Обозначение гаек на пожарных рукавах. Важные технические параметры рукавов для пожаротушения
Пожарный рукав представляет собой трубопровод с гибкой конструкцией, служащий для транспортировки воды и прочих огнетушащих составов (пенный раствор, порошкообразная смесь). Он оснащается специальными соединительными головками. При тушении пожара необходимо учитывать возможные потери давления внутри элемента, в зависимости от расстояния до возгорания и прочих законов, характерных для гидравлики.
Рукава этого типа функционируют по принципу непосредственной подачи рабочей смеси к основному пожарному стволу. Давление напора варьируется в пределах 2-8 атмосфер. Напорные рукава наиболее распространены, так как ними снабжаются все пожарные автомобильные, поездные и корабельные цистерны. Также элементы нашли широкое применение и в хозяйственной деятельности.
Хранение и транспортировка осуществляется посредством одинарной или парной скатки на специальной катушке. Краткая классификация:
- Модели с армирующим натурально волокнистым каркасом (лен, джут).
- Варианты с чехлом из синтетических материалов (прорезиненное покрытие, латекс, полимер).
Указанные изделия проходят ряд проверок и соответствуют ГОСТУ. Раз в 6 месяцев необходимо проводить перемотку всех пожарных рукавов .
Напорно-всасывающие версии
Рукава подобной конфигурации служат для забора жидкости из гидрантов и источников. Для создания вакуума используется насосный агрегат. К особенностям приспособлений относится наличие каркаса из стальной проволоки с прочным текстильным чехлом.
Диаметр изделий всасывающего напорного типа - от 5 до 20 см. Для качественного соединения отдельных отрезков между собой или рабочим патрубком цистерны, требуется применение ключей К-80 и К-150. Это обусловлено высокой жесткостью и большим размером элементов. Предназначение - перекачка пенообразователя, масла и прочих специальных жидкостей.
Всасывающие варианты
Всасывающие пожарные рукава конструкционно схожи с предыдущим аналогом. Отличительной чертой является усиленная конструкция, включающая в себя:
- Внутреннюю камеру из резины.
- Пару слоев из текстиля.
- Проволоку в виде спирали.
- Промежуточную резиновую и наружную текстильную прокладку.
По длине рассматриваемые модификации не отличаются от других стандартов. Показатель зависит от особенностей пожарного транспорта, составляет 4 метра. Месторасположение - специальный отсек-пенал в верхней части автоцистерны либо на уровне насосного отдела, что несколько удобнее при эксплуатации.
Классификация
Рукава типа «универсал» используются на внутренних гидрантах и переносных помпах. Модели «стандарт» подходят для подачи специальных растворов под давлением. Вариант «технолен» ориентирован на передвижную технику и моторизованные помпы с рабочим давлением до 1,6 МПа. Они отличаются устойчивостью к износу и низкой температуре.
Латексные рукава оснащаются внутренней гидроизоляцией, применяются для транспортировки жидкости под усилием не более 1,6 МПа. Прорезиненные модели типа «Армтекс» с двойным полимерным покрытием используются пенообразователей с водородным параметром рН от 7 до 10 единиц.
Общие требования к техническому устройству пожарных рукавов приведены в ГОСТе (Национальный стандарт РФ) под номером 51049-2008. В нем также описано, как надо проверять рукава, чтобы убедиться в их соответствии стандартам.
Длина
Напомним, что пожарные рукава предназначены для транспортировки огнетушащего вещества (ОТВ). Они работают под избыточным давлением, и значит должны быть прочными. Они также должны обладать термостойкостью, выдерживать низкие температуры и химическое воздействие. Чтобы приобрести рукав пожарный, необходимо понимать, для чего он нужен:
- пожарной машины;
- наружного или внутреннего пожарного крана.
Длина рукава для пожарной машины составляет 20 м, возможны отклонения в ту или иную сторону на 1 м. Для пожарного крана рукава делают длиной 10-21 м. Самая малая длина может быть у всасывающих и совмещающих напорную работу и всасывание (напорно-всасывающих) – 4 м.
Поскольку материалы постоянно усовершенствуются, возрастает их прочность, то давление может увеличиваться, хотя, чаще оно остается неизменным, соответствуя ГОСТу. А вот давление разрыва иногда занижаю, и в этом плане наблюдается невыполнение требований к пожарным рукавам с точки зрения ГОСТ.
Для проверки давления в рукаве применяют манометры. Недостаток давления так же неприемлем, как его избыток. При малом напоре струя может не достигнуть до объекта тушения, а при избытке – материал быстро изнашивается, возможны разрывы. Манометром проверяют давление раз в три месяца.
Стойкость к температурам
Как и , рукава делают из материалов, которые в умеренном климате должны работать при температуре -40…+45 °C. Это известное требование, которым обладает любой другой противопожарный инвентарь.
Существуют еще одно требование к термостойкости. При соприкосновении с нагретым до 300° стержнем материал рукава должен сохранять целостность на протяжении нескольких секунд.Самые жесткие требования к термостойким рукавам для пожарного транспорта. Они должны на протяжении 60 с выдерживать 450°.
Перед приобретением любой модели и любого вида кранов, обращайте внимание на устойчивость к низким и высоким температурам. Значения характеристики могут сильно отличаться, что влияет на срок службы и ограничивает условия применения.
Масса и покрытие
Неслучайно ГОСТ регламентирует предельную массу одного метра изделия. Рукава раскатывают вручную, с ними работают пожарные, и чем меньше будет вес, тем удобнее, легче и быстрее будут проходить мероприятия по тушению. На массу влияет материал, из которого сделан инвентарь.
Срок службы изделий составляет 5 и более лет. Технические характеристики пожарных рукавов могут включать такой показатель, как маслостойкость. Не все модели им обладают, но если устойчивость к воздействию маслянистых субстанций присутствует, то это обязательно должно быть указано.
Чтобы обеспечить герметичность и гибкость, рукава делают прорезиненными, применяют латексные материалы или полимерные слои внутри и снаружи. Оптимальным вариантом можно считать латекс. Он отличается эластичностью и прочностью, не гниет, не покрывается плесенью изнутри.
Есть еще один стандарт – ГОСТ 7877 75, предназначенный специально для прорезиненных рукавов. Он был разработан еще в 1975 году, однако обновлялся и сохранил актуальность. В нем подробно описывается конструкция изделия.
Существует перколированные рукава, поверхность которых сделана из материала с микропорами (перколяция). После проникновения воды в микропоры (намокания) материал приобретает дополнительные теплоизоляционные свойства, может контактировать с открытым пламенем и раскаленными предметами.
Качество внешнего покрытия, материала каркаса и внутреннего водозащитного слоя влияет на прочность изделий. Поэтому в процессе периодических испытаний проверяют стойкость к истиранию (абразивный износ) и прочность связи внутреннего покрытия с каркасной частью. Отдельно проверяют толщину покрытия.
Маркировка и упаковка
При поставке пожарного рукава в комплекте должна находиться техническая документация со всеми характеристиками. На самом изделии делают маркировку, в которой указывают тип (РПК, РПМ и так далее), длину в метрах, дату изготовление и название предприятия. Такие обозначения должны стоять с обоих концов на расстоянии от них не более полуметра, чтобы удобно было считывать. Для длинных машинных типов требуется дополнительная маркировка на расстоянии 4 или больше метров от одного из концов.
ТТХ пожарных рукавов
Пожарный рукав – это гибкий трубопровод, оборудованный соединительными головками и предназначен для подачи огнетушащих веществ (ОТВ) к месту тушения пожара.
Дополнительные способы использования пожарных рукавов :
- как направляющий трос для ориентирования в задымленной зоне;
- для оповещения ствольщика или звена ГДЗС, путем подергивания рукава;
- для самоспасения с высоты вместо пожарной веревки;
- для поднятия ПТВ на высоту.
Виды пожарных рукавов :
- напорные;
- напорно-всасывающие;
- всасывающие.
Типы пожарных рукавов по материалу изготовления :
- льняные рукава;
- льноджутовые рукава;
- прорезиненные рукава;
- латексированные рукава;
- рукава с двусторонним полимерным покрытием.
Напорные пожарные рукава
- Назначение : для транспортировки ОТВ к месту пожара
- Длина : 20 метров
- Диаметр: 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм
- Устройство
:
- тканый или ткановязанный армирующий каркас;
- внутреннее гидроизоляционное покрытие;
- наружное защитное покрытие или пропитка;
- манжеты. - Испытание
: на давление - 3 мин.
- рукава в эксплуатации: 1 раз в 6 месяцев (при сезонном обслуживании), после ремонта. - Перекатка на другое ребро : 1 раз в год.
Напорно-всасывающие пожарные рукава
- Назначение : для забора воды из пожарного гидранта (ПГ);
- Длина : 4 метра;
- Диаметр : 77 мм;
- Классы
:
- класс В
- класс КЩ 20% . - Устройство
:
- внутренняя резиновая камера;
- второй текстильный слой;
- соединительные полугайки;
- манжеты. - Испытание
- новые рукава: при постановке в расчет.
Всасывающие пожарные рукава
- Назначение : для забора воды из открытых водоисточников;
- Длина : 4 метра;
- Диаметр : 125 мм;
- Классы
:
- класс В – рабочей средой является вода (техническая);
- класс КЩ – рабочей средой являются слабые растворы неорганических кислот и щелочей концентрацией до 20% .
- Устройство
:
- внутренняя резиновая камера;
- текстильный слой (внутренний);
- стальная проволочная спираль;
- промежуточный резиновый слой;
- второй текстильный слой;
- защитный наружный текстильный слой (резиновый для рукавов класса КЩ);
- соединительные полугайки;
- манжеты. - Испытание
: с заглушкой на разряжение - 3 мин. и на давление - 10 мин.
- новые рукава: при постановке в расчет.
- рукава в эксплуатации: на ТО-1, при обнаружении изменений в качестве, после ремонта.
После испытаний рукав не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаиваний.
Способы скатки рукавов:
- одинарная скатка;
- двойная скатка;
- гармошка;
- восьмерка.
Потери давления в рукавных линиях :
- 1 атмосфера на разветвления;
- 1 атмосфера на 10 метров по вертикали (3 этажа жилого дома);
- 1 атмосфера на 100 метров по горизонтали.
Пожарные рукава и пожарная арматура являются основными элементами комплекта пожарно-технического вооружения, предназначенного для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Пожарные рукава и рукавная арматура являются наиболее часто используемым оборудованием. Знание их технических характеристик, устройства и способов эксплуатации позволит повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.
Пожарные рукава
Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.
Классификация пожарных рукавов
Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 2.17).
Рис. 2.17. Схемы забора и подачи воды:
а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника; в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта
Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными . В случае использования открытых водоисточников (рис. 3.1, б ) для забора воды используют всасывающие рукава 5 . При заборе воды из водопроводной сети (рис. 3.1, в ) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8 .
При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8 . В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6 .
Всасывающие рукава. Пожарные рукава жесткой конструкции, по которым вода отбирается из водоисточника с помощью пожарного насоса, называются всасывающими.
Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы:
1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников;
2) напорно-всасывающие – для работы под давлением и при разрежении.
Устройство всасывающих рукавов показано на рис.2.18. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3 , двух текстильных слоев 2 и 6 , проволочной спирали 4 , промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1 .
Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.
Рис. 2.18. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов:
1 – наружный текстильный слой; 2, 6 – текстильный слой; 3 – внутренняя резиновая камера; 4 – проволочная спираль; 5 – промежуточный резиновый слой; 7 – головка соединительная всасывающая
На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.
Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Параметры |
Размерность |
Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава |
||
Внутренний диаметр рукава | ||||
Рабочее давление всасывающих рукавов, не менее: | ||||
Рабочее давление напорно-всасывающих рукавов, не менее: | ||||
Вакуумметрическое давление | ||||
Минимальный радиус изгиба |
*Условный проход (DN) – параметр, переименованный для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, соединений трубопроводов и арматуры.
Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля.
Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие возможных внешних повреждений или дефектов и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме.
При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Давление в испытываемом рукаве повышается до нормального значения (см.табл.2.7).
Таблица 2.7
При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали.
При испытании рукава на герметичность при разрежении, его в течение 3 мин выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.
Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.
В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис. 2.19.
Классифицируются пожарные напорные рукава и в зависимости от условного прохода и рабочего давления (табл.2.8).
Таблица 2.8
По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава общего исполнения и специального исполнения (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Конструкция напорного рукава состоит из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя или пропитки. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.д.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90 о. Продольные нити называются основой , а поперечные – утком .
Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.
Рис. 2.19. Классификация пожарных напорных рукавов
При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть трех видов. Исполнения ТУ1, рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от -30 0 С до +40 0 С. Исполнения «У1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 0 С до + 50°С и исполнения «УХЛ1» и рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 60 до + 50 °С.
На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м, с условным проходом 25,40,50,65,80,90, 150.
Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.
Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.
Напорные рукава с армирующим каркасом из нитей химических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис. 2.19).
Устройство
напорного рукава,
относящегося
к типу напорных рукавов с внутренним
гидроизоляционным покрытием без
наружного покрытия каркаса, показано
на рис. 2.20. Такой рукав имеет армирующий
каркас 1
,
выполненный из нитей химических волокон.
В качестве внутреннего гидроизоляционного
слоя 2
применяется резиновая камера, которая
вводится внутрь армирующего каркаса
1
,
предварительно смазанного резиновым
клеем 3
,
и вулканизируется паром под давлением
0,3 – 0,4 МПа при температуре 120 – 140 °С в
течение 40 – 45 мин. Кроме резиновой
камеры, для внутреннего гидроизоляционного
слоя может использоваться латекс,
полиуретан и другие полимерные материалы.
Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса (рис. 2.21).
Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционное покрытие 2 . Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3 , выполняя функцию защитного покрытия.
Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием каркаса показана на рис. 2.22. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.
Внутреннее гидроизоляционное покрытие 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие 3 предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.
Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в ГОСТ Р 51049, некоторые из них представлены в табл. 2.10.
Таблица 2.10
Параметры |
Все типы напорных рукавов для передвижной пожарной техники |
Рукава на рабочее давление 3,0 МПа |
||||||||||
Условный проход DN |
||||||||||||
Внутренний диаметр рукава | ||||||||||||
Рабочее давление | ||||||||||||
Разрывное давление, не менее | ||||||||||||
Масса рукава длиной 1 м, не более | ||||||||||||
Толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия, не менее |
Пожарные напорные рукава условным проходом 65 для прокладки магистральных линий (см. рис. 2.17), а условным проходом 65 и менее – для прокладки рабочих рукавных линий.
Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии.
В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости его внутренней поверхности, определяющей величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления S p , указанные в табл. 2.11.
Таблица 2.11
Потери напора в магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле
h м.р.л = N p S p Q 2 , (2.3)
где S p – коэффициент сопротивления одного рукава длиной 20 м (см. табл. 3.3); Q – расход воды в магистральной линии, л/с; N p – число рукавов в магистральной линии, шт., которое определяем по формуле
N p = 1,2 L / 20, (2.4)
где L – расстояние от пожарного автомобиля до места подачи стволов, м.
Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего, от гидравлических сопротивлений рукавов S p и расхода Q подаваемой воды. Так, предельную длину магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле
l пр = , (2.5)
где Z м – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) местности на предельном расстоянии, м; Z пр – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) приборов тушения, м.
Расход воды Q , л/с
Потери напора в рукаве длиной 20 м h p , м
Рис. 3.7. Зависимость потерь напора в одном рукаве длиной 20 м от расхода протекаемой воды:
1 – условный проход рукава 80 (диаметр 77 мм); 2 – условный проход рукава 65 (диаметр 66 мм)
Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава (см. табл. 2.10), рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис. 2.23 приведена зависимость потерь напора в одном рукаве магистральной линии длиной 20 м от расхода воды. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии.
Рукава различают и по теплофизическим характеристикам (рис. 2.24). Из анализа следует, что наилучшей теплоизолирующей способностью обладают рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса. У них меньшее значение коэффициента теплопроводности материала λ при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из таких рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается.
Указанные выше параметры напорных рукавов следует учитывать при их выборе для заданных условий эксплуатации.
Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6 – 1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм используется проволока диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям при испытательном давлении, указанном в табл.2.12.
Рис. 2.24. Зависимость коэффициента теплопроводности материала рукавов от температуры окружающей среды: 1 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон и внутренним гидроизоляционным покрытием из резины; 2 – напорный рукав из нитей натуральных волокон без внутреннего гидроизоляционного покрытия; 3 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон, внутренним гидроизоляционным покрытием из латекса и пропиткой каркаса латексом
Температура окружающей среды, ° С
Коэффициент теплопроводности , Вт/(мград)
Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава, испытывают после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев при давлениях, указанных в табл.2.12.
Таблица 2.12
После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, рукава испытывают на герметичность под давлением, указанным в табл.2.13.
Пожарные рукава делятся на три основных вида: напорно-всасывающие, всасывающие и напорные.
Всасывающие и напорно-всасывающие - это рукава, которые эксплуатируются в комплекте оснастки пожарных машин, используются для забора и нагнетания различных жидкостей, масел, топлива, газов.
Напорные рукава - используются для транспортировки и подачи воды под избыточным давлением, применяются для оснащения пожарных машин или для комплектации пожарных кранов в зданиях общественного пользования.
Производственная маркировка пожарных рукавов
Маркировка всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов содержит:
- Название производителя продукции или его товарный знак;
- Класс пожарного рукава:
- Класс Б - предназначен для работы с такими веществами как бензин, дизельное топливо, керосин, масла с нефтяной основой;
- Класс В - используется для работы с загрязненной (технической) водой;
- Класс Г - необходим для работы с различными газами;
- Класс КЩ – потребуется для работы со слабыми растворами различных неорганических кислот и щелочей;
- Класс П -для работы с веществами пищевыми (пиво, молоко, вино, питьевая вода, и др.)
- Группу:
- Всасывающие рукава пожарные ;
- Напорно-всасывающие рукава пожарные .
- Диаметр, мм;
- Давление (рабочее), МПа;
- Длину, м;
- Дату изготовления изделия: месяц (квартал) и год;
- Обозначение стандарта (указание ГОСТа);
- Штемпельную отметку технического контроля.
Производственная маркировка напорных рукавов информирует о следующем:
- Название производителя изделия или его торговый знак;
- Тип напорного рукава;
В зависимости от назначения комплектации:
- (РПМ) - для оснащения пожарных машин;
- (РПК) - для оснащения пожарных кранов: (РПК-Н)- наружных и (РПК-В) - внутренних.
- (Д) – рукав, имеющий двухстороннее полимерное покрытие;
- (П) – рукав, имеющий внутреннюю гидроизоляцию и пропитку каркаса;
- (В) – рукав, имеющий внутреннюю гидроизоляцию.
- Диаметр, мм;
- Давление (рабочее), МПа;
- Длину рукава, м (только для рукавов типа РПК);
- Специальное исполнение (при его наличии). По стойкости к различным внешним воздействиям различают пожарные рукава общего и специального исполнения.
Рукава специального исполнения, в свою очередь, делятся на:
- (И) – Износостойкие рукава ;
- (М) – Маслостойкие рукава , обладающие повышенной стойкостью к воздействию различных масел и нефтепродуктов;
- (Т) – Термостойкие рукава , обладающие повышенной огнеупорной стойкостью при контакте с горячими поверхностями. Отдельно хочется сказать о перколированных пожарных рукавах, которые представляют собой подгруппу термостойких рукавов. Перколированные рукава обеспечиваются термостойкостью благодаря увлажнению всей длины их наружной оболочки огнетушащими веществами (водой, пенообразователями и т.п.) транспортируемыми под давлением. Назначение перколированных напорных рукавов заключается в тушении пожаров, когда необходима прокладка пожарных рукавов по поверхностям, разогретым до значительных температур (тлеющим углям, торфяникам и т.п.)
- категория размещения 1 (ТУ1) – тропический и умеренный климат;
- категория размещения 1 (У1) – умеренный климат;
- категория размещения 1 (УХЛ1) – умеренный и холодный климат.
Если у вас возникли вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам.
Маркировка должна наноситься способом, который обеспечит сохранность и читабельность надписей в течение полного срока эксплуатации.
Как Вы можете убедиться, маркировка пожарных рукавов несет в себе очень важную информацию об условиях их эксплуатации и хранения. Обратите внимание - изделия зарубежных производителей не всегда отвечают отечественным ГОСТам.
Недостаточная информированность относительно особенностей применения пожарного инвентаря может обернуться трагедией.
Отдельно о латексированных рукавах:
Внутренняя гидроизоляционная камера рукава изготовлена из натурального латекса, что позволяет получить гладкую водоотталкивающую поверхность внутри рукава. Это помогает уменьшить сопротивление и увеличить скорость потока воды и напор. Гидроизоляционная камера образуется после нанесения слоя латекса на внутреннюю поверхность рукава. В некоторых случаях, пропитывается латексом и наружный защитный каркас.
- Рукав пожарный напорный с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса "Латексированный" для комплектации пожарных машин, с условным проходом DN 50, 65, 80 (номинальный внутренний диаметр 51, 66, 77 мм) на рабочее давление 1,6 МПа, общего исполнения, климатического исполнения У1.
- Выпускается серийно в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 0064490) по ГОСТ Р 51049-2008. ТУ 8193-019-00323890-96.
- Рукав предназначен для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние под давлением.
- Рукав "Латексированный" , имеет непревзойденное преимущество перед рукавами других типов за счет технологии и компонентов используемых при его изготовлении.
- При подготовки рукава к процессу "Латексирования" изготавливается чехол повышенной прочности, а плотность нитей каркаса настолько велика, что чехол уже на стадии подготовки способен держать давление. В дальнейшем происходит пропитка каркаса Ревультексом, что придает чехлу дополнительную защищенность и повышает показатели технических характеристик, а также увеличивает агдезию с внутренней камерой за счет использования однородных составов.
- В процессе изготовления рукав проходит многоступенчатую проверку технологическим давлением, что обеспечивает полное отсутствие брака.
- Рукав изготовляется только из натурального высококачественного латекса "LR REVULTEX" и это обеспечивает ровную водоотталкивающую поверхность внутри рукава.
- Для отсутствия слипания и увеличения срока хранения рукава внутренняя полость рукава обрабатывается тальком.
- По технологии изготовления "Латексированный" рукав и камера изготавливается только красного цвета, что является отличительной чертой "Латексированного" рукава. Любой пожарный рукав белого цвета, не имеющий пропитки, а также рукав с простановками, не может быть "Латексированным".
- Рукав поставляется в скатках по 20 метров согласно ГОСТ Р 51049-2008 с допуском до +/- 1метра.
- Рукав с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса "Латексированный" изготавливается только в исполнение для пожарной техники - ПТ и рассчитан для работы под давлением до 1,6 Мпа - для диаметров 51,66 и 77 мм, а для диаметра 150мм рабочее давление составляет 1,2МПа.
- За счет пропитки каркаса рукав обладает повышенной стойкостью к истиранию и увеличенным сроком эксплуатации..
- Рукав предназначен для использования с самых тяжелейших условиях эксплуатации и входит в комплектацию пожарных расчетов, ставится на специальные противопожарные автомобили.
- По согласованию с заказчиком рукав может поставляться как в скатках без сбора, так и укомплектованные соединительными головками "Богданова" и ручными стволами.
- Приобретая рукава в нашей организации вы можете быть уверенны, что покупаете качественную продукцию от производителя, а не контрафакт.