Гостям входят древнее селище славян. Славянское городище

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать "освящённые временем" традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.
Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.


III–V века

Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть "ульями", их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было "улья". То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую...
В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми "гнёздами", то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись "общинным домом" для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.


Древнее, "гнездовое" поселение.
VI–VIII века

К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения. С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – "родовая" община постепенно превращалась в "соседскую"...
По мнению археологов, уже в VIII–IХ веках поселения северных славянских племён – кривичей, ильменских словен – приобретают черты, свойственные старорусской северной деревне. Большинство таких поселений было невелико – две-три избы, встречались и деревни-"однодворки". Существовали, однако, и более крупные.

«Боги древних славян» - Сохранилось крайне мало сведений о язычестве древних славян. Чернобог - бог отмщения. Д у х и. Зимцерла, или Зимстерла, весна. Корс, бог пьянства. Чур, бог межей. Могошъ, земные плоды. Златая мать, тишина, покой. Перун, движение эфира, гром. Дидилия, деторождение. Живот, сохранение жизни Лед, война.

«Жизнь Древних славян» - Почему славяне были крепкими, выносливыми? В какой части Европы было поселение славян? В реках и озёрах живёт водяной и русалка. Чем занимались женщины? Деревянные лавки и стол. Почему? Главный бог Перун – бог грома и молнии. На кабанов. Домовой – охраняет дом. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.

«Славяне» - В хозяйстве славянских было подсечное земледелие. Кольца. Такая система земледелия требовала огромного количества земли. Различают до 200 типов различных видов подвесок.. Славяне были язычниками, то есть верили в природные явления и богов. Славянские поселения. Животноводство. В Древней Руси также широкое распространение получило бортничество.

«Урок Древние славяне» - Занятия славян. Волхвы. Урок окружающего мира в 4 классе. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Даждьбог – бог солнца. Кощей и Кикимора. Презентация. ppt. Стрибог – бог ветра. Одежда славян. Орудия труда и оружие славян. Теологи. Славянские племена. Географ. Как одевались славяне.

«Предки славян» - Другая часть славян пошла дальше на север. Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Выращивались лен, конопля. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было.

«Союзы восточных славян» - Белые хорваты. Верили во многих богов. Народное ополчение. Кривичи. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести. У знатных людей существовало многоженство. Верования. Внешний облик. Авары. Мурома. Весь. Племенные союзы восточных славян:

Всего в теме 34 презентации

Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км.

Ученые, конечно, утверждают, что это все культурные слои. Но забудьте про слои где есть более-менее однородные толщи глины. Это слои образовались в очень короткое время в геологическом масштабе. Признаки катастрофы подписаны на фото.

Вид на музей и на территорию, где производились раскопки

Верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово.

Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

Толстые глиняные слои, отложившиеся за короткий период, похоронившие селение, которые ученые считают за культурные слои.

Реконструкция облика человека из захоронения

А при реконструкции облику людей (кроманьонца) зачем-то зачем-то понадобилось придать обезьянние черты (я про среднюю реконструкцию).

Группа палеолитических стоянок на реке Сейм у села Быки Курчатовского района Курской области. Возраст 21000-14000 лет назад. Исследовались в 1978 году Г. В. Григорьевой и в 1994-1999 годах А. А. Чубуром. Обнаружены следы капитальных утеплённых и лёгких наземных жилищ, многочисленные каменные и костяные изделия, произведения первобытного искусства.

План поселения Быки (24 тыс. до н.э.). Во врезке сверху слева – план г. Аркаим в том же масштабе. Справа – статуэтка Макоши из Авдеева (22 тыс. до н.э.).

На балке Кобяковской, на правом берегу Дона, вблизи от Аксайского автомобильного моста через р. Дон.

Вид Кобякова городища с реки Дон

Находки, сделанные при раскопках:

Амулеты из египетского фаянса

Импортная краснолаковая посуда I-II в. н.э.

Материалы кобяковских поселений свидетельствуют по официальному взгляду о гибели этой культуры, скорее всего, в результате военного столкновения. А может быть, и природной катастрофы?

Майданецкое (уточненный ракурс). План поселения 4 тыс. до н.э. 1 – контуры жилищ, 2 – контуры предполаемых жилищ и хозяйственных ям. 3 – хозяйственные ямы? 4 – береговая низина.

Плотность застройки различна – от 7 до 11 жилищ на гектар, вероятное число комплексов – до 2000 в Майданецком и 2700 в Тальянках (это уровень числа усадеб позднесредневекового Новгорода). Основу застройки составляли двухэтажные жилищно-хозяйственные комплексы.

Реконструкция протогорода Майданецкое

Поселения-гиганты трипольцев в Буго-Днестровском междуречье, площадь которых поражает своими размерами: Тальянки - 450 гектаров, Майданецкое - 250 гектаров. Даже по средневековым временам – это площадь крупных городов. Благодаря геомагнитной съемке было обнаружено, что они насчитывали от 1500 до 2800 зданий, расположенных концентрическими кругами, которые заселяли от 6 до 25 тысяч жителей.

Трипольская культура - это поселения Небелевка, Гордашевка, Песчаная. Наиболее ранним памятником здесь является Тальное-1… Очевидно, несколько более поздним памятником являются Доброводы («протогород» тоже площадью до 300 га). Затем здесь, на расстоянии всего 11 км друг от друга возникают два поселения-гиганта: Тальянки и Майданецкое. Всего в 7 км от Майданецкого обнаружено два небольших поселка – Тальное-2 и Тальное-3, синхронные с ним. Аналогичный куст из трех поселений, синхронный Тальянкам, найден у с. Мошуров. Список можно продолжить менее масштабными селениями.

Обратите внимание – у поселения такого масштаба нет оборонительных сооружений: валов, стен. Значит, не было внешней угрозы. И очень часто поселения такого масштаба становились городами. А их открыли уже десятки. Не успели? Что-то прервало их жизнь?

Информации, а тем более фотоматериала на эту тему крайне мало. Понятно, ведь это отодвигает нашу историю скифов, русов далеко вглубь времен. Это не нужно знать обывателям и школьникам. Еще предложу версию, что многие эти археологические культуры не такие древние. А делает их древними катаклизм, который погрузил все под толстые слои глины, песка. Как видно на срезе в Костенках – встречается даже вулканический пепел. Когда до ближайшего вулкана – тысячи километров.

С полным списком археологических культур России можно ознакомиться списку археологических культур России заселяли они не только европейскую часть современной России, но и всю Сибирь и Дальний Восток. Но об этом в следующий раз...

Поселок Любытино – один из старейших центров Новгородской области, интересный археологическими памятниками; местами, связанными с именами великих людей русской земли (княгиня Ольга, А.В. Суворов, Никандр Городноезерский, И.Л. Горемыкин); многочисленными памятниками истории и архитектуры (родовая усадьба генералиссимуса А.В.Суворова; Церковь Успения Пресвятой Богородицы; Собор Рождества Пресвятой Богородицы), природными красотами. Именно здесь, на месте слияния рек Мсты и Белой, в середине X века останавливалась княгиня Ольга вместе со своей дружиной.

Точная копия поселения славян Х века

До наших дней здесь сохранились монументальные насыпи сопок, места погребения славянской знати и земляные крепости городища. В Любытинском краеведческом музее создана стационарная экспозиция под открытым небом «Славянская деревня X века», состоящая из комплекса жилых и хозяйственных построек (клети, амбара, погреба, гумна, хлебной печи), известных по материалам археологических раскопок, расположена на территории подлинного селища рядом с погребальными памятниками - сопкой и «каменным кругом». Туристам здесь представится уникальная возможность познакомиться с историей, культурой, обычаями и верованиями древних славян, почувствовать себя настоящим воином (примерить кольчугу, метнуть копье), изваять из глины настоящий шедевр или изготовить берестяной сувенир на память под руководством мастера.

В основу создания реконструированного поселения славян десятого века – «Славянская деревня X века» положены результаты многолетних раскопок не только Любытинских памятников, но и материалов, полученных при археологических исследованиях Старой Ладоги, Новгорода и других центров древней Руси. В отличие от других подобных мест, здесь всё можно потрогать своими руками: зайти в дом, зажечь лучину, растопить печь, покрутить жернова; почувствовать себя настоящим воином, примерив кольчугу и метнув копье, или настоящей славянкой, примерив женский наряд.
Деревня рассчитана на древнюю славянскую семью количеством 20 – 22 человека. В ней имеются домики для проживания, общие постройки, такие как амбар, погреб, место заготовки зерна, а также оружейная, кузница и другие строения, необходимые для жизни в то время. В славянской деревне X века было несколько домов. В самом большом жил глава рода, в остальных – родственники, дети и внуки, до 30 человек в 4-5 избах, по сегодняшним меркам не самых больших.

Технология постройки домов отличалась от современной. Даже выемки на бревнах для сруба делались не снизу, как сейчас, а сверху. Срок службы таких домов сокращался, но и строить их было проще, ведь для обработки дерева 1000 лет назад использовали самые примитивные инструменты и приспособления. Крыши наши предки крыли дерном, причем использовали его в двух целях: в качестве утеплителя и гидроизоляции. Его укладывали травой наружу и травой внутрь. Чтобы крыша не протекала, использовали бересту. Ее укладывали в несколько слоев и сверху уже стелили покрытие из дерна. Такая крыша выдерживала даже самые сильные ливни. Щели между бревнами традиционно заделывали мхом. Окон в домах X века не было. Для вентиляции делали лишь маленькие отдушины. Войти в дом можно было только согнувшись. Двери делались низкими, чтобы сохранять тепло, ведь теплый воздух скапливается наверху. В домах строили традиционную печь – каменку. При ее постройке не использовалось никаких цементирующих материалов. Камни подбирались по форме и размеру, для того чтобы кладка была устойчивая. Топили печь по-черному.


Дом главы семейства был своеобразным колледжем. Детей учили здесь плести бересту, вышивать, ткать, и другим повседневным домашним обязанностям, нужным им в будущем.

Быт славян был очень скромным. В домах находились только самые необходимые вещи: несколько лавок и обеденный стол, самые необходимые для жизни вещи. На полках около печки стояли горшки для приготовления пищи и корзины для хранения продуктов. Лишних вещей в избах не было. Основную часть времени наши предки работали в поле. В помещении много времени не проводили, в основном ели, потом уходили на работу и спали.

При строительстве музейной деревни использовали только те инструменты, которые были у наших предков. Обращаться со скобелем и тислом в славянской деревне могут научить и туристов, также как и другим славянским ремеслам, например, лепить горшки без гончарного круга.

Любытинские курганы

На территории славянской деревни 10-го века также имеется захоронение древних славян. В качестве кладбища они использовали насыпи, которые ныне являются ни чем иным как холмы. Как рассказал один из экскурсоводов, такие насыпи производились слоями, потому и вырастал холм. Хоронили, таким образом, не целиком умершего далёкого предка, а его пепел, полученный после сожжения умершего. Так и вырастали холмы и насыпи. Захоронение устраивали по 10 – 12 урн за один раз. Пока не набиралось нужное количество урн, урны хранились на территории такого поселения, где именно мне не известно. Получается, захоронения были массовыми. Таких захоронений на территории Новгородской области очень много.

На территории музейной деревни и сейчас продолжаются археологические раскопки. Так как в советское время на этой земле располагался льнозавод, археологам пришлось сначала убирать распаханный слой земли, пробиваться через остатки поздних заводских построек. В итоге появилось пятно рва с углистым слоем, с жжеными камнями, с фрагментами керамики, с костями, остатками поминальных действий. Это памятник синхронный сопкам X-XI века.

Следует отметить, что насыпи курганов – это не просто холмы из песка и земли, а сложные конструкции. Сначала на ровной поляне устраивали ров. Его делали плугом, тем же самым, которым пахали земли для посевов. Потом этот круг выкладывали камнями, а в центре помещали прах умерших. Останки самых уважаемых жителей укладывали в глиняный горшок и только после этого сопку засыпали несколькими слоями земли.

Самый новый экспонат музейной деревни – памятник славянской письменности «Воймерицкий крест». Это копия креста, подлинник которого является частью экспозиции Новгородского музея-заповедника .

Сейчас много этнографических музеев, но этот музей мне очень понравилась тем, что это не просто восстановлены культура и быт русской деревни, а восстановлено на месте бывших раскопок и располагается именно так, как и было более 1 000 лет назад. В отличие от обычных музеев, здесь все можно потрогать и опробовать: поджечь лучину, растопить печку, покрутить жернова, примерить тяжелую кольчугу или женский древнеславянский наряд, метнуть копье. Помимо того, что можно посмотреть, как жили наши предки, у вас будет возможность познакомиться и с как делались предметы быта.
Мастер расскажет и покажет вам, как изготовить изделие из глины или бересты, как ткать на ткацком станке или бердышках.

Древние селища, погосты, каньоны, водопады, музей со стационарной экспозицией под открытым небом «Славянская деревня Х века» — это незабываемое путешествие в Русь изначальную. Так, что думаю, вам как и мне доставит удовольствие туристический проект «Русь глубинная», стрежнем которого является реконструированного поселения славян Х века – «Славянская деревня X века».

Вообще это место иногда называют «Новгородская Швейцария». И это название в уже в XIX веке прочно закрепилось за этой местностью из-за изрезанного ландшафта, где перепады высот достигают 100-150 метров. Здесь сохранились уникальные природные ландшафты, карстовые озера, пороги и водопады на реках Белая и Прикша.

А уникальные археологические памятники VI – X веков — сопки и курганы, расположенные по берегам реки Белой называют Пирамиды севера.

Подробнее об археологическом заповеднике

250 погребальных памятников, многие из которых достигают 6-9 метровой высоты и поселений VI-XVI вв. н. э., расположенный в долине реки Белой — правого притока реки Мсты на территории 3,5 х 10 км. Эта территория сыграла важную роль в процессе формирования Новгородских земель. Особое значение имеют памятники эпохи славянского расселения в регионе и образования древнерусского государства. По мнению ученых в районе реки Белой (приток Мсты в её среднем течении) находится один из крупнейших в Европе археологических комплексов, включающий в себя сотни погребальных курганов и сопок, городищ и селищ эпохи образования Древней Руси. Часть величественных сопок сохранилась и в самом Любытино, история которого уходит в глубокую древность, и связана с походом киевской княгини Ольги по рекам Мсте и Луге (947 год).

Что еще можно посмотреть, если вы попали в Любытино:

Родовая усадьба И.Л.Горемыкина

И.Л.Горемыкин — последний председатель совета министров царского правительства Николая Второго. Усадьба располагается в центре Любытино на правом берегу реки Мсты при впадении в неё реки Белой. Сохранилось 6 построек кон. XIX века усадебный парк и родовой склеп. Особый интерес представляет строение, выстроенное в готическом стиле.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (кон. XIX- нач. XX вв.)

Красивый собор из красного кирпича располагается в центре Любытино на правом берегу реки Белой недалеко от в падения её во Мсту. датируется концом XIX — началом XX вв. Этот красивейший собор выстроен на месте еще более старинной церкви Архистратига Михаила, сгоревшей в 1884 году.

Церковь успения Пресвятой Богородицы 1832 года

Церковь располагается на левом берегу реки Мсты напротив усадьбы И.Л. Горемыкина. Представляет исключительно редкий тип храма «под звоном». Выстроена на средства полковника Александра Васильевича Ханыкова в честь 20-летия победы над Наполеоном. Достоинства композиционного и архитектурного решения предполагают участие крупного зодчего, например, Стасова. Церковь передана Новгородской епархии и находится на реставрации.

Усадьба находится в 18 км от поселка Любытино на берегу живописного озера Каменского. Сохранилась в хорошем состоянии деревянная церковь Александра Невского XIX века. Среди остатков старинного сада стоит деревянный дом с мезонином, от которого на юг всего несколько метров до озера. Дом в народе называют суворовским, а еще инвалидским домом. В 1879 году внуком генералиссимуса князем Александром Аркадьевичем господский усадебный дом был отдан под дом инвалидов-фронтовиков тех лет.По мнению ряда исследователей знаменитый полководец родился в этой усадьбе. На это указывают и воспоминания внука генералиссимуса — Александра Аркадьевича Суворова. Старинный сад, красота ландшафта и озера, сознание причастности этой земли к столь великой исторической личности не могут не привлекать в это место поклонников русской истории.

Церковь Живоначальной Троицы (1832г.)

В древности на месте церкви находился мужской монастырь – Никандрова Городноезерская пустынь, приписанная к Крупецкому монастырю Боровичского уезда Новгородской епархии. Монастырь основан в XVI веке преподобным Никандром Городноезерским.

Первое упоминание о нем встречается в описи 1581 году. В 1764 году Никандрова пустынь была упразднена, существовавшая в ней деревянная церковь Вознесения Христова с приделом преподобного Никандра превращена в приходскую. В 1794 году церковь была выстроена деревянной. В 1831 году вместе деревянной была возведена ныне существующая каменная церковь святой Живоначальной Троицы с приделами в трапезной Св. Николая Чудотворца (справа) и Дмитрия Мироточивого (слева). Церковь выстроена на средства прихожан.

Развитие земледелия в эпоху неолита и в особенности энеолита (IV-III тысячелетия до н. э.) обусловило появление первых поселений-городищ, отвечавших требованиям оседлого образа жизни.

На территории европейской части Советского Союза (между Карпатами и Днепром) высокого развития достигла в то время так называемая Трипольская культура. Поселения трипольцев имели, как правило, округлую форму, образованную периметрально располагавшимися многоочажными жилыми строениями полуземляночного типа. В центре поселков оставлялась свободная территория, служившая, по-видимому, местом для общинных собраний, а также для хранения запасов урожая и в качестве загона для стада. Во многом сходная система застройки городищ получила распространение и в более поздние периоды развития первобытно-общинного строя.

Праславянское поселение у села Пустынка на Днепре XV-XII вв. до н.э. План. Крестами обозначены места расположения святилищ.

праславяне русь городище градостроительство

Современные лингвисты считают возможным говорить о выделении в данную эпоху языковых предков славян, в число которых отчасти входили и трипольцы.

В конце III - начале II тысячелетия до н. э. на рубеже бронзового века в жизни целого ряда народов, населявших Восточную Европу, происходили глубокие изменения. Именно к этому времени относилось установление патриархата и моногамной семьи.

В первой половине II тысячелетия до н. э. наблюдались значительные перемещения племен и объединение их в союзы и культурные общности. В одну из таких больших североевропейских общностей вошли протославяне, которые, по мнению историков, занимали обширную область к северу от Карпат между Одером, Вислой и Днепром.

К середине II тысячелетия до н. э., ко времени расцвета бронзового века, наметилось обособление праславянского массива от остальных индоевропейских народов. Праславянский период охватывал около двух тысячелетий, он окончился условно к середине I тысячелетия н. э. Однако за это время произошел целый ряд крупных исторических перемен в жизни предков славян, так же как и других народов Европы.

1-укрепленные ворота; 2-дамба, связывавшая городище с берегом озера

Поселения праславян бронзового века носили в основном характер неукрепленных деревень, плотно застроенных отдельными небольшими домами-полуземлянками. Представление о таком поселении дают, например, раскопки у села Пустынка на берегу Днепра.

Значительным историческим рубежом стал переход от «бронзового» века к «железному», закончившийся приблизительно к VII в. до н. э. Появление железа заметно ускорило экономическое развитие праславянских племен, оно позволило перейти к пашенному земледелию.

К этому же времени относилось и некоторое увлажнение и похолодание климата Европы, что привело к смене необъятных степей бронзового века (когда-то лесостепь доходила до Верхнего Поволжья и даже до берегов Финского залива) лесами. Именно в это время установились существующие поныне ландшафтные зоны.

Оставшаяся широкая полоса степи, протянувшаяся с запада на восток вдоль северного побережья Черного моря, была занята в то время воинственными скотоводческими племенами киммерийцев, которых в VII в. до н. э. сменили родственные им скифы, а затем сарматы. Теснимые кочевниками приднепровские праславяне вынуждены были создать приблизительно в IV-VIII вв. до н. э. на границе с киммерийской степью целую систему укрепленных городищ. В более позднее скифское время эта линия пограничных крепостей не только продолжала существовать, но и протянулась далее на запад, пополнившись новыми крупными городищами, такими как Бельское на Ворскле (VII в. до н.э.) и упоминавшийся Геродотом Гелон (VIв. до н.э.) - гигантское городище, а вернее целый район, обнесенный земляными валами общей протяженностью около 30км, очевидно, служивший убежищем большому союзу племен. Повидимому, к этому же времени относилось и создание так называемых «Змиевых валов», протянувшихся на многие километры по южной границе лесостепи для защиты всей славянской земли от набегов кочевников.

В середине I тысячелетия до н. э. укрепленные общинные поселки-городища стали появляться по всей Северной и Восточной Европе. Примером древнейшего праславянского укрепленного поселения служит открытое в Польше Бискупинское городище, относящееся к VII-V вв. до н. э. Его застройка рядами одинаковых домов под общими двускатными крышами наглядно выражала существо социальных отношений родовых общин, не знавших имущественного неравенства. Другим интересным примером того же времени служит городище Тушемля на Смоленщине, которое было защищено с нагорной стороны пятью рядами земляных валов и рвов.


Городище Тушемля, середины I тысячелетия до н.э. Общий вид. Реконструкция. Городище располагалось в Смоленщине, на берегу реки Тушемля, левого притока Сежи. Длина овальной площадки городища составляла 35 м, ширина 32 м.

В начале нашей эры праславянские племена расселились на Дунае и вышли к границам Римской империи, с которой они установили достаточно оживленную торговлю, о чем свидетельствуют клады римских монет, найденные в славянских землях, Торговые связи с Римской империей не могли не сказаться на развитии славянской культуры, однако в отличие от многих других «варварских» народов праславяне не были покорены Римом и не утратили своей самобытности.

Особенность раннеславянских поселений I-V вв. н. э. заключалась в том, что большинство из них строилось без укреплений и представляло собой большие вытянутые вдоль рек на 1-1,5 км открытые деревни, поблизости от которых находились культовые центры и кладбища. Вместе с тем в северо-восточных лесных районах, куда начали проникать славянские общины, в этот же период возникло немалое число совсем других поселений, имевших компактную форму и укрепления в виде валов и деревянных частоколов. К таким городищам начала нашей эры относилось Березняковское городище в Верхнем Поволжье.

Нашествие готов, а затем гуннов в середине I тысячелетия н.э. не могло не сказаться пагубно на земледельческой культуре славян, оказавшихся на пути у воинственных кочевников. В этот период у славян появились сильные вооруженные дружины, которые нередко принимали участие в войнах варварских народов как между собой, так и с Византийской империей.

Новый этап развития славянских племен пришелся на вторую половину I тысячелетия н.э., когда территория их расселения еще более увеличилась в северо-восточном и южном направлениях, В VI-VII вв, ими была заселена значительная часть Балканского полуострова, При этом наметилось обособление западных и восточных славян.

В этот период начался процесс складывания древнерусского государства , что было сопряжено с зарождением в недрах первобытно-общинного строя предпосылок раннефеодальных отношений. Характерная для более раннего времени родовая замкнутость общин стала разрушаться и на смену первобытным кровнородственным связям постепенно стали приходить связи территориальные и экономические, родовая община стала перерастать в общину соседскую.


Городище Березняки в Верхнем Поволжье (близ Рыбинска). Существовало до V в. н.э. Генеральный план: 1-постройка для собраний общины; 2 - житница; 3-кузница; 4-место, где хранился пепел умерших; 5-помещение для прядения; 6-загон для стада; 7-ворота, по сторонам которых остатки валов. Без обозначений - жилые дома.

С этим был сопряжен рост имущественного неравенства и усиление родоплеменной знати, превратившейся в конечном итоге в собственников земли, в феодалов-бояр. Другими словами, во второй половине I тысячелетия н.э. в славянских землях происходил процесс становления классового общества. Однако процесс этот носил весьма сложный и неоднозначный характер, он растянулся не на одно столетие, что соответствовало неравномерности развития самих славянских племен, Государство на Руси возникло лишь в IX в.

Образованию единого Киевского государства предшествовал процесс возникновения большого числа отдельных самостоятельных племенных союзов во главе со своими старейшинами и князьями. Каждое из восточнославянских племен, входивших в эти первые древнерусские княжества, занимало определенную территорию (примерно 40-60 км в поперечнике) и имело свой главный «град» - укрепленное городище, в котором собиралось общеплеменное вече, находились святилище и торг, производился суд, В случае военной опасности в городищах могли укрыться общинники, которые в большинстве своем жили в неукрепленных деревнях, Однако наряду с городищами-политическими и культовыми центрами племен, встречались также и городища - укрепленные поселения одной или нескольких родовых общин.

Особую категорию составляли городища чисто культового назначения -языческие капища, которые, как правило, также занимали возвышенные места и обносились стенами, но уже не из оборонительных, а из религиозных соображений, На таких капищах и «лысых горах» древние славяне устанавливали идолов своих богов; Рода, Лады и Лели, Макоши, Сварога, Стрибога, Белеса, Перуна, Ярилы и многих других, в честь которых устраивались жертвоприношения и ритуальные игры, В дни праздников к этим центрам сходились жители всей волости.

По письменным источникам, восточнославянские племена заселяли значительные территории, Северные земли населяли словене и кривичи, Первые имели своим центром Новгород, а вторым принадлежали Псков, Смоленое и, вероятно, Ростов, Полоцк был столицей полочан (также относившихся к кривичам), живших по среднему течению Западной Двины на р. Полоте, Чернигов и Новгород Северский являлись центрами племен северян, а Искоростень-древлян, Окраинное положение на западе Русской земли занимала область волынян с древним «градом» Волынь, Существовали также племена вятичей, бужан, радимичей, уличей, дулебов и др. На северо-востоке славяне глубоко проникли в земли, заселенные угро-финскими племенами веси, чуди, мери, муромы, мещеры и основали здесь Ростов и Муром. А на побережье Черного и Азовского морей русским принадлежала Тмутаракань. Самым значительным в то время было племя полян, центром которого являлся Киев. Киев и подчинил себе все прочие восточнославянские земли и к концу I тысячелетия н. э. сделался столицей огромного Русского государства, раскинувшегося от Карпат до Прионежского края.

По периметру городища размещались клети-тарасы с пристроенными к ним хозяйственными и жилыми помещениями. В срединной части-полуземлянки и два загона для скота.


Примерами патриархальных городищ эпохи формирования древнерусского государства могут служить Большое Боршевское, Екимауцкое, Райковецкое и многие другие. Эти городища по своему существу были глубоко архаичны, поскольку создавались в то время, когда в наиболее развитых районах стали уже возникать раннефеодальные города.

Для первобытно-общинных славянских городищ были характерны некоторые общие признаки : городища обносились земляными валами и деревянными стенами и занимали удобные в оборонительном и одновременно хозяйственном отношениях нагорные плато по берегам рек и озер, территории у слияния двух рек, на полуостровах и островах, иногда среди болот, По своим очертаниям в плане городища в основном подчинялись конфигурации естественного рельефа местности, но при этом тяготели к округлой форме, Застраивались они преимущественно домами полуземляночного типа, иногда наземными строениями, которые могли объединяться в компактные группы- родовые «гнезда» или в протяженные блокированные многосемейные дома под общей крышей, Нередко такие дома располагались по периметру городища и усиливали мощность оборонительных стен. В срединной части городищ, как правило, размещались общинные постройки разного назначения. Здесь же нередко имелось небольшое озерцо - жизненно важный источник воды. Значительная площадь городищ оставалась незастроенной и служила загоном для общинного стада.

Поделиться: