М. Портер о пяти основных конкурентных стратегий

Ф. Котлер о стратегии маркетинга

По мнению Ф. Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть одну из четырех ролей. Стратегия маркетинга определяется положением компании на рынке, является ли она лидером, претендентом, последователем или занимает некую нишу:

1. Лидер (доля на рынке порядка 40%) ощущает себя уверенно. Лидеру рынка принадлежит наибольшая доля рынка определенного продукта. Для того чтобы упрочить доминирующее положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлекая новых потребителей, находя новые способы потребления и применения продукции. Для защиты своей доли рынка лидер использует стратегии позиционной, фланговой и мобильной обороны, упреждающих ударов и отражения атаки, вынужденного сокращения. Большинство лидеров рынка стремятся лишить конкурентов самой возможности перехода в наступление.

2. Претендент на лидерство (доля на рынке около 30%). Такая компания агрессивно атакует лидера и других конкурентов. В рамках специальных стратегий претендент может использовать следующие варианты атак:

- «фронтальная атака» - ведется по многим направлениям (новым товарам и ценам, рекламе и сбыту), эта атака требует значительных ресурсов;

- «окружение» - попытка атаковать всю или значительную рыночную территорию рынка.

- «обход» - переход к производству принципиально новых товаров, освоению новых рынков.

- «атака гориллы»- небольшие порывистые атаки не совсем корректными методами.

3. Последователь (доля 20%) компания, которая стремиться сохранить свою долю рынка и обойти все мели. Однако даже последователи должны придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличения доли рынка. Последователь может играть роли подражателя или двойника.

4. Окопавшийся в рыночные ниши - (доля 10%) обслуживает небольшой сегмент рынка, до которого нет дела крупным фирмам. Традиционно эту роль играл малый бизнес, сегодня стратегию ниш используют и крупные компании. Ключ к нишам - специализация. Компании, ориентирующие в нишах, выбирают одну или несколько областей специализации: по конечным пользователям, по вертикали, в зависимости от размеров клиентов, на особых клиентах, по географическому принципу, по продукту, на индивидуальном обслуживании покупателей, на определенном соотношении качества/цене, на обслуживании, на каналах распределения. Несколько ниш предпочтительнее одной.

М. Портер о пяти основных конкурентных стратегий

1. Стратегия лидерства по издержкам, предусматривающая снижение полных издержек производства товаров или услуг.

2. Стратегия широкой дифференциации, направленная на придание товарам специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов, что способствует привлечению большого количества покупателей.

3. Стратегия оптимальных издержек, дающая возможность покупателям получить за свои деньги большую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные издержки и цены относительно производителей продукции с аналогичными чертами и качеством.

4. Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства

5. Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит свою цель обеспечение представителей выбранного сегмента товарами или услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.

М. Портер выделяет три ключевые общие стратегии: лидерство по затратам, дифференциация и фокусирование. Рассмотрим каждую их них последовательно.

1. Лидерство по затратам. При реализации этой стратегии ставится задача добиться лидерства по затратам в своей отрасли за счет комплекса функциональных мер, направленных на решение именно этой задачи. В качестве стратегии она подразумевает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведение до минимума расходов в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т.д. Низкие затраты дают организации хорошие шансы в ее отрасли даже в случае существования жесткой конкуренции. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли, где жесткая конкуренция в других формах уже установилась.

2. Дифференциация. Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Как показывает Портер, подход к дифференциации может принимать различные формы, включая имидж, торговую марку, технологию, отличительные черты, особые услуги покупателям и т.п. Дифференциация требует серьезных исследований и разработок, а также устойчивого сбыта. Кроме того, покупатели должны отдавать свои симпатии продукту, как чему-то уникальному. Потенциальным риском этой стратегии являются изменения на рынке или выпуск аналогов, инициированный конкурентами, которые разрушат конкурентное преимущество, добытое компанией.

3. Фокусирование. Задачей этой стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом. Предполагается, что организация таким образом сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем ее конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокусирование может также сочетаться с лидерством по затратам или индивидуализации продукта (услуги).

Анализ конкурентной обстановки и определение положения в ней организации предполагают определение сложности и динамизма конкурентной среды. Универсальными методами такого анализа являются модель пяти сил М. Портера и анализ затрат конкурентов.

Модель пяти сил предполагает проведение структурного анализа на основе определения интенсивности конкуренции и исследования угрозы проникновения на рынок потенциальных конкурентов, власти покупателей, власти поставщиков, угрозы со стороны заменителей товара или услуги.Анализ затрат конкурентов сводится к выяснению стратегических факторов, управляющих затратами, собственно анализу затрат и моделированию затрат конкурентов.

Для получения конкурентного преимущества фирма может использовать три общих конкурентных стратегии: лидерство по затратам (задача -- добиться лидерства по затратам в конкретной сфере за счет набора мер по контролю за ними), индивидуализацию(предполагается достижение отличия продукта или услуги организации от продуктов или услуг конкурентов в данной сфере),фокусирование (задача -- сосредоточение на конкретной группе, сегменте рынка или географическом регионе).

Во-первых, на практике значительно больше факторов, влияющих на выбор стратегии поведения фирмы: повышение качества продукции; снижение цены; снижение себестоимости; увеличение программы выпуска; повышение качества сервиса товаров; снижение эксплуатационных затрат; освоение нового рынка и т. д.

Во-вторых, выбор стратегии фирмы определяется не только ориентацией на изменение одного фактора и выбор только одной из перечисленных стратегий, а динамическим сочетанием многих факторов формирования стратегии. Разве не может фирма одновременно повысить качество товара, снизить удельные издержки, повысить качество сервиса, освоить новые рынки, увеличить программу выпуска?

Все эти факторы могут быть задействованы одновременно. Все определяется конкурентоспособностью персонала фирмы и наличием средств.

Вводное выражение Выделяется знаками препинания вместе с относящимися к нему словами. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. (Приложение 2) Это подало повод к замечательному спору, который, по моему мнению, до сих пор не… … Словарь-справочник по пунктуации

По вашему, с вашей точки зрения Словарь русских синонимов. по вашему мнению нареч, кол во синонимов: 2 по вашему (2) … Словарь синонимов

Нареч, кол во синонимов: 16 имхо (9) как мне видится (61) как мне кажется (64) … Словарь синонимов

По твоему, с твоей точки зрения Словарь русских синонимов. по твоему мнению нареч, кол во синонимов: 2 по твоему (6) … Словарь синонимов

Нареч, кол во синонимов: 2 имхо (9) по моему мнению (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

по мнению - см. мнение кого чего, чьему, в зн. вводн. словосоч. По мнению обозревателей, конфликт затянулся. По моему мнению, улучшения не предвидится … Словарь многих выражений

Колыбель человечества. Возраст костных останков древних гоминид определяется в 3 млн. лет (в Хадаре, Эфиопия; в Кооби Фора, Кения). Становление древних людей происходило в саванне. Они занимались охотой и собирательством. Первые найденные останки … Исторический словарь

См … Словарь синонимов

См … Словарь синонимов

Нареч, кол во синонимов: 1 с особым цинизмом (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • , В.Л. Дуров. Обширная работа В. Л. Дурова содержит богатый и разнообразный материал, который можно разделить на три группы. Во-первых, мы имеем здесь весьма большой материал по подобным наблюдениям за…
  • Дрессировка животных психологические наблюдения над животными тренированными по моему мнению (40 летний опыт) , Дуров В.Л.. Обширная работа В. Л. Дурова содержит богатый и разнообразный материал, который можно разделить на три группы. Во-первых, мы имеем здесь весьма большой материал по подобным наблюдениям за…

По мнению Ф. Энгельса познаваемость мира может быть обоснована только

Ответы к тесту
1 (3), 2 (2), 3 (5), 4 (1), 5 (2), 6 (1), 7 (2), 8 (4), 9 (1), 10 (1-2, 2-3, 3-2), 11 (1-3, 2-2, 3-1), 12 (общественно-экономическая формация), 13 (производительные силы), 14 (производственные отношения), 15 (способ производства).

1. Одно из основных достижений марксистской философии - ...
1) Идеалистической диалектики.
2) Идея активности субъекта в познании.
3) Открытие материалистического понимания истории.
4) Создание антропологической формы материализма.
5) Формулировка категорического императива.
2. Основной труд Маркса - …
1) Диалектика природы
2) Капитал
3) Монадология
4) Наука логики
5) Сущность христианства
3. Согласно Марксу, определяющим типом отношений между людьми являются отношения …
1) Бытовые
2) Идеологические
3) Политические
4) Правовые
5) Производственные
4. Термин ОТЧУЖДЕНИЕ, введенный в марксистской философии отражает процесс:
1) В ходе которого результаты активности или сама активность некоторого субъекта становятся самостоятельными и чуждыми по отношению к этому субъекту.
2) Человеческой деятельности, порабощающей субъекта деятельности.
5. По К. Марксу заработная плата рабочего связана с прибылью капиталиста:
1) При выигрыше капиталиста рабочий обязательно выигрывает.
2) При убытке капиталиста рабочий обязательно вместе с ним теряет.
6. По мнению Ф. Энгельса «Те, которые утверждали, что дух существо-вал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира», принадлежали к лагерю:
1) Идеализма
2) Материализма
7. По мнению Ф. Энгельса «Те, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам»:
1) Идеализма
2) Материализма
8. Философская формулировка гносеологической стороны основного во-проса философии содержит:
1) отношение мышления к бытию.
2) отношение наших мыслей об окружающем мире к самому этому миру.
3) соответствие наших представлений и понятий о действительном мире верному отражению действительности.
4) вопрос о тождестве мышления и бытия.
9. По мнению Ф. Энгельса познаваемость мира может быть обоснована только:
1) Практикой.
2) Логичностью мыслительного процесса.
10. Соотнесите имена философов и их труды:
1К. Маркс
1Материализм и эмпириокритицизм
2Ф. Энгельс
2Капитал
3В. Ленин
3Диалектика природы
11. Соотнесите имена философов и их понятия:
1К. Маркс
1коммунистический труд
2Ф. Энгельс
2исторический материализм
3В. Ленин
3отчуждение
12. Категория исторического материализма, служащая для обозначения общества на определённом этапе исторического развития ***
13. В диалектическом и историческом материализме отношение людей к природе фиксируется с помощью категории ***
14. В диалектическом и историческом материализме отношение людей друг к другу выражается в категории ***
15. Понятие, фиксирующее существование общественного производства в исторически определённых конкретных формах, в рамках которых осуществляется не только отношение между людьми, но и их отношение к природе – это ***

Отвергая различные концепции происхождения и роли государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. «Как бы ни было сильно в отдельном человеке стремление к общению, - писал он, - только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы настолько, чтобы могло начаться то химическое разложение общества и образование его новой пирамидальной надстройки». Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М, 1996. С.546; Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.284

Придерживаясь глобальной перспективы аристократического эстетизма, Ницше даёт принципиальное предпочтение культуре и гению перед государством и политикой - там, где такое различение, расхождение и столкновение имеет, по его мнению, место. Он - убежденный приверженец аристократической культуры, возможной лишь в условиях господства немногих и рабства остальных, он - элитист, но не государственник, не этатист. Он положительно отзывается о государстве и политике и даже восхваляет их лишь постольку, поскольку они надлежаще исполняют свою роль в качестве подходящих орудий и средств на службе у аристократической культуры и гения.

Цель человечества, по Ницше, состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры, но никак не в совершенном государстве и поглощенности политикой - последние ослабляют человечество и препятствуют появлению гения. Гений, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного государства, которое могло бы обеспечить всеобщее благополучие лишь ценой потери насильственного характера жизни и продуцирования вялых личностей. «Государство, - писал Ницше, - есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, - то есть будет в корне разрушена первоначальная цель государства».

Антагонизму между культурой и государством Ницше придаёт принципиальное значение. Именно в таком контексте аристократического эстетизма и следует воспринимать довольно частые у Ницше критические выпады против государства и политики, против их ущербных для высокой культуры чрезмерностей и пагубных крайностей. Восхваляя аристократический кастовый строй времён законов Ману, Ницше стремился к биологическому обоснованию кастовых идеалов. В каждом «здоровом» обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа со своей собственной «гигиеной» и сферой приложения:

1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. «Порядок каст, ранговый порядок, - утверждал он, - лишь формулирует высший закон самой жизни; разобщение трёх типов нужно для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможными высшие и наивысшие типы».

Устойчивость высокой культуры и содействующего ей типа государства, по утверждению Ницше, ценнее свободы.

Ницше различает два основных типа государственности - аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Высоко оценивает он и императорскую Россию. Лишь при наличии антилиберальных, антидемократических инстинктов и императивов, аристократической воли к авторитету, к традиции, к ответственности на столетия вперёд, к солидарности цепи поколений возможно существование подлинных государственных образований типа Римской империи или России - «единственной державы, которая ныне является прочной, которая может ждать, которая ещё может нечто обещать, - России, противопонятию жалкому европейскому мелковладельчеству и нервозности, вступившим в критический период с основанием германской империи. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М, 1996. С.547; Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.283

Идеал государственного устройства, согласно Ницше, находится в прошлом, в античной культуре, где наиболее ярко выражена аристократическая «воля к власти», где на основе рабского труда толпы создана высокая культура, великие шедевры искусства, до которых не может подняться культура современного, ницшеанского века. Культура же XIX столетия, по мнению Ницше, больна, необходимо переоценить имеющиеся ценности во всех сферах жизни и возродить идеалы прошлой культуры. Причину болезни современной ему культуры Ницше видит в политической нестабильности в Европе, появлении новой формы правления демократии, которую трактует как «историческую форму правления государства», поскольку господствовать пытается большинство, толпа, не способная к руководству, ни к созданию высокой культуры. Ницше предлагает возродить не только культуру античного мира, но и само государственное устройство. Наилучшей формой правления он считает государство, основанное на кастовом строе. Ницше предлагает создать будущее общество на основе иерархического деления его на три слоя со строгим разделением функций и обязанностей каждого из слоёв: первый слой - призванные править гении; второй - исполнители гениев, воины, стражи права, блюстители закона; третий - простые люди, исполняющие тяжёлый физический труд.

Оценивая современное ему общественное положение Европы, Ницше утверждает, что происходит процесс вырождения жизненных сил, ослабления «воли к власти», измельчение человека и низвержение его «на ступень посредственности и понижения его ценности». Демократия, будучи врагом государства, ведёт к упадку последнего. Следовательно, по Ницше, государство на определённом этапе развития должно изжить себя, «если чрезмерно усовершенствовать государство, то, в конце концов, личность будет им ослаблена и даже уничтожена, то есть в корне будет разрушена первичная цель государства.

По мнению Ницше, если не поставить перед человечеством новой цели, которая сковала бы его в единое целое и открыла бы перспективу развития, то оно погибнет. Спасти человечество может только сверхчеловек. Сверхчеловек - это законодатель, стоящий выше морали и религии, некий аморальный политический гений, выражающий в себе крайний индивидуализм, избравший своим оружие ложь, насилие и самый беззастенчивый эгоизм. Сверхчеловек мыслится Ницше как последнее звено в эволюционной цепи человечества.

Будущее человечества и осуществление «большой политики» отдаёт в руки сверхчеловека, который выступает как узурпатор человеческой сущности, как обезличенное существо. Сущность концепции «большой политики» заключается в создании международного союза сильных, способных воссоздать мировую культуру, руководить ею и охранять её. Процесс становления мирового союза, по Ницше, будет сложным, он пройдёт через очистительные войны, где главными соперниками будут Германия и Россия. С наступлением мира произойдёт исчезновение национального и воспитание европейского человека. На место государства придёт союз сильных, политических гениев. Право в новом учреждении власти не исчезнет, оно будет служить новой формой принуждения для слабых и орудием для господства сильных. Что касается морали, то, по мнению Ницше, она создана рабами и необходима только им. Сильным личностям, сверхчеловекам мораль ни к чему, поэтому будущий союз - объединение не имеющее моральных норм регуляции поведения людей. Концепция «Большой политики» и сверхчеловека Ницше представляет собой волюнтаристски-биологизаторскую фантазию будущего и оценивается современниками как теория «антиполитическая, сверхполитическая или как теория маленькой политики».

Ещё один немаловажный момент в философии Ницше связан с осмыслением проблемы соотношения духовной культуры и государства. Придерживаясь концепции аристократического эстетизма, в которой отдаётся предпочтение духовному развитию человека по сравнению с другими видами деятельности, Ницше отмечает, что духовная культура и государство - антагонисты. «Одно преуспевает за счёт другого», и «великие эпохи культуры суть эпохи политического упадка», что велико в смысле культуры, то было неполитичным. Ницше приводит пример из греческой истории: полис не способствовал развитию духовной культуры, а, напротив, испытывал страх, пытался «удержать развитие культуры на одном уровне…но культура развивалась вопреки полису». Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.286

Ницше - непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация которых ведёт, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным».

Отмечая тенденцию падения роли государства и допуская в принципе исчезновение государства в отдалённой исторической перспективе, Ницше считал, что «менее всего наступит хаос, а скорее ещё более целесообразное учреждение, чем государство, одержит победу над государством». Вместе с тем Ницше отвергал активное содействие падению государства и надеялся, что государство устоит ещё на долгое время.

Все неаристократическое в политической жизни современности оказывается в оценке Ницше упадочным либерально-демократическим. Даже германскую империю Бисмарковой конструкции он расценивал в качестве либерально-демократической государственности. Устами Заратустры Ницше отвергал современное ему государство - этот «новый кумир» толпы. «Государством» - поучал он, - называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Оно холодно лжёт, и ложь ползёт из уст его. Смешение добра и зла на всех языках - это знамение даю я вам как знамение государства. Поистине волю к смерти означает его знамение!».

Характеризуя государство как «смерть народов», учреждение только для «лишних людей», ницшевский Заратустра призывает своих слушателей освободиться от идолопоклонства «лишних людей» - почитания государства. «Там, где оканчивается государство, начинается впервые человек, который не есть лишний: там начинается песнь тех, кто необходим, мелодия единожды существующая и невозвратная. Туда, где оканчивается государство, туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радужное небо и мост, ведущий к сверхчеловеку? - так говорил Заратустра».

Смысл этого заратустровского антиэтатизма, очевидно, состоит в потере надежд на современное государство как на союзника новой аристократической культуры, поскольку оно, по оценке Ницше, оказалось в руках худших, плебейского большинства.

Образцом совершенной политики, по его оценкам, является макиавеллизм. Переворачивая наизнанку все ценности в сфере культуры, государства, политики и морали, Ницше стремился к тому, чтобы стандарты макиавеллистской политики, уже освобожденной от морали, вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации - в виде принципов «великой политики добродетели».

С позиций аристократической переоценки всех ценностей и поиска путей к будущему строю новой аристократии Ницше отвергал политику современных ему европейских государств - как мелкую политику взаимной вражды и розни европейцев. К разряду этой национально ограниченной мелкотравчатой политики Ницше причислял и бисмарковскую политику, которой одно время (вначале 70-х гг.) он сам увлекался. Скептически и иронически относясь первоначально к идее «большой политики», Ницше в дальнейшем пользовался этим понятием как для критики современного ему политического состояния, так и для освещения политических контуров грядущего будущего - политики в XX в.

Время мелкой политики, пророчествовал Ницше, прошло: следующее, двадцатое столетие будет временем большой политики - борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война, и все покоящиеся на лжи политические образования старого общества будут взорваны. Открыто связывая такую судьбу грядущего со своим именем, Ницше считал, что именно с него начинается большая политика.

Обосновывая свои представления о будущем, Ницше полагал, что, с одной стороны, демократическое движение в Европе приведёт к порождению человеческого типа, приготовленного к новому рабству, и тогда появится «сильный человек» - без предрассудков, опасного и привлекательного свойства, «тиран», невольно подготовляемый европейской демократией. С другой стороны, продолжал он, Европа, раздираемая в его время ненормальной враждой своих народов, в будущем станет единой. При этом европейская проблема в целом виделась ему как «воспитание новой, управляющей Европою, касты».

Такая интерпретация тенденций развития объясняет и то решающее значение, которое Ницше постоянно придавал проблеме аристократического воспитания, пропаганде своих воззрений, и тот своеобразный наднациональный аристократический солидаризм, который он отстаивал. С этих позиций сверхнационального элитизма он критиковал национализм и национальную ограниченность, высокое самомнение европейцев в отношении к азиатам, национальное высокомерие немцев, тевтономанию, антифранцузские, антиславянские, антисемитские настроения и воззрения. Но, в конечном счете он делал ставку на будущего европейца и видел в немцах именно тот народ, который, подобно евреям и римлянам в прошлом, оплодотворит грядущий «новый порядок жизни».

Ницше часто пользуется понятием «раса», толкуя его скорее как социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные и подневольные.

В контексте вечной борьбы различных воль к власти, насильственного характера самой жизни Ницше развивал и свои взгляды на войну. При этом он нередко, подобно Гераклиту, называл войной всякую борьбу в потоке становления. В таком по преимуществу философско-мировоззренческом аспекте Ницше восхвалял войну и отвергал мир. «Собратья по войне! - обращается ницшевский Заратустра к своим слушателям. - Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий - Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему».

Метафизически оправдывая войну, Ницше связывал с ней свои надежды на новую высокую культуру. «...Война для государства такая же необходимость, как раб для общества». Именно поэтому он расценивал войну и военное сословие как прообраз государства.

Как реально-политическое явление войну Ницше освещал, исходя из тех же критериев, что и при трактовке государства и политики вообще. Он за войну на службе у аристократической культуры, а не за культуру на службе у войны. «Против войны, - писал он, - можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного - злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она варваризирует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора зимней спячки, человек выходят из неё более сильными для добра и зла.

Ницше - убежденный антисоциалист. Вся европейская культура, по его оценке, уже с давних пор переживает кризис ценностей и движется к катастрофе. «Социализм, - писал он, - действительно является конечным выводом из «современных идей» и их скрытого анархизма».

Он отвергал революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре. Зло и не без проницательности Ницше предупреждал о неизбежных в грядущем революционных выступлениях масс. «Грядущему столетию, - писал он, - предстоит испытать по местам основательные «колики», и Парижская коммуна, находящая себе апологетов и защитников даже в Германии, окажется, пожалуй, только легким «несварением желудка» по сравнению с тем, что предстоит. Вместе с тем он считал, что инстинкт собственников в конечном счете возьмет верх над социализмом.

Остро критикуя социалистические идеи, Ницше полагал, что социализм даже желателен в виде эксперимента. «И в самом деле, - писал он, - мне бы хотелось, чтобы на нескольких больших примерах было показано, что в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает, сама подрезает свои Корни». Социалисты, отмечал он, отрицают право и правосудие, индивидуальные притязания, права и преимущества и тем самым отвергают само право, так как «при общем равенстве никому не будут нужны права». В весьма чёрных красках изображал он и будущее законодательство при социализме.

«Если бы они, - рассуждал он о социалистах, - когда-нибудь стали сами предписывать законы то можно быть уверенным, что они заковали бы себя в железные цепи и требовали бы страшной дисциплины - они знают себя! И они подчинялись бы этим законам с сознанием, что они сами предписали их».

Резкой критике подверг Ницше и подход социалистов к государству. В этой связи он отмечал, что социализм, стремясь к устранению всех существующих государств, «может рассчитывать лишь на краткое и случайное существование с помощью самого крайнего терроризма». Как бы предугадывая облик грядущего тоталитаризма, Ницше говорил об уничтожении личности при социализме, реформировании её в целесообразный орган общественного союза, о режиме верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству.

«Типы личности» - Практический (реалистический) тип. Стандартный (офисный) тип. Противоположный тип: артистический. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: интеллектуальный. Интеллектуальный тип. Противоположный тип: предпринимательский. Предприимчивый (предпринимательский) тип.

«Личность Лермонтова» - Вспомните, какие существуют стихотворные размеры. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Домик в Пятигорске, в котором жил М.Ю.Лермонтов. Замок Дерси. Стихотворение «Парус»». Личность поэта. Определите рифму в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус». Памятник М.Ю.Лермонтову в Тарханах.

«Понятие личности» - Субъект. Задание «Разбери по буквам». К.Г. Юнг (1875-1961). Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность». Личность и субъект. В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.

«Модальные глаголы» - Модальные глаголы. Das ist eine Katze. Wollen Konnen Mogen Durfen Sollen mussen. Konnen. Diese Katze kann schnell laufen. Место модального глагола в предложении. Спряжение модальных глаголов. Durfen. Хотеть, желать, любить, мочь, уметь. Mussen. Какие модальные глаголы мы уже выучили? Sollen.

«Личность Чехова» - родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г. Дом в Москве. Таганрог. Антон Павлович Чехов. Дом, где родился Антон Чехов. Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая. Лавка отца Чехова в Таганроге. Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Семья Чеховых.

«Воспитание личности школьника» - Стратегическая цель: воспитание личности россиянина. Педагогическая необходимость-. Художественно-эстетический профиль: Воспитание россиянина в условиях поликультурного образования. Основная цель - формирование поведенческих стереотипов на основе толерантности и гражданственности. Концептуальные позиции воспитания россиянина.

Поделиться: