Обозначение гаек на пожарных рукавах. Важные технические параметры рукавов для пожаротушения

Пожарный рукав представляет собой трубопровод с гибкой конструкцией, служащий для транспортировки воды и прочих огнетушащих составов (пенный раствор, порошкообразная смесь). Он оснащается специальными соединительными головками. При тушении пожара необходимо учитывать возможные потери давления внутри элемента, в зависимости от расстояния до возгорания и прочих законов, характерных для гидравлики.

Рукава этого типа функционируют по принципу непосредственной подачи рабочей смеси к основному пожарному стволу. Давление напора варьируется в пределах 2-8 атмосфер. Напорные рукава наиболее распространены, так как ними снабжаются все пожарные автомобильные, поездные и корабельные цистерны. Также элементы нашли широкое применение и в хозяйственной деятельности.

Хранение и транспортировка осуществляется посредством одинарной или парной скатки на специальной катушке. Краткая классификация:

  • Модели с армирующим натурально волокнистым каркасом (лен, джут).
  • Варианты с чехлом из синтетических материалов (прорезиненное покрытие, латекс, полимер).

Указанные изделия проходят ряд проверок и соответствуют ГОСТУ. Раз в 6 месяцев необходимо проводить перемотку всех пожарных рукавов .

Напорно-всасывающие версии

Рукава подобной конфигурации служат для забора жидкости из гидрантов и источников. Для создания вакуума используется насосный агрегат. К особенностям приспособлений относится наличие каркаса из стальной проволоки с прочным текстильным чехлом.

Диаметр изделий всасывающего напорного типа - от 5 до 20 см. Для качественного соединения отдельных отрезков между собой или рабочим патрубком цистерны, требуется применение ключей К-80 и К-150. Это обусловлено высокой жесткостью и большим размером элементов. Предназначение - перекачка пенообразователя, масла и прочих специальных жидкостей.

Всасывающие варианты

Всасывающие пожарные рукава конструкционно схожи с предыдущим аналогом. Отличительной чертой является усиленная конструкция, включающая в себя:

  • Внутреннюю камеру из резины.
  • Пару слоев из текстиля.
  • Проволоку в виде спирали.
  • Промежуточную резиновую и наружную текстильную прокладку.

По длине рассматриваемые модификации не отличаются от других стандартов. Показатель зависит от особенностей пожарного транспорта, составляет 4 метра. Месторасположение - специальный отсек-пенал в верхней части автоцистерны либо на уровне насосного отдела, что несколько удобнее при эксплуатации.

Классификация

Рукава типа «универсал» используются на внутренних гидрантах и переносных помпах. Модели «стандарт» подходят для подачи специальных растворов под давлением. Вариант «технолен» ориентирован на передвижную технику и моторизованные помпы с рабочим давлением до 1,6 МПа. Они отличаются устойчивостью к износу и низкой температуре.

Латексные рукава оснащаются внутренней гидроизоляцией, применяются для транспортировки жидкости под усилием не более 1,6 МПа. Прорезиненные модели типа «Армтекс» с двойным полимерным покрытием используются пенообразователей с водородным параметром рН от 7 до 10 единиц.

Общие требования к техническому устройству пожарных рукавов приведены в ГОСТе (Национальный стандарт РФ) под номером 51049-2008. В нем также описано, как надо проверять рукава, чтобы убедиться в их соответствии стандартам.

Длина

Напомним, что пожарные рукава предназначены для транспортировки огнетушащего вещества (ОТВ). Они работают под избыточным давлением, и значит должны быть прочными. Они также должны обладать термостойкостью, выдерживать низкие температуры и химическое воздействие. Чтобы приобрести рукав пожарный, необходимо понимать, для чего он нужен:

  • пожарной машины;
  • наружного или внутреннего пожарного крана.

Длина рукава для пожарной машины составляет 20 м, возможны отклонения в ту или иную сторону на 1 м. Для пожарного крана рукава делают длиной 10-21 м. Самая малая длина может быть у всасывающих и совмещающих напорную работу и всасывание (напорно-всасывающих) – 4 м.

Поскольку материалы постоянно усовершенствуются, возрастает их прочность, то давление может увеличиваться, хотя, чаще оно остается неизменным, соответствуя ГОСТу. А вот давление разрыва иногда занижаю, и в этом плане наблюдается невыполнение требований к пожарным рукавам с точки зрения ГОСТ.

Для проверки давления в рукаве применяют манометры. Недостаток давления так же неприемлем, как его избыток. При малом напоре струя может не достигнуть до объекта тушения, а при избытке – материал быстро изнашивается, возможны разрывы. Манометром проверяют давление раз в три месяца.

Стойкость к температурам

Как и , рукава делают из материалов, которые в умеренном климате должны работать при температуре -40…+45 °C. Это известное требование, которым обладает любой другой противопожарный инвентарь.

Существуют еще одно требование к термостойкости. При соприкосновении с нагретым до 300° стержнем материал рукава должен сохранять целостность на протяжении нескольких секунд.Самые жесткие требования к термостойким рукавам для пожарного транспорта. Они должны на протяжении 60 с выдерживать 450°.

Перед приобретением любой модели и любого вида кранов, обращайте внимание на устойчивость к низким и высоким температурам. Значения характеристики могут сильно отличаться, что влияет на срок службы и ограничивает условия применения.

Масса и покрытие

Неслучайно ГОСТ регламентирует предельную массу одного метра изделия. Рукава раскатывают вручную, с ними работают пожарные, и чем меньше будет вес, тем удобнее, легче и быстрее будут проходить мероприятия по тушению. На массу влияет материал, из которого сделан инвентарь.

Срок службы изделий составляет 5 и более лет. Технические характеристики пожарных рукавов могут включать такой показатель, как маслостойкость. Не все модели им обладают, но если устойчивость к воздействию маслянистых субстанций присутствует, то это обязательно должно быть указано.

Чтобы обеспечить герметичность и гибкость, рукава делают прорезиненными, применяют латексные материалы или полимерные слои внутри и снаружи. Оптимальным вариантом можно считать латекс. Он отличается эластичностью и прочностью, не гниет, не покрывается плесенью изнутри.

Есть еще один стандарт – ГОСТ 7877 75, предназначенный специально для прорезиненных рукавов. Он был разработан еще в 1975 году, однако обновлялся и сохранил актуальность. В нем подробно описывается конструкция изделия.

Существует перколированные рукава, поверхность которых сделана из материала с микропорами (перколяция). После проникновения воды в микропоры (намокания) материал приобретает дополнительные теплоизоляционные свойства, может контактировать с открытым пламенем и раскаленными предметами.

Качество внешнего покрытия, материала каркаса и внутреннего водозащитного слоя влияет на прочность изделий. Поэтому в процессе периодических испытаний проверяют стойкость к истиранию (абразивный износ) и прочность связи внутреннего покрытия с каркасной частью. Отдельно проверяют толщину покрытия.

Маркировка и упаковка

При поставке пожарного рукава в комплекте должна находиться техническая документация со всеми характеристиками. На самом изделии делают маркировку, в которой указывают тип (РПК, РПМ и так далее), длину в метрах, дату изготовление и название предприятия. Такие обозначения должны стоять с обоих концов на расстоянии от них не более полуметра, чтобы удобно было считывать. Для длинных машинных типов требуется дополнительная маркировка на расстоянии 4 или больше метров от одного из концов.

ТТХ пожарных рукавов

Пожарный рукав – это гибкий трубопровод, оборудованный соединительными головками и предназначен для подачи огнетушащих веществ (ОТВ) к месту тушения пожара.

Дополнительные способы использования пожарных рукавов :

  • как направляющий трос для ориентирования в задымленной зоне;
  • для оповещения ствольщика или звена ГДЗС, путем подергивания рукава;
  • для самоспасения с высоты вместо пожарной веревки;
  • для поднятия ПТВ на высоту.

Виды пожарных рукавов :

  • напорные;
  • напорно-всасывающие;
  • всасывающие.

Типы пожарных рукавов по материалу изготовления :

  • льняные рукава;
  • льноджутовые рукава;
  • прорезиненные рукава;
  • латексированные рукава;
  • рукава с двусторонним полимерным покрытием.

Напорные пожарные рукава

  • Назначение : для транспортировки ОТВ к месту пожара
  • Длина : 20 метров
  • Диаметр: 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм
  • Устройство :
    - тканый или ткановязанный армирующий каркас;
    - внутреннее гидроизоляционное покрытие;
    - наружное защитное покрытие или пропитка;
    - манжеты.
  • Испытание : на давление - 3 мин.
    - рукава в эксплуатации: 1 раз в 6 месяцев (при сезонном обслуживании), после ремонта.
  • Перекатка на другое ребро : 1 раз в год.


Напорно-всасывающие пожарные рукава

  • Назначение : для забора воды из пожарного гидранта (ПГ);
  • Длина : 4 метра;
  • Диаметр : 77 мм;
  • Классы :
    - класс В
    - класс КЩ 20% .
  • Устройство :
    - внутренняя резиновая камера;

    - второй текстильный слой;
    - соединительные полугайки;
    - манжеты.
  • Испытание
    - новые рукава: при постановке в расчет.


Всасывающие пожарные рукава

  • Назначение : для забора воды из открытых водоисточников;
  • Длина : 4 метра;
  • Диаметр : 125 мм;
  • Классы :
    - класс В – рабочей средой является вода (техническая);
    - класс КЩ – рабочей средой являются слабые растворы неорганических кислот и щелочей концентрацией до 20% .
  • Устройство :
    - внутренняя резиновая камера;
    - текстильный слой (внутренний);
    - стальная проволочная спираль;
    - промежуточный резиновый слой;
    - второй текстильный слой;
    - защитный наружный текстильный слой (резиновый для рукавов класса КЩ);
    - соединительные полугайки;
    - манжеты.
  • Испытание : с заглушкой на разряжение - 3 мин. и на давление - 10 мин.
    - новые рукава: при постановке в расчет.
    - рукава в эксплуатации: на ТО-1, при обнаружении изменений в качестве, после ремонта.
    После испытаний рукав не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаиваний.

Способы скатки рукавов:

  • одинарная скатка;
  • двойная скатка;
  • гармошка;
  • восьмерка.

Потери давления в рукавных линиях :

  • 1 атмосфера на разветвления;
  • 1 атмосфера на 10 метров по вертикали (3 этажа жилого дома);
  • 1 атмосфера на 100 метров по горизонтали.

Пожарные рукава и пожарная арматура являются основными элементами комплекта пожарно-технического вооружения, предназначенного для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Пожарные рукава и рукавная арматура являются наиболее часто используемым оборудованием. Знание их технических характеристик, устройства и способов эксплуатации позволит повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.

Пожарные рукава

Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.

Классификация пожарных рукавов

Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Схемы забора и подачи воды:

а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника; в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта

Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными . В случае использования открытых водоисточников (рис. 3.1, б ) для забора воды используют всасывающие рукава 5 . При заборе воды из водопроводной сети (рис. 3.1, в ) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8 .

При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8 . В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6 .

Всасывающие рукава. Пожарные рукава жесткой конструкции, по которым вода отбирается из водоисточника с помощью пожарного насоса, называются всасывающими.

Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы:

1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников;

2) напорно-всасывающие – для работы под давлением и при разрежении.

Устройство всасывающих рукавов показано на рис.2.18. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3 , двух текстильных слоев 2 и 6 , проволочной спирали 4 , промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1 .

Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.

Рис. 2.18. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов:

1 – наружный текстильный слой; 2, 6 – текстильный слой; 3 – внутренняя резиновая камера; 4 – проволочная спираль; 5 – промежуточный резиновый слой; 7 – головка соединительная всасывающая

На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.

Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Параметры

Размерность

Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава

Внутренний диаметр рукава

Рабочее давление всасывающих рукавов, не менее:

Рабочее давление напорно-всасывающих рукавов, не менее:

Вакуумметрическое давление

Минимальный радиус изгиба

*Условный проход (DN) – параметр, переименованный для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, соединений трубопроводов и арматуры.

Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля.

Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие возможных внешних повреждений или дефектов и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме.

При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Давление в испытываемом рукаве повышается до нормального значения (см.табл.2.7).

Таблица 2.7

При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали.

При испытании рукава на герметичность при разрежении, его в течение 3 мин выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.

Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.

В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис. 2.19.

Классифицируются пожарные напорные рукава и в зависимости от условного прохода и рабочего давления (табл.2.8).

Таблица 2.8

По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава общего исполнения и специального исполнения (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Конструкция напорного рукава состоит из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя или пропитки. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.д.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90 о. Продольные нити называются основой , а поперечные – утком .

Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.

Рис. 2.19. Классификация пожарных напорных рукавов

При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть трех видов. Исполнения ТУ1, рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от -30 0 С до +40 0 С. Исполнения «У1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 0 С до + 50°С и исполнения «УХЛ1» и рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 60 до + 50 °С.

На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м, с условным проходом 25,40,50,65,80,90, 150.

Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.

Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.

Напорные рукава с армирующим каркасом из нитей химических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис. 2.19).

Устройство напорного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 2.20. Такой рукав имеет армирующий каркас 1 , выполненный из нитей химических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1 , предварительно смазанного резиновым клеем 3 , и вулканизируется паром под давлением 0,3 – 0,4 МПа при температуре 120 – 140 °С в течение 40 – 45 мин. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.

Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса (рис. 2.21).

Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционное покрытие 2 . Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3 , выполняя функцию защитного покрытия.

Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием каркаса показана на рис. 2.22. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.

Внутреннее гидроизоляционное покрытие 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие 3 предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в ГОСТ Р 51049, некоторые из них представлены в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Параметры

Все типы напорных рукавов для передвижной пожарной техники

Рукава на рабочее давление 3,0 МПа

Условный проход DN

Внутренний диаметр рукава

Рабочее давление

Разрывное давление, не менее

Масса рукава длиной 1 м, не более

Толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия, не менее

Пожарные напорные рукава условным проходом 65 для прокладки магистральных линий (см. рис. 2.17), а условным проходом 65 и менее – для прокладки рабочих рукавных линий.

Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии.

В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости его внутренней поверхности, определяющей величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления S p , указанные в табл. 2.11.

Таблица 2.11

Потери напора в магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

h м.р.л = N p S p Q 2 , (2.3)

где S p – коэффициент сопротивления одного рукава длиной 20 м (см. табл. 3.3); Q – расход воды в магистральной линии, л/с; N p – число рукавов в магистральной линии, шт., которое определяем по формуле

N p = 1,2 L / 20, (2.4)

где L – расстояние от пожарного автомобиля до места подачи стволов, м.

Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего, от гидравлических сопротивлений рукавов S p и расхода Q подаваемой воды. Так, предельную длину магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

l пр = , (2.5)

где Z м – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) местности на предельном расстоянии, м; Z пр – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) приборов тушения, м.

Расход воды Q , л/с

Потери напора в рукаве длиной 20 м h p , м

Рис. 3.7. Зависимость потерь напора в одном рукаве длиной 20 м от расхода протекаемой воды:

1 – условный проход рукава 80 (диаметр 77 мм); 2 – условный проход рукава 65 (диаметр 66 мм)

Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава (см. табл. 2.10), рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис. 2.23 приведена зависимость потерь напора в одном рукаве магистральной линии длиной 20 м от расхода воды. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии.

Рукава различают и по теплофизическим характеристикам (рис. 2.24). Из анализа следует, что наилучшей теплоизолирующей способностью обладают рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса. У них меньшее значение коэффициента теплопроводности материала λ при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из таких рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается.

Указанные выше параметры напорных рукавов следует учитывать при их выборе для заданных условий эксплуатации.

Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6 – 1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм используется проволока диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям при испытательном давлении, указанном в табл.2.12.

Рис. 2.24. Зависимость коэффициента теплопроводности материала рукавов от температуры окружающей среды: 1 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон и внутренним гидроизоляционным покрытием из резины; 2 – напорный рукав из нитей натуральных волокон без внутреннего гидроизоляционного покрытия; 3 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон, внутренним гидроизоляционным покрытием из латекса и пропиткой каркаса латексом

Температура окружающей среды, ° С

Коэффициент теплопроводности , Вт/(мград)

Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава, испытывают после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев при давлениях, указанных в табл.2.12.

Таблица 2.12

После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, рукава испытывают на герметичность под давлением, указанным в табл.2.13.

Пожарные рукава делятся на три основных вида: напорно-всасывающие, всасывающие и напорные.

Всасывающие и напорно-всасывающие - это рукава, которые эксплуатируются в комплекте оснастки пожарных машин, используются для забора и нагнетания различных жидкостей, масел, топлива, газов.

Напорные рукава - используются для транспортировки и подачи воды под избыточным давлением, применяются для оснащения пожарных машин или для комплектации пожарных кранов в зданиях общественного пользования.



Производственная маркировка пожарных рукавов

Маркировка всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов содержит:

  1. Название производителя продукции или его товарный знак;
  2. Класс пожарного рукава:
    • Класс Б - предназначен для работы с такими веществами как бензин, дизельное топливо, керосин, масла с нефтяной основой;
    • Класс В - используется для работы с загрязненной (технической) водой;
    • Класс Г - необходим для работы с различными газами;
    • Класс КЩ – потребуется для работы со слабыми растворами различных неорганических кислот и щелочей;
    • Класс П -для работы с веществами пищевыми (пиво, молоко, вино, питьевая вода, и др.)
  3. Группу:
    • Всасывающие рукава пожарные ;
    • Напорно-всасывающие рукава пожарные .
  4. Диаметр, мм;
  5. Давление (рабочее), МПа;
  6. Длину, м;
  7. Дату изготовления изделия: месяц (квартал) и год;
  8. Обозначение стандарта (указание ГОСТа);
  9. Штемпельную отметку технического контроля.

Производственная маркировка напорных рукавов информирует о следующем:

  1. Название производителя изделия или его торговый знак;
  2. Тип напорного рукава;

    В зависимости от назначения комплектации:

    • (РПМ) - для оснащения пожарных машин;
    • (РПК) - для оснащения пожарных кранов: (РПК-Н)- наружных и (РПК-В) - внутренних.
    В зависимости от материалов конструкции изделия:
    • (Д) – рукав, имеющий двухстороннее полимерное покрытие;
    • (П) – рукав, имеющий внутреннюю гидроизоляцию и пропитку каркаса;
    • (В) – рукав, имеющий внутреннюю гидроизоляцию.

  3. Диаметр, мм;
  4. Давление (рабочее), МПа;
  5. Длину рукава, м (только для рукавов типа РПК);
  6. Специальное исполнение (при его наличии). По стойкости к различным внешним воздействиям различают пожарные рукава общего и специального исполнения.

Рукава специального исполнения, в свою очередь, делятся на:

  • (И) – Износостойкие рукава ;
  • (М) – Маслостойкие рукава , обладающие повышенной стойкостью к воздействию различных масел и нефтепродуктов;
  • (Т) – Термостойкие рукава , обладающие повышенной огнеупорной стойкостью при контакте с горячими поверхностями. Отдельно хочется сказать о перколированных пожарных рукавах, которые представляют собой подгруппу термостойких рукавов. Перколированные рукава обеспечиваются термостойкостью благодаря увлажнению всей длины их наружной оболочки огнетушащими веществами (водой, пенообразователями и т.п.) транспортируемыми под давлением. Назначение перколированных напорных рукавов заключается в тушении пожаров, когда необходима прокладка пожарных рукавов по поверхностям, разогретым до значительных температур (тлеющим углям, торфяникам и т.п.)
Климатическое исполнение, для эксплуатации в районах:
  • категория размещения 1 (ТУ1) – тропический и умеренный климат;
  • категория размещения 1 (У1) – умеренный климат;
  • категория размещения 1 (УХЛ1) – умеренный и холодный климат.
7. Дату изготовления изделия(месяц, год).

Если у вас возникли вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам.


Маркировка должна наноситься способом, который обеспечит сохранность и читабельность надписей в течение полного срока эксплуатации.

Как Вы можете убедиться, маркировка пожарных рукавов несет в себе очень важную информацию об условиях их эксплуатации и хранения. Обратите внимание - изделия зарубежных производителей не всегда отвечают отечественным ГОСТам.

Недостаточная информированность относительно особенностей применения пожарного инвентаря может обернуться трагедией.

Отдельно о латексированных рукавах:


Внутренняя гидроизоляционная камера рукава изготовлена из натурального латекса, что позволяет получить гладкую водоотталкивающую поверхность внутри рукава. Это помогает уменьшить сопротивление и увеличить скорость потока воды и напор. Гидроизоляционная камера образуется после нанесения слоя латекса на внутреннюю поверхность рукава. В некоторых случаях, пропитывается латексом и наружный защитный каркас.


  • Рукав пожарный напорный с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса "Латексированный" для комплектации пожарных машин, с условным проходом DN 50, 65, 80 (номинальный внутренний диаметр 51, 66, 77 мм) на рабочее давление 1,6 МПа, общего исполнения, климатического исполнения У1.

  • Выпускается серийно в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 0064490) по ГОСТ Р 51049-2008. ТУ 8193-019-00323890-96.

  • Рукав предназначен для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние под давлением.

  • Рукав "Латексированный" , имеет непревзойденное преимущество перед рукавами других типов за счет технологии и компонентов используемых при его изготовлении.

  • При подготовки рукава к процессу "Латексирования" изготавливается чехол повышенной прочности, а плотность нитей каркаса настолько велика, что чехол уже на стадии подготовки способен держать давление. В дальнейшем происходит пропитка каркаса Ревультексом, что придает чехлу дополнительную защищенность и повышает показатели технических характеристик, а также увеличивает агдезию с внутренней камерой за счет использования однородных составов.

  • В процессе изготовления рукав проходит многоступенчатую проверку технологическим давлением, что обеспечивает полное отсутствие брака.

  • Рукав изготовляется только из натурального высококачественного латекса "LR REVULTEX" и это обеспечивает ровную водоотталкивающую поверхность внутри рукава.

  • Для отсутствия слипания и увеличения срока хранения рукава внутренняя полость рукава обрабатывается тальком.

  • По технологии изготовления "Латексированный" рукав и камера изготавливается только красного цвета, что является отличительной чертой "Латексированного" рукава. Любой пожарный рукав белого цвета, не имеющий пропитки, а также рукав с простановками, не может быть "Латексированным".

  • Рукав поставляется в скатках по 20 метров согласно ГОСТ Р 51049-2008 с допуском до +/- 1метра.

  • Рукав с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса "Латексированный" изготавливается только в исполнение для пожарной техники - ПТ и рассчитан для работы под давлением до 1,6 Мпа - для диаметров 51,66 и 77 мм, а для диаметра 150мм рабочее давление составляет 1,2МПа.

  • За счет пропитки каркаса рукав обладает повышенной стойкостью к истиранию и увеличенным сроком эксплуатации..

  • Рукав предназначен для использования с самых тяжелейших условиях эксплуатации и входит в комплектацию пожарных расчетов, ставится на специальные противопожарные автомобили.

  • По согласованию с заказчиком рукав может поставляться как в скатках без сбора, так и укомплектованные соединительными головками "Богданова" и ручными стволами.

  • Приобретая рукава в нашей организации вы можете быть уверенны, что покупаете качественную продукцию от производителя, а не контрафакт.
Поделиться: