Флаги языческой руси. Флаги России за всю историю: путь от красного стяга до триколора

История флага нашей Родины не просто интересна, а, я бы сказал, даже уникальна. Подъём флага в рамках крупных государственных мероприятий, с участием первых лиц государства, всегда сопровождается исполнением государственного гимна страны. Эта церемония по праву знаменует величие государства и его истории.

Да и вообще, нет на планете флага, который бы не олицетворял какие-то амбиции, гордость, величие. И все они, не важно одноцветные или со сложным рисунком, с полосками или в узорах, со звёздами или с крестами, имеют свою историю.

Изначально у древних славян вместо слова «флаг» употреблялось слово «стяг», произошедшее от «стягивать, собирать дружину». Стяг всегда отмечал середину войска. Его охраняли лучшие богатыри, которых так и называли - «стяговники». Задачей стяговника было не только удержать стяг любой ценой в бою, но и подавать с помощью него знаки всему войску. Если стяг имел легкий наклон в сторону врага, то неприятеля в бою удалось продавить, если дружина терпит поражение (стяг упал, не держится должным образом или подаются специальные сигналы), то князья также это видели и принимали упреждающие решения.

Древнейшим стягом и символом наших предков, который использовался задолго до Крещения Руси, было красное полотно с языческим символом, олицетворяющим бога Сварога. Согласно ряду версий, Сварог олицетворял собой солнце на ясном небе, дарующее жизнь на земле (красный цвет). Позднее символ Сварога был заменён на изображение солнца. А, поскольку славянам не раз приходилось защищать себя и свою землю, то такой стяг логично отождествлял собой современное выражение «За Родину!».


С того времени, даже после Крещения Руси, традиционным стягом продолжал быть красный. Многие века русские дружины под руководством и Святослава Великого, и Дмитрия Донского, и Ивана Грозного бились под красными полотнищами клиновидной формы. Подтверждают это и рисунки на известнейшем памятнике древней русской литературы - летописи «Слово о полку Игореве», что в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета.


Традиционно красного цвета, но уже с образом Христа шли русские полки на штурм Казани. А в летописной записи 1522 года об осаде Казани Иваном Грозным говорится: «...И велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Стоит отметить, что именно после

Крещения Руси стяг стали называть «знаменем», что происходит от слова «знамение». По сути знамя — это стяг, но с изображением православных ликов - Георгия, Христа, Богородицы. Со времён великих князей, объединивших Русь, до эпохи Петра I русские воины ходили под такими знамёнами. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при самом Петре I принесло успех в первом Азовском походе и на войне со шведами.

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I в 1696 году в лучших традициях предков изготовил знамя с центральной частью и откосом. Выполненное из красной тафты с изображением святых, оно было дополнено двуглавым орлом, держащим копья, увитые лентами, и морем с парусными кораблями. Но знамя «прожило» не долго по причине захлестнувшей Петра I эйфории по всему европейскому.

В России, вплоть до 1858 года, военные дружины хоть и использовали общие символы, позволяющие идентифицировать общенародную, русскую сущность, всё-таки единого государственного национального знамени не имелось. И лишь в 1883 году, несмотря на все споры и прения историков и геральдистов, император Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» велел признавать привычный нам сегодня бело-синие-красный триколор национальным флагом страны.

В повелении было изложено: «В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов».

Примечательно здесь то, что этому решению предшествовал целый ряд немаловажных событий, споров и даже собраний. О самых важных из них я расскажу.

Ещё 9 апреля 1667 года, по указу царя Алексея Михайловича (Тишайшего) были установлены Государственные Московские цвета: черчатый (красный), белый и лазоревый (синий).

По какому принципу были избраны эти цвета сказать сегодня сложно, однако есть ряд предположений:

1. Сторонники этой точки зрения считают, что соотнесение цветов флага связано с историческими областями Российской империи: Белой, Малой и Великой Руси, что подтверждается из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

2. Другие считают, что все значительно проще. Белый трактуется как цвет свободы и православной веры, синий есть цвет царской власти, а красный испокон веков олицетворял русский народ.

3. Есть и те, кто утверждает, что цвета были избраны по старославянскому принципу, где белый цвет означал веру, откровенность и благородство, синий цвет — целомудрие, честность и верность, а красный был наделен мужеством, любовью к жизни и своей земле.

Считается, что именно Тишайший вносит в русский язык на смену устоявшемуся термину «знамя» слово «флаг», которое явилось производным от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух», которая в силу своей особой прочности и использовалась европейцами для изготовления флагов.

Затем уже Пётр I, стремясь сделать из России великую европейскую державу, стал «упражняться» в создании флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов Пётр I «наделал» великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамёна. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамён.

А перед Керченским походом, Пётр I сам нарисовал очередной рисунок флага для русских кораблей, те самые «сегодняшние» три горизонтальные полосы белую, синюю и красную, и под этим флагом отправился в путь. После похода отдельными указами данный флаг стал полотнищем всего военно-морского и гражданского флота страны.

После окончания Отечественной войны 1812 года с наполеоновской Францией в России начал вывешиваться в торжественные дни чёрно-жёлто-белый флаг, символизирующий династию Романовых. Указом Александра II от 11 июня 1858 года он был введён как официальный гербовый флаг. Чёрно-жёлто-белое знамя было основано на русской имперской геральдической традиции: чёрный цвет — от двуглавого орла, жёлтый — от золотого поля герба, а белый — цвет святого Георгия.

И вот уже в 1883 году по велению императора Александр III на «арене» появляется петровский бело-сине-красный флотский триколор в роли государственного.

Однако оба флага продолжали разделять право быть государственными вплоть до 1896 года, поскольку никакого постановления об упразднении ранее назначенного чёрно-жёлто-белого флага не было. Да и на всех общенациональных мероприятиях и торжествах, на фасадах домов стали вывешивать и чёрно-жёлто-белые и бело-сине-красные флаги.

Но наличие двух флагов доводило до исступления многих историков, критиков и буквально довело до формирования двух лагерей. Одни старательно пытались показать, что у бело-сине-красной версии русских корней нет. Так, например, философ-западник Белинский В.Г. не раз заявлял, что «все усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские лишь совершенно бесплодная работа», что под чёрно-жёлто-белым флагом Россия не проиграла ни одной войны. Другие огрызались тем, что во флаге, имеющим чёрный цвет, ничего исконно славянского и вообще русского быть никак не может.

Конец всем спорам положил перед своей коронацией Николай II в марте 1896 года. По его личной инициативе было собрано специальное совещание «по вопросу Российского национального флага». В результате многочасового обсуждения было вынесено решение, что «бело-сине-красный флаг имеет все основания называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный — именоваться государственными». После чего, 29 апреля 1896 года Николай II объявил, что «национальным флагом во всех случаях является флаг бело-сине-красный, все другие флаги допускаемы быть не должны».

А совсем недавно в Донецке подвели итоги конкурса на лучшую государственную символику Союза Новороссии. Где белый, жёлтый и чёрный цвета стали именоваться как государственные цвета флага Новороссии. Как поясняет конкурсная комиссия, «бело-жёлто-чёрный государственный флаг сегодняшняя Новороссия выбрала не случайно, ведь связь собственной истории всегда неразрывна с историей государства Российского и так будет всегда».

В 1917 году после Февральской революции, император Николай II отрёкся от престола, а сама революция прошла не под национальным, а под красным флагом. Белая оппозиция до последнего отстаивала себя под бело-сине-красным знаменем, считая его истинной национальной святыней. А Советская Россия после почти 700-летнего перерыва вновь вернула старорусские красно-золотые цвета в качестве официальной символики на государственном флаге.

В 1924 году, когда образовался СССР, официальным флагом государства становится красный флаг с золотым серпом и молотом и красной звездой в золотом обрамлении.

Под этими цветами русский народ одержал очередную великую победу в своей и мировой истории над фашистской Германией, как и в 1242 году князь Александр Невский, вступивший в бой с псами-рыцарями под красно-золотыми флагами, как и на Куликовом поле был разбит враг под красными знамёнами.

Менялись времена, уходили эпохи, а вместе с ними и флаги. Так, после неоднозначных перемен августа 1991 года официальным флагом нашей страны вновь стал бело-сине-красный триколор.

Кстати, так сейчас выглядит флаг Вооружённых Сил России:


Учитывая направленность форума, немного корректирую исходный текст, дабы не обвинили в вбросе. Оригинал в ссылке.

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.
Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

1. Русский Стяг


Илл. Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи


На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри - стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

2. Русская Хоругвь

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

3. Русское знамя


Илл. Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.


Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

4. .....

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался....

5. Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение....

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани.

6. Стяги по...

В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с...

7. Первый государственный флаг


Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит пропяло (слово старославянское) .....

Хорватии, Словакии, Сербии, а также других стран и регионов. Они называются панславянскими цветами, но что означает этот термин? Как он появился? Давайте же разбираться.

Панславизм

С конца XVIII до XIX вв. большинство земель Центральной Европы находилось под контролем Османской и Австро-Венгерской империй. Именно в это время и начинает развитие идеология панславизма - объединение славянских народов, как в культурном, так и в политическом плане.

Приставка «пан» с древнегреческого языка трактуется как «единство, весь, целый», а сама идея подразумевала создание некой общности. Так возникают различные группы, которые возрождают и подогревают интерес к национальному фольклору, этнографии и общеславянской истории, даже возникла попытка создать единый язык.

Конечно, каждый народ понимал эту идею по-своему. Например, российские славянофилы мечтали c помощью России освободить близкие им народы от контроля империй и создать единую славянскую федерацию. На Балканах панслависты хотели объединить именно южных славян под эгидой сербской нации. Так как Австрия была слишком сильным противником, они также надеялись на помощь России.

Что такое панславянские цвета?

В 1848 году в Праге происходит Первый Славянский Конгресс, где собираются все «единомышленники» в вопросе объединения братских народов. Участники смогли высказать свои позиции и видение, а также принять несколько общих решений.

Одним из решений был выбор общего гимна под названием «Гей, славяне». Здесь же были приняты и панславянские цвета, послужившие основой для национальных символик многих стран-участников конгресса. С 1848 года они присутствовали на флаге моравов (бело-красно-синее знамя) и на флаге словацкой революции с белым треугольником с правой стороны).

В этом же году триколор появился и на знамёнах Хорватии в составе Габсбургской монархии, а окончательно утвердился в 1868 году во время существования Королевства Хорватии и Славонии. В 1863 году панславянские цвета стали символом польского восстания, а в 1877 году украшали Самарское знамя (символ вооруженных сил Болгарии).

Россия уже давно использовала этот набор для торгового флага, а с 1914 по 1917 он присутствовал на неофициальной национальной символике. Вновь появившаяся Югославия в 1918 году тоже выбрала такие цвета для знамени.

Истоки панславянских цветов

Откуда же участники съезда взяли такую гамму для символики? Ответ на этот вопрос очень неоднозначный. По одной из версий, цвета были взяты со знамён Великой французской революции, происходившей в XVIII веке. Другая распространенная версия сообщает, что панславянские цвета флагов появились от торгового российского знамени, на который они, в свою очередь, попали из Голландии.

Правдивость обоих вариантов доказать непросто. Вместе с тем существует факт - красный, белый и синий в различных комбинация встречались в символике славянских народов ещё задолго до конференции в Праге. Возможно, именно поэтому они были выбраны как общие для всех.

Примерно с IX до XIV века красный и синий служили символами Стефана Владислава Первого. Шахматный красно-белый рисунок был на гербе Хорватии XVI века и на флаге бана Елачича с 1848 года. Герб Дубровника украшали красно-синие полосы, а в символике региона Славонии присутствовали все три общеславянских цвета (на флаге только белый и синий).

В средневековой Словакии основными цветами были красный и белый. В Словении триколор с XIV века присутствовал на флаге региона Герцогства Крайны. В Болгарии историческим является набор из белой, зелёной и красной полос. Белый и красный цвета также встречаются на исторической символике Польши, Чехии и Беларуси.

Современные флаги

Значение панславянских цветов, как и их происхождение, неоднозначно. Согласно геральдической традиции красный - символ борьбы, крови и мужества, белый - означает чистоту и благородство, синий - знак неба, честности, верности и великодушия.

Некоторые страны, регионы и движения до сих пор сохранили на своих флагах эти цвета. Но порядок расположения полос отличается. Давайте рассмотрим, как именно:

  • белый-синий-красный - Россия, Словакия, Словения;
  • красный-синий-белый - Сербия, (неофициальный флаг);
  • красный-белый-синий - Хорватия;
  • синий-белый-красный - флаг Крыма, русинского движения в Закарпатье.

На современном знамени Чехии также представлены все эти цвета, но немного иначе. На нем только две полосы - красная и белая. В синий же окрашен треугольник, который находится у древка и словно рассекает полосы одним своим концом. отличается от других тем, что вместо синей полосы имеет зелёную.

Страны-исключения

Часть славянских стран не использует триединый набор цветов, выбранный на конгрессе в Праге. Например, на изображено жёлтое солнце на красном фоне, на символах Черногории используются красный, жёлтый, синий и зелёный.

Национальные цвета Украины - это жёлтый и синий. Бело-красный присутствует в символике Польши. Беларусь избрала зелёный, белый и красный цвета, а Босния и Герцеговина - синий, жёлтый и белый.

Ряд стран использует на флагах панславянские цвета, но они никак не связаны с этой идеологией. Среди них Франция, США, Нидерланды, Великобритания.

История российского флага насчитывает несколько веков. На протяжении столетий знамя видоизменялось, но не переставало осуществлять свои важнейшие функции - служить опознавательным знаком, а также представлять и символизировать страну и нацию в целом. Каждый гражданин должен знать, как выглядел флаг России раньше и что он представляет собой в наши дни, что олицетворяет и какой смысл он несет.

Флаг и знамя - два термина, обозначающих важнейший символ любого государства

В русском языке издавна использовались два слова, имеющие схожий семантический смысл: "знамя" и "флаг". Первый имеет славянские корни и происходит от слова "знамение" или "знак". Он указывает на своего владельца и выступает в качестве особого символа. Второй термин "флаг" пришел к нам из Голландии и в переводе обозначает "корабельное и мореходное знамя". Обычно он поднимался на специальной мачте, называемой "флагшток".

Издавна флаг выглядел как кусок ткани определенной геометрический формы, который прикреплялся к шнуру или древку. Он мог иметь разную окраску, и зачастую его цвета несли особенный смысл. Сложно переоценить роль знамени в древних сухопутных, морских битвах и средневековых сражениях, когда с его помощью велось управление воинскими отрядами. По сей день оно используется как символ как "представитель" нации.

Все страны мира имеют свое особое одноцветное или разноцветное знамя. Современный флаг Российской Федерации легко узнаваем - он представляет собой полотнище прямоугольной формы, имеющее три горизонтальные полосы белого (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя) цветов. Около трех веков русский народ "прошел" под триколором. А как выглядел флаг России ранее? Что он символизировал? Давайте попробуем в этом разобраться.

Стяги древних славян

Историкам немного известно о древнейших знаменах славянских народов. Предположительно, первые из них были примитивны и состояли из травы или конских хвостов, которые крепились на шестах, остриях копий или просто длинных палках. Считается, что они походили на бунчуки тюркских племен. В "Повести временных лет" упоминались знамена, обозначавшие воинские отряды, - стяги (полотна, крепившиеся к древку). Постепенно появилась и особая должность - стяговник: он должен был хранить знамя и разворачивать его во время боя. Со временем стяги не только стали служить ориентирами в сражении, но и трансформировались в особые символы власти. Князья, захватывая города, начали водружать свои знамена над ними, оповещая о своих притязаниях.

Знамена Древнерусского государства

На Руси в IX-XIII вв. были распространены стяги вытянутой треугольной формы, прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамена с пришитыми к ним косицами, развевающимися на ветру. Нередко в битвах использовались и хоругви - особые священные знамена, на которых изображались лики святых, Богородицы или Спасителя. Древние стяги выполнялись из разной ткани и окрашивались в разные цвета. При этом наиболее часто использовались зеленый, красный, синий, белый и голубой оттенки. На Куликовом поле над русскими воинами простиралось большое на котором был изображен Нерукотворный Спас.

Царские знамена в период XVI-XVII вв.

Вплоть до XVIII столетия Россия не имела единого государственного знамени. Существовало большое количество разнообразных стягов и хоругвей. Малые и Большие царские знамена отличались особой яркостью и красотой. Как правило, они богато украшались и оформлялись религиозными сюжетами.

Примером подобных знамен является известный "Великий стяг" царя Ивана Грозного. Он представлял собой огромное разноцветное полотнище трапециевидной формы. Украшено оно было изображениями Святого Михаила, сидящего на золотом крылатом коне, и Иисуса Христа в славе. Также на полотне были искусно нарисованы золотые херувимы, серафимы и ангелы в белых одеждах. Это величайшее знамя более 150 лет сопровождало в боях и походах русскую армию: оно побывало в Крымских (1687, 1689 гг.) и Азовских (1696 г) походах, а также на войне со шведами. Фото флага царской Росси, к сожалению, не передает всей его красоты и мощи.

Подобным царским знаменам воздавались особые почести: их освещали, наравне с иконами, им поклонялись. Полковые и сотенные стяги были меньше по размеру и не так богато украшены, как царские. Часто на них вместо ликов святых изображался простой крест. С XVII в. на стяги на западный манер стали наносить светские эмблемы, например рисунки змеи, орла, льва и пр.

Как выглядел флаг России при Петре Великом

В период царствования Алексея Михайловича появились первые упоминания о едином Российском флаге. Государь, изучив знамена других стран, выбрал для своего три основных цвета - белый, синий и красный. В 1686 г. на первом торговом был поднят новый флаг царской России. По некоторым версиям, он имел прямоугольную форму. На нем был изображен синий крест, левый верхний и правый нижний углы были окрашены в белый цвет, а остальные два - в красный. Петр I, продолжая дело своего отца, видоизменил флаг, определив на нем порядок горизонтальных полос. Фото флага царской России представлено далее - он был похож на современный триколор, но имел двуглавого орла по центру.

Также Петр Великий создал флаг и для торгового флота. Он представлял собой белое полотнище с черным двуглавым орлом, с державой и золотым скипетром в лапах. С 1705 г. был официально утвержден торговый флаг России - триколор, который использовался на военных судах вплоть до 1712 г, пока не был утвержден единый кормовой Андреевский флаг - белое полотнище с голубым крестом по диагонали. После этого триколор стал использоваться лишь на коммерческих судах.

История имперского флага России. Царское знамя в 18-19 вв.

В дальнейшем российский флаг претерпевал значительные изменения. В 1742 г. было сделано новое знамя в связи с предстоящей коронацией Елизаветы I. Как выглядел флаг России теперь? На желтом полотне был изображен черный двуглавый орел, которого окружали овальные щитки с гербами.

При Александре I черно-бело-желтые цвета постепенно стали восприниматься как государственные. На знаменах русских полков изображали черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1858 г. был разработан новый герб, а также и флаг Российской империи. Александр II утвердил из трех полос - черной сверху, желтой по центру и белой снизу - имперский флаг России. Фото демонстрирует, каким было знамя в 19 столетии.

К сожалению, новый вид флага не пришелся по душе простому народу, а воспринимался как сугубо казенный. К тому же новый стяг был очень похож на немецкий. По этой причине Александр III, известный русофил, вновь вернул бело-сине-красный триколор на пьедестал. В 1914 г., после широкого празднования 300-летия династии Романовых на российском престоле, появился симбиоз знамен. Бело-сине-красный флаг был дополнен черно-желтым императорским штандартом, который изображался в верхнем углу древка. Такое знамя просуществовало до г.

Флаги и знамена РСФСР И СССР. Сложный 20 век

Русская и Февральская революции прошли под ярко-алыми знаменами. Не только они, но и вся массовая символика была красной. Октябрьский переворот 1917 г. также осуществился под алым флагом. 10 июля того же года был принят окончательный вариант нового знамени.

Флаг РСФСР представлял собой красное полотнище. В левом верхнем углу, у древка, помещалась золотая надпись - "РСФСР". С 1918 г. использование имперского триколора было строго запрещено. Над Кремлем водрузили алое знамя.

В 1924 г. Конституция СССР утвердила новый флаг. На алом полотнище теперь изображались золотые серп и молот, над которыми помещалась пятиконечная звезда с золотой каймой. Во Второй мировой войне советское знамя стало великим символом победы русского народа над фашизмом.

Возвращение знаменитого российского триколора

После более чем семидесятилетнего перерыва был поднят российский триколор в столице, над зданием Верховного Совета. Произошло это знаменательное событие в дни августовского г. Сейчас флаг РФ поднимается не только на зданиях органов власти на территории нашей страны, но и на дипломатических представительствах за рубежом.

Кроме триколора, по сей день используется Андреевский флаг, а также которое было учреждено президентским указом в 1996 г. Оно символизирует героизм и великое мужество русского народа, проявленные в дни Великой Отечественной войны. Надеемся, наша статья оказалась полезной, и теперь вы знаете, какие флаги были в России. Любой гражданин должен знать великое историческое прошлое своего народа!


По мнению ученых, разрабатывая флаг для молодого государства на территории бывшей Лифляндии (буквально - страны ливов), было бы куда логичнее взять за основу ливский зелено-бело-голубой стяг. А нынешний красно-бело-красный - это символ западных славян, венедов - этноса, который для нынешних придворных историков как бы и не участвовал в формировании истории Латвии. Хотя на самом деле все наоборот...

Если деятели Первой Республики полагались на ошибочный перевод, то политики, восстановившие независимость республики, не вняли доводам историков, а позже и вовсе подогнали историю под... как бы свой флаг.

Результаты своих научных исследований Павел и Михаил Тюрины направляли в комиссию по геральдике, когда обсуждался вопрос замены флага ЛССР на флаг - символ независимой Латвии, но ответа не получили. А флаг и ныне тот.
- Откуда обычно берутся государственные флаги?

Есть две основные возможности. Флаг может быть сконструирован заново. Но чаще пытаются найти его корни в истории народа, среди исконных символов нации. Тем самым усиливают значимость и аутентичность флага территории и народу.

Второй путь особенно важен для наций, которым надо подчеркнуть, что право на независимость и отдельное существование досталось им по наследству, по роду, исторически заслуженно и оправданно. К таким относится и Латвия.

Как придумали наш красно-бело-красный - точнее, карминно-бело-карминный?

Начало красно-бело-красному стягу в современной истории положили в 1870 году студенты из Тербатского (Тартуского) братства младолатышей, которые стремились пробудить национальное самосознание народа, более семисот лет притесняемого немецкими баронами, потомками ливонских рыцарей.

Первое упоминание флага они нашли в «Рифмованной хронике» (Reimcronic), написанной в конце XIII века рыцарем ордена крестоносцев (названного в «Лачплесисе» не иначе как «хищный сброд»), завоевавшего часть территорий Лифляндии.

В хронике описываются ратные подвиги и быт рыцарей. Среди 12 016 строк хроники есть несколько строк, в которых говорится: «Красный флаг с белой полосой - это флаг леттов» (vor war ich uch daz, sagen kan, die banier der Letten ist).

Известно, что летты - одно из балтских племен, предки латгалов. В XVII-XVIII веках они сформировали латышскую нацию наравне с другими племенами, населявшими территорию Балтии, - ливами, селами, куршами...

Создавая символ Первой Латвийской Республики, ее деятели опирались именно на это историческое свидетельство - Atskaтu Hronika.
- Вроде бы все логично?
- Только на первый взгляд. Если не обращаться к первоисточнику и не задумываться об истории этих земель. В оригинале «Рифмованной хроники» сообщается, что флаг, который нес отряд ландвера из Вендена (нынешний Цесис), был красный с белой полосой «по вендскому обычаю» («mit einer banier rot gevar, daz, was mit wize, durch gesniten hute nach wendischen siten»). И отмечается, что Венден (Wenden) - замок, откуда известен флаг, - располагается на земле леттов.

А вот в переводах с оригинала на латышский «Wenden» автоматически заменяется на «Цесис», «вендский обычай» - на «обычай цесисцев», а «отряд ландвера» на «латышский полк». И эта подмена вводит людей в заблуждение относительно истории Латвии.
Но на этом искажения первоначального смысла не закончились.

В последнем переводе на латышский язык под авторством Бисениекса (1998 г.) вообще не упоминается, что флаг был «по вендскому обычаю». Эта фраза просто опускается. Вместо этого пишется: «Его впервые заметили около Цесиса, известно, что оттуда он пришел и на земле леттов реять стал». То есть действительное окончательно подгоняется под желаемое.
- Почему для вас так важно упоминание «по вендскому обычаю»?

Потому что венды - народ, который вместе с леттами исторически населял территорию нынешнего Цесиса. Это... западные славяне. Вен(е)дами (или венетами) их называли немцы. В немецком языке слова «wenden», «wendisch» до сих пор означают славянские народы.

Венеды жили вдоль берегов Балтийского моря, Вислы, Одера и в районе Карпат. Отсюда названия Венден, Винден, Виндсбах, Виндхофе, Виндсгейм. Собственно, и название столицы Австрии Вены - по-видимому, отсюда. Кстати, знаменитый древний математик и географ Птолемей называл Балтийское море Венедским, а Рижский залив так звался аж до XVI века. Есть версии, что одна из ветвей венедов жила на Адриатике - отсюда и название Венеция.

На территории будущей Латвии славяне-венды селились сперва вокруг реки Вента (откуда и ее название, а также историческое имя Вентспилса - Виндава), затем в районе нынешней рижской Эспланады, а позже - в местах вокруг нынешнего Цесиса.

Историк Эндзелинь отмечал в Цесисском уезде названия местностей Vindele, Vindeces, Vintieši. В рижском уезде: Venezis, Vinda. В Валмиерском уезде - Vente, Vindens, Ventere.

Каменный замок меченосцев Венден (будущий Цесис) был построен рядом с имевшимся уже замком вендов, в районе славянского городища IX-XIII веков на Ореховой горе. Какое-то время город именовался по-старославянски Кесь (не правда ли, созвучно с Цесисом?!), что означает «домик».

Насчет Вены: латвийский флаг до боли похож на австрийский!

В 1917 году на заседании латвийского Общества содействия искусствам было решено, чтобы не путали с австрийским флагом, сделать другое соотношение - как 2:1:2 - и цвет сместить к пурпурному. Но все равно путают!

Кстати, наш флаг похож не только на австрийский, но и на многие флаги территорий, где исторически жили вен(е)ды-славяне. Знаете, какой флаг был у завоеванного крестоносцами и переданного венецианцам острова Кандия (нынешний Крит)? Точно такой же, красно-бело-красный!

Одним из божеств вендов был Перун - его храмы драпировали отделкой красного цвета. В религиозном центре балтийских славян на острове Рюген (ныне германский) существовала каста жрецов с культом священного коня, а в Курземе был найден подобный могильник с богатым конским убранством, который наталкивал на мысль о его ритуальном значении.

Первосвященник вендов носил белое одеяние с красным плащом. В море вен(е)ды выходили под красно-белыми флагами.
Во всех случаях появление красно-бело-красного флага связано с венедами и крестоносцами. Наше мнение: он был принят Тевтонским орденом как символ обращенных в христианство народов Восточной Европы.

Почему в Латвии декларируются особые права потомкам ливов, селов, куршей и всячески отстраняются от управления славяне?!

Остров Рюген
Племя, обитавшее на острове, который находится на территории современной Германии, звалось издревле ругами. И ругами же средневековые германские документы постоянно называют киевских русов! Житие Оттона Бамбергского называет жителей Рюгена rutheni - русины, русы!

Остров Рюген - по-славянски Руян - был главной святыней западных славян. Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехликому кумиру Святовита, шли пилигримы из всех далеких славянских земель.

Предполагают, что остров Буян, знакомый всем по пушкинской сказке и пришедший в нее из заговоров, где он местопребывание Христа, Богородицы, святых, сменивших в заклятьях православных ворожей древних богов, - и есть Руян, Рюген.

В храмах, кумирах и ритуалах древнего Рюгена ученые видят много общего с религией кельтов. А до этого остров помнит еще друидов, уничтоженных Цезарем...

У Риги славянские корни
Столица Латвии названа в честь культового места славян острова Рюген.
- По версии жившего в XVI веке одного из авторов протестантской догматики Филиппа Меланхтона, название Риге дали в честь острова Рюген у побережья Германии в Балтийском море, бывшего культовым местом славян-венедов.

В возникновении поселения Рига можно видеть попытку славян возродить утраченное святилище. Подобно тому, как в XVII веке под Москвой был построен Новый Иерусалим, по частям которого была названа и местность на берегу Истры: Вифлеем, Галилея, и даже реку переименовали в Иордан.

Латвия - балто-славянская республика
Справедливости ради нашу страну надо называть не балтийской, а балто-славянской республикой.

Латышская национальность как таковая сформировалась в XVII-XVIII веках как сумма смешения всех народов, которые здесь к тому времени жили, - племен балтов и славян.

Историки связывают происхождение как балтов, так и славян-венедов с протоиндоевропейской группой народов. Не удивительно, что балтийские и славянские культуры и языки имеют много общего.

Лишнее подтверждение исторического единства народов - флаг.
Название страны, «Латвия», напоминает лишь об одной составляющей нации - латгалах-леттах. Почему же тогда здесь декларируются особые права потомкам других балтов - ливов, селов, куршей и всячески отстраняются от управления славяне, исторически сформировавшие современный облик страны, причем в таких существенных деталях, как названия местностей и геральдика?! Они уже давно здесь, и надо вернуть им исконные права - это пойдет лишь на пользу государству.

Поделиться: