Основной метод изучения семейной системной психотерапии. Системная семейная психотерапия – что это? Лучшие онлайн-казино на деньги не стремятся отобрать последнее

1950-е. Системная семейная терапия возникает одно-временно в США и Европе, вбирая идеи кибернетики и теории коммуникации. Врачи, антропологи, математики и психологи разработали представления о структуре семьи, ее кризисах, системе обратной связи. Психотерапевт Вирджиния Сатир (Virginia Satir, 1916–1988) была первой, кто рассматривал как клиента семью в целом. Британский антрополог Грегори Бейтсон (Gregory Bateson, 1904–1980) создал теорию двойного послания. Это сообщение-парадокс: например, мать словами выражает любовь к ребенку, но ее поведение говорит о враждебности.

Определение

При системном подходе клиентом становится не один человек, не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (включая детей), а как результат функционирования семьи в целом как системы, которая постоянно развивается. Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.

Принцип действия

Проблемы одного из членов семьи указывают на нарушенные отношения внутри семьи. Психотерапевт старается выявить, какой цели служит симптом, который стал поводом для терапии. Системная семейная психотерапия исследует то, как члены семьи общаются друг с другом, и часто проходит с использованием ролевых игр. В некоторых случаях рассматривается еще и семейная история, которая также может быть источником нынешних проблем. В ходе терапии меняется вся семья и система отношений в ней, и вследствие этого меняется поведение ее членов.

Ход работы

Системный семейный терапевт может работать со всей семьей, с парой или отдельно с кем-то из членов семьи, в том числе с ребенком. В ходе беседы он анализирует привычные формы поведения клиента и его способы эмоционального реагирования на слова и поступки значимых людей. Также рассматриваются семейные правила (например, как и на что тратят деньги) и семейные мифы (представление семьи о том, кто такие «мы»; например, в мифе «дружная семья» тот, кто плохо подумает о родственниках, считается плохим). Затем совместно с клиентом терапевт ищет новые способы взаимодействия, которые повышают качество жизни и взаимоотношений клиента или семьи.

В работе может быть использована генограмма – нарисованная со слов клиента схема, отражающая события в семье и взаимоотношения между ее членами (любовь, зависимость, разрыв). Анализ генограммы помогает обнаружить скрытый в семейной истории источник проблем, который заставляет членов семьи вести себя определенным образом.

Показания к применению

Сексуальная дисгармония, трудности в общении между родителями и детьми, сложности с созданием длительных отношений, утрата близкого человека, развод, психосоматические расстройства, нарушения поведения ребенка, эмоциональные проблемы детей – темой для консультации может стать любая ситуация, которая беспокоит семью. Семейные терапевты работают и с проблемами подростков, такими как зависимость, попытки самоубийства, нарушения пищевого поведения. Некоторые заболевания, например депрессия или фобия кого-то из членов семьи, затрагивают семью в целом. Семейная системная терапия помогает справиться с этими проблемами, если становится понятен скрытый смысл симптома.

Как долго? Сколько стоит?

Прием длится 1–1,5 часа. Обычно встречи происходят раз в неделю. Семейная система обладает достаточной гибкостью, поэтому в каких-то случаях бывает достаточно одной или нескольких консультаций, но иногда требуется и длительная помощь (до 30–40 консультаций). Цена одного приема в среднем 2500 рублей.

Среди других видов психотерапевтического воздействия семейной психотерапии отведено значительное место. Она является особым видом взаимодействия одного или нескольких психотерапевтов с членами семьи, или с одним из членов. Семейная психотерапия имеет направленность на устранение расстройств поведенческого и эмоционального типа, обеспечивает коррекцию межличностных отношений. В данном случае, для психотерапевта в качестве пациента предстает не человек, который стал причиной обращения к врачу, а непосредственно вся семья, то есть, ее члены.

Cемейная психотерапия является особым направлением, необходимым для эффективного оказания психологической помощи. В процессе такой психотерапии внимание уделяется развитию личности, находящейся в семейном окружении, также принимается во внимание взаимодействие со всеми членами, входящими в семейную систему. Эти особенности отличают семейную психотерапию от обычного индивидуального воздействия, в котором специалист ставит своей целью лишь односторонние интервенции, и его задача – изучить личность пациента, помочь ему адаптироваться в социуме.

Основанием семейной терапии являются изменения, происходящие во всей семейной системе, в то время, как индивидуальная терапия направлена на работу с конкретными проблемами определенного человека. Оказывая ему помощь, психотерапевт не имеет права изменить условия, в которых тот находится, и может повлиять на них лишь частично. Часто происходит так, что причины, заставляющие человека обратиться к психологу, имеют истоки в семье. Поэтому, вновь оказавшись после психологической помощи в прежнем социальном окружении, пациент оказывается под влиянием близких людей, поведение которых не меняется, оно остается таким же, как было до посещения психотерапевта.

Человек, который побывал на психотерапевтическом сеансе, изменяется, он начинает оказывать сопротивление тем мыслям и действиям, которые по отношению к нему проявляют его близкие, члены семьи. Если сама по себе семья является «нездоровой», то имеющиеся окружение может тормозить происходящие с пациентом положительные изменения. В некоторых случаях влияние семьи сводит на нет результат, достигнутый проведенной терапией, а также может усилить страдания пациента, который обратился за помощью к психотерапевту.

Системная семейная терапия ориентирована на работу, которая должна проводиться со всеми членами данной семьи, даже в том случае, если присутствуют не все ее члены. Благодаря такому подходу достигается максимальная продуктивность и эффективность в экономическом плане. В процессе семейной терапии семья раскрывает существующие механизмы организации и формирования семейной системы, становятся понятными взаимодействия, существующие между всеми членами этой семьи. На основании этого семейный психотерапевт обеспечивает выявление деструктивных сторон взаимодействий, помогает членам семьи их осознать. Таким образом, вся семья получает своеобразный толчок, который способствует ее самоорганизации и самовосстановлению.

В семье просыпаются созидательные силы, активируется так называемый внутренний ресурс, который позволяет всей семейной системе начать гармоничное и конструктивное существование. Следует отметить, что самоорганизация семьи, ее самоизменение представляет собой достаточно устойчивое образование. В дальнейшем, это является гарантией того, что семья, каждый ее член не вернется к прежним проблемам. Профессиональная деятельность семейного психотерапевта предназначена для оказания помощи в уменьшении интенсивности различных патогенных механизмов и факторов, препятствующих нормальному функционированию семьи.

Назвать точную длительность семейной психотерапии невозможно, так как этот процесс абсолютно индивидуален, и зависит от множества факторов. В некоторых случаях людям достаточно нескольких недель, а иногда для восстановления гармоничной атмосферы в семье требуется несколько лет. Имеет огромное значение тяжесть психических расстройств, присутствующих у главного нарушителя спокойствия. Также следует принимать во внимание выраженность межличностных семейных отношений. К тому же, у каждого члена семьи должны быть мотивации к созданию изменений. Чтобы выявить саму проблему, и построить правильную психотерапевтическую гипотезу, специалисту понадобится от трех сессий, иногда до шести. Продолжительность каждой два часа.

Как дальше развиваются события? Взаимодействие психотерапевта и членов семьи всегда зависит от достаточности полученной врачом информации. В том числе, необходимо создание действенных рекомендаций, которые помогут восстановить функциональное состояние семейной системы. Только в этом случае семья способна взять на себя дальнейшую работу по адаптации и самовосстановлению. В некоторых случаях семья не готова справляться без посторонней помощи, и тогда члены семьи принимают решение продолжать работать с психотерапевтом. Первые занятия начинаются с проведения двух сеансов в неделю. Далее, когда происходит раскрытие дезадаптивных механизмов, и выявляются деструктивные элементы, встречи с психотерапевтом могут быть реже.

Мы готовим психотерапевтов для работы с жизненными ситуациями, которые переживают большинство людей и их семей: супружескими конфликтами, сложностями в детско-родительских отношениях, одиночеством, горем и утратой, зависимостями, тяжелыми заболеваниями членов семьи и др. Наши выпускники умеют работать со всей семьей, несколькими членами семьи или отдельным человеком, учитывая систему отношений. Обучение на программе формирует профессиональную уверенность, умение правильно позиционировать себя и продвигать свои услуги.

Преимущества

Вы учитесь у практиков и на практике . Отрабатываете технические навыки и методы в тренингах, осваиваете методологию и теоретические подходы, уже со второго полугодия начинаете практиковать при сопровождении авторитетных психотерапевтов. Все наши преподаватели - опытные практики, члены профессиональных терапевтических организаций - IFTA, EFTA, EAP, ППЛ. У нас работают Анна Варга, Гражина Будинайте, Александр Черников, Светлана Климова, Елена Фисун, Ксения Суханова, Лина Коган-Лернер, Марина Травкова и эксперты.

У нас можно получить сертификат Общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП) во время обучения . Если диплом говорит об академической квалификации, то сертификат - о клинической: он позволяет вступить в Общество без дополнительных процедур и еще до вступления (через 3 года практической работы) получать супервизии у членов Общества.

Только мы в России готовим системных семейных психотерапевтов по международным стандартам . Наша магистратура - единственная в стране соответствует стандартам Тренингового комитета Европейской ассоциации семейных терапевтов. Такое образование позволяет получить полезные профессиональные контакты в России и за рубежом и включиться в практическую работу сразу после выпуска. У нас преподает и ведет супервизии один из основателей Общества семейных консультантов и психотерапевтов - .

Что нужно на старте

Мы принимаем как бакалавров-психологов, так и абитуриентов без профильного образования. Рады специалистам-«смежникам»: врачам, педагогам, социальным работникам, юристам - прежде всего, с практикой в области семейных отношений. Мы с базовым образованием в другой сфере, но таким абитуриентам полезно пройти переподготовку и начать самостоятельно осваивать материал адаптационных дисциплин, к которым относятся клиническая и специальная психология, детская и возрастная психология, основы психологического консультирования и психология утраты и травмы. Мы хотим видеть на программе мотивированных людей, которые имеют базовое представление о психотерапии, как минимум - проходили личную терапию.

В процессе обучения

Мы делаем упор на практику и супервизию. На первом курсе студенты наблюдают за работой преподавателей с реальными клиентами. На второй год - получают сопровождающую супервизию от преподавателей при самостоятельной работе. Мы готовим профессионалов, которые знают и соблюдают этические принципы.

Студенты обязательно проходят клиническую практику в партнерских медицинских центрах, где работают с пациентами и их семьями в трудной жизненной ситуации. На первом курсе проходит практика на наших клинических базах - в Российской детской клинической больнице и Лечебно-реабилитационном центре «Русское поле». На втором курсе каждый студент ведет собственные случаи и анализирует их под супервизией преподавателей.

Мы регулярно приглашаем специалистов из партнерских организаций, в том числе зарубежных, для лекций и мастер-классов. Среди наших партнеров - Общество семейных консультантов и психотерапевтов, Европейская Ассоциация семейных терапевтов (EFTA), Институт семьи Университета Южного Уэльса и др.

Во время учебы можно работать. Мы идем навстречу практикующим магистрам: занятия проходят преимущественно по вечерам 4-5 дней в неделю.

Где работают наши выпускники:

  • Частная практика. Большинство выпускников работают как частные семейные терапевты и самостоятельно продвигают свои услуги.
  • Психологи-консультанты в психологических службах, медицинских, социально-психологических и кризисных центрах, образовательных организациях. Так, наши выпускники работают в Центре системной семейной терапии, Детском хосписе “Дом с маяком”, Московской службе психологической помощи населению и т. д.
  • Исследовательская деятельность, преподавание и тренинги. Некоторые студенты начинают публиковать свои исследования уже во время обучения, участвуют в . Также выпускники могут вести курсы семейной психологии, создавать собственные тренинговые программы и методики и оценивать их эффективность.

Системная семейная терапия - это популярный в наше время вид психологической помощи, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности человека рассматриваются как симптомы семейной системы, как они влияют на всю семью в целом, а не только на отдельные ситуации, какие скрытые выгоды приносят.

Основная цель системной семейной терапии состоит в упорядочивании семейной системы в личном понимании клиента, через выстраивание четкой структуры взаимосвязей, в восстановлении нарушенных связей и высвобождении связанных с таким нарушением чувств. Как носитель изменений, клиент возвращается в свою систему, а система начинает меняться вслед за изменениями своего участника.

Данное направление дает возможность увидеть и изменить влияние, оказываемое семейными переплетениями на клиента и членов его семьи, при этом, не требуя присутствия всех членов семьи, позволяет быстро выявить проблемные места и скрытые ресурсы.

В системной семейной терапии поднимаются темы психологии отношений, любви и ревности, конфликтов и способов их решения, и многие другие..

Системная семейная терапия помогает:

  • Узнать, что такое семейная система, ее правила, связи, закономерности функционирования, границы;
  • Осознать себя в качестве части своей семьи, вернуть себе всех недостающих родственников, навести в семейной системе порядок и в результате - восстановить «потоки любви», о которых говорил Берт Хелингер;
  • Гармонизировать отношения со своими близкими;
  • Прикоснуться к семейным конфликтам и обнаружить, что они разрешимы;
  • Встретиться с самыми "страшными" семейными историями и обнаружить ресурсы, скрытые в них, а также возможность оставить их в прошлом, избавиться от их влияния на настоящую жизнь сейчас;
  • Исследовать свои отношения с первыми значимыми людьми - мамой, папой и понять какое влияние это оказывает на построение отношений в настоящем, на наличие отношений, их качество или их отсутствие;
  • Улучшить отношения с сиблингами - братьями, сестрами за счет восстановления правильного порядока в отношениях с сиблингами и родителями;
  • Разобраться с сексуальными супружескими дисгармониями, понять, куда уходит страсть и откуда она приходит;
  • Обнаружить истинное содержание «любовных треугольников» и узнать обо всех скрытых смыслах супружеских измен, действующих механизмах и выгодах каждой стороны;
  • Узнать, почему некоторые люди часто попадают в отношения в качестве «третьего», понять, что «третий - не лишний», какой он молодец и как много пользы приносит семье;
  • Правильно завершить «эдипову» стадию, что является ключом к дальнейшему построению своей пары;
  • Узнать о стадиях, которые проходят каждые отношения, о закономерностях и задачах прохождения каждой стадии, об опасностях и возможностях сохранения пары на каждой стадии развития отношений;
  • Узнать, что такое сепарация от родителей, зачем она нужна, продвинуться в этом процессе в сторону свободных и легких, «взрослых» отношений с родителями;
  • Перестать быть семейным козлом отпущения, освободить от этой роли своего ребенка;
  • Узнать, что нужно детям для полноценного роста и развития и освободить детей от груза взрослых проблем, который им не по плечу;
  • Вернуть взаимоуважение, взаимопонимание, понять суть конфликтов и причину непонимания;
  • Лучше понять и своего партнера и себя самого;
  • Научиться оказывать поддержку друг другу и возродить утраченную духовную близость;
  • Для родителей открывается возможность увидеть в своем ребенке то, что скрывалось в будничной повседневности, улучшить взаимный контакт, поднять отношения на новый уровень;
  • Обеспечить себе профилактику инсультов и инфарктов за счет улучшений отношений с родителями, супругами, детьми, вернуть утраченную любовь;
  • Осознать, что семья - это навсегда и что это благо (опора, фундамент, корни, почва);
  • Узнать, что нужно для того, чтобы в своей семье жилось хорошо и как сделать так, чтобы семья была тем местом, в которое всегда хочется возвращаться.

Системная семейная терапия основана на нескольких методах и подходах.

Во-первых, это гештальт-подход, который прекрасно дополняет данное направление, основываясь на феноменологическом подходе и парадоксальной теории изменений А. Бейссера.

Во-вторых это системный подход, в котором рассматриваются сложности клиента как способ организации жизни в его семейной системе. Тогда можно искать: системные нарушения и «перекосы», лиц-выгодополучателей от ситуации, утраченных членов семьи, несправедливо лишенных своего места в системе, семейные травматические истории, резонансом отдающиеся через несколько последующих поколений и другие интересные особенности функционирования семейной системы.

В третьих это групповая терапия, со всеми преимуществами, которые дает групповой процесс для усиления проработки проблем и вопросов каждого участника группы, с возможностью задействовать ресурсы группы, такие, как обратная связь, поддержка, раскрытие за счет раскрытия других участников, возможность провести расстановку либо работу с элементами психодрамы. Также групповая работа дает возможность увидеть свои дисфункциональные способы обращения с окружающими (такие, например, как упрек, вина, обида, контроль). А также узнать, какова настоящая реакция людей на такие способы, и здесь же в группе попробовать другие способы взаимодействия, более здоровые.

И, конечно же, большое внимание уделяется психосоматическим симптомам как способу регуляции отношений в семейной системе, вплоть до желания умереть как возможности насолить другому члену семьи. У суицидального импульса в семейной системе всегда есть одна или несколько причин, лежащих вне фигуры клиента, и возможность добраться до этих причин может быть также возможностью сохранить чью-то жизнь. В этом смысле системная семейная терапия - один из самых перспективных методов для работы с суицидальной проблематикой.

В качестве одного из инструментов работы Системная семейная терапия использует системные расстановки по методу Б. Хеллингера.

Расстановка— это возможность посмотреть на волнующую жизненную ситуацию с реальной позиции, увидеть развитие ситуации, ее скрытую динамику, узнать, что чувствуют лица, участвующие в ситуации и попробовать найти разрешение. Путем расстановок можно улучшить отношения в семье, с коллегами, с начальником, с мужчинами, с женщинами, с деньгами, увидеть причину появления болезни и т.д.

Из истории Системной семейной терапии:

Вирджиния Сатир

Вирджи́ния Сати́р 26 июня 1916, Висконсин - 10 Сентября 1988, Пало-Альто) - американский психолог, психотерапевт. Идеи Вирджинии Сатир оказали большое влияние на развитие семейной психотерапии.

Одной из наиболее инновационных идей Сатир была «проблема представления», заключающаяся в том, что для человека наибольшую проблему представляет некий образ трудности в то время, как реальной проблемой являются способы преодоления этих трудностей человеком. Одной из наиболее распространенных проблем, по Сатир, является низкая самооценка, или униженное чувство собственного достоинства. Эта проблема формируется у ребенка до 5-ти лет в отношении к нему родителей.

В 1964 году Сатир написала книгу об общей семейной терапии, родившейся из описания учебного курса для студентов. С каждой последующей публикацией популярность Сатир росла, она ездила с обучающими семинарами по всей Америке, и вскоре уже путешествовала по миру, презентуя свои методы, была даже в Советском Союзе. В 70-80-х организацией «Группа развития психиатрии» (Group of Advancement of Psychiatry) был проведен опрос среди психотерапевтов, согласно которому техники и приемы Вирджинии Сатир оказали на практиков наибольшее влияние.

Книги В. Сатир:

  • " Вы и Ваша семья: руководство по личностному росту."
  • "Как строить себя и свою семью"
  • "Почему семейная терапия"
  • "Психотерапия семьи".

Карл Витакер (1912 - 1995), доктор медицины, видный американский психиатр, один из основателей семейной терапии — возможно, самая противоречивая фигура в пантеоне "звезд" современной психотерапии.

В различные периоды жизни — профессор и заведующий кафедрой психиатрии в Университете Эмори, профессор медицинского отделения Университета штата Висконсин. Его вклад в развитие семейной терапии отмечен наградами Американской ассоциации супружеской и семейной терапии, избранием на пост президента Американской академии психотерапии.

Предложил символический подход к семейной терапии, основанный на личностном опыте. Большое значение в концепции Витакера. имеет понятие бессознательного, однако, в отличие от психоанализа, он фокусируется на бессознательном семьи в целом, а не на глубинах индивидуальной психики. Семейная терапия по Витакеру — это "опыт невербального общения в пространстве фантазии". Описывая ход процесса семейной терапии и его основные стадии, Витакер ввел представления о "Сражении за Структуру" и "Сражение за Инициативу". Первое понятие предполагает, что ответственность за исход работы — у семьи, а не у психотерапевта. Психотерапевт не может дать семье больше, чем они могут сделать друг для друга, он лишь способствует запуску позитивного семейного механизма. Понятие "Сражение за инициативу" предполагает, что чем больше растревожить семью, тем лучше для того, чтобы добиться позитивных перемен. В "пространстве" психотерапии семья, вступая в контакт с терапевтом, вынуждена взять инициативу в свои руки. Согласно Витакеру независимо от уровня образования и профессионализма те мерки, которые психотерапевты прилагают к семье, автоматически отражают их собственные личностные установки, предубеждения, комплексы и жизненный опыт. Наряду с тем, что психотерапевты заглядывают в семейную систему посредством изощренных психотехнических средств, чтобы узнать что-то действительно важное о семье, они нуждаются в личностном ощущении семейного движения. Утверждается также, что семейный терапевт может сохранить свою профессиональную полезность и избежит "сгорания", когда будет всерьез принимать во внимание свои собственные потребности, относиться к себе как к самоценной и самодостаточной сущности. В этой связи подчеркивается необходимость принимающей профессиональной среды — позитивно-ориентированного сообщества семейных терапевтов. Здоровая семья как эталон для психологической помощи — это "система в движении", процесс непрерывного изменения, эволюции, становления. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Основные труды Витакера: "Корни психотерапии" (в соавт. с Т. Малоне), "Психотерапия хронической шизофрении", "Испытание семьей" (в соавт с А. Напиером), "Танцы с семьей" (в соавт. с У. Бамбиери), "От психики к системе", "Полуночные видения семейного терапевта".

Терапевты о системной семейной терапии:

- Помогите нам с ребенком. Да с ним сладу нет! Мы ему слово, он нам - десять. Что делать? Или позанимайтесь с ним, пусть он научится, как себя вести.

Кто такие мы? Это мама и бабушка. Где папа? В разводе с мамой, живет с новой семьей. Там тоже есть мальчик, сын его новой жены.

А раньше папа жил сам, забирал сына к себе, играл с ним, занимался уроками, в школу приходил. Теперь живет в другом городе, видятся редко. Мальчик любит папу и очень за ним скучает. И изводит маму, ведь мама - рядом, а папа далеко.

Он как будто спрашивает все время, что случилось с нашей семьей? А я вам нужен? Важен? А ты правда не бросишь меня, как папа?

Мальчик спрашивает: почему вы с папой развелись?

Что ему отвечать? Объяснять, кто прав, кто виноват, как так вышло? Или - не твое дело, вырастешь - поймешь?

Или - все мужчины такие растакие, только ты у меня хороший. И - законный вопрос, а я что, не мужчина? А если мужчина, то я тоже должен быть такой-растакой. И - я вам докажу, что я мужчина!

И это только верхушка айсберга, как выглядит ситуация на первый взгляд.

Для того, чтобы разобраться, помочь этой семье, этому ребенку, этой маме, бабушке, и даже папе облегчить непростую задачу контакта с прежней семьей, нужен специальный подход.

Этот подход изобрели психиатры, раз за разом сталкиваясь с интересным, но печальным феноменом. Пациенты, которым становилось в результате лечения значительно лучше, вернувшись домой очень быстро возвращались к своим прежним болезненным симптомам. Месяцы лечения шли насмарку в течение 2-3 дней! Почему так?

Один из родоначальников семейной терапии, американский психотерапевт Карл Витакер писал: «Я не верю в людей, я верю в семьи». Мы все родом из своих семей, нас там растили, воспитывали, учили жить своими наставлениями, прямыми или косвенными, своим примером показывали, как надо поступать, кто такие женщины, кто такие мужчины, как обращаться с детьми, кто главный, как распределять финансы и т.д. и т.п.

Все члены семьи связаны между собой невидимыми, но необычайно прочными узами. Природа этих связей такова, что информация передается от человека к человеку, иногда необъяснимым образом, но всегда - передается. Все в семье знают, кто к кому как относится, чувствуют «потепление» и «похолодание» в отношениях, понимают, кто главнее, у кого власть, а кто семейный «козел отпущения».

У каждого члена семьи в системе есть свое место, оно принадлежит ему по праву рождения или брака, это основные способы присоединиться к семье. Хотя бывают еще «дополнительные» способы привлечь кого-то, например, завести любовника или любовницу, когда туго в отношениях, а прямой конфликт с партнером грозит развалом семьи. Долгое совместное проживание с ведением хозяйства и интимными отношениями признается в качестве брака даже государством. Иногда к семье присоединяется некровный родственник за какие-то свои заслуги перед семьей, заботу-любовь-привязанность, а также места в системе могут занимать домашние животные.

Итак, по принципу кто от кого родился определяются поколения в системе, или горизонтали. Горизонталь бабушек и дедушек. Горизонталь мам и пап, дяди-тети здесь же, друзья мам или пап также принадлежат к этой горизонтали, если по какой-то причине включены в систему. Такой причиной чаще всего является тайная сексуальная связь, о которой «никто» не знает. На теме лежит табу и даже думать об этом запретно, но мамина подруга почти как вторая мама. Почему-то очень тянет ее в этот дом.

Горизонталь детей - от всей предыдущей горизонтали все дети находятся в следующей. Это сиблинги, или равные, братья и сестры.

Может быть представлена и следующая горизонталь - внуки, если есть уже.

По вертикалям, которые можно провести через горизонтали, существует четкая субординация и иерархия. У ребенка есть право занимать именно это место под мамой и папой, потому что он от них родился. У мамы - занимать именно это место под бабушкой и дедушкой, потому что они ее родители. И так далее. Разведенный супруг не исчезает из системы, а связь с ним просто удлиняется, место рядом с его бывшей супругой освобождается для нового партнера, а их дети так и остаются на своих местах их детьми. Так же как их связь, созданная ими, так же остается связью. Несмотря на все попытки ее игнорировать или обрубать.

Вот почему при разводе стоит приложить все усилия, чтобы отношения остались хорошими, насколько это возможно. Поскольку связи остаются, то по ним, соответственно, передается любовь или ненависть, грусть и благодарность или яростное желание уничтожить. Вам выбирать, как это ни парадоксально звучит, что вы будете получать по своей связи. А также - что будут получать ваши дети. Потому что отголоски ненависти к вам будут лететь в ребенка, даже при всем видимом желании только любить ребенка. А ведь он похож на вас, в нем - часть вас, в нем навсегда запечатлелись некоторые ваши черты.

Или, что еще печальнее, оставленный супруг может захотеть отвоевать вас себе обратно хотя бы в этом, чистом и непорочном еще создании, которое не причиняло ему столько страданий и которое можно только любить, любить…

Задаривает папа дочку, наряжает, водит с собой по вечеринкам, покупает ей машину, гоняет женихов: это моя, кровинушка, а вы кто такие, недостойные все. И нет достойного, потому что он один и это папа. И не выходит дочка замуж, уже и 30 перевалило, а все нет достойных.

Или выскакивает, за кого-то ну уж явно невнятно-невозможного, непутевого, странного, рожает ребенка, потом быстро разводится и возвращается к маме с папой. Все, сценарий выполнен. Младший ребенок, ему положено на старости лет с мамой и папой остаться, заботиться о них, для этого и рожден. А внуки это хорошо, внуки в семью!

И вот какой еще интересный момент. В предыдущем варианте одна из семейных систем выиграла потомство. Невозможно представить масштаб военных действий, которые разворачиваются за то, к чьей системе будет принадлежать молодая семья, к ее или его. Чаще всего они скрытые, удачно замаскированные под благо-творительность, под лозунгом «мы плохого не пожелаем!

Свадьба! Ура! Горько! И жили бы они долго и счастливо, если бы представляли себе, что за каждым из них стоит огромная вертикаль, уходящая в седые века - родственники, род. Родовая история, травмы, победы, поражения, богатство, нищета, правила, судьбы, наследство.

Каждый род стремится выиграть молодую семью себе, чтобы в их доме было так, как заведено в этом роду, их дети продолжили традиции этого рода, и тоже стали бы врачами, или священниками, или продолжили бы дедушкин бизнес, принадлежали бы к их вероисповеданию, говорили бы на их языке. Теща, тесть, свекор, свекровь - не случайно отношения с этими людьми обычно самые напряженные, за редким исключением. Теща приходит и убирает у молодых в доме. Молодая мама так устает! Это - экспансия. Не зря молодой муж бесится, злится на нее, хоть она - просто одуванчик, помогать, спасать, пестовать и лелеять.

Болезни, особенно хронические, травматика, особенно частая, психосоматические заболевания, и даже сумасшествие (в некоторых случаях) - это симптом системы, при помощи которого что-то в системе регулируется.

Болеющий ребенок привязывает к себе и друг к другу родителей. Чем сильнее болеет, тем сильнее привязывает. Если бы родители любили друг друга и были естественно привязаны, ребенку не пришлось бы так болеть.

Только кто-то собрался на развод подавать, тут заболевание и обостряется.

Другой прекрасный пример - регулирование поведения подрастающего сына при помощи сердечных приступов и давления, или ВСД, вегето-сосудистая дистония. Прекрасная болезнь, входит в двенадцать классических психосоматических заболеваний. Как ты себя ведешь, смотри, маме как плохо! Эх, ты… Стоит маме услышать что-либо нежеланное, у нее давление. Сердце. Ноги подкашиваются. Все. Виновен. Застыл соляным столбом. Под такой виной или невозможно пошелохнуться, возвращаемся в свою комнату, ложимся, читаем, все, мама, я уже никуда не иду.

Или - второй полюс, бунтарство, всех куда подальше и я буду делать все по-своему, выглядит как свобода. Но от свободы отличается вспышками гнева, прямо взрывами, вроде сказали на пол копейки, а взорвалась уже на рубль. Приблизиться невозможно. Не влезай - убъет! Таким обычно говорят в семье, никто на тебе не женится с таким характером, что означает косвенный запрет на выход замуж. Да, с такой установкой трудновато будет все же выйти. Невеста будет изводить жениха вспышками, проверять на прочность, что, действительно женишься? А если вот так? Жених - думать, ойе, и так всю жизнь? И не женится. Сценарий выполнен. Аплодисменты!

Только аплодировать некому. Все заняты своей жизнью, никто всем залом не сидит тут на тебя не смотрит. Выиграешь ты или проиграешь, выполнишь свой сценарий или пойдешь своим Выбранным, не автоматическим путем - в большей мере это все для тебя, твоя жизнь, одна-единственная, между прочим, мамой-папой подаренная, и как ею распорядиться? Вернуть им долги воспитания, они на меня всю жизнь положили, во всем себе отказывали, теперь я для них поживу. Верну долг. Они мне - жизнь, и я им - жизнь. Так чего, может сразу, разом отдать? Как агнца - в жертву, одним движением? Нет, буду постепенно отдавать, день за днем, всю жизнь. А это то же самое. Медленное умерщвление себя, вместо быстрого.

А в семейной системе правильное движение жизни - от старших к младшим, и эстафета любви и заботы такая же: в нас вкладывают наши родители, чтобы мы отдали это нашим детям, а те - своим. Все ресурсы - любовь, время, деньги, образование, не в долг, а - передай дальше. Чтобы род продолжался, процветал. Потому что если вернуть назад, движение любви замкнется в кольцо и дальше не пойдет.

Множество тайн, прекрасных, завораживающих, ужасных, полезных и освобождающих можно узнать, обратившись к системной семейной терапии. Как нарушен порядок в вашей семье, как восстановить правильный порядок, вернуть потоки любви, денег, успокоить детей, стать счастливыми в браке или вне его (да-да, некоторым род разрешает не вступать в брак и не заводить потомство!), подойти к своей семейной системе с широко раскрытыми глазами и внимательно ее изучить, понять, какие законы и как до сих пор вами управляли, вернув себе таким образом руководство, власть над своей жизнью и осознанный выбор, как, где и с кем жить!

Создание карты семьи, фокусировки в гештальт-подходе, системные расстановки, элементы арт-терапии, работа с психосоматикой, с сексуальностью, групповая терапия, парадоксальные интервенции, составление геносоциограммы, детско-родительские отношения, контейнирование, работа с травмой, с семейными правилами, табу, работа с утратой, - вот далеко не полный перечень инструментария, с помощью которого мы разработали в гештальт-подходе обучающую специализацию по системной семейной терапии.

Это не только обширные теоретические, а также множество практических навыков и способов для приведения в порядок своей семейной системы!

И, безусловно, это возможности использовать теорию и методологию системной семейной терапии в своей работе гештальт-терапевта с индивидуальными клиентами, парами и семьями.

Особым направлением является семейная психотерапия. Семья является важной ячейкой общества, но далеко не всегда внутри нее царят взаимопонимание и покой. Учитывая современные условия жизни, большую эмоциональную нагрузку, влияние внешних факторов, конфликты встречаются все чаще. Если не предпринять ответные меры, счастья достичь вряд ли удастся.

Семья является важной ячейкой общества, поэтому в психотерапии есть отдельное направление — семейная психотерапия

Семейная психотерапия представляет собой отдельное направление . Объектом воздействия в данном случае является семья, как единое целое, а также отдельные ее представители.

Внутренние взаимоотношения не всегда выстраиваются должным образом. Как следствие рано или поздно начинают возникать конфликты, которые не удается решить привычным путем. Атмосфера отношений портится, что чревато постоянным ощущением эмоционального напряжения, потерей взаимного уважения и доверия, разводом. Для предотвращения таких ситуаций и созданы семейное консультирование и семейная психотерапия. Специалист способен оказать помощь в преодолении кризисной ситуации и вывести членов семьи на верное направление.

Отдельного внимания заслуживает детская психотерапия. Именно дети оказываются в «центре огня» при семейных скандалах. Их психика страдает при неполноценности семьи, когда один из родителей не принимает участия в процессе воспитания своего чада. Хуже всего переносится разрыв отношений между матерью и отцом, а также применение неправильных методов воспитания, отсутствие доверительного общения.

В семейных скандалах нередко страдают именно дети, которые оказываются в «центре огня»

Цели и задачи

Нездоровые отношения внутри семьи, отсутствие правильного понимания роли этого кластера и его членов, возрастающая статистика разводов – все это стало причинами возникновения семейной психотерапии. На основании этого можно выделить основные цели и задачи отрасли :

  • общее улучшение отношений между членами семьи;
  • выработка чувств взаимоуважения;
  • культивирования взаимной поддержки в трудных ситуациях и сопереживания;
  • устранение тирании, более рациональное распределение ролей между членами семьи и распределение их обязанностей;
  • преодоление конфликтов, поиск путей решения текущих проблем;
  • устранение комплекса «козла отпущения», отхождение от перекладывания вины за происходящие недоразумения на одного человека;
  • поиск истинных причин конфликтов и неполадок в отношениях;
  • приучение к самоанализу и рациональной самокритичности;
  • выработка чувства терпимости к чужим ошибкам и оплошностям;
  • осознание и принятие различия взглядов;
  • выработка чувства независимости;
  • культивирование умения прислушиваться к чужому мнению;
  • развитие умения высказывать свои чувства партнеру;
  • соблюдение здорового баланса между всем вышесказанным.

Если у вас имеются проблемы такого рода, стоит обратиться в центр семейной психотерапии. Многим людям трудно признать, что им необходима помощь, а уж тем более пойти на сам сеанс. Здесь свою роль сыграло отсутствие доверия к специалистам этой отрасли. Чтобы убедиться в эффективности таких занятий, стоит посмотреть отзывы о семейных психотерапевтах. Они помогли спасти тысячи семей от разрушения и позволили им наконец обрести счастье.

Взаимоуважение в семье и общее улучшение отношений между всеми ее членами — одна из главных задач психотерапии

Этапы терапии

Сегодня применяются самые разнообразные техники семейной психотерапии. Их подбор и комбинирование осуществляются в соответствии с этапами прохождения терапии. В качестве классической модели можно представить следующее распределение :

  • Диагностический этап. Производится знакомство с семьей, определяется проблема и точный диагноз.
  • Преодоление конфликта. С помощью выбранной техники семейной психотерапии выясняются причины спорных ситуаций и осуществляется трансляция истинных позиций от одного члена семьи другому через посредника – психотерапевта. Производится анализ поведения и эмоций пациентов в разрезе конкретной ситуации.
  • Реконструкция отношений. Необходимо научиться решать проблемы коллективно, без лишних эмоций, строить конструктивный диалог.
  • Поддерживающий этап. Психотерапевт закрепляет полученные пациентами навыки с целью их дальнейшего использования при решении конфликтных семейных ситуаций. Проводится моделирование ситуаций для оценки поведения членов семьи и дальнейшей его корректировки.

Методы и приемы

Общество семейных консультантов и психотерапевтов ежегодно пополняет арсенал используемых для лечения методик и приемов. С их помощью удается гораздо более эффективно отыскать трудные положения и воздействовать на ключевые аспекты проблемы.

Психоаналитическая семейная психотерапия подразумевает тщательный анализ проблемной ситуации, эмоций и действий каждого члена семьи, а также их взаимодействия. На разных этапах используются следующие методы семейной психотерапии:

  • Недирективная методика – полная концентрация внимания на пациенте, его переживаниях, соотношении между истинными проявлениями поведения и внутренним «Я».
  • Супервизия – наблюдение, контроль и анализ. Супервизия в семейной психотерапии применяется в сочетании с аудио и видео технологиями.
  • Эмпатия – сопереживание, проникновенность чужими чувствами.

Важно сконцентрировать свое внимание на пациенте, его переживаниях, отношениях с другими членами семьи

В различных техниках семейной психотерапии используются такие приемы:

  • свободные ассоциации;
  • свободные дискуссии;
  • интерпретация;
  • моделирование и проработка ситуаций;
  • директива;
  • парадоксальная реакция;
  • анализ видеозаписей;
  • интервенция;
  • прояснение;
  • конфронтация;
  • отражение чувств;
  • информирование;
  • обратная связь;
  • вопрос;
  • толкование снов;
  • поощрение;
  • повторение;
  • использование молчания и т. д.

Основные техники

Рассмотрим более подробно используемые техники семейной психотерапии. Самыми популярными подходами являются:

  • Системная семейная психотерапия. В системной психотерапии понятие «семья» рассматривается, как единая система, поэтому воздействовать необходимо на внутренние связи между ее членами.
  • Бихевиористская техника семейной психотерапии. Основным объектом исследования являются поведенческие мотивы, моделирование ситуаций и реакции участников тренинга.
  • Социометрическая. Производится своеобразное измерение социальных отношений внутри семьи, изучение внутренней иерархии.
  • Интегративная семейная психотерапия. Используются приемы, направленные на восстановление целостности личности. Так как подразумевается интегративная семейная психотерапия, конечной целью является восстановление целостности семьи.
  • Структурная техника семейной психотерапии. Семья рассматривается как система, внутри которой имеется своя структура из подсистем, учитываются индивидуальные поведенческие факторы ее членов.
  • Стратегическая психотерапия для семьи. Психотерапевт четко определяет проблему и ее суть, направляет усилия на ее устранение, ориентируясь на промежуточные цели. Благодаря стратегической семейной психотерапии удается эффективно устранить конфликт в краткие сроки.
  • Парадоксальные техники семейной психотерапии. Придание нового значения старым позициям, «выворачивание наизнанку», использование провокаций и т. д.

Для психотерапевта важно определить суть проблемы для того, чтобы решить ее правильно

Индивидуальные и групповые занятия

В центре семейной психотерапии можно получить помощь в решении самых разнообразных проблем. В связи с этим применяются как индивидуальные, так и групповые занятия. Оптимальным вариантом является сочетание обоих подходов.

Индивидуальные занятия отличаются более тесным взаимодействием врача и пациента. В семейной практике к индивидуальным практикам относятся сеансы для пар, то есть конкретно для каждой семьи. Удается более подробно разобрать проблему, существующую в данный момент, проследить развитие ситуации, особенности взаимоотношения между членами семьи.

В некоторых случаях более эффективной является групповая техника семейной психотерапии. Занятия проводятся одновременно для нескольких пар. Это позволяет сравнить реакцию разных людей на одну и ту же ситуацию, лучше раскрыть суть проблемы. При этом нужно учитывать особенности каждого пациента и подбирать семьи со схожими проблемами, равным социальным положением, уровнем образования и т. д.

Некоторые тренинги проводятся раздельно для мужчин и женщин. Это своеобразная подготовка перед основной терапией, помогающая избавиться от защитных реакций, провоцирующих конфликты.

Детская психотерапия

Отдельного внимания заслуживают специальные техники, ориентированные на работу с детьми. Поводом для посещения детского психотерапевта являются такие ситуации:

  • чрезмерная активность, невнимательность;
  • неврозы, приступы и прочие симптомы нервных расстройств;
  • трудности в общении и нахождении в обществе;
  • внутрисемейные конфликты между родителями и детьми;
  • подозрение на отклонения в развитии;
  • странное поведение;
  • агрессивность;
  • непослушание;
  • поведенческие расстройства;
  • аутизм;
  • необоснованные страхи, тревожность;
  • эмоциональные потрясения, например, на фоне развода родителей и т. д.

При выявлении специфических движений, мимики, своеобразных обрядов проводится курс семейной психотерапии для коррекции тиков ребенку. Его суть заключается в выявлении причин появления такой реакции, выполнении специальных гимнастических упражнений. Важно приучить ребенка к сопротивлению, то есть блокировать желание осуществить то или иное действие, являющееся тиком.

Важно учитывать особенности детской психики. Дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, они легко поддаются внушению. К тому же в раннем возрасте закладываются те поведенческие основы, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека и формируют его личность.

Детская психотерапия подразумевает различные подходы и методы, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение

Примеры упражнений

Рассмотрим несколько простых упражнений семейной психотерапии, которые можно использовать даже в домашних условиях.

Упражнение 1. Умение слушать. В течение 5 минут один человек из пары должен слушать своего партнера и не перебивать. Можно лишь задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше вникнуть в ситуацию. Затем происходит обмен ролями. Так можно вникнуть в суть конфликта и рассмотреть его с точки зрения обоих партнеров, научиться высказываться и слушать.

Упражнение 2. Распределение ролей. Сделайте два одинаковых списков с обязанностями, которые должны выполнять члены семьи и ролями, которые они играют в этой системе. По шкале от 1 до 3 распределите насколько часто вы и ваш партнер выполняете эти пункты (1 – редко, 2 – часто, 3 – постоянно). Выполнять задание нужно самостоятельно, ориентируясь на свое восприятие ситуации. Затем можно заполнить аналогичный список по отношению выполнения обязанностей вашим партнером. В конце сравните результаты.

Упражнение 3. Закончить предложение. Необходимо завершить начатое предложение и сравнить свою версию с реальной. Например:

  • я сержусь, когда…
  • мне нужна помощь мужа/жены в…
  • чаще всего мы ссоримся, потому что…

Подобные упражнения можно выполнять не только для выяснения отношений между мужем и женой, но также для детей и родителей.

Обучение психотерапии

Навыки семейной психотерапии, обучение этой специальности – очень полезный опыт для современного человека. Умение решать супружеские конфликты и проблемы в отношениях родителей и детей может пригодиться в любой момент. Пройти курсы обучения можно по программе ВШЭ «Системная семейная психотерапия».

Обучение навыкам семейной психотерапии поможет быстрее решать возникающие конфликты

Качественные занятия включают теоретическую часть, то есть введение в системную семейную психотерапию. После знакомства с основами курса на лекциях следует разбор материала на групповых семинарных занятиях с моделированием типичных ситуаций и разработкой тренингов. Обязательной составляющей является практическое оттачивание навыков. Таким образом, обучение системной семейной психотерапии должно включать очную супервизию, когда преподаватель наблюдает за работой своего подопечного с реальными семьями и их проблемами.

Возможность решения внутрисемейных конфликтов позволяет сохранить теплые отношения, избежать ошибок в отношениях и воспитании детей!

Поделиться: