Цветные фотографии сергея прокудина-горского. Краткая биография с

Прокудин-Горский — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ.

Прежде всего Прокудин-Горский стал широко известен благодаря тому, что внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Он был пионером цветной фотографии в России, создателем «Коллекция достопримечательностей Российской империи».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния. О первых двадцати годах жизни С. М. Прокудина-Горского практически никаких сведений нет.

О начальном образовании Сергея Прокудина-Горского также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда через три года по какой-то неизвестной причине забрал отец.

Дальнейшая история молодых лет Сергея Прокудина-Горского до настоящего времени является собранием мифов и заблуждений, идущих от книги Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» («Photographs for the Tsar», 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича.

Но с того времени как он уже приобрел известность расхождений в биографии практически нет. В 1897 году Прокудин-Горский сделал доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (и продолжил эти доклады вплоть до эмиграции 1918 года).

В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время Prokudin-Gorskiy являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке. А 2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор , значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» . Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена.Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года


3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча Проскудина-Горского с царем Николаем II, которую Проскудин-Горский подробно описал в своих воспоминаниях 1932 г.

Очарованный увиденными цветными снимками, Николай II представляет Прокудину-Горскому дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.

Прокудин-Горский также получает разрешение на использование необходимые для путешествий транспортные средства. Всего было запланировано сделать 10.000 снимков за 10 лет. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский, прежде всего, хотел использовать, с целью просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах всё богатство и красоту бескрайней страны. А новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение».

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию – по Мариинскому водному пути от Петербурга до Волги. Съемка были приурочены к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Того же года, 1909, осенью, проводится съемка по северной части промышленного Урала.

В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода, а летом, он также снимает южную часть Урала. Летом 1911 г. Проскудин-Горский проводит фотосъемку в Костроме и Ярославской губернии, а к предстоящему юбилею 1812 г. проводится съемка мест вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан.

Насыщенным становится и 1912 г., когда с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фото-экспедиции на Кавказ, где снимает Муганскую степь, совершает поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, и проводит съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, также фотографирует строительство Кузьминской и Белоомутской плотин на Оке. и города Рязань и Суздаль

Однако в самый разгар проект прекращается. Предполагают, что у фотографа просто кончились деньги, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет. С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции, с целью обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгого рассмотрения его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге коллекция так и не была выкуплена.

Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский стал уделять внимание предпринимательской деятельности, делая упор на привлечение к своим проектам крупных бизнесменов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Возможно, именно в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на коллекцию своих снимков.

В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем. Изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате.

Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдены.

Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков

В 1915 г., Прокудин-Горский возвращается к «делу всей своей жизни», как о называл цветную фотографию, и с помощью акционерного общества «Биохром» пытается наладить массовый выпуск недорогих диапозитивов со снимков своей коллекции. В том же 1915 г. эти диапозитивы поступают в открытую продажу, но, дело не получает коммерческого успеха.

В 1915 г. Прокудин-Горский создаёт два замечательных юбилейных фотопортрета Федора Шаляпина, в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем их и сейчас видеть. К сожалению, негативы бесследно исчезли.

Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фото-экспедицию по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. По чьему приказу и в каких целях делалась эта съемка секретных военных объектов – до сегодняшнего дня остается загадкой.

После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев ведёт активную деятельность в России: входит в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, а в марте 1918 г. демонстрирует свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР.

С вступительным словом перед этим показом выступил нарком Луначарский, который к удивлению многих оказался большим ценителем и знатоком фотографии.

Надо заметить, что знания и опыт Сергея Михайловича были востребованы советской властью, как большого специалиста по цветной печати. Поэтому, 25 мая 1918 г. В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг.

С того времени типография на Б. Подъяческой, 22, принадлежащая обществу Проскудин-Горскому стала получать заказы от советских властей. К примеру, в 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ, и у фотографа опять появилась надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не состоявшуюся при прежней царской власти: чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России.

Но к великому разочарованию, фотографу уже было не суждено вернуться на Родину. В стране началась гражданская войн и, командировка превратилась в эмиграцию. В мае 1919 г. Прокудин-Горский собрал в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, о чём он сам писал впоследствии: «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому, в сентябре 1919 г. фотограф перебирается из Норвегии в Англию, где продолжает работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру пришлось делать заново, буквально «на коленке», так как денег не хватало катастрофически. Привлеченные к проекту компаньоны не могли удовлетворить в полном объеме необходимые средства, да и имеющиеся не всегда могли предоставить вовремя.

К тому же в это время, к началу 1920-х гг., началась конкуренция, так как цветной кинематограф в Европе активно осваивали уже несколько фирм, хотя до широкого коммерческого применения было ещё далеко.

С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной и в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но скорее всего из-за болезни Сергея Михайловича эта поездка не осуществилась. Не реализовав идеи Проскудин-Горский вместе с сыновьями стал заниматься привычным для себя делом фотографированием.

Что стало с знаменитой коллекцией? Вот, что удалось узнать . Согласно записям Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор остаётся загадкой.

Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда её показали соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила.

Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. Но, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за отсутствия необходимых средств.

До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече с Львом Толстым в Ясной Поляне.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Могила Сергея Михайловича находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (Prokudin-Gorskiy)

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944) — известный русский фотограф, ученый, изобретатель и общественный деятель. Один из пионеров цветной фотографии.

Прокудин-Горский. Автопортрет у реки Каролицхали, 1912

С 90-х годов 19 века Прокудин-Горский совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. В декабре 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне, 1908

Начиная с 1904 года Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в различных регионах Российской империи и за границей. В те годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1909 г. Сергей Михайлович получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского, 1904-1916 гг. (кликабельно).

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. .

1911. Памятник на редуте Раевского. Бородино. Московская губерния

1911. Вид с колокольни Спасо-Бородинского монастыря на местность, где маршал Ней вел атаку на флеши Багратиона. Бородино. Московская губерния

1911. В Бородинском музее.

1911. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. Можайск. Московская губерния

1911. Николаевский собор. Вид сбоку. Можайск. Московская губерния

1912. Общий вид северной части Смоленска с колокольни Успенского собора. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Успенский собор с востока. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. Смоленская губерния

1911. Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны.

1912. Общий вид Суздаля с собором с колокольни Димитревской церкви. Владимирская губерния

1911. Часовня на месте, где разрешилась супруга Иоанна Грозного, в 3-х верстах от монастыря Феодора Стратилата. Переславль-Залесский. Владимирская губерния

1911. Общий вид на побережье и Кремль с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов. Ярославская губерния

1911. Врата под церковью Воскресения (снаружи, внизу). Ростов. Ярославская губерния

1911. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния

1911. Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (с паперти). Ярославль. Ярославская губерния

1910. Церковь Воскресения на Дебре (1652). Кострома. Костромская губерния

1908. Ясная Поляна. Тульская губерния

1908. Кабинет Льва Толстого в Ясной поляне.

1908. Ясная Поляна. Дети.

1912. Постройка плотины близ села Кузьминского на Оке.

1912. Лесопилка. Кузьминское

1910. За пряжей. Деревня Изведово. Тверская губерния. Осташковский уезд

1910. Вид на монастырь от Светлицы. Нилова пустынь. Тверская губерния

1910. Гефсиманский скит. Монахи за работой. Посадка картофеля. Нилова пустынь. Тверская губерния

Цветущие розы. Гатчина. Санкт-Петербургская губерния

1909. Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черняховского водоспуска. Санкт-Петербургская губерния

1909. На сенокосе около привала. Новогородская губерния

1909. Крестьянские девушки с ягодами. Поселок Кириллов. Новогородская губерния

1909. Камнечерпательная машина одночерпакового типа "Свирская 2". Новгородская губерния

1915. Военнопленные австрийцы у барака. Карелия.

Школа в деревне Пергуба. Повенецкий уезд. Олонецкая губерния.

Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

Вид на лесопильный завод. село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

г. Вытегра. Команда парохода "Шексна" М.П.С. Олонецкая губерния.

Материки. Олонецкая губерния. Этюд.

Постройка дамбы для ж. дороги в Сорочей Губе. Группа участников ж.д. постройки. Кемский уезд Архангельской губернии.

Соловецкий монастырь. Угловая башня Троицкого собора.

Вид с колокольни Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря на Соборную площадь во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 г. Справа - духовное училище (1807). На заднем плане - женский Рождество-Богородицкий монастырь. Белогород

Украинская крестьянка

Католический костел. г. Двинск. Витебская губерния.

Финляндия. Озеро Сайма

Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Таврическая губерния (Крым)

Ласточкино гнездо. Таврическая губерния (Крым)

Тифлис (Тбилиси)

Дагестанцы

Дагестан. В горах.

На чайной плантации. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Чайная фабрика. Развесочное отделение. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Муллы в мечети Азизия. Батум. Батумский округ. Кутаисская губерния

Каменные ворота и крепость Узварян. Кавказ

Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Местечко Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии

Мечеть. Владикавказ, главный город Терской области

Побережье. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Новая гостиница. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Общий вид Сочи с востока с батарей. Сочи (Даховский посад), Сочинский округ Черноморской губернии

Горка из оружия в Арсенальном Музее. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Златоуст, Уфимская губерния.

Надгробный камень на могиле Хаджи-Хусейн-бека, доставленный Тамерланом. Уфимская губерния. Уфимский уезд

На реке Сим. Уфимский уезд Уфимской губернии.

Общий вид башкирской деревни Эхья. Уфимская губерния.

Молодой башкир. Деревня Эхья Уфимской губернии.

Вид с горы на Ильменское озеро около ст. Миасс. Челябинский уезд Оренбургской губернии

Мост через р. Каму. Пермская губерния.

г. Пермь. Общий вид.

Пермь. Церковь Марии Магдалины

Екатеринбург. Общий вид северной части. Пермская губерния

1910. Крестьянка мнет лен. Пермская губерния

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.

Чертово Городище. Пермская губерния.

Церковь Пресвятой Богородицы (1744). Тобольск.

Верблюд, нагруженный мешками. Средняя Азия

Узбеки перед юртой. Узбекистан

Эмир Бухарский Алим Хан (1880-1944), Бухара

Бухарское ханство, г. Бухара. Деталь внутри гробницы Баян-Кули-Хан.

Бухарское ханство, г. Бухара. Куш-медрессе (внутри с правой стороны).

Хлопок. Средняя Азия

Обработка хлопка. Средняя Азия

Шашлычная. Самаркандская область. Самарканд.

Торговец лепешками. Самаркандская область. Самарканд.

Самаркандская область. Самарканд. Часть левого минарета. Биби-Ханым.

Карагач - разновидность вяза. Возле Самарканда

Готический собор в Милане. Италия

Венеция. Собор св. Марка.

На острове Капри. Италия

Итальянки.

На Дунае.

Раздел 1 Мужчины

Александр Михайлович (1873-1918), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896) , камергера. Родился в г. Муроме. Жил в С.-Петербурге, затем в с. Тамакульское Камышловского уезда Пермской губернии и был убит большевиками в г. Камшлове в июле 1918 г.

Алексей Михайлович (1875-1875), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896), камергера. Родился и умер в Муроме.

Алексей Неофитович (Нефедович) (1785-1827), сын Неофита Ивановича Прокудина. В одном источнике упомянут как «Проркудин-Горский». Возможно, принял двойную фамилию по примеру своего дяди Михаила Ивановича (1744-1812 или 1813), писателя. По другим источникам всё же писался как «Прокудин». До 1818 г. служил в Нежинском драгунском полку, полковник. Последние годы жил в своем имении Круглые Паны Нижегородской губернии в 20 верстах от Саровской пустыни.

Борис Георгиевич (Егорович) (1859-1884), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Умер в Перми от чахотки.

Вадим Александрович (1903-1958), сын Александра Михайловича (1871 или 1872-1918). Родился в г. Алапаевске на Урале. После революции был вынужден отказаться от второй части фамилии. В 1920-е и 1930-е проживал в с. Тамакульское.

Валерий Михайлович (1860-?), сын Михаила Сергеевича (1833-после 1882), штабс-капитана. Его дочь Вера Валерьевна Рогожина (1903-1927) похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве в одной могиле с Владимиром Михайловичем Прокудиным-Горским.

Владимир Михайлович (1878 или 1879-1960), сын Михаила Георгиевича (1851-1890). Мать - Евдокия Ивановна Кемпе (1852-1937). С 1899 г. на военной службе. До 1917 г. - владелец имения Дубровское в Старицком уезде, конезаводчик. В 1918-1920 гг. работал инспектором Виндавской ж.д., потом в Наркомземе (с 1920 г.) и Наркомфине. В 1931 г. Коллегией ОГПУ г. Самары приговорен по ст. ст. 58-7 (вредительство) и 58-11 (контрреволюционная организационная деятельность) к лишению прав проживания в 12 пунктах. С 1935 г. работал экономистом в Москве (под неполной фамилией "Прокудин"). Реабилитирован Куйбышевским облсудом 19 апреля 1957 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Владимир Николаевич (?-до 1869), дядя Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа (брат его отца Михаила Николаевича). Прапорщик, до 1859 г. служил во Псковском внутреннем гарнизонном батальоне.

Владимир Сергеевич (1871-1872), сын Сергея Георгиевича (Егоровича) (1841-?). Родился и умер во Владимире.

Георгий Георгиевич (Егор Егорович) (1860-1906), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. В Справочной книге и адрес-календаре г. Саратова за 1898 и 1906 гг. указан как секретарь Общества Саратовского Дома Трудолюбия под попечительством Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. Одновременно занимал должность заведывающего административным отделом и отделом топлива Рязанско-Уральской железной дороги.
Дети: дочери София, Мария и Валентина.

Георгий (Егор) Сергеевич (1820 - после 1871), сын Сергея Михайловича (1789-1841). Ковровский лесничий (1850-1857), покровский земский исправник (1857-1861), мировой посредник 3-го участка Покровского уезда (с 1861). Писатель в жанре «охотничьей литературы». Дети: сыновья Сергей, Михаил, Борис, Георгий, Дмитрий, дочери Варвара, Мария, Софья, Ольга.

Дмитрий Георгиевич (Егорович) (1862-1931), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. 1 августа 1899 г. был избран в председатели схода Фоминской вольной пожарной дружины (с. Фоминки нынешнего Гороховецкого района Владимирской области). Участвовал в революционной деятельности (предположительно, с 1881 г.). Начальник боевой дружины Северной железной дороги во время революции 1905 г. Оставил воспоминания о тех событиях. В 1925 г. работал в редакции журнала «Вестник Московско-Курской железной дороги», проживал на ст. Люблино. Умер в Москве.

Дмитрий Сергеевич (1892-1963, Париж), первый сын Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. Детей не было.

Егор Егорович , см. Георгий Георгиевич (Егор Егорович)

Лев Дмитриевич (?-1942?), сын Дмитрия Георгиевича (1862-1931), революционера-железнодорожника. До войны жил и работал в Кинешме. Умер от голода во время Великой Отечественной (по другим сведениям — пропал без вести). Семьи у него скорей всего не было.

Лев Михайлович (1772-1843), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора. Надворный советник, помещик Шуйского и Покровского уездов Владимирской губернии. Погребён на Ваганьковском кладбище в Москве (могилу найти не удалось).

Михаил Георгиевич (Егорович) (1851-1890), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Обучался во Владимирском дворянском пансионе (1862-1870). Умер от воспаления лёгких, похоронен в Алупке.

Михаил Иванович (1744-1812 или 1813), первый носитель фамилии «Прокудин-Горский», принявший её в 1792 году (до этого - Пракудин). Известный в своё время литератор, автор пьес. Дети: сыновья Лев, Николай, Сергей и дочь Прасковья.

Михаил Михайлович (1870-1870), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896) , камергера. Родился и умер в Муроме (в возрасте 5 мес.).

Михаил Николаевич (1835?-1896), отец Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. С 1878 по 1895 - камергер Двора Е.И.В., погиб в Иркутской ссылке.

Михаил Сергеевич (1833-после 1882), сын Сергея Михайловича (1789-1841). Помещик Покровского уезда, штабс-капитан. Автор заметки «Петр Горский один из участников Куликовской битвы», опубликованной в журнале «Русская старина» за 1880 г.: . Дети: Сергей (1858-?), Валерий (1860-?), Николай (1872-?).

Михаил Сергеевич (1895-1961, Париж), второй сын Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа.Дети: Сергей (1932-2005) и Анна (1930-1996).

Михаил (Мишель) Сергеевич (р. 1955), сын Сергея Михайловича (1932-2005), правнук знаменитого фотографа. Живёт во Франции.

Николай Михайлович (?-1849), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора, дед Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. Титулярный советник, покровский уездный предводитель дворянства (1830-1832). Жена: Надежда Степановна. Дети: Юлия, Аграфена, Владимир и Михаил.

Николай Михайлович (1865-1883), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896), камергера. Значится в списке умерших учеников Александровского лицея.

Николай Михайлович (1872-?), сын Михаил Сергеевича (1833-после 1882), штабс-капитана. Был представлен в офицеры (1890е).

Николай Михайлович (1878-1905), предположительно сын Михаила Георгиевича (1851-1890) . На воинской службе с 1896 г. В 1904 г. отправлен в город Мукден в распоряжение начальника штаба Маньчжурской армии. В Метрической книге полковой церкви 20 Восточно-Сибирского полка запись о смерти Николая Михайловича Прокудина-Горского, поручика того же полка (застрелился в августе 1905 г.).

Пётр (Пьер) Сергеевич (р. 1957), сын Сергея Михайловича (1932-2005), правнук знаменитого фотографа. Музыкант, живёт в Париже.

Сергей Георгиевич (Егорович) (1841-?), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Состоял при Владимирской губернской чертежной в звании частного землемера и таксатора (1867-1871). В Адресной книге С.-Петербурга на 1894 г. упомянут как сотрудник Департамента государственного казначейства.

Сергей Михайлович (1789-1841), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора. С 1827 по 1840 год был покровским земским исправником. Совладелец имения Фуникова Гора. Сохранилось надгробие на кладбище Архангельского погоста Киржачского района:
Дети: Михаил (1833-после 1882), Георгий (Егор) (1820-?), Аграфена, Елизавета.

Сергей Михайлович (1858-?), сын Михаила Сергеевича (1833-после 1882). После военной службы работал в Министерстве финансов, податным инспектором в Самарканде (1893-95). После 1895 о нём нет упоминаний. Детей не было.

Сергей Михайлович (1863-1944), знаменитый фотограф, сын Михаила Николаевича (1835 ?-1896), камергера. Дети: сыновья Дмитрий (1892-1957) и Михаил (1895-1961), дочери Екатерина (1893-1976) и Елена (1921-1994).

Сергей Михайлович (1932-2005), сын Михаила Сергеевича (1895-1961, Париж), внук знаменитого фотографа. Родился и умер в Париже. Дети: Михаил (Мишель), Петр (Пьер), Екатерина, Анна.

Юрий Александрович (1907-1945), сын Александра Михайловича (1871 или 1872-1918). Родился в с. Шутино Шадринского уезда. После революции был вынужден отказаться от второй части фамилии. В 1920-е и 1930-е проживал в с. Тамакульское. Погиб на фронте Великой Отечественной войны в апреле 1945 года.

03:07 pm - Первая цветная фотография....Прокудин-Горский, Сергей Михайлович (1863-1944)
Любителям расширенных динамических диапозонов, да и вообще цветных фото посвящается...


Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Автопортрет

В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика - профессора Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Прокудин-Горский внёс свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. Он также выступает на международных конгрессах по прикладной химии.

Снимки производятся не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном расположении, что позволяет ускорить процесс съёмки, производя сдвиг пластины.

С. М. Прокудин-Горский – гораздо больше, чем просто талантливый ученый-изобретатель или выдающийся фотограф, он – автор настоящего чуда, которое никогда не перестанет удивлять людей

Сергей Михайлович Прокудин-Горский принадлежал к одному из старейших дворянских родов России, представители которого более пяти столетий верно служили своей стране.

Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь (Мурза Муса), выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 г. он под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался на этом, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, которую звали Мария, а также наделил “вотчиной, Гора называемой”. Отсюда и пошла фамилия Горский.

Память о тех далеких событиях отразилась на родовом гербе Прокудиных-Горских:

Отец С.М.Прокудина-Горского Михаил Николаевич писал в 1880 г.: “Герб нашей фамилии означает: звезда и луна – происхождение от татар, весы – вероятно служба котораго нибудь в судном приказе, а река Непрядва – участие в Куликовской битве”.

Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой, отчего потомки его и стали именоваться Прокудиными-Горскими.

Родовое имение Прокудиных-Горских Фуникова Гора находилось в 18 верстах на восток от Киржача.

Оно было селом еще в XVI веке, но в 1607 г. было сожжено польско-литовскими интервентами вместе с находившейся там церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор Фуникова Гора стала сельцом. До 1778 г. она входила в состав Владимирского, а затем – Покровского уезда Владимирской губернии. Хотя с 1996 г. по страницам печатных изданий гуляет байка о том, что «этот населенный пункт более не существует», деревня Фуникова Гора Киржачского района сохранилась. Её старожилы помнят о своём великом земляке и охотно покажут гостю остатки старинного усадебного сада.

Вслед за одним из внуков воеводы Петра, имевшим прозвание Прокуда , род получил фамилию Прокудиных (Пракудиных), а в 1792 году к ней была официально добавлена вторая часть «Горские» (по названию имения, а может в память о легендарном предке – воеводе Петре Горском?). Отныне представители рода стали именоваться «Прокудины-Горские» .

Столетиями этот славный род служил России, можно долго перечислять его заслуги: воеводы, дипломаты, герои Аустерлица, участники ополчения 1812 г. и обороны Севастополя в Крымскую войну, первый киржачский предводитель дворянства, а чего стоит имя Михаила Ивановича Прокудина-Горского (1744-1812) – одного из первых русских писателей-драматургов!

Правнук последнего, пионер цветной фотографии, талантливый ученый-изобретатель, педагог и общественный деятель Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (по новому стилю – 30) августа 1863 г. в фамильном имении Фуникова Гора и был крещен спустя два дня в церкви Михаила Архангела Архангельского погоста. Церковь эта сохранилась и сейчас понемногу возрождается.

Когда храм начали восстанавливать, в 2008 г. нашли в траве гранитный памятник… другому Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому, который приходился братом деду нашего фотографа и был заказчиком строительства церкви. Скончался он в 1841 г.

О первых 20 годах жизни С. М. Прокудина-Горского пока нет практически никаких сведений. Его отец, Михаил Николаевич, отслужив на Кавказе (в Тифлисском гренадерском полку), в 1862 г. вышел в отставку в чине подпоручика. В том же году женился и поселился в родовом имении Фуникова Гора. В 1865 г. он подаёт прошение об определении его на службу в число канцелярских чиновников Владимирского дворянского депутатского собрания, поскольку владение 80 душами крестьян в Фуниковой Горе, да “за матерью ста сорока душами”, не позволяло содержать в достатке свою семью. В связи со службой Михаила Николаевича во Владимире, его семья, очевидно, в 1865-67 гг. жила в этом городе. В 1867 г. отец Сергея поступил в Ковровскую опеку в качестве дворянского заседателя, служил здесь до 1872 г., получив чин камер-юнкера. Газеты за 1873-75 гг. упоминают его имя как агента Ярославско-Костромского земельного банка в Муроме. Также в Муроме в 1875 г. крестили одного из сыновей Михаила Николаевича (Алексея, умершего в младенчестве). В 1875-77 гг. он уже работал «почетным блюстителем» Мытского двухклассного министерского училища (село Мыт Гороховецкого уезда), а с 1878 г. – сверхштатным чиновником канцелярии Совета Императорского Человеколюбивого общества в звании камергера. Вероятно, с этой должностью был связан переезд в Петербург. Однако в 1880 г. Михаил Николаевич подписал свою статью в журнале «Русская старина» «Михаил Прокудин-Горский. Гор. Киржач». При этом не известно, где именно проживал с 1875 г. сам Сергей, так как его родители к этому времени были уже в разводе.

О начальном образовании Сергея также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда его через три года по какой-то причине забрал отец.

Дальнейшая история молодых лет нашего героя до настоящего времени является собранием мифов и заблуждений, идущих от книги Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» (“Photographs for the Tsar”, 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича. По утверждению автора, Прокудин-Горский, окончив в 1889 г. Технологический институт, отправился за границу, где некоторое время преподавал химию в Высшей Технической Школе в Шарлоттенбурге, где читал лекции о спектральном анализе и фотохимии. Далее Оллсхауз пишет, что «именно в период пребывания в Германии Прокудин-Горский заинтересовался изучением научных проблем цветной фотографии и вошел в контакт в Адольфом Мите, который возглавил кафедру химии, ранее возглавлявшуюся доктором Германом Вильгельмом Фогелем, отцом ортохроматизма, в Высшей Технической Школе в Берлине». После этого Прокудин-Горский, по утверждению Оллсхауза, переехал в Париж и продолжил занятия в лаборатории известного химика Эдме Жюля Момене, занимавшегося исследованиями в области цветной фотографии. Затем-де Прокудин-Горский возвратился в Россию (в начале 1890-х?) и с жаром погрузился в занятие выбранным делом.

В действительности после оставления Александровского лицея Прокудин-Горский с октября 1886 по ноябрь 1888 г. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Есть сведения, пока ещё не подтвержденные документально, что будущий пионер цветной фотографии был учеником самого Дмитрия Менделеева. Действительно, в период учебы Прокудина-Горского в Петербургском университете Менделеев заведовал там лабораторией. В упомянутой выше книге Оллсхауза есть следующий пассаж: «В 1922 г., в своих биографических записках, он с гордостью вспоминал о своих занятиях с Менделеевым, упоминая, как тот в 1887 г., в возрасте 53 лет, совершил одиночный полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения». К сожалению, в 1980 г. по нелепому требованию издательства из книги были удалены все ссылки на источники, а сегодня, спустя 30 лет, автор уже не может вспомнить, где нашел эти «биографические записки» 1922 г. Больше ни один исследователь жизни Прокудина-Горского их не видел! Тем не менее, в России факт одиночного полета Менделеева на воздушном шаре в 1887 г. хорошо известен, и именно на этот период пришлась недолгая учеба Прокудина-Горского в Петербургском университете (о чем Оллсхауз не знал). Придумать такое невозможно, значит, биографические записки 1922 г. реально существовали и их ещё предстоит найти.

Возможно, именно Менделеев пробудил у молодого Прокудина-Горского интерес к химии. Интересно отметить, что примерно в эти же годы одной из научных проблем, которыми занимался гениальный русский химик, был ортохроматизм, учение о правильной передачи цвета в черно-белой (!) фотографии. Эта проблема имела прямое отношение к развитию метода цветной съемки путем цветоделения, который Прокудин-Горский станет использовать в следующем столетии.

Однако в тот момент, очевидно, ни о каких серьезных занятиях химией и, тем более, цветной фотографией, не было и речи.

По неизвестной причине Прокудин-Горский оставляет университет и в сентябре 1888 г. становится слушателем Императорский Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил.

Но и этим его образование не ограничивалось. Сергей Михайлович был очень одаренный и разносторонней человек – по некоторым сведениям, брал уроки живописи в Академии художеств, и даже серьезно увлекался игрой на скрипке. Но его музыкальным амбициям не суждено было осуществиться – Р. Оллсхауз упоминает, что в химической лаборатории молодой Прокудин-Горский сильно повредил себе руку, что косвенно подтверждается другими источниками.

В мае 1890 г., распрощавшись с Военно-медицинской академией, Прокудин-Горский поступает на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было основано в 1830 г. на средства известного мецената Анатолия Демидова и состояло в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны, т.е. являлось как бы частью государственного аппарата. Соответственно, именно в Демидовском доме более 10 лет поднимался по карьерной лестнице, получая чины от государства. Например, 1903 г. как действительный член дома Прокудин-Горский имел чин титулярного советника.

В 1894 г. Демидовский дом трудолюбия был переименован в дом «Анатолия Демидова» и преобразован в первое в России женское коммерческое училище. Чем именно занимался в этом социально-учебном заведении С.М.Прокудин-Горский пока не известно, зато уже можно сказать, как он вообще туда попал. Если открыть издание «Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской Империи на 1888 г.», то можно обнаружить, что Михаил Николаевич Прокудин-Горский значится среди почетных членов Демидовского дома призрения. Отец явно желал направить сына по своим стопам.

В 1890 г. Прокудин-Горский женится на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) – дочери известного металловеда, одного из основателей отечественного сталепушечного производства, активного члена Императорского Русского Технического Общества, генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова (1836-1904), который был директором Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. По протекции тестя Прокудин-Горский входит в состав правления этого крупного предприятия.

Хотя основное место работы (Демидовский дом) находится в Петербурге, Прокудин-Горский поселяется в Гатчине, где у него рождаются дети Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).

Влияние тестя на какое-то время определило круг научных интересов Прокудина-Горского. Молодой ученый становится членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества, где в 1896 г. он сделал свой первый доклад «О современном состоянии литейного дела в России». Однако постепенное его внимание всё более начинает привлекать фотография. В 1898 г. он становится также членом фотографического отдела ИРТО и выступает на заседании отдела с сообщением «О фотографировании падающих звезд (Звездных дождей)», публикует первые из серии своих работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».

В том же 1898 г. на V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО, Прокудин-Горский выступает с демонстрацией снимков, сделанных с картин художников XVII-XVIII вв., написанных маслом. Вероятно, именно тогда он обращается к проблеме ортохроматизма, поскольку на черно-белом снимке надо отразить разными тонами все цвета картины, даже если они имеют одинаковую интенсивность.

Очевидно, фотографическое дело всё больше захватывает Прокудина-Горского, причем не только в научно-теоретическом, но и практическом плане. В нём начинают проявляться деловые, предпринимательские качества, стремление поставить научные знания и опыт на службу собственному бизнесу, добиться не только научного признания, но и полной материальной независимости. 2 августа 1901 г. в Петербурге, на Б. Подъяческой 22, открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», возглавляемого в это время Сергеем Михайловичем.

В 20 век Прокудин-Горский вступает с новой страстью, которая принесет ему мировую славу – цветная фотография, передача на снимке натуральных красок окружающего мира!

Здесь надо сделать небольшое отступление в историю. Ещё в 1861 г., в год отмены крепостного права в России, английский физик Джеймс Клерк Максвелл провел удивительный эксперимент: снял пеструю ленту три раза через зеленый, красный и синий фильтры. Освещая затем полученные негативы через те же фильтры, ему удалось получить цветное изображение – первую в мире цветную фотографию.

Этот способ получил название «цветоделение», однако потребовалось ещё 40 лет упорного труда лучших европейских ученых, в том числе и Прокудина-Горского, чтобы эта технология позволила правильно передавать все натуральные цвета, улавливая их малейшие оттенки. Для этого стеклянные пластины потребовалось покрывать специальной эмульсией сложного состава, делающей их одинаково чувствительными ко всему цветовому спектру.

Над этой задачей Прокудин-Горский трудился в 1902 г. в лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге близ Берлина под руководством другого выдающегося ученого – профессора Адольфа Мите (1862-1927), в то время главного специалиста по методу цветоделения. Уже в 1901 г. этому немцу удалось сконструировать камеру для цветной съемки, а 9 апреля 1902 г. А.Мите демонстрировал свои цветные фотографии королевским особам. Таким образом, техническая база для создания фотографических «картин в натуральных красках» была создана.

В декабре 1902 г. на заседании V отдела ИРТО Прокудин-Горский делает доклад о создании цветных диапозитивов по методу А. Мите и очень тепло отзывается о работе под руководством последнего.

Однако в итоге, как писали потом в русской прессе, «ученик превзошел учителя». Используя свой незаурядные познания в химии, Прокудин-Горский создал свой рецепт эмульсии, обеспечивший наиболее совершенную на тот момент цветопередачу, т.е. полную натуральность красок.

В 1903 г. лучшие германские фирмы «Гёрц» и «Бермполь» строят по чертежам А. Мите для Прокудина-Горского специальное оборудование для цветной съемки и проекции полученных цветных изображений. Уже тогда Прокудин-Горский мог печатать свои цветные фотографии в весьма приличном качестве в виде открыток и книжных иллюстраций, но их подлинная красота и качество раскрывались только путем проекции изображения непосредственно с пластины на большом экране. Во время первых демонстраций таких слайдов (говоря современным языком) в Петербурге и Москве зимой 1905 г. зрители не могли скрыть своего изумления и восторга от увиденного, вставали с мест и устраивали автору бурные овации. В России началась эра цветной фотографии!

Едва получив в своё распоряжение оборудование и фотоматериалы, Прокудин-Горский спешит запечатлеть в «натуральных красках» свою необъятную страну со всеми её многочисленными достопримечательностями и красивыми уголками.

Точна дата начала цветных съемок Прокудина-Горского в Российской империи пока не установлена документально, но можно с высокой степенью уверенностью утверждать, что первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил уже в сентябре-октябре 1903 г., запечатлев осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о самом раннем периоде «коллекции достопримечательностей» в натуральных цветах, восстанавливать её хронологию и географию приходится по весьма отрывочным сведениям.

Известно, что уже в апреле 1904 г. Прокудин-Горский отправляется в один из самых труднодоступных уголков европейской части России – грозные дагестанские горы, где снимает знаменитые аул Гуниб и окрестные ущелья и селения, а также типы местных жителей. До сего дня остается загадкой, кем и с какой целью была организована эта дальняя экспедиция.

Летом 1904 г. Прокудин-Горский снимает южные красоты Черноморского побережья (Гагры и Новый Афон), потом будут колоритные малороссийские хутора в Курской губернии, белоснежные зимние пейзажи у себя на даче под Лугой. Условий для съемки – почти никаких. Для смены кассет соорудил самодельную походную палатку. Денег на съемку тоже не хватает.

После первого успеха своих цветных проекций на публичных показах фотограф задумывается, как дальше использовать столь замечательное изобретение? Безусловно, оно должно приносить какой-то доход, тем более, что пока в России он, пионер цветной фотографии, является абсолютным монополистом.

Ответ вроде бы лежит на поверхности: в ту пору единственным способом массового распространения фотографии были открытки, которые действительно расходились неплохими тиражами. К тому же мастерская-фотоцинкография на Подъяческой, 22 давно освоила их производство, в т.ч. и в цвете.

Весной 1905 г. Прокудин-Горский обращается к Общине Святой Евгении (петербургский Красный Крест) с проектом запечатлеть в цвете пол-России и издать эти снимки в виде первых в истории нашей страны цветных фотооткрыток. Получает от общины аванс на это предприятие и снова отправляется в путь, не обращая внимания на начавшийся революционный хаос!

За короткий срок сняты более 300 видов Петербурга, Киева, Курска, Севастополя (в т.ч. броненосец Потемкин!), почти весь Крым, Новороссийск, Сочи, Гагры. На очереди съемка Москвы, Одессы, Харькова, Риги, Ревеля, Пскова. И тут фотографа постигает первый жестокий удар истории: из-за полного расстройства экономики в стране Община Святой Евгении не в состоянии оплатить его работу и договор растрогается. Почти весь отснятый материал после этого бесследно исчезает!

На какое-то время Прокудин-Горский прекращает свои фотоэкспедиции. В 1906-1908 гг. он занят популяризацией своих достижений в области цветной фотографии, участием в научных конгрессах, преподавательской и издательской работой, редактированием журнала «Фотограф-любитель». Он часто выезжает в Европу, где в 1906 г. делает большую серию цветных снимков Италии этюдного характера.

Важным этапом в его раннем творчестве стала поездка в Туркестан в декабре 1906-январе 1907 г. для фотографирования солнечного затмения с экспедицией Русского географического общества, членом которого он стал ещё в 1900 г. Затмение запечатлеть в цвете так и не удалось из-за густой облачности, зато Прокудин-Горский с увлечением фотографировал старинные памятники Бухары и Самарканда, колоритные местные и типы и многое другое, что жителю Петербурга казалось настоящей экзотикой. Вероятно, в тот момент Прокудин-Горский начал осознавать, что самое важное предназначение цветной фотографии – не просто открыточные виды, а запечатление всего того, что является подлинными достопримечательностями Российской империи. Надо полагать, это мнение ещё более усилилось после того, как в октябре 1907 г. пришли известия о сильном землетрясении в Туркестане, вызвавшие опасения за судьбу многих ветхих памятников (к счастью, в тот раз они особенно не пострадали).

Ещё многие месяцы прошли в повседневных заботах: Прокудину-Горскому надо было заниматься семейными делами, научной работой, преподаванием, редактированием журнала, руководством своей фотомеханической мастерской, участвовать в общественной жизни, выставках, конгрессах, съездах, показывать свои проекции, и т.д., и т.п.

Но всё это время мысль о великом предназначении цветной фотографии не оставляет его, он ищет возможности её применения. Весной 1908 г. у Прокудина-Горского рождается идея сделать цветной фотопортрет своего самого выдающегося современника – писателя Льва Толстого, отмечающего свой 80-летний юбилей. Разрешение на съемку получено и 22-23 мая Прокудин-Горский проводит в Ясной Поляне, где создает, наверное, самый знаменитый фотопортрет в истории России, а также запечатлевает для потомков виды усадьбы. Напечатанный в виде открыток, журнальных иллюстраций и «настенных картин» этот портрет разошелся по всей стране, а вместе с ним – и слава о «мастере натурального цвета».

Прокудина-Горского всё чаще приглашают для демонстрации своих чудесных проекций на вечера, где собирается высшее общество. Его творчеством заинтересовался один из Великих князей. Осенью 1908 г. Прокудин-Горский по приглашению императрицы Марии Фёдоровны совершает поездку на виллу Романовых в пригороде Копенгагена.

А затем… на аудиенцию его приглашает сам Государь Император. Это был звездный билет и Прокудин-Горский не упускает своего шанса.

3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в своих воспоминаниях 1932 г.

Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано за 10 лет сделать 10.000 снимков. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский хотел использовать, прежде всего, для целей народного просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны. Этот новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение»!

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию своего нового проекта – по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги, съемка приурочена к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Осенью того же 1909 г. делается съемка северной части промышленного Урала. В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода. В промежутке, летом, он снимает южную часть Урала.

С. М. Прокудин-Горский. Стрелочник башкир(улыбается) [у Усть-Катава]. Лето 1910 года


С. М. Прокудин-Горский. Общий вид местности у Юрюзанского завода

С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Катав-Ивановского завода. 1910

Летом 1911 г. снимаются многочисленные памятники старины в Костроме и Ярославской губернии. К предстоящему юбилею 1812 г. запечатлены места вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан, где впервые в истории опробовал цветную киносъемку!

Не менее насыщенным стал и 1912 г. – с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фотоэкспедиции на Кавказ, снимает Муганьскую степь, предпринимает грандиозную поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, проводит обширные съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, фотографирует Рязань, Суздаль, строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.

Однако в самый разгар проект по запечатлению России в цвете неожиданно прекращается по не вполне понятным причинам. По наиболее убедительной версии у фотографа просто кончились средства, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет. С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции в государственную казну, чтобы обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгих рассмотрений его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге … всё закончилось ничем и коллекция так и не была выкуплена.

Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский всё больше внимания уделяет предпринимательской деятельности, делая особый упор на привлечение к своим проектам крупных капиталистов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере под фирмою «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Вероятно, в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на свою коллекцию снимков.

В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем.

Неутомимые изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате, без чего был невозможен коммерческий успех этого предприятия. Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но дальнейшему развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдена.

Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков.

Но уже в 1915 г., в условиях войны, Прокудин-Горский вдруг возвращается к «делу всей своей жизни», как о называл цветную фотографию. С помощью учрежденного ещё в 1913 г. акционерного общества «Биохром» он пытается наладить массовый выпуск недорогих диапозитивов со снимков своей коллекции. В том же 1915 г. эти диапозитивы поступают в открытую продажу, но, вероятно, дело не получило коммерческого успеха, особенно в условиях трудного военного времени. До сих пор исследователям не удалось обнаружить в России ни одного экземпляра этих «картин для волшебного фонаря».

К 1915 г. относится ещё одно интересное событие в творческой биографии Прокудина-Горского – создание двух замечательных юбилейных фотопортретов великого русского певца Федора Шаляпина, который был запечатлен в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем любоваться ими, несмотря не бесследно исчезнувшие негативы.

Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фотоэкспедицию по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. По чьему приказу и в каких целях делалась эта съемка секретных военных объектов – до сего дня остается загадкой.

После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 г. демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешколькного отдела Наркомпроса РСФСР. Со вступительным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии.

Вообще, надо сказать, что знания и опыт Сергея Михаловича действительно были востребованы новой властью, прежде всего, как крупнейшего специалиста по цветной печати. 25 мая 1918 г. глава советского правительства В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Прокудинская типография на Б. Подъяческой, 22 теперь получала заказы от советских властей. Например, в том же 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Быть может, у мастера в тот момент возникла надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не сбывшуюся при царском режиме – чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России? Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

В мае 1919 г. Прокудину-Горскому удалось собрать в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, т.к., как писал впоследствии сам фотограф, «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому в сентябре 1919 г. он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру приходилось делать заново, буквально «на коленке», так как денег катастрофически не хватало. Привлеченные к проекту местные компаньоны не отличались ни щедростью, ни надежностью. К тому же на пятки наступали конкуренты – цветной кинематограф в Европе к началу 1920-х гг. активно осваивали уже несколько фирм, хотя до его широкого коммерческого применения оставалось всё ещё далеко.

С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной; в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. окончательно потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но по какой-то причине она осталась нереализованной (возможно, из-за болезни Сергея Михайловича). Ученому-эмигранту оставалось только заняться со своими сыновьями привычным фоторемеслом, чтобы хоть как-то прокормиться в чужой стране.

А что же стало с его знаменитой коллекцией? Согласно запискам самого Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор никому не известно. Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда начался её показ соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила. Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. По всей видимости, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за банального отсутствия необходимых средств.

До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече со Львом Толстым в Ясной Поляне.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Его коллекцию, пролежавшая все годы оккупации в сырых парижских подвалах, была продана наследниками в 1948 г. Библиотеке Конгресса США. На несколько десятилетий о ней, казалось, совсем забыли. Лишь в 2001 г. все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества. Благодаря глобальной компьютерной сети в начале 21 века состоялось триумфальное возвращение Прокудина-Горского на Родину.

По материалам из открытых источников сети Интернет

Поделиться: