Открытие информации о счетах в зарубежных банках. Раскрытие информации о зарубежных банковских счетах: что будет тем, кто не успел

Ряд российских граждан (от студентов до олигархов) имеют валютные счета (вклады) за рубежом, и, чтобы принять решение, отчитываться перед ФНС России или нет, необходимо знать о последствиях, с которыми можно столкнуться в обоих случаях. Проанализируем, в какие сроки и для кого возникает обязанность отчитаться перед налоговыми органами о таких счетах (вкладах) и какие возможны санкции за ее неисполнение?

Требование к гражданам отчитываться по зарубежным счетам возникло в результате поправок, внесенных постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» в Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Граждане РФ имеют право открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. 1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Согласно нормам Федерального закона от 8.06.15 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон № 140-ФЗ) физические лица — резиденты должны представить специальную декларацию и отчет в налоговую инспекцию по месту своего учета о движении денежных средства по зарубежным счетам и вкладам (письма ФНС России от 15.10.15 г. № ОА-4-17/18004@, Минфина России от 13.04.16 г. № 03-10-10/21088, от 22.09.15 г. № 03-0310/54214).

В случае если несколькими физическими лицами — резидентами открыт общий (совместный) счет в банке за рубежом, то отчет о движении средств по счету в иностранном банке представляется каждым таким физическим лицом — резидентом (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/2664@). Данная кампания, проводимая государством, именуется как налоговая амнистия, поскольку предполагает соблюдение определенных гарантий физическим лицам со стороны государства.

Кто должен отчитаться

Прежде всего отметим, что не каждый гражданин РФ должен отчитаться о движениях по счетам (вкладам) в зарубежных банках. Такая обязанность возникает только у физических лиц — резидентов РФ. Причем понятие «резидент РФ» используется в значении, определяемом п.п. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, а не в понятии налогового законодательства. А понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 3.09.14 г. № ОА-3-17/2962).

Так, резидентами в целях применения валютного законодательства являются:

граждане РФ, кроме постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года (в том числе имеющих вид на жительство в нем) либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

Как подтвердить статус валютного резидента РФ

Статус подтверждается копией загранпаспорта физического лица, в котором имеются отметки органов пограничного контроля (пункта пропуска) о пересечении государственной границы РФ, копией вида на жительство или иного документа, подтверждающего постоянное проживание на территории иностранного государства. Статус валютного резидента РФ могут приобрести граждане, которые проживали в иностранном государстве не менее 365 (366) дней, но прервали данный срок пересечением территории РФ.

Обратите внимание! Для того чтобы вновь приобрести статус валютного нерезидента РФ, нужно находиться непрерывно в иностранном государстве не менее одного года. Такие разъяснения приведены Росфиннадзором и поддерживаются судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 4.04.14 г. № 33-10871/14).

Это означает, что практически все студенты, которые учатся за рубежом (как правило, учебный процесс длится менее одного года и студенты приезжают в Россию в учебный год), имеют статус валютного резидента РФ. А граждане РФ, которые постоянно проживают в иностранном государстве, но хотя бы один раз в год (даже на один день) приезжают в Россию, утрачивают статус валютного нерезидента со всеми вытекающими налоговыми последствиями, а также возможными нарушениями валютного законодательства.

Статус «резидента» РФ ограничивает граждан в части проведения определенных банковских операций.

Какие средства могут быть зачислены на банковский счет резидента РФ за рубежом

Перечень разрешенных операций по зачислению средств на зарубежных счетах приведен в ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Такими операциями являются:

начисленные проценты на остаток средств по банковским счетам (во вкладах); денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада); наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад); денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады); заработная плата и иные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами — резидентами за рубежом своих трудовых обязанностей (по заключенным ими с нерезидентами трудовым контрактам); оплата и (или) возмещения расходов работающим физическим лицам — резидентам, связанных с их служебными командировками; выплаты по решениям судов иностранных государств (за исключением решений международного коммерческого арбитража); пенсии, стипендии, алименты и иные выплаты социального характера; страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами; возврат денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за товар, услугу.

Кроме того, на счета физических лиц — резидентов, открытых в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства от нерезидентов РФ в виде:

доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица — резидента; грантов; накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).

Обратите внимание! Список стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, приведен на официальных сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

Например, членами ОЭСР являются Германия, Италия, Турция, Швейцария, Люксембург. Членами ФАТФ являются Германия, Испания, Турция, Швеция и ряд других стран.

Таким образом, денежные средства, не разрешенные к зачислению на зарубежный счет в банке, должны быть зачислены на валютный счет резидента в банке на территории РФ. В противном случае — физическое лицо может быть наказано за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Вот почему так важно знать статус физического лица-резидента (нерезидента) в целях соблюдения валютного законодательства.

Пример

Физическое лицо — резидент РФ владеет недвижимостью в Болгарии и предоставляет ее в аренду нерезиденту РФ. На счет физического лица, открытого в банке Болгарии, поступает доход от сдачи имущества в аренду.

В этом случае физическое лицо — резидент РФ нарушает валютное законодательство, поскольку Болгария не является членом ОЭСР и (или) ФАТФ и ему грозит штраф по ст. 15.25 КоАП РФ — ¾ (75%) либо 1 (100%) от перечисленного рентного дохода. Кроме того, нельзя забывать о налоговых санкциях (НДФЛ по ставке 13% и штраф за неуплату налога в размере от 20 до 40% от суммы недоимки).

Для того чтобы избавиться от негативных последствий при осуществлении незаконных валютных операций (административный штраф, а также штраф за нарушение налогового законодательства), физическому лицу — резиденту РФ представляется возможность подать специальную налоговую декларацию.

Сведения, подлежащие декларированию

В представленной в налоговый орган специальной декларации физическое лицо должно отразить следующие сведения (п. 1 ст. 3 Закона № 140-ФЗ):

об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за рубежом, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета; о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем, а также представить описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

При этом о зарубежных счетах, открытых физическим лицом — резидентом РФ в период до 1.01.2015 г. и в отношении которых была исполнена обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов (п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), необходимость подачи специальной декларации отсутствует.

Вместе с тем на физических лиц — резидентов возложена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/2664@).

В том случае если у физического лица — резидента счет открыт в банке, расположенном в Крыму или Севастополе, то такой отчет не представляется (письмо Банка России от 7.08.14 г. № 12-1-4/1871).

С 1 января 2015 г. физические лица-резиденты РФ обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета специальные отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ за 2015 г. представляется физическими лицами — резидентами в налоговые органы по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365.

Отчет можно сдать непосредственно в налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, отправить по почте с уведомлением о вручении и описью вложения либо воспользоваться электронным сервисом ФНС России (направить отчет через личный кабинет налогоплательщика, подписав его электронной подписью).

Совместным приказом ФНС России и Минфина России от 18.05.16 г. № ММВ-7-6/326@ утверждены Методические рекомендации по приему и учету специальных деклараций.

Отчет состоит из 2 листов, в котором приводится информация:

Ф.И.О., данные паспорта физического лица — владельца счета; наименование иностранного банка, в котором открыт счет (вклад); страна местонахождения; код страны; реквизиты счета (вклада); код валюты счета.

В табличной части отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ отражаются сведения:

остаток средств на счете на начало отчетного периода; остаток средств на счете на конец отчетного периода; зачислено средств за отчетный период — всего; списано средств за отчетный период — всего.

Количество листов отчета должен соответствовать числу открытых физическим лицом счетов (вкладов) в зарубежных банках.

Срок отчета

По общему правилу срок представления отчета — ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря). Однако до 1 июля 2016 г. продлен срок добровольного декларирования физическими лицами активов и банковских счетов за рубежом (информация ФНС России от 13.01.2016 г.).

Гарантии

Представив отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом до 1 июля 2016 г., физическое лицо — резидент РФ освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных п. 3 ст. 76.1 УК РФ, административной и налоговой ответственности (ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

А с 1 января 2016 г. за непредставление отчета или иного нарушения порядка представления отчета будут применяться административные штрафы. Их размер предусмотрен п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, представление отчета по неустановленной форме либо с недостоверными сведениями будет наказываться наложением штрафа от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Опоздание с представлением отчета будет наказываться штрафом от 300 до 500 руб. (при нарушении срока до 10 дней), от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (при нарушении срока более 30 дней).

Резюме

Насколько продление срока добровольного декларирования простимулировало граждан сообщать о своих счетах (вкладов), открытых в зарубежных банках?

Официальная статистика налоговых органов пока отсутствует. Но, по утверждениям самих налоговиков, представление отчетов о вкладах (счетах) в зарубежных банках физических лиц (несмотря на простоту самого отчета) не носит массовый характер. Причин тому несколько.

Во-первых, физические лица — граждане РФ, долгое время проживающие за рубежом и ставшие по нашему Закону № 173-ФЗ резидентами РФ (разовый приезд в Россию), не владеют информацией о такой обязанности.

Во-вторых, несмотря на то что 12 мая 2016 г. в Пекине (на форуме Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам налогового администрирования) Россия присоединилась к соглашению об обмене финансовой информацией, включающее в себя 80 стран, получить информацию сегодня о счете конкретного физического лица трудно. Исключение составляют лица, подозреваемые в противоправных действиях либо «отмывании» капитала.

Кроме того, реализация подписанного в Пекине соглашения начнется в 2018 г., а с учетом постоянно меняющегося российского законодательства этот срок кажется далеким.

В России завершилась кампания по представлению информации о счетах в зарубежных банках. В рамках кампании граждане РФ, имеющие счета в банках за пределами России, обязаны были предоставить ФНС информацию обо всех совершенных за 2015 год операциях с иностранными счетами. О том, что делать тем, кто не успел впервые отчитаться о движении средств по своим зарубежным счетам, БУХ.1С рассказали начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач и эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Сразу оговоримся, инициатива с раскрытием информации о зарубежных счетах - не изобретение российских законодателей. Такие правила действуют во многих странах в течение уже длительного времени. Это обусловлено борьбой с уклонением от уплаты налогов и отмыванием капиталов.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени:

1. Валютный резидент должен уведомить налоговый орган об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

3. Уведомление об открытии (закрытии) счета подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счета или изменения реквизитов.

4. Также резиденты обязаны раскрывать всю информацию о поступлении и расходовании средств на счетах.

6. Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ (от 4000 рублей для граждан до 1 млн рублей для организаций).

7. Если граждане самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам “сольют” третьи лица (контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.п.).

8. Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам:

Штраф за сокрытие счета;

Налоговая проверка по всем совершенным операциям (возможно доначисление налога на доходы физических лиц);

Проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов;

- «уклонисты» также получат штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

Просрочка предоставления налоговой декларации также влечет штраф (5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления);

Возможны штрафы за осуществление незаконных валютных операций (от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Открыл вклад (счет) – отчитайся

Обязанность информировать об открытии и закрытии зарубежных счетов и вкладов была введена законом от 10.12 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Согласно закону, резидент уведомляет налоговый орган об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ (пункт 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ).

Уведомление подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счета или изменения реквизитов. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.

Позднее в закон были внесены изменения, дополнившие перечень обязанностей физических лиц. Теперь им в обязанность вменяется также раскрытие всей информации о поступлении и расходовании средств на счетах. Ранее отчитываться о движении денег по счетам должны были только организации и предприниматели.

Отметим, эта обязанность в отношении рядовых граждан была введена еще с 1 января 2015 года. Однако, сам порядок предоставления сведений был утвержден (вступил в силу) только 30 декабря прошлого года. Этот порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".

Как отчитываться

Согласно новым правилам, отчет о движении средств должен предоставляться ежегодно, не позднее 1 июня. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года. Если счет был открыт после 1 января отчетного года, отчет представляется за период с даты открытия по 31 декабря включительно. В случае закрытия счета отчитываться нужно за период с 1 января по дату закрытия. Одновременно необходимо будет подать и уведомление о закрытии счета.

В отчете указываются данные вкладчика (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон, ИНН), наименование банка, номер счета. Также необходимо указать информацию о расходовании и поступлении денежных средств. Никаких банковских выписок представлять не нужно. Выписки предоставляются только по требованию, если у налогового органа возникнут дополнительные вопросы к расходованию и поступлению денежных средств.

При этом подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенной копии. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также нотариально заверенный. Все документы должны быть действительными на день представления.

Сам отчет может быть подан как на бумажном носителе непосредственно в налоговую, так и через личный кабинет налогоплательщика. Во втором случае отчет подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Если несколькими резидентами был открыт общий счет в банке, отчет представляется каждым резидентом. Для получения отметки о принятии отчета он представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах. Один экземпляр отчета с отметкой налогового органа о принятии отчета тогда возвращается резиденту в течение 5 рабочих дней. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.

Налоговики не примут отчет в случае наличия в нем ошибок и неточных сведений. Также отчет будет возвращен при его заполнении не в полном объеме. Тогда необходимо будет представить исправленный отчет. Он должен быть представлен физическим лицом - резидентом в течение установленного в налоговом уведомлении срока. Этот срок не может быть менее 7 рабочих дней.

Кто обязан отчитываться

Обязанность по предоставление в налоговую инспекцию отчета распространяется исключительно на валютных резидентов, имеющих вклады и счета в иностранных банках. Граждане, не являющиеся резидентами, отчитываться перед налоговиками не должны. Что характерно, многие часто путают статус налогового резидента и резидента валютного. Разница между ними колоссальная.

Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий в виде штрафов, важно понимать это различие. Налоговыми резидентами признаются физлица, находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение года. Это время не прерывается даже на периоды краткосрочного выезда за пределы территории (статья 207 НК РФ).

В свою очередь под валютными резидентами в соответствии с законом N 173-ФЗ понимаются граждане РФ, постоянно не проживающие на территории иностранного государства в течение всего года. Также к резидентам относятся и иностранцы, живущие в России на основании вида на жительство.

Штрафы для “молчунов”

Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ. Закон предусматривает штрафы, как за неуведомление об открытии счетов, так и за несдачу отчетности о движении денежных средств.

Статья 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства) гласит, что непредставление уведомления об открытии, закрытии счета или об изменении реквизитов счета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей. Должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц это нарушение будет стоить от 800 000 до одного миллиона рублей.

Устанавливается ответственность и за представление уведомления с нарушением установленного срока и не по установленной форме. Это нарушение повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, а на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Несоблюдение порядка представления отчетов (непредставление отчета) о движении средств по счетам и вкладам повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей. Должностным лицам придется заплатить уже от 4000 до 5000 рублей. Повторное совершение этого нарушения грозит гражданам штрафом в размере 20 000 рублей, а должностным лицам - в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Получится ли утаить информацию о вкладах (счетах)?

В рамках сдачи отчетности может выясниться, что гражданин имеет зарубежные банковские счета и вклады уже в течение длительного времени. Таким образом, предоставление отчета по новым правилам будет чревато для многих вкладчиков печальными последствиями. Налоговики узнают о счетах и оштрафуют за неуведомление об их открытии. Однако, это не означает, что гражданам имеет смысл и дальше утаивать от государства эту информацию. Чем дольше сведения об открытии счетов остаются нераскрытыми, тем строже штрафные санкции, налагаемые на вкладчиков.

Причем налоговики могут узнать о счетах самостоятельно. Например, в ходе сотрудничества с контролирующими органами иностранных государств. Напомним, Россия в начале 2016 года уже присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией. К соглашению, подписанному в Пекине 12 мая 2016 года, присоединились 80 государств, в том числе Люксембург, Сейшельские острова и Швейцария. Подписание соглашения позволит России с 2018 года получать финансовую информацию от всех этих 80 юрисдикций.

Налоговые органы всех этих государств обязаны осуществлять сбор и передачу информации о счетах и вкладах любых иностранных вкладчиков на своей территории. Невзирая на банковскую и коммерческую тайну. Вся собранная информация будет направлена в ФНС России в течение 9 месяцев года, в котором осуществлялась проверка. Впервые такую информацию налоговики получат к сентябрю 2018 года.

Таким образом, если вкладчики самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам “сольют” третьи лица (контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.п.).

Ранее также был принят приказ ФНС России, утвердивший основы взаимодействия в этой сфере российских налоговиков и иностранных банков. Согласно Приказу ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-14/501@, налоговая служба будет получать информацию от любых кредитных организаций, действующих за рубежом. Причем информация о счетах станет предоставляться не только в отношении валютных резидентов, но и всех россиян без исключения. Следовательно, статус нерезидента в случае выявления факта неуплаты налогов в этом случае не поможет.

Доначисление налогов

Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам предугадать несложно. Первым делом вкладчики будут оштрафованы за сокрытие счетов. Как мы ранее говорили, штраф здесь может достигать 5000 рублей. Во-вторых, по всем совершенным операциям будет проведена налоговая проверка. Цена вопроса – налог на доходы физических лиц. Инспекция выяснит, откуда на счетах россиян появились деньги и, исходя из этого, доначислит налоги.

Кроме того, налогообложению подвергнутся и сами счета. Как известно, вклады предполагают начисление процентов в денежном эквиваленте. Соответственно, проценты по вкладам и обложат налогом по ставке 13 процентов. Также вкладчикам-уклонистам будут доначислены пени и штраф за уклонение от уплаты обязательных платежей.

Санкции за неуплату налогов регламентированы статьей 122 НК РФ. В соответствии с ней неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Это для случаев, когда неуплата произошла неумышленно. Например, в случаях незнания закона, или заблуждения. При умышленном уклонении от уплаты налога санкция увеличивается вдвое - до 40 % от неуплаченной суммы.

Повлечет наложение штрафов и просрочка предоставления налоговой декларации. Штрафы за это деяние устанавливаются статьей 119 НК РФ. Величина штрафов составит 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

При этом не стоит забывать и о штрафах за осуществление незаконных валютных операций. По закону любая сумма денег, переводимая на зарубежный счет должна переходить путем транзита через российский банк. В противном случае весь полученный доход может быть попросту изъят в пользу казны РФ.

Статья 15.25 КоАП РФ регламентирует штрафы за перевод денег, минуя счета в российских банках. Это нарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Иными словами, доход от продажи той же недвижимости может полностью уйти на оплату штрафа. Плюс ко всему прочему – на владельца счета будет наложена еще целая совокупность штрафов.

Что делать и кто виноват: ответы на вопросы читателей БУХ.1С

Предоставлять информацию должны резиденты, имеющие иностранные счета. А что делать тем, кто уже закрыл эти счета? Обязаны ли они отчитываться?

Закрытие счетов не освобождает от данной обязанности. И если счет (вклад) был закрыт в отчетном году, то отчет должен представляться за период с 1 января отчетного года по дату закрытия.

Вы говорите про закрытие счетов в отчетном году. А что если счет (вклад) был закрыт, скажем, еще в начале 2015 года, или ранее? Известно же, что для резидентов - физических лиц Форма отчета о движении средств по счетам в иностранных банках была утверждена лишь в конце 2015 года.

Данный факт также не влияет на обязанность по предоставлению отчета. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 прямо гласит, что если счет (вклад) был закрыт в 2015 году, то отчет должен был быть представлен до 1 июня 2016 года.

Допустим, человек постоянно проживает во Франции, но является при этом гражданином России. Должен ли он отчитываться о своих французских счетах?

Здесь решающую роль будет играть время нахождения гражданина на территории иностранного государства. Если гражданин проживает за рубежом в течение 365 дней в году, он не обязан предоставлять в российскую налоговую отчет о своих счетах (вкладах). Однако, если это время прерывается хотя бы на краткосрочную командировку в Россию (пусть даже на однодневную), отчет должен предоставляться в общем порядке.

Не секрет, что многие граждане не успели предоставить информацию о движении средств до 1 июня. Что им делать?

Предоставить отчет после этого срока, но как можно раньше. Затягивание сроков увеличивает размер штрафов. Так, просрочка представления отчета не более чем на 10 дней грозит наложением штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Более чем на 10 дней – от 1 до 1,5 тысяч рублей. Более, чем на месяц – 3 тысячи рублей.

Возможно ли избежать штрафа за непредставление отчета, или уменьшить его размер?

Избежать штрафа за непредоставление отчета не получится в любом случае. Но, как мы уже говорили, возможно уменьшить штраф при условии более поздней сдачи отчетности. В этом случае штрафа за непредоставление отчета не будет. Будет лишь штраф за нарушение сроков – от 300 до 3000 рублей.

Информация, которую я раскрою в отчете будет засекречена, или может быть доступной третьим лицам? Какие есть гарантии сохранности данных?

Информация об иностранных счетах налогоплательщиков хранится в информационных ресурсах ФНС России и защищена режимом налоговой тайны (ст. 102 НК РФ) и не подлежит разглашению (за исключением случаев и в порядке прямо предусмотренных законодательством). ФНС России применяет самые высокие стандарты защиты информации, что практически исключает риски несанкционированного доступа или разглашения охраняемых сведений.

Если не раскрывать информацию о счетах, смогут ли налоговики самостоятельно получить эти данные и привлечь меня к ответственности?

Информация о зарубежных счетах российских налогоплательщиков может быть получена ФНС России в ходе международного обмена налоговой информацией с зарубежными налоговыми органами на основе Соглашений об избежании двойного налогообложения и многосторонней Конвенции «О взаимной административной помощи в налоговых делах». Информация может поступить в ответ на запрос ФНС России или быть представлена в инициативном порядке иностранным налоговым органом. С 2018 эта информация будет поступать в ФНС России на плановой основе (ежегодно) в автоматическом режиме.

Я – индивидуальный предприниматель. Какие последствия для меня, кроме штрафов, может повлечь непредставление отчета о зарубежных счетах?

Законодательством предусмотрены штрафы за непредставление информации об открытии зарубежного счета и отдельно - за непредставление отчета о движении средств по такому счету (для физлиц и ИП с 2016г.). Кроме того, предусмотрена ответственность за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету.

С 2015 года для россиян, имеющих персональные банковские счета за рубежом, настали большие перемены: теперь все физические лица – валютные резиденты Российской Федерации должны представлять ежегодный отчет о движениях средств на своих иностранных персональных счетах в налоговые органы страны.

Детали

До 2015 года отчеты о движении средств на зарубежных счетах в Федеральную налоговую службу России предоставляли лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но с 1 января 2015 года это касается абсолютно всех физических лиц, имеющих персональные счета в зарубежных банках, согласно части 7 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

2 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («ФЗ №218») от 21 июля 2014 года, согласно которому были внесены поправки в Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года. Согласно отдельным изменениям, вступившим в силу с 1 января 2015 года, физические лица, также как и юридические, должны регулярно подавать отчетность о движении средств на счетах в иностранных банках в налоговые органы РФ. Создание и согласование подзаконных актов заняло у Минфина почти год, и детальное описание процедуры подачи документов, сроки действия постановления и др. появились в открытом доступе в новой редакции 3 июня 2015 года.

На едином портале для размещения проектов правовых актов и результатов их публичного обсуждения Regulation.gov.ru был опубликован текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации». В этом документе устанавливается упрощенная процедура подачи отчетности физическими лицами, которая отличается от порядка, установленного для компаний.

На данный момент не все аспекты процедуры окончательно утверждены, но общие данные, в том числе и проект формы отчета, находятся в открытом доступе.

Процедура подачи отчетности

1 января 2015 года начался отчетный период, за который физические лица – резиденты России, имеющие счета в зарубежных банках, должны предоставлять ежегодный отчет о движении средств на них в налоговые органы по месту своего учета. Это касается всех физических лиц, признающихся валютными резидентами России и имеющих персональные счета в зарубежных банках. Нововведения касаются как активных, так и так называемых «спящих» счетов (dormant accounts).

Формы отчетности должны представляться физическими лицами в ФНС один раз в год. Согласно проекту, первый раз они подаются не позднее 1 июня 2016 года за 2015 год.

Необходимые документы

Отчет представляется по специальной упрощенной форме в одном экземпляре и состоит из двух страниц – «Титульного листа отчета о движении средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации» (Лист №1) и «Отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации» (Лист №2).

Количество Листов №2 должно соответствовать числу счетов (вкладов), открытых в банках за пределами РФ.

В том случае, если один или более совместных счетов в иностранном банке открыты несколькими физическими лицами – резидентами РФ, то подавать документы в налоговые органы по обоюдной договоренности может один из них.

При этом в отличие от порядка, установленного для компаний, проект не требует от физических лиц представления вместе с отчетом подтверждающих банковских документов (банковских выписок и иных документов, выданных банком). Они могут быть запрошены налоговыми органами дополнительно лишь при возникновении спорных вопросов.

Это осуществляется в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Запрошенные ФНС дополнительные документы должны быть представлены не позднее 20 рабочих дней с даты получения уведомления. Также, в случае обнаружения ошибки в заполнении предоставленной формы, налоговый орган посылает физическому лицу запрос (почтовым отправлением с уведомлением) для уточнения данных, на который нужно ответить в течение 10 рабочих дней с момента его получения.

Форма представления отчетности

Отчетность по движению средств на зарубежных счетах может представляться:

1. Через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru . Документы подписываются «усиленной неквалифицированной электронной подписью», которая признается равнозначной собственноручной подписи на бумаге. В данный момент личный кабинет и детализация предоставления документов находится в процессе доработки.

2. На бумажном носителе при личном присутствии.

3. Заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

4. При помощи официального представителя (имеющего нотариально заверенную доверенность).

По желанию заявителя может быть предоставлено два экземпляра отчета, в этом случае один из них, с отметкой налогового органа о принятии отчета, выдается на руки – или отправляется почтой (c уведомлением о вручении в течение пяти дней).

Датой предоставления отчета в ФНС считается:

При подаче через личный кабинет сайта www.nalog.ru – дата, которую фиксирует информационная система в момент направления отчета;

При личном присутствии или подаче отчета представителем на бумажном носителе – дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

При отправке почтой – дата почтового отправления с уведомлением о вручении.

В случае несоблюдения порядка предоставления отчетов в налоговые органы физические лица подлежат административной ответственности. Согласно проекту отдельных поправок, штраф за непредставление отчета составляет 5000 рублей, однако окончательные суммы всех штрафов еще не утверждены.

Собственникам зарубежной недвижимости

Валютное законодательство РФ содержит закрытый перечень операций, доходы по которым валютные резиденты нашей страны вправе зачислять на зарубежные персональные счета.

Доходы от продажи зарубежной недвижимости зачислять на зарубежные счета российское валютное законодательство не разрешает в принципе – такие доходы нужно проводить через российские банки и затем переводить полученные средства за рубеж уже как свои собственные.

Доходы от сдачи зарубежной недвижимости в аренду нерезидентам с 2014 года можно зачислять на зарубежные персональные счета, но только если счет россиянина-арендодателя находится в стране-члене Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В их число не входят такие популярные у российских инвесторов государства как Болгария, Латвия, Кипр, Черногория, Таиланд, ОАЭ – поэтому доходы от аренды недвижимости в них должны сразу зачисляться арендаторами на российские счета арендодателей в российских уполномоченных банках.

Это не касается доходов, полученных от сдачи в аренду недвижимости, оформленной на компании, трасты и иные структуры.

Системы контроля

При получении информации о новом постановлении правительства об отчетности физических лиц по движению средств на иностранных счетах возникает вопрос: существуют ли у государства механизмы по выявлению незадекларированных счетов россиян за границей – и как они работают на практике? Комментирует этот вопрос Артем Торопов, старший юрист по международному налогообложению юридической фирмы Goltsblat BLP (российская практика международной юридической фирмы Berwin Leighton Paisner):

«В данный момент обмен информацией в основном осуществляется по запросу в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения, но он остается достаточно ограниченным. Сейчас основные «поставщики информации» – в первую очередь сами граждане, которые добровольно декларируют свои счета по форме, установленной Приказом ФНС № ММВ-7-6/457@. Поскольку информация о таких лицах уже содержится в информационных базах ФНС, именно с них могут в первую очередь спросить отчеты о движении средств по новой форме, если такие отчеты не будут по какой-либо причине представлены в срок до 1 июня 2016 года.

Кроме того, обмен информацией по запросу на практике ограничен рядом юридических препятствий – например, установленная Протоколом 2011 года Статья 25а «Обмен информацией» российско-швейцарского налогового соглашения содержит ряд правовых оснований, по которым власти Швейцарии вправе отказать в раскрытии информации по запросу российских коллег.

Однако времена меняются. В 2014 году Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, на основании которой в будущем, предположительно, с 2018 года, планируется участие России в международной системе автоматического обмена информацией. Также в 2014 году в рамках внесения изменений в российское законодательство в связи с законом FATCA введена взаимная мера, согласно которой иностранные банки в будущем будут обязаны ежегодно сообщать в ФНС России об открытых у них счетах (а) граждан (а не валютных или налоговых резидентов) России и (b) юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами России. Соответствующие проекты форм для автоматического обмена уже утверждены ФНС.

Кроме того, руководство ФНС заявило о своем предложении Минфину инициировать переговоры о заключении двусторонних соглашений об обмене информации по новому модельному соглашению 2014 года (включая обмен информацией об учредителях и бенефициарах трастов) с Лихтенштейном, Британскими Виргинскими островами, Каймановыми и Багамскими островами, Гибралтаром, островами Джерси, Гернси и Мэн. Понятно, что значительная часть этих мер – заявления, претензии и экстерриториальные правила, которые в большинстве случаев могут упираться в простое нежелание зарубежных суверенных государств осуществлять сотрудничество и идти на переговоры.

Однако вряд ли сейчас кто-то может достоверно сказать, насколько реально продвинется российская ситуация с автоматическим обменом если не к 2018-му, то к 2020, 2025 или 2030 году... Также как 15 лет назад было практически невозможно представить себе современный американский механизм FATCA. Учитывая нюансы исчисления сроков давности по валютным нарушениям и значительные сроки давности по уголовной ответственности за налоговые преступления, к началу автоматического обмена лучше не подходить с «багажом» в виде многочисленных случаев нарушения валютного и налогового законодательства.

Нужно также помнить, что валютные правила о зарубежных счетах касаются и тех граждан России, которые не являются налоговыми резидентами и не обязаны уплачивать российские налоги – многие из них сохраняют российскую регистрацию, регулярно приезжают в Россию и могут, с учетом ряда оговорок, быть признаны российскими органами в качестве валютных резидентов. Кроме того, у них могут возникать обязанности по раскрытию счетов, компаний и структур и уплате налогов в стране своего проживания – и в стране нахождения недвижимости.

Поэтому владельцам зарубежной недвижимости и персональных счетов в зарубежных банках нужно уже сейчас задуматься о соблюдении, а не игнорировании законодательных требований (по модели – валютный и налоговый резидент или нерезидент, типы доходов и операций по зарубежным счетам, периметр обязательств и раскрытия по российским правилам, масштаб потенциальных рисков и необходимые действия для их снижения, обязательства в иностранных государствах и т.д.), а также рассмотреть варианты структурирования владения недвижимостью и иными активами через грамотно построенные, раскрытые и соответствующие требованиям законов всех вовлеченных юрисдикций структуры».

На сегодняшний день вся актуальная информация по постановлению «Об утверждении Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» публикуется на официальном сайте Regulation.gov.ru . О том, какие рамки административных наказаний будут применяться в случае просрочки и непредоставления документов в налоговые органы – и любых других деталях, касающихся Постановления, мы будем рассказывать в обновлениях к данной статье.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления

Установлен порядок отчетности физических лиц об операциях с использованием зарубежных счетов

Соответствующее Постановление Правительства РФ, утверждающее правила отчетности (далее – «Правила») было официально опубликовано 22 декабря 2015 года и вступило в силу по истечении семи дней, т.е. с 30 декабря 2015 года.

Формально обязанность по представлению отчетов о движении средств на зарубежных счетах была введена для физических лиц-резидентов (в смысле валютного законодательства) законом «О валютном регулировании и валютном контроле» еще с
1 января 2015 года. С 1 января 2016 года за нарушение этой обязанности будет применяться мера ответственности в виде административного штрафа. Однако сам порядок исполнения обязанности до принятия Правил установлен не был. В частности, не были определены сроки и регулярность подачи отчетов, а также их содержание.

В течение 2015 года территориальные налоговые инспекции в отдельных случаях требовали от физических лиц информацию о движении денег на зарубежных счетах, ссылаясь на установленную Законом обязанность. По этому поводу ФНС РФ разъяснил, что в отсутствие установленного порядка представления отчетности у налоговых органов нет оснований требовать отчеты. Принятые Правила устраняют неопределенность в порядке исполнения обязанности и дают основания налоговым органам контролировать представление отчетов и применять меры административной ответственности к нарушителям.

Сроки и порядок представления отчетов

Согласно Правилам отчет подается один раз в год, в срок, не позднее 1 июня. В нем должны отражаться все операции по всем счетам в иностранных банках за предыдущий календарный год, т.е. за период с 1 января по 31 декабря включительно. В случае закрытия счета в иностранном банке отчет следует представлять одновременно с уведомлением о закрытии счета, т.е. не позднее одного месяца с момента закрытия счета.

Особо следует отметить, что отчетность за 2015 год является обязательной. Даже если счет был закрыт в 2015 году, отчет должен быть представлен не позднее 1 июня 2016 года. Если же счет был закрыт в начале 2016 года, то по общему правилу нужно будет предоставить как отчет за 2015 год (до 1 июня 2016 года), так и отчет за 2016 в течение одного месяца с момента закрытия счета.

Отчет может подаваться как в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика, так и на бумажном носителе (лично или через представителя, либо заказным почтовым отправлением).

В общем случае не предусмотрена обязанность подавать вместе с отчетом какие-либо документальные подтверждения. Однако на основании ч. 5 ст. 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган как агент валютного контроля вправе дополнительно затребовать такие документы, а для документов на иностранном языке – заверенный перевод. Практические сложности могут возникнуть, если налоговый орган потребует заверенный перевод выписки по банковскому счету. Поскольку в большинстве случаев банковские выписки не заверяются ни подписью, ни печатью банка, на практике российские нотариусы не признают такую выписку документом и отказываются заверять ее перевод. Для исполнения требования может понадобиться изготовление копии, заверенной нотариусом в стране по месту нахождения банка, ее легализация (или проставление апостиля) и последующее заверение перевода российским нотариусом.

Исходя из формулировки и смысла положений закона «О валютном регулировании и валютном контроле» счета-депо, открытые в иностранных банках для учета ценных бумаг, не попадают в сферу регулирования Правил и не требуют представления отчета. Однако не исключено, что для целей валютного контроля положения закона будут трактоваться расширительно.

Формально за пределами действия Правил остаются и т.н. брокерские счета. При этом следует понимать, что юридическими владельцами таких счетов являются сами брокеры, а не клиенты, чьи денежные средства находятся на этих счетах.

Меры ответственности

C 1 января 2016 г. за нарушение обязанности по представлению отчетов к физическим лицам будут применяться меры административной ответственности в виде денежного штрафа.

В случае непредставления отчета или иного нарушения порядка представления отчета, например, когда в отчет включены недостоверные сведения, размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 рублей. За повторное нарушение установлен штраф в размере 20 000 рублей.

За опоздание при подаче отчета размер штрафа зависит от длительности просрочки: от 300-500 рублей (за нарушение срока подачи отчетности на срок до 10 дней) до 3 000 рублей (за просрочку, превышающую 30 дней).

Аналогичные меры ответственности применяются и за непредставление (либо задержку в представлении) подтверждающих банковских документов.

Меры ответственности применимы в полном объеме за нарушения по представлению отчетности за период 2015 года. Так называемый «закон об амнистии капиталов»}

Поделиться: