Конспект урока по чтению на тему "Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…"

Я выбрала Тему родины и родной природы в поэзии Николая Ивановича Рыленкова, потому что мне очень интересны жизнь и творчество этого великого смоленского поэта. В данном реферате я проанализирую некоторые поэтические произведения этого известного человека. Я постараюсь отразить некоторые факты биографии поэта, рассказать, как они повлияли на его творчество. Мне хотелось бы доказать, что тема родины является основной в его поэзии. Я очень горжусь, что он - мой земляк. В своих поэтических произведениях он воспевает красоту и, как мне кажется, скромность природы родного края. На мой взгляд, мы все должны гордиться тем, что родились на смоленской земле, где когда-то жил и создавал свои чудесные поэтические произведения Николай Рыленков.


Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году, но его стихи, его книги продолжают деятельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах литераторов с читателями, по радио и телевидению,

В день его семидесятилетия- в 1979 году- на доме по улице Нахимсона, где поэт жил последние годы, установлена мемориальная доска. На её открытие пришли писатели, любители поэзии, ученики школы, носящей имя Рыленкова.

В 1981 году в «Библиотеке поэта» вторым изданием вышел сборник стихов и поэм Николая Рыленкова, который составил и подготовил к печати профессор Смоленского педагогического института, доктор филологических наук В.С.Баевский.

В 1985 году издательство «Современник» выпустило собрание сочинений поэта в трёх томах.

Почему же люди помнят и любят Рыленкова?

Мне кажется, всё дело в его поэзии. Давайте обратимся к его произведениям.


Стихи Рыленкова говорят сами за себя. Подлинную поэзию нельзя пересказать. Стихи его не шумный водопад. Лучше всего их сравнить с чистыми ключами, прозрачной родниковой водой.

Но сказать только, что Рыленков- певец родной природы, значит ничего не сказать о его творчестве. Ведь поэт воспевает красу родных краёв не как фенолог или краевед. В его стихах жизнь природы глубоко сливается с думами о жизни. И пейзаж возникает только во имя внутреннего мира человека.

Рыленков ощущал природу как откровение и поэтому писал о ней без громких слов. Его поэзия в ладу с жизнью. Поэту посчастливилось глубоко выразить застенчивую красу России. И здесь он был удивительно точен и правдив.

Поэзия всегда крылата. Но птицы Рыленкова «не в оперении ярком». Как много стихов о весне, о проталинах, стихов о чистых снегах и зимних сумерках. Верность родному краю вознаграждена удивительным живописным разнообразием в том, как поэт выражает привычное, любимое и даже традиционное.

Как ценно и замечательно, что поэт «деревенский по складу души», без всякой раздвоенности, без надлома это деревенское, трудовое щедро приносил в нашу жизнь. Как прекрасно он возвеличивает чувство Родины, чувство России, всю неизмеримую широту русской души.

Нередко поэт сознательно переходил на песенный лад. Его сокровенные думы о великом назначении Пушкина, о гении Гоголя, о человечности врубелевского «Демона», так естественно сливаются с думой «о вещем русском слове» Кольцова.

В строфах и строках Николая Рыленкова торжествует задушевность русской песни. Из прошлого она устремляется к будущему, лучится добром и счастьем. Всё сердце поэзии Рыленкова в понимании того, что мир прекрасен.

Один из своих сборников Николай Рыленков назвал «Постоянство». Литературная критика определила значение этого заголовка несколько односторонне - только как постоянство в приверженности поэта теме любви к Родине. Всё это так - любовь к Родине пронизывает всё творчество Рыленкова. (А у какого подлинно советского поэта нет этой главной струи?). Но в этом заглавии был и полемический заряд: постоянство идейно- эстетических позиций поэта-лирика. Ведь книга вышла в годы, когда кое-кто, даже из литераторов, считал, что время интимной и пейзажной лирики прошло. Сборником «Постоянство» Рыленков отстаивал позиции поэта, отдавшего лирике всю свою жизнь.

Талант Рыленкова разносторонен. Мне хочется упомянуть одну сторону его творчества - восприятие родной природы. Здесь с особой силой проявилось его дарование тонкого лирика. Сколько прекрасных стихотворений о русской природе до него было написано выдающимися поэтами России. В них и любование, и восхищение, и преклонение, и величание. Всё это в той или иной мере присутствует и в поэзии Рыленкова. Но есть в ней и ещё нечто, присущее только ему, как автору именно советскому. Это «нечто» - чувство активной приобщённости к этой природе, чувство ответственности художника за окружающую его красоту. Его поэтическое восприятие мира - восприятие, присущее человеку социалистической эпохи.

Я даже не задумываюсь, какое место в поэзии занимает Рыленков,- он мой земляк, и этим всё сказано.

История Смоленщины, её языковая стихия - всё это так или иначе питало поэзию Николая Рыленкова. Немаловажное значение имело и местоположение Смоленщины, граничащей с семью областями, где, как когда-то говорилось, петух поёт сразу на три губернии.

Сердцевинная русская земля. Отсюда, из Смоленской земли, тонкой ниточкой начинается Днепр, связывающий воедино нашу область с Белоруссией и Украиной. Сторона, где что ни камень, что ни речушка, что ни селение - всё осколок древней правды.

Отъедешь от Москвы на запад или от маленькой станции Заольша на самой западной границе области, как пойдут «зеленя да пажити», хлебодарные нивы, холмы да изволоки, берёзовые сквозные колки да синий лес по закрайкам. Только всё это потише, менее ярко, чем у соседей.

Как мы начали жить, как широко зашагали до войны, как всё по плечу нам стало - об этом скажут стихи и проза до конца жизни оставшегося верным Смоленску Николая Ивановича Рыленкова.

Того, кто всё в жизни получает легко, любая, самая малая, беда пригнетёт так, что уже и не выпрямиться. Смолянам всё доставалось и достаётся трудом - бессонным, требующим всего человека без остатка.

Смоленщина поэтическая, Смоленщина хлебопашцев мужественно встречает военное лихо.

Николай Иванович Рыленков из лириков лирик: герб - живой комочек пуха на металле. Всего лишь «комочек». И как же надобно беречь его.

Конечно же, поэт выделял, всматривался в свою малую родину сыновьим взглядом.

Подобно Сергею Есенину Рыленков стремится передать «трепет нежный зимы», готов «стихи, как молитвы, сквозь слёзы читать наизусть», он испытывает «сладкую радость и грусть», ему хочется «петь и плакать», он «белизной целомудренной захлебнуться готов».

В раннем творчестве Николая Рыленкова аллюзии, связанные с А.С.Пушкиным, Н.Некрасовым, А.Блоком, С.Есениным, прямо бросались в глаза и выдавали зависимость автора от гениальных предшественников:

Пока горит огонь в крови,

Есть в сердце нежность молодая…

У А.С.Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы…

Но все стихи, навеянные Смоленщиной, - а они составляют большой пласт в его творчестве - звучат не как призыв обособиться, изолироваться, что так худо характеризует национализм, но как приглашение к знакомству, к дружбе с нашей многострадальной землёй. Мы вот какие, просим любить и жаловать, мы всегда рады друзьям - вычитываешь в его «смоленских» стихах. Поэтому в сборниках они так естественно соседствуют со стихами о нежно любимой им Белоруссии, о Байкале, Орле, Грузии, Риге…

В них нет ни тени местечковости, обязателен выход за пределы родного края, определённого времени, тематических рамок.

С наивысшей лирической силой выражены как любовь к родному краю, так и глубинный смысл этой любви, которая много даёт, но которая ещё больше требует от человека, в стихотворении «Семь холмов».

Рыленков жил, как писал. В любви к Смоленску он объяснился не умозрительно, как это делают некоторые якобы деревенщики, не выезжающие из города. Звали его на жительство в Ленинград, в милую его сердцу Белоруссию.

Уговаривали о переезде, убеждали, склоняли не только официальные лица. В 1950 году свой голос подаёт и М.В.Исаковский: «Мне кажется, что всё это было бы очень хорошо…»

И к мнению своего друга Н.И.Рыленков, конечно, прислушивался, и заместителем председателя оргкомитета стал, и с молодыми работал многие годы, но не переехал, не изменил смоленской земле.

Извечная для заграницы загадка русского характера, может быть, как раз и состоит в том, что «всё ускользает от беглого взора». Твардовский говорил о Смоленском крае - «негромкая сторона». Рыленков из великого множества определений находит своё: «застенчивая русская природа».

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться…

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно…

И лишь умеющему всмотреться и вслушаться откроется не только «вся прелесть застенчивой русской природы», но и суть русского характера.

Большой русский лирик, тонкий знаток русского языка, мастер пейзажного стиха, Рыленков раскрывается в стихах о Родине с наибольшей полнотой.

От стихотворения к стихотворению тема любви к России всё неразрывнее связывается с темой долга перед Россией.

Куда ни посмотришь - родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя…

Бесконечно интересно прослеживать, как сущность поэта проявляется с течением лет, как накопление жизненного опыта, мастерства, всё большей требовательности к себе скажутся поэтическим словом.

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном…

Ходить босым по жёсткому жнивью, «босой подошвой касаться влажной борозды» - зримые штрихи крестьянского, да ещё сиротского к тому же детства. Но это ещё и речь о закалке временем, невзгодами, поэтическое переосмысление реальных примет деревенского быта.

За четыре года до смерти, в 1965 году, Николай Иванович опубликовал, может быть, самое целомудренное стихотворение - «Дай припасть к руке твоей, Россия».

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя…

А за несколько лет до этого, в 1957 году, Н.И.Рыленков написал стихотворение «Я помню руки матери моей..» - благодарственный гимн натруженным материнским рукам, широким, шершавым ладоням.

Без них, этих строк, не родилось бы стихотворение «Дай припасть к руке твоей, Россия». Как свободен, естественен переход от рук матери-женщины к рукам матери-Родины.

В этом стихотворении в полной мере скажется живописное мастерство поэта. Не первые попавшиеся слова о России выльются «из грудных глубин». Ибо действительно день в наших широтах скрывается в «туманы росяные». И как и знакомо, и всегда по-новому видится закатный миг, когда «отпылают облаков края».

Рыленков сдержан в проявлении своих чувств. Он находит здесь слова полновесные, несуетные, сполна обеспеченные душевно. Одно это - «вечная заботница моя» - немалого стоит. Руки Родины - с «привкусом соли», «запахом сена»…

Что значит учиться всю жизнь, «жить, как пахарь твой, - грядущим днём»? Это значит - невзирая на беды, возраст, хвори, возможно, непонимание, несправедливость - следовать давнему завету трудового человека: «Сам помирай, а рожь сей». То есть работай не только во утоление жажды трудиться, но и для тех других, кто придёт после.

Знавшим его ведомо: так оно и есть, так он и жил. Своим характером, скромным, требовательным к себе, крестьянским трудолюбием - Н.И.Рыленков настоящий сын своей матери-Родины.

Николай Иванович бывал за границей едва ли не один раз всего. По стране ездил не так уж много, да и то в последние годы. А как тонко, проникновенно знал мировую литературу, как ни одна из литератур наших братских республик не была ему чужой, далёкой, незнакомой. Но именно поэтому он мог сказать о себе:

И влюбился в Рембо,

И дивился я Аполлинеру,

Но в годину тревог

Были Блок и Есенин со мной.

С той поры я в поэзии

Знаю одну только меру:

Звук такой же щемящий,

Как эхо долины родной!

Художественное воображение, сила творческой интуиции, сила «вчуствования» в реальный объект или предмет - всё, вместе взятое, сыграло немаловажную роль в пейзажной лирике Николая Рыленкова.

Природа вся под нашим взглядом

Преображается сама, -

писал он и тем самым утверждал, что художник вольно или невольно проецирует душевное состояние на окружающий мир, придаёт ему субъективную расцветку. Лирический пейзаж - это своеобразный снимок души человека, и если этот человек - наш современник, то очевидно, что в пейзаже мы угадаем какие-то современные нам черты. Ежедневно наблюдаемые картины природы, смена времён дня и года, в свою очередь, вызывали в художнике мысли о быстротекущем времени, заставляли его острее ощущать бесконечный круговорот в природе. У Рыленкова появляется немало стихотворений на эту традиционную тему пейзажной лирики. Однако и в этом традиционном решении темы он умел оставаться самим собой - «и говорить всегда, часов заслышав звон, что песня лучшая твоя ещё не спета». Так, общение с природой почти неизменно обращало его мысленный взор на дела творческие, а если взять более широкую категорию, то - на дела человеческие. От созерцания поэт переходил к самоуглублению и вновь к природе, но уже «включенной» в поток его лирических переживаний.

Лирический пейзаж - не абстрактная проекция абстрактных человеческих чувств, это пейзаж, весь пронизанный настроениями какой-то вины и застенчивости, любви к родному простору и неумения противостоять другим, может быть, чуждым взглядам, то есть в этом пейзаже раскрывается конкретный лирический характер, раскрывается душа поэта. Рыленков не был опытным, умелым полемистом, однако на свой, рыленковский, лад он защищал свои убеждения, свою неизменную верность отчему краю. Последовательно сопрягая тему природы и тему искусства, он выходил к иным лирико-философским убеждениям.

Рыленковские времена года. В его стихах нет чётких разграничений между просто картинкой, пейзажной зарисовкой и философским стихотворением, где природа проецируется на человеческие чувства.

Наверно, самым любимым временем года для Николая Рыленкова была весна.

Читая «весенние» стихи Н.Рыленкова, вообще диву даёшься, как можно было его винить в якобы отвлечённом любовании природой.

Даже прелестная поэтическая картинка «Журавли ещё в полночь весну принесли…» завершается наиделовитейшей строкой: «И машины пошли заводить трактористы».

Здесь нет ни одного словечка всуе. Пишет крестьянин, ставший поэтом, но не утративший чувства земли, знающий все приметы.

Много скажут сердцу стихи об утре года: «После дождя чуть запахло весной…», «Весёлый вестник ливней шумных…», «На рассвете в апреле…», «У весны всё те же шутки…» и т. д.

Читая стихи о благословенной поре года - лете, замечаешь определённую закономерность. От года к году, не теряя живописности, стихи становятся ёмче, строже. В стихах о лете Николай Рыленков не раз употребит слова - медленный, медлительный, так свойственные этой поре.

Осень. Хочется привести стихотворение, под которым стоит дата - 1928 год, «Заря в зелёных сумерках погасла…». А привести ради того, чтобы ещё раз показать, что и самая наилиричнейшая поэзия, если она поэзия, запечатлевает абсолютно точные приметы и настроения. Также очень известным является стихотворение «Август».

Не правда ли, это всегда актуально звучащие стихи, ибо в характере русского человека - любить свою Родину, трудиться на благо мира, во имя мира. Думаю, что самая высокая награда поэту - когда стихи, написанные в сороковые предвоенные годы, не утратили своих глубинных качеств и по сей день.

И всё-таки из всех времён года больше всего, по-видимому, милы были душе поэта вёсны и зимы. Николай Иванович был слишком русским, чтобы не любить наших снежных, ядрёных, морозных зим. Любил многие места на земле, продлевал лето, живя в Коктебеле в октябре. А зимами всегда оставался в своих краях. С первым снегом приходит на память - «зима не любит чётких линий».

Зима так и этак поворачивается к нам своим то смеющимся, румяным от мороза лицом, то суровой личиной, то удалым бегом санок по скрипящему снежку. Во «Всех богатствах русского пейзажа…», «Не скрипи полозьями…» с радостью открываешь для себя такие русские, такие добрые слова, как «прыть», «проулочек», где так напевно звучит: «белы снеги». В стихотворении «Вновь зимы настали сроки…» накрепко запоминается концовка: «А зима чиста, как этот милый пушкинский хорей».

Ещё одно «зимнее» стихотворение - «Сумерки зимние…». Оно очень картинное - синие сумерки, серебряное марево инея… Но за этими красками человек не теряется. Ясно, что это уже немолодой человек, иначе зачем бы это - «сердце заныло так молодо-молодо».

Когда думаешь о том, скольким людям книга помогла выстоять в противоборстве с каким-то горем, выпрямляла человека, выводила из безнадёжности, то по справедливости надо сказать: поэзия тут идёт впереди прозы по глубине воздействия. Человеку в наше время, независимо от возраста, независимо даже от того, сознаёт он это или нет, крайне важно чувствовать своё единение с природой, гармоническое с ней слияние. Направленно выработать это чувство единения - значит, обеспечить себе душевное здоровье. Каждый за собой знает, как неотложно важно в иные моменты сбежать на природу. Пусть в пригородную рощу, не в деревню, не в лес. Хоть в парк, в его самую уединённую часть. Природа врачует, природа снимает с нас огрублённость. Она очищает нас, примиряет с миром, окружающими, невзгодами…

Но если нельзя вдруг сбежать в тишину, первозданность, к зелени, птицам, разноцветным снегам, тут как раз помогут стихи.

Николай Иванович Рыленков не раз говорил, что после пустопорожнего совещания, нудного разговора, очередного удара - а кто их в жизни не получал?! - он очищался поэзией, восстанавливал ею душевное равновесие.

Рыленков - это живая энциклопедия…Он отлично знал крестьянские обряды и их названия, очерёдность, стихи совсем забытых, полузабытых, известных и ещё мало кому известных поэтов. Он очень любил Блока, Есенина, Пастернака, Ушакова.

Ничем не подкупить поэту читательское сердце, если нет в его книге своего подхода к явлениям жизни, своего образного видения мира, своего поэтического голоса: не того голоса, который чем громче, тем якобы слышнее, а того истинно музыкального, который тем лучше, чем он чище.

Николай Рыленков владеет многообразной поэтической интонацией: то энергичные балладные ритмы, то пластически точные афористичные строки, то мелодичная сказовая речь. И во всех этих столь разных стихах мы нигде не услышим чужого голоса, всегда перед нами творчество одного поэта, свежее по чувству, глубокое по мысли, и именно потому богатое по интонации.

Поэзия Н.Рыленкова сохраняет для нас красоту и аромат родных мест. В неё входишь, как в весенний лес, напоенный дразнящим запахом черёмухи, в лес, где нежным цветом светится подснежник, где приветно колышутся розовые серёжки бересклета, где промелькнёт в траве ландыш с изумрудными капельками росы на широком листе.

Только очень наблюдательному, вдумчивому художнику дано увидеть и воплотить в словах краски природы.

Опять роняют пух тяжёлые гусыни,

Выравнивая дно нагретого гнезда,

Опять прозрачны дни и ночи светло-сини,

И над тобой стоит бессонная звезда.

Близость к родной природе, тонкое понимание её позволяют Николаю Рыленкову найти верный тон, придают художественную убедительность многим стихотворениям «на гражданскую тематику».

Не секрет, что многие стихотворения наших поэтов воздействуют на разум, на сознание, а не на чувство читателя, хотя искусство должно найти путь к разуму через душу, через сердце. Это верный путь. Но способы и средства достижения цели могут быть различные. Рыленкову любовь к природе помогает находить этот путь «через сердце». В стихотворении «Переяслав-Хмельницкий» строки о том, как «руки белых черёмух протянуты с лаской», проникновенно подготавливают пафосные строки о дружбе народов всей страны.

Природа для Н.Рыленкова - вечно живой, пульсирующий, как родник, источник раздумий. Конечно, это не ново. И мудрая философичность Пушкина в «Осени», и глубина тютчевских раздумий, и трогательная одухотворённость пейзажной лирики Фета - всё это давние завоевания русской поэзии. Но «секрет» этот как-то скрыт в последнее время, и тем весомее звучит поэзия Николая Рыленкова - одного из немногих современных наших поэтов, пытающихся постичь «философию природы».

Поэт пишет о весне, о том, что апрель подготовил всё для майского цветения:

Всё зацветает кругом, а ты -

Ты знай, внимая птичьим трелям,

Нам раскрывает май цветы,

Что приготовлены апрелем!

Это стихи о весне, о цветах, о птичьих трелях. Но в них есть философский вывод, ради которого написано стихотворение, - каждый из нас должен благодарно помнить, что вместе с нами и до нас делали и делают большое дело другие люди.

Прекрасный цикл - пять сонетов - написал Рыленков о русской душе и русской музыке Глинки!

Любит и знает Н.Рыленков сердце русского человека - годого и смелого, мужественного и трудолюбивого, нежного и наблюдательного. Поэтому так просты и искренни его стихи о любви, о «душевных» и строгих в своей красоте русских девушках.

Легко и вольно входят в его стихи народные песни, припевки, поговорки, делая таким непосредственным общение поэта с читателем. Причём сама настроенность его поэтического голоса, структура речи покоятся на точном и уверенном владении теми богатствами, которые созданы устной поэзией народа. Многие его песни близки к частушке, пожалуй, самому излюбленному жанру нынешнего народного творчества.

На мой взгляд, неподдельная актуальность всех стихов Рыленкова в единстве поэта с родной природой, с жизнью своего народа.

За свою жизнь Рыленков написал огромное количество стихов о родном крае, о простых людях, о родной природе и о многом другом. Я считаю, что он является не только прославленным поэтом Смоленщины, но и всей России.

В. А. Звездаева говорила:”Н. Рыленков жил поэзией и для поэзии. И если я всё же попыталась сказать о нём что-то сверх его стихов(стихи сами за себя говорят любому открытому сердцу),то лишь с надеждой: может быть, написанное мной побудит прочитать его стихи более родственно. И ещё: в каждой жизни встречается не тот, так другой большой человек. Не пропустите в жизни своего Рыленкова. Потому что явление большого человека- всегда чудо, обогащение, взлёт духовности.”

В своём реферате я рассмотрела жизнь и творчество известного смоленского поэта Николая Ивановича Рыленкова. Мне удалось доказать, что тема родины и родной природы является основной в его поэзии. На мой взгляд, этим человеком может гордиться великая смоленская земля. Закончить свой реферат я бы хотела строками Н. Рылекова:

Я не играл словами, помня

И в стужу лютую, и в зной

Что у меня деревня Ломня

Есть на Смоленщине лесной.

Там я взрастал в хлебах и травах

И всюду шёл с друзьями в ряд.

Слов неправдивых, слов лукавых

Мне там вовеки не простят.

Список использованной литературы.

1.»Добрая душа» - издательство «Советская Россия» Москва - 1973 год.

2.В. А. Звездаева «Николай Рыленков» - издательство «Современник», Москва - 1987год.

3.»Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в конспекте русской и мировой культуры» - издательство СГПУ, Смоленск - 2000год.

Подобные документы

    Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Краткий очерк личностного и творческого становления великого российского поэта-символиста начала XIX века В.Я. Брюсова, отличительные черты его произведений. Отражение фактов исторического прошлого России в стихах поэта. Анализ поэзии "Родной язык".

    реферат , добавлен 17.06.2009

    Факты биографии – источник вдохновения поэта. Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина - и, тесно связанная с ней, тема революции. Поэт не был сторонником революции, но все его творчество и жизнь тесно с ней связаны. Мнение критиков.

    реферат , добавлен 21.05.2008

    Творческий путь Н.М. Рубцова - лирика XX века, восхищавшегося красотой родной природы в своих поэтических произведениях. Поэтические стихотворения Н. Рубцова, привлекающие внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

    реферат , добавлен 04.06.2015

    Творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина. Биография поэта, эмоциональный фон детских лет. Тема обреченной скоротечности бытия. Первые изданные стихи. Литературная группа имажинистов. Автобиография Есенина, версии его трагической смерти.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2009

    Детские и юношеские годы народного поэта Татарстана Роберта Мугаллимовича Миннуллина. Мир творчества поэта. Стихи для взрослых. Тональность поэзии Миннуллина. Художественное осмысление образа детства. Основные ценностные установки творчества для детей.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Поэзия Пастернака привлекает читателя напряжённостью лирического переживания, тонкостью, восприятия тех тысяч мгновений и подробностей, которые открываются человеку в мире родной русской природы и в повседневном общении с кругом близких и милых людей.

    реферат , добавлен 10.03.2002

    Александр Александрович Блок как крупнейший русский поэт Серебряного века. Магистральные пути русской поэзии XX века. Прочная связь творчества Блока с национальной культурой. Образ нового единения России. Роман в стихах - "Стихи о Прекрасной Даме".

    эссе , добавлен 23.04.2009

    Основные факты биографии Афанасия Фета. Единство природы и человекы в поэзии Фета. Роль цвета, звука и контрастов в стихотворении. Любимые символы поэта. Любовная лирика. Стихи, посвященные Марии Лазич. Общее и отличное в творчестве Фета и Тютчева.

    презентация , добавлен 23.01.2012

    Создание Студии детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде в 1922 году. Основные жанры в творчестве писателя В.В. Бианки: детская сказка, рассказы о природе, энциелопедия. Познавательный и воспитательный характер произведений.

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

по теме:

Николай Иванович Рыленков

«К Родине»

Учитель: Янушок М.Б.

МБОУ ООШ №13 п. Черемухи

2011-2012 уч. год.
Тип: урок изучения нового материала.

Форма урока : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель: формирование понятия «малая родина».

Задачи:

Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.

Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.

Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.


Оборудование.

Портрет Н.И.Рыленкова;

Карточки со словами;

Конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);

СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;

СД запись полонез Агинского «Прощание с родиной»;

Выставка детских рисунков о Родине;

Выставка книг о Родине;

Толковый словарь Ожегова С.И., слайды,
Ход урока.


  1. Ор ганизационный момент.
Дети стоят и говорят слова: (Слайд 1)
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.
-Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок (дети садятся).
2. Введение в урок.

А) Проблемная ситуация

Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем. А там диск, давайте его прослушаем. (СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); (Слайд 2)

С чего начинается Родина?


С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается


С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

Кто догадается, о чем пойдет речь на уроке?

Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.

(К доске прикрепляется карточка красного, синего и белого цвета с определенными буквами, чтобы получился флаг России.)

Р д а и о н

Прочитайте хором, какое слово получилось?

Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) (Слайд 3)
Б) Мотивация урока.

На доске слова эпиграфа:

Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк. (Слайд 4)

Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей)

О каких тропинках говорит японский поэт?

1)показ слайдов (приложение).

Какие памятники изображены на слайдах?

Древнегреческий храм. (Слайд 5)

Древнерусский храм. (Слайд 6)

Биг-Бен. (Слайд 7)

Японская гора Фудзи. (Слайд 8)

Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.

Д . У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.

3. Сообщение темы урока.

А) Вводная беседа

У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края, попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке, м ы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.

– Ребята, так что же такое Родина?

– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

Родина.1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

- Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?

А маленькая родина – это какая?

Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.
Б) Показ портрета Н. И. Рыленкова. (Слайд 9,10)

Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).

Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.(слайд 11)

4. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова «К Родине»

Открыли учебник стр.152

1)чтение учителем стихотворения;

2)повторение правил выразительного чтения; (Слайд 12)

Для правильного произношения стихотворения необходима четкая дикция, умение пользоваться диапозоном голоса, его силой, умение выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Звуковая разминка:

Скажи погромче слово гром,

Грохочет слово, словно гром. (1 и 2 строчки читать громко)

Скажи потише «шесть мышат»,


3) повторное чтение стихотворения про себя;

Какие картины природы вы увидели?

Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?

Объясняет ли это сам поэт?

4) анализ стихотворения (работа по вопросам учебника стр. 152-153)

На доске:

смотреть слушать

всматриваться вслушиваться

1)словарная работа - чтение слов;

Чем отличаются действия?

Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.

Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.

Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. (Слайд 13)

То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!

Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).

У .Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.

2) работа в группах по карточкам;

Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?

поражает

ослепляет

завораживает

проникает

захватывает

околдовывает

очаровывает

удивляет

потрясает

Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.

Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?

Д .Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.

Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?

Что означает понятие «малая родина»?

Д . Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.

3)составление схемы

- Ребята, давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина», которую использовал поэт Н.И.Рыленков. (дети пишут на карточках и прикрепляют на доску вокруг российского флага) .

РОДИНА: холмы, перелески, реки, озера, любовь и т.д.

Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.

- А сейчас я попрошу назвать вас однокоренные слова к слову «Родина».

(Родная, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, …)

-Так что же такое Родина? (Ответы учеников).

(Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)

Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.
5. Музыкальная физминутка «Две сестрицы – две руки» (Слайд 14-19)
6. Творческая работа (индивидуально). (Слайд 20)

Звучит Полонез Агинского «Прощание с родиной»

Группа А.

Перед вами текст о вашей « родине». Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!

Группа Б.

Составить рассказ о малой родине.
7 .Проверка.

А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!

– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.


Задание 1. «Собери пословицу» (Слайд 21)

Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Чужбина-калина, Родина-малина.

Человек без Родины – что земля без семени.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
8 .Чтение высказываний знаменитых людей о родине (д/з)
9. Знакомство с поэтами – земляками нашего района (Григорий Чубенко, Виктор Колонтаев)- биография (Слайд 22,23)
10. Итог.

Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? (Слайд 24)

Давайте перечислим:

Д. железнодорожные, воздушные пути;

-мысли, чувства;

-фотографии;

-картины (произведения искусства);

-здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;

-духовно близкие люди;

-письма;

-воспоминания;

- книги.
11. Рефлексия.

А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.

Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма. Затем мы отправим ребятам в клуб «Ключ и заря»
- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.
12. Д/З: выразительное чтение стр. 152-153

Урок 53

Н. Рыленков «К родине»

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки, записанные на доске:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

Сегодня мы попробуем отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6 , прочитайте название произведения, фамилию поэта.

4. чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова « К родине» (с.6-7).

1. самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. выразительное чтение учителем .

3. беседа по содержанию

1) о каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку « и все ускользает от беглого взора?»

3) объясняет ли это сам поэт? (объясняет полностью на с. 7 учебника)

4) чем отличаются действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? (смотреть - значит направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – значит глазами преодолевать какое-то препятствие, то есть, глазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать- вслушиваться )

5) почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (Такая красота медленно проникает а душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства, но постепенно наполняет его сердце.)

6) что нужно человеку уметь и иметь, чтобы понять прелесть русской природы? (человеку нужно иметь воспитанные глаз и сердце, уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках)

Физминутка

5. Работа с « Картинной галереей».

1. предварительная беседа.

Что означает понятие «малая родина »? (это то конкретное место (город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и (или) дедушка с бабушкой)

2. чтение комментария в учебнике (с.8).

3. работа с картинкой М. Шагала « окно на даче» (зал.7)

Можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

Рассмотрите картину Марка Шагала « окно на даче».

Много ли места на картине занимает изображение окна ? (практически все место)

Нравится ли вам летний пейзаж за окном?

Когда? (в какое время лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной?( очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно, после короткого дождя- природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

Не кажется ли вам странным, что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой,расчерчен горизонталями оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам? (если дети затрудняются в ответом, надо попросить ещё раз обратить внимание на название картины. Цель художника – изобразить не уголок леса,а окно на даче. Окно- это как прозрачная стена, граница, определяющая тесную дачную комнатку от чудес, которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты).

Видно ли, что комнатка тесная? (Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике, а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую).

Знаете ли вы, что в правом углу- автопортрет художника и портрет его жены.

Почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски? (люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски).

Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа? (Дмитрий Кедрин « Приглашение на дачу»- из первой части учебника)

4. работа с картинкой М. Шагала « Моя деревня» (зал. 7)

Рассмотрите картинку

Почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «моя деревня»? (это выражение ласкового отношения к родному городу, как к чему- то бесконечно близкому и любимому).

Видно ли, если внимательно рассмотреть картинку, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

По каким признакам об этом можно судить?
- как вы воспринимаете лошадку с санями, - где она находиться? за городом, в поле или идет по самому небу? (для художника границы между реальным миром и миром чудесного, фантастического, размыты. Для Шагала нет ничего особенного в том, что мужик с лошадкой бороздят небо).

Эта картина – гимн большой родине или признание в любви своей малой родине? (это признание любви своей малой родине).

6. итог урока

Что ас особенно заинтересовало на уроке?

Д.з придумать, как « малая родина» связана с большой Родиной, с отечетсвом

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка Смоленской губернии.

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 - умерла мать.

5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с. Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем. В 1930 году Николай Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область», знакомится с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его будет связывать долгая и крепкая дружба. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».

В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» - это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.

В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи». В конце 1930-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок» (1940 ). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края. Он создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и др. Стихи Рыленкова получают признание, о них одобрительно отзывается М. Горький. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938 ), «Скоморох Овсей Колобок» (1939 ), «Великая Замятия» (1940 ).

В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги Блока и Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России. В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для Рыленкова не характерные. Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Рыленков работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.

В 1943-1944 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).

Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». В адрес Рыленкова раздавалась и критика - упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры / У берез отхватывают руки». В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленков «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы (М. Фрадкин, А. Флярковский, И. Массалитинов и др.).

Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».

Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964 ), «На озере Сапшо» (1966 ) и др., книги стихов «Корни и листья» (1960 ), «Жажда» (1961 ), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе – 1965 ), «Снежница» (1968 ), «Книга времени» (1969 ) и др.

Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии - «Традиции и новаторство» (1962 ), где русская поэзия развернуто предстает от М. Ломоносова до В. Бокова, «Душа поэзии» (1969 ), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М. Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии». Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии - Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченко, А. Велюгина, А. Зарицкого, Ф. Пестрака, П. Труса, К. Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы» (1972 ).

Годы жизни: 1909 - 1969.

Русский советский поэт.

Своя песня

Что дар поэта? - Опыт поколений,
Заговоривший ясным языком.

Николай Рыленков

Судьба отнюдь не баловала Николая Рыленкова, рано осиротев­шего и с великими трудами пробивавшего дорогу к знаниям, как бы завещанную ему отцом, который мечтал видеть своего сына учи­телем.

В одной из автобиографических повестей писателя говорится о том, как горько было ему, что он плохо помнит реальные черты от­цовского лица. Но зато отец навсегда запомнился ему в величавом облике сельского труженика тех далеких лет - «идущим с обнажен­ной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотис­тым сиянием разбрасываемого зерна».

Давно ушли в прошлое подобные картины, но исходящая от них поэзия самоотверженного истового труда, как свет угасших звезд, всю жизнь питала творчество поэта. И одно из трогательнейших вос­поминаний о матери тоже связано с вековым занятием крестьянки: «Ее ровной н тонкой пряже дивились и завидовали все соседки... Правда, к весне все ее пальцы были изрезаны суровой ниткой».

Повесть, откуда взяты эти строки, называется «Сказка моего дет­ства», и если поначалу такой заголовок может показаться читателю сентиментальным, то детали, подобные только что приведенным, об­наруживают всю многозначность этого названия: речь идет о време­ни, безвозвратно ушедшем в прошлое, увиденном сквозь горько-сла­достную дымку воспоминаний о невозвратной поре досиротской жиз­ни автора.

Николай Иванович Рыленков принадлежал к тому поколению ра­бочих и крестьянских детей, «первенцев поры суровой», которому по­счастливилось уже в трудные послереволюционные годы получить возможность приобщиться к подлинной высокой культуре.

Правда, образование будущего писателя и по семейным обстоя­тельствам, и по причине перестроек в школах несколько затянулось (родившийся в 1909 году, Рыленков закончил Смоленский педагогический институт в 1933-м), но в эти годы ему все шире открывался огромный мир знаний. И юношески-восторженное, влюбленное отношение к сокровищам науки и искусства, к поэзии человеческой мыс­ли он сохранил на всю жизнь:

Любые даты в жизни спутав,
Мы не забудем день и час,
Когда к подъездам институтов
Мы подходили в первый раз.

А как мы книги в руки брали,
Тот лучший дар из всех даров,
Как прилежаньем покоряли
Мы стариков профессоров.

(«Друзьям», 1958)

«Молодой учительский басок», «в углах библиотеки старые дубо­вые шкапы» - обо всем этом будет впоследствии упомянуто в много­численных стихах Рыленкова о школе в Тюнине, где были поддержа­ны его «пробы пера».

Позже, уже печатая стихи в газетах, он работал сельским учите­лем, волостным статистиком, секретарем, председателем сельсовета. Познакомившийся с ним тогда критик А.В. Македонов вспоминает, как поразили его «в этом... однолетке и разнообразие его начитанно­сти, и замечательная память на стихи, и безграничная любовь к ним, и широта его литературного кругозора и вкуса». [Добрая душа: Книга о Николае Рыленкове. Воспоминания, сти­хи, статьи, рецензии. М.: Сов. Россия, 1973, с. 143. ]

Уже в эту пору Рыленков был замечен наиболее авторитетным тогда в Смоленске писателем - Михаилом Исаковским , который, по выражению Николая Ивановича, «подхватывал каждую удачную строчку» в его стихах, но в то же время «беспощадно высмеивал... пристрастие к цветистости, к словесным вычурам».

По переезде же в Смоленск в 1930 году молодой поэт оказался в одном из важнейших центров тогдашней литературной жизни. Можно спорить о правомерности выдвинутого впоследствии А.В. Македоновым термина «смоленская школа» применительно к творчеству ряда поэтов, выходцев из этих мест. Однако остается непреложным фактом то, что литературная жизнь здесь била ключом. Правда, клуб поэтов «Арена», о котором Рыленков слышал еще в Тюнине, уже распался, но вокруг местных газет «Рабочий путь» и «Юный товарищ», жур­налов «Наступление» [«Это было наше смоленское литературное небо, там в первых полетах крепли наши крылья»,- передает одна из мемуаристок по­зднейшие слова Рыленкова об этом журнале (Добрая душа: Книга о Николае Рыленкове. Воспоминания, стихи, статьи, рецензии, с. 74). ] и «Западная область» объединялась большая и активно работавшая группа литераторов, душой которой был Иса­ковский. Быстро набирал силу Александр Твардовский , стремительно прошедший путь от своих первых незрелых поэм к «Стране Муравии».

Перед Николаем Рыленковым, принадлежавшим к следующему за Исаковским поколению и тесно соприкасавшимся в конце 20-х и начале 30-х годов с Твардовским, стояла реальная опасность попасть под влияние кого-либо из них, поскольку их успех и популярность явственно обозначились уже тогда.

Как будто памятью об этих соблазнах навеяно позднейшее сти­хотворение Рыленкова «Варакушка» (1953) - об «эхо-птице», которая «то иволге вторить станет... то соловью подтянет, не дотянув чуть-чуть»:

Недаром у нас говорится:
Не всяк соловей в гаю.
Уж лучше ты будь синицей,
Да песенку пой свою!

Конечно, «своя песенка» давалась нелегко. В ранних стихах Ры­ленкова порой отчетливо звучат есенинские интонации («Я ни о чем сегодня не жалею, а завтра станет многого мне жаль. Ну что ж! Мне будет засветить отрадно воспоминаний первую звезду»). Позже в стихах на злободневные политические темы, частично вошедших в первую книгу поэта «Мои герои» (1933), ощущалось ученическое ко­пирование агитационных приемов Маяковского .

Однако уже к середине тридцатых годов молодой поэт начинает отдавать явное предпочтение традиционным темам лирики - приро­де, любви, сосредоточенному размышлению.

Вечерний ветер, тише вей,
Заря ясна, чиста.
Росы напился соловей
С кленового листа.

Росы напился соловей,
Я сдерживаю вздох...
И вот посыпался с ветвей
Серебряный горох.

И вот посыпался с ветвей
В лесную тишину,
И я зажал в руке моей
Горошину одну.

(«Вечерний ветер, тише вей...», 1939)

В ту пору подобные стихи нередко оказывались не в чести у критики. Простодушно игнорировалось то, что если эта лирика и не говорила о крупных, центральных событиях эпохи, зато обраща­лась к важнейшим для каждого человека проблемам и переживаниям. Впоследствии Твардовский заметил, говоря о любовной теме: «То, что столь существенно для отдельного человека, что часто определяет его судьбу, коверкая ее или награждая наивысшей человеческой ра­достью, не может не составлять живейшего интереса для всех». (И это утверждение тем важнее, что сам-то Твардовский почти не отдал дани этой вечной теме и был тут судьей крайне беспристра­стным.)

Несмотря на неодобрительные отзывы критики, Рыленков продол­жал разрабатывать свои «неблагодарные» темы, дерзая обращаться даже к столь «скомпрометированному» жанру, как романс:

Серебряной звездой летит в ладони детство,
Мерцает и звенит, спеша уверить всех,
Что жить нам - не устать, глядеть - не наглядеться
На этот первый снег, на этот первый снег.

(«Первый снег», 1940)

Уже в стихах Рыленкова этих лет ощутима большая поэтичес­кая культура, чутье слова, отточенная техника, позволяющие нари­совать яркие картины самой «заурядной» действительности:

Не оторвешь подошв горячих от земли,
На дерево взгляни - стоит, как вырезное.
Медлительных минут мохнатые шмели
Едва-едва ползут, отяжелев от зноя.

(«Не оторвешь подошв
горячих от земли...», 1939)

Ненавязчивая аллитерация («МЕдлительных МИнут МОхнатые шМЕли») придает строке певучее, виолончельное звучание.

Вообще примечательна тяга поэта к изображению простого, глу­боко демократического быта, «небоязнь» сугубо прозаических деталей: «На рассвете проснуться и, выпив стакан молока, торопливо пройти на крыльцо через темные сени...»; а один из его первых опытов в форме сонета начинается весьма необычными для этого вида стихов строчками:

На огородах срублена капуста.
Еще с утра, упруги и сочны,
Морозцем первым пахнущие вкусно,
В большие груды свалены кочны.

Рыленковские пейзажи по своей точности напоминают и стихи Бунина , которыми он увлекался, и... записи в «волшебной книге» Демьяна Сидоровича, деревенского «летописца», выведенного в повес­ти самого Рыленкова:

Еще дороги не пылят
И подорожник мягче шелка,
Еще во ржи перепелят
Скликает громко перепелка.

(«Еще дороги не пылят...», 1938)

«Простые краски, точные слова»,- как вскоре скажет сам поэт, размышляя о картинах Левитана.

Достаточно примечательна и другая грань творчества Рыленкова этой поры: обращение в ряде стихов и поэм к отечественной истории («Великая Замятня», «Отрок с уздечкой», «Свадьба Марины Мнишек»). Как бы в предвиденье близящихся суровых испытаний, взор поэта выхватывает из исторической дали людей, самоотверженно боров­шихся с поработителями.

Как известно, в годы Великой Отечественной войны лирическая поэзия пережила бурный расцвет, сделавшись голосом и собеседни­ком миллионов людей, проникнувшись их чувствами, мыслями и за­ботами. Она раскрыла все свои возможности, о которых можно ска­зать позднейшими (1963) стихами Рыленкова:

Как монотонно лес шумит в тиши,
Роняя тени спутанные наземь,
Но погоди, подумай, не спеши,
Не попрекай его однообразьем.

Его на грани лета и весны
Гроза не раз крылом своим зацепит,
И ты услышишь струнный звук сосны,
И ропот дуба, и осины лепет.

А собственный драматический опыт Рыленкова в пору военной грозы делал его строки особенно убедительными. Вспоминая пере­житое в первые же ее месяцы, поэт скажет:

Горе шло дорогами всеми,
Задыхавшимися в пыли.
Потеряв и дома и семьи,
Мы Москву свою берегли.

(«Апрель», 1942)

Сказанные в знаменитой толстовской эпопее слова - «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея» - наполнились в том горестно-памятном 1941 году живейшим смыс­лом для многих, в особенности для тех, кто вырос на этой земле.

Примечательно, что самые проникновенные, самые памятные произведения «о страде неимоверной кровью памятного дня» роди­лись в русской советской поэзии у выходцев со Смоленщины - Алек­сандра Твардовского и Михаила Исаковского (первый и героя своего, знаменитого Василия Теркина, сделал смоленским уро­женцем).

Свой собственный вклад в поэзию тех лет Рыленков оценивал трезво, скромно, но без ненужного самоуничижения:

Может быть, стихи мои историк
Не запишет в летопись войны.

Может быть, во дни торжеств народных,
Где оркестров полыхает медь,
О привалах, о кострах походных
Будут строки не мои греметь.

Но, один оставшись, мой ровесник
Их откроет, словно свой дневник,
Про себя прочтет и скажет - есть в них
Дым войны, что в душу мне проник...

(«Как полынь, мне хлеб разлуки горек...», 1943)

Действительно, многие строки его военных стихов выразили и всю боль первых месяцев войны, когда «путем разлуки шли мы на восток... когда под небом родины суровым был встречный ветер го­рек, как упрек», и до предела обострившееся чувство любви к род­ной земле («Небо русское расписное распахнулось передо мной... Солнце жизни моей, Россия...»), и невозможность примириться с тем, что в местах, где ты рос, теперь враг: «у околиц ходит лихо, по-немецки говорит».

Беспощадно трезвая школа войны укрепила уже зарождавшуюся и прежде у Рыленкова неприязнь к трескучей, пустопорожней фразе, риторике:

Ни клятв, ни громких слов отныне
Мы всуе не произнесем. ...
И на губах, спаленных жаждой,
Нет - значит нет и да - есть да!
Мы узнаем друг друга в песнях,
Что кровью сердца скреплены...
От слов, заученных и пресных,
Мы отвратились в дни войны.

(«От слов,
заученных и пресных...», 1945)

В автобиографической поэме «Апрель» (1942) жена героя расска­зывает ему при долгожданной встрече, как, прочитав на оккупиро­ванной земле советскую листовку, «сквозь сетку плотную дождя уви­дела зубцы кремлевских башен».

Наиболее очевидный, напрашивающийся для любого читателя, смысл этого образа - тот, что героиня как бы воочию увидела дале­кую Москву, твердыню, о которую разбился грозный вал гитлеров­ского нашествия.

Но ведь и в Смоленске есть свой Кремль, выстроенный знамени­тым русским мастером Федором Конем, которому Рыленков много лет спустя посвятил строки:

Он тут такую крепость возведет,
Что станет в бедах родине опорой.

(«Мастер Федор Конь в Смоленске», 1963)

Пожалуй, возникшее перед глазами героини видение тем особен­но и значительно, что тут, как сказано у другого поэта, «образ вхо­дит в образ».

Есть в поэме «Апрель» и более скромный, но столь же волную­щий момент подобного душевного озарения, когда герой получает, на­конец, весточку - телеграмму о пропавшей семье:

Словно окна дома родного,
Засветились в наплыве тьмы
Три таких долгожданных слова:
«Женя Батюшкове детьми».

Этот зримый образ определенно близок только что рассмотрен­ному. Окна обычного дома оказываются в явственном, хотя я ни­сколько не навязчивом, родстве с самыми величавыми символами на­родной славы.

Той же лирической проникновенностью отмечены и стихи Рыленкова, посвященные уже обозначившейся в последние годы войны по­беде. В «Сотворении мира» (1944) ее черты сливаются с традицион­ным образом весны, но в то же время «молодой весны гонцы», если вспомнить тютчевское выражение, нисколько не походят на услов­но-аллегорические фигуры и уподоблены реальным героям тех дней:

Вновь берега ручьев и речек
Ветрам нахлынувшим тесны.
В тумане вышел март-разведчик
Искать дорогу для весны.

Он знал, что здесь, по Приднепровью,
Следы войны еще свежи,
Что пахнут порохом и кровью
Боев недавних рубежи.

Примет привычных нет в помине,
Он должен сам везде пройти,
Чтоб где-нибудь на вражьей мине
Не взорвалась весна в пути.

Эти заботы и опасения, эта будничность поведения «условного» персонажа («присел он на краю воронки, теплом летучим дорожа»), роднящие март с намерзшимся за зиму, трудно пролагающим путь на Запад бойцом, окрашивают все повествование совершенно непов­торимым образом.

Так и «июль золотобровый» впоследствии, как заправский кол­хозный бригадир, вздыхает, глядя па свое трудовое воинство:

Сидели русые подростки
У догоревшего костра.

И он не знал, что делать с ними,
Как выводить их на прокос,
Таким над плесами речными
Ловить бы солнечных стрекоз.

И сам поэт в послевоенном творчестве похож на своих героев, снова вернувшихся в родные края, к прерванной войной жизни и привычному труду. «Автопортрет» Рыленкова (окончательный вари­ант - 1957) улыбчив и привлекателен полнейшим отсутствием какой- либо напыщенности и позы:

Как Лель из зеленой дубравы,
Не шел я в венке из цветов.

Весной не играл на свирели,
А в поле за плугом ходил,
В дубраву, где иволги пели,
Пегаску в ночное водил.

«На старой Смоленской дороге» - так называлась историческая повесть Рыленкова об Отечественной войне 1812 года.

На свою «старую Смоленскую дорогу» вроде бы вернулся поэт и после войны - к прежним дорогим темам «традиционной» ли­рики.

Однако прочтем одно из его стихотворений 1946 года:

Снова нам весна глядит в глаза,
Для раздумий не дает отсрочки.
Говорят, что первая гроза
На деревьях разбивает почки.

Говорят, что от второй грозы
По земле течет теплынь густая
И шумят поемные низы,
Молодой травою зарастая.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но, припомнив всех, кто с нами рос,
Ты, в походах дальних возмужавший,
Помолчишь и скажешь: сколько ж гроз
Пронеслось над молодостью нашей!

Сколько раз наш путь в густом дыму
Озаряли беглые зарницы,
И не время ль расцвести всему,
Что на дне души у нас хранится!

К сожалению, в первые послевоенные годы не все благоприятст­вовало этому долгожданному расцвету. «Заученные и пресные» сло­ва, потесненные в дни военных гроз, снова объявились на литератур­ных нивах. Среди пошедших, было, в рост «хлебов» густо заголубели идиллические «васильки». К сожалению, и Рыленков, который сам жил в городе, встававшем из развалин с великим напряжением, знал трудную жизнь деревни этих лет, и не сумел в стихах «Пастух», «Агроном», «На покосе», «Здесь живет учительница», «Девушки идут в клуб» противостоять тому поверхностно-благостному отображению жизни, которое получило тогда распространение в литературе. Не­даром впоследствии поэт не без горечи писал: «...гляжу за грань го­дов и взять с собой хочу не все из нажитого».

Со второй половицы пятидесятых годов обозначается новый подъем рыленковской поэзии, когда само время способствовало укреп­лению и развитию ее лучших черт, все большей углубленности и ху­дожественной свободе.

В годы войны Рыленков говорил, что его юность погибла под развалинами и должна быть «погребена по воинскому уставу». Одна­ко какой молодой дерзостью дышит стихотворение «За это чувство все отдашь...» (1904):

Рука сжимает карандаш,
Как ветку тополиную.

Он тоже соками набух
И тоже полон свежести.
Не удивлюсь я, если вдруг
Листок на нем прорежется.

Полемизируя с критикой, все еще порой упрекавшей его в од­нообразии («Говорят, в моих стихах троп и стежек очень много»), поэт отстаивал свою творческую позицию, найдя для ее выражения сильный и убедительный образ:

Их, как струны лиры, я
День за днем перебираю.

(«Ответ», 1963)

Однако это занятие совсем не равнозначно монотонному «наиг­рыванию» излюбленной мелодии! Пролагаемая рыленковским Пегаской борозда заметно углубляется.

Повесть «Волшебная книга» завершалась историей героической гибели сельского летописца и многозначительным эпизодом: автору достается драгоценная реликвия - «обгорелый обломок карандаша, того самого карандаша, каким Демьян Сидорович делал свои послед­ние записи».

Суровый почерк этого «карандаша», кажется, ощутим в целом ряде стихов поэта. Так, например, Рыленков всегда питал пристрастие к сонету, но, признаться, его прежние произведения такого рода не­редко казались продиктованными скорее пылким стремлением «объез­дить» этого непокорного коня, сравнительно редко ныне встречаю­щуюся форму. В сонетах же последнего периода творчества ясно ощущаешь, что их строки диктует чувство, мысль, опыт - свой, наро­да, предшествующих поколений.

Такова «Надпись на старинной книге» (1958):

Я видел на веку немало перемен,
В круговороте дней страстей кипела пена.
Я знал земных владык величие и плен,
И вот я говорю: не преклоняй колена!

Таков сонет «Душа стремится вглубь, к первоосновам.,.» (1965):

Туда, где стыдно жить на всем готовом,
Где совесть отпущенья не дает,
Коль промолчишь, воды набравши в рот,
Пред ложью, что святым прикрылась словом.

Рыленковский Пегаска вовсе не беззаботно бродит по идилличе­ски безмятежным лугам и лесам, а честно тянет нелегкую поклажу проблем и забот напряженного, трудного века:

За все, за все с нас спросит
время строгое,
Ему не скажешь,
стоя в стороне,

Что с чистым сердцем
выходил в дорогу я,

А заблуждался -
по чужой вине.

Нам отговорки
не к лицу лукавые,
Не для того
мы спор вели с судьбой,
И выше всех
ценю святое право я -
Быть самым строгим
для себя судьей.

(«За все, за все с нас спросит...», 1963)

И даже самые уединенные лирические тропинки, по которым по­рой бродит рыленковская муза, в конце концов выводят нас на ту же «старую смоленскую дорогу» - к раздумьям о судьбе народа, мира, человечества, столь свойственным великой русской поэзии, всегда бывшим для нее необходимейшим условием полноценного существо­вания.

Вот очень характерное для Рыленкова стихотворение (1966):

Что есть гражданственность? -
не надо вопрошать,
А надо ею жить,
как воздухом дышать.
Гражданственно все то,
в чем разум века светит,
Чем совесть
зову времени ответит,
Чему дается власть
и в бедах возвышать.
Что есть гражданственность? -
не надо вопрошать.

«Гражданственно все то, в чем разум века светит» - этой глубо­кой и мудрой формуле был верен поэт и в своих литературных при­вязанностях, и в собственной работе.

В одном из последних стихотворений Рыленков писал:

Не сетуй, что перо
В руке все тяжелее,
Не капелька чернил,
А жизнь висит на нем.

Этот же «вес» пережитого, передуманного ощутим и в прозе поэта. По большей части она состоит из повестей и рассказов авто­биографического характера, рисующих обстановку детства и юности будущего писателя, людей тогдашней деревни, рвущуюся к знаниям молодежь двадцатых годов («Сказка моего детства», «Мне четыр­надцать лет». «Дорога уходит за околицу», «Волшебная книга» и др.).

Про «волшебную книгу» Демьяна Сидоровича ходили всякие ле­генды. В ней было множество записей о погоде и разнообразных при­родных явлениях, и сам «летописец» говаривал донимавшим его расспросами односельчанам: «Волшебная книга - она у всех перед глазами, только не всяк ее читать умеет».

И знакомясь с этой повестью, где скуповатые, но точные записи героя о «тех неуловимых признаках приближения весны, какие бывают заметны только очень опытному глазу», сменяются кар­тинами пробуждения природы, написанными уже самим автором, вспоминаешь его многочисленные пейзажные стихи и готов уже ви­деть в таком родстве с извечной крестьянской наблюдательностью один из истоков писательской судьбы самого Рыленкова.

Демьян Сидорович уподобляет волшебной книге природу, но с не меньшим основанием ей можно уподобить и жизнь вообще, которая тоже ведь «у всех перед глазами, только не всяк ее читать умеет» - умеет видеть смысл и красоту самых будничных занятий и, как выразился Гоголь, «простое величие простых людей» - все то, что составляет жизнь народа, его историю.

Повесть же «На озере Сапшо» примыкает к весьма распростра­ненному в 50-60-х годах «деревенскому очерку», к той его разновид­ности, для которой характерны такие произведения, как «Деревенский дневник» Ефима Дороша, сочетавший злободневные публицистические раздумья о проблемах сельского хозяйства, современной культуры и т. д. с портретами современников, лирическими зарисовками, экскур­сами в далекое прошлое.

В повести Рыленкова тоже налицо все эти элементы. Лирический, подобный тополиной ветке карандаш, рисующий красоту мест, овеян­ных воспоминаниями о жившем здесь знаменитом путешественнике Пржевальском, сменяется деловитыми и острыми записями в духе Демьяна Сидоровича, который в свою книгу все «досконально» заносил. Вот, к примеру, как едко охарактеризован устами очевидцев устроен­ный в местном поселке «праздник»: «Соберут начальники на жаре людей, а сами взберутся на грузовую машину и начнут пастухам да дояркам рассказывать, как надо кормить и доить коров. И себя уморят и других».

Немало в прозаическом наследии Рыленкова и поэтических за­рисовок русской природы, тяготеющих к жанру стихотворений в про­зе. Примечательно завершаются «Синие глаза зимы»: «...по первопутку меня всегда тянет в деревню. И первый зазимок для меня - как письмо оттуда, из глубины России».

Та же лирическая струя преобладает в статьях и очерках, по­священных дорогому авторскому сердцу Смоленску, судьбе всего этого многострадального и стойкого края, о котором так проникновенно сказано в известном стихотворении Николая Рыленкова (1954):

Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь - ожила!

Но эта сыновняя привязанность к Смоленщине, к родной средне­русской природе, к ее певцам никогда не приводила к сужению рыленковских интересов, к какой-либо «местнической» или эстетиче­ской ограниченности. Та широта кругозора, какая обозначилась у него с юных лет, неизменно сохранялась и в дальнейшем.

Кто вправду любит Родину свою,
Тому любовь глаза не затуманит,
Тот свысока глядеть в чужом краю
На любящих иную даль - не станет,-

писал он за несколько месяцев до кончины. И в его сочинениях не­трудно найти и стихи о дальних, «экзотических» краях (например, о Грузии), и пространное эссе «Коктебельская элегия», полное дав­него и вдумчивого интереса к поэтическому миру Максимилиана Волошина , казалось бы бесконечно чуждого ему по своей литера­турной судьбе, окружению, творческим позициям, и статьи об Ахма­товой и Пастернаке .

Николай Рыленков ушел из жизни рано, в 1969 году, едва достиг­нув шестидесяти лет.

Он навсегда остался верен взятому на себя еще в молодости «обя­зательству»:

Только помни под небом просторным
Вечный долг свой полям и лесам...

(«Вновь калина над речкой уснувшей...», 1936)

Как бы вспоминая эти слова, он уже на склоне лет писал: «Про свои долги не позабыл я, только заплатить не все успел». Убежден­ный в правильности своих творческих принципов, поэт, однако, про­должал считать себя должником, особенно оглядываясь на происхо­дящее вокруг:

О Родина, ты еще мало воспета,
Как робкая ласточка вьется мой стих,
Когда за ракетой несется ракета
В небесные дали с просторов твоих.

(«Космонавты», 1962)

Но это уже шло от его человеческой скромности и естественного восторга перед подвигами соотечественников. Только что приведенные строчки нуждаются в «поправке», в корректировании словами, кото­рые были сказаны самим поэтом в стихах, посвященных Юрию Гага­рину, и сделались афоризмом:

А где ж, поэзия, твой космос?
- Да в человеческой душе.

В исследовании этого необъятнейшего космоса Николаем Рыленковым сделано немало.

А.М. Турков

Турков, А. Своя песня: [жизнь и творчество Н.И. Рыленкова] / А. Турков // Рыленков, Н.И. Собрание сочинений: в 3 т. / Н. И. Рыленков; сост.: Е.А. Рыленкова. - М. , 1985. – Т.1. - С. 3-16.

Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:

Произведения:

  1. Рыленков Н.И. Собрание сочинений : в 3 т. / сост.: Е.А. Рыленкова, А.М. Турков. - Москва: Современник, 1985.
    Т. 1: Стихотворения (1924-1949); Поэмы . - 448 с.
    Т. 2: Стихотворения (1950-1969); Поэмы . - 527 с.
    Т. 3: Повести, рассказы . - 544 с.
  2. Рыленков Н.И. Волшебная книга : повести. - Москва: Советская Россия, 1964. - 352 с.
  3. Рыленков Н.И. Лирика / сост. А. Туркова. - Москва: Детская литература, 1981. - 175 с. : ил. - (Поэтическая библиотечка школьника).
  4. Рыленков Н.И. Отчий край . - Москва: Советская Россия, 1977. - 384 с.
  5. Рыленков Н.И. Сказка моего детства : повести, стихи. - Москва: Детская литература, 1965. - 333 с.
  6. Рыленков Н.И. Сказка моего детства : повести, стихи / худож. Ю. Игнатьев. - Москва: Детская литература, 1976. - 335 с. : ил. - (Школьная библиотека).
Поделиться: