Ибн Халдун. Введение (ал-Мукаддима)

Абд ар-Рахман Абу Зейд ибн Хальдун (732/1332-808/1406) - величайший арабский историк, факих, протосоциолог, социальный теоретик, принадлежавший к маликитскому .

Родился в , куда его , покинув Севилью, перебралась во времена Реконкисты. Он получил прекрасное традиционное исламское воспитание. Служил при дворах правителей Магриба, Андалусии, . Войны , политический хаос и чума, унесшая жизни его родителей, вынудили Ибн Халдуна перебраться в Фес, где он служил на таможенном дворе и продолжал образование. Интриги и зависть к его успехам и известности заставили Ибн Халдуна вернуться в Северную Африку и отойти от политической деятельности. Он направился в Каир, где занял должность и преподавал в маликитском мазхабе.

Труды

Среди трудов Ибн Халдуна самый известный - фундаментальное сочинение, под названием «Книга назидательных примеров к истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Этот труд состоит из трех частей. На Западе более всего известна первая часть - Мукаддима («Введение»), в которой Ибн Халдун изложил задачи, метод и принципы исторического исследования, учение о развитии общества, а также циклическую теорию взаимоотношений между кочевыми и городскими цивилизациями. Он также описал принцип групповой солидарности (асабия), который обеспечивает единство в государстве, тогда как утрата этого принципа ведет к упадку и разрушению.
Вторая часть посвящена истории народов мусульманского Востока, третья - истории народов Магриба. Эти работы привлекли меньший интерес и не произвели такого значительного впечатления на ученых, как Мукаддима.
Ибн Халдун написал также «Автобиографию», ставшую одним из первых образцов арабской мемуарной литературы. К сожалению, она не дает полного представления о мотивах его деятельности и характере.

Значение

Ибн Халдуна считают уникальным историком, и довольно трудно указать предшественника, моделью которого он пользовался. Последователей Ибн Халдун не оставил, возможно, потому, что современники не принимали его метод, и только в 19 в. его вновь «открыли» европейцы и объявили Ибн Халдуна отцом историографии, социологии и социальной истории.
Ибн Халдун заложил основы исторической науки, а его известность в настоящее время связана с актуальностью его воззрений в контексте современных социальных и политических теорий.

- (Абдельрахман Абу Саид Вали аль Дин ибн Хальдун) (Ibn Khaldun (Abd al Rahman Abu Zaid Wali al Din ibn Khaldun)) (1332–1406) Историк, социолог и философ. Родился в Тунисе. Известность получил как автор Книги назидательных примеров и собрания… … Политология. Словарь.

ИБН ХАЛЬДУН - Абдурахман Абу Зейд ал Магриби (1332 1406) араб. историк, философ, государственный деятель. Занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гренады, Египта. Основной труд И.Х. «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов,… … Философская энциклопедия

Ибн-Хальдун - (Абд ор рахман Вели од дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили,Севильский) известный арабский историк (1332 1406). По происхождению человек незнатный Изучив в родном городе, Тунисе, Коран, хедисы,право, грамматику, пиитику, служил у султана фесского.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИБН-ХАЛЬДУН - Абдаррахман Абу Зейд (род. 27 мая 1332, Туннис – ум. 17 марта 1406, Каир) – араб, государственный деятель, историк культуры и представитель философии истории, последователь Аверроэса. Его значительная роль в истории до сих пор признается не всеми … Философская энциклопедия

Ибн Хальдун - Ибн Хальдун, Ибн Халдун Абд ар Рахман Абу Зейдибн Мухаммед (1332—1406), арабский историк и философ. Родился в г. Тунис. В 1349—75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Беджаии. В 1379 вернулся в Тунис; в… … Энциклопедический справочник «Африка»

Ибн Хальдун - (1332 1406), арабский историк, философ, государственный деятель. Последователь Ибн Рушда. Играл видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки. В сочинении «Книга назидательных примеров...» изложил свои взгляды на… … Энциклопедический словарь

ИБН ХАЛЬДУН - (1332 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении Книга назидательных примеров... (1377 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов … Современная энциклопедия

ИБН ХАЛЬДУН - (1332 1406) арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении Книга назидательных примеров... изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с… … Большой Энциклопедический словарь

Ибн Хальдун - (1332 1406 гг.) арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении Книга назидательных примеров... (1377 82 гг.) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею цикличности в истории … Исторический словарь

Ибн Хальдун - (1332 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении “Книга назидательных примеров...” (1377 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИБН ХАЛЬДУН - Абд ар Рахман Абу Зейд (1332 1406) арабский государственный и общественный деятель, историк культуры, социальный философ, разрабатывавший также и проблемы философии истории. Нередко именуется «арабским Марксом». Главные произведения: «Всемирная… … Новейший философский словарь

Ибн Хальдун Лбд-ар Рахман Абу Зейд (1332-1406) - арабский государственный и общественный деятель, философ, историк, политолог. Родился в Тунисе в знатной семье, однако после смерти родителей от чумы был вынужден устроиться простым придворным писцом. Впоследствии делает политическую карьеру, занимая различные посты при дворах. Играл ведущую роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки (Магриба). Был воспитателем, советником, канцлером, послом, судьей у ряда правителей. Из семидесяти четырех лет своей жизни четыре года он провел в уединении, во время которого создал литературный шедевр - «Большую историю», или «Книгу поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, овладевших властью великих размеров». По значимости этот шедевр сравним с трудами Фукидида или Макиавелли.

Ибн Хальдун - гений арабского мира, «единственная светлая точка на темном фоне своего времени и края...» . Он родился и творил, когда арабская цивилизация упорно, но тщетно пыталась преодолеть хаос, доставшийся ей в наследство от периода междуцарствия (975-1275). Звезда Ибн Хальдуна светила особенно ярко на фоне тьмы, которая разлилась кругом.

В своей политической философии Ибн Хальдун изучал не идеальное, а реально существующее государство, когда правители в своей политике далеко отступали от принципов мусульманского права. Он отстаивал рациональный и объективный характер истины, противопоставляя ложной мудрости и схоластике практические и политические знания, опыт. В истории социально-политической мысли он сделал первую попытку создания науки об обществе, служащей руководством для политической деятельности.

Высокая образованность, обширные знания экономической и политической жизни многих племен и народов, огромный личный опыт активного участия в политической жизни были использованы им при написании своего основного труда, принесшего ему славу. Введение к «Большой истории» получило название «Пролегомены (Мукаддима)».

«Пролегомены» - энциклопедическое произведение. В нем нашла свое отражение вся культурная жизнь арабского Средневековья, сведения о Земле и ее климатических зонах, о населяющих землю народах, об их истории, о возникновении государств, о сельском хозяйстве и ремеслах, о финансах и налогах, о науках и искусствах и т. д. Однако «Пролегомены» - это, в первую очередь, энциклопедия социально-экономической и политической жизни эпохи Ибн Хальдуна, где он излагает свои представления об обществе, о государстве, о формах правления, циклах подъема и упадка цивилизаций в процессе смены поколений.

В «Пролегоменах» Ибн Хальдун четко различает общество и государство. По его мнению, первоначально государство представляло собой изменившуюся примитивную группировку, где государь осуществлял свою деятельность, опираясь на родственную группировку (асабийю), соединяющую се членов друг другом в единый организм. Хальдун называет асабийю обязательной основой государства, необходимой для подавлений иноплеменных подданных. Уничтожение асабийи государством означает и самоуничтожение последнего, поэтому «порча асабийи» - это «сигнал кризиса государства и симптом хронической болезни».

Таким образом, переход от примитивности к цивилизации затрагивает не только общественные процессы, но и политические, связанные с переходом от первобытной демократии к отношениям господства и неравенства, подавления и подчинения, осуществляемым государством. Отсюда главный вывод и идея «Пролегомен» - основной причиной упадка общества является государство.

Важным аспектом в теории эволюции власти Ибн Хальдуна является исследование им пяти основных фаз и этапов развития государства: первая фаза - победы , лидер движения вместе с народом и своими кровниками ломает сопротивление врага и захватывает власть у предшествующей династии; вторая фаза - правитель становится владыкой над своими людьми , он подавляет стремление своих сподвижников заставить его делиться властью, наступает этап отделения от группировки родственных племен, помогавших привести правителя к власти; третья фаза - досуга и спокойствия - этап расцвета государства, утверждение порядка, спокойствия и уверенности; четвертая фаза - моральной деградации и неудовлетворенности властью у ведущей роскошный образ жизни, - этап перехода к насилию и деспотическим методам подавления оппозиции; пятая фаза - расстройства и посягательств - этап упадка и гибели государства. Эти ступени государственной эволюции аналогичны для любого человеческого объединения.

Ибн Хальдун разрабатывает оригинальную классификацию форм правления. Он выделяет три формы правления: естественную монархию, политическую монархию и халифат. Первая выражает корыстную цель правителя, деспотизм его власти, вторая основывается на рациональных, разумных критериях, на политике защиты «земных» интересов подданных; третья - опираясь на мусульманские основы, принципы священного мусульманского нрава, удовлетворяет запросам верующих.

Халифат, по мысли Ибн Хальдуна, - оптимальная форма правления, олицетворяющая высшую справедливость, ибо «халиф, опирающийся в своей политике на всеобщее убеждение верующих в справедливости мусульманского права, обязательно будет уважаем народом».

Политическая теория Ибн Хальдуна явилась вершиной, достигнув которой арабская политическая мысль остановилась в своем развитии. Ибн Хальдун был первым мыслителем, который создал теорию о социальных и политических изменениях в обществе, об эволюции политической власти, которая давала ответы на вопросы, поставленные эпохой.

  • Тойнби А. Постижение истории. М., 1990. С. 237-238.

ИБН ХАЛЬДУН (Ибн Халдун) Абу Зейд Абд ар-Рахман ибн Мухаммад (27.5.1332, Тунис - 17.3.1406, Каир), арабский историк, философ, государственный и общественный деятель. Из знатной высокообразованной семьи, игравшей в 9-13 веках важную роль в политической и культурной жизни мусульманской Испании, а с 13 века - Туниса. В 1349-75 занимал различные посты (от секретаря до вазира) при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Беджаи (ныне Бужи), а также неоднократно выполнял их дипломатические поручения в христианской и мусульманской Испании и Северной Африке. В 1375 Ибн Хальдун отошёл от политической деятельности и поселился в крепости Калаат-Ибн-Салама в Алжире; сформулировал оригинальный взгляд на исторический процесс. В 1379 Ибн Хальдун вернулся в Тунис, однако в 1382 был вынужден выехать в Египет из-за неприятия его идейно-политических и философских взглядов тунисскими учёными кругами. В Каире он продолжил свою научно-литературную деятельность под покровительством мамлюкских султанов, служил в качестве мусульманского судьи (кади) и преподавал в университете аль-Азхар и медресе аль-Камхия и аз-Захирия. В 1400 году, посетив Сирию в свите мамлюкского султана Фараджа, вёл переговоры с Тимуром, осадившим Дамаск.

В своём главном сочинении «Книга поучительных примеров...» («Китаб аль-ибар...») Ибн Хальдун сформулировал учение о развитии общества. В теоретическом «Введении» («аль-Мукаддима») он впервые в арабо-мусульманской философии обосновал необходимость самостоятельной науки об обществе (арабский - ильм аль-умран), которая служила бы методологической основой для осознания сущности исторической и политической деятельности, а также изложил задачи и разработал методику и общие принципы исторического исследования. Будучи последователем и комментатором Ибн Рушда, Ибн Хальдун применил принципы арабского перипатетизма (аверроизма) к изучению общественной эволюции. Основой жизнедеятельности общества Ибн Хальдун считал совместный труд его членов для обеспечения средств к существованию. Главной формой трудовой взаимосвязи людей, по Ибн Хальдуну, является товарообмен, в основе которого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. Уровень развития культуры и характер правления Ибн Хальдун связывал с разделением труда в государстве и хозяйственной деятельностью подданных. В объяснении социально-исторических процессов Ибн Хальдун уделял особое внимание природно-географическим условиям развития человеческого общества. В последующих частях своего труда он изложил событийную историю народов мусульманского Востока (наиболее детально Магриба), что сделало его сочинение ценным историческим источником. Не менее значительна в качестве источника его автобиография «Ознакомление с Ибн Хальдуном...» («Аттариф би Ибн Хальдун...») - образец средневековой арабской мемуарной литературы.

Оценивая литературное и научное творчество Ибн Хальдуна, современные историки, философы и социологи видят в нём гениального мыслителя, одним из первых попытавшегося создать научную философию истории. Его предположения и теории, сформулированные в условиях арабо-мусульманского Средневековья, предвосхитили идеи общественного договора, трудовой природы стоимости, социологии знания, которые в 15-18 веках активно разрабатывались европейскими мыслителями (Дж. Вико, Т. Гоббсом, Н. Макиавелли, Ш. Л. Монтескьё, А. Смитом и др.).

Соч.: Ознакомление с Ибн Хальдуном и его путешествия по странам Запада и Востока / Публ. Мухаммада ат-Танджи. Каир, 1951 (на араб. яз.); Книга поучительных примеров и собрание сообщений о деяниях арабов, персов и берберов, а также их современников, обладавших властью великих размеров. Бейрут, 1959. Т. 1-7 (на араб. яз.); Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 559-628.

Лит.: Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965; Fischei W.J. Ibn Khaldun in Egypt. His public functions and his historical research (1382-1406); а study in Islamic historiography. Berk., 1967; Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М., 1980; Раби М. М. Система политических взглядов Ибн Хальдуна. Каир, 1981 (на араб. яз.); Simon R. Ibn Khaldun: History as science and the patrimonial empire / Translated by К. Pogâtsa. Bdpst, 2002; Baali F. The science of human social organization: Conflicting views on Ibn Khaldun’s Ilm al-umran. Lewiston; N. Y., 2005.

Последний член нашей плеяды историков – арабский гений Абд‑ар‑Рахман ибн Мухаммед Ибн Хальдун аль‑Хадрами из Туниса (1332‑1406). Из семидесяти четырех лет своей жизни четыре года он провел в уединении. В течение этого короткого периода он создал литературный шедевр, по значимости сравнимый разве что с трудом Фукидида или Макиавелли. Звезда Ибн Хальдуна светила особенно ярко на фоне тьмы, которая разлилась кругом. Если Фукидид, Макиавелли и Кларендон были блестящими представителями блестящего времени, то Ибн Хальдун – единственная светлая точка на темном фоне своего времени и края. Он действительно стал выдающейся личностью в истории своей цивилизации, социальная жизнь которой была «одинока, бедна, отвратительна, груба и коротка» [прим79] . В избранном им поле интеллектуальной деятельности у него не было вдохновлявших его предшественников; не находил он откликов и в душах современников, отнюдь не жаждавших принять пламень его вдохновения, чтобы передать затем потомкам. И тем не менее в своем сочинении «Книга назидательных примеров» он сформулировал философию истории, изложив идею исторических циклов. Книга эта, несомненно, является величайшим произведением ума человеческого. Удалившись от практических дел в краткий период своего ухода, он с блеском использовал шанс проявить свою энергию в сфере духа.

Ибн Хальдун родился в арабском мире, когда арабская цивилизация, будучи в возрасте младенчества, упорно, но тщетно пыталась преодолеть хаос, доставшийся ей в наследство от периода междуцарствия. Междуцарствие (975‑1275) явилось следствием падения халифата Омейядов и халифата Аббасидов – последних воплощений сирийского универсального государства. В Северо‑Западной Африке и на Иберийском полуострове последние остатки старого порядка были сметены вторжением варваров.

Беды и разрушения варварского вторжения коснулись и семьи Ибн Хальдуна. Аристократический род Хальдунов эмигрировал из Андалусии в Африку примерно за сто лет до рождения Абд‑ар‑Рахмана Ибн Хальдуна, предчувствуя завоевание Севильи кастильцами.

Ибн Хальдун сознавал различие между разрушительным арабским вторжением во время постсирийского междуцарствия и движением, которое за три или четыре столетия до того привело его предков на запад, в Андалусию. Ибо эти арабские эмиссары Омейядов пришли в Магриб не нарушить, но выполнить. Они шли по стопам римских гарнизонов, римских чиновников, чтобы вернуть бывшие колониальные владения древнего сирийского общества, которых они были лишены в течение восьми или девяти столетий иноземного правления.

«После проповеди ислама, – пишет Ибн Хальдун, – арабские армии проникли в глубь Магриба и захватили все города страны; но они не чувствовали потребности жить в магрибских городах. Вплоть до пятого столетия хиджры они кочевали по стране, разбивая повсюду свои лагеря» [прим80] .


Отрывок взят из «Всеобщей истории» Ибн Хальдуна, содержащей, возможно, наиболее резкое осуждение арабов в их попытках управлять оседлым народом. Названия глав говорят сами за себя: «Страна, завоеванная арабами, обречена на погибель»; «Арабы, не получившие религии от пророка или святого, не способны к строительству империи»; «Из всех народов арабы наименее способны управлять империей». Ибн Хальдун не ограничивался простым изложением фактов. Продолжая свои размышления, он сравнивал номадический и оседлый образ жизни, пытаясь обнаружить некоторые общие закономерности. Он ввел понятие группового чувства, или чувства солидарности социальной общности, как качества, проявляющегося в ответ на вызов пустыни. Он установил причинную связь морального духа общества со строительством империи, а также строительства империи с религиозной проповедью. Взяв это за основу, он анализирует закономерности взлетов и падений империй, генезисов, ростов, надломов и распадов цивилизаций.

Жизнь Ибн Хальдуна началась не в обстановке уединенного созерцания и раздумий. Макрокосм призвал его; микрокосм мог подождать. Таким образом, в возрасте двадцати лет Абд‑ар‑Рахман ибн Хальдун избрал путь своих предков, занявшись политикой и став придворным и государственным министром. Началась жизнь «встреч вечером и расставаний утром», ибо в течение двадцати двух лет Ибн Хальдун служил не менее чем семи различным правителям и почти с каждой из этих августейших особ расставание было резким и насильственным. В родном княжестве Ибн Хальдуна, Тунисе, где началась его сознательная деятельность, он прослужил всего несколько недель, потом мы видим его то в Фесе, то в Гранаде (откуда его посылают в 1363 г. послом ко двору Педро Жестокого в Севилье). Именно благодаря этому Абдар‑Рахман Ибн Хальдун получил возможность посетить дом своих предков. «Когда я появился в Севилье, – пишет он, – я увидел много памятников величия моих предков». Педро принял Абд‑ар‑Рахмана с почестями и пообещал вернуть ему владения родителей, если он перейдет к нему на службу. Предложение это Абд‑ар‑Рахман вежливо отклонил, ибо в душе его уже созрел план отойти от государственных дел.

«Поскольку я отказался от государственных дел, – пишет Ибн Хальдун в «Автобиографии», – чтобы жить в уединении… перспектива новой миссии наполнила меня отвращением… Я обосновался со своей семьей в Калъат‑ибн‑Салама , во дворце, взятом у султана в феодальную аренду. Я жил там четыре года совершенно свободным от всяких забот и суеты государственных дел; и именно там я начал свой труд по всеобщей истории. В этом уединении я закончил «Мукаддаму» , сочинение, которое представляет собой полностью оригинальное исследование, составленное на основе огромного материала, добытого долгими и кропотливыми изысканиями. В моем распоряжении был дворец, построенный еще Абу Бекр ибн Арифом . Годы, проведенные в просторных комнатах этого дворца, были целиком посвящены работе, и я даже не вспоминал о царствах Магриба и Тлемсе , сосредоточенный на своем труде» [прим81] .

Пребывание магрибского отшельника в Кальат‑ибн‑Салама дало жизнь гениальному труду, и это несмотря на то, что годы уединения пролетели быстро и никогда больше не повторились. Ибо, покинув дружелюбные стены дворца, он снова оказался в водовороте нескончаемых дел, которые не отпускали его уже до конца дней. Из авторского описания неясно, почему он снова вернулся в мир, тяготило ли его одиночество и ученые занятия. Определенным остается только то, что это не был ответ на призыв гражданского долга, как у Кларендона.

С осени 1378 г. до своей смерти весной 1406 г., то есть почти двадцать восемь лет, Ибн Хальдун не знал покоя и уединения, когда бы «ум его был полностью свободен от забот». Попытка окунуться в общественную жизнь родной страны не была удачной. Через четыре года он покинул Тунис и отправился в Александрию, так больше и не вернувшись никогда в свой родной Магриб. Но даже в более устойчивом египетском обществе, несмотря на преклонный возраст, Ибн Хальдун оставался таким же, каким был в юности. Большой и неоспоримый авторитет его лишь расширил сферу, в которой он мог наживать себе врагов. За последние двадцать лет жизни он не менее шести раз назначался на одну из четырех самых высоких судебных должностей в Каире, причем пять раз отстранялся. Но умер он победителем, в очередной раз вернув себе пост, на этот раз за десять дней до кончины.

Задуманная им «Всеобщая история» так и не была доведена до конца. И можно быть уверенным, что даже первые шесть томов не увидели бы свет, если бы не те замечательные годы уединения. Можно добавить также, что ценность отдельных частей его труда не может быть измерена какими‑либо количественными мерками; и если бы когда‑нибудь потомки встали перед жестоким выбором, какой том сохранить ценой потери всех остальных, я думаю, они выбрали бы «Мукаддаму», тот единственный том, Что был создан Ибн Хальдуном в условиях истинного ухода. Фактически труд Ибн Хальдуна – это труд четырех лет ухода, лет, отданных творчеству, тогда как на суету общественной жизни потрачено им более чем полвека.

Поделиться: