Фландерс данбар профиль личности склонных к несчастью. Лекции по психосоматике (Николаева В.В.)

6. Концепция профилей личности в психосоматике.Концепция профилей личности в психосоматике. Данбар. Это в рамках психоаналитического подхода. Т.е. не просто конфликт определенного содержания, а у какой личности. Доп вопрос – а какие вы знаете еще попытки поиска специфичности. – феномен алекситимии. – это очередной виток в поиске.

Данбар - теория профилей личности

Данбар - современница Александера. Тоже эмигрировала из Германии. Основала психосоматич центр в Англии. Врач - клиницист. Работала на протяж жизни с больными. Ее подход опирается на опыт ее практич деятельности. Этот опыт позволил совершить шаг, аналогич тому, что сделал Кречмер. Она сделала шаг относительно личности больных с различ формами болезни психосоматич специфичности - язва, астма. Выдвинула гипотезу относительно симптомообразования, кот получила в литературе название - теория профилей личности (это скорее гипотеза, а не теория).

Наблюдая за больным, обратила внимание на то, что личностный профиль больных, страд тем или иным заболев психосоматич специфичности, отличается. Напр коронарная недостат и астма

Она предположила, что конфликт, его динамика важны для понимания природы симптома. Но это мало. Важно знать у какой личности этот конфликт возникает. Она предложила описание на уровне клинико - житейских описаний особенностей личности, страд тем или иным заболеванием .
Примеры

Коронарная личность - заболевания сердца - это лица энергичные авторитарные властолюбивые, с нацеленностью на успех, высокие достижения. Высоко оценивающие свои возможности и достоинства. В силу своей активности одновременно вовлечены в большое колич дел, ведут напряж образ жизни. Для них характерна агрессивность в достижении целей.
Язвенная личность . Прямолинейность в поведении и отношении к людям, ригидность поведенч программ. Категоричность в оценках, суждениях. С формальным пониманием долга. Тревожные. Тревожность часто сочетается с агрессивностью, со скрытой недоброжелательностью к людям.
Бронхиальная личность . Сенситивность, особенно в сист отношений. Переживание зависимости от людей. Неуверенность. Пониж фон настроения. Часто низко оценивающие себя, свои возможности, достижения. С неустойчивостью желаний, стремлений, намерений. Нередко с переживанием чувства вины.
Сах диабет . Несколько заторможенные, пунктуальные, эпилептоиды. Обстоятельность, педантизм. Склонность к аффективным вспышкам.
Скорее чисто житейские описания, если проанализировать, наложить психологич сетку - увидим, что

речь идет о колич мотивации .

Некот эмоц качества она описывает - переживание вины, тревожности, агрессивности, враждебности.

Есть признаки, хар особенности самооценки - устойчивая – неутойчив, высокая - низкая

Некот характеристики характера - зависимость, пунктуальность, ригидность, жесткость в поведении и общении.

Этого психологич анализа в работах Данбар не содержится.
Вопрос - на что она опирается . На данные анамнезов, в кот она обращ внимание на


  1. некот ключевые с т зр психоанализа моменты
наличие психотравм.

Локализация психотравм во времени - раннее детство или более поздний возраст

Способы контроля, совладания.

Ее интересует стиль семейного воспитания.

Отношение в диаде с матерью на разных этапах онтогенеза.

Характеристика матери. Особенности ранней идентификации.


  1. 2-я тема, кот интересует Данбар при наблюдении за больными - отношения со средой . Доминирующий тип межличностных отношений (человеческая среда).

  2. социальный статус пациента . При этом она обращ внимание не только на формально занимаемое место в обществе. Но ее интересует удовлетворенность человека занимаемым местом. Мы находим предпосылки того, что в дальнейшем называет качеством жизни.

  3. ее интересуют личностные черты , проявления в самом широком жизненном контексте

Роль личностных профилей . Она предполагает, что эти профили личности м иметь диагностическое значение, т е она полагает, что наличие соответствующих личностных характеристик м рассматриваться в кач признаков психологич риска возможности возникновения того или иного заболевания. Она полагает, что тип личности предполагает возможность возникновения опред конфликта . Это имеет:


  • Психопрофилактич значение

  • Предполагает, что эти профили м иметь прогностич значение по отношению к ходу заболевания.
Именно личностные профили опред с ее т зр содержание конфликта, его возмож глубину. Могут позволить диагностировать характер конфликта и характер его переработки пациентом.
Тогда возникает ряд вопросов - насколько профили Данбар, носящие описательных характер, могут выполнять диагностич и прогностич роль. Почему не могут? Они не получили психологич квалификации, не было экспер, не было выделения психологич параметров. Она клиницист и наблюдала уже заболевших той или иной болезнью. Больных имеющих некот опыт болезни, разную длительность. Мы м предположить, что она имела дело с людьми, личность кот уже изменена в условиях болезни. Это старый мед постулат, идет от старых психиатров - личность больного, чем бы он не страдал, всегда изменяется. Вопрос – возможно ли перенести данные, получ на больных хроников на характеристику личности здоровых людей.

В связи с этим нельзя сказать, что речь идет о теории (это скорее гипотеза).
На протяж 20 века были попытки применить ее наблюдения в работе с клинич больными, но они не получили подтверждения. Подход остался проблематичным. Почему об этом говорим? Этот цикл работ - особое направление. Дополняет школу Ал, фиксация внимания на проблемах личности.
Резюме


  • Пусковая сит - конфликт, сопряж с эмоциями

  • Инд различия обусловлены профилем личности, ее складом

  • Выбор органа пораж - х-фактор - врожденная или генетич обуслов слабость той или иной телесной системы.
Для психологов этот контекст работы Данбар может служить проблемным полем.
^ Концепция профиля личности. Для проблемы специфичности психосоматических расстройств обычна постановка следующих вопросов: предрасположены ли лица, обладающие определенной личностной структурой, к определенному психосоматическому заболеванию; приводят ли определенные конфликтная и общая жизненная ситуации к определенному психосоматическому заболеванию; существует ли взаимосвязь между поведенческими особенностями человека и риском заболевания определенным психосоматическим заболеванием. Наибольшее число работ, выполненных как клиническим, так и экспериментально-психологическими методами, посвящено поискам «профиля личности», специфичного для того или иного психосоматического расстройства. Точка зрения, утверждающая наличие подобных профилей личности, имеющих диагностическую, прогностическую и терапевтическую значимость, обычно связывается с исследованиями Данбар, представленными в получивших широкую известность монографиях «Эмоции и соматические изменения», «Психосоматический диагноз». В англо-американской литературе разных лет описывались характерные личностные профили для больных грудной жабой (I20), гипертонической болезнью (I10), бронхиальной астмой (F54), язвенной болезнью желудка (K25), спастическим колитом (F45.3), ревматоидным артритом (М05), мигренью (G43) и др.

Общим итогом этих исследований явилось, скорее, отрицание личностных структур, характерных для отдельных заболеваний. Многие авторы склонны отказаться от поиска профилей личности, заменить этот аспект исследований описанием особенностей личности психосоматического больного вообще, рассматривая в качестве базисной характеристики наличие инфантильной личностной структуры, невротической жизненной позиции, поскольку соматическое выражение эмоциональных переживаний является инфантильной формой их выражения.

Что же касается специфических конфликтных и жизненных ситуаций, то поиски их также не увенчались успехом. В конечном счете, подчеркивает Стоквис, совсем не важно, что переживает человек, гораздо важнее, как он перерабатывает пережитое, поэтому не сами конфликты, а лишь тип и характер их переработки могут обнаружить сходство и только в этом отношении и можно было бы говорить об их специфике. К этому вопросу, одному из наиболее актуальных для дальнейшего развития проблемы психогенетического анализа, и основывающейся на нем психотерапии неоднократно обращались авторы, придерживающиеся самых различных взглядов на природу психогенных расстройств у человека. Комплексу патологических симптомов, обычно используемому в диагностически-терапевтическом плане, противопоставляются более значимые эмоционально-мотивационные нарушения перцептивного познания мира и установок по отношению к людям и событиям. В этом случае, отмечает Фортуна, именно специфический характер переработки конфликтных переживаний явился бы основанием для классификации и терапии (например, «невроз с механизмом подавления эмоций и рационализацией», «невроз с конфликтом соперничества, компенсированным механизмом стремления к самоутверждению» и т. д.). Одной из попыток решения этих сложнейших вопросов с позиций психологии отношений явились работы Мясищева, в которых он рассматривал основные клинические формы неврозов (F40-F48) как зафиксированные особенности отдельных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком.

^ Концепция алекситимии. В настоящее время внимание исследователей привлечено к так называемому алекситимическому радикалу в структуре преморбидной личности, как одному из возможных психологических факторов риска психосоматических расстройств. Разрабатывают методики определения уровня алекситимии у больных с психосоматическими заболеваниями, а также психотерапевтические методы, направленные на снижение алекситимии путем преодоления определяющих ее личностных черт. Дальнейшее изучение алекситимии в системе других факторов риска биологической и психосоциальной природы имеет значение для лучшего понимания роли психологических механизмов в патогенезе этих заболеваний, долговременного прогноза и организации профилактических мероприятий в рамках превентивной эпидемиологии.

Термин «алекситимия» ввел Сифнеос в 1973 г. В своей работе, опубликованной еще в 1968 г., он описал наблюдавшиеся им особенности пациентов психосоматической клиники, которые выражались в утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обедненной фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств. Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе - «нет слов для названия чувств»). Термин подвергался критике, в том числе за отсутствие релевантности, однако прочно занял свое место в литературе, посвященной психосоматическим заболеваниям, а связанная с ним концепция алекситимии приобретает все большую популярность, что отражается в постоянно возрастающем количестве публикаций в разных странах. Разработке концепции алекситимии предшествовали более ранние наблюдения, установившие, что многие пациенты, страдающие классическими психосоматическими болезнями и характеризующиеся «инфантильной личностью», проявляют трудности в вербальном символическом выражении эмоций.

Алекситимия является психологической характеристикой, определяемой следующими когнитивно-аффективными особенностями: 1) трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств; 2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; 4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Концепция алекситимии, в том виде как она была сформулирована Сифнеосом, породила интерес к изучению соотношения между уровнями идентификации и описания собственных эмоций и подверженностью психосоматическим расстройствам. Была выдвинута гипотеза, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию на соматическом компоненте эмоционального возбуждения и его усилению. Этим, вероятно, и объясняется установленная рядом авторов тенденция алекситимических индивидов к развитию ипохондрических и соматических расстройств (Тейлор). Было высказано предположение, что неспособность алекситимических индивидов регулировать и модулировать причиняющие им страдания эмоции на неокортикальном уровне может вылиться в усиление физиологических реакций на стрессовые ситуации, создавая тем самым условия, ведущие к развитию психосоматических заболеваний.

Для объяснения синдрома алекситимии и ее роли в формировании психосоматических расстройств Неймиах выделил две модели: «отрицания» и «дефицита». Модель «отрицания» предполагает глобальное торможение аффектов. Если отрицание рассматривать как психологическую защиту, то теоретически можно допустить обратимость защитного процесса и последующее исчезновение синдрома алекситимии и соматических симптомов. В этом случае можно говорить о «вторичной алекситимии», то есть состоянии, которое обнаруживается у некоторых пациентов, перенесших тяжелые травмы, и у пациентов с психосоматическими заболеваниями, которые после проведенной психотерапии обретают чувства и фантазии, ранее столь поразительно у них отсутствовавшие.

Однако, как показывает клинический опыт, у многих больных с психосоматическими нарушениями алекситимические проявления необратимы, несмотря на длительную, интенсивную и искусную глубинную психотерапию. Такие больные остаются тотально неспособными на аффект и фантазию. Для них более приемлемой представляется модель дефицита. В соответствии с этой точкой зрения имеет место не торможение, а отсутствие функций и лежащего в их основе ментального аппарата. В модели дефицита акцент делается на разладе инстинкта, который, минуя психическую переработку из-за сниженной способности символизировать инстинктивные потребности и фантазировать, непосредственно воздействует на соматику с неблагоприятными последствиями. Этой модели придерживается и автор термина алекситимии Сифнеос.

Клинический опыт подтверждает концепцию алекситимии в том отношении, что многие соматические больные проявляют ограниченную способность описывать, дифференцировать аффекты и продуцировать фантазии.

Вопрос о происхождении самих алекситимических черт остается открытым и для самого основателя концепции. Вызвана ли алекситимия врожденными дефектами, является ли результатом биохимического дефицита, проистекает ли из-за задержек в развитии - семейных, социальных или культурных? На эти вопросы нет ответа. Имеются, однако, предварительные свидетельства, указывающие на то, что основное значение имеют генетические факторы, и что сам этот феномен может быть понят скорее всего в рамках нейрофизиологии.

Поскольку алекситимия может встречаться и у здоровых людей, и у больных с различными заболеваниями, то следует иметь в виду, что алекситимия - это не «мотивированное забывание», которое может объясняться простым вытеснением или отрицанием и которое можно обнаружить в оговорках, распознаваемом переносе. Ее следует отличать от такого рода психической нечувствительности, которая может развиваться как активный мотивированный процесс вследствие массивной психической травмы, угрожающей изоляцией, дезинтеграцией и депрессией; ее следует отличать также от тех видов познавательной деятельности и экспрессии, которые характеризуют сходные виды таких психиатрических синдромов, как привычные аффективные нарушения при вялотекущей шизофрении (F21), а также от того типа операционального мышления, которое характерно для малограмотных или когнитивно неразвитых, по Пиаже, людей. То, что квалифицируется как алекситимия, в некоторых случаях может оказаться культурной или субкультурной характеристикой.

В то время, как идет полемика относительно того, является ли алекситимия зависимым от ситуации состоянием или стабильной личностной характеристикой, разработан ряд методов для ее измерения. Если некоторые из них учитывают лишь определенные аспекты алекситимии, то в других делается попытка измерить все компоненты этой многомерной характеристики. Однако исследователи не всегда подвергали разрабатываемые измерительные методики строгим и неоднократным оценкам их надежности и валидности.

Имеющиеся в настоящее время методы измерения алекситимии включают: опросники, оценки по которым выставляются наблюдателями, шкалы самоотчетов, проективные техники.

В психологическом практикуме к этой главе для измерения алекситимии приведена Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS). На основании литературных данных можно полагать, что сегодня - это один из немногих способов измерения алекситимии, который соответствует требованиям, предъявляемым к тесту, подходящему как для клинических, так и для исследовательских целей, и который превосходит другие измерения алекситимии (построенные по принципу самоотчета).

^ Психиатрия консультирования-взаимодействия как одно из направлений современной психосоматики. В начале 70-х гг. XX в. научные исследования и клиническая практика, основанные на современных подходах, способствовали повышению интереса к психосоматической медицине, которая к тому времени переживала кризис. Ранее в центре внимания психосоматической медицины находились психологические факторы. В 70-е гг. на смену преобладающей биомедицинской модели, в рамках которой не было места социальному, психологическому, бихевиоральному, приходит биопсихосоциальная модель, впервые предложенная Энгелем в 1977 г., синтезировавшая достижения психосоматической медицины, и предполагающая значимость биологических, психологических и социальных факторов в развитии, течении и исходе физических и психических расстройств.

Три взаимосвязанных аспекта являются решающими в определении психосоматики.

1. Это научная дисциплина, изучающая соотношения биологических, психологических и социальных факторов в норме и патологии.

2. Это собрание постулатов, заключающих в себе холистический подход в клинической практике.

3. Это дисциплина, включающая в себя психиатрию консультирования-взаимодействия (consultation-liaison psychiatry) - ПКВ.

ПКВ долгое время считалась особой областью психиатрической практики, которая развилась как одно из ответвлений психосоматической медицины. Это направление возникло в Германии и Австрии в 20-30-х гг. XX в. и затем успешно развивалось в Соединенных Штатах Америки, где на ее развитие в значительной степени повлияла психобиологическая школа психиатрии, основанная А. Майером. В его подходе, который он назвал психобиологией, подчеркивалось значение изучения биографии пациента как средства понимания личности в целом. Психобиология изучала человека как индивидуума в норме и патологии. Из этого логически следует, что с такой холистической точки зрения общая медицинская практика и психиатрия скорее должны быть объединены, чем разъединены. Подобная интеграция предполагает развитие психиатрических отделений в больницах широкого профиля и сотрудничество между психиатрами и их коллегами-непсихиатрами в лечении как физических, так и психологически обусловленных расстройств.

В 20-30-х гг. в США появляются первые психиатрические отделения в больницах широкого профиля. Одно из таких наиболее значимых отделений, основанное в Университете Колорадо, было названо «Отделение психиатрического взаимодействия». Вероятно, отсюда и берет свое начало термин «психиатрическое взаимодействие». Пациенты таких отделений составляли тот контингент, который использовался для учебных целей и включался в исследовательские работы. Деятельность такого рода можно рассматривать как применение психосоматических подходов в клинической практике. Подобные отделения были открыты в большинстве университетских клиник для выполнения трех задач.

1. Дать возможность врачам и студентам ознакомиться с каждым пациентом, независимо от того, на что он жалуется и чем болеет, и разумно применять психиатрический подход, для того чтобы улучшить состояние пациента и помочь ему разобраться в своих проблемах - будь то соматические или личностные, либо те и другие.

2. Признать психологию в качестве составной части профессионального мышления врачей и студентов во всех отраслях медицины.

3. Довести до сознания врачей и студентов потребность в доступной концепции личности и социального функционирования.

В 1973 г. Липовски определил ПКВ как «область клинической психиатрии, которая заключает в себе клиническую, обучающую и исследовательскую деятельность психиатров и связанных с ними профессионалов в области психического здоровья в непсихиатрических подразделениях госпиталя широкого профиля». В этом определении заключены два взаимосвязанных аспекта:

1. Консультирование. Оно обеспечивает экспертное диагностическое мнение и совет, как вести лечение пациента, учитывая его психическое состояние и поведение. Такое консультирование проводится по просьбе профессионала-непсихиатра.

2. Взаимодействие. Оно означает связь групп профессионалов с целью эффективного сотрудничества.

Таким образом, ПКВ возникла в результате слияния психобиологии и психосоматики, то есть двух концептуальных направлений, которые отстаивают холистическую точку зрения на человека и сотрудничество между психиатрией и общей медициной. К такому заключению пришел Липовски в 1990 г. и на этом основании определил ПКВ как субспециализацию психиатрии, имеющую дело с клинической сферой деятельности, обучением и исследовательской работой в непсихиатрических учреждениях здравоохранения.

Клиническая деятельность включает в себя консультирование, взаимодействие и терапию. Психиатрическое консультирование врачей-непсихиатров - это краеугольный камень клинической деятельности психиатра в сфере консультирования-взаимодействия.

Различают три основных типа психиатрического консультирования в медицинских учреждениях широкого профиля:

Консультирование, ориентированное на пациента, когда в центре внимания находятся пациенты;

Консультирование, ориентированное на консультируемого, когда в центре внимания стоят проблемы консультируемого и их обсуждают без присутствия пациента;

Консультирование, ориентированное на ситуацию, когда в центре внимания находится взаимосвязь между пациентом и членами медицинского коллектива, осуществляющего лечение и уход за пациентом.

Второй аспект клинической деятельности - взаимодействие - вызвал большую полемику. Стержнем работы по взаимодействию в целом является тесный контакт между ключевыми фигурами в клинической сфере: пациентами, семьями, врачами, психологами, медсестрами, социальными работниками, администраторами, и другими лицами, оказывающими помощь пациенту. Взаимодействие посредством такого контакта называется консультирование-взаимодействие, и главным участником такого процесса является психиатр. Его задача - быть экспертом в психологических и социальных параметрах болезни, ему необходимо иметь дополнительные знания относительно различных характеристик на стыке психиатрии и других медицинских дисциплин.

Сторонники взаимодействия утверждают, что такое консультирование содействует более быстрому получению данных для истории болезни, помогает предотвратить кризис в палате, вызванный конфликтами между пациентами и персоналом или неспокойным поведением пациента, позволяет консультанту проводить обучение по психосоциальным и психиатрическим аспектам помощи пациенту. И напротив, оппоненты такого интенсивного взаимодействия возражают против него, аргументируя это тем, что такая работа требует много времени и, следовательно, дорогостоящая. Консультант может легко превратиться в своего рода странствующего проповедника, который мало что может дать для лечения и ухода за пациентом. А кроме того, персонал может считать, что он вторгается в чужую деятельность. Действительно, взаимодействие требует людских ресурсов, денег и мотивации. Но такая работа необходима, потому что только служба консультирование - взаимодействие может значительно улучшить диагностику и лечение и снизить расходы (например, уменьшить срок пребывания пациента в госпитале).

Третий важный аспект клинической деятельности психиатров в сфере консультирование-взаимодействие - непосредственная терапия направляемых к нему пациентов. Это обычно происходит либо в виде вмешательства во время кризиса, либо в форме краткой психотерапии у постели больного.

Такой взгляд отражает американскую точку зрения на клиническую деятельность. В Европе это понятие рассматривается в несколько ином ракурсе, весьма схожем в основных позициях, но в целом отражающем его шире. Это проявляется и в названии - «Психосоматическая служба взаимодействия». Используются три модели организации:

Консультационная модель. Консультации проводятся только по просьбе, консультант обычно дает письменное заключение на основании собственного осмотра пациента;

Модель взаимодействия как такового. Консультации проводятся независимо от или в дополнение к специальной просьбе. Консультант по крайней мере один раз в неделю участвует в обходах, во врачебных конференциях, иногда может назначать терапию внутри отделения или наблюдать за деятельностью врача и его помощников в интеграции психологических и социальных аспектов в лечении;

Модель психосоматической рабочей группы. Внутри соматического отделения группа профессионалов, часто владеющих двумя специальностями - психосоматическая медицина и психотерапия, - работают как подразделение.

Важной функцией ПКВ является обучение. Существуют клинические проблемы на стыке психиатрии и общей медицины, о которых специалист в области консультирования-взаимодействия должен знать и обязан уметь их решать. Поскольку ПКВ охватывает знания о комплексном взаимодействии психологических, социальных и биологических факторов, которые в большой степени определяют течение и исход широкого круга заболеваний, то подготовка специалиста в этой области приобретает особую значимость.

Местоположение и методы психиатрической практики повлияли на ремедикализацию психиатрии. Психиатрическая помощь переместилась в подразделения госпиталей широкого профиля, что позволило психиатру такого госпиталя использовать большой спектр лечебных подходов к пациентам всех возрастов с бесчисленными клиническими проблемами. Психиатры госпиталя широкого профиля, используя и соматическое, и психологическое лечение, могут работать параллельно с коллегами других специальностей, что дает большие возможности для интеграции биологических, психологических и социальных факторов в здравоохранении.

Связи между психиатрией и другими медицинскими специальностями стали очевидны за последнее десятилетие. Такие факты, как восстановление в прежнем виде медицинской интернатуры для тех, кто хочет специализироваться в психиатрии, расширение службы психиатрии взаимодействия, появление новых психиатрических отделений в госпиталях широкого профиля - все это свидетельствует о том, что ломаются искусственные границы между психическим и физическим здоровьем. Для того, чтобы проводить обучение в данной области деятельности, недостаточно быть только психиатром. Консультирование в области психиатрических расстройств и выработка стратегии для лечения физически больного, обучение персонала и развитие системы помощи в качестве эксперта, уделяющего особое внимание многим факторам психобиологических, а также психосоциальных аспектов здравоохранения, - все это выходит за рамки традиционной психиатрии.

Другая важная функция ПКВ - исследования на стыке психиатрии и общей медицины. «Взаимодействие - это клиническое применение психосоматической медицины».

Возможности для исследований в ПКВ фактически безграничны, так как они охватывают почти все области клинической медицины. Эту область исследований в разное время называли различными терминами: психосоматика, психобиология, психофизиология. Относительно недавно появился термин «биопсихосоциальные исследования».

На исследования в области ПКВ оказывают влияние не только экономические и политические изменения, но и научные достижения, в частности, новые биомедицинские технологии и методологические достижения в диагностике и лечении. Психиатры в сфере консультирования-взаимодействия все шире вовлекаются в исследования, которые можно отнести к клиническим психосоматическим исследованиям. Несмотря на кажущееся их сходство, следует иметь в виду, что психосоматические исследования направлены на предположительно этиологическую роль различных психологических переменных болезни, например, таких как рак или коронарная болезнь сердца. Психиатры в сфере консультирования-взаимодействия исследуют психосоциальные и психиатрические следствия уже имеющейся физической болезни и ее лечения.

Наиболее значимыми областями в исследованиях консультирования-взаимодействия являются диагностика, механизмы заболевания, биологическое лечение, исследования в области служб здоровья, психосоциальное лечение физических расстройств.

Особую сложность представляют пациенты с психиатрическим расстройством, представленным первоначально как соматические симптомы - соматизация. Этот термин возник относительно недавно для описания пациентов с соматическими жалобами, не имеющими органической основы. Факторы, способствующие соматизации, весьма разнообразны. Их можно выстроить в ряд, начиная с биологических, через психологические - к социальным и культурным. Этот термин сейчас используется для описания широкого круга процессов, вынуждающих пациентов искать медицинскую помощь по поводу телесных симптомов, которые неправильно отнесены к органическим заболеваниям. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обратила внимание на необходимость понимания соматизированных симптомов, которые должны рассматриваться в качестве важнейшего решающего фактора в эффективности медицинской помощи в учреждениях широкого профиля, так как там соматические проявления психических болезней являются нормой. Это требует того, чтобы психиатры занимались исследованием больных с неорганическими расстройствами в медицинских учреждениях широкого профиля.

Зародившись в Америке в 30-е гг., ПКВ постепенно распространилась во всем мире. Психические расстройства - это важная социальная проблема, а все возрастающее количество исследований подчеркивает значительную связь между социальными факторами и многими психическими расстройствами. Профессионалы различных специальностей - интернисты, психиатры, психиатры в сфере консультирования-взаимодействия, психосоматики, клинические психологи, специалисты в области бихевиоральной медицины, социологи и др. занимаются исследованиями на стыке наук. Тот факт, что психиатры в сфере консультирования-взаимодействия пребывали в относительной изоляции, причиняло ущерб количеству и качеству исследований, а также развитию области в целом. В сентябре 1988 г. в Марбурге была избрана рабочая группа, названная «Европейская рабочая группа консультирования-взаимодействия по психиатрии и психосоматике в госпиталях широкого профиля». Основной ее целью является сотрудничество в клинических и исследовательских программах, для того чтобы улучшить психологическую и психиатрическую помощь в медицинских учреждениях широкого профиля.

Экскюль и Везиак пошли дальше Энгеля и используют концепцию человека как открытую систему, которая осуществляет обмен между внутренней активностью (организм) и внешней активностью (мир вокруг нас). Эта концепция основана на психосоматической модели болезни. Исходя из такой позиции, болезнь может быть рассмотрена не как «поломка в машине», а как ответ живой системы на различные влияющие на нее факторы.

Будучи субспециальностью медицины, которая не без труда преодолевает незнакомые пути и работает иногда с сопротивляющимися пациентами и даже с еще более сопротивляющимися профессионалами, ПКВ следует помнить о некоторых предостережениях, которые она пыталась дать коллегам из других медицинских областей: врачи не всесильны; пациенты не бессмертны; выздоровление - иногда, облегчение - часто, поддержка - всегда.

Врач и аналитик Франц Александер (Alexander F., 1891-1964) предложил обширную и связанную теорию объяснения психосоматических связей. Возникновение и течение болезней управляется тремя группами переменных:

1) личностная диспозиция («психодинамическая конфигурация с соот­ветствующими процессами психологической защиты»), которая складывается с детства.

2) прово­цирующая эмоциогенная жизненная ситуация, когда какие-либо переживания и события предшествуют болезни, оживляя центральный бессознательный конфликт.

3) определенная конституция - «соматическая подверженность» или «неполноценность органа» Эту «уязви­мость» органа иногда именуют «конституциональньм фактором X», определяющим «выбор симптоматики».

Ф. Александер большое значение придавал «вегетативному сопро­вождению» эмоций в возникновении патологии органа. Если эмоция не отреагирована в действиях или в символической форме (конверсия), то это приводит к хроническим вегетативным сдвигам и в конечном итоге к деструкции органа. Чаще всего не могут свободно выражаться и реализовываться враж­дебные, эротические импульсы, чувство вины и неполноценности. Их бессознательное подавление и приводит к хронической дисфунк­ции органов.

Концепция «личностных профилей» ф. Данбар

Американский врач F. Dunbar (1943) определила корреляцию между со­матическими типами реакций и постоянными личностными пара­метрами. Она изучила большое количество больных с различными соматическими заболеваниями и заметила значительное сходство в особенностях личности больных одной нозологии.

В результате непосредственных клинических наблюдений она определила у 80% людей, имевших повторные несчастные случаи, характерный личностный профиль, который она назвала «личность, склонная к несчастьям». Это импульсивные, ведущие неупорядоченный образ жизни, любящие приключения люди, которые живут одним моментом, поддаются любому спонтанному порыву, не контролируют свою агрессивность в отношении других людей, особенно пользую­тся авторитетом. При этом они проявляют тенденцию к самонаказанию исходящую из неосознанного чувства вины.

Ф. Данбар описала личность, склонную к ангинозным жалобам и развитию инфаркта миокарда. Такие люди описываются как выдер­жанные, способные к деятельности с большой последовательностью и самообладанием, которые в состоянии отказаться от непосредственного удовлетворения своих потребностей ради достижения отдалённой цели.

В последующем были описаны: «язвенная личность», «артрическая личность» и т.д., полагая, что личностные профили имеют важное диагностическое, прогностическое и терапевтическое значение. Ф. Данбар опи­сывает и общие особенности, присущие всем больным с психосома­тическими расстройствами. Эти особенности выражаются в инфантильности, сильной способности к фантазированию, в недо­статочной включенности в ситуацию, больные часто не способны к словесному описанию тонких нюансов своих чувств и переживаний.

Модель десоматизации-ресоматизации м. Шура

Развитие здорового ребенка М. Шур (1955) характеризует как про­цесс «десоматизации». Грудные дети в силу их недоразвитых, недифференцированных психических и сома­тических структур на внешние воздействия реагируют диффузно, соматически и бессознательно. Самые ранние детские реакции удовольствия и неудовольствия проявляются в некоординированной мышечной деятельности. Ребёнок отвечает на ситуацию страха двигательной бурей, эта тенденция может проявляться и позже. Психический и соматический элементы в реакциях у них еще нерасторжимо связаны друг с другом. По мере взросления соматических форм реагирования становится меньше и ребенок начинает позволять все более осознанные, когнитивные формы проработки опасностей и ситуаций страха (вторичные пси­хические процессы, по Фрейду).

М. Шур рассматривал психосоматическую регрессию (ресоматизация) как шаг назад к первоначальному уровню, на котором душа и тело еще реагировали как единое целое, соматически разряжая на­пряжение. Ресоматизация возможна при «слабости» и нестабильно­сти «Я», когда в отягощающих ситуациях активизируются бессозна­тельные, невротические конфликты и под давлением неуверенности в себе может наступить регресс на инфантильно-соматические, фи­зиологические формы реагирования.

Как болезнь накладывает негативный отпечаток на человека, так и характерные черты (профиль личности) больного предрасполагают к появлению определенных недугов. Поэтому существует связь особенностей личности с вероятностью развития психосоматических заболеваний.

Как ни вспомнить здесь замечание русского писателя А.И. Гончарова, сделанное еше в XIX в. Если бы врач, приехавший к Илье Ильичу Обломову, не знал его анамнеза с позиций психолога, то он не диагностировал бы у него «неврастению с ипохондрическим оттенком». Он приписал бы болезнь ожирению и плохому кровообращению с нарушением питания мозга «и наполовину был бы прав».

Обломов с детства отличался ленью, бездельничал и постоянно лежал на диване. Он не нашел своего места в жизни. Хороший, душевный, понимающий других, но воспитанный в обстановке «ничегонеделания», поэтому и сам ничего не желавший делать для общества, в котором жил. Глубинные мотивы такого поведения мы сейчас не рассматриваем. Обломов - это классический пример того, как особенности личности через психическую и соматическую патологию уже в среднем возрасте приводят несчастного к смерти.

В 1935 году американский врач и психоаналитик Фландерс Данбар подробно описала типы личности: «коронарный», «гипертонический», «язвенный», «артрический», «аллергический» и «склонный к повреждениям». От типа личности во многом зависит, наступит ли болезнь, когда и чем она закончится.

Ниже, в табл. 6.1, указываются определенные черты личности, предрасполагающие к возникновению или обострению некоторых заболеваний. Эти данные экспериментально пока не подтверждены. Скорее, это объяснительные схемы, нежели статистически установленные факты. Сведения взяты из официального документа Министерства здравоохранения России (учебного пособия для подготовки врачей к сдаче государственного экзамена на сертификат специалиста), а также из учебника по психосоматической медицине .

Означенные черты личности - всего лишь факторы риска. Степень их влияния различна. Никаких жестких параллелей между характером и болезнью проводить нельзя. Подчеркнем: названные особенности личности либо осуждаются обществом, либо становятся таковыми при определенных условиях (например, неправильном воспитании и образе жизни), либо порождаются нравственными пороками.

Разумеется, нельзя забывать, что большинство болезней полиэтио- логичны - имеют много разных причин. Скажем, ожирение, помимо систематического переедания, происходит от малоподвижного образа жизни, травм черепа, пониженной функции щитовидной железы, генетической предрасположенности и пр. Поэтому люди, страдающие ожирением, далеко не всегда склонны к перееданию.

Кроме того различные черты личности и порочные склонности вызывают порой одно и то же заболевание. Например, к язвенной болезни приводят сильные отрицательные эмоции (гнев, испуг) и мелкие повседневные раздражения (нервозная обстановка на работе и в семье, постоянная ипохондрия, вспыльчивость, длительная тревога, ожидание неприятностей). Развитию язвенной болезни способствует также курение (прежде всего натощак) и злоупотребление алкоголем. Иными словами, и гнев, и печаль, и вредные пристрастия - истоки данного заболевания.

К ним прибавим другие (внеэтические) факторы, ведущие к образованию язвенного дефекта: наследственные, нейроэндокринные (половое созревание, климакс), сезонные изменения погодных условий, прием медикаментов (аспирина) и т.д. А клиническая картина язвенной болезни остается сходной во всех случаях.

Итак, психосоматическое заболевание может поражать, во-первых, орган-мишень, а во-вторых - личность человека в целом. Все это наЧерты личности психосоматического пациента

Заболевание

Характеристика личности

Ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда)

Чрезмерная активность, порывистость, стремление к самореализации, излишняя настойчивость в достижении целей, упорное желание завоевать авторитет и добиться успеха, тщеславие, честолюбие, карьеризм, враждебность

Гипертоническая болезнь (артериальная гипертония)

Высокая конфликтность, щепетильность, ранимость, склонность к раздражительности и приступам гнева, которые настойчиво подавляются и внешне не проявляются

Бронхиальная астма

Мягкость, потребность в опеке, материнской ласке, зависимость от лидера

Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки

Подавление своих агрессивных чувств, внутреннее напряжение, досада, тоска и раздражение по поводу того, что реальная ситуация и самочувствие не соответствуют собственным желаниям и идеалам

Педантичность, высокий контроль над эмоциями, трудная переключаемосгь, честолюбие, повышенный уровень притязаний

Сахарный диабет

Зависимость, потребность в комфорте, материнской ласке, пассивность, конфликтность, раздражительность

Рак легких и некоторые другие формы опухолей

Склонность сдерживать в себе неприятные эмоции, неспособность или нежелание сразу эмоционально отреагировать на неприятные события, использование защитных механизмов отрицания и вытеснения, чувство разочарования и внутренней пустоты

Кожные заболевания (зуд, крапивница, экзема, нейродермит)

Потребность в ласке и опеке, чувство одиночества и несправедливости по отношению к себе, подавление негативных эмоций

столько хорошо известно, что считается само собой разумеющимся и зачастую не принимается в расчет. Это весьма распространенная ошибка.

Не будем сейчас анализировать все субъективные и объективные, зависящие и независящие от нас причины болезней. Не станем выяснять и степень вины человека в его страданиях. Это и неуместно, и вряд ли возможно, поскольку у каждого все очень индивидуально. Однако подумаем, о чем нам хотят сообщить наши болезни и какие сигналы они нам посылают?

Рассмотрим конкретные примеры, комментирующие данные табл. 6.1.

  • Сертификат специалиста. Руководство для врачей с тестами по фундаментальными медико-социальным дисциплинам. М.: Политехника, 1997. С. 232; Броитигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: кратк. учебн. / пер. с нем. Г.А. Обухова,А.В. Бруенка М.: ГЕОТАР-Медицина, 1999. 376 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психосоматика

Психосоматика является разделом клинической психологии и изучает влияние психики на возникновение соматических заболеваний.

В современной клинической психологии под психосоматическими расстройствами понимают объективно диагностируемые органические поражения, в возникновении которых, по крайней мере, у части пациентов, существенную роль играют психологические и поведенческие факторы. В отечественной клинике их нередко называют «психогенными». Психические нарушения, которые сопровождают психогенные органические заболевания, обычно являются слабовыраженными и длительно существующими. Сегодня насчитывается около четырнадцати типов расстройств, связанных с влиянием психологических факторов.

Предположение о существовании тесных связей между эмоциональными состояниями человека и нарушениями физического (соматического) здоровья имеет давнюю историю. Идеи влияния души на физические процессы, протекающие в теле, выдвигались еще во времена античности. В настоящее время изучение влияния психики на возникновение соматических заболеваний остается актуальным.

Идеи смерти или развития тяжелых недугов по причине сильных эмоциональных потрясений встречаются во всех культурах, начиная с древнейших времен. Сократ (469-399 гг. до н.э.). - один из первых, по мнению Диогена Лаэрция, европейских мыслителей, поставивший вопрос о влиянии образа жизни на здоровье, - считал влияние души определяющим фактором телесного благополучия.

В античной медицине идея влияния души на физические процессы, протекающие в теле, была одной из центральных. Хрестоматийным примером античных представлений стала концепция истерии как следствия непроизвольного болезненного сокращения матки из-за неудовлетворенного сексуально желания женщины. Однако уже во 2в.н.э. причинная роль души в возникновении соматических расстройств была поставлена под сомнение Клавдием Галеном (131-201), утверждавшим, что все болезни, в том числе и душевные, скорее всего, проистекают из дисгармоничного сочетания четырех жизненных соков: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Т.е. могут иметь только биологическую природу. Очевидный факт связи между психологическими и телесными феноменами К. Галеном не оспаривался. Он только поставил вопрос о том, что действительно лежит в основе наблюдаемых фактов, т.е. каковы закономерности возникновения психосоматических отношений, их принципы и механизмы? С тех пор на протяжении вот уже двух тысячелетий спор идет не о наличии или отсутствии психосоматических отношений, а о том, что понимается под психосоматическими расстройствами и каковы причины их возникновения.

Учение о связи соматических заболеваний и психических процессов (состояний) возникло в Новое время - в период между XVII-XIX вв. - как самостоятельный раздел медицины, благодаря работам Т. Сиденама. В 1818 г. немецкий врач С.А. Гейнрот ввел в оборот термин «психосоматика», которым обозначил свою концепцию о внутреннем конфликте как ведущей причине психической болезни. Четыре года спустя другой немецкий врач - Якоби - ввел альтернативное понятие «соматопсихическое», подчеркнув, что психические болезни вызываются вполне материальными причинами, а недоступными эмпирической проверке психологическими конфликтами (3;21).

Следовательно, историческое первое значение термина «психосоматика», связано с концепцией психологического конфликта как пускового фактора расстройства. Со временем, как отмечает В. Риф, это понятие все больше расширялось, и психосоматические отношения нередко рассматривались как особая «картина мира», определяющая специфику проявления любого заболевания.

Идея психологического конфликта как основы психосоматических расстройств получила дальнейшее развитие в рамках психодинамического направления в психологии. Клинико-психологический анализ явлений гипноза и истерии, проводившийся во второй половине XIX в, с целью изучения механизмов соматических изменений под влиянием психологических воздействий, привел к предположению о возможности непосредственного отражения в клиническом синдроме психологического содержания неосознаваемого внутриличностного (эмоционального) конфликта, спровоцировавшего развитие заболевания. Тогда же возникло и два теоретических подхода, пытавшихся с разных методологических позиций объяснить наблюдаемую связь между формой болезни и содержанием конфликта: психодинамический и кортиковисцеральный.

психодинамической концепции психосоматических расстройств были сформулированы З. Фрейдом (1856-1939). Однако, нужно напомнить, что сама психосоматическая проблема не была в центре внимания основателя метода психоанализа и его ближайших последователей. Главной целью психологических изысканий З. Фрейда был поиск эффективного метода, с помощью которого пациент мог лучше понять свое состояние и увидеть связь психического расстройства со своей личностью. И сама трактовка психосоматических отношений, встречаемая в ранних работах австрийского невропатолога, ограничена узкой сферой истерических расстройств.

С точки зрения З. Фрейда, психопатологические симптомы поддерживаются динамикой бессознательных сил - энергии (либидо) и аффекта (катексиса), ограниченных в своем внешнем проявлении социальными нормами. Увидеть эти энергетические процессы в психике естественнонаучными методами, применяемыми в эмпирической клинической психологии, невозможно: они приобретают вещественную форму только в виде символических знаков. Когда под воздействием жестких социальных норм - запретов прямое выражение аффективных побуждений становится невозможным, динамическое напряжение бессознательных сил реализуется в виде символов, спроецированных на проблемную область жизни пациента.

Истерия как психопатологический синдром вызывается, по мнению З. Фрейда, неразрешенным эмоциональным конфликтом (психической травмой), осознание которого не поощряется социальными нормами. Другими словами, вместо того чтобы быть отреагированными в спонтанном выражении, испытываемые человеком отрицательные эмоции, возникающие при травмирующем событии, подавляются. Однако вызываемое аффектом энергетическое напряжение никуда и обращается в болезненный симптом. Отсюда возникает представление о конверсионном механизме истерических расстройств, когда болезненный симптом выступает символическим выражением эмоционального конфликта. Нарушение телесной функции есть соматизированное выражение несовместимых с осознаваемым «Я» идей.

Неотреагированный вытесняемый эмоциональный (внутриличностный) конфликт становится энергетическим резервуаром, подпитывающим болезнь.

Следовательно, для прекращения истерического расстройства необходимо осознание этого конфликта, добиться чего можно за счет актуализации личностных ресурсов самого пациента. Поэтому психосоматические нарушения в психоанализе долгое время отождествлялись только с конверсионным психическим расстройством. Под конверсионным психическим расстройством сегодня понимаются нарушения телесных функций (двигательных или сенсорных) психогенного происхождения, имеющие тесную по времени связь с травматическими событиями, или неразрешимыми, невыносимыми проблемами, или нарушенными взаимоотношениями со значимыми людьми (2; 55).

Дальнейшее развитие психодинамической концепции психосоматических расстройств происходило в нескольких направлениях: теория личностных профилей, теория психосоматической специфичности, теория психосоматического Эго.

психика соматический заболевание

Теория личностных профилей связана с именем Ф.Х. Данбар. В 1935г. ею были опубликованы результаты исследования о связи соматических расстройств с определенными типами эмоциональных реакций, к которым предпочитают прибегать люди с теми или иными характерологическими чертами. В своей концепции она утверждала, что эмоциональные реакции на проблемные жизненные ситуации являются производными от структуры личности больного. Из этого тезиса вытекало предположение, что каждое соматическое заболевание, развившееся вследствие непроработанного психологического конфликта, связано с вполне определенным набором характерологических черт и паттернов межличностного взаимодействия. Ею были выделены коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности. Для коронарного типа личности (людей, которые склонны к развитию у их сердечно-сосудистой патологии) характерна повышенная агрессивность, жестокость, раздражительность, стремление всегда быть лидером и победителем, состязательность, нетерпение, гневливость и враждебность по отношению к другим. Для гипертонического типа личности свойственны повышенная гневливость, чувство вины за собственные враждебные импульсы, выраженная потребность в одобрении со стороны окружающих, особенно - авторитетных или руководящих лиц. В структуре аллергического типа личности часто встречаются такие черты, как повышенная тревожность, неудовлетворенная потребность в любви и защите, конфликтное сочетание стремление к зависимости и независимости, повышенная сексуальность.

В социальном психоанализе Франкфуртской школы концепция Ф. Дабар была модифицирована в теорию «больного общества» (Э. Фромм, Дж. Холлидей). Дж. Холлидей выделяет два вида причин психосоматического расстройства: структура личности и ее социальное окружение. Он считает, что психосоматические расстройства в подростковом и взрослом возрасте происходят о фрустрации ребенка на самых ранних стадиях жизненного цикла и неадаптивной психологической защиты, возникающей в ответ на эту фрустрацию. Пусковым фактором болезни Дж. Холлидей считает «слом» какого-либо одного или нескольких базовых паттернов социального взаимодействия: семейного, игрового, гендерного, религиозного, экономического, профессионального, политического. Поэтому согласно теории «больного общества» необходимо проводить комплексное исследование не только профиля личности, но и контекста социального взаимодействия больного ребенка.

В исследованиях Ф. Данбар была продемонстрирована роль психологических факторов развития психосоматических расстройств, однако ее теория не давала ответа на основной вопрос: каким образом бессознательный внутриличностный конфликт запускает или поддерживает заболевание? Ответ на этот вопрос попытался дать Ф. Александер.

Ф. Александер в 1950г. предложил теорию психосоматической специфичности . Он предположил, что не только отдельный симптом, но и весь патологический процесс может быть вызван специфическим патологическим стимулом. Гипотеза о специфичности опиралась на три базовых предположения:

1. Психологический конфликт сочетается с физиологическими и биохимическими факторами, предрасполагающими к заболеванию;

2. Бессознательный конфликт активизируется под влиянием особо значимых жизненных событий;

3. Сопровождающие внутриличностный конфликт негативные эмоции выражаются на физиологическом уровне, что и приводит в конечном итоге к развитию болезни.

Таким образом, теория Ф. Александера непротиворечиво объединила три основные достижения психологии первой четверти ХХ в.: фрейдовскую концепцию о бессознательном внутриличностном конфликте, исследования кортиковисцеральных процессов в школе И.П. Павлова и теорию эмоций У. Кэннона. Основное содержание теории психосоматической специфичности.

1. Психологические факторы, вызывающие соматические расстройства, имеют специфическую природу: ведущий симптом болезни прямо связан с одним из двух психологических факторов: эмоционально конфликтное неосознаваемое (т.е. вытесненное) отношение личности к самой себе или к окружающей среде.

2. Психические процессы, протекающие на осознаваемом уровне, играют только подчиненную роль в развитии и динамике заболевания, маскируя истинную причину соматического расстройства. Эти эмоции не вступают в конфликт с требованиями Супер-Эго, а потому такие эмоции не могут вызывать изменений в органической структуре. Другое дело, когда эти же эмоции подавляются из-за их несовместимости с представлениями о собственной личности и не находят спонтанного выражения. Тогда они ведут к хронической иннервации - установлению длительных по времени кортиковисцеральных динамических связей, вызывая длительные нарушения функционирования внутренних органов.

3. Ситуативные жизненные переживания, как правило, также оказывают скоротечное влияние на организм пациента. Поэтому для установления психосоматического характера заболевания необходимо учитывать весь жизненный путь пациента, поскольку только предшествующий опыт отношений со значимыми людьми может объяснить болезненную реакцию этого человека на конкретную травмирующую ситуацию.

Сегодняшние последователи теории психосоматической специфичности акцентируют этиологическую роль переживания тяжелой утраты как пускового фактора соматического заболевания, а также роль совокупных изменений, резко меняющих привычный ритм жизни или систему базовых представлений («картину мира») человека. Причиной здесь выступают психологический стресс и вызываемые им нарушения адаптивных возможностей организма. Базовым положением теории потери является то, что люди в течение жизни создают сильные эмоциональные связи с другими. Реальное или символическое, мнимое отлучение от этих фигур и приводит к психосоматическим нарушениям. В качестве условий, способствующих закреплению болезненных реакций на потерю значимого объекта, рассматриваются паттерны семейных отношений, которые были в семье до потери значимого объекта и которые возникли после нее (1;67).

Еще одной теорией, развившейся из идеи психосоматической специфичности Ф. Александера, стала концепция алекситимии . Алекситимия является психологической характеристикой, с которой связана неспособность словесно определить и описать возникшее чувство. Неидентифицированное чувство вызывает физиологическое напряжение, вызывающее изменение на соматическом уровне. Из-за того, что сильная эмоция не подвергается вербальной символизации и, следовательно, остается недоступной сознанию, она начинает непосредственно воздействовать на организм, причиняя неблагоприятные последствия.

Теория психосоматического Эго опирается на постулированное З.Фрейдом существование в структуре личности психического и телесного «Я». Телесное «Я» рассматривалось им как представленность телесных функций в психической сфере, как феномен восприятия процессов, происходящих в теле. Те функции и части тела, которые по каким-либо причинам отвергаются человеком, - вытесняются в сферу бессознательного, т.е. не входят в его личностную идентичность. Энергия, исходящая из от этого участка тела или функции, начинает стремиться к реализации и, сталкиваясь с такой психологической защитой «Я» от бессознательных импульсов как сопротивлением, приводит к расстройству вытесняемой телесной функции.

Идея телесного «Я» получила развитие в психосоматической концепции немецкого психотерапевта Г. Аммона. Психосоматическое расстройство понимается здесь как проявление аномального личностного развития вследствие неблагополучных отношений с матерью в периоде раннего детства. С точки зрения психоаналитической концепции развития, в первые месяцы жизни ребенок не ощущает себя отдельным от матери существом. Мать и дитя образуют некое психосоматическое единство, живя в диадном симбиозе. Поэтому главной задачей развития в младенчестве является распознание и структурирование своих собственных потребностей и телесных функций, что оказывается возможным только в условиях соответствующей заботы со стороны матери, обеспечивающей телесный контакт, еду и уход. Неструктурированное Эго младенца может развиваться в двух направлениях в зависимости от характера отношений с матерью. «Хорошая мать», обеспечивающая достаточную любовную заботу, адекватно реагирует на сигналы, идущие от ребенка, и удовлетворяет их. Адекватное реагирование со стороны матери наряду с эмоционально насыщенным общением позволяют ребенку составить правильную телесную схему своего тела и сформировать мотивацию к его познанию. Тем самым у ребенка формируется развитое телесное «Я». На его основе складывается личностный механизм восприятия своего тела, а также определяются условия удовлетворительного взаимодействия «Я» с внешним миром. «Психосоматогенная» мать не в состоянии адекватно распознать, о каких неудовлетворенных потребностях сигнализирует ей младенец, не уделяет ему достаточно внимания и заботы. Между матерью и ребенком устанавливается односторонняя коммуникация. Как результат у ребенка складывается дефектное, разорванное телесное «Я», в котором представлены только отдельные, изолированные телесные функции, поскольку мать реагировала на одни и те же потребности не всегда, а только в случае крайней нужды. Не представленные в телесном «Я» функции начинают проявлять себя в виде болезненных симптомов, поскольку у ребенка не оказывается другого пути «достучаться» до своей матери (4;73).

Идеи теории психосоматического Эго получили альтернативную интерпретацию у сторонников антропологического метода в психологии, главным представителем которого является В. Вайцзеккер. Вместо анализа опыта отношений в раннем детстве анторопологические психологи предлагают поиск символического смысла соматических расстройств в субъективной истории жизни человека: болезнь есть сигнал об экзистенциональном кризисе жизни. Кризисы определяются здесь и как большие события, и как кардинальные жизненные изменения. Возникновение психосоматического расстройства в период жизненного кризиса зависит от дисбаланса между трудностью и личностной значимостью проблемы, с одной стороны, и отсутствием ресурсов для ее разрешения, с другой. Рост напряжения проявляется в «приступе» тревоги, страха, вины, стыда, наступающего из-за ощущения зависимости от воли обстоятельств.

Базовые теоретические положения кортиковисцеральной концепции психосоматических расстройств были сформулированы И.П. Павловым (1849-1936). В этой концепции психическое понимается в рамках нейробиологической парадигмы. Нервные процессы являются составной частью процессов органических. Следовательно, любые нарушения в «нисходящих» нейронных цепях могут вызывать расстройства органического уровня. В отечественной клинической психологии исследование психосоматических отношений долгое время развивалось на основе кортиковисцеральной концепции. Соматические нарушения возникают при невротических расстройствах. Эти нарушения рассматриваются как психофизиологическое сопровождение имеющихся у пациентов эмоциональных проблем. Эмоции имеют запускающую функцию в развитии патологического процесса (3;123).

Соматипсихологическое направление было заложено в нашей стране трудами психиатров С.С. Корсакова, П.Б. Ганнушкина, В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина. В рамках этого направления клинико-психологических исследований было установлено, что имеются два пути патогенного влияния соматической болезни на психику: собственно соматогенный (интоксикационное воздействие на ЦНС) и психогенный (острая реакция личности на заболевание и его последствия). Действительно, хроническое соматическое заболевание существенно изменяет социальную ситуацию развития личности: изменяются возможности в осуществлении тех или иных видов деятельности, игры, ограничивается круг контактов с окружающими, корректируется видение своего места в жизни, изменяется восприятие времени.

В последнее время разрозненные положения всех рассмотренных концепций психосоматических расстройств объединяются в рамках биопсихосоциальной модели болезни Дж. Энгеля. Психосоматическое расстройство следует рассматривать как функцию множества факторов, среди которых психологические играют ведущую этиологическую роль с учетом конкретных жизненных обстоятельств конкретного человека. К факторам, отвечающим за развитие психосоматических расстройств, относятся:

· Врожденная конституция тела, работа эндокринных, физиологических и нервных систем;

· Родовые травмы;

· Органические заболевания в детстве, в результате чего определенный орган становится уязвимым;

· Тип ухода за ребенком в детстве (как убаюкивали, приучали к туалету, кормили, общались и т.п.);

· Случайные физические травмы в детстве;

· Случайный опыт психотравмирующих переживаний в детстве; эмоциональный климат в семье в сочетании с личностными качествами родителей и сиблингов;

· Физические травмы во взрослом возрасте;

· Взрослый опыт психотравмирующих переживаний в личных и профессиональных отношениях.

Традиционно считающиеся «истинно» психосоматическими заболевания на самом деле не более связаны с действием психологических факторов, чем любые другие. Поэтому более правильно говорить не о конкретных психосоматических болезнях, а о вообще соматических расстройствах, связанных с действием психогенных факторов.

Заключение

Таким образом, обзор основных подходов к психосоматическим заболеваниям позволяет выделить два теоретических подхода, пытавшихся с разных методологических позиций объяснить наблюдаемую связь между формой болезни и содержанием конфликта, как пускового фактора расстройства: психодинамический и кортиковисцеральный.

Базовые теоретические положения психодинамической концепции психосоматических расстройств были сформулированы З.Фрейдом. Развитие психодинамической концепции психосоматических расстройств происходило в нескольких направлениях: теория личностных профилей (Ф.Х. Данбар), теория психосоматической специфичности (Ф. Александер), теория психосоматического Эго (Г. Аммон). Некоторые из этих теорий были модифицированы.

Базовые теоретические положения кортиковисцеральной концепции психосоматических расстройств были сформулированы И.П. Павловым. В этой концепции психическое понимается в рамках нейробиологической парадигмы, что определяет специфическую трактовку соотношения психики и тела (сомы). На основе этой концепции долгое время развивалось исследование психосоматических отношений в нашей стране.

В настоящее время разрозненные положения всех рассмотренных концепций психосоматических расстройств объединяются в рамках биопсихосоциальной модели болезни Дж. Энгеля. Психосоматическое расстройство рассматривается как функция множества факторов, среди которых психологические играют ведущую этиологическую роль с учетом конкретных жизненных обстоятельств конкретного человека.

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

2. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика, теория, практика и обучение. СПб, 2004.

3. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. СПб. Элби - СПб, 2005.

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология, М, 1988.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теория психосоматической специфичности Ф. Александера. Модель психосоматических нарушений по Глассеру. Теория личностных профилей Ф. Данбар. Современные психодинамические представления о психосоматике. Причины возникновения психосоматических заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2013

    Три области взглядов Зигмунда Фрейда - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, взгляды на развитие и структуру личности человека. Личность как триединство. "Логика" бессознательного конфликта.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Психодинамическое направление в теории личности. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Инстинкты как движущая сила общества. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Карл Густав юнг: аналитическая теория личности.

    методичка , добавлен 17.09.2007

    Взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного: эта проблема в работах Фрейда, Выготского, взгляд Юнга, теория Ясперса. Приоритет психической установки в теории Узнадзе, исследования украинских учёных.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2009

    Формы переживания чувств. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Рудиментная теория эмоций. Активационная теория Линдсея-Хебба, теория конгнитивного диссонанса Л. Фестингера. Методы преодоления стресса. Мониторинг физических и физиологических признаков.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2009

    Психоаналитическая теория австрийского психиатра З. Фрейда. Понятие бессознательного психического. Структура личности и динамика отношений сознания и бессознательного. Защитные механизмы, их осознание и развитие личности. Содержание критики теории Фрейда.

    реферат , добавлен 25.11.2009

    История развития попыток объяснить природу эмоций. Сущность теории Чарльза Дарвина. Биологическая природа эмоций. Психоаналитическая теория Фрейда. Мотивационная теория эмоций Р.У. Липера. Суть теорий эмоций Плутчика, Эзарда, Симонова, Леонтьева.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2009

    Био- и социогенетические концепции. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Концепция Д.Б. Эльконина. Взгляд на развитие психики

    реферат , добавлен 27.12.2004

    Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, ее сущность и содержание. Пять стадий психосексуального развития по Фрейду. Бихевиористическая теория Джона Уотсона, ее принципы. Оптимистический взгляд на природу личности как стержень гуманистической идеи.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Теория сновидений Зигмунда Фрейда как приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Психика человека по представлениям Фрейда, выделение трех компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". Биологический смысл сна как форма ежесуточной психотерапии.

Поделиться: