Митрополит Корнилий – биография, духовный путь, деятельность. Митрополит Корнилий: Староверы - русские из русских

На днях телеканал «Россия-24» показал телевизионный фильм, посвященный жизни современного старообрядчества. Помимо тематических сюжетов в фильме было представлено интервью с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви. Сайт « » публикует его расшифровку (с сокращениями).

Здравствуйте. Сегодня мы в гостях у предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия. Добрый день, Владыко!

— Добрый день!

Владыко, для большинства наших соотечественников старообрядчество это что-то из старинной истории, что-то из 17-го века. Кто-то, может быть, вспомнит картину Сурикова «Боярыня Морозова». Что такое современное старообрядчество и где сегодня можно встретить староверов?

— Русская Православная старообрядческая Церковь насчитывает две тысячи лет. Это Церковь, которая была основана Христом.

Вера — это совокупность и обряда, и всего того, что называется Святым Духом. Сами обряды тоже даны Святым Духом, как выражение сути Веры. Нельзя разделять — обряды отдельно, а вера отдельно.

Это понимали наши предки и отстаивали даже «единый аз». Поэтому наши благочестивые отцы — это сонм русских святых: боярыня Морозова, запечатленная Суриковым, протопоп Аввакум, Сергий Радонежский, юбилей, которого мы отмечаем в этом году, и многие другие, пострадавшие за древнее благочестие. За «единый аз», за двуперстие, за весь христианский, православный дух, который утвердился на святой Руси и был закреплен в подвигах святых — всех тех, которые хранили эту веру, передали её, как драгоценную эстафету, сокровище для нашего спасения.

Запад же, начиная с Раскола, который привёл к образованию католичества и протестантства, уже начал реформировать веру. И дальше Запад все время относился к православию, можно сказать, агрессивно, пытаясь подавить, навязать свое. Мы знаем, что Византия рухнула из-за унии. Но Россия, как сказано, тогда была Третьим Римом, хранила вот это благочестие, святое и спасительное предание. Это и было драгоценно.

Если говорить о том, сколько сейчас нас, старообрядцев, я думаю, где-то от полумиллиона до миллиона. Но статистика в делах веры, в духовных делах — это несколько лукавый метод. Это же не какие-то машины, тонны, киловатты, еще что-то, в которых можно измерить. Это вера, соль земли. Вера, которая, конечно, даётся с большим трудом. Верующих людей немного, и путь их узкий. Действительно, как Господь говорит, узким путем идут немногие.

Где-то 200 старообрядческих приходов имеется в России, Украине и Молдавии. Также есть наши общины в Румынии, Америке, Австралии и других странах, где по своей, можно так сказать, воле были за эти трехсотлетие гонений рассеяны старообрядцы, по всей земле. Но самое главное, что их отличает — они живут как единая духовная семья, скрепленная этой твердостью веры и своих убеждений. Этим русским, национальным, православным духом, который живит, крепит их и дает надежду на спасение.

Скажите, Владыко, а любой человек, который заинтересуется старообрядчеством, может, например, войти в ваши храмы, посетить богослужение?

— Да, практически любой человек. Но тот, который соблюдает нормы, правила, которые каждый должен соблюдать в храме. У той или иной конфессии есть свои правила. Обычно говорят, что у старообрядцев очень строго. Но никакой особой строгости нет. Это та строгость, которая есть у воинов. Здесь, на земле, мы воины царства и церкви Христовой. А воины действительно должны соблюдать порядок, некоторые уставы: дисциплину, одеты все должны быть одинаково, в ногу идти. Вот это как раз отличает истинную Церковь. Вы представляете, если вдруг идет строй, а какой-то человек войдет в этот строй в совершенно другой одежде и начнет по-своему что-то такое размахивать?

Но у вас в храмах ведь не всем обязательно быть одинаково одетым, или как?

— Желательно, конечно, чтобы женщина была в женской одежде, а мужчина в мужской, и одежда эта была бы приличной. Женщина, по слову апостола, обязательно должна быть с покрытыми волосами. Также нельзя нарушать строй моления. Если человек пришел ради любопытства (многие так приходят), мы это приветствуем.

Нужно скромно постоять, не принимая участия в служении, потому что в церкви строго идет служба. Бывает, к нам приходят обычные экскурсии — там менее строго. Но когда идет служба, все подчинено определенному уставу, как у строя воинов. А так наши двери открыты. Приглашаем в наши храмы всех, желающие же могут после службы побеседовать со священником.

После службы можно задать вопросы?

— Да, у нас это даже в правилах написано. После службы вполне можно задать вопрос и священнослужителю, и грамотным прихожанам. Так что милости просим.

Скажите, Владыко, а все люди в России, которые называют себя староверами, относятся к Русской православной старообрядческой церкви, представителем которой вы являетесь?

— Слово «старообрядчество » — это термин, который мы получили от синодальной церкви во время этого самого раскола, во время гонений. И нас назвали старообрядцами — в чем-то унижая, в чем-то так задирая. Дескать, это люди, которые уперлись ради обряда, ради буквы, у них только пальцы на уме. Хотя, я еще хочу сказать, что вера — это совокупность и духа, и догмата, и всех порожденных обрядов.

Ничего этого разделять нельзя. Но во времена гонений получилось так, что старообрядчество разделилось. Разделилось опять, может быть, не по нашей вине, а из-за того, что было рассеяние, было гонение. Старообрядцы были рассеяны по миру, по окраинам. Нужен был Собор для того, чтобы обсудить, как дальше быть в таких трудных условиях.

Нужны были епископы, которые выступили бы при Никоне в защиту старообрядчества. Но тогда в Русской Церкви было немного епископов. Некоторые из них, убоявшись, отошли от православия, правоверия.

Единственным таким епископом стал Павел Коломенский, который, можно так сказать, был злодейски уничтожен. Поэтому, к сожалению, в нашей церкви почти 180 лет не было епископа.

Старообрядцы искали (нового епископа для восстановления трехчинной иерархии — прим. ред.) и, с Божьей помощью, чудом был обретен митрополит Амвросий, греческий, боснийский митрополит, который в 1846 году дал согласие возглавить нашу церковь. Чудо было в том, что два инока, Павел и Алимпий, которые ходили и искали, в какое то время потеряли было надежду уговорить Амвросия. (Митрополит Амвросий какое-то время сомневался, поскольку почти ничего не знал о старообрядчестве — прим. ред.) И вдруг, когда уже хотели расставаться, он сам сообщил им, что ему явился ночью святитель Никола (Мир Ликийский чудотворец -—прим .) и сказал, что благословляет его возглавить Русскую церковь, и что придется ему пострадать от русского царя. Конечно, об этом было сказано царю, и он буквально объявил войну для того, чтобы уничтожить Амвросия. Но сделать это быстро не получилось. К тому времени, как Амвросий был сослан в ссылку, епископ успел поставить священников и епископов. Конечно, митрополит Амвросий — это наш святой, которого мы канонизировали.

Часть старообрядцев не поверили, что наконец-таки найден епископ, митрополит Амвросий. Некоторые говорят, что его за деньги купили старообрядцы-купцы. Другие говорят, что он запрещен. Но все это домыслы, которые уже давным-давно разрешены и как бы нашли положительные ответы.

Всё же часть старообрядцев не приняли этой иерархии и стали называться (и сейчас называются) беспоповцами. Они остались мирянами, можно так сказать. Это их беда, конечно, что они лишились трехчинной иерархии. Через это лишились и святого причастия, потому что причащать некому. По сути — это протестанты в нашем старообрядчестве. Хотя они очень строго соблюдают обычаи, традиции, дух закона.

Владыко, более 20 лет в нашей стране нет государственного атеизма. И люди, конечно, приходят в храмы разных религий и конфессий, ищут себе духовный путь. К вам ведь стало больше приходить людей за эти годы. Кто приходит из тех, кто не крещен по семейной традиции в старообрядческой церкви?

— Слава Богу, действительно, сейчас для нашей церкви, которая почти 350 лет была гонима, эта свобода слова, свобода моления, свобода печати, свобода учить, свобода собирать Соборы — подарок от Господа. Это чудо, которое Господь сейчас дарует. Мы не знаем, как долго это продлится. Все в руках Господа.

Да, люди приходят в Церковь. Приходят те, которые ищут пути спасения. Сейчас, слава Богу, много пишется, говорится, вот эта передача, например. Также недавно была передача о такой знаменитой Агафье Лыковой , открытой Песковым. Недавно показывали фильм «Раскол » Николая Досталя, может быть, кто-то смотрел. Это такая волна интереса к старообрядчеству. И люди тянутся, люди чувствуют. Ведь душа наша — христианка. А русский человек особенно склонен искать правду, искать истину, искать чистую Веру. И многие приходят. Приходят в церковь, узнают, слава Богу, читают, смотрят, спрашивают.

Но, с другой стороны, ведь путь к спасению — трудный путь. Прийти просто посмотреть и послушать можно раз, два. Но самое главное — надо остаться в церкви. Не просто переступить порог, а остаться. Вот это уже большой труд. Трудами дается царство Божие. А что это? Это, конечно, в первую очередь молитва. Вот у нас молитва длится по 5-7-8-10-12 часов подряд, такие длинные службы. Все по Уставу, мы ничего не пропускаем. У нас древнее пение, такое размеренное, монотонное, как в Византии было. (Унисонное, монодическое пение, сохраняемое у старообрядцев, исключает применнение гармонических многозвучий и хроматического лада — прим. ред.)

Спасаться. А как спасаться еще? Только через труд. Это не просто какое-то хобби, увлечение. Вот мы сейчас посмотрели, почитали, а потом стали футбол смотреть, или, там, хоккей. Нет. Это все гораздо труднее. Но это вечность. Это истинная, настоящая жизнь. Не наша временная, а именно та, с Господом, которой, думаю, сподобятся все те, которые действительно трудятся.

Владыко, возникает естественный, хотя и болезненный, вопрос. Пути спасения русские люди ищут также в храмах Русской православной церкви Московского патриархата. Что мешает сейчас русским православным людям примириться, объединиться, чтобы было, по евангельским словам, одно стадо и один пастырь?

— Да, вопрос действительно трудный. Солженицын пишет об этом так:

пока не примиримся, не будет на Руси блага, не будет на Руси этой благодати,
которая была на святой Руси.

Проникновенные слова у него есть об этом. Страдает он, конечно, понимая, как русский человек, что (раскол Церкви — прим. ред. ) — это трещина, это рана, это заноза в душе тех, которые болеют именно за Православие. Просто механическое соединение принесет, может быть, даже отрицательный результат. Потому что если соединить, не думая, два провода, плюс и минус, то будет замыкание, взрыв, пожар. Что еще может быть?

Сейчас есть тенденция возвращения, Слава Богу. Например, наблюдается возвращение к пению, византийскому, духовному пению, которое было до раскола, а не партесному. Вот владыка Иларион (глава ОВЦС РПЦ МП митр. Волоколамский Иларион (Алфеев ) — прим. ред. ), который был у нас на духовном вечере песнопений, высоко оценил это. Сказал, что благодарен старообрядцам за то, что сохранили это пение, этот дух, можно сказать, полноту. Это то, к чему нужно возвращаться. Конечно, быстро этого не произойдёт.

Маятник 350 лет шел в одну сторону, поэтому быстро он не придет в исходную точку. Ну и, может быть, самое главное, что сейчас не дает нам возможность сесть за стол переговоров и начать эти переговоры — это то, что переговоры должны быть на равных. Две стороны должны быть равны. Сейчас, к сожалению, наша церковь не признаваема Московским патриархатом. Они считают, что наша Церковь не имеет преемственности, не имеет канонического права (речь идет о признании апостольской преемственности в старобрядческой иерархии — прим. ред .).

Сейчас это одно из основных препятствий, а так мы готовы. Что мы и делаем для сотрудничества. Сотрудничества в тех сферах, которые нужны нашей России. К сожалению, сегодня много проблем, которые церкви нужно решать.

Нужно помогать нашему обществу возвращаться, изживать грехи, которые сейчас умножаются. Это наше общее дело — борьба с пьянством, наркоманией, развратом, и так далее и так далее. Здесь мы находим общие точки соприкосновения, как говорится, общее приложение наших сил. Здесь мы для нашей России, я думаю, можем и должны служить.

— Я уже отмечал, что сейчас благодатное время, время свободы. После так называемой «перестройки» дана свобода Церкви — всем церквям, и нашей в частности. Но мы это ценим особо, потому что мы прошли большой путь этой несвободы. Конечно, трудно выходить из этого состояния, потому что лучшие силы старообрядчества в период советского атеистического лихолетья были уничтожены.

До революции старообрядцев было где-то 12-15 миллионов, то есть это была одна четверть или одна пятая всего российского населения. Большие капиталы были у старообрядцев Морозовых, Рябушинских и так далее. Это были миллионеры, миллиардеры, которые имели власть и много делали для того, чтобы Россия процветала. Их девиз был таков: «благо России — наше благо». Это очень важно, такая русская душа, её широта — для близких, для церкви, для Бога.

Материально мы не такие богатые, как другие конфессии. Богаты мы духом, богаты историей, богата сама церковь. Сама церковь-то ведь — это что? Это совокупность. Исус Христос — глава. Это вся православная церковь, которая была за две тысячи лет.

Это все те, которые составляют истинную православную церковь. Также все больше и больше пополняется наша церковь за счет сочувствующих. Это очень важно. Просматривая картину «Боярыня Морозова», с которой мы начали, ощущаешь, конечно, сочувствие. боярыне. Она при дворе — и в кандалах, гордо поднимает свою правую десницу и идет на смерть.

Кстати, об этом говорит в послании президент В.В. Путин:

«Нам нужно возвращаться к нашему фундаменту».

И действительно, Русская православная старообрядческая Церковь не давала 350 лет сползать вниз.

Вниз, это куда? То есть в безверие, протестантизм, католицизм, вот куда. Все время оглядывались: а что скажут старообрядцы? Их ведь миллион было. Этот момент был удерживающим, скрепляющим. Господь так промыслительно все устроил, чтобы сохранить Церковь.

Владыко, в наше время многие верующие люди занимаются делами социального милосердия. Помогают многодетным, работают с бездомными. Как с этим обстоит дело у старообрядцев?

— Господь Исус Христос заповедает нам, чтобы добрые дела были для нас одним из ключевых аргументов в деле нашего спасения. Господь будет отделять спасаемых от неспасшихся. Конечно, в первую очередь — вера, но и добрые дела.

Конечно, нас сейчас не так много и мы не так уж заметны, но мы стараемся это делать. Наши христиане-старообрядцы, как правило, имеют большие семьи, а многие ещё и берут детей из детских домов. Есть те, которые кормят бездомных. Есть те, кто ухаживает в домах престарелых. И у нас здесь в центре, и в других местах. Это всё дела милосердия.

Но самое основное, конечно, то, что мы молимся . Ведь задача церкви, в первую очередь, — молиться. Тогда Господь устроит так, чтобы и бездомных было меньше, и сирот, и меньше было абортов и так далее. Все-таки задачи церкви — это моление, пост и сохранение своей души, а остальное все приложится.

Господь говорит: «Если вы будете об этом заботиться, все вам приложится, все Господь даст». Понимая это, конечно, мы, в первую очередь, молимся, ну и трудимся. Трудимся, как Господь заповедовал, на благо своей церкви, на благо ближних, на благо нашей России.

Спасибо большое, дорогой Владыко, за эту беседу. Мы были в гостях у предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия.

Митрополит Корнилий

Биография преосвященнейшего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси

Будущий предстоятель Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Константин Иванович Титов) родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье. До революции Орехово-Зуево было одним из городов Богородского уезда и находилось на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы. В городе было несколько церквей и домашних молелен, принадлежавших старообрядцам. Одну из них посещали и предки будущего митрополита.


Здания фабрики известного старообрядческого предпринимателя Савы Морозова

Дом Титовых, что по улице Володарско­го, в котором будущий владыка появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо­вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет­ства бабушка Мария Никола­евна водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото­рая располагалась на улице Кузнецкой.


Дом семьи Титовых

В народе этот храм был известен как «черная мо­ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале­нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было не безопасно.

Окончив 8 классов средней школы, Константин сразу устроился на работу, став учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината - предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми.

На Литейно-механическом заводе Константин Иванович проработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году .

Трудовая деятельность Константина Ивановича Титова продолжалась до 1997 года, последние годы он работал начальником ОТК - отдела технического контроля завода.

Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что, ухаживая за боль­ной матерью (он был единствен­ный сын), он не женился. А потом, когда ее не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди­лись его знания и опыт для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз­нецкой.

Здесь он познакомился с настоя­телем о. Леонтием Пименовым, и это помогло будущему митрополиту встать на путь церковного служения.


Иерей Леонтий Пименов, диакон Константин Титов, протоиерей Леонид Гусев, диакон Иоанн Гусев

В 1991 г. Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятыя Богородицы. В мае 1997 года , оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил преосвященнейший митрополит Алимпий (Гусев).

7 марта 2004 года в Москве, в Покровском кафедральном соборе, преосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятыя Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.


Иерей Константин Титов раздает святую воду после молебна у Беливских скитов

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий.

7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 г. Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Казанско-Вятского Корнилия митрополитом Московским и всея Руси.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были закреплены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев.

Так, митрополит Корнилий рукоположил на Дальневосточную епархию епископа Патермуфия (Артемихина) , на Казанско-Вятскую епархию епископа Евфимия (Дубинова) , на вновь образованную Томскую - епископа Григория (Коробейникова) . В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию, в 2017-м - епископа Никодима (Ковалева) на Киевскую и всея Украины епархию.

За годы, прошедшие со времени своего посвящения в сан митрополита, владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.


Вручение жезла новопоставленному епископу Евфимию

Одной из ярких примет этого времени стало значительное количество новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового храма в городе Йошкар-Оле, построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем скорбящим Радость».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение престола и храма во имя великомученика Георгия Победоносца, что в городе Егорьевске.

16 августа 2009 года состоялось освящение храма великомученицы Екатерины в селе Глазове Серпуховского района Московской области.

22 августа 2009 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение во Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена архиерейская литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, преосвященнейший митрополит Корнилий освятил в селе Афансьеве Кировской области храм во имя святых верховных апостол Петра и Павла.

6 июня 2010 года, во время посещения митрополитом Московским и всея Руси Уральской епархии, состоялось освящение храма в честь святаго и славнаго пророка Илии в селе Тойкине Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение храма во имя Рожества Богородицы.

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей.

25 сентября 2010 года состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, был освящен, как и до революции, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

8 июня 2011 года совершен чин освящения церкви в селе Безводном Нижегородской и Владимирской епархии. Как и до революции, ее престол был освящен во имя Казанской иконы Пресвятыя Богородицы.


На солее храма в селе Безводном

16 августа 2011 в г. Лысьве состоялось освящение храма во имя свв. прпмчч. Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев.


Поставление свещеносца в г. Лысьве

23 августа 2012 года в селе Беливо Московской епархии освящен храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

6 июня 2013 года, на праздник преподобного отца нашего Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм в селе Ёлкине Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года состоялось торжественное освящение храма Лиговской общины Санкт-Петербурга - храм освящен во имя Святой Троицы.

27 июня 2013 года в селе Бор Нижегородвской области освящен храм во имя святителя Тихона Амафусийского, чудотворца.

15 июня 2013 года преосвященнейший митрополит Корнилий освятил храм хутора Грачи Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

4 августа 2013 года митрополит Корнилий в храме села Безводного Нижегородской области освятил придел и второй алтарь во имя святителя Арсения Уральского.

7 августа 2013 года в городе Лыскове Нижегородской области освящен храм во имя Всемилостиваго Спаса.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины Саватий освятили новопостроенный храм во имя святого великомученика Георгия.

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Республика Молдова) освящен новый старообрядческий храм в честь праздника Рожества Богородицы.

17 ноября 2014 года был освящен старообрядческий храме в г. Воронеже во имя архистратига Михаила.

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение храма в г. Коврове. Церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, архиепископа Мир-Ликийских чудотворца, пренесения честных его мощей, была построена в начале XX века и недавно передана Русской Православной Старообрядческой Церкви.

17 августа 2014 года состоялось освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы в городе Моршанске Тамбовской области.

26 июня 2015 года владыкой Корнилием был освящен недавно возведенный храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Христова в г. Чайковском (Пермский край).

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области городе Меленки. Новый храм освящен во имя Воздвижения Честнаго Креста Христова.

16 августа 2015 года в г. Тольятти митрополит Корнилий освятил храм во имя образа Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим Радость».


У новоосвященного храма в г. Тольятти

13 декабря 2015 года в г. Суздале владыка Корнилий совершил освящение храма во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы в селе Курортном, которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малой Вишере Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

5 июля 2016 года в старинном уральском городе Невьянске был освящен новый храм во имя иконы Всемилостивого Спаса.

Освящение храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской в селе Кузнецы Павловопосадского района Московской области было совершено 30 октября 2016 года.

2 апреля 2017 г. состоялось освящение нового старообрядческого храма в столице Крыма городе Симферополе.

Владыка Корнилий с большим вниманием относится к почитанию святых мест, связанных с историей старообрядчества, возглавляет традиционные крестные ходы, служит молебны и литии. Посещал он и скит, где проживает известная отшельница Агафья Лыкова.


Митрополит Корнилий и старообрядческое духовенство в Пустозерске

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви, это предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращение церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.


С губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». При содействии и финансовой помощи московских властей проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах, Доме причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы.

В 2015 году в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви произошло знаковое событие. 1 февраля состоялось освящение храма-колокольни на Рогожском кладбище в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества. Возвращение храму его исторического наименования было инициативой митрополита Корнилия.


Во время освящения храма-колокольни Воскресения Христова

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое духовное училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, окончившие МСДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.


Выпускники и преподаватели МСДУ 2016 г.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.


Митрополит Корнилий на соборе 2010 года

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За это время издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии». Кроме собственно «Вестника» неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим.

Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия Музейно-архивно-библиотечный отдел Митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов).

Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошли около 100 ученых, писателей и работников кино.


Награждение доктора наук старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Е.М. Юхименко

В последние годы взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой Митрополии праздника свв. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита Леонтия в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятыя Богородицы.


Митрополит Леонтий и митрополит Корнилий на солее кафедрального собора в Белой Кринице

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23–24 июня в Московском доме национальностей прошла международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий – Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.


Президиум международной конференции

В президиуме конференции были предстоятели Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси Александр. Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии о. Алексей Николаевич Жилко.

Динамично развиваются отношения между Русской Православной Старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации .

22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой – орденом Дружбы.


Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и президент Российской Федерации В.В. Путин

Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с преосвященнейшим Корнилием, митрополитом Московским и всея Руси.

В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира.

В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением Церкви и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

- Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение - глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной Старообрядческой Церкви. К сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядчестве. Старообрядцы во все времена являлись защитниками блага Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашего Отечества своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения, всегда были патриотами России, - сказал владыка Корнилий в своем приветственном слове.


Встреча митрополита Корнилия с президентом РФ В.В. Путиным

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы, с которыми сталкиваются наши бывшие соотечественники, желающие вернуться на Родину.

Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной Старообрядческой Церкви здания старообрядческого храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Москве, в Малом Гавриковом переулке.


Визит президента России Владимира Путина на Рогожское

Президент РФ Владимир Владимирович Путин лично посетил Рогожский административно-духовный центр 31 мая 2017 г. В сопровождении митрополита Корнилия глава государства осмотрел храм Рожества Христова, Покровский каферальный собор, Музей иконы в Доме причта, а также провел краткую беседу с митрополитом. В беседе подробно обсудили вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Митрополит Корнилий (в миру Константин Иванович Титов ; 1 августа 1947, Орехово-Зуево, Московская область, РСФСР, СССР) - епископ Русской православной старообрядческой церкви; с 23 октября 2005 года - Высокопреосвященный Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви.

Биография

Родился 1 августа 1947 года в Орехово-Зуеве Московской области в старообрядческой семье. Был крещён в младенчестве с именем в честь равноапостольного Константина Великого.

В 1962 году, окончив 8 классов школы, из-за семейных трудностей начал работать: он стал учеником токаря на литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчато-бумажного комбината, предприятия, в своё время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми.

Во время работы учился в вечерней школе, техникуме и Московском автомеханическом институте, который окончил (заочно) в 1976 году. По неизвестной причине не призывался на срочную службу в Советскую армию. На предприятии отработал в общей сложности 35 лет.

В молодости состоял в КПСС, однако, как отмечает протоиерей Евгений Чунин, „вышел из партии задолго до 1991 года - когда сознательно пришёл к Церкви Христовой. Потом этот вопрос рассматривался на исповедальном уровне и был благополучно разрешён ещё задолго до первой хиротонии будущего митрополита“.

До 1997 года работал на заводе начальником отдела технического контроля.

Церковное служение

С 1991 года - председатель церковного совета старообрядческой общины Орехова-Зуева. Его наставником и учителем был настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве иерей Леонтий Пименов.

В мае 1997 году, дав обет безбрачия, рукоположён в сан диакона митрополитом Алимпием (Гусевым).

28 сентября 2002 года был участником I-х Аввакумовских чтений у памятника протопопу Аввакуму Петрову в селе Григорово Нижегородской области.

7 марта 2004 года в Покровском кафедральном соборе в Москве митрополитом Московским и всея Руси Андрианом (Четверговым) был рукоположён в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рождества Пресвятыя Богородицы в Орехове-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 года на Освященном соборе РПСЦ избран кандидатом в епископы. Принял иноческий постриг 14 марта 2005 года с наречением имени Корнилий.

8 мая 2005 года митрополит Андриан в сослужении епископов Новосибирского и всея Сибири Силуяна (Килина), Дальневосточного Германа (Савельева) и Кишинёвского и всея Молдавии Евмения (Михеева) рукоположил Корнилия в сан епископа на Казанскую и Вятскую епархию.

21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершён чин его восхождения на Казанскую кафедру.

Предстоятель

Избран митрополитом на Освященном соборе 18 октября 2005 года. Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) и епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев). Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания.

23 октября 2005 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы состоялся чин настолования, который совершили архиепископ Костромской и Ярославлский Иоанн, епископ Киевский и всея Украины Саватий, епископ Донской и Кавказский Зoсима, епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений, епископ Дальневосточный Герман, более 50 священников и 7 диаконов. После заамвонной молитвы архиепископ Иоанн вручил новопоставленному митрополиту посох митрополита Белокриницкого Амвросия.

Позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана. Вскоре после избрания митрополитом заявил.

Поделиться: