Что делать если пропустил обеденный намаз. Намаз — один из столпов Ислама и главный ритуал мусульманина

Вопрос: Обязательно ли возмещать пропущенные намазы?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Мусульманские богословы едины во мнении, без каких-либо разногласий, что пропустивший молитву по забывчивости или проспав обязан возместить её. Об этом гласит благородный хадис Посланника Аллаха ﷺ : «Проспавший молитву или пропустивший её по забывчивости пусть прочитает её, когда вспомнит о ней!» . Хадис привёл имам Абу Давуд, да будет доволен им Аллах.

من نام عن الصلاة أو نسيها فليصلها إذا ذكرها

Кроме того, среди мусульманских богословов нет никаких разногласий относительно необязательности возмещать посты женщинам, пропустившим их из-за месячных или послеродовых выделений. Таким женщинам грешно совершать намаз, потому что Посланник Аллаха ﷺ сказал Фатиме дочери Абу Хубайша: «Когда у тебя начнутся критические дни, оставь молитву!» . Хадис привёл имам аль-Бухари.

إذا أقبلت الحيضة فدعي الصلاة

К тому же известны слова сподвижницы Пророка ﷺ Муазы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала, что спрашивала Аишу. «Я спросила: "Почему женщина возмещает посты, но не возмещает намазы, пропущенные из-за месячных?" Аиша сказала: "Ты харуритка?!" (Харура’ – местность хавариджей; Аиша этими словами хотела сказать, что не нужно быть излишне строгой и усложнять подобно хавариджам). Я ответила: "Нет, я просто хочу знать". Аиша промолвила: "Нам было велено возмещать посты, пропущенные из-за критических дней, но не велено возмещать намазы"» . Хадис привёл имам Муслим.

ولما روت معاذة قالت: سَأَلْتُ عَائِشَةَ فَقُلْتُ: مَا بَالُ الْحَائِضِ تَقْضِي الصَّوْمَ وَلَا تَقْضِي الصَّلَاةَ, فَقَالَتْ: (أَحَرُورِيَّةٌ أَنْتِ) ـ نسبة إلى حروراء موطن الخوارج, تريد أن تقول لها: أتتشددين كالخوارج ـ قُلْتُ: لَسْتُ بِحَرُورِيَّةٍ وَلَكِنِّي أَسْأَلُ, قَالَتْ: (كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ وَلا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ) رواه مسلم .

Что же касается тех молитв, которые пропущены умышленно, то подавляющее большинство учёных ханафитов, маликитов, шафиитов и маликитов считает обязательным возмещение умышленно пропущенных молитв, если они были пропущены не из-за отрицания в их обязательности. Поскольку отрицающий обязательность чтения молитвы становится вероотступником и неверным, да остережет нас Всевышний Аллах от этого! Ему (ставшему вероотступником и неверным) не обязательно возмещать пропущенное им из обязательного поклонения Аллаху в период своего вероотступничества, это по мнению ханафитских, маликитских и ханбалитских учёных. А по мнению шафиитских богословов, вероотступник обязан возместить пропущенное им в период вероотступничества обязательное поклонение, если в последующем он примет Ислам.

Практически все богословы утверждают, что умышленно пропустивший обязательную молитву, зная и веря, что её совершение обязательно, должен возместить её. Ибо Посланник Аллаха ﷺ обязал возмещать намаз даже пропустившего его по забывчивости или же проспав, так что же говорить о том, кто пропустил его осознанно, признавая обязательность его (намаза) совершения. А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]» . В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности .

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв , рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую . Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом) .

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов .

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность .

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время .

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов . Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) . Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву .

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну .

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются .

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

Там же. С. 246.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

Неофит – новый приверженец определенной религии.

Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

Вопрос от Рамили:

Ассаляму алейкум! Скажите, пожалуйста, как правильно возместить пропущенные утренние намазы. Я слышала утренний намаз можно возместить только после восхода солнца до обеда, если это за этот день. А если утренние намазы пропущено много, тогда как правильно возместить?

Своевременное совершение намаза именуется «эда», а совершение намаза после истечения его времени называется «каза».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приказал возмещать намазы, которые человек пропустил по уважительной причине, например, проспав, или пропустил намаз, находясь в беспамятстве.

В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: إِذَا رَقَدَ أَحَدُكُمْ عَنِ الصَّلَاةِ أَوْ غَفَلَ عَنْهَا فَلْيُصَلِّهَا إَذَا ذَكَرَهَا، فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَ جَلَّ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Тот из вас кто проспит намаз, или пропустит его по забывчивости, пусть совершит его сразу же, как вспомнит о нем. Так как Аллах Всевышний говорит: «И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»» (Муслим, Салят: 108, №: 1569, стр.279; Бухари, Мавакит: 38, №: 597, стр. 124; Абу Давуд, Салят: 11, №: 442, стр. 75; Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, №: 10909, 20/255).

В риваяте, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху) сообщается, что когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросили о каффарате, для того, кто до восхода солнца или после захода солнца, забыл о намазе, он сказал:

عَنْ عِبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنْ رَجُلٍ غَفَلَ عَنِ الصَّلَاةِ حَتَّى طَلَعَتِ الشَّمْسُ أَوْ غَرَبَتْ مَا كَفَّارَتُهَا؟ قَالَ: يَتَقَرَّبُ إِلَى اللَّهِ وَ يُحْسِنُ وُضُوءَهُ وَ يُصَلِّي الصَّلَاةَ وَ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ فَلَا كَفَّارَةَ لَهَا إِلَّا ذَلِكَ إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Он должен стараться (духовно) приблизиться к Аллаху (такими деяниями, как садака), сделать как следует малое омовение, возместить пропущенный намаз, и просить у Аллаха о прощении. Другого каффарата, кроме этого, не предусмотрено. Так как поистине, Аллах сказал: «И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»» (Таберани, аль-Муджамуль-Кабир, 18/157; Хайсеми, Маджмауз-заваид, №: 1809, 2/76).

Сунна утреннего намаза возмещается вместе с фардом, после того, как солнце поднимется над горизонтом и до наступления полудня. Сунна и фард утреннего намаза не возмещаются до полного восхода солнца и после полудня.

Если фард утреннего намаза был совершен вовремя, а сунна утреннего намаза была пропущена, то, по мнению имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа (рахимахумаллах), она не возмещается. А, по мнению имама Мухаммада (рахимахуллах) сунна утреннего намаза может быть восполнена после полного восхода солнца и до наступления полудня.

Если у человека очень много каза-намазов, то в этом случае при их возмещении нет нужды определять какой именно это намаз. Так как это представляет собой сложность. В этом случае достаточно делать, например, намерение на возмещение последнего пропущенного утреннего намаза или последнего пропущенного полуденного намаза. Каза-намазы можно совершать в любое время за исключением тех промежутков времени, которые считаются макрухом, так как они не имеют определенного времени совершения.

02:31 2017

بسم الله الرحمن الرحيم

На сегодняшний день одним из многочисленных не правильно обученных вещей, по поводу которых мусульманам надо проявляет беспокойство, является вопрос возмещения пропущенных намазов.

К примеру, возникает вопрос, как поступать тем, которые с детства приняли основы веры, но оставляли намазы, и только к 20 годам начали совершать их, нужно ли им возмещать эти пропущенные намазы? Если должен возмещать, то каким образом надо возмещать? Для каких категорий людей необходимо возмещение намазов?

В Энциклопедии по Фикху «Аль Кувейтийя» говорится:

مَن يجبُ عليه القضاءُ:

اتفق الفقهاءُ على وجوبِ قضاءِ الصلاةِ الفائتةِ على الناسِي والنائمِ ، كما يَرى الفقهاءُ وجوبَ قضاءِ الفَوائتِ على السَّكْرانِ بالمحرَّم .

ولا خِلافَ بيْنهم في أنه لا يَجبَ قضاءُ الصلواتِ على الحائضِ والنُّفَساءِ والكافرِ الأصْلِي إذا أسلمَ .

واختَلفوا في وجوبِ القضاءِ على تاركِ الصلاةِ عَمْدًا ، والمرتدِّ ، والمجنونِ بعْدَ الإفاقةِ ، والمُغمَى عليه ، والصَّبِيِّ إذا بلَغ في الوقْت ، ومَن أسلمَ في دارِ الحرْبِ ، وفاقِدِ الطَّهُوريْنِ .

فأما المتعمِّد في الترْك ، فيرَى جمهورُ الفقهاءِ أنه يلزَمه قضاءُ الفوائتِ ، ومما يدلُّ على وجوبِ القضاءِ حديثُ أبي هريرةَ رضي الله عنه : « أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم أمَر المُجامِعَ في نَهارِ رمضانَ أن يصُومَ يومًا مع الكفّارةِ » أي بدَلَ اليوْمِ الذي أفسَدَه بالجِماع عَمْدًا ، ولأنه إذا وجبَ القضاءُ على التاركِ ناسيًا فالعامِدُ أوْلى

«Те, которым возмещение обязательно:

Факихи единогласны во мнении, что обязательно/ваджиб возмещать пропущенные намазы тому, кто забыл или пропустил проспав, так же, тому, кто опьянел в результате употребления запретных вещей.

И нет разногласия между ними (факихами), что нет обязательности в возмещении пропущенных намазов для женщин, у которых были месячные и послеродовые кровотечения, и для кяфира асли, когда он принимает Ислам.

И есть у них разногласие в обязательности возмещения намаза для того, кто пропустил преднамеренно, для муртада/вероотступника, для умалишенного когда к нему вернется ум, для потерявшего сознание, для подростка достигшего зрелости и для того, кто принял Ислам в даруль харбе и не нашел возможности совершить очищение ни водой, ни землей.

Что касается того, кто оставил намаз преднамеренно, то большинство факихов считают, что возмещение для него необходимо. И одним из далилов на обязательность возмещения это хадис Абу Хурайры, радийаЛлаху анх: «Повелел Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, тому, кто днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с каффара/искуплением за это, продержать и один день поста». То есть, взамен тому дню, который был нарушен, преднамеренно, половым сношением.

А другой далил: Если обязательно возмещать оставленный по забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее (первичнее)».

Источник: Аль Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтийя: 34/26, Кувейт: 1404-1427

Нужно ли мне возмещать ранее пропущенные Намазы, пропущенные Посты, выплаты Закята и прочее пропущенное мной и с какого момента

Ислам аннулирует всё, что было до его принятия. Также свитки принявшего Ислам, где записываются дела, чистые. А если он был иной веры, то его награда перед Аллахом удваивается.

Шейх Ибн Усеймин: «Остаются и записываются его добрые дела, и не является условием, чтоб он продолжал совершать это благодеяние после принятия Ислама. И не является условием, чтоб то совершённое благо было сделано ради Аллаха, т.к. пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ты принял Ислам и с тобой остались твои ранее совершённые благие дела». (Муслим: 194).

Нет, вам ничего возмещать не надо, т.к. вы находились в состоянии (в неверии), когда на вас не распространялись предписания Шариата. Совершение религиозных обязанностей для вас стало обязательным с момента принятия Ислама. Поэтому, если вы не зная, в начале Ислама не совершили намазы, то необходимо возместить их, т.к. с принятием Ислама, на вас стали распространяться предписания Шариата.

И Аллах об этом лучше знает!

Оставление молитвы бывет двух видов (в общем):

1. Без причины

2. С причиной, как сон, забывчивость, невозможность совершение её (например: убегая от погони и т.п.), болезнь, потеря сознания и т.д.

На счет первого есть разногласие. Кто-то говорит, что нужно возмещать, кто-то нет.

На счёт второго, возмещать необходимо, и как можно быстрее.

Что касается той группы ученых, которые сказали, что нет смысла восполнять намаз тому, кто оставил его без серьезной причины, потому что все равно он не примется, даже если он его восполнит 1000 раз, то они сказали:

Сказал ибн-Теймия, да смилуется над ним Аллах: «А то, что касается тех дел, которые делаются днем, не принимает их Аллах ночью. И те дела, которые делаются ночью, Аллах не принимает их днем, как намазы «аср» и «зухр». Запрещено человеку откладывать их до ночи. Мало того, сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто оставил намаз «аср», тот как будто лишился семьи и имущества. Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто пропустил намаз «аср», тот сделал тщетными свои дела». Сказал Аллах: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям, все они понесут убыток (или понесут наказание за невежество или встретят зло)». смысловой перевод Эльмира Кулиева. И сказали многие из саляфов то, что здесь имеется в виду откладывание намаза так, что его время вышло. Сказал Абу-Бакр ас-Сыдык в завещании Умару, да будет доволен ими Аллах: «Знай, что у Аллах права ночью, и Он не принимает их днем, и права дня не принимает Он их ночью, и Аллах не принимает молитву пока не будет сделана обязательная».». Здесь ибн-Теймия хочет сказать о том, что тот, кто оставил те дела, для которых предписано время так, что вывел их из их времени, то ему нет смысла восполнять, Аллах не примет.

Нет сомнения в том, что долг Аллаху нужно восполнять, как говориться об этом в хадисе про женщину. Но в этом хадисе имеется в виду долг, которым эта женщина сама себя обязала, дав обет Аллаху, что совершит хадж, но не совершила его, хотя у нее была возможность. А намаз этот тот долг, которым нас обязал Аллах сам и установил для него условия и границы. И выполнение намаза со всеми его условиями и таким образом как он нам предписан и есть наш долг перед Аллахом. И нельзя делать сравнение (кияс) того вида поклонения, которым нас обязал Аллах с тем видом поклонения, которым человек сам себя обязывает. Аллах приказал делать намаз в свое время - вот это наш долг, делать то, что Аллах вменил в обязанность, так как это положено делать.

Аллах сказал: «Воистину, намаз приписан верующим в определенное время» Сура Женщины 103. Аллах сделал время начала и конца для каждого обязательного намаза. Если человек сделал намаз перед его заходом, то его намаз не действителен и ему все равно нужно переделать - это единогласное мнение ученных, и какая разница, если человек специально сделал намаз раньше или оставил его так, что вышло время и сделал его потом и в том и в этом случае он сделал его умышленно не в свое время.

Если он пропустил намаз специально и сделал его не в его время, то он сделал поклонение не так как ему приказано. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сделал дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто». И он как раз делает тот, на что нет приказа ни Аллаха, ни Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Приказ «када» (восполнение чего-либо) - это приказ Аллаха на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тот, кто обязывает «када» чего-либо то берет на себя обязанности законодателя. И мы спросим тех, кто обязывает этот намаз: «Разве Аллах приказал в такой ситуации восполнить намаз? Или Его посланник?». И они вынуждены сказать «нет», приказано только тем, кто забыл или проспал и тому подобные уважительные причины.

Аллах определил для намазов их время (с какого момента начинать и когда прекращать) на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в этом нет ихтиляфа (разногласия) среди ученных. Получается, что если разрешить восполнить намаз после установленного Аллахом для него времени, то нет смысла вообще для этого времени, делай когда хочешь!

В конце концов эта религия закончена и Аллах ничего не оставил из законоположений кроме как разъяснил на языке Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и неужели Аллах забыл разъяснить, что тому кто оставил специально намаз тоже нужно его возмещать? И поэтому каждое постановление, которое не установил ни Аллах и ни Его Посланник должно быть отвергнуто. Аллах ничего не забыл!

Этого мнения придерживались: Абу-Бакр ас-Сыддык, Умар ибн АльХаттаб, Абдулла ибн Умар, Саад ибн Аби Ваккас, Абдулла ибн Масуд, сказал Ибн Хазм: "И мы не знаем, что бы им кто-то противоречил из сахабов”, Махаммад Ибн Сирин, Умар ибн Абд аль Азиз, Дауд, ибн Хазм, некоторые ученые шафиитского мазхаба, аль-Косим ибн Мухаммад, Ибн Теймия, Усеймин, Аль Альбани. Смотреть «мухаля» ибн Хазм 2/200, и «аль-Маджмуа фатава» шейх аль-ислям 22/27, «нейль аль Аутар» Китабу ас-Салят тема восполнение пропущенных намазов, также «шарх аль Мумти`» шейха Усаймина «шурут ас-Салят» та же тема. (

Это ни в коем случае не говорит о том, что можно пропускать намазы якобы все равно же не нужно восполнять. Нет, тот кто оставил намаз умышленно ему еще хуже может быть, потому что так бы он смог восполнить его здесь на земле, а так он будет отвечать за него в Судный день, а это проблема. Поэтому тому, кто оставляет намазы из-за лени или т.п. очень рекомендую перестать так, делать, потому что ваши намазы не принимаются после их времени, как это стало ясно. Также сюда входит пост, нет смысла его восполнять.

Для тех, кто ничего не знал о положениях Ислама, о поклонении, не требуется возмещать пропущенное поклонение. Если мусульманин не мог получить Шариатское знание и до него не дошли эти положения, то от него ничего не требуется. Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то что ей не по силам» . Сура Корова 286 аят.

Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах: «Нет разногласия между мусульманами, в том, что если кто-то, находясь на «земле неверия», принял Ислам, но при этом был неспособен совершить переселение \на «землю мусульман»\, то на него не возлагаются шариатские обязанности, которые он не может совершить. Обязанность возлагается по мере возможности. Таким же образом с тем, чьего шариатского положения он не знал. Как к примеру, если он не знал, что совершение молитвы является для него обязательным, и на протяжение какого то времени он ее не совершал, то ему не обязательно ее возмещать, что является наиболее верным из мнений Ученых. Это является мнением Абу Ханифы, Зохиритов и одно из мнений в мазхабе Имама Ахмада. Это так же относится к другим обязанностям, как пост в Рамадане месяце, выплата закята и др.

Если человек не знал о запрете вина и выпил, то его не наказывают, по единогласному мнению мусульман, лишь по поводу возмещения молитвы были разногласия…

Основой же всего этого является вопрос: Являются ли шариатские требования обязательными до того как о них узнают или они становятся обязательными после знания о них?

Верным является то, что хукм (шариатское постановление, решение) не утверждается, кроме как вместе с возможностью знания \о нем\. Следовательно, не возмещается то, об обязательности чего, было не известно. Достоверно известно из «Сахиха», что из сподвижников были те, кто принимал пищу после восхода солнца в Рамадане, пока они не стали различать белую нить от черной \положив их перед собой\, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им возмещать их пост. Из них были те, кто оставался в оскверненном состоянии определенное время и не совершал молитву, не зная, что можно ее совершать совершив «тайямум» (очищение песком), как Абу Зарр, Умар ибн аль-Хаттаб, Аммар, да будет доволен ими Аллах, и др. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им возмещать пропущенное.

И нет сомнения, что некоторые мусульмане в Мекке и в других поселениях Аравии, продолжали совершать молитву в сторону Иерусалима, пока до них не дошло, что къибла (направление для молитвы) поменялась, но им не было приказано возмещение\неверно совершенных молитв\, и таких примеров множество.

Это соответствует основе, на которой были Салафы и большинство ученных: Что Аллах не возлагает на душу то, что ей не по силам. Условием обязанности является возможность \ее совершить\. Наказание, ложится за оставление приказанного совершить или совершение запретного, после установления «худжи»-шариатского довода». Конец цитаты в сокращении. См. «Маджмуат аль-Фатава» 19\225.

В соответствии с этим вышесказанным, вам не обязательно возмещение тех поклонений, о обязательности выполнения которых вы не знали. Мы советуем вам начать изучать Шариатские знания, углубляться в них, воспитывать поколение мусульман, чтоб противостоять опасностям, которые стоят перед мусульманами по всюду и в частности в вашей стране.

И тот, у кого все-таки есть пропущенные намазы или пост, ученые сказали пусть просит прощение у Аллаха и обещает больше так не поступать, если он действительно боится Аллаха и любит Его он перестанет так поступать. И также нужно побольше делать дополнительных намазов и сожалеть в сердце о содеянном. А если его сердце мертво, то это Аллах его умертвил, и никто его не оживит кроме Аллаха никакими приказами и проповедями.

Многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мухалля” 2/235.

Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

В-четвертых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).

В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.

Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.

Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

О возмещение поста месяца Рамадан

Один из учёных современности шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, отвечая на подобный вопрос, сказал: «Правильным мнением (в данном вопросе) является то, что после покаяния не надо восполнять пропущенные посты. Т.к. если человек пропустит преднамеренно без причины, обоснованной Шариатом, любое поклонение, ограниченное по времени, то Аллах не принимает такое поклонение, которое было совершено не в своё предписанное время. Поэтому нет пользы от восполнения этого поста. Однако, необходимо ему искренне покаяться перед Всевышним Аллахом, и необходимо стараться побольше совершать благие дела (как например, больше соблюдать добровольные посты). Ведь Всевышний Аллах принимает покаяние от того, кто искренне покаялся». (Сборник фетв шейха ибн Усаймина, 19/ номер вопроса 41). Этот рассматриваемый вопрос касается человека, который изначально не постился без причины в месяц Рамадан. Однако, если человек начал поститься и умышленно прервал свой пост без причины, то в таком случае необходимо возместить пропущенный пост.

По поводу случая, а именно то, что если вы пропустили пост по незнанию, есть аят, в котором говорится: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» . (Коран, 2/286). Когда эти аяты были ниспосланы, Всевышний Аллах сказал: «Я уже сделал (принял ваш дуа)» (Муслим, 126).

Поэтому, совершайте побольше благих дел, искренне просите прощения у Аллаха. Да простит нас Аллах!

Если же пропущен пост был без причины, то это положение очень серьезно, и если человек оставил пост считая его не обязательным, то такой человек неверный, а если же он оставил по халатности, лени и и т.п., то ему нужно принести покаяние.

Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени”». (Приводят ан-Насаи в “Сунануль-кубра” 3273. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани).

Если такому суровому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с Аллахом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет”. (Приводит ибн Абу Шайба 9784. Иснад достоверный)

Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал: “У верующих принято считать, что тот, кто без уважительной причины оставил пост месяца Рамадан хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, они сомневаются в его Исламе и считают его еретиком”. (см. “аль-Кабаир” 78).

Поделиться: