· Храм Живоначальной Троицы в Конькове - Проповеди. Проповедь на день памяти прор


Праздник пророка Божия Илии - с глубокой древности один из самых известных и любимых на Руси праздников. Личность пророка произвела такое сильное впечатление на наших предков, что они в своих молитвах называли его не иначе как ангелом во плоти: “Во плоти ангел, пророков основание”, - так поётся в тропаре святого. В народе его называют огненным пророком, и что-то воистину цельное, сродни единой природе огня было в этом человеке. Илия был человек, подобный нам, - пишет в своём послании апостол Иаков (Иак 5:17), и мы читаем эти слова и не верим, потому что те деяния, которые совершал пророк Илия, не просто на грани человеческих сил, но, кажется, выходят за все мыслимые их пределы.

Святой Илия несёт совершенно исключительную миссию в Священной истории. Он - грозный обличитель нечестивого царя Ахава, он же - собеседник Спасителя на горе Фавор, и он же, согласно пророчествам, - мученик последних времён, ревнитель веры и истины, которому надлежит быть умерщвлённым антихристом. Разве это судьба человека: стать участником истории Церкви в глубокой ветхозаветной древности, беседовать со Христом и увидеть последний эпизод нашей истории? По силам ли человеку эта миссия?

Пророческий подвиг святого Илии весь пронизан необычайной пламенной ревностью в Боге, и это главная особенность его служения. Как говорил Псалмопевец: Ревность дому Твоего снеде мя (Пс 68:10), и святой Илия буквально снедался огнём веры, испепеляя себя, свою жизнь и жизни современников, ревнуя о славе Божией. Ревность пророка кажется нам слишком суровой. В Ветхом Завете современного человека особенно шокируют иногда описания беспощадной жестокости: кровь льётся рекой, люди гибнут десятками и сотнями от жутких казней и природных бедствий, насылаемых Господом в наказание за грехи и измены. Илия сам карает пророков Иезавели, предавая их смерти у потока Киссон. Мы, люди, живущие в другом мире, в мире Евангелия, не можем себе представить человека Божия, лично умерщвляющего пророков чужих богов или собственноручно разделывающего жертвенное животное. Разве святость и жестокость могут уживаться рядом? Мы теперь знаем, что Господь тогда ещё не открылся как Бог Любви, но Илия хорошо знал, что имя Его - Ревнитель (Исх 34:14), и пророк, во всём подражая своему Богу, ревновал огненной нечеловеческой ревностью о славе Божией. Он служил Богу-Ревнителю, мы служим Богу-Любви, и мы постигли эту истину не своими усилиями или заслугами перед Господом, а по Откровению Евангелия.

Но в том-то и особенность жизни угодников Божиих, что вся она как бы проходит перед нашими глазами, и в этом подлинное смирение святых: их ошибки, их духовное становление и воспитание открыты взору обычных, часто довольно слабых людей. И вот мы, люди простые и немощные, становимся свидетелями того, как Господь воспитывал Своего пророка, прикровенно являя Своё подлинное имя, имя Бога-Любви, уже тогда, в эпоху Ветхого Завета.

Вот, пожалуй, самый удивительный момент из жизни святого: явление Господа пророку: ревёт сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы - но не в ветре Господь; после ветра страшное землетрясение колеблет горы - но не в землетрясении Господь; огонь идёт по земле, сжигая всё на своём пути - и не в огне Господь. Создатель и Хранитель этого мира явился Своему пророку в веянии тихого ветерка (3 Цар 19:12). Языком образов, пророческим языком Бог даёт знать Своему ревнителю то, что открыто каждому христианину. Пророк Илия в своём человеческом усилии достиг самого предела веры, но Господь показывает ему то, что выше этого - человеколюбие и милосердие ко всякой твари. Любовь, веяние тихого ветерка, который не опаляет, а лечит раны ближнего, успокаивает его - вот то откровение пророку, которое он получает от Бога на наших глазах. В этом тайна Евангелия, тайна Христова - в откровении Бога-Человеколюбца.

Праведники Ветхого Завета - это столпы веры, в них есть что-то героическое, монолитное, это даже не камни веры, а целые скалы. Подобная цельность натуры встречается крайне редко, но вот что поразительно: при ревностной, пламенеющей любви к Богу пророк Илия не замечает людей. Прячась от своих преследователей, он просит у Бога смерти: он остался один, сыны Израиля оставили завет с Богом, разрушили жертвенники, убили пророков; Илия - единственный уцелевший ревнитель истинного Бога. И Господь, утешая пророка, говорит, что семь тысяч человек в Израиле не преклонили колена перед Ваалом (3 Цар 19:18). И вот вопрос: как такой славный пророк и прозорливец не заметил рядом с собой семь тысяч своих единомышленников и единоверцев? Святой Илия был подвижником Ветхого Завета, и поэтому его подвиг угождения Богу был таким без-человечным, отсюда и такая жестокость и жёсткость к людям, опаляющая ближних ревность ради Бога. Пришествие в мир Богочеловека стало подлинным Откровением не только о Боге, но и о человеке, о его высоком достоинстве и необыкновенной ценности для Бога. Поэтому святость Евангельская - иная святость, и Христос воспитывал в этом Своих учеников. Пламенные Апостолы, “сыновья громовы” Иаков и Иоанн, просят у Спасителя разрешения свести, подобно Илие, огонь с неба на самарянское селение, которое не приняло их. Христос запрещает им: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк 9:54–56).

Во Христе явилась нам любовь Божия к человеку - кроткая, смиренная и воистину жертвенная. В христианской древности Спасителя изображали в виде отрока. Илия - муж, муж ревности и силы, столп веры и благочестия. Два разных знака святости: муж силы и слабый отрок, о котором пророчествовал святой Исаия: Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис 42:3).

Так почему же мы, ученики Христовы, чтим святость ветхозаветного пророка? Ведь о последнем пророке Ветхого Завета, который пришёл в духе и силе Илии, сказано, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф 11:11). Меньшие - это мы, хранители Откровения о Боге-Человеколюбце, принявшие это Откровение не своими заслугами, но даром благодати Божией. Но Евангельская святость, которой мы восхищаемся в святых - это соединение предельного человеческого усилия с действием благодати Святого Духа, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим 5:5). Ревность веры и любовь к людям. И святые доевангельской поры для нас прежде всего учителя и пример для подражания в этой пламенной ревности, которая есть ответ благодарного сердца на любовь Бога к человеку. К той же пламенной вере нас призывает и апостол Павел: Духом пламенейте (Рим 12:11). Только нам надо крепко помнить о том, какого мы духа, и в любви к людям подражать нашему Богу-Человеколюбцу.

Апостол Павел называл церковную жизнь христианина созиданием самого себя в любви (см. Еф 4:16), призывая христиан поступать достойно звания, к которому они призваны (Еф 4:1). В чём же он видел знак этого достоинства? Надо жить со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью (Еф 4:2). Ревность без снисхождения в любви к людям возвращает нас в Ветхий Завет, а значит, в суровую, даже кровавую действительность и в одиночество веры с надеждой на откровение Бога-Человеколюбца. Но ведь Христос уже пришёл, и любовь Его открыта нам так очевидно, так осязаемо, и мы безответны перед Ним. Мы - христиане, и имя Христа мы носим, стараясь, чтобы в нас были те же чувствования, какие и во Христе (Флп 2:5). С ближними надо обращаться бережно и нежно; и в те минуты, когда ревность в Боге будет захлёстывать нас, накрывать волною, надо быть очень внимательным, чтобы, не дай Бог, не переломить “трости надломленной” и не убить своей неуёмной ревностью живого человека.

Архимандрит Савва (Мажуко), журнал "Альфа и Омега", 2009 г.

Смотреть авторскую передачу о. Саввы "Свет невечерний" о первом аскете древности и примере для подражания для современного монашества, неутомимом ревнителе по Бозе и обличителе культа кровавого бога Ваала (жертвоприношение детей), свидетеле преображения Господня и будущем свидетеле второго пришествия Иисуса Христа можно на youtube-канале монастыря .


Cегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.
Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы - не в буре, не в землетрясении, не в огне, - но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.
Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию - возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), - т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена - свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой - Иона - вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными - такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.
И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии - тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов - Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге - также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.
Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Митрополит Иларион (Алфеев)

«Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися... и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой» ().

Не удивительно ли, братие, что человек, подобострастный нам, повелевает небу, чтобы оно источило дождь, и земле, чтобы она произрастила плод свой? Кто поверил бы из людей настоящего времени, что человек может иметь такую силу духа, которой покоряются даже стихии? Кто из них имеет такую силу веры, чтобы, всецело положившись на Бога, всегда оставаться верным Ему в жизни и ни в чем не искать угождения людям? Таков был великий и славный пророк Израиля Илия. Исполненный огненной ревности о Боге Израилевом, он удаляется от общества людей, изменивших своему Богу, питается пищей, получаемой чрез ворона, и пьет воду из потока. Но и в своем уединении он не перестает сгорать духом ревности от пламенного желания очистить неправды Израиля, являясь воистину чрез свою молитву «колесницею Израиля и конницею его» ().

Его молитва была оплотом Израиля, спасая его от врагов, сохраняя в нем все более и более падавшую веру в истинного Бога и охраняя от нечестия соседних народов языческих.

Отчего же, братие, если Илия был человек, подобный нам, не видим мы теперь людей такого духа? Отчего никто из людей, познавших и уверовавших во Христа, Которого Илия будет, по верованию Церкви, только предтечею, когда во второй раз придет Господь на землю, не имеет столь сильной веры и столь пламенной ревности о Боге, какие имел Илия? Оттого, без сомнения, что мир как бы состарился во грехах и страстях своих, в которых живет, и чем далее идет время, тем все более теряют люди силу воли и уже не могут, как прежде, направлять ее на делание добра. Как человек, проживший много лет, почти не может изменить тех привычек, которые укрепились в нем с неодолимой силой в течение долгих лет жизни, так и мир, просуществовавший много веков без искреннего желания угождать Богу, все более и более становится неспособным веровать в Него и любить Его. «Огонь пришел Я низвести на землю» (), – говорил Господь, т. е. дух ревности огненной об исполнении воли Божией, как и о Себе Самом Он еще прежде чрез пророка говорил: «Еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (). И вот мы видим теперь, что огонь этот все слабее начинает гореть в стареющемся от страстей своих мире и что сердца людей все более и более, как бы в дни старости, охлаждаются для любви к Богу и к созидающемуся среди людей Царствию Его. Не для того ли и должен Илия, исполненный пламенной ревности о Боге и взятый прежде живым на небо, снова прийти на землю в конце времен, чтобы воспламенить еще однажды в людях угасающее пламя любви к Богу и таким образом приготовить их к приближающемуся суду всего мира?

Впрочем, не та чудодейственная сила веры Илииной, которой он низвел огонь на землю и воскресил мертвого, нужна теперь для мира. Ибо не тогда должны мы радоваться, по слову Спасителя, когда даже сами бесы повинуются нам, а тогда, когда имена наши делаются «написанными на небесах» (). Не низведения огня величественного на землю должны желать мы, а того, чтобы души наши воспламенялись от неведомо действующего чудодейственного огня Божественной благодати. Некогда Илия в ревности о Боге Вседержителе, Которого оставил Израиль, удалился в пустыню и скорбел, но Бог явился ему не в буре, не в огне и не в землетрясении, а в веянии тихого ветра (). Этого тихого веяния Божественной благодати должны желать и мы для себя, чтобы неприметно созидала она в душах наших Царствие Божие.

И если в Царствии Божием, по слову Спасителя, даже "меньший" более по дарованиям благодати "большего между рожденными женами» Иоанна Крестителя (), то и ныне могут совершаться в душах наших действия более чудные, нежели все соделанное Илиею (). Если мы не можем иметь такой сильной и чудодейственной веры, какую имел Илия, то сохраним и умножим веру в то, что благодать может сохранить душу нашу от самой сильной и обольстительной страсти, если только с упованием на подаваемую нам благодать будем мы с нею бороться. Тогда и Илия, хотя, когда он заключал небо и снова молитвой своей отверзал его, оставался подобострастным нам слабым и немощным человеком, не обличит нас в день второго пришествия Христова, но молитвой своей отверзет двери имеющего явиться «нового неба», чтобы нам войти туда и «возлечь в Царствии Небесном» со всеми бывшими до нас праведниками. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С праздником!

Милостью Господа и Его спасительной и благодатной заботой, в сегодняшний день мы в храме Божием сопереживаем праздник святого пророка Илии. Сегодняшним апостольским чтением было сказано, что Илия был "подобный нам человек".То есть он такой, как ты и я. Он помолился с верою, дабы Господь призвал к покаянию и закрыл небо для дождя. И три с половиной года не было ни капли. И при этом - мы помним - он, такой как мы. Это для нас сильное свидетельство, свидетельство того, что может молитва, совершаемая с верой. Если по молитве, как сказал Спаситель: «ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:20). Это прямое предуказание, какими нам должно быть, что нам делать и чем дышать. А дышать нам нужно тем духом, каким дышали такие угодники Божии, как Илия.

Я несколько раз в этой церкви рассказывал факт, за который меня «расстреляли». Факт, когда, вот также в воскресный день, не было праздника, было обычное Богослужение и молебен над болящими с помазанием священным елеем. Когда я пришёл в храм, из «засады» выскочили несколько человек. У них был один-единственный вопрос: «Есть ли у нас хоть один шанс вылечить нашего ребёнка, ведь все врачи от нас отказались?» А я застыл и ничего не смог ответить, не знал, что сказать. Потом меня «пробило» и я сказал всю правду. «Нет! Нет у вас шанса! У меня нет шанса и ни у кого нет шанса! У всех есть вагоны шансов, ибо с нами Господь». Может ли Тот, Кто всё может, помочь нам? Странный вопрос. Это свидетельство того, что в этих людях нет даже малого шанса веры. Как с Богом может не быть шанса?! И вот сегодняшняя память пророка Илии и написанное слово нам говорит, Илия был такой же, как мы, тоже пять пальцев на руке, два уха, тоже был не святой, не безгрешен. Вспомним Библию, сколько раз он раздражался на безбожников, как он желал смерти тем, кто губит Творца, и ревность его, порой, переходила края. Он был такой, как мы, не только физически, но и душевно. Грешил, впадал в раздражительность, в ярость, но, тем не менее, молился, прося у Господа покаяния для людей, для пробуждения духовного. Мои дорогие, для нас это сильное свидетельство. Поэтому у нас, православных, есть горы шансов.

Очень радостно сегодня засвидетельствовать тот факт, что этот день для нашего храма совершенно особый. В далёком 1989 году, когда началось открытие первых храмов, а в предыдущем юбилейном году 1000-летия Крещения Руси в Болгаре начала быть церковь. Сначала она находилась в молитвенном доме. Народ там не умещался и пришлось сделать пристрой размером с эту «избу», но всё равно люди не умещались. Когда в молитвенном доме была первая Пасха, он не только не вместил людей, люди были вокруг, были на деревьях, чтобы быть участниками и крестного хода и Богослужения. В 1989 году из разных сёл и деревень приезжали толпы народа, чтобы креститься. Мы все не могли уместиться в молитвенном доме и вышли на улицу, чтобы крестить всех под открытым небом, а на задах была школа и «светильники правды и заботы о людях" – учителя - написали жалобу в инстанции, где было написано следующее: «Около «храма света» находится рассадник мракобесия. Они уже настолько пали и обнаглели, что совершают свои ритуалы на улицах, на глазах несчастных детей, которых мы учим светлому коммунистическому будущему – без Бога». Сейчас это, конечно, смотрится наивно и глупо, но тогда это было по-другому. Нам грозили, вызывали и говорили, что нужно всё это дело как-то прикрыть. А у нас нет другой возможности. Почему? А потому люди за столько лет безбожия настолько изголодались по благодати Божьей, что никого и ничего уже не боялись и шли валом в церковь. Шли креститься, венчаться, отпевать умерших, приходили на молитву. И поэтому церковь, в которой мы стоим, решили перенести из села Порфировка, которое находиться за 15 км, отсюда.

Мне радостно вспомнить, что сегодня среди нас есть те, кто помнит, как мы вперёд своих ног бежали на церковный субботник в храм, чтобы как-то соучаствовать и помочь церковному делу. Мне всегда вспоминается раба Божья Наталья Судакова, бабушка. Она всегда шла на субботник с двумя палками, как на лыжах. Давало знать о себе здоровье и старость. Я, обгоняя её, говорил: «Матушка, вам бы, может, дома побыть?», - а она плохо слышала и говорила: «Чего? Домой идти от церкви?» Посмотрела что я поп, подняла одну палку и пригрозила: «Вот я тебе сейчас!» Если уж на попов с палками, то кто мог вообще этим людям встать поперёк дороги?! Потом, во время субботника, я смотрел, как бабушка Наталья одну палку под одну мышку, другую - под другую и тащила какую-то доску. Хлоп, упала. Смотрю - встала и пошла дальше, опять упала, опять встаёт.

Эту церковь мы перенесли зимой. Ставили на лёд. Зимой поднимали её! Люди жаждали скорее перейти в церковь. И когда уже было сделано всё необходимое, 2 августа 1989 года в этом храме, на временном престоле и во временном алтаре было совершено первое Богослужение. Люди стояли и радовались, молились и ликовали, подходили к Чаше и говорили: «Теперь у нас есть настоящая церковь. Теперь мы настоящие православные!»

Из старых Болгар приходили ныне покойные бабушки. Я им говорил: «Вам далеко идти», - а они мне: «Да что ты, батюшка, на Ржавец ходили 10 км. и то говорили, слава Богу, что всего 10 км., а здесь-то, что нам - пенсионерам - не пробежаться». И вот с таким юношеским огнём, с таким большим искренним внутреннем радением и ревностью, по образу Илии пророка, многие участвовали в этом святом деле. Тогда этот храм стал храмом сразу четырёх районов. Потом, по милости Божией, открывались храмы и ныне продолжают открываться. Наш Спасский район стал не по названию, а по сути таковым. А потом наша церковь увеличила ареал своего влияния до границ всей России. А сейчас перехлестнула и за границу. И на сегодняшний день с этой церковью молятся сотни тысяч во всех церквах мира: Германии, США, Таиланде, Индонезии. Почему так? Одна из причин - горение людей. Эта церковь не созидалась на деньги спонсоров и благотворителей, она строилась на копейки. Это бабушка Наталья Судакова двумя палками и своими падениями вымолила эту церковь, это те пенсионеры, которые говорили: «Что не пробежаться-то?» Они своими «пробежками» освятили эту церковь. Это их молитвы и их подвиг.

Вторая причина - сегодняшний день. Господь ввёл нас под своды этой церкви именно 2 августа. Что для нас Илия пророк? Для нас он не просто тот, кто был и кто есть сейчас у престола Божия, для нас он тот, кто будет. По слову Господа и пророков, он второго Пришествия Христова предтеча. Не умерший, взятый живым, он придёт в конце времени и обличит антихриста. Эта церковь, которая по его молитвам открыта в день его памяти, набирает такое значение в мире не потому ли, что пророк Илия особо молится?

Желаю вам, мои дорогие, расти в духе молитвы, расти в верности Господу. От всей души рад ещё раз поздравить всех нас с вами с этим праздником!

ДАР ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СМЕРТИ

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в день памяти пророка Божия Илии…

Илия встретил своего Бога в пустыни в пещере, после того как прошел долгий путь в течение сорока дней и ночей. То, что ему дано было пережить, - совершенно новое, не открытое доселе Писанием о Боге. Бог не присутствует ни в сильном ветре, ни в землетрясении, ни в огне. Иными словами, Бога нет в том, что еще вчера было ответом на молитву Илии перед пророками Ваала. Это оружие оказывается как бы устаревшим.

Почему ему надо было идти в течение сорока дней? Сорок - это число дней, равное числу лет, в течение которых отцы должны были проходить через пустыню. Почему пещера, в которой было явление Бога Илии, находилась в Хориве? Хорив - это другое название Синая, где Моисей встретил Бога. Тогда Бог прошел там, проведя перед ним всю славу Свою. Покрыв Своей рукой лицо Моисея, которого Он поставил в расщелину скалы. Теперь Илия, паломник Хорива, выйдя из пещеры, покрыл лицо свое милотью, потому что Бог пройдет перед ним.

Есть много общего между Моисеем и Илией. Однако откровение, дарованное Илии о гласе хлада тонка, о голосе, который есть Божественное молчание, отлично не только от громоподобных чудес самого Илии. Речь идет о новом видении всего, что связано с Моисеем, и устрашающим даром Синайских скрижалей. Илия остается Илией, но в то же время он иной. Точно также Бог остается Богом, но Он по-иному, чем раньше, являет Себя человеку. В огне и в землетрясении на горе Синай, Бог остается невидимым. «Гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4:11-12). Наступают иные времена. Надо, чтобы Моисей и Илия были увидены вместе, и увидены в том же самом свете. Ученикам Христовым будет дано увидеть не только свет Преображения Господня, но и участие в нем великих пророков. «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Поразительна в библейском повествовании об Илии история Навуфея. Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.

Илия не познал смерти, но был взят на небо на огненной колеснице, запряженной огненной конницей. Для имеющих духовное зрение невидимое становится видимым. Место погребения Моисея никто не может обнаружить, а с Илией совершается небывалое чудо. Пророк хочет воспрепятствовать своему ученику стать свидетелем его восхождения на огненной колеснице. Никто не должен видеть этой тайны. Но может ли он избавиться от Елисея, который следует за ним до конца?

Дар избавления от смерти не дается просто. Требуется некоторое участие в этом и со стороны человека. В течение последующих веков в богоизбранном народе не угасает ожидание, что Илия снова придет. Но мы видим, какая разница между Илией, избавленным от смерти, и Сыном Божиим, принимающим смерть, чтобы оплатить долг за Илию. И не только за него. Будет еще у Илии после горы Фавор - гора Голгофа. Именно на Голгофе мы услышим насмешки по поводу ожидания возвращения Илии: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф.27:45-49). В этот час Илия даст о себе знать в последний раз. Кажется, как на горе Преображения, он присутствует на Голгофе рядом с Господом. Но на этот раз он приобщается Христу в молчании, приобщаясь молчанию гласа хлада тонка, силе Господней, которая раскрывается в явлении предельной немощи. Однако церковное Предание свидетельствует, что последний раз наступит, когда он будет послан на землю накануне Второго Пришествия Христова, во время его проповеди о том, что грех и смерть - тождественные понятия, так же как сила и милость Господня, и будет за эту проповедь убит.

Благо нам, что мы умираем. Потому что только так можем мы приобщиться в полноте смерти Христовой, а значит и Его жизни, Его Преображению и Воскресению.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России

Поделиться: