Образование булгарии. Великая булгария

Болгария Волжско-Камская, государство булгар волжско-камских, финно-угорских народов и др. в Среднем Поволжье и Прикамье в 10-14 вв. Столицы: г. Булгар, с 12 в. г. Биляр. До 965 зависела от Хазарского каганата. По берегам Волги и Камы строились города — центры ремесла и торговли. Основой хозяйства было плужное земледелие. В 10 в. принят ислам. Развивалась торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др. Соперничала с Древнерусским государством, Великим княжеством Владимирским. Покорена монголо-татарами к 1241. Во 2-й половине 13 в. образовались Булгарское и Жукотинское княжества, в 90-х гг. 14 в. разгромлены Тимуром, в 15 в. вошли в Казанское ханство.

Территория

Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым дает сведения о ее расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие драгоценности», составленной около 903-913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…». Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии определяя ее в районе Яика. Сообщения о западной границе Булгарии, как правило, сводятся к тому, что Булгария располагается восточнее земель, населенных славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Кашгари, пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Некоторые мусульманские географы X-XI веков помещают западные границы Волжской Булгарии к востоку от славянских племён. Южные и северные пределы Волжской Булгарии в целом трудноуловимы по данным письменных источников. Большую работу в этом направлении проделал Фахрутдинов Р. Г., который в 60-70-е годы прошлого века начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана,Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X-XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени - 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше. В Ульяновской области - около 200, в Самарской области - около 160, в Пензенской области - около 70, в Чувашии - около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. Халиков А. Х. и Казаков Е. П. считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная - в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь-Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной - Самарскую Луку, западной - реку Сура и восточной и юго-восточной - низовья рек Белая и Урал.

Впрочем, некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы в их представлении совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, северные - выходят к Карскому морю.

Население

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и возможно завышенным расчетам Алексеева численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах дает Ибн Русте. Он сообщает, что «Болгаре делятся на три отдела: один зовется берсула, другой эсгель, а третий - болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана, сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары».

История Волжской Булгарии

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и, обосновалась (VII-VIII века) в районе средней Волги и Камы, где впоследствии было образовано государство Волжская Булгария.

Эта легенда не подтверждается археологическими данными. Булгары пришли на из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века..

В начале X века булгарский балтавар Алмуш принял ислам ханифидского толка под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались в Болгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.).

В 922 году балтавар в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет исламханифидского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира.

Однако «люди» (подчиненное племя, клан) Саван (śśuvanä… «титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана = тюрк. ябгу») во главе с «царем Вирагом» (видимо, это венгерское имя (как и Алмуш), означает «цветок», распространено в Венгрии) вероятно, выразили недовольство по этому поводу («отказали»), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил «царь Аскал»). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась. Очевидно, «Царь» Вираг с титулом Саван был вторым человеком (вторая ступень ниже хакана) в Волжской Болгарии после балтавара Алмуша (первая ступень ниже хакана). Кроме того, известно, что у «царя Алмуша» со своим племенем было «четыре подчиненных царя» со своими подчиненными племенами, что соответствует структуре государства и имени Булгары — «пять племен».

Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана.

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил.

В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но и она стала жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964-969).

В 985 Киевский князь Владимир в союзе с торками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор:

«Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И тако побѣди болгары. И рече Добърыня Володимиру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ. И сътвори миръ Володимиръ с болгары, и ротѣ заходиша межи собою, и рѣша болгаре: „Толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути“. И приде Владимиръ къ Киеву».

В 986 из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.

В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.

В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром.

В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.

В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодовичвоевали с волжскими булгарами. В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.

В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовичавзяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 годув Кореневе - ещё на шесть лет.

В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками . Это поражение вместе споражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик (Урал). В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Наконец, в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. Некоторые булгары бежали под защиту великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В 1239 годумонголы вторично вторглись в Волжскую Булгарию и завоевали её.

В 1240 году, после двух восстаний подряд, территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды, хотя ещё долго продолжались волнения в крае, и монголо-татарам не раз приходилось усмирять непокорных булгар.

По мнению М. Г. Худякова, конец надеждам на восстановление прежней Булгарии привело разграбление города Булгар русскими ушкуйниками - новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами. Впоследствии единым культурно-политическим центром волжских булгар стала Казань. Тем самым окончательно укрепилось новое название прежнего государства - Казанское ханство.

После образования Золотой Орды, волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.

Волжско-булгарский язык

Волжско-булгарский язык известен по написанным арабской графикой эпитафиям XIII-XIV вв. на бывшей территории Волжской Булгарии. Их анализ показывает, что в Волжской Булгарии одновременно функционировали два разных языка (з- и р-типа). Надгробия 1-го стиля написаны на з-диалекте, близком караханидскому языку. Наиболее многочисленные надгробия 2-го стиля (90%) написаны на р-диалекте, имеющего сходство с чувашским языком. Самое раннее известное на данный момент каменное надгробие (1271 год) относится к памятникам 1-го стиля и написано на 3-диалекте.

Административное устройство

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.

Другие крупные города - Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок и др.

Экономика

В домонгольский период Булгария имела многоукладную экономику, основу которой составляло в первую очередь сельское хозяйство с достаточно развитым для того периода земледелием и животноводством, ремесленное производство, торговля, охота и рыболовство.

Сельское хозяйство

Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камского региона. Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени.

Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта. Булгары торговали хлебом с Русью, об этом также свидетельствует «Повесть временных лет», где говорится о том, что из Суздаля во время голода 1024 года направились в «Болгары и привезоша жита и тако ожиша».

Наследие Волжской Булгарии

Во второй половине XIX начале XX веков различные татарские общественно-политическими движения, прежде всего представители ваисовского движения продвигали идеи «возрождения булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности.

Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар является Б. Ваисов (1810-1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии.

На рубеже XX-XXI веков идеология, получившая название «Булгаризм», вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.

Литература

  • Ковалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. Том 35. 1950.

Ссылки

  • Болгар: зеленая альтернатива
  • Болгарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник
  • Публикации о Суваре
  • Волжская Булгария
  • Голубовский П. В. Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Святом
  • Давлетшин Г. Болгаро-татарские надгробные памятники
  • Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу
  • Кучкин В. А. О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских болгар в XII - первой трети XIII в.
  • Статья о Волжской Болгарии на сайте Казанского Государственного Университета
  • Хакимзянов Ф., Мустафина Д. Эпиграфические памятники города Булгар
  • Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику

Волжская Булгария - это государство, располагавшееся на территории Среднего Поволжья и Прикамья в Х-ХІІІ вв. Занимало оно довольно большую территорию и было известно своими многочисленными городами. На сегодняшний день историки и археологи располагают сведениями о более чем 2 тысячах булгарских поселений, которые находятся в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях России, в Татарстане и Чувашии.

Заселение Поволжья

История Волжской Булгарии насчитывает чуть более 300 лет, но заселение территории будущего государства тюркоязычными племенами началось намного раньше. Их миграция была вызвана разгромом хазарами Великой Болгарии, протянувшейся от Северного Кавказа до Черного моря. Одна часть переместилась на Балканы, где была создана Дунайская Болгария, а другая в VII в. заняла область среднего течения Волги. Спустя 100 лет на территории Среднего Поволжья появляется еще одна группа тюркоязычных племен. Последняя волна миграции датируется IX в. и связана с разгромом Хазарского каганата печенегами.

К приходу болгар Среднее Поволжье уже было заселено угро-финами, но первые смогли подчинить их своему влиянию.

Возникновение Волжской Булгарии

Первые шаги на пути к консолидации булгарских племен Поволжья были сделаны еще в средине ІХ в. Однако наиболее отчетливо политика централизации и объединения разобщенных групп в единое государство проявилась в деятельности эльтебера Алмуша, который пришел к власти в 895 г.

Алмушу удалось взять под контроль четырех правителей и создать боеспособную дружину. С начала Х в. эльтебер начинает чеканить собственную серебряную монету. Кроме того, он регулировал сбор дани, которая уплачивалась хазарам поволжскими племенами.

К Х в. относятся первые письменные упоминания о Волжской Булгарии как о едином государстве, но фактически вплоть до средины Х в. население Поволжья было зависимо от хазар.

Булгария и Хазарский каганат

До сих пор неизвестно, когда булгары попали под контроль хазар. Поволжье, расположенное на важных торговых путях, еще в VIII в. являлось важным пунктом в политике экспансии, которую проводил Хазарский каганат. Волжская Булгария, основанная на этих землях, также не могла не заинтересовать это государство.

С Х в. экономика Хазарского каганата опиралась только на торговлю и широкие связи с другими странами. В Х в. уровень Каспийского моря значительно повысился, и большая часть прилегающей территории оказалась затопленной. Во времена, когда на международной арене важную роль начинала играть Волжская Булгария, основные занятия хазар (ловля рыбы и земледелие) теряют актуальность. Современные исследователи видят причину заинтересованности Хазарского каганата поволжскими землями именно в высоком уровне развития производительных сил Булгарии, экономика которой основывалась не только на торговле, а и на земледелии, скотоводстве, ремеслах и охоте.

Религиозный вопрос

В вопросе создания и укрепления государства Волжская Булгария религия занимала важнейшее место. Тюркоязычные племена принесли в Поволжье основы самобытной языческой веры, истоки которой можно увидеть в зороастризме.

Алмуш, осознавая необходимость укрепления положения молодого государства, в начале Х в. устанавливает тесные связи с Багдадом. В 922 г. халиф Али аль-Муктадир направляет в Волжскую Булгарию посольство, в составе которого был известный арабский путешественник и писатель - Ибн Фадлан. В том же году официальной религией государства был провозглашен ислам.

Значение принятия булгарами ислама

Ислам в Волжской Булгарии явился консолидирующим элементом. Именно под покровительством этой религии первым правителям удалось объединить разобщенные ранее племена. Кроме того, принятие ислама в качестве государственной религии играло и важную политическую роль. Именно с этого момента Волжская Булгария становится частью мусульманского мира, что позволило установить тесные экономические и торговые связи с другими восточными странами. Данные археологии свидетельствуют о том, что после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун.

Общественно-политический строй

Общество Волжской Булгарии по праву можно считать раннефеодальным. Но развитие феодальных отношений тормозилось пережитками родового строя. Ибн Фадлан в своих дневниках засвидетельствовал, что булгары зависели от правителя государства, наместников отдельных областей и знати, но здесь не существовало закрепощения крестьян частными лицами - феодалами. Каждый, кто работал на земельном участке, распоряжался урожаем самостоятельно, выплачивая при этом ежегодный натуральный налог в пользу государства. Кроме того, местная феодальная знать эксплуатировала крестьян из марийских, мордовских и удмуртских племен. Они были обременены данью и управлялись наместниками из Волжской Булгарии, которые содержали на их территории свои дружины.

Политическое устройство

Волжская Булгария - классический образец раннефеодальной монархии. До середины Х в. государство возглавлялось эльтебером, подчинявшимся хазарскому правителю. После разгрома тюркских войск киевским князем Святославом титул главы Волжской Булгарии был изменен на характерный для исламских стран. Эмир вел самостоятельную и внешнюю, и внутреннюю политику. Должность эта была наследственной и передавалась от отца к старшему сыну.

Экономическое развитие

Болгарские племена на своей родине активно занимались скотоводством. Система хозяйства этого народа изменилась после образования государства Волжская Булгария. Основные занятия местного населения Поволжья до прихода тюркоязычных племен включали в себя земледелие и охоту. Это обусловило синтез и заимствование основ ведения хозяйства и создало предпосылки для развития экономики молодого государства. Основной отраслью сельского производства было плужное земледелие. Главным орудием крестьянина являлся плуг, который носил название «ага». Также активно использовалась паровая обработка земли - двухполье и триполье. Для окраин страны характерной была традиционная переложная система, а для лесных районов - подсечная. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, нередко представленное в кочевой форме. Булгары разводили коров, коз, овец, коней и т. д. Кроме того, в лесных районах была широко распространена охота.

Ремесла

В жизни местного населения важную роль играли ремесленные занятия. Волжской Булгарии в целом было присуще раннее отделение ремесла от сельского хозяйства. Значительная часть мастеров проживала в больших городах, которые уже Х в. становятся огромными центрами металлообработки, гончарного и ювелирного производства.

Как правило, ремесленники изготовляли сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения, разнообразные украшения, керамику, обувь, одежду и т. д. Кожаные и ювелирные изделия из Волжской Булгарии пользовались широкой популярностью за границей.

Торговля

Развитие внутренней торговли тормозил натуральный характер сельского хозяйства, когда население было заинтересовано в производстве продуктов и изделий для себя, а не для продажи. С развитием товарно-денежных отношений роль обмена в жизни булгар значительно растет.

Волжская Булгария занимала выгодное географическое положение (центр Великого Волжского пути), поэтому в страну съезжались русские, хазарские, византийские и другие купцы. Они ввозили сырье (золото, серебро, железо, олово), изделия из металла, оружие, украшения, китайский шелк и зеркала, пряности и т. д. Главными экспортными товарами были меха, мед, воск, кожа, рыба, скот, а также пшеница.


Следует отметить, что при торговле использовался безденежный обмен, но с 903 г. в обиходе появляются металлические монеты - дирхемы, чеканить которые впервые начал Алмуш.

Города

Столица Волжской Булгарии находилась в городе Болгар. Его расцвет приходится на XI-XII вв., когда он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром государства. Город расположился в устье реки Кама - на перекрестке международных торговых путей. Благодаря этому Болгар стал важным купеческим центром.

Биляр - второй по значению город в Волжской Булгарии, который лежал на берегу р. Малый Черемшан. В связи с военной угрозой, исходившей от усилившегося Владимиро-Суздальского княжества, в ХІІ в. столица государства переносится в Биляр. С этого времени в письменных источниках он именуется как «Великий Город».

Развитие торговли способствовало усилению таких булгарских городов, как Сувар, Ошель, Балымер, Иски Казань, Кашан, Джукетау и проч., которые являлись не только экономическими центрами, но и стратегически важными крепостями.

Взаимоотношения с вятичами в Х в.

После удачного похода киевского князя Святослава на Хазарский каганат булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората.

После смерти великого князя Святослава Игоревича Русь вступает в полосу междоусобиц. Особенно активно велась борьба между его сыновьями - Ярополком и Владимиром. В это время вятичи при поддержке Волжской Булгарии отказываются платить дань киевскому князю и поднимают несколько мощных восстаний.

В Х в. правитель Булгарии женился на вятической княгине - дочери Ярополка. Такой династический союз позволил бы их сыну претендовать на киевский престол, но для поволжского государства он был выгоден только с точки зрения установления контроля над верхним течением р. Ока.

Взаимоотношения с Киевской Русью в Х в.

В 985 г. был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим. Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» - значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.

После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка.

Волжская Булгария и Киевская Русь в ХІ - ХІІІ в.

Мирные торговые связи между государствами в течение нескольких веков прерывались кратковременными войнами. Еще в конце Х в. Владимир Великий совершил неудачный поход на земли булгар, а с ХІ в. начинаются регулярные столкновения с северо-восточными русскими княжествами.

Причину этих конфликтов следует объяснять заинтересованностью обеих сторон в контроле над землями, расположенными на берегах р. Ока и ее притоков. В 1120 г. Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий совершил успешный поход на тюркоязычные племена, но его целью был не захват каких-либо территорий, а грабеж. В результате нескольких разрушений Волжской Булгарии русскими дружинами в ХІ в. ее столицу пришлось перенести вглубь страны - в город Биляр.


В 1220 г. был разрушен важнейший экономический центр Булгарии Ошель. После этого эльтебер несколько раз отправлял своих послов к Владимиро-Суздальским князьям, но только в 1224 г. удалось заключить мир.

Монгольское завоевание

Территория Волжской Булгарии неоднократно подвергалась набегам монголо-татарских орд. В 1223 г. монголам удалось разбить русско-половецкое войско в битве на р. Калка, но походы Чингисхана на поволжское население в 1229 и 1232 гг. были менее удачными.

В 1236 г. хан Батый собрал огромное боеспособное войско и двинулся на запад. В этом же году большая часть булгарских городов была разрушена. Пал и «Великий Город» Биляр.

Новый поход Батыя в 1240 г. окончательно подорвал экономическую жизнь Волжской Булгарии. В результате этих монгольских завоеваний все важные центры, включая столицу, были разрушены, а население Биляра практически полностью вырезано.

Под властью Золотой Орды

В 1243 г. Волжская Булгария становится одной из провинций могущественной Золотой Орды. С этих пор ее правители попадают под вассальную зависимость от хана и обязываются выплачивать ему дань.

В то же время период золотоордынского владычества ознаменовался новым культурным и экономическим расцветом Волжской Булгарии. В значительной степени этому способствовало провозглашение ислама государственной религией Золотой Орды. А бывший «Великий Город» Биляр становится временной резиденцией хана.

Упадок Волжской Булгарии

В результате внутренних междоусобиц в Золотой Орде территория Поволжья попала в 1361 г. под контроль Булат-Темира. С этих пор государство Волжская Булгария прекращает свое существование и распадается на два княжества. В XV в. южные булгарские районы переходят под контроль Москвы, а северные с центром в Казани становятся основой для формирования нового государства - Казанского ханства.

На рубеже 9-10 веков в Северо-Восточной Европе возникло первое феодальное государство – Волжская Булгария. Это одно из самых малоизученных и загадочных государств, достигших в средние века небывалого могущества и расцвета и впоследствии канувшего в лету. Изучение истории этого государства основывается в основном на археологических остатках многочисленных городищ, феодальных замков и крепостей, а также на описаниях средневековых путешественников.

В 7 веке в степях близ Черного и Азовского морей обитали полукочевые разрозненные племена булгар. Хан Кубрат в 632 году смог объединить булгарские племена и создать государство, которое называлось Великая Болгария. Просуществовало это государство недолго – Кубрат умер, а его сыновья поделили племена между собой, что ослабило Великую Болгарию, которая скоро пала от набегов хазар .

Какие-то племена ушли в Италию, какие-то – в Македонию, часть осталась на месте. Большая группа булгар двинулась на запад, в район Дуная, где ассимилировав с местными племенами славян, образовало славянское государство Болгарию. А еще часть племен ушла на север, в район рек Волги и Камы, где уже жили финские и тюркские племена, и, осев там, со временем создала новое государство Волжскую Булгарию , подчинив себе при этом местное население. Объединение булгарских племен в единое государство было осуществлено при правителе Алмасе (Алмуше) в конце 9 века. Булгары были первыми, кто создал в Среднем Поволжье государственность.

Расцвет Булгарии

К 10 веку Волжская Булгария стала экономически развитым и довольно большим раннефеодальным государством. Его города и села располагались на территории нынешнего Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областях, в Чувашии. В начале 10 века Алмас пригласил багдадское посольство, чтобы официально принять ислам. Среди прибывших представителей Багдада был и путешественник Ибн Фадлан , который прожил в летней ставке царя почти 2 месяца. В то время население летом проживало в юртах за чертой города. Юрта царя была огромна, в ней умещались сотни человек, полы были покрыты коврами из Армении, а в центре стоял трон, украшенный богатой парчой из Византии. За время своего пребывания в Булгарии, Ибн Фадлан хорошо ознакомился с местным населением, обычаями и обрядами булгар, вел географические наблюдения. Вернувшись в Багдад, он составил описания Волжской Булгарии, ставшие впоследствии ценным источником для изучения этого практически бесследно исчезнувшего государства.

Развитие культуры

Алмас собрал съезд предводителей всех булгарских племен, на котором был официально принят ислам в качестве единой религии государства. Сам царь был провозглашен эмиром. Но долго еще были живы языческие обычаи, кровное родство и жестокие правовые нормы. Однако, с принятием новой религии начался период зарождения более прогрессивных форм идеологии и общественно-семейных отношений. Принятие ислама способствовало объединению племен и улучшению отношений с мусульманскими восточными странами. Введение арабского письма привело к развитию грамотности населения. Начали строиться мечети и начальные училища.


Географическое положение Волжской Булгарии было экономически очень выгодно. Через нее проходили практически все торговые пути между Западом и Востоком, а летом на территории государства проводилась оживленная транзитная ярмарка. Все это вовлекало в торговые и ремесленные отношения с соседями и саму Булгарию, в которой были хорошо развиты земледелие, скотоводство, ремесла, производство меда и добыча пушнины, обработка кожи и шерсти. В государстве чеканилась своя монета. Хорошо были организованы и оснащены булгарские военные дружины, которые часто нападали на соседние племена, захватывая пленных, обращая их в рабов.

Росли и развивались города . Первой столицей был город Булгар, а затем Биляр . Волжская Булгария вообще государство городов. По археологическим остаткам городищ их можно поделить на три вида: большие города, замки феодалов и военные оборонительные крепости. Все населенные пункты ограждались оборонительными валами, рвами и крепостными стенами – в военно-инженерном плане булгары были на должной высоте! Они создавали превосходно укрепленные городские объекты. Такие оборонительные сооружения были характерны особенно для домонгольского периода строительства. В окрестностях укрепленных замков и городов располагались деревни.

В 9-10 веках между Киевской Русью и Волжской Булгарией существовали тесные, но сложные отношения. Они то нападали друг на друга и захватывали города, то заключали перемирие и вели торговлю. Булгары даже предлагали русскому князю принять ислам.

Закат

Но в первой половине 13 века на политическую арену вышли воинственные монгольские орды, которым было все равно на кого нападать и кого грабить – русских или булгар. Первая встреча монгольских и булгарских войск привела к беспрецедентному поражению первых (1223). Но уже в 1236 году укрупненные орды Батыя одержали верх над булгарскими отрядами. Были взяты и разрушены многие города и крепости, в том числе Булгар, Биляр, Сувар…Волжская Булгария была включена в состав Золотой Орды . Население из южных областей стало мигрировать на север и концентрироваться в районе современной Татарии и Чувашии, на берегах Камы и Волги, а степные районы Булгарии постепенно заселялись другими кочевыми племенами. Как государство Волжская Булгария перестала существовать, навсегда утратили свое значение города Биляр и Сувар.


Однако, и находясь в зависимости от Золотой Орды, города частично восстанавливались. В частности, город Булгар не только восстанавливается, но и достигает очередного расцвета, становясь столицей нового государственного образования Булгарского улуса . Некоторой самостоятельности бывшей Булгарии способствовал тот факт, что Золотая Орда тоже приняла ислам.

Волжские булгары, несмотря на то, что их земли оказались завоеванными, не погибли, не исчезли с лица земли, а продолжали жить, строить новые города, в том числе и Казань , которая стала новым Булгаром, новой столицей. В 15 веке Золотая Орда распадается и часть земель бывшего великого государства Волжской Булгарии отходят под власть окрепшей Москвы , а оставшееся население концентрируется вокруг Казани, что приводит в скорости к возникновению новой политической единицы – Казанского ханства .

ВО`ЛЖСКАЯ БУЛГА`РИЯ (Волжская Болгария, Волжско-Камская Булгария), (Идел буе Болгары), (начало X века–1236 год), средневековое феодальное государство в Волго-Уральском регионе. Возникло в результате переселения булгар в конце VII века с правобережья Среднего Дона в Поволжье. Они заняли территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы. В процессе формирования государства наиболее сильным оказался союз племён булгар во главе с правителем Алмушем , создавший в 1-й половине IX века Болгарский и Суварский эмираты. В 920–921 годах посольство Алмуша посетило Бухару и Багдад, в 921–923 годах посольство багдадского халифа аль-Муктадира – город Булгар. Таким образом в 922 году состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Известны имена булгарских правителей:

  • Шилки
  • Алмуш
  • Микаил ибн Джагфар
  • Микаил ибн Ахмад
  • Абдаллах ибн Микаил
  • Талиб ибн Ахмад
  • Мумин ибн Ахмад
  • Мумин ибн аль-Хасан
  • Абд ар-Рахман ибн Мумин
  • Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.

Они в начале X века носили титул «эльтебер», с середины X века – эмир и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве – хутбе, они определяли политику в государстве и чеканили свою монету. В письменных источниках упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военнослужилая знать (чура) и мусульманское духовенство. Основное население состояло из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов) – податного населения, платившего подомный налог в государственную казну.

Распад Хазарского каганата (около 980 года) привёл к образованию единого булгарского государства. Волжская Булгария вела борьбу с хазарами, Киевской Русью. В 985 году булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I. К началу XI века Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере. В XII веке булгарские правители расширили своё влияние на Верхнем Прикамье и Нижнем Поволжье с центром в городе Саксин.

Булгары занимались земледелием , скотоводством, рыболовством, промыслами (охотой на пушного зверя, бортничеством), разнообразными ремёслами (металлургией железа и бронзы, деревообработкой, стеклоделием, косторезным, гончарным, ювелирным, оружейным делом), торговлей . Центрами ремесленных производств и торговли были города Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр , Сувар , Джукетау , Ошель . Об этом свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран. Активная торговля велась с Русью, странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья. Вывозили пушнину, шкуры, кожи (в том числе сафьяновую – «булгари»), зерно, мёд и воск, а ввозили - предметы роскоши, пряности, шёлк, оружие, серебро (в IX–X веках), янтарь. Одной из важнейших статей дохода казны была торговой пошлина (десятина).

По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (Болгарское, Билярское, Богдашкинское, Джукетауское, Суварское городище), 800 сёл, а также небольших городков-замков. В X веке в Болгаре и Суваре чеканилась булгарские монета. Столица государства в X – 1-й половине XII века – Болгар, с середины XII века – Биляр. Булгарская культура градостроительства восприняла традиции тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Болгарии, Хазарского каганата), а также стран мусульманского Востока и Руси. Многие крупные города Волжской Булгарии делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев. Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов). Среди них выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи) и мавзолеи. В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укреплённые поселения (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра). Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены.

Господствующей религией в Волжской Булгарии был ислам . Он начал проникать в Волго-Уральский регион с 1-й половины X века благодаря установлению торговых связей между странами Северной Европы и Востока. Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии (Хорезм и государство Саманидов). По преданиям булгар, принятие ислама в Волжской Булгарии связывалось с деятельностью проповедников («факихов») из Бухары. После становления булгарского государства, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал основной религией (900–920 годы). Значительное влияние оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922 год) по приглашению правителя Алмуша. В результате ислам был провозглашён государственной религией. Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и других крупных городах Волжской Булгарии. К концу X века практически всё население страны приняло ислам. Об этом свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки, отсутствие вещей). Ислам оказал влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий. Уже с конца X века Волжская Булгария стала страной «классического ислама», в ней жили и творили многие крупные мусульманские учёные и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную исламскую страну.

Сформировался булгарский литературный язык на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал в виде различных диалектов ещё у тюрко-булгарских племён. Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах.

Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы. Во всех крупных общинах были мектебе и медресе, где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались науки: астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география. Существовала своя историографическая традиция – «Таварих-и Булгар»(«История Булгарии») Якуба ибн Нугмана. Среди булгар были известные богословы, философы и писатели. С периода Волжской Булгарии сохранился выдающийся памятник литературы – поэма Кул Гали «Кыйсса-и Йосыф» («Сказание о Йусуфе», 1233 год).

Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры. Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приёмов художественной обработки металла: художественного литья, чеканки, гравировки, тиснения (басма), волочения, плакировки, скани (филигрань), зерни и, возможно, черни. В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням. Характерны женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни, поясные накладки, парадное оружие (орнаментированные топорики), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки, штампы, зеркала. Развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды. Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов. Расцвет Булгарского государства, рост городов, формирование литературного языка и утверждение на всей территории страны единой духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны. В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, мари и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Войско, состоявшее из гвардии эмира и ополчений различных областей во главе с беками, насчитывало 50 тысяч воинов. Костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооружённых всадников. Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота. Для перевозки войск часто использовался речной флот. Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

С XI века булгары часто сталкивались с кипчаками и йемеками, кочевавшими в южноуральских и заволжских степях. С началом правления Юрия Долгорукого (1125–1157 годы) начались крупномасштабные завоевательные походы русских князей в Поволжье. Булгары пытались противодействовать их наступлению по Волге набегами на русские города (например, на Кострому в 1152 году). В период правления Андрея Боголюбского (1157–1174 годы) и Всеволода III Большое Гнездо (1176–1212 годы) русские войска неоднократно вторгались в Волжскую Булгарию (1164, 1172, 1183, 1185, 1205 годы). Особенно крупным был поход русских князей на Биляр (1183 год). Вадимиро-Суздальские князья практически завоевали Верхнее Поочье. В ответ на активность русских в Прикамье булгары захватили и сожгли город Устюг (1218 год), а русские князья взяли штурмом Ошель (1122 год). После этого в Поволжье установился мир, закреплённый Булгаро-русскими договорами. Во 2-й четверти XIII века Волжская Булгария пережила несколько войн с монгольскими ханами. В 1223 году булгары нанесли поражение войскам монгольского полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения, а в 1229 и 1232 годы остановили монголов на подступах к основным центрам страны. В 1236-1237 годы Волжская Булгария была завоёвана монголами во главе с Батыем. В 1238-1244 годах в Булгарии вспыхнули восстания булгарского населения под руководством беков Баяна и Джику, а в Нижнем Поволжье и на Южном Урале – йемеков во главе с беком Бачманом. Антимонгольские восстания были подавлены войсками под командованием Субэдэ и Бурундая. Волжская Болгария вошла в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), а Болгар стал первой ставкой хана

Старая Вели́кая Болга́рия (Булга́рия) (греч. Παλαιά Μεγάλη Βουλγαρία ) - объединение булгарских племён ( - ок. ), возникшее в степях Восточной Европы. Основная территория располагалась в причерноморских и азовских степях. Территория Болгарского союза не имела чётких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча . Основу объединения составило булгарское племя кутригуры , которому удалось освободиться от власти аваров , чьё могущество было подорвано неудачной попыткой захвата Константинополя ().

Термин «Древняя Великая Болгария» взят из византийских источников, где им обозначается область проживания основных группировок булгар до их расселения во 2-й пол. VII века.

История

Создание государства

Возможно, объединение булгарских племён начал хан Орган, дядя Кубрата. Никифор (IX в.), описывая события под 635 г., отмечал: «В те же самые времена восстал вновь Куврат, родственник Органы, государь гунно-гундуров, против аварского кагана и весь народ, который находился вокруг него, подвергая оскорблениям, прогнал из родной земли. (Куврат) прислал послов к Ираклию и заключил с ним мир, который они сохраняли до конца своей жизни. И Ираклий послал ему подарки и удостоил сана патрикия». Освободившись из под власти Западно-Тюркского каганата, Кубрат расширил и укрепил свою державу, которую греки называли Великой Булгарией.

«В VII в. в поле зрения истории появляется племя гуннугундур, которое Никифор, Феофан, а за ним и Константин Багрянородный называют так же болгарами . По всей вероятности это то же самое племя, которое раньше было известно под именем оногур и находилось к востоку от Азовского моря, между Доном и Кубанью, там, где по данным «Космографии» равеннского анонима пометалась страна Оногория и где в дальнейшем были известны временно заслонившие его утигуры.

О Древней или Великой Болгарии Кубрата имеются сведения в сочинениях Феофана и Никифора, без сомнения заимствовавших их из одного и того же более раннего источника. В Хронике Феофана эти сведения отличаются большей полнотой и начинаются с географического описания, в котором царит совершенно невероятная путаница. Здесь говорится: «По ту сторону, на северных берегах Евксинского Понта, за озером, называемым Меотийским, со стороны океана через землю Сарматскую течет величайшая река Атель (Волга); к сей реке приближается река Танаис (Дон), идущая от ворот Иверийских в Кавказских горах (Дарьял); от сближения Танаиса и Ателя, которые выше Меотий-ского озера расходятся в разные стороны, выходит река Куфис (Кубань), и впадает в Понтийское море близ Мертвых врат, против мыса Бараньего лба. Из означенного озера море, подобно реке, соединяется с Евксинским Понтом при Боспоре Киммерийском, где ловят мурзулию и другую рыбу. На восточных берегах Меотийского озера за Фанагорией, кроме евреев, живут многие народы. За тем озером, выше Ку-фиса, в котором ловят болгарскую рыбу коист, находится древняя Великая Болгария и живут соплеменные болгарам котраги».

Несмотря на путаницу, это описание позволяет составить определенное представление о Великой Болгарии и её местоположении. Нетрудно понять, что она находилась на восточной стороне Азовского моря, выше Куфиса-Кубани. Правда, Кубань здесь спутана с Доном, который, согласно Феофану, берет своё начало на Кавказе, тогда как в действительности на Кавказе находятся истоки Кубани. Путаница с Кубанью этим не ограничивается. По словам Феофана, Куфис впадает в Черное море близ Мертвых врат. Это известные Некропилы, нынешний Каркинитский залив, омывающий Крымский полуостров с северо-западной стороны. Значит Куфис Феофана следует отожествлять не с Кубанью, а с рекой, впадающей в Черное море западнее Крыма, т. е. с Днепром или, что вероятнее, с Бугом, который в древности так же, как и Кубань, назывался Гипанис и поэтому иногда смешивался с Кубанью. Если Куфис Феофана не Кубань, а Буг, то Великую Болгарию следует помещать не к востоку от Азовского моря, близ Кубани, а к западу от него. «Под Великой Болгарией, - заключает Ф. Вестберг, - следует разуметь земли от Азовского моря до Днепра приблизительно», а равным образом, добавим, от Дона до Кубани. Она охватывала не только приазовских болгар, но и северочерноморских кутригур»

Правление Кубрата

Монограмма из Перещепинского клада

Кубрат (Курт или Хуврат) родился ок. . В Кубрат взошёл на престол. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция .

Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от авар, так и от хазар . Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата , то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве булгарские племена и противостоять опасности.

Булгары в Воеводине и Македонии

Четвёртый сын Кубрата - Кубер (Кувер), со своей ордой Кубер двинулся в Паннонию и примкнул к аварам. В городе Сирмий он сделал попытку стать аварским каганом. После неудачного восстания он привел свой народ в Македонию . Там он осел в районе Керемисия и предпринял неудачную попытку захвата города Салоники . После этого он исчезает со страниц истории, и его люди объединились со славянскими племенами Македонии.

Булгары в Южной Италии

Раскопки в некрополе Виценне-Кампокьяро около Боино, которые датируются VII веком, среди 130 захоронений, было 13 лиц, похороненных вместе с конями (их частями)

Поделиться: