Обобщение к главе «Древний Рим. Повторение раздела «Древний Рим» Гдз по истории древнего рима

Задание № 84. Решите кроссворд «Вспомним историю Древнего Рима»

По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы «Энеида» (Вергилий). 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона (Сенека). 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей (Колизей). 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара (Пантеон). 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме (Цезарь). 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени (Гораций). 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях (диктатор). 14. Последняя царица Египта (Клеопатра). 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки (колоны). 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году (готы). 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона (Вар). 23. Речка, перейдя которую, Цезарь произнес: «Жребий брошен!» (Рубикон). 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн (Октавиан). 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц (Брут). 26. По словам римлян, «лучший из императоров», прекративший казни по ложным доносам (Траян). 29. Последний император Западной Римской империи (Ромул). 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака (Фракия). 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров (Тацит). 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту землевладельцев Италии (Гракхи).
По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь (сенат). 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев (Везувий). 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики (император). 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии (Спартак). 5. Главный герой поэмы Вергилия (Эней). 8. Сооружение для конских состязаний (цирк). 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем (Галлия). 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве (бетон). 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством (Красс). 13. Римские бани (термы). 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться (Константин). 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций (Антоний). 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть (Помпей). 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5 века и подвергшее его страшному опустошению (вандалы). 18. Город, где началось восстание Спартака (Капуя). 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян (арка). 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали (варвары). 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн (Август). 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь (Босфор). 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году (Аларих). 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом (Акций)

Задание № 85. Ответьте на вопросы

Кто произнес эти слова? По какому поводу?

1. Еще одна такая победа, и мы погибнем!

Царь Эпира Пирр после победы над римлянами в сражении, где его войска понесли большие потери

2. Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!

Тиберий Гракх о римских легионерах, постепенно терявших свою землю и пополнявших ряды бедняков Рима

3. Карфаген должен быть разрушен!

Сенатор Катон этими словами заканчивал каждую свою речь в сенате — он был обеспокоен сильно-развитой торговлей и экономикой Карфагена

4. Жребий брошен!

Юлий Цезарь, когда его войска перешли Рубикон и направились к Риму

5. Вар, верни мне легионы!

Император Август, после гибели трех римских легионов под командованием Вара, попавших в засаду германцев в Тевтобургском лесу

6. Какой великий артист погибает!

Император Нерон. Покинутый всеми, он приказал своему слуге заколоть его и, умирая, произнес эти слова

7. Я хочу быть таким императором, какого сам бы пожелал себе, если бы был подданным

Император Траян. Римляне называли его «лучшим императором»

Задание № 86. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. Как зовут младенцев? Какая судьба ждет каждого из них?

Ромул и Рем. В будущем они решили основать город в месте, где их вскормила волчица, но поссорятся и Ромул убьет брата. Убийство не помешает ему основать город и назвать его своим именем.

2. Предположите, почему хищница не загрызла младенцев, а согревает их своим теплом. Вы дадите правильный ответ, если вспомните, кто был их отцом.

Их отцом был Марс и дети находились под его защитой (прим. - В природе встречаются такие случаи, даже собака выкармливает котят)

Задание № 87. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. В ночной тиши взбираются на крепостную стену воины. Кто они? Почему рассчитывают на успех? Что помешало им захватить крепость? На каком холме она находилась?

В 390 г. до н.э. Рим был осажден галлами. Ночью они решили взобраться на стены, потому что измученные осадой римляне спали и не могли заметить опасности. Но гуси, жившие при храме Юноны, загоготали и разбудили защитников крепости, расположенной на Капитолийском холме, после чего штурм был отбит

2. Предположите, почему защитники крепости, голодавшие во время долгой осады, не решились съесть гусей

Гуси жили при храме богини Юноны и почитались, как священные животные

3. Какое крылатое выражение вошло в нашу речь? В чем оно не соответствует исторической истине? Вы дадите правильный ответ, если вспомните, каких успехов добивались враги до осады крепости

«Гуси Рим спасли». Но это мало помогло римлянам, так как измученные осадой они были вынуждены сдаться и заплатить огромный выкуп, чтобы галлы покинули разграбленный и сожженный Рим

Задание № 88. Догадайтесь, о чем (или о ком) идет речь, и ответьте на вопросы

1. Согласно преданиям, греки десять лет осаждали богатый и хорошо укрепленный город в Азии. В каком приблизительно году началась эта осада? Чем она окончилась? Какие два имени имел осажденный греками город?

Около 1200 г. до н.э. началась осада Трои и продолжалась примерно 10 лет. Второе название Трои — Илион (отсюда «Илиада»)

2. Знаменитые состязания сильнейших атлетов проводились в Элладе один раз в четыре года. Когда состоялись первые состязания? Где именно они проводились? Как назывались?

В 776 г. до н.э. состоялись первые состязания в Олимпии — Олимпийские игры

3. Согласно древнеримской легенде, братья-близнецы, сыновья бога войны, поссорились между собой. Вспомните из-за чего. На каком берегу Тибра произошла ссора? К чему она привела? В каком году, по легенде, это было?

В 753 г. до н.э. Ромул и Рем решили основать город, но возник спор на каком из холмов строить его. В результате Ромул убил брата. Рим был основан на Палатинском холме на левом берегу Тибра

4. Назовите имя знаменитого вождя демоса в Афинах. Пятнадцать раз его избирали на главную должность в Афинском государстве. Как называлась эта должность? В каком году он был впервые на нее избран?

Перикл. В 443 г. до н.э. он был впервые выбран на должность первого стратега

5. Этот народный трибун не был безучастен к страданиям неимущих граждан, у которых не было ничего, кроме воздуха и света. В каком году он выступил в их защиту? Чем хотел им помочь? Как звали трибуна?

Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. выступил с предложением Земельного закона, ограничивающего размер крупных землевладений и предусматривавшего бесплатную раздачу излишков земли бедным гражданам

6. Он подошел к пограничной реке и со словами «жребий брошен!» переправился через нее. О ком идет речь? В каком году это было? Каково название реки? К чему в истории Рима это привело?

Гай Юлий Цезарь. В 49 г. до н.э. его легионы перешли через Рубикон и двинулись на Рим. Это привело к падению республики, сосредоточению власти в одних руках и возникновению предпосылок к созданию императорской власти в Риме

7. Его имя знают в самых отдаленных уголках земного шара. Около двух тысяч лет назад вместе со своими учениками ходил Он по городам и селениям, исцелял больных, призывал творить добро и быть милосердным. Вы помните его слова: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Как Его зовут? В какой стране Он жил? Какую принял смерть?

Иисус Христос, живший в Иудее. Он был распят на кресте

8. Все в Римской империи были потрясены случившимся. «Мой голос пресекся, - писал один из современников, - когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля!» О чем идет речь? В каком году произошло это ужасное событие? На каких условиях они согласились покинуть берега Тибра?

Речь идет о взятии Рима в 410 году готами во главе с Аларихом

Задание 5.1. Заполните пропуски в тексте

Город Рим был основан в 753 году до н.э. Он располагался на семи холмах на берегу реки Тибр. Эта местность называлась "местность семи холмов" или "вечная" , и здесь обитали племена этрусков . Соседями Рима были племена латины, сабины, самниты . Многие сови достижения жители Рима позаимствовали у живших за морем и создавших в Италии свои колонии греков . Первым царем Рима был Ромул

Задание 5.2. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Патриции и плебеи обладали

в) неравными правами - патриции имели преимущество

2. Основу римской армии составляли

3. Плодами побед римской армии пользовались

а) главным образом патриции

4. Плебеи начали борьбу за свои права

в) покинув город Рим, оставив его беззащитным

5. Результатом борьбы патрициев и плебеев было

а) установление должности народных защитников - трибунов

Задание 5.3. Расставьте события в хронологическом порядке

1. Война с этресками

2. Взятие галлами Рима

3. Война с самнитами

4. Война с царем Пирром

5. Создание римско-италийского союза

1 2 3 4 5
Б В Д А Г

Задание 5.6. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Римляне изгнали царя и установили республику

б в 510 г.до н.э.

2. Народное собоание избирало

а) двух консулов

3. Консулы избирались

а) на один год

4. В мирное время консулы

а) управляли городом

5. В военное время консулы

а) командовали войском

6. В середине V века до н.э. в Древнем Риме

б) были приняты законы XII Таблиц

Задание 5.7. Соедините стрелками имена богов Древней Греции и Древнего Рима, соответствующих друг другу

Задание 5.8. бозначьте цифрами на схеме "Римское войско периода ранней республики":

1 - легион

2 - конницу

3 - легковооруженных воинов

4 - манипулу

5 - центурию

Задание 5.9. Пунические войны

1. Отметьте красными точками и подпишите на карте названия столиц государств. участвовавших в Пунических войнах

2. Обведите зеленым цветом границы Римской республики к началу Первой Пунической войны

3. Зеленой штриховкой покажите территории, захваченные Римом в результате Первой Пунической войны

4. Обведите синим цветом границы Карфагена к тому времени, когда началась Вторая Пуническая война

5. Отметьте красными крестиками места битв Второй Пунической войны: при Тразименском озере, при Каннах; при Заме. Рядом напишите их даты

6. Нарисуйте красными стрелками направления походов Ганнибала, черными стрелками - походов римских полководцев

Задание 5.10. Расставьте имена римских императоров в порядке правления

Задание 5.11. Укажите, почему войны между Древним Римом и Карфагеном называются "Пуническими"

1. В честь одного из римских полководцев

2. В честь историка, написавшего книгу об этих войнах

3. По тому, как римляне назывались карфагенян

Задание 5.12. Прочитайте отрывок из произведения историка Плутарха. Отметье событие о котором идет речь

1. Битва при Гавгамелах

2. Битва при Каннах

3. Битва у Тразименского озера

4. Битва при Заме

5. Битва при Пидне

Задание 5.13. Соотнесите события и даты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
К Д А З Б Ж Е В Г И

Задание 5.14. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Народный трибун имел право

б) отменять решения сената и консулов

2. Основу римского войска во II веке до н.э. составляли

а) крестьяне

3. Массовое разорение крестьян привело к

б) ослаблению войска

4. Земельный закон Тиберия Гракха был принят

б) народным собранием

5. Тиберий Гракх и его стронники были

6. Союзническая война закончилась

б) признанием за союзниками римкого гражданства

Задание 5.15. Обозначьте цифрами вооружение римского легионера:

4 - доспехи

Задание 5.16. Разгадайте кроссворд

1. Гладиатор

2. Ганнибал

5. Сцилион

6. Амфитеатр

7. Везувий

8.Провинция

10. Триумф

Задание 5.17. укажите верный вариант продолжения фразы

1. Гражданские войны в Риме закончились победой

2. В 30 годы до н.э. в Риме была установлена

б) единоличная власть

3. Звание "Август", полученное Октавианом, означало

в) "возвышенный богами"

Задание 5.18. Соотнесите крылатые выражения и мена исторических деятелей, с которыми они связаны

1 2 3 4 5
Г В Б Д А

Задание 5.19. Разгадайте кроссворд

6. Клеопатра

7. Рубирон

8. Антоний

9.Император

Задание 5.20. Римская империя в I веке до н.э.

Задание 5.21. Отметьте имя римского императора, о котором идет речь в тексте

3. Константин I

4. Марк Аврелий

5. Гай Калигула

Задание 5.22. Заполните пропуски в тексте

Возникновение христианства

Христианство возникло в восточной части Римской империи. Основателем новой религии был Иисус Христос . Он родился в годы правления императора Августа. О его рождении и жизни повествуют четрые книги Новый звет ("Благая весть").

В годы правлеиния императора Тиберия в Палестине жил Иоанн реститель. Он крестил людей в водах Иордана, очищая их от грехов. Иисус, которому тогда было 30 лет, тоже омылся в этих водах, и на него сошел Дух Святой в виде голубя. С того времени Иисус начал творить чудеса и учить людей, как надо жить, чтобы спасти свою душу и попасть в Царствие Небесное. У него появились многочисленные последователи и ученики.

Но иудейский жрецы, боясь потерять влияние на верующих, возненавидели Иисуса. Они обвинили его в искажении веры и потребовали казнить его. За 30 серебрянников подкупили одного из учеников - Иуду, и тот помог схватить Христа. Иисуса отвели к местному наместнику Понтию Пилату , который утвердил смертный приговор.

Иисуса отвели на гору Голгофу у стен главного города Палестины и Иерусалима , где должна была совершиться страшнейшая казнь - распятие .

Тело козненного Иисуса римялне положили в гробницу недалеко от места казни и приставили к ней стражу. Но когда через день его ученики пришли к гробнице совершить полагающиеся обряды, они увидели, что там никого нет. Внутри, на каменном ложе, сидел ангел, сообщивший, что Иисус Воскрес . Вкоре Христос явился свим ученикам и возвестил, что для них пришел час отправиться в разные концы земли, чтобы донести его слова людям. Двенадцать ближайших учеников Иисуса, называемые апостолами (посланниками), понесли по свету учение Христа и рассказ о его жизни. Во многих местах Римской империи образовались общины верующих. Так возникла христианская религия

Задание 5.23. Соедините стрелками название "Древний Рим" с изображениями достижений культуры этого государства

Задание 5.24. Отметьте имя исторического деятеля, о котором писал древнеримский историк

2. Гензерих

3. Аттила

Задание 5.25. Расставьте события в хронологическом порядке

Задание 5.26. Отметье цифрами факты, относящиеся к:

1 - Западной Римской империи

2 - Восточной Римской империи

Задание 5.27. Выполните задания на контурной карте

1. Обозначьте красным цветом границу Римской империи. синим - границу между Западной и Восточной Римской империей

2. Нарисуйте черными стрелками направления вторжения гуннов

3. Нарисуйте синими стрелками основыне напрвления вторжения германских племен в пределы Римской империи

4. Отметьте цифрами в кружках земли Римской империи, захваченные племенами: 1 - готтов, 2 - вандалов

5. Обозначьте крестиком место битвы при Каталаунских полях, рядом напишите ее дату

6. В прямоугольнике напишите дату падения Западной Римской империи

1. Определите словами местонахождение Древнего Рима, покажите его на карте.

Город Рим расположен в Средней Италии (примерно посередине высоты «сапога» Апеннинского полуострова, по ширине ближе к западном побережью).

2. Какие территории были завоеваны Римом во времена Римской империи? Когда Римское государство достигло наибольших размеров?

За свою историю Рим завоевал огромные территории. Ему принадлежали все берега Средиземного моря, а также территории современных Франции, Англии, части Германии, Крыма и т. д.

Самая большая территория ему принадлежала при императоре Траяне, при котором удалось покорить обширные земли на востоке, например, на территории современного Ирака. Вскоре после завоевания при следующим императоре их пришлось оставить.

3. Сравните природу Италии и Греции. Сделайте вывод, каким занятиям людей в древности она благоприятствовала.

На Балканском полуострове большинство земель не очень плодородна, потому на ней невозможно вырастить много зерна, зато хорошо плодоносят виноград и оливки. При этом линия побережья очень длинная, там много удобных букв. Благодаря всему этому эллины с ранних веков стали заниматься торговлей изначально оливковым маслом и вином, а потом и изделиями ремесленников.

В Италии земля более плодородная, сельское хозяйство вполне может прокормить людей. Но при этом там также длинная и удобная для кораблей линия побережья. Потому жители Италии не сами начали торговлю по морю, но когда приобщились к этим делам благодаря эллинам и финикийцам, то поняли, какие прибыли она приносит.

4. С именами каких прославленных людей вы связываете историю Древнего Рима? Расскажите об одном из них, используйте для этого дополнительный материал. Поясните, какие качества характера привлекли вас в этом человеке.

В истории римлян много выдающихся полководцев. В отличие от них Марка Туллия Цицерона помнят, прежде всего, как оратор. При этом он принимал и активное участие в политике. А также и командовал войсками (что менее известно), потому в письмах гордо подписывался «император» (потому что однажды он обладал такой властью в войсках).

Бобровникова, Т. А. Цицерон: Интеллигент в дни революции (Жизнь замечательных людей). – М., 2006;

Звиревич, В. Т. Цицерон. – СПб., 2016.

Римское царство существовало в 753-509 гг. до н.э., то есть 244 года, Римская империя – в 509-27 гг. до н.э., то есть 482 года, единой она оставалась до 395 года н.э., то есть 422 года (хотя на самом деле за это время несколько раз разделялась на две, но потом снова объединялась). На момент падения Западной римском империи с момента образования Римской империи прошло 503 года, а с момента основания Вечного города – 1229 лет.

6. Воспитание любви к Риму (как и любви к родине у древних греков) считалось важной задачей всех граждан. Поразмышляйте, в каких делах, поступках, действиях гражданин (плебей, патриций, император) мог проявить свою преданность Отечеству. Современно ли это для нас?

Прежде всего, всех их призывали защищать Отечество. Кроме того, они должны были участвовать в политических делах и таким образом заботиться о Родине. Также им всем следовало заботиться о Родине с точки зрения культа, то есть не делать того, из-за чего Рим мог бы потерять благосклонность богов. Именно поэтому римляне преследовали христиан – они считали, что из-за их отказа от жертвоприношений боги обидятся на всё государство.

Поделиться: