Готы, ятвяги, пруссы, венеды. У истоков исторической правды Пруссы ятвяги

Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза. Под Скандзой в историографии принято понимать юг современной Швеции и остров Готланд. При короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли во II веке низовья Вислы (Иордан именует эту область Готискандза).

Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. Письменные источники по истории Ойума поздние и ненадёжные - «Гетика» Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, «Сага о Хервёр»), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре - буквально Данпарстад. В археологическом плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует черняховская культура , с центром на среднем Днестре.

В IV веке готы принимают арианскую модель христианства и обретают собственную письменность, - готский алфавит, изобретённый епископом Вульфилой, который перевёл на готский библейские тексты (Серебряный кодекс)

В 375 году союз племен остготов во главе с Германарихом потерпел ряд поражений от гуннов, после чего почти все готы покинули Причерноморье и ушли на Запад. Только в Крыму осталась небольшая их часть.

В Летуве беларусов и сегодня называют Gudai (гуды) , т. е. готами. На знаменитой какрте Мюнстера Великое княжество Литовское обозначено, как Litvania-Godinia .

Балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, латышской, белорусской и польской народностей.

Как отдельная этническая группа упоминаются в переписях XIX века.

Еще в 1673 году Феодосий Софонович в своей «Хронике» так писал о ятвягах:
«Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми, з готтов пошли, которых столечное место было Дорогичінъ, а Подляшье все аж до Прус, з Волыня почавши, осевши были, Новгородок Литовскиі и околичниі волости держали».

Лингвисты полагают, что ятвяжские диалекты были близки диалектам пруссов. Наиболее значительный и ценный памятник ятвяжского языка - рукописный польско-ятвяжский словарь «Роganske gwary z Narewu», найденный в конце 1870-х годов в южной части Беловежской пущи. Его анализ позволил исследователям определить ятвяжские диалекты как близкие прусскому языку, а также выявил связь их с готскими языками (на основе значительного числа германизмов). Германские племена готов в начале нашей эры жили на южном обережье Балтики от Вислы до Нарева и Нёмана, и с последней четверти II века н. э. эти племена начали постепенно продвигаться в юго-восточном направлении. Что обосновывает суждение о том, что ятвяги - потомки готов.

"От ятвяжских селений не осталось никакого следа, потому что дома срублены были из дерева. Дальше семейно-родовых союзов, формировавшихся во время общей опасности под начальством выдающегося храбростью старшины или князька, Я. не пошли. Польский летописец сравнивает Я. с хищным зверем, Авенариус, называя их храбрыми, но не культурными - с вечными бродягами."
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

"...они были возможно, даже в более северных районах, таких как на Wilia, ... на восточной и на южной стороне до болот Пинска, на запад к Готам, самый южный Aistenvolk над болотами Припяти, между Masowiern и Litauern (нем.): Jaczwingorum народ северной стороны, Masoviae, Russiae et Lithuaniae земли соседних регионов..., язык подобен и понятен Prutenica et Lithuanica, их помнят как диких, воинственных и жадных людей (лат)."
"Немцы и их соседи" Й. К. Цойсс, 1837

Пруссы

"132. В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись..."
Monumenta Poloniae Historica, XII-XIV вв., 132-133

Гедымин, в 1323 году построив церкви в Вильно и Новогрудке, приглашает проповедников, знающих языки основных национальных меньшинств - пруссов, поляков, латышей.
"Мы же приглашаем епископов, священников, духовных лиц любого Ордена, в особенности вашего, которому мы уже выстроили две церкви, одну в нашем королевском городе, именуемом Вильно, другую в Новогородке, к которым назначьте в этом году нам четырех братьев, знающих польский, земгальский и прусский языки, такие, какие теперь есть и были [прежде]..."
Codex Diplomaticus Lithuaniae, XIII-XIV вв

Из-за ассимиляции славяноязычных пруссов мазурами, кашубами, словинцами, поляками и другим населением, прибывшим после завоевания Пруссии Тевтонским орденом, с XV века пруссами называлось только балтоязычное население.
Из смешения прусского, частично польского населения Восточной Пруссии с немецкоязычными колонистами к началу ХХ в. сложилась особая субэтническая группа - немцы-пруссаки, а временем окончательного исчезновения прусской народности условно можно считать 1709-1711 гг., когда от голода и эпидемии чумы погибло около половины населения древнепрусских земель, включая последних носителей прусского языка.

Венеды

Племенная группа, известная до VI в. и упоминаемая древними историками Геродотом, Помпонием Мелой, Плинием Старшим, Тацитом, Клавдием Птолемеем, Иорданом, размещаемая ими к востоку от Вислы - от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная. Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам. На основании того, что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне». на картах венды локализовались севернее моря Геродота (ныне Полесье)

Интересна карта "Germano-Sarmata" 1790, Ch. Delamarche - локализация венедов на ней совпадает с этнографической картой белорусов и границами БНР .

Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (790 г.): «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…»

На протяжении Средних веков немцы обобщённо называли вендами все соседние с ними славянские народы (кроме чехов и поляков).

С венедами связывают поморскую культуру, которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы до вторжения готов. Поморская культура развивалась в тесном взаимодействии с лужицкой культурой (археологическая культура, распространённая на территории восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь).

По имени венедов Птолемей Клавдий (II век) называл Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты Венедскими горами.

http://samlib.ru/e/rogatina/lutizi.shtml http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/5-02-026470-9/ http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel1.htm
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text1.phtml?id=576
http://bibliotekar.ru/bel2/316.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/10053/ЛЮТИЧИ be-x-old.wikipedia.org
be.wikipedia.org
pl.wikipedia.org
uk.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

Были отчасти асимилированы в южной части Дзукии . Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской , белорусской и польской народностей.

Археологические источники

История

В древности ятвяжские племена населяли междуречье Нарева и Немана (так называемую Судавию). В - XI веках ятвяги занимали основную часть будущего Подляшья . В X-XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей (например, Ярослава Мудрого в г.). С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии , южной частью Судавии в XII-XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское княжество , затем Судавия (с центром в г.Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского . В последних десятилетиях XIII века северная часть Судавии попала под контроль Тевтонского ордена (после этого многие ятвяги переселились в Литву), но после его разгрома в Грюнвальдской битве () по условиям Мельнского мира г. вся Судавия опять вошла в состав Великого княжества Литовского .

Письменные источники

Немецкий автор William Pierson в книге "ELEKTRON oder Ueber die Vorfahren die Verwandtschaft und den Namen der alten Preussen" написал про ятвягов следующее: "Ятвяги, в древности Языги называемые, сидели в начале 1 века между Бугом и Днестром, частично в Италии и Венгрии, где их границы" .

В литературном произведении XIII века (полное оригинальное название «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава») сказано:

"Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев , до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы - то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали...".

См. также

  • Об обычаях племени ятвагов известно из документа «Письмо Иоганна Полиандера Каспару Бернеру о янтаре и судовах ».

Напишите отзыв о статье "Ятвяги"

Ссылки

  • - ресурс о ятвяжской культуре

Примечания

Литература

  • Ятвяги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ятвяги

– Какой ужас!.. – в шоке прошептала я. – За что его так?
– Не знаю... – тихо прошептала Стелла. – Люди почему-то были тогда очень злые, даже злее чем звери... Я очень много смотрела, чтобы понять, но не поняла... – покачала головкой малышка. – Они не слушали разум, а просто убивали. И всё красивое зачем-то порушили тоже...
– А как же дети Акселя или жена? – опомнившись после потрясения, спросила я.
– У него никогда не было жены – он всегда любил только свою королеву, – со слезами на глазах сказала малышка Стелла.

И тут, внезапно, у меня в голове как бы вспыхнула вспышка – я поняла кого мы со Стеллой только что видели и за кого так от души переживали!... Это была французская королева, Мария-Антуанетта, о трагической жизни которой мы очень недавно (и очень коротко!) проходили на уроке истории, и казнь которой наш учитель истории сильно одобрял, считая такой страшный конец очень «правильным и поучительным»... видимо потому, что он у нас в основном по истории преподавал «Коммунизм»...
Несмотря на грусть происшедшего, моя душа ликовала! Я просто не могла поверить в свалившееся на меня, неожиданное счастье!.. Ведь я столько времени этого ждала!.. Это был первый раз, когда я наконец-то увидела что-то реальное, что можно было легко проверить, и от такой неожиданности я чуть ли не запищала от охватившего меня щенячьего восторга!.. Конечно же, я так радовалась не потому, что не верила в то, что со мной постоянно происходило. Наоборот – я всегда знала, что всё со мной происходящее – реально. Но видимо мне, как и любому обычному человеку, и в особенности – ребёнку, всё-таки иногда нужно было какое-то, хотя бы простейшее подтверждение того, что я пока что ещё не схожу с ума, и что теперь могу сама себе доказать, что всё, со мной происходящее, не является просто моей больной фантазией или выдумкой, а реальным фактом, описанным или виденным другими людьми. Поэтому-то такое открытие для меня было настоящим праздником!..
Я уже заранее знала, что, как только вернусь домой, сразу же понесусь в городскую библиотеку, чтобы собрать всё, что только смогу найти про несчастную Марию-Антуанетту и не успокоюсь пока не найду хоть что-то, хоть какой-то факт, совпадающий с нашими видениями... Я нашла, к сожалению, всего лишь две малюсенькие книжечки, в которых описывалось не так уж и много фактов, но этого было вполне достаточно, потому что они полностью подтверждали точность виденного мною у Стеллы.
Вот то, что мне удалось тогда найти:
любимым человеком королевы был шведский граф, по имени Аксель Ферсен, который беззаветно любил её всю свою жизнь и никогда после её смерти не женился;
их прощание перед отъездом графа в Италию происходило в саду Маленького Трианона – любимого места Марии-Антуанетты – описание которого точно совпадало с увиденным нами;
бал в честь приезда шведского короля Густава, состоявшийся 21 июня, на котором все гости почему-то были одеты в белое;
попытка побега в зелёной карете, организованная Акселем (все остальные шесть попыток побега были также организованы Акселем, но ни одна из них, по тем или иным причинам, не удалась. Правда две из них провалились по желанию самой Марии-Антуанетты, так как королева не захотела бежать одна, оставив своих детей);
обезглавливание королевы проходило в полной тишине, вместо ожидавшегося «счастливого буйства» толпы;
за несколько секунд до удара палача, неожиданно выглянуло солнце...
последнее письмо королевы к графу Ферсену почти в точности воспроизведено в книге «Воспоминания графа Ферсена», и оно почти в точности повторяло нами услышанное, за исключением всего лишь нескольких слов.
Уже этих маленьких деталей хватило, чтобы я бросилась в бой с удесятерённой силой!.. Но это было уже потом... А тогда, чтобы не показаться смешной или бессердечной, я изо всех сил попыталась собраться и скрыть своей восторг по поводу моего чудесного «озарения». И чтобы развеять грустное Стеллино настроение, спросила:
– Тебе очень нравится королева?
– О да! Она добрая и такая красивая... И бедный наш «мальчик», он и здесь столько страдал...
Мне стало очень жаль эту чуткую, милую девчушку, которая, даже в своей смерти, так переживала за этих, совершенно +чужих и почти незнакомых ей людей, как не переживают очень многие за самых родных...
– Наверное в страдании есть какая-то доля мудрости, без которой мы бы не поняли, как дорога наша жизнь? – неуверенно сказала я.
– Вот! Это и бабушка тоже говорит! – обрадовалась девчушка. – Но если люди хотят только добра, то почему же они должны страдать?
– Может быть потому, что без боли и испытаний даже самые лучшие люди не поняли бы по-настоящему того же самого добра? – пошутила я.
Но Стелла почему-то совершенно не восприняла это, как шутку, а очень серьёзно сказала:
– Да, я думаю, ты права... А хочешь посмотреть, что стало с сыном Гарольда дальше? – уже веселее сказала она.

Ятвяги (Jatvingorum, Jetvorum gens) – одно из четырех племен балтийско-летской группы, известной по русским летописям с Х века, когда выходцы из Ятвяжской земли служили в княжеских дружинах. Походы на них Владимира в 983 году и Ярослава в 1038, 1040 и 1044 годах указывают на их опасность для свободного движения по путям сообщения из Киева в Побужье, Поднестровье и так называемые Червенские города. Соседство ятвягов с Польшей и мазовшанами обнаруживается в восстании Маслава; память об их страшных набегах долго сохранялась в нынешних губерниях Люблинской, Седлецкой и Ломжинской. Ятвяги оттеснены были к Нареву. В XIII веке ведется опустошительная борьба с ними двух славянских народностей – польской и галицкорусской. Ипатьевская летопись не только сохранила нам список вождей и князей ятвяжских, их дворов и градов, но дает некоторое понятие о их быте и житейских нуждах. В 1279 году они посылают в Володимер Волынский послов с просьбой их спасти от голода и продать им жито, за что рады дать воску, беличьих шкур, бобров, черных кун или серебра.

Оружие ятвягов для борьбы с волынской ратью было недостаточно: сулицы или метательные дротики не могли противостоять шлемам и щитам, копьям и стрелам. Лютую храбрость вождей ятвягов хвалят летописцы. "Скомонд, витязь и волхв их, борзый яко зверь, погиб в бою с Волынью и голова его воткнута на кол". Когда "Ятвезкии князи" измерли и люди без государя мешкали, Наримонт Романович, по словам литовской летописи, доведавшись об этом, взял их без сопротивления под свою власть, зарубил над рекою Бебрею (Бобр) города "Райгрод" и стал называться князем Ятвяжским и Доновским или Дейновским.
Жилища ятвягов были деревянные, выстроенные на насыпях или городищах. Названия вождей несомненно литовского происхождения: Небри, Стегут Зебрович, Небяст, Комат, Стейкинт, Минтель, Мудейко, Пестило, Шурпа, Шютра, Анкад, Скомонд и Юндил встречаются и поныне между именами дворянских и крестьянских фамилий литовских губерний.

С ослаблением военных сил ятвяжских князей начинается обращение их в христианство со стороны тевтонского ордена и мазовецких правителей Ятвягии в 1264 года, при Болеславе Стыдливом. Как и многие другие прусские племена, ятвяги не были истреблены, а слились частью с мазовшанами, частью с малороссами в Гродненской губернии, частью с литовцами Пруссии и Принеманской Литвы. От ятвяжских селений не осталось никакого следа, потому что дома срублены были из дерева. Дальше семейно-родовых союзов, формировавшихся во время общей опасности под начальством выдающегося храбростью старшины или князька, ятвяги не пошли.

Польский летописец сравнивает ятвягов с хищным зверем, Авенариус, называя их храбрыми, но не культурными – с вечными бродягами. Проводя большую часть жизни на войне или на охоте. ятвяги умирали далеко от своего дома, в дремучем лесу или в открытом бою. Кости их не покоились на родовом кладбище, под курганом, или в тщательно сложенной каменной могиле; ятвяги легли там, где их застала смерть. Могилы Бельской и Дрогичинской земли обнаруживают литовский характер; географическая номенклатура доказывает, что ятвяги населяли западную часть нынешней Гродненской губернии, южную часть Сувалкской и надбужные части Ломжинской и Люблинской.

ЗАГАДОЧНОЕ ДРЕВНЕЕ ПЛЕМЯ

В Беловежской пуще по дороге на Городню есть небольшой холм, который называется горой Батория. Говорят, что когда-то король Баторий в этих местах охотился на ятвягов. Стрелял этих бедных дикарей, как зубров или медведей. Так говорттт народное предание.

Давно ушли тс времена, исчез ятвяжский народ и его язык . Но из глубины веков дошли до нашего времени названия населенных пунктов, разбросанных в пределах Гродненской и Брестской областей. Случилось так. что информация об исторической родине ятвягов. этого древнего и довольно загадочного племени, в литературе мало, а имеющиеся сведения во многом противоречивы и запутанны.

Причины такого положения не ясны, хотя племя ятвягов. как говорится в энциклопедиях, занимало значительные пространства от Мазурских озер (Польша). Пруссии (ныне Калининградская область) на западе и северо-западе до реки Нарев (бассейн Немана) на юго- востоке

К югу от Немана встречались лишь этнические "ятвяжскне острова ", т е небольшие участки, занятые ятвягами. К концу X века эти отдельные небольшие территории уже были окружены славянскими народами

В топонимии нашей республики сохранилась память об этом исчезнувшем племени в названиях с основой япш (Ятвязь, Етвезь. Ятвезь, Ятвсск и т.д.). Эти названия встречаются в Волковысском. Дятловском, Барановичском, Ивацевичском, Гродненском. Корсличском и других районах и являются самыми древними этнотопонимами В восточной части Беларуси таких названий не зарегистрировано. Сведения о племени ятвягов встречаются с X по XVII век. Расположение топонимов полностью соответствует былой территории расселения ятвягов

В польской хронике XII века говорится: "... Край ятвягов. где- воздух бальзам, леса медовые, реки богатые рыбой, земли урожайные, пахари трудолюбивые, воины бесстрашные... Край ятвягов. с которыми польский король всегда воюет, стремясь обратить их в истинную веру; но ни мечом, ни проповедью, ни подкупом невозможно было отстранить их от языческой веры, ни мечом смерти уничтожить ихний змеиный род...".

Название ятвяги образовано от термина я пит, что значит отряд, стая. Они жили в лесах и одевались в звериные шкуры. Тут некогда получил известность своими жестокими набегами на соседние владения Древней Руси и Польши предводитель ятвягов Комят о деяниях которого до сих пор напоминают старинные песни и легенды Гродненщины и Брестчины. Сохранились капища и божницы ятвягов . где совершались жертвоприношения языческим богам.

Живя по соседству с другими племенами, ятвяги. а вернее ятвяжский союз балтских племен, были активными участниками и свидетелями восточнославянской истории в течение трех столетий. Взаимоотношения между ними были в большей части напряженными.

Славяне неслн энергию молодого, перспективного этноса, о чем говорят многочисленные походы, что приводило к столкновениям между местными племенами и славянскими дружинами Два суперэтноса не могли всегда сосуществовать мирно из-за ограниченности ареала и борьбы за пищу Со стороны балтских племен, в том числе и ятвягов, сопротивление возникало как естественная реакция самозащиты Славяне укреплялись, сооружали, преимущественно но рекам, свои крепости-форпосты. Так возникли Городня (Гродно), известные с XII - XIII веков Волковысск и Слоннм Отсюда совершались походы на ятвягов. Сведения об этом хранит Ипатьевская летопись (поход Всеволода Юрьевича Городненского на Литву в 1136 году) Одно из последних упоминаний о ятвягах относится к 1284 году в трудах Болеслава Стыдливого: "... Ятвяги так побиты, что и памяти не осталось".

Примерно с этого времени Новогородок (Новогрудок) (некоторые историки считают его одним из древних центров Ятвягни) становится славянским городом и попадает под власть полоцких князей.

Летописные источники конца XIII века говорят о том, что ят- вяги были уничтожены полностью. О них перестали говорить, и в течение целого столетня земля эта была пустынею. Позже здесь появляются мазовецкис и прусские переселенцы. По утверждению А.Ю.Виду- гнрнса и Ф ДКлимчука. как раз в этот период отмечается продвижение оставшихся ятвягов на территорию Брсстско-Пинского Полесья до верховий Ясельды и Выгоновского озера.

Таким образом, полностью уничтожить целый этнос невозможно. что подтверждает и волынский летописец XIII век;»: "... Ятвязи как страны уже не существовало, но были отдельные их поселения в местных лесах и болотах.

По сей день у города Кобрина сохранился курган на правом берегу Мухавца. Еще в начале XX века вокруг кургана было много насыпанных копцов. окруженных камнями странной формы. Народное предание гласит, чт о курган - остаток древнего ятвяжского капища богини Мажанны. упоминаемой до сих пор в песнях и легендах этого края. Эту мысль подтверждает и А.Ф Рогалев. который в своей книге "Белая Русь и белорусы" пишет: "Современные научные исследования в области гидротопонимов позволяют предполагать, тго к XII - XIII векам ятвяжские поселения доходили до реки Мухавец".

Переселения ятвягов из области исконной Ятвягии в районы Брестчины и Гродненщины были связаны с неблагоприятной политической обстановкой, сложившейся к северу от Немана к XII веку. До XII столетия ятвяги, как и племя пруссов, противостояли русским, польским и литовским дружинам. У них на это еще хватало сил Но позже на историческую арену выходят крестоносцы

В канун нашествия крестоносцев ятвягам пришлось уходить к юго-востоку, в леса Беловежской пущи. Как раз с этими событиями в исторических документах появляется наименование довольно загадочной территории PoIIoxin (Полоксия).

Высказывается точка зрения, согласно которой 11олсксию населяли полесяне, этническое наименование которых представляет собой польскую форму названия ятвягов . Не исключено, что этот этноним постепенно распространился и на остальные ятвяжские племена, причем произошло это при польском участии, по мерс установления тесных военных и политических отношений Польши с ятвягамн. А позже Польша объединяется с орденом крестоносцев для борьбы с ятвягамн Польские князья неоднократно совершали военные походы на ятвягов Так. в польских хрониках при описании очередного военного набега поляков с их королем Казимиром Справедливым на балтов в 1192 году рассказывается о битве с "гетами" и "подлясянами". или. иначе, с пруссами и ятвягами.

Территория ятвягов всегда входила в сферу политических интересов польских королей. Потому отдельные группы подлясян (ятвягов ) начиная со второй половины XII века и в начале XIII века вынуждены были перемещаться в южные районы. Это была вторая причина, по которой ятвяги оказались в пределах Брестского Полесья

В начале XIV века для обозначения земель Берестейского. Каменецкого и Кобринского уездов (сюда входила территория нынешнего Дрогичинского района) появляется название Подляшьс (Подлесье) ныне Брестское Полесье, население которого стало называться полесянами. а современная форма - полешуки

Наименование Pollexia - Подляшье, обозначавшее в разные времена территорию к северу и к югу от реки Нарев. косвенно отразилось в названии Литовское Полесье, которое употребил Ссменов- Гян-Шанский в своем труде "Живописная Россия".

Название Литовское Полесье связывают с территорией бывшей Гродненской губернии (в се состав входили и западные районы нынешней Брестской области), а также Вилснской и Ковенской (Ковно - прежнее название Каунаса) губернии.

О том, что этноним полесяне продолжал функционировать и после ассимиляции ятвягов, свидетельствуют этнографические материалы XIX века, в которых говорится, что здесь жили полесяне со свойственными для них говорами (оттенками языка) В свою очередь, они делились на бужан и пинчуков

Река Неман являлась восточной границей сплошного ятвяжского расселения. Верхнее течение Немана издавна было естественным историческим рубежом, разделявшим славян и балтов сшс с VI-VII веков. К северу господствовали литовские этносы. К ятвягам они относились как к инородным вкраплениям.

Для обозначения ятвягов у литовцев существовал этноним дайнава (дай нова). Этот термин появился в документах князя Мнндовга в середине XIII века, но в народе это слово функционировало гораздо раньше.

В "Живописной России" Ссмснова-Тян-Шанского упоминается Дайновскос княжество , существовавшее в юго-восточной части Лид- ского уезда до XIV века. Свидетельством этого является наличие в современном Лидском районе двух населенных пунктов с названием Дайнова. один из которых около самого города Лида, а второй, согласно автору "Живописной России", считали столицей бывшего княжества. В этом же труде жители Дайновского княжества причисляются к славянскому населению, которое ничем не отличается от белорусов. В этом утверждении нашел отражение реальный исторический факт ославянивання потомков древнего народа ятвягов. Русский историк XIX века II П.Барсов размешал область Дайнову по правым притокам Немана Это Лидский, Ошмянский и часть Виленского уездов, о чем свидетельствует наличие десяти топонимов Дайнава. Дайновка. Дайновцы и т.д. Перечисленные названия полностью расположены в пределах исторического княжества Дайнова.

Территории распространения топонимов, связанных с этнонимами ятвязь (ятвезь) и дайнова . не пересекаясь, взаимно дополняют друг друга и охватывают почти всю территорию Гродненской области. Границей между этими названиями служит река Неман, что еще раз подтверждает мнение о функционировании этнонима дайнова в литовской этнической среде, а этнонима ятвезь - в славянской этнической срсде. Подобное мнение подтверждается тем фактом, что на территории бывшего Слонимского уезда в начале XX века отмечалась деревня с двойным названием Ятвязь-Дайиова (сейчас село Ятвезь Дятловского района). Живя в контакте с другими народами, эти оставшиеся группы ятвягов переняли обычаи соседних литовцев и белорусов. Еще в XVII веке в Понсманье существовали островки поселений ятвягов. но уже говоривших на литовском и белорусском языках.

Подтверждением следов ятвяжского пребывания на территории Брестского Полесья могут служить названия деревень Збироги (Брестский район) от ятвяжского личного имени Збирог. а также Здитово (Березовский и Жабинковскнй) от ятвяжского личного имени Здит или Дит. По материалам В. А. Жучкевича, очень характерна для топотшмов Северной Польши в местах древнего расселения ятвягов.

Древнему загадочному племени ятвягов молодой белорусский поэт Сергей Иванов посвятил поэму "Душа ЗямлГ", отрывки из которой были напечатаны в журнале "Спадчына" (1990. № 4). Некоторые из них использованы в этом материале.

В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти асимилированы в южной части Дзукии . Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской , белорусской и польской народностей.

Археологические источники

История

В древности ятвяжские племена населяли междуречье Нарева и Немана (так называемую Судавию). В - XI веках ятвяги занимали основную часть будущего Подляшья . В X-XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей (например, Ярослава Мудрого в г.). С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии , южной частью Судавии в XII-XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское княжество , затем Судавия (с центром в г.Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского . В последних десятилетиях XIII века северная часть Судавии попала под контроль Тевтонского ордена (после этого многие ятвяги переселились в Литву), но после его разгрома в Грюнвальдской битве () по условиям Мельнского мира г. вся Судавия опять вошла в состав Великого княжества Литовского .

Письменные источники

Немецкий автор William Pierson в книге "ELEKTRON oder Ueber die Vorfahren die Verwandtschaft und den Namen der alten Preussen" написал про ятвягов следующее: "Ятвяги, в древности Языги называемые, сидели в начале 1 века между Бугом и Днестром, частично в Италии и Венгрии, где их границы" .

В литературном произведении XIII века (полное оригинальное название «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава») сказано:

"Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев , до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы - то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали...".

См. также

  • Об обычаях племени ятвагов известно из документа «Письмо Иоганна Полиандера Каспару Бернеру о янтаре и судовах ».

Напишите отзыв о статье "Ятвяги"

Ссылки

  • - ресурс о ятвяжской культуре

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ятвяги

– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.
Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.
Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы».
– Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
– Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея.
– Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю.
– Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна.
– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать.
Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала:
– Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
Она не успела договорить. Князь перебил ее.
– И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты…
Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать.
– Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
– Да я не знаю… mon pere.
– Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета.
Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее.
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину.
Поделиться: