Как делать 30 задание по географии егэ. Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к егэ по географии

Задания С2

C2 № 1004. Суммарная солнечная радиация в июне на Северном тропике приблизительно в два раза больше, чем на южном тропике.

Объясните, с чем это связано, указав две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут две, указанные первыми

Пояснение.

Во-первых, в июне Солнце в зените находится в Северном полушарии, то есть угол падения солнечных лучей там больше, а во-вторых - продолжительность дня больше. Поэтому суммарная солнечная радиация в июне на Северном тропике гораздо больше, чем на южном тропике.

C2 № 1090. В последние годы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области было создано несколько крупных автосборочных производств иностранных компаний. Укажите две особенности экономико-географического положения этой территории, способствующие развитию в ней автосборочных производств

Пояснение.

Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют выгодное транспортное положение, - они расположены на перекрестке важный морских путей и сухопутных магистралей, по которым удобно доставлять компоненты, из которых собираются автомобили и оправлять готовую продукцию. Кроме того эта территория расположена рядом с основными районами, в которых сосредоточены основные потребители продукции автомобилестроения в России.

C2 № 1533. Целлюлозно-бумажный комбинат «КАМА» ведёт свою историю с 1929 года. Семь лет понадобилось для того, чтобы в живописнейшем уголке Пермской губернии на берегу красавицы Камы выросли промышленные корпуса. Проектировщики будущего гиганта промышленности предусмотрели всё: и близость обширных хвойных и лиственных лесов, и выгодное расположение на пересечении автомобильных, железнодорожных и речных путей Западного Урала. И сегодня ЦБК «КАМА» заслуженно является одним из лидеров российской бумажной промышленности.

Объясните, почему при выборе места для строительства ЦБК важно было предусмотреть близость лесов и положение на пересечении водных и сухопутных транспортных путей. Укажите две причины. Если Вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две указанные первыми.

Пояснение.

Сырьем для целлюлозно-бумажного производства является древесина, поэтому близость лесов важна для обеспечения комбината сырьем. Положение на пересечении водных и сухопутных транспортных путей важно для удобства доставки сырья и поставок готовой продукции потребителям, расположенным в других районах страны.

Задания С3

C3 № 1663. Определите, в каком из пунктов - А или Б - величина суммарной солнечной радиации в июне больше. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два указанных первыми.

Пояснение.

Суммарная солнечная радиация в июне больше в пункте Б. В июне в районах, прилегающих к Северному тропику, по сравнению с районами, прилегающими к экватору, больше и угол падения солнечных лучей, и продолжительность дня. Кроме того, прозрачность атмосферы пункте Б значительно выше из-за отсутствия облачности в пустынных районах.

C3 № 45. Пермский край хорошо обеспечен лесными ресурсами. Какая еще особенность природно-ресурсной базы и особенность промышленности города Пермь способствовали размещению в нем целлюлозно-бумажного производства? Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности. Если вы укажите более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Пояснение.

1) Пермь находится на берегу Камского водохранилища

ИЛИ

город Пермь хорошо обеспечен водными ресурсами

2) рядом с Пермью расположены крупные электростанции (ГЭС и ТЭС)

ИЛИ город Пермь хорошо обеспечен электроэнергией

«Размещение объясняется наличием в Пермском крае крупных ГЭС и положением на Волге, которая является источником необходимой воды».

C3 № 54. Почему природная зона степей в Волгоградской области сменяется пустынями и полупустынями в Астраханской? Укажите две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две. указанные первыми.

Пояснение.

1) уменьшение количества осадков

ИЛИ

в Астраханской области выпадает меньше осадков

2) при движении на юг испаряемость становится больше

ИЛИ

лето в Астраханской области более жаркое

«Уменьшается коэффициент увлажнения почвы, нарастает континентальность климата. Использование земель для выпаса скота, привели к тому, что почва стала незадернованной, пустынные ландшафты образовались из-за частых суховеев».

С3 № 99. Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на фрагменте карты цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя.

Для обоснования вашего ответа приведите два довода. Если вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два, указанных первыми.

Пояснение.

Ответ: Участок 2

1. Расположен на достаточно крутом склоне холма, что способствует быстрому стоку воды.

2. Открытое пространство, нет сдерживающих факторов, таких как лес, например, на участке 1.

C3 № 143. На рисунке показаны климатограммы, характеризующие климат пунктов А и В, расположенных в Европе примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из этих пунктов расположен восточнее. Для обоснования вашего ответа приведите два довода.

Пояснение.

1. Большее количество осадков в климатограмме В указывает на то, что пункт расположен ближе к океану, т. е. западнее.

2. В точке А температура зимы ниже, а лета выше, что указывает на большую континентальность климата, т. е. большую чем у пункта В удаленность от океана, или, другими словами, восточнее.

Ответ: Пункт А расположен восточнее.

С3 № 187. Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните долю сельского хозяйства в ВВП и долю сельского хозяйства в общем объёме экспорта Австралии и Колумбии. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.

Социально-экономические показатели развития Австралии и Колумбии в 2007 г.

Пояснение.

В ответе говорится, что:

1) доля сельского хозяйства в ВВП Колумбии выше, чем в ВВП Австралии, и приводятся значения 12% и 4%;

2) доля сельского хозяйства в экспорте Колумбии выше, чем в экспорте Австралии, и приводятся вычисления 5: 25 и 15: 117,

ИЛИ

доля сельского хозяйства в экспорте Колумбии выше, чем в экспорте Австралии, и приводятся значения 20% и 13%;

3) сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике Колумбии.

C3 № 273. Почему в городе Магнитогорске максимальные концентрации вредных веществ в воздухе отмечаются в зимнее время? Укажите две причины.

Пояснение.

Главным источником загрязнения воздуха в Магнитогорске является металлургический комбинат. В зимнее время на Урале преобладает повышенное атмосферное давление. Это приводит к застаиванию воздуха. Кроме того, Магнитогорск расположен в межгорной котловине, в которой зимой наблюдается инверсия температур. Это еще более увеличивает концентрацию вредных выбросов в приземных слоях атмосферы.

C3 № 316 . В каком регионе России: Архангельской или Саратовской области - необходимо уделять больше внимания мерам, предупреждающим развитие водной эрозии? Свой ответ обоснуйте.

Пояснение.

Интенсивность водной эрозии определяется количеством выпадающих осадков, их характером, перепадами абсолютных высот рельефа и степенью распаханности территории. Количество осадков, которое выпадает в пределах данных территорий, различается незначительно, но перепады высот в Саратовской области больше, чем в Архангельской. Также степень распаханности территории в Саратовской области больше, чем в Архангельской. Поэтому в Саратовской области водная эрозия представляет большую опасность, чем в Архангельской, и здесь необходимо уделять больше внимания мерам по борьбе с водной эрозией.

C3 № 402 . Создание водохранилища на реке положило конец весенним паводкам ниже по ее течению, однако через некоторое время владельцы ферм, расположенных ниже по течению, стали жаловаться на снижение продуктивности угодий, расположенных в пойме реки. Может ли это быть следствием строительства водохранилища? Свой ответ обоснуйте.

Пояснение.

Может. После весенних паводков на пойме оставался слой плодородного ила. Прекращение паводков привело к прекращению его поступления на пойменные угодья, что и могло стать причиной снижения их плодородия.

C3 № 531. Какие негативные последствия может иметь вырубка лесов на склонах Кавказских гор? Укажите не менее двух последствий.

Пояснение.

Вырубка лесов приводит к снижению способности почвы задерживать влагу, усилению поверхностного стока, поэтому в горных районах уничтожение лесов на склонах приводит, с одной стороны, к усилению разлива рек, вызывающего наводнения, а с другой стороны - к усилению водной эрозии, развитию оползней, что наносит ущерб сельскохозяйственным угодьям и населенным пунктам.

C3 № 574. Вырубка лесов приводит к многочисленным негативным изменениям в природе. Назовите возможные неблагоприятные изменения режима рек, связанные со сведением человеком лесов в водосборным бассейнах рек.

Пояснение.

Лесная растительность задерживает поверхностный сток во время дождей или таяния снегов и способствует просачиванию вод под землю. Сведение лесов приводит к усилению интенсивности поверхностного стока и сокращению подземного. Из-за этого усиливается интенсивность половодий и паводков, что может приводить к наводнениям, а уровень воды в реках во время межени становится, наоборот, ниже, что может затруднять судоходство или обеспечение водой потребителей.

C3 № 832. Определите, в каком из пунктов, обозначенных на карте Африки, суммарная солнечная радиация в декабре больше. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если вы приведете более двух доводов, оцениваться будут два, указанных первыми.

Пояснение.

В декабре суммарная солнечная радиация будет больше в пункте Б. Оба пункта расположены примерно на одинаковом расстоянии от экватора, но пункт Б расположен в Южном полушарии, а там в декабре лето, это значит, что, во-первых, угол падения солнечных лучей больше, а во-вторых, продолжительность дня больше.

C3 № 875 . Определите в каком полушарии и в каком климатическом поясе расположен пункт, климат которого показан на климатограмме. Дайте необходимые обоснования вашего ответа.

Пояснение.

Пункт расположен в южном полушарии, так как средние температуры июля в нем ниже, чем в январе.

Так как в зимнее (для южного полушария) время средние температуры воздуха в этом пункте выше +10°С, но ниже чем +20°С, можно сделать вывод, он находится в тропическом поясе.

C3 № 919 . Изменение человеком любого компонента природы неизбежно приводит к изменению всего природного комплекса. Создание крупных водохранилищ приводит к затоплению значительных территорий, повышению уровня грунтовых вод и заболачиванию, может заметно измениться и климат соседних территорий. Как повлияет создание крупного водохранилища в умеренных широтах на климат прилегающей территории? Укажите не менее двух следствий.

Пояснение.

Испарение воды с поверхности водохранилищ способствует повышению влажности воздуха, увеличивается количество атмосферных осадков. В умеренных широтах крупные водохранилища способствуют повышению температур воздуха в зимнее время. В летнее время в их прибрежной зоне могут возникать ветры, подобные бризам.

С3 № 1177. В болотах Сибири, скованных многолетней мерзлотой, скопилось огромное количество болотного газа метана В результате глобальных климатических изменений среднегодовые температуры воздуха в Сибири за последние 40 лет поднялись на 3 градуса, и началось оттаивание многолетней мерзлоты, сопровождаемое выбросами метана. Какое влияние могут оказать эти выбросы на климат планеты? Свой ответ обоснуйте.

Пояснение.

Метан во много раз сильнее влияет на создание парникового эффекта в атмосфере, чем углекислый газ. Поэтому увеличение концентрации в атмосфере метана может привести к усилению парникового эффекта в атмосфере Земли, что может способствовать дальнейшему повышению температуры воздуха на планете.

C3 № 1305. ОАО «Сегежский Целлюлозно-бумажный комбинат» является одним из старейших предприятий отрасли. Комбинат был основан в 1939 г. на берегу озера Выг в самом центре Республики Карелия. С тех пор производство неоднократно модернизировалось, и сейчас его производственные мощности составляют 414 тыс. тонн целлюлозы и 300 тыс. тонн бумаги в год. Какие особенности природно-ресурсной базы Республики Карелия способствовали созданию на её территории целлюлозно-бумажной промышленности? Укажите две особенности. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две указанные первыми.

Пояснение.

Для целлюлозно-бумажного производства необходимо большое количество сырья (древесины) и воды. Карелия хорошо обеспечена как лесными, так и водными ресурсами. Эти две особенности и способствовали развитию на её территории целлюлозно-бумажной промышленности.

C3 № 1448. На рисунке показан профиль, проведённый через остров по параллели 50° с. ш. Определите, в каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами А, Б, В, Г, будет выпадать наибольшее количество атмосферных осадков. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два указанных первыми.

Пояснение.

1. На параллели 50° с. ш. дуют постоянные западные ветры. Проходя над океанами, они могут насыщаться влагой и приносить осадки на западные склоны горы острова. Там расположены точки А и Б.

2. При подъеме по склону горы воздух охлаждается. При охлаждении воздуха происходит процесс конденсации влаги, образования облаков и выпадения осадков. Поэтому больше осадков будет выпадать не у берега, а на некоторой высоте (в точке Б).

Наибольшее количество осадков выпадет в точке Б.

C3 № 1491. На рисунке показан профиль, проведённый по параллели 50° с. ш. через остров, расположенный у восточного побережья Евразии. Определите, в каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами А, Б, В, Г, будет выпадать наибольшее количество атмосферных осадков. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два указанных первыми.

Пояснение.

1. На востоке Евразии дуют муссонные ветры.. они приносят осадки со стороны Тихого океана, т. е. с востока. Следовательно, больше осадков будет в точках В и Г.

2. При подъеме вверх воздух охлаждается, что способствует коденсации влаги и выпадению осадков. Поэтому больше осадков будет в точке В.

Задания С4.

C4 № 49. Определите, на какой из территорий, обозначенных буквами на карте России, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почв. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если вы приведете более двух доводов, оцениваться будут только два. указанных первыми.

Пояснение.

На среднерусской возвышенности (пункт А) интенсивно ведут сельское хозяйство, леса повырубали. А землю распахали. Поверхность здесь с холмами, поэтому после сильных дождей вода стекает и почву размывает эрозией. Значит в пункте А наиболее опасно.

C4 № 55. Прочитайте фрагмент газетной статьи.

«В 2006 году начато строительство нового нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСЮ). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байка7 возражали ученые-экологи, которые говорили о неизбежности экологической катастрофы в случае аварии на будущем нефтепроводе. Под их влиянием было принято решение об изменении трассы трубопровода».

Какие особенности территории, по которой должен был пройти нефтепровод, заставляли ученых говорить о высокой степени вероятности аварии на нефтепроводе и неизбежности, в этом случае, загрязнения вод озера Байкал? Укажите две особенности. Если вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Пояснение.

1) высокая сейсмическая активность территории

2) эта территория относится к водосборному бассейну озера Байкал

ИЛИ

трасса нефтепровода пересекает реки, впадающие в Байкал

«Возле озера Байкал, расположенного в гористой местности (Яблоневый хребет, Становое нагорье) находится сейсмический пояс. Кроме этого, речки, впадающие в это уникальное озеро, могут загрязниться вследствие аварии. А еще здесь резко-континентальный климат».

С4 № 618. Для развития сельскохозяйственного производства страны большое значение имеют как природные, так и материальные ресурсы.

Используя данные таблицы, сравните страны А и Б по таким показателям, как общая площадь пашни и количество тракторов, приходящихся на 1000 гектаров пашни.

СТРАНА Общая площадь земельных угодий, тыс. га Доля пашни в общей площади земельных угодий, % Трактора, шт.

A 250000 3 97500

Б 120000 4 90000

Пояснение.

При выполнении этого задания необходимо сначала определить общую площадь пашни в каждой из стран, а затем разделить количество тракторов на площадь пашни. Необходимо помнить, что сравнение подразумевает на просто указание соответствующих цифр для каждой из стран, но и четкого использования слов «больше», «меньше. Ответ на задание может быть записан так:

В стране А общая площадь пашни больше, чем в стране Б, так как 3% от 250000 составляет 7500 тыс. га, что больше, чем 4% от 120000 (4800 тыс. га), а количество тракторов, приходящихся на 1000 гектаров пашни, больше в стране Б - 18,75 шт. против 13 в стране А.

C4 № 1447. ОАО «Липецкий трактор» является одним из крупнейших производителей тракторов в России. С главного конвейера предприятия начиная с 1944 года сошло более полутора миллиона тракторов. Укажите две особенности ЭГП завода (кроме удобного транспортного положения), которые способствуют его успешной работе. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две указанные первыми.

Пояснение.

1. Близость металлургической базы, что уменьшает стоимость перевозки необходимого металла.

2. Близость потребителя, что опять же снижает транспортные издержки при доставке готовой продукции.

3. Наличие квалифицированной рабочей силы.

Задания С5.

C5 № 576 . Географические координаты пунктов А, Б, В и Г показаны в таблице.

Широта Долгота

A 52° с.ш. 58° в.д.

Б 52° с.ш. 68° в.д.

В 52° с.ш. 73° в.д.

Г 52° с.ш. 78° в.д.

Определите, в каком из этих пунктов 11 июня Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 8 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование вашего ответа.

Пояснение.

В 8 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана полдень на меридиане (12 - 8) · 15°= 60° в.д. Чем ближе к этому меридиану, тем Солнце выше. Из данных пунктов ближе всего к меридиану 60° в.д. находится пункт А. Значит выше всего над горизонтом Солнце будет в нем.

C5 № 619 . Можно ли утверждать, что вы находитесь в Северном полушарии, если в пункте, где вы находитесь, тень от предметов в полдень падает на север? Свой ответ обоснуйте.

Пояснение.

Нет, нельзя. Это зависит от времени года. Так, в зимнее время Северного полушария Солнце в полдень бывает в зените над одной из параллелей в Южном полушарии между экватором и Южным тропиком. При этом в Южном полушарии на всех параллелях между экватором и параллелью, над которой Солнце находится в зените, тень от предметов в полдень будет падать на север.

C5 № 705. Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 23 сентября в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 53 над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

Пояснение.

23 сентября - день равноденствия. Солнце находится в зените над экватором. Значит широта пункта: 90° − 53° = 37° с.ш. Время в пункте на 5 часов отличается от гринвичского, значит долгота пункта: 15° х 5 = 75° з.д.

C5 № 834. Определите географические координаты пункта, расположенного в Северном полушарии, если известно, что 21 марта в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 45° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

Пояснение.

21 марта - день равноденствия, Солнце в этот день находится в зените над экватором, значит, широта места будет равна 90° − 45° = 45°. Широта 45° с.ш.

Солнечное время в пункте на шесть часов меньше, чем на нулевом меридиане, значит, он расположен на 6 х 15° = 90° западнее. Долгота - 90° з.д.

C5 № 1093. Географические координаты пунктов А, Б и В показаны в таблице

Пункт Географические координаты

широта долгота

А 40° с.ш. 100° в.д.

Б 50° с.ш. 110° в.д.

В 40° с.ш. 110° в.д.

Определите, в каком из этих пунктов 15 июля Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.

Пояснение.

Солнце раньше встает на востоке. Пункты Б и В расположены восточнее пункта А, но пункт Б расположен севернее пункта В. Так как летом продолжительность дня в Северном полушарии увеличивается при движении от экватора, то раньше всего Солнце поднимется в пункте Б.

Задания С6.

C6 № 189. На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

Численность и естественный прирост населения Смоленской области Показатель

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Среднегодовая численность населения, человек 978 683 970 063 Нет данных

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год -9389 -8174 -7830

Проанализировав эти данные, определите:

1) показатель естественного прироста населения в ‰ в 2009 г. для Смоленской области. Полученный результат округлите до целого числа;

2) величину миграционного прироста (убыли) населения Смоленской области в 2009 г. Запишите решение задачи.

Пояснение.

Решение:

1) - 8174/970063 х 1000 = - 8 ‰

1) 965 986 – 974 139= –8153;

2) –8153 – (–8174) = 21.

В 2009 г. численность населения Смоленской области сократилась на 8153 человека. За счёт естественной убыли произошло сокращение на 8174 человека.

Миграционный прирост населения составил: – 8153 + 8174 = 21


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ по географии Подготовил: учитель географии МКОУ «Икринская СОСШИ» Азизова Майина Шахабудиновна

2 слайд

Описание слайда:

Раздел: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Например, решаем такую задачу: Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.

3 слайд

Описание слайда:

Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану Определяем широту точки по формуле: 90° - 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии). Определяем долготу точки. Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем: 19-12=7 часов За 1 час Земля делает оборот 15° (360°:24ч=15° 15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии). Ответ: координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.

4 слайд

Описание слайда:

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня. 1) 40º с.ш. 2) 10º ю.ш. 3) 30º ю.ш. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр. Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2016 по географии. Пояснение: Первого июня в северном полушарии лето, в южном - зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северно­му полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели. 3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш. Ответ: 3, 2, 1.

5 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга - полярный день в северном полушарии и полярная ночь - в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика. А) полярный день - 75º с. ш. Б) полярная ночь - 75º ю. ш. В) зенитальное положение Солнца - 17º с. ш. Ответ: 1, 2, 3. Явление Параллель 1) 75ºс.ш. 2) 75ºю.ш. 3) 17ºс.ш. 4) 27ºю.ш. А) полярный день Б) полярная ночь В)зенитальноеположение Солнца

6 слайд

Описание слайда:

Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Пояснение В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу: (18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д. Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего. Ответ: Это точка В. Применяем формулу: (12 ч - … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии) (…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии) Чем дальше точка находится от этого меридиана, тем ниже Солнце над горизонтом. В северном полушарии – восточнее, в западном полушарии – западнее от полуденного меридиана Точка Широта Долгота А 30с.ш. 100з.д. В 30с.ш. 90з.д. С 40с.ш. 90з.д.

7 слайд

Описание слайда:

Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов по солнечному времени меридиана. Ход ваших рассуждений запишите. Пояснение: определения полуденного меридиана. Выше всего Солнце будет там, где полдень (12-7)х15=75 ° в.д. Ответ: С

8 слайд

Описание слайда:

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа. Пояснение. 1)500:100=5 2)0,6×5=3 3)12-3=9°

9 слайд

Описание слайда:

Какие из следующих выводах о тенденциях изменения объемов продукции животноводства сделанные на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны? Запишите цифры под которыми они указаны. Динами объемов продукции животноводства (в % к предыдущему году) 1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства. 2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства. 3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства. 4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства. Регион 2009г. 2010г. 2011г. Новгородская 145,9 129,8 114,4 Саратовская 106,0 102,2 101,1 Липецкая 104,2 105,7 103 Костромская 96 98 98,5

10 слайд

Описание слайда:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность Смертность = Рождаемость – Естественный прирост Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост Плотность населения = Численность населения Площадь Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей Площадь территории Иммиграция – въезд в страну Эмиграция – выезд из страны

11 слайд

Описание слайда:

где КР, КС, КЕП - общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно; Р - число родившихся за год; С - число умерших за год; ЕП - естественный прирост населения за год; ЧН - среднегодовая численность населения.

Среднее общее образование

География

ЕГЭ-2018 по географии: разбираем самые трудные задания

Вашему вниманию мы предлагаем разбор наиболее трудных заданий из демоверсии ЕГЭ 2018 года по географии. Статья содержит подробный анализ заданий, алгоритм решений и рекомендации актуальных пособий для подготовки к ЕГЭ, а также подборку материалов по географии, опубликованных ранее.

Задание 1

(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.

В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.

1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.

2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства) вверх, т.к. широта северная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.

Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.

3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем) вправо, т.к. долгота восточная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.

Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.


4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).

Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.

2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.

3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.


4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).

Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).

Задание 3

(«Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование»). max 2 балла

Для выполнения этого задания необходимо научиться отличать рациональное (грамотное, разумное, устойчивое) природопользование от нерационального. Некоторые примеры обоих видов приведены в таблице ниже. В конце оставлены несколько пустых строк, чтобы вы сами могли дополнить таблицу примерами рационального или нерационального природопользования, которые встретились вам в ходе подготовки.

Таблица «Основные виды природопользования»

Рациональное

Нерациональное

лесовосстановление

осушение болот в верховьях рек

оборотное водоснабжение

вырубка деревьев в верховьях рек

комплексное использование сырья

создание терриконов

полное извлечение сырья

распашка целины

рекультивация земель

молевой сплав леса

защитные лесополосы

(продольная) распашка склонов

расчистка леса от сухостоя, полей от валунов, русел рек от мусора и т.п.

уплотнение почв (например, вследствие использования тяжёлой сельхозтехники)

террасирование склонов

сжигание попутного нефтяного газа

капельный полив

строительство ГЭС на равнинных реках

перевод ТЭС с угля на природный газ

использование вторичного сырья (металлы, макулатура)

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 124.

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается новое пособие для подготовки ЕГЭ, которое содержит 30 вариантов типовых экзаменационных работ по географии. 31-й вариант - контрольный. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 8

(«Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения»). 1 балл.

В этом задании необходимо выбрать страну с наибольшей долей пожилых людей. Могут быть варианты, где просят найти страну с наименьшей долей пожилых или с наибольшей/наименьшей долей детей в структуре населения. Все эти вопросы базируются на одной закономерности: чем более экономически развита страна, тем в структуре её населения меньше доля детей и больше доля пожилых людей . Соответственно, выполнение данного задания сводится к выбору наиболее экономически развитой страны.

Выбор этот осложняется тем, что уровень экономического развития страны зависит не только от размера душевого ВВП, но и от ряда других факторов: структуры и степени диверсификации экономики, развитости социальной сферы и т.п. Приведённая ниже таблица поможет сравнить большинство стран мира по уровню эк. развития: он снижается от стран G7 к НЭС 1-й волны и далее от стран БРИКС к беднейшим странам Африки и Азии.

Таблица «Типология стран мира по уровню социально-экономического развития»

Страны мира

экономически развитые

развивающиеся

страны Большой Семёрки (G7)

США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония

страны БРИКС (BRICS)

Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР

прочие развитые страны Европы

Примеры: Испания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Чехия

развивающиеся страны Европы

Примеры: Беларусь, Сербия, Болгария, (Турция, Казахстан)

НИС (новые индустриальные страны) 1-й волны

т.н. «Азиатские тигры»: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (в наст. время провинция Китая)

НИС (новые индустриальные страны) 2-й волны

Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам

СПК (страны переселенческого капитализма)

Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Канада, ЮАР

страны Латинской Америки (большинство)

Примеры: Мексика, Аргентина, Чили

НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 1-ой волны

ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, Оман

НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 2-й волны

Примеры: Венесуэла, Алжир, Египет, Азербайджан, Нигерия

бедные страны Африки и Азии (ВВП>1000 $/чел)

Примеры: Кения, Пакистан, Монголия

беднейшие страны Африки и Азии (ВВП<1000 $/чел)

Примеры: Либерия, Конго, Эфиопия, Сомали, Афганистан

Очевидно, приведённая схема сильно упрощена и имеет свои «несостыковки» (например, такие страны, как Канада, ЮАР, Венесуэла «попадают» сразу в несколько групп), но в целом она даёт представление о степени развития той или иной страны при относительно несложном запоминании.

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 4.

(«Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства.»). 1 балл.

В этом задании необходимо каждой стране подобрать диаграмму, отражающую структуру занятости населения в ней. Для этого нужно приведённые в списке страны расположить в порядке убывания степени экономического развития (см. таблицу к заданию 8).

В наиболее экономически развитых странах с постиндустриальной экономикой ведущая отрасль экономики, в которой занята большая часть экономически активного населения, – это сфера услуг .

В наименее экономически развитых странах экономика аграрная и большая часть населения занята в сельском хозяйстве .

Большинство стран со средним уровнем экономического развития имеют индустриальную структуру экономики, и значительная часть населения в них занята в промышленности .

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 213.

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ по географии: краткие теоретические сведения по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Издание содержит теоретические сведения по географии по всем темам, проверяемым на ЕГЭ, а также задания для самоконтроля. В конце пособия приведены ответы и комментарии. Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ по географии, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.

Задание 16

(«Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России»). 1 балл.

Какие из следующих выводов о тенденциях изменения объемов добычи полезных ископаемых, сделанные на основе анализа данных приведенной ниже таблицы, верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Динамика объемов добычи полезных ископаемых
(в процентах к предыдущему году)

1) Объемы добычи полезных ископаемых в Самарской области ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

2) Объемы добычи полезных ископаемых в Красноярском крае ежегодно уменьшались в период с 2008 по 2011 г.

3) Объемы добычи полезных ископаемых в Томской области ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

4) Объемы добычи полезных ископаемых в Камчатском крае ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

Для решения этого задания необходимо обратить внимание на одну особенность: все данные в таблице представлены в виде процентов. Это означает, что для того, чтобы оценить ту или иную тенденцию, нужно сравнивать цифры не между собой, а со 100 процентами. То есть, если число в ячейке больше 100 , то это означает рост показателя в этом году, если меньше 100 , то падение .

Посмотрим на пример. Так, изменение показателя объёма добычи полезных ископаемых в Томской области в 2008–2009 годах с 102,2% до 100,6% означает замедление темпов роста добычи, но не её падение. Поскольку в 2009 году полезных ископаемых было добыто на 0,6% больше, чем в 2008.

И напротив, изменение показателя Камчатского края с 96,2% до 98,3% в 2008-2009 годах не означает роста добычи, а говорит лишь о замедлении темпов её падения (с 3,8% в 2008 до 1,7% в 2009).

В этом задании вам могут встретиться самые разные показатели различных регионов России или стран мира, но математическая основа его выполнения всегда остаётся неизменной: в таблице приводятся не абсолютные (тонны, кубометры, рубли), а относительные (проценты) показатели.

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 13.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии.

Задание 23

(«Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология»). 1 балл.

В этом задании необходимо расположить в нужном порядке геологические периоды. В принципе, даже учить их названия необязательно. Достаточно запомнить мнемоническое правило, которое известно каждому студенту первого курса геофака:

Таблица «Геологические периоды»

Геологические периоды

Мнемоническое правило

К ембрий

К аждый

О рдовик

О тличный

С илур

С тудент

Д евон

Д олжен

К арбон (Каменноугольный)

К ушать

П ермь

П ончики.

Т риас

Ю ра,

М ал.

П алеоген

П ринеси

Н еоген

Ч етвертичный

Ч ебурек.

Примечание: есть две пары периодов, начинающихся с одной буквы (Ке мбрий и Ка рбон; Пе рмь и Па леоген) Чтобы не запутаться в их порядке, достаточно запомнить, что в первых из них вторая буква «е», во вторых «а».

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 123.

Пособие содержит тренировочные варианты, полностью соответствующие структуре экзаменационной работы и составленные с учетом всех требований ЕГЭ. Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности. Приводится инструкция по выполнению экзаменационной работы, бланки ответов. В процессе работы с книгой учащиеся могут ознакомиться со структурой теста, выполнить его с учетом реального времени, потренироваться в заполнении бланков, а также оценить свой уровень готовности к ЕГЭ. В конце пособия даны ответы на все задания и критерии оценивания. Издание адресовано учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии.

Задание 32

(«Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли»). max 2 балла!

Задание 32 – одно из самых сложных в ЕГЭ по географии. По статистике, его решают менее 30% сдававших экзамен. В то же время, оно не так трудно, как кажется на первый взгляд, если точно придерживаться алгоритма его решения.

В первом из типов задания 32 необходимо найти точку, в которой солнце раньше (или позже) всего поднимется над горизонтом. Это зависит от двух факторов:

1. Долготы точки. Солнце встаёт на востоке, следовательно, чем восточнее расположена точка, тем раньше солнце будет подниматься в ней над горизонтом.

2. Широты точки. Здесь важно время года.

Летом северного полушария (с 21 марта по 23 сентября) продолжительность дня будет возрастать от Южного полюса к Северному, следовательно, чем дальше на север будет расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.

Зимой же всё меняется с точностью до наоборот. Продолжительность дня будет возрастать при движении на юг, следовательно, чем южнее расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.

В приведённом задании точки А и В расположены восточнее точки С, следовательно, в точке С солнце взойдёт позже. Так как точки А и В лежат на одном меридиане, то время восхода солнца будет зависеть от продолжительности светового дня в них. 20 декабря день будет длиннее в точке В, т.к. она лежит южнее точки А.

Следовательно, солнце раньше поднимется над горизонтом в точке В.

Эмпирическая подсказка: примерно в 85% случаев искомая точка располагается «в вершине» угла, образуемого тремя точками. Т.е. на одной параллели с одной из точек и на одном из меридианов с другой.

Тип 2. Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 18 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 15 часов по солнечному времени гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.

1. Широты точки. Чем ближе к экватору расположена точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом .

2. Долготы точки. Чем ближе к полуденному меридиану находится точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом.

Таким образом, основная сложность при выполнении этого типа задания связана с нахождением полуденного меридиана – меридиана, на котором в данный момент времени полдень. Т.к. окружность Земли составляет 360°, а в сутках 24 часа, то за один час Земля поворачивается на 360: 24 = 15°. Следовательно, чтобы найти полуденный меридиан, нужно разницу во времени нулевого и полуденного меридиана умножить на 15°.

В приведённом задании на Гринвиче 15 часов, следовательно, разница со временем полуденного меридиана составляет 3 часа (15 – 12), а градусная мера последнего составит (15 – 12) · 15° = 45° з.д. Долгота западная потому, что полуденный меридиан лежит к западу от Гринвича (там уже три часа дня, а солнце движется с востока на запад) .

Точки А и Б лежат ближе к полуденному меридиану, чем точка В. При этом точка А расположена ближе к экватору, следовательно, именно там солнце и будет располагаться выше всего над горизонтом.

Эмпирическая подсказка: если вы лучше воспринимаете информацию в графическом виде, нежели чем в табличном, то нарисуйте схематически на черновике две параллели и два меридиана и расположите на их пересечениях указанные точки.

Последнее задание ЕГЭ по географии похоже на предыдущее – в нем тоже нужно решать небольшую задачу. Однако в этот раз она связана с определением не естественного прироста, а миграционного, поэтому расчетов будет несколько больше.

Допустим, что нам нужно узнать эту величину для 2013 года.

Алгоритм такой:

  • вычитаем из численности постоянного населения в 2014 этот показатель для 2013;
  • из получившегося числа вычитаем естественный прирост населения за 2013 год.

То, что получилось, и есть миграционный прирост населения.

На бланке ответов для данного задания должны быть записаны два действия и ответ. Если все это сделано верно – он оценивается в 2 балла. Если же присутствует только одно действие, либо при вычислении ответа допущена ошибка и он неверный, но два действия записаны и первое правильное – ставится 1 балл. Во всех других случаях баллы за 34 задание не начисляются.

Для успешного выполнения 34 номера ЕГЭ нужно, опять же, хорошо заполнить алгоритм его выполнения. В отличие от предыдущего, никакие промилле тут писать не надо, поэтому риск перепутать что-либо становится меньше. Главное – внимательно смотреть на год, для которого необходимо рассчитать показатель.

Разбор типовых вариантов задания №34 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице данные, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Белгородской области в 2015. Запишите решение.

Численность и естественный прирост населения в Белгородской области

Ответ выглядит так:

  1. 1 550 137 – 1 547 936 = 2201
  2. 2201 – (-3717) = 5918

Ответ: 5918.

Второй вариант задания

Используя данные нижеприведенной таблицы, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Республики Бурятия в 2015 году. Запишите необходимые вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Республике Бурятия

Записываем ответ:

  1. 982 284 – 978 495 = 3789
  2. 3789 – 5795 = -2006

Ответ: -2006.

Третий вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице показатели, рассчитайте величину миграционного прироста населения в Костромской области в 2013 году. В ответе также запишите все проведенные вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Костромской области

Напишем ответ:

  1. 656 389 – 658 925 = -2536
  2. -2536 – (-2218) = -318

Ответ:-318.

Численность населения и его движение

В тридцать третьем задании ЕГЭ по географии нужно решать небольшую задачку, связанную с численностью населения и его естественным движением. Обычно в них просят определять показатель естественного прироста в промилле. Нужно помнить, что в данном задании это всегда делается по следующему алгоритму: делим показатель естественного прироста за год на среднегодовую численность населения и умножаем на тысячу. Ответ обычно округляется до десятых.

На бланке ответов обязательно надо записать не только получившуюся цифру, но и весь ход решения. Это влияет на то, какой балл будет получен за задание. Если приводится запись решения и получен верный ответ, ставится 2 балла, а если записи решения нет – 1. Очень важно не перепутать обозначение промилле ‰ с процентом % - если допустить такую ошибку, даже при наличии записи решения и верного числового значения ответа ставится всего 1 балл. Если допущена только ошибка в округлении, 1 балл за задание все равно ставится.

Этот номер ЕГЭ совсем не сложный – достаточно запомнить формулу и прорешать несколько тренировочных заданий. Главное – не перепутать знаки и внимательно смотреть, показатель какого года требуется рассчитывать.

Разбор типовых вариантов задания №32 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на данные, представленные в таблице, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Воронежской области в 2012 году. Запишите решение и округлите ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Воронежской области

Ответ должен выглядеть так:

  1. Решение: -11 081: 2 331 298 1000= -4,7531.
  2. При округлении получаем -4,7

Ответ: -4,7‰

Второй вариант задания

Используя данные приведенной ниже таблицы, рассчитайте показатель естественного прироста населения (в ‰) для Владимирской области в 2013 году. Запишите решение, ответ округлите до десятых.

Численность и естественный прирост населения во Владимирской области

Пишем ответ:

  1. Решение: -4131:1 417 531 1000= -2,9142
  2. Округляем до -2,9

Ответ: -2,9‰.

Третий вариант задания

Опираясь на данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Республики Карелия в 2014 году. Запишите вычисления, округлив ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Республике Карелия

Ответ выглядит таким образом:

  1. Решение: -1429/633 468 1000= -2,2558
  2. При округлении будет -2,3
Поделиться: