Инструменты. Этнические барабаны мира Бразильские музыкальные инструменты

Беримба́у (порт. berimbau) — однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии.

Происхождение беримбау до конца не установлено, но, наиболее вероятно, он имеет африканские корни. Много африканских инструментов похожи на современный вид беримбау. Считается что прообразом беримбау служит музыкальный лук, резонатором к которому служит рот играющего. В некоторых районах Африки на беримбау запрещалось играть молодежи, пасущей скот. Считали, что его звук может увести душу неопытного ребенка «в страну откуда нет возврата».

На Кубе этот инструмент, носящий название бурумбумба, используется для общения с духами мертвых прародителей на церемониях некромантии.

Аккомпанимент беримбау также использовался во многих областях Африки и Бразилии 19 века для пения песен, декламации повествований и стихов.

Также звуки беримбау являются частью традиции Кандомбле (афро-бразильская религиозная традиция, в основе которой лежит поклонение духам Ориша́, связанным со стихиями, различными родами человеческой деятельности и духовными аспектами бытия).


Беримбау тесно связан с бразильским боевым искусством Капоэйра - сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и в некоторых направлениях, обилием акробатики.


Беримбау состоит из деревянного прута verga (верга), длиной от 150 см до 170 см (для различных по тональности инструментов) и 2 -2,5 см в диаметре. Чаще всего для изготовления верг используют дерево biriba (бириба). На более толстом торце вырезается небольшой выступ для зацепа стальной струны arame (араме). На другом торце устанавливается набойка из плотной кожи, чтобы предотвратить расщепление дерева струной. Струну в наше время обычно изготавливают из корда старых автопокрышек. В древности для этого использовались сухожилия и внутренности животных.


Высушенная полая тыква cabaça (кабаса) служит в качестве резонатора. Широкое круглое отверстие проделывается в горловине бутылочной тыквы. С другой стороны просверливаются два небольших отверстия, через которые продевают веревочную петлю, с помощью которой тыква крепится на верге.


Добрау (камень или монета, который прижимают к струне для изменения звука), кашиши (плетёная корзинка, которая издаёт дополнительный звук при игре) и бакеты (палочка, которой извлекают звук).


Существует 3 вида беримбау, различающиеся по тону: виола (высокий тон), медиу (средний тон) и гунга (низкий тон). В современных школах капоэйры используют все три вида беримбау, но в капоэйре режионал использовали только гунгу.


При игре для капоэйры используются три звука беримбау: открытый (тон), закрытый (динь) и шуршащий (чч).


Открытый звук достигается при ударе по струне, когда добрау не касается струны. Закрытый звук достигается при сильно прижатом к струне добрау (беримбау звучит выше). Шуршащий звук достигается тогда, когда добрау едва касается струны.

Конга (исп. Conga)
Ударный инструмент африканского происхождения. Тип цилиндрического барабана с сужающимся книзу корпусом. Высота инструмента - 70-80 см. Звук извлекается пальцами и ладонями обеих рук. Широко распространена в Латинской Америке.

Джембе (англ. Djembe)
Западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи - чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию - к мембранофонам. Играют на джембе руками.

Дарбука (Darbuka)
Старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки.

Бонги (англ. Bongs)
Ударный музыкальный инструмент. Представляет собой небольшой сдвоенный барабан. Барабаны имеют разный размер. Больший барабан настроен более низко чем меньший. Играют на бонго барабанах сидя, удерживая бонго между ног.

Сурдо (порт. Surdo)
Бразильский басовый барабан. Используется в батукаде и во время карнавалов.

Пандейру (порт. Pandeiro)
Ударный музыкальный инструмент, используемый в Южной Америке, Португалии и других странах. На инструменте играют как на бубне: ударяя по мембране, встряхивая весь инструмент. Пандейру отличается от бубна возможностью настройки.

Тамбурин (фр. tambourin)
Ударный музыкальный инструмент. Представляет собой один обод, звучащей же частью инструмента являются, закрепленные на нем металлические тарелочки. Форма тамбурина может быть круг или полукруг. Современные тамбурины могут иметь любую форму (например, форму звезды).

Беримбау (порт. Berimbau)
Однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии. Происхождение беримбау до конца не установлено, но, наиболее вероятно, он имеет африканские корни. Беримбау тесно связан с бразильским боевым искусством капоэйра, также является частью традиции Кандомбле.

Кашиши (порт. caxixi)
Ударный музыкальный инструмент в виде корзинки с плоским дном. Имеет африканское происхождение, но широко известен и в Бразилии.Инструмент представляет собой одну две плетёные из соломы корзинки, внутри которых насыпаны зерна или иные мелкие предметы.

Шейкер (англ. shaker - «to shake» - трясти)
Используется для создания ритмов, а также придания музыке оригинального звучания. Представляет собой закрытую емкость, частично наполненный мелким сыпучим содержимым. Шейкеры имеют разнообразные размеры, форму и вид: цилиндр, шар, яйцо и т.п.

Маракасы (англ. maracas)
Латиноамериканский инструмент индейского происхождения. Представляют собой пустотелые шары с рукояткой, и наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая таким образом звонко-шуршащий звук.

Гуиро (исп. guiro)
Латиноамериканский музыкальный инструмент, изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева, с нанесёнными на поверхность засечками. Современные гуиро часто имеют вид металлической трубки с насечками. Играющий на гуиро водит по нему скребком пуа (pua), извлекая характерный стрекочущий звук.

А-го-го (порт. A-go-go)
Бразильский народный инструмент из двух-трёх разнотоновых блоков. Агого изготавливают из металла или дерева, придавая блокам форму овечьего колокольчика без язычка. Агого традиционно используется при создании основы ритмического рисунка самбы и капоэйры.

Блок
Один из самых древних и самых распространённых перкуссионных инструментов. Издают характерное «цоканье», окраска которого изменяется в зависимости от конструкции и материала блока. Блоки широко распространены как в оркестровой музыке, так и в народной музыке Южной Америки, Дальнего Востока и Африки.

Каубелл (англ. Cowbell — коровий колокольчик)
Ударный музыкальный инструмент, Представляет собой четырёхугольную металлическую призму с открытой передней гранью. Имеет резкий, пронзительный, хорошо читаемый звук. Используется в танцевальных жанрах латиноамериканского происхождения; а также в популярной музыке и рок-музыке.

Флексатон (нем. Flexaton)
Язычковый самозвучащий ударный инструмент. Сконструирован в 1920-х гг. Состоит из язычка – тонкой стальной пластинки, укрепленной на проволочной раме с рукояткой; по обе стороны пластинки прикреплены друг против друга 2 стерженька с шариками на концах. При игре издает звенящий, несколько воющий звук.

Тенировки и рода проходят под живую музыку. Во время роды обязательно присутствуют три основных инструмента :

Беримба́у (порт. Berimbau) - инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау играет наиболее важную роль в музыкальном сопровождении, он задаёт основной ритм и темп игры в Роде.

Беримбау состоит из ве́рги (порт. verga) - специально обработанной деревянной палки (бириба, перейра, иногда другие породы), стальной струны - ара́ме (порт. arame), и резонатора-каба́сы (порт. cabaça) - высушенной полой бутылочной тыквы. Звуки извлекаются небольшой деревянной палочкой - баке́той, имеющей также множество «локальных» названий (порт. baqueta, vaqueta, vareta), а для комбинации звуков служит небольшой плоский камень, монета или металлический кругляшок - добра́у (порт. dobrão).

В руке, которая держит бакету, обычно также держится небольшая погремушка - кашиши́ (порт. caxixi), сплетённая в виде корзинки с жёстким дном (обычно вырезанным из кабасы). Звук кашиши дополнаяет звучание струны беримбау и делает ритмический рисунок игры более четким.

Существуют 3 вида беримбау , каждый из которых служит своей цели:

Гу́нга, Беррабо́й (порт. Gunga, Berra-boi) - беримбау с самой большой кабасой, и самым низким тоном. Задаёт главный тон и темп игры, играет основной ритм, очень редко - вариации;
Ме́диу, Се́нтру (порт. Medio, Centro) - средний беримбау, является дополняющим к гунге, обычно играет обратный ритм относительно гунги, иногда - с небольшими вариациями;
Вио́ла, Виоли́нья (порт. Viola, Violinha) - самый высокий тон, обычно играет насыщенные импровизированные вариации основного ритма.
Атаба́ке (порт. Atabaque) - традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм, высотой по пояс человеку.
Панде́йру (порт. Pandeiro) - бубен.

Другие инструменты :

Агого́ (порт. Agogo) - двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков;
Ре́ку-ре́ку (порт. Reco-Reco) - представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность-трещётку, по которой проводят палочкой, извлекая «треск».
Пандейру (порт. Pandeiro ) - ударный музыкальный инструмент, родственный бубну, используемый в Южной Америке, Португалии и Бразилии.
В Бразилии пандейру считается народным музыкальным инструментом, душой самбы. Ритм пандейру дополняет звучание атабаке при его использовании в музыкальном сопровождении бразильской капоэйры.
Атаба́ке (порт. Atabaque ) - традиционный африканский барабан, высотой по пояс человеку. Поддерживает основной ритм музыки в Капоэйре (основной вид задает вид Беримбау — гунга), представляет собой традиционный музыкальный инструмент, на котором играли африканские шаманы. Завезён в Бразилию португальцами во время колонизации.

Агого

Народный музыкальный инструмент, который имеет африканское происхождение. Он представляет собой два или три овечьих колокольчика без языков (они все разнотоновые), которые соединены между собой металлической ручкой изогнутой формы. Иногда агого изготавливают из орехов, которые надпиливают и помещают на деревянную рукоять.

Музыка, которую исполняют на агого, является основой полиритмической структурой бразильского карнавала и незабываемой самбы. Этот музыувльный инструмент используется также и во множестве других бразильских музыкальных стилях и традициях. Звучит он и в музыке капоэйры. Бывали случаи, когда этот инструмент применяли в рок-музыке: Нил Пирт использовал агого в своей композиции – вместе с барабанным соло. Очень четко слышится агого в песне группы Kaiser Chiefs «Addicted To Drugs».

Родственные инструменты: ковбелл.

Беримбау

Ударный музыкальный инструмент, однострунный. Генезис беримбау до конца не установлен, вероятнее всего – Африка. Этот музыкальный инструмент тесно связан с капоэйро, принадлежит к традиции Кандомбле. Для капоэйры используют три звука: открытый (тон) – получается при ударе по струне, когда она не касается добрау, закрытый (тинь) – получается при сильно прижатом добрау к струне и шуршащий (ч) – получается при легком прикосновении добрау к струне.

Кашиши

Ударный музыкальный инструмент африканского происхождения. Похожий на корзинку с плоским дном. В Бразилии широко известен.

Представляет собой действительно плетенные из соломы две корзинки, внутри которых находится зерна или какие-то другие достаточно мелкие предметы.

Используется в музыке капоэйра – там этот музыкальный инструмент дополняет звучание беримбау, а также звучание остальных инструментов. Он создает как ритм, так и темп игры.

В Восточной Африке кашиши до сих пор используются народными певцами и ударниками-солистами.

Классификация: ударный инструмент, идиофон.

Родственные инструменты: маракас, рейнстик.

Куика

Ударный музыкальный инструмент, который принадлежит к группе фрикционных барабанов. Чаще всего применяется в самбе. У него довольно скрипучий и резкий тембр высокого регистра.

Внешне – это цилиндрический металлический корпус, диаметром от 6 до 10 дюймов. Раньше его изготовляли из дерева. Одна сторона корпуса затянута кожей, вторая – открытая. Внутри расположена бамбуковая палочка, которая крепится перпендикулярно кожаной мембране. Музыкальный инструмент помещается на уровень грудной клетки с помощью ремня.

Чтобы издать звук на куике надо тереть палочку вверх и вниз, при помощи зажатой в руке влажной материи. При этом надо давить большим пальцем другой руки на кожаную мембрану с внешней стороны там, где крепится палочка. Эти движения рождают звук, который можно менять, в зависимости от силы и степени давления на саму мембрану.

Этот музыкальный инструмент используют группы выступающих на карнавале в Рио-де-Жанейро, а также в ритм-секциях исполнителей на куике. Кстати, если подобные музыканты отсутствуют, бразильские певцы могут имитировать звук куики.

Классификация: фрикционный мембранофон.

Родственные инструменты: Бугай.

В Б. м. сочетаются элементы европ. (гл. обр. португ., а также испан.), афр. и индейской музыки. С 1-й пол. 16 в., после завоевания Бразилии португальцами, муз. иск-во коренного населения - индейцев стало вытесняться португ. музыкой. В связи с этим влияние индейской музыки было ограниченным; иск-во индейцев сохранилось гл. обр. в бассейне реки Амазонки.

Старинная бразильская песня "O"pallida Madona".

Признаками индейского фольклора служат пентатонные лады, нек-рая мелодич. и ритмич. монотонность нар. песен и танцев этого р-на страны.

В 16 - сер. 19 вв. муз. фольклор негров-рабов, ввозившихся в Бразилию из Африки, весьма интенсивно сливался с музыкой португальцев, заселявших страну. О связях с афр. музыкой говорят синкопированные ритмы, ряд ударно-шумовых муз. инструментов негр. происхождения, танцы - батуке, коко, конгада, жонго, маракату и др. (названия их имеют афр. корни), а также группы нар. песенно-танц. форм - самба, лунду и машиши, сочетающих афр., португ. и испано-амер. элементы. Нек-рые образцы африканского фольклора сохранились в нетронутом виде, они чаще всего звучат во время обрядовых ритуалов, например макумба, кандобле, шанго. О связях с испан. музыкальной культурой, элементы к-рой проникали в страну из соседних колонизированных испанцами территорий, свидетельствует распространение в Бразилии испан. танца фанданго, а также таких типов песен, как тирана, качуча, соронго. Браз. фольклор сохранил много общих черт с нар. португ. танцами и песнями; поныне в Бразилии популярны песенная форма модинья и её разновидности. Однако нек-рые португ. фольклорные формы, прежде всего фадо, не привились в Бразилии. С португ. традицией связаны характерные для быта совр. Бразилии уличные, многочисленные детские хороводные песни, своеобразные омузыкаленные выкрики уличных разносчиков (прегоэс) и др. Особую область браз. гор. фольклора составляет специфическая форма музицирования - шоро. Вначале так назывались инстр. ансамбли (флейта, кларнет, саксофон, гитары, кавакиньо), музицировавшие в своеобразной импровизац. манере. Впоследствии назв. "шоро" стало применяться и к музыке, исполняемой таким составом инструментов. Стиль шоро послужил основой произв. проф. композиторов ("14 шоро" Вила Лобоса и др.). Распространена форма десафио - песенно-инстр. состязание 2 и более исполнителей, в к-ром большую роль играет импровизация. Браз. нар. музыка ассимилирует разл. муз. формы, проникающие из-за рубежа (вальс, марш, польки, джазовую музыку).

Богат браз. инструментарий: струн. инструменты - виолана (6-струн. гитара), виола (разновидность гитары), кавакиньо (разновидность мандолины); ударные - разнообразные барабаны (в т. ч. атабаке, кайша, куика, забумба), пандейро (бубен), агого (колокольчик); шумовые - шокальо, марака (погремушки), реко-реко (трещотка) и др.


Бразильская народная песня "Морена".

Проф. муз. культура Бразилии сравнительно молода. В период колонизации муз. центрами были монастыри и церкви, а единств. музыкантами - католич. миссионеры. Представители духовенства сочиняли музыку для мистерий - аутос (театрализов. представления); они же были первыми органистами и преподавателями музыки. В 40-х гг. 18 в. в домах богатых миссионеров ставились спектакли с музыкой. В 1748 падре Вентура основал первый муз.-драм. т-р "Дом оперы", в 1776 актёр М. Луис - т-р "Новая опера". Гл. место в репертуаре этих т-ров занимали драм. спектакли, однако давались также музыкальные представления, в т. ч. итальянские оперы.

Развитие муз. культуры в нач. 19 в. связано с важнейшими событиями в жизни Бразилии: в 1808 Рио-де-Жанейро стал административным центром колонии под португ. управлением, в 1822 была провозглашена независимая браз. империя. В первые годы существования монархии центр муз. жизни находился при дворе, где регулярно выступала придв. капелла, ставились оперные спектакли на итал. и португ. языках. Первый император Бразилии - Педру I был композитором-любителем; ему принадлежит музыка "Гимна независимости" (впервые исп. в 1822 в "Доме оперы", при провозглашении независимости страны). К этому периоду относится деятельность браз. композиторов, заложивших основы проф. музыки. Среди них: органист Ж. М. Нунис Гарсиа - автор многочисл. духовных сочинений в стиле классиков 18 в., скрипач Д. Барбоза ди Араужу, комп. Ж. Ребосас. По инициативе португ. комп. М. Португала (жил в Бразилии с 1811) в Рио-де-Жанейро был открыт т-р "Сан-Жуан" (1813), где ставились классич. оперы и произв. самого Португала. Однако в 1-й пол. 19 в. на браз. сцене господствовали итал. артисты. В сер. 19 в. заметный вклад в развитие Б. м. внёс композитор и обществ. деятель Ф. М. да Силва - автор опер и духовных сочинений, а также нац. гимна (1831). В 1841 он основал в Рио-де-Жанейро Корол. консерваторию, ставшую центром муз. образования страны.

В 19 в. браз. композиторы работали преим. в оперном жанре, основываясь на итал. образцах. Первым к нац. сюжетам обратился А. К. Гомис (хотя его оперы шли на итал. яз.), произв. к-рого пользовались известностью и за пределами страны. Комп. Э. А. Лобу создал первую оперу с португ. текстом "Ночь на святого Жуана" (1860). В кон. 19 - нач. 20 вв. формируется нац. композиторская школа. Делаются попытки претворения в музыке своеобразных афро-браз. мелодий и ритмов, написания на их основе произв. крупной формы. К этому направлению принадлежат: А. Леви - автор популярного "Бразильского танго" для орк., А. Непомусену, к-рый впервые обратился к нац. фольклору в симф. музыке, Л. Мигис, Э. Освальд, Ф. Брага, Э. Назарет, братья Итибере и др. Интенсивно развивается муз. жизнь Бразилии. Возникают муз. об-ва, конц. организации (среди первых - Общество симфонических концертов, 1908, основатель и руководитель до 1933 Ф. Брага), возрастает число иностр. гастролёров, выдвигаются нац. артистич. силы, впервые исполняются произв. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Ф. Шуберта, К. М. Вебера.

В 20 в. в Б. м. усиливаются нац. тенденции. Композиторы обращаются к сюжетам из нац. истории и лит-ры, шире используют нац. фольклор. Одновременно проявляются влияния новых течений европ. музыки. Среди крупнейших мастеров Б. м. - композиторы Э. Вила Лобос, Ф. Миньони, О. Л. Фернандис. Творчество главы нац. направления Вила Лобоса заложило основы совр. Б. м. Велика его роль в деле муз. просвещения: он основал во мн. городах муз. школы и хор. коллективы, организовал Национальную консерваторию хорового пения (1942), по его инициативе в 1945 в Рио-де-Жанейро была создана Бразильская муз. академия (был её бессменным президентом).

После смерти Вила Лобоса нац. направление в Б. м. возглавляет комп., дирижёр и муз.-обществ. деятель М. Камарго Гуарньери (с 1960 президент Браз. муз. академии). К этому направлению принадлежат Л. Галет, Ж. Октавиану, Э. Таварис, комп. и дирижёр Ж. Сикейра, Р. Гнатали, Ф. Виана, Л. Косми и др. В Бразилии ведётся интенсивная работа по изучению нац. фольклора. Среди браз. музыковедов и фольклористов - Р. Алмейда, М. ди Андради, О. Алваренга, Л. Э. Корреа ди Азеведу. В 1943 основан Центр фольклорных исследований. Движение за обновление нац. музыки и муз. жизни получило выражение в создании ряда новых организаций, в т. ч. Гос. департамента по муз. и культурному воспитанию, а также исполнительских коллективов.

До 60-х гг. 20 в. муз. жизнь концентрируется в основном в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где действуют проф. оперные т-ры (муниципальные, финансируемые гос-вом и муниципалитетами). В кон. 30 - нач. 40-х гг. эти т-ры начали включать в свой репертуар нац. оперы и балеты. С 50-х гг. в Бразилии проводятся ежегодные т. н. "национальные циклы": в течение неск. недель (обычно в нач. сезона) т-ры показывают спектакли браз. авторов в исп. отечеств. артистов. В остальное время преобладают классич. зап.-европ. оперы, выступают преим. гастролёры. Популярны муз.-драм. спектакли типа мьюзиклов (на сюжеты из жизни Бразилии). Значительны достижения в области исполнительской культуры. В 1930 по инициативе Н. Синтра был организован Филармонич. оркестр, ставший основой первого проф. симф. коллектива страны - оркестра Муниципального т-ра в Рио-де-Жанейро. В 1940 при участии Ж. Сикейры там же возник Браз. симф. оркестр, а затем Национальный симф. оркестр (единственный крупный коллектив, финансируемый гос-вом). В 1921 создано Общество симфонических концертов в Сан-Паулу, организовавшее собств. оркестр. Симф. коллективы, содержащиеся за счёт муниципалитетов и частных пожертвований, существуют в Порту-Алегри, Белу-Оризонти, Ресифи, Салвадоре. Кроме того, в крупных городах работают постоянные камерные ансамбли, в т. ч. струн. квартет Рио-де-Жанейро, Муниципальный квартет Сан-Паулу. Известную помощь развитию исполнительского иск-ва оказывают браз. радиостанции, располагающие орк. и хор. коллективами. Крупнейшие хоры страны работают в Рио-де-Жанейро (2 хора), Порту-Алегри (хоровой ансамбль), Белу-Оризонти (ансамбль "Мадригал Возрождения"), Сан-Паулу. Организаторами конц. жизни являются частные импресарио и муз. ассоциации - "Общество культуры", "Ассоциация искусств", "Концертная ассоциация", "Ассоциация хорового пения" и др. В сер. 20 в. выдвигаются исполнители, получившие мировую известность, в т. ч. дирижёры Э. ди Карвалью, Ж. Сикейра, пианисты А. Эстрела, А. С. Шик, Ж. Клайн, скрипач О. Боргета, исполнители нар. и популярных песен В. Орика, Ж. Гуларт и др. В 1954 создана первая проф. организация - Союз музыкантов, объединяющий композиторов, исполнителей и педагогов. Союз совм. с организацией "Бразильская музыкальная молодёжь" устраивает общедоступные симф. и камерные концерты для молодых слушателей. В 1960 по инициативе прогрессивных музыкантов во главе с Ж. Сикейрой, Ф. Миньони, П. ди Асисом и А. Эстрелой была создана др. проф. организация - Орден музыкантов. Он ведёт пропагандистскую работу, борется за улучшение материального положения музыкантов, участвует в решении разл. вопросов муз. жизни.

Старейший уч. центр страны - Нац. школа музыки Браз. ун-та (основанная в 1841 Корол. консерватория, в 1890 стала Нац. муз. ин-том, к-рый в 1931 вошёл в состав ун-та, а с 1937 был превращён в Нац. школу музыки). Школа имеет большую б-ку, коллекцию редких муз. инструментов. Среди др. науч. и уч. муз. заведений - Браз. муз. академия, носящая имя О. Л. Фернандиса (осн. в 1945), Браз. консерватория (осн. в 1936), Консерватория драмы и музыки в Сан-Паулу (осн. 1909); проф. муз. уч. заведения существуют также в Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Салвадоре, Ресифи. Педагогов музыки для средних школ готовит Нац. консерватория хор. пения.

Муз.-издат. дело в Бразилии находится в зачаточном состоянии. Выпускаются гл. обр. популярные эстрадные произв. Наиболее крупное изд-во - отделение итал. фирмы "Рикорди" в Сан-Паулу. Муз. журналы, в т. ч. "Revista da Mъsica Popular" (R. de Jan., с 1955), "Revista Brasileira de Mъsica" (там же, с 1962), выходят нерегулярно.

Литература: Сикейра Ж., Симфоническая музыка в Бразилии, пер. с португ., "СМ", 1956, No 3;Эстрела A., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия, М., 1963, с. 351-85; Аlmeida R., Historie da mъsica brasileira, R. de Jan., 1942; Andrade M. de, Mъsica del Brasil, В. Aires, 1944; Boletнn latino-americano de mъsica, t. 6, R. de Jan., 1946; Aсquarone F., Historie du mъsica brasileira, R. de Jan., 1948; Corrкa de Azevedo L. H., A musica brasileira e seus fundamentos, Wash., 1948; его же, Bibliograiia mъsical brasileira (1820-1950), R. de Jan., 1952; его же, 150 anos de mъsica no Brasil. 1800-1950, R. de Jan., 1956; Mariz V., Figuras de mъsica brasileira contemporвnea, Oporto, 1948; Alvarenga O(neyda), Mъsica popular brasileira, R. de Jan - Pфrto Allegro - Sao Paulo, 1950, 1960.

Поделиться: