппетит. Так что только полноценное питание для восстановления сил!

Миф №5

Самое главное в балете — сесть в шпагат.

Действительно, такой миф существует. Особенно часто его можно встретить среди мам, которые только еще планируют отдать своих детей на занятия балетом. Обратите внимание, сейчас мы будем говорить именно о балетных студиях, а не о профессиональных балетных учебных заведениях.

Сегодня занятия балетом пользуются повышенным спросом. Появилось даже отдельное «балетное ответвление» — стрейтчинг. Иначе говоря, занятия растяжкой.

Многие студии гарантируют, что всего за месяц вы будете сидеть в шпагате — в поперечном, в продольном, в общем, в каком захотите. Возможно, вы, действительно, сядете за это короткое время в шпагат, ну, или приблизитесь к нему. Однако помните, что такие интенсивные занятия растяжкой могут быть чреваты крайне нежелательными для здоровья последствиями, особенно если у вас нет необходимой физической подготовки!

«Еще немного, еще чуть-чуть...»

Занятия балетом сами по себе предполагают и растяжку, поэтому дополнительные занятия «стрейчингом» совершенно необязательны. Но неужели в балете самое главное — сесть в шпагат?

Конечно, хорошая растяжка вам очень пригодится, но она не первостепенна. Главное — это танец. Именно ради этого мы занимаемся экзерсисом у балетного станка и на середине, учимся прыжкам и вращениям, разучиваем комбинации под музыку.

Наша цель — вовсе не научиться как можно выше поднимать ноги, садиться в идеальную «лягушку» и растягивать себя до умопомрачения в шпагате. Наша цель — научиться танцевать под музыку, получая при этом удовольствие. Конечно, здесь важен труд и старание, постоянная работа над собой, умение достигать желаемого результата. Тем не менее, в балете танец первостепенен, поэтому делать самоцелью растяжку в шпагат неправильно, это лишь одна из составляющих вашего пути к постижению искусства балета.

Нам осталось раскрыть еще 5 заблуждений о балете. Ждите вторую часть статьи на следующей неделе и узнайте пять новых — серьезных и веселых — балетных мифов!

Иллюстрации: Рустам Хусяинов

Вне всяких сомнений, балет – главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.

Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко, премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах – в материале портала Москва 24.

"Женщина, занимающаяся балетом, – балерина, а мужчина – балерун"

Нет, конечно. Слова "балерун" вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, – это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) – актер. Но мой сын придумал новое название – "балерин". Он говорит, раз мама – балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке "балерин" и значит как раз артист балета.

"Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом"

Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все – в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные. В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожки с вишней, с яблоком и корицей – их многие тоже очень любят. После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.

"Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты"

Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов. В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах – это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет. Не знаю, что думают другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.

"Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру"

Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, – у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете. Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример – Диана Вишнева. Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа. В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.

Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть. Такие артисты, как Светлана Захарова, Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, – это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста. Зачастую срок балетного артиста – это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.

"Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде"

Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.

Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.

"У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день"

Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом – понедельник, в Театре Станиславского – вторник. В труппах западного образца – либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск – 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.

Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают – тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам... В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке – иначе с началом сезона будет тяжело.

"Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла"

Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы... Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов. Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.

Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста "подготовка к Олимпиаде" заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.

"Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь"

Мужчины – нет, а балерины – да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так. В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского "Светлый ручей". Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются – в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.

"В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат "браво" после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал"

Такие люди действительно существуют, называют их "клакеры". Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат "браво". Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов. Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.

Лиза Минаева

Моя дочка занимается балетом в школе искусств. Занимается с удовольствием и даже весьма самозабвенно.

А посему в нашей домашней библиотеке потихонечку собралась целая коллекция интересных книг о балете. ;)

Сейчас я вам о них расскажу немного подробнее.

Книга о Марусе ("Маруся и её любимые занятия") из нашей любимой .

Эти коротенькие тематические истории с участием девочки Маруси (буквально обо всем на свете, от прогулки в лесу до пребывания в больнице) предназначены для дошкольников и младших школьников. В оригинале девочку зовут Мартина. Очаровательные рисунки, раз увидев, спутать ни с чем другим просто невозможно.

Конкретно в этой книге есть немного технических балетных подробностей (позиции, прыжки).

Есть небольшой простенький сюжет о том, как проходят занятия. А самое главное, великолепные (просто даже какие-то "эталонно-идеальные") рисунки покажут юным читателям, что балет - это очень красиво!

Книга эта, на мой взгляд, идеальна для того, чтобы увлечь совсем маленького ребенка танцами вообще и балетом в частности. Однако, каких-то обширных энциклопедических и теоретических сведений в книге нет.


Лабиринт
Озон
My-shop

Книга "Что такое балет?" из серии "Почемучкины книжки ".

Мягкая обложка, клееный переплет, недорогая цена и весьма неплохое содержание при таких исходных составляющих. Есть в книге рассказ об истории балета. Оказывается, великолепный король Людовик XIV получил свое прозвище "Король-Солнце" потому, что сыграл в одной из постановок роль Солнца.

Есть рассказ о балетном гардеробе,

балетных позициях рук и ног, а также разнообразных пируэтах.

Есть здесь рассказы о балетных тренировках, особенной "выворотности" ног. А также о самых знаменитых балетах

и артистах балета.

Книга эта, на мой взгляд, хороша в качестве источника самых основных (базовых) сведений о балете. Просто, скромно и довольно содержательно. Однако, для тех, кто серьезно увлекается балетом, это далеко не идеальная книга. Поэтому продолжаем наш обзор. ;)


Лабиринт
Озон
My-shop

Книга "Балет" - детская энциклопедия из серии "Хочу все знать " (я уже рассказывала про книги этой серии).

Изюминка книги - в прилагающемся к ней диске (диск работает только на компьютере и не работает в музыкальном центре). Хотя все записанные на нём мелодии можно легко и просто найти в интернете, все же, как говорится, пустячок - а приятно. :)

Мы узнаем интересные и даже весьма забавные сведения из истории балета (балет придумали в Италии, а самые первые танцоры балета изображали на королевском пиру поданные блюда).

Прочитаем о балетной выворотности и о том, какие калечащие приспособления для её развития использовались в давние времена.

Узнаем душещипательные подробности о пуантах (оказывается, при большом желании их можно сварить и съесть!),

познакомимся с сюжетами самых известных балетов,

узнаем о балетных рекордах,

и о некоторых звездах балета (книга переводная, поэтому ни Майи Плисецкой, ни Галины Улановой вы здесь не найдете).

Еще одна изюминка книги - список книг на балетную тему. В этом списке есть книги о балетных постановках, знаменитых танцовщиках и еще много всего интересного.


Лабиринт
Озон
My-shop

"История одной девочки" расскажет читателям о детстве и юности известной балерины Галины Улановой.

Великолепная книга, написанная автором по устным рассказам и воспоминаниям самой Галины Сергеевны. Здесь есть всё: детские воспоминания о городовых и обыске, дачном лете и играх в индейцев, первом походе в театр, революции, голоде и разрухе. Ведь дети видят мир слегка иначе, чем взрослые. А значит, наблюдая за детьми и прислушиваясь к их разговорам и рассказам, можно узнать и понять о своем мире, времени и окружении очень много неожиданного (и не всегда приятного).

И как же хорошо, когда рядом с ребенком есть внимательные родители, способные в мелочах заметить искру таланта.

А потом в жизни маленькой девочки случилась театральная школа-интернат, в которой было теплее и сытнее, чем дома, несмотря на всего лишь маленький кусочек хлеба и кружку кипятка на завтрак. Тяжелые были времена. А еще рядом не было мамы... Но Галя справилась.

В книге очень много внимания уделено описанию того, что труд балерины - это, все-таки, очень тяжелый труд. Изящество и лёгкость - это для окружающих, для самой балерины - боль и упорный ежедневный труд.

Но тот, кто настроен работать и танцевать, сможет преодолеть всё. И вот состоялся первый настоящий спектакль в жизни юной балерины. Пусть роль совсем маленькая, но зато спектакль самый настоящий.

Вслед за этим выступлением будут и другие. Много, очень много. После балетной школы Галина Уланова сразу начала получать ведущие роли в балетных спектаклях театра.

Она творила, наполняя каждый созданный ею образ настоящими, глубокими чувствами. В этом, пожалуй, и состоит гениальность великой актрисы и балерины.

Книга просто великолепна! В ней столько силы, нежности и правды жизни. На мой взгляд, просто обязательна к прочтению. И не только тем, кто увлекается балетом!


Лабиринт
Озон
My-shop

Мини-энциклопедия о балете для детей от издательства BHV вышла в серии "Познавательные истории". Об одной книге из этой замечательной серии ("Секрет из холодильника ") я уже рассказывала.

Яркая обложка, шикарный форзац, который можно не только рассматривать, но и читать.

Театр - это настоящий храм искусства. Ориентироваться в этом храме и отличать партер от бельэтажа просто необходимо.

О балетной (оркестровой) музыке в этой энциклопедии рассказан самый минимум (и даже меньше). Ну да ничего, на тему музыки есть немало других замечательных изданий.

Зато здесь есть рассказы о декорациях, балетных костюмах, хореографах и репетициях.

Изюминка книги, на мой взгляд, в этих вот старых балетных фотографиях. Получается такое своеобразное путешествие в прошлое русского балета.

В книге довольно подробно рассказано о балетных школах (чем занимаются их ученики, как проходят репетиции, как называются те или иные балетные па и позиции). На черно-белых фотографиях этого раздела мы можем увидеть урок, который ведет Агриппина Ваганова (её именем названа Академия Русского балета в Санкт-Петербурге).

Еще одна фотокарточка из 1943 года. Блокадный набор Ленинградского хореографического училища.

Упражнения на пуантах - мечта всех начинающих маленьких балерин. Очень красивая и очень сложная обувь. Да и заниматься в ней непросто.

Помимо классического танца (собственно балета), в хореографических школах обучают детей историко-бытовым, а также народным танцам.

В серьезных балетных школах с самого первого года обучения начинается сценическая практика. Юные таланты принимают участие в серьезных спектаклях, танцуя детские роли. Их немало, например, в "Щелкунчике" и "Спящей красавице".

Рассказы о каждом из самых известных балетов занимают в энциклопедии 1-2 разворота. Упоминаются композитор, либретист, хореограф, указывается дата премьеры,

а также приводится краткий сюжет балета. И, конечно, несколько восхитительных старых фотографий из балетных постановок начала и середины 20 века.

Книга очень красивая и совершенно несложная по содержанию. Рекомендуется юным любителям балета и их родителям.


Лабиринт
Озон
My-shop

Книга о балете издательства МИФ открывает новую серию "Твои правила" о самых зрелищных и популярных видах спорта, искусства и активного досуга.

На форзаце книги - сюжет "Лебединого озера" в виде комикса.

На нахзаце - "Щелкунчик" в аналогичном виде. :) В принципе, забавно. Хотя, конечно, комиксов в последнее время вокруг стало чересчур много...

В самом начале книги читателя необходимо заинтриговать, то есть упомянуть о некоторых интересных моментах. Например, о балетах с привидениями и лошадиных балетных танцах.

Балет - загадочное искусство, окутанное весьма устойчивыми мифами (например о том, что балерины, эти воздушные и невесомые создания, мало едят). С развенчания некоторых из них и начинается повествование.

Более цивилизованную и красивую форму эти танцы приобрели в средневековой Европе. Появились балы, придворные балеты, танцевальные академии.

Кстати, лошадиный балет появился примерно в это же время и был довольно широко распространен во Франции.

Русский балет был привезен из-за границы. Сначала любители этого изящного танца приглашали зарубежных артистов на гастроли, а потом стали обучать своих, русских, юношей и девушек балетному искусству.

Балетный костюм за долгие годы претерпел весьма существенные изменения: от пышных и громоздких нарядов, в которых было тяжело даже двигаться, до лёгких, изящных и почти невесомых, удобных и современных костюмов.

В балете может танцевать солист (один), а может кордебалет (много). Есть и промежуточные варианты (дуэт и ансамбль).

Хотите узнать о балетных репетициях, а также об основных позициях рук и ног и танцевальных па? Энциклопедия подробно и наглядно объяснит вам всё это.

Оказывается, в танце тоже есть место рекордам. Например, Уэйн Слип за две минуты подпрыгнул в гран жете (практически сесть в воздухе на шпагат) 158 раз! Это получается меньше секунды на один прыжок.

Балетные костюмы - верх изящества и совершенства. Но, помимо всего прочего, они должны быть еще и удобными для исполнения сложных движений.

Балетные пачки бывают самой разной формы. В каждой такой юбочке 10 и больше слоёв ткани.

Помимо артистов балета, над каждым зрелищным спектаклем в театре работает огромное количество народа (либретист, сценарист, художник-постановщик, художник по костюмам, гримеры, костюмеры и многие другие). Многие из них навсегда останутся в тени для обычных зрителей. Однако, это нисколько не умаляет их заслуг перед красивейшим искусством балета.

Побывать за кулисами в театре удается далеко не каждому зрителю. Поэтому очень интересно изучить устройство театра хотя бы чисто теоретически, по картинкам. Узнать, чем арьерсцена отличается от авансцены и где именно держат декорации во время спектакля.

В завершение книги небольшая викторина для внимательных читателей. Сможете ли вы ответить на все вопросы с этой странички? Если нет - значит самое время окунуться ещё раз в увлекательные страницы этой довольно оригинальной балетной энциклопедии.

1. Балерины постоянно сидят на диете

В фильме «Танцующие призраки» главная героиня пришла в гости к своему парню и столкнулась с его родителями, которые, усадив ее за обеденный стол, начали причитать по поводу того, как мало едят балерины и про то, как во всем себе отказывают. Героиню это очень разозлило.

Поверьте, балерины едят много и иногда за двоих. Работа в театре – выматывающая: с утра класс, потом репетиции, потом вечерний спектакль. Попробуйте выдержать эти нечеловеческие нагрузки без нормального куска мяса! ВСЕ современные балерины могут позволить себе не сидеть на диете, потому что а) в театр не берут склонных к полноте, их отсеивают еще во время учебы в училище, б) любая пища моментально сгорает на тренировках.

2. Все балерины – анорексички

Когда я на четвертом курсе устроилась на работу, многие коллеги сразу отметили мою привычку стоять «по пятой позиции». Соответственно, узнав, что я занимаюсь балетом, последовали странные вопросы: «А это правда, что балерины после того как поедят, идут в туалет и …. того… избавляются от съеденного?». Ага, правда, а еще правда, что Волочкова – балерина)) Даррен Аронофски, режиссер «Черного лебедя», видно, имеет такое же среднестатистическое понятие о балете, поэтому и использовал все подобные клише. Анорексия – это болезнь. Страшная болезнь, которая кроме всего прочего сопровождается очень плохим самочувствием (мягко говоря). Нормальная артистка балета не может себе этого позволить, ежедневная нагрузка, что в театре, что в училище, делает это невозможным. Такое отношение к анорексии в балете воспитали американские фильмы («Авансцена», «Танец дороже жизни»), но, во-первых, Америка никогда не было флагманом балетной жизни, а во-вторых, американцы очень любят все упрощать и использовать набившие оскомину клише, которые зритель с удовольствием «хавает».

3. Все «балеруны» – геи

Во-первых, не балеруны, а артисты балета, в крайнем случае танцовщики))

Слухи и сплетни о том, что в театрах, как и в шоу-бизнесе часто многие вещи решаются через постель, а в балете через одного – «геи», не лишены основания, хотя и не абсолютно верны. Большинство артистов всё же – те, кто своим трудом и талантом всего добиваются, а «геев» можно посчитать по пальцам. Артистическая среда – очень своеобразное место, особенно для мужчин. Что способствует развитию «нетрадиционного гена» – постоянная работа у зеркала? Ежедневное «тисканье» балерин, которые в обычной репетиционной жизни совсем не принцессы и феи, а обычные потные не всегда красивые женщины?…

Жаль только, что геев так много именно среди известных артистов, которые своим примером могут повлиять на несостоявшиеся личности маленьких мальчиков, только переступивших порог балетной школы: Рудольф Нуриев, Владимир Малахов, мой любимый Девид Холберг…

4. Балерины не рожают детей

Еще как рожают и зачастую на пике карьеры. Но только современные балерины. Еще Плисецкая об этом говорила – раньше они не могли позволить себе выбыть из творческой жизни даже на год. Сейчас балерины все чаще выбирают материнство и очень быстро возвращаются на сцену. Недавний пример: Светлана Захарова родила девочку и уже через два месяца вернулась в прекрасной форме. А еще говорят, что после рождения ребенка, танец балерины приобретает особое звучание. Яркое тому подтверждение – Ульяна Лопаткина.

5. Все балерины тупые и мало образованые.

Для того что б стать балериной нужно 10 лет учится в хореографическом училище где преподаются все теже предметы что и в обычной школе ,кроме них будущие балерины и танцовщики изучают историю искусства ,балета ,костюма ,музыкальную теорию,актерскую игру, игру на фортепиано + огромное количество танцевальных предметов . Многие балерины получают высшее образование в институтах или академиях культуры .Профессиональной балериной может стать только человек высоко образованный ,эрудированный ,начитаный ,хорошо разбирающийся в эпохах ,особенностях характеров народов.

6. Балет вредит здоровью.

Говорят что балет делает артистов инвалидами мол по этому их отправляют через 20 лет стажа на пенсию .Отправляют по тому что с годами сил становится меньшед да и смотреть на старушек не очень приятно. Как при любом физическом труде в балете есть свои правила и техника безопасности ,при нарушении которых можно травмироваться тогда будут растяжения ,вывихи и воспаления в суставах .. Постоянная развивает и укрепляет сердечно - сосудистую систему , у артистов дыхательная система хорошо натренированна и крепче чем у обычных людей ,благодаря постоянным физическим упражнениям пищеварительная система работает как часы ,хорошая осанка у балерин сохраняется до глубокой старости .

В преддверии премьеры постановки Complexions Stardust под музыку Дэвида Боуи мы решили написать о самых распространенных клише, которые мешают полюбить классический танец. Ведь постановка, которая будет представлена в Украине уже 25 ноября, – абсолютно необычное явление в «классическом балетном мире».

Будем честны, балет – искусство специфическое. В то время как ученые покоряют природу технологиями, танцовщики бросают ей вызов собственными телами. Ежедневно борясь с гравитацией и внешними несовершенствами, они выворачивают суставы, вытягивают и укрепляют мышцы, становятся, наконец, на пуанты. Всячески подражают стихии, чтобы в итоге взять ее под контроль.

Радикальность мотивов и методов сделала балет чем-то вроде закрытого клуба: не так много в мире фанатиков, готовых всю жизнь бороться со своей природой, и тех, кто готов их усилия оценить. В итоге балет плотно оброс мифами, которые больше похожи на оправдания: почему одним дано грациозно взлетать ввысь, а другим – только смотреть себе (и им) под ноги.

Артисты балета не едят

В народе до сих пор цитируют Майю Плисецкую и ее знаменитое «не жрать». А журналисты все еще спрашивают балерин не о работе, а о диетах – в ожидании шокирующих своей низкокалорийностью подробностей. На самом деле, артисты редко отказывают себе в еде. А порой позволяют даже больше, чем «обычные люди». Подумайте сами: утренний класс, несколько репетиций, иногда спортзал и вечерний спектакль. На одном салате далеко не уедешь. Плитка шоколада в течение дня – вообще норма для артиста, когда нет перерыва на обед, и нужно быстро подзарядиться энергией.

Балерины не заводят детей

Если балерины и не заводят детей, то не потому что боятся выйти из формы, а потому что не хотят делать перерыв в карьере в расцвете сил. Хотя многим удается совмещать: сегодня танцовщицы выходят на сцену до последнего и ходят на классы даже на 9-м месяце беременности. А спустя несколько недель после родов возвращаются к работе. Современный тренировочный процесс развит и разнообразен, так что балерины подбирают оптимальные нагрузки, чтобы не терять форму и быстро восстанавливаться. Но даже 2 столетия назад танцовщицы не боялись материнства. Например, у солистки Датского королевского балета Марии Вернинг было 7 детей.

Чтобы быть танцовщиком, нужно заниматься с раннего детства

Официально хореографические училища и академии принимают детей с 10 лет, поскольку в этом возрасте скелет ребенка уже достаточно сформирован, а связки еще не потеряли эластичность. Но есть немало случаев, когда успехов в балете добиваются те, кто начал позже. Например, одна из самых известных танцовщиц, прима American Ballet Theatre Мисти Коупленд, попала в балетный класс в 13 лет. А танцовщик и хореограф, основатель труппы Complexions Дуайт Роден встал к станку только в 17. Так что данные и упорство решают в балете если не все, то очень многое.

Артисты балета необразованны

Общеобразовательным предметам в балетных школах действительно уделяют меньше внимания, чем в обычных. Но ведь и искусство в средних школах почти не преподают. К тому же исследования давно показали: из-за того что танец активно задействует сенсорные и моторную системы, танцовщики гораздо способнее к изучению нового, у них хорошо развита память, они сохраняют ясность ума даже в глубокой старости. У артистов также очень развита эмпатия, а значит, они легче понимают других людей.

Танцовщики рано уходят на пенсию

Артист может выйти на пенсию, прослужив в театре 20 лет. То есть средний пенсионный возраст танцовщика – 36−37 лет. Но многие задерживаются на сцене и дольше – до 40 так точно. Например, знаменитой этуали Алессандре Ферри 54, и она до сих пор в строю. Майя Плисецкая выходила на сцену и в 70. Все зависит от здоровья танцовщика и масштаба его личности. Михаил Барышников, например, тоже недавно исполнил премьеру – соло Fiver, которое для него поставил хореограф Джастин Пек.

К тому же, попрощавшись со сценой, танцовщики не прекращают работать. Многие остаются в театре как педагоги-репетиторы, кто-то идет преподавать детям, кто-то становится хореографом. Бывшего артиста могут назначить художественным руководителем труппы. Некоторые осваивают кардинально новые профессии: все-таки 37−40 лет в современном мире – не приговор.

Балет – это 3 акта и Чайковский

Этот миф особенно распространен на постсоветском пространстве, где сильна классическая традиция. И чаще касается не балета, а потенциального зрителя, который предпочитает держаться от театра подальше, потому что там царят наивные истории про принцев и принцесс на 3 часа, пыльная бутафория и громогласный оркестр.

На самом деле, классических спектаклей, которые попадают под это описание, осталось около 10, и не все они в постоянном репертуаре театров. XX и XXI век подарили балету новую пластику и новые формы. Увидеть балерину в пачке теперь скорее редкость, а на пуанты иногда становятся даже мужчины. На сцену могут выйти босиком, на каблуках или в кроссовках, танцевать – совсем без музыки или под рок, как во многих постановках Complexions. Декорациям все чаще предпочитают пустую сцену и активно осваивают 3D-мэппинг. Западные театры, особенно в США, специально строят репертуар так, чтобы в течение сезона каждый человек мог открыть для себя балет, который ему понравится. И потому чередуют классические спектакли, которые постоянно обновляются, с современными. Продумывают даже благотворительные программы для малообеспеченных семей, привлекая в театр как можно больше новых зрителей.

Поделиться: