Биплан братьев райт. Самолёт братьев Райт

К появлению грандиозного изобретения всегда причастно немало людей. Но истории всегда важно имя того, кто сделал решающий шаг к нему. Для всемирной авиации такими личностями стали американские братья Уилбер и Орвилл Райт – создатели первого самолета.

Детские годы

Это радостное событие в большой и дружной семье Сьюзен Коернер и Милтона Райта и судьбоносное для всего человечества произошло в 1867 году. С интервалом в четыре года родился сначала мальчик Уилбер Райт, а затем его брат Орвилл. Они с первых минут жизни не чувствовали себя одинокими, поскольку помимо них семья насчитывала еще дружную пятерку братьев и сестёр.

Уилбер и Орвилл росли смышлеными мальчишками, тщательно изучающими каждую игрушку на предмет ее внутреннего устройства. Магией воздушного полета они заинтересовались после того, как отцовским подарком стал игрушечный вертолет, копирующий изобретение француза Пено – одного из отцов мировой авиации. Мальчишки была без ума от игрушки. Когда же она сломалась, братья ощутили в себе дух конструкторов и создали с нуля новую модель своими руками. Для этого им помог набор подручных средств: бамбук, бумага и кусок круглой резинки, вращающей ротор. Было ли это на самом деле или прославленные авиаторы так решили обозначить старт своей «воздушной» карьеры – история умалчивает. Но доподлинно известно, что в юности авиация и все, что с ней связано, была лишь одним из многочисленных их занятий и увлечений.

Первые шаги и успехи в бизнесе

Уилбера, росшего жизнерадостным и веселым парнем, сильно подкосила серьезная лицевая травма, полученная в хоккейном поединке. Он ее получил в восемнадцатилетнем возрасте. Со временем боль физического плана сошла на нет, но психологически Уилбер восстанавливался очень долго. Стал хмурым и нелюдимым человеком. Не стал пробовать поступать в университет, а решил остаться с родителями и помогать им. У Орвилла были также большие трудности с учёбой в школе. Они вылились в то, что он даже остался без среднего образования. Но Орвилл не стал особо горевать, а переключился на бизнес с братом, постепенно избавляющимся от психологических последствий травмы.

Чем они занимались? Сначала был издательский бизнес, причем они создали печатный станок на зависть всех профессионалов, который был на порядок лучше фабричного. Но первый громкий успех пришел в 1892 году. Это было время, когда на американском континенте разразился настоящий бум двухколесного транспортного средства. Они поймали эту «волну успеха», успев вовремя открыть сначала магазин по продаже велосипедов, а затем и мастерскую по их ремонту. Столь впечатляющий маркетинговый ход позволил братьям серьезно подняться в финансовом плане. Они только успевали считать денежные потоки, и это стало главным источником доходов для реализации своей главной мечты — создания самолета.

Когда мечта приобретает осязаемые формы

Братьев мысль о создании воздушного средства впервые посетила за четыре года до вступления человечества в двадцатый век – век грандиозных открытий. Толчком послужило трагическое событие. Из средств массовой информации стало известно о гибели немца Отто Лилиенталя во время испытательного полета, когда внезапный порыв ветра развернул и опрокинул планер. Братья Райт в своей округе слыли настоящими кудесниками по части воздушных змеев. Но до этого они никогда не задумывались об идее полета человека на подобном, но более габаритном средстве. Братья всерьез взялись за теоретическую сторону вопроса, понимая, что без основ воздухоплавания велика вероятность очередной трагедии. Скрупулезный и вдумчивый анализ всех предыдущих разработок специалистов Старого и Нового света позволил им сформулировать первоочередные задачи. Необходимо было проработать кардинально другую систему управления, попутно решая задачи по устойчивому сохранению равновесия.

Олимпийский цикл создания планера

Да, именно четыре года понадобилось братьям Райт, чтобы продемонстрировать человечеству свой планер, который стал грандиозным прорывом вперед по освоению воздушного, а затем и, безусловно, космического пространства. За эти четыре года (1899 — 1902) братский тандем добился значительных успехов в деле совершенствования моделей планеров.

Многочисленные эксперименты не прошли бесследно. Им удалось добиться, казалось, невозможного. Они явили миру полностью управляемое летательное средство, которое было тяжелее воздуха. Смоделированные ими системы управления позволяли осуществлять контроль сразу по трём осям: вертикальной (рыскание), продольной (крен) и поперечной (тангаж). Таким образом, братья стали фактическими разработчиками той схемы, которая и сегодня стоит на вооружении системы управления самолетом.

Самолет с приятным хвойным запахом

Уилбер и Орвилл, получившие положительные эмоции и обнадеживающие результаты с планерами, в 1903 году явили миру самолет «Флайер-1». Его оснастили бензиновым двигателем. Невероятно, но его смастерил механик из велосипедного магазина Райтов. А вот с корпусом они особо не мудрили, отдав предпочтение материалу, который отлично зарекомендовал в предыдущих моделях – ели с приятным хвойным запахом. Сам самолет с размахом крыла в двенадцать метров весил без малого три центнера. А двигатель в девять «лошадок» весил почти восемьдесят килограммов. Очень важным достоинством этого детища братьев стал ценовой показатель. Стоимость «Флайера-1» не превышала $1000. А это было на порядок дешевле многочисленных аналогов других покорителей небесных просторов.

Кто будет первым?

Вопрос о том, кто станет испытателем номер один, был щепетильным. Поступили просто — бросили монетку, и выбор пал на Уилбера. Он и совершил за семнадцать дней до Нового 1904 года попытку первого полёта. Она была неудачной, поскольку аппарат рухнул на землю, едва поднявшись. Но ни он, ни пилот не пострадали. Братья сочли этот технический конфуз недоразумением и списали его на малый пока опыт.

Спустя три дня «Флайер-1» снова был на стартовой площадке. Теперь очередь взять в руки штурвал перешла к Орвиллу Райт. Им пилотируемый самолет поднялся в воздух и пролетел тридцать шесть с половиной метров, после чего аккуратно приземлился. Этот двенадцатисекундный полет стал по праву историческим. В этот же день братья еще по разу поднимались ввысь: Уилбер преодолел 52 метра, а Орвилл — на восемь метров больше, причем оба раза полет проходил на трехметровой высоте. Очевидцами этих исторических событий стали только пять человек, включая маленького деревенского парнишки. У Райтов были еще определенные виды на «Флайер-1», но порывы сильного ветра при очередной буксировке серьезно встряхнули его несколько раз. И, увы, летательная «карьера» аппарата подошла к концу.

Открытие-невидимка

Прорыв братьев Райт долго оставался незамеченным. Сами братья особо не старались афишировать свои успехи. У них была цель – получить патент на изобретение с выгодной дальнейшей продажей всего самолета. Были определенные сложности, ведь в ту пору многие пытались стать пионерами неба. Было архисложно отдавать кому-то приоритет, особенно когда дело касалось отдельных узлов летательной конструкции.

Предела совершенству нет

Братья вплоть до 1908 года основательно занимались усовершенствованием самолетной конструкции, после чего наступило всемирное признание. Они заключили выгодные контракты в США с Министерством обороны и во Франции с частной компанией. Это был пик славы братьев Райт. Они даже организовали авиастроительную компанию, но просуществовала она не долго.

Последние годы жизни знаменитых братьев

Первым ушел из жизни Уилбер. Это случилось в 1912 году. Причина – тиф. Младший по возрасту Орвилл Райт пережил своего брата на 36 лет. До самой его кончины не умолкали споры по поводу их права называться «небесными» пионерами. Кстати, именно по этой причине только через год после смерти Орвилла «Флайер-1» все же появился в американском Национальном музее покорения небесных далей. Справедливость к людям, всю свою жизнь посвятившим авиации (даже женаты они никогда не были), восторжествовала!

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Первый полет на самолете был осуществлен двумя братьями Райт – Орвиллом и Уилбуром в декабре 1903 года. Изобретатели смогли реализовать давнюю мечту человечества – покорить небесные просторы и осмотреть красоты Земли с высоты птичьего полета.

Разумеется, первый полет братьев Райт длился не слишком долго, а сам транспорт не сильно напоминал современный авиалайнер. Но несмотря на это, братья смогли поднять в небо управляемый авиатранспорт и на нем парить в небесном пространстве, словно птицы, за счет использования энергии теплового воздушного потока.

До этого события человек смог научиться поднимать в небесную высь лишь планеры, которые не были укомплектованы моторами.

Изобретатели первого летательного аппарата

Почему же именно братьям-изобретателям удалось поднять в небо тяжелый вид транспорта, несмотря на то, что многие ученые так и не смогли добиться успеха в этом начинании? Успеху способствовало несколько причин:

  1. Братья работали всегда вместе, каждый шаг тщательно обсуждая между собой.
  2. Перед тем как начинать строить самолет братьев Райт, эти ученые приняли верное решение – научиться парить в небесном пространстве.
  3. Изобретатели перед строительством авиатранспорта получили немало опыта полетов на воздушном планере, что также помогло им в конструировании самолета.

В первую очередь братья решили научиться парить в небесном пространстве, а уж после пытаться поднимать в небесную высь тяжелый транспорт. Но как же это можно было сделать? Ученые смогли и тут найти выход из сложной ситуации. Для того чтобы «научиться летать», братья использовали планеры и бумажных змеев, которые собирали самостоятельно.

Такой планер обладал достаточными размерами, чтобы выдержать вес человека. Однако первое изобретение оказалось неудачным по многим причинам, поэтому братья принялись за создание второй и третьей моделей. И только последняя смогла в полном объеме удовлетворить гениальные умы, в результате первый самолет братьев Райт устремился в воздушную высь в 1903 году, пилотируемый уже опытными летчиками-планеристами. Конструируя несколько моделей планеров, братья получали огромный опыт в этом направлении, что, конечно, помогло им добиться небывалого успеха.

Важные нюансы

Для братьев Райт были важны в первую очередь именно контроль механизма и стабильность полета. Наверное, поэтому они стремились найти эффективные способы, помогающие контролировать воздушный транспорт, что им и удалось сполна. В ходе многочисленных опытов ученые нашли действенный трехступенчатый способ контроля , который помог им добиться замечательной маневренности и полностью контролировать самолет.

Ученые пересмотрели немало информации о конструкции крыльев прежних воздушных транспортных средств, которые так и не удалось поднять в небо, и решили внести некоторые изменения в конструкцию. Братья разработали уникальную форму аэродинамической трубы и провели над ней более 100 опытов , пока не смогли подобрать идеальную форму крыла для самолета.

Самолет братьев Райт

Сколько длился первый полет?

Первый полет братьев Райт был невероятно коротким по современным меркам – всего 12 секунд . Но в этот же день исследователи подняли в небо свое изобретение еще два раза. Самым продолжительным оказался последний полет, который длился 55 секунды. За это время планер успешно пролетел расстояние в 255 метров. Учтя все недочеты, Райт смогли внести многочисленные усовершенствования в свою гениальную конструкцию.

На усовершенствование первой модели братья потратили более 5-ти лет, и только в 1908 году они представили самолет, собранный собственноручно для Европы. Разумеется, европейская публика была потрясена увиденным, тем более, что, как выяснилось, такое изобретение смогли создать два обычных человека без специального образования.

Как управлялся первый самолет?

Первый самолет братьев Райт был назван «Флайер-1 », а основные приемы управления им, с незначительными усовершенствованиями, и сегодня используются в мировой авиации:

  1. Кабрирование – выполнение поперечного поворота у самолета братьев Райт осуществлялось при помощи изменения угла переднего руля, регулирующего высоту полета. В современных авиалайнерах, руль, контролирующий высоту, также применяется в самолетах, однако, он располагается в хвостовой части.
  2. Чтобы первый самолет мог осуществлять продольный разворот, использовался специальный механизм. Для его управления применялись ноги пилота. При помощи ножного механизма летчик мог как изгибать, так и наклонять крылья планера.
  3. Для осуществления вертикального поворота использовался задний руль.

Современным пилотам, совершающим вышеперечисленные маневры, также нужно контролировать скорость, координировать наклон воздушного судна и угол полета. Если не брать во внимание эти моменты, то сила подъема будет недостаточной, так как крылья авиалайнера утратят нужную обтекаемость. В итоге самолет войдет в так называемый штопор, а выйти из этой сложной ситуации сможет только пилот с огромным опытом, который не потеряет самообладание в критический момент.

Один из чертежей братьев Райт

Использование первого планера в военных целях

Самолет братьев Райт не смог не заинтересовать военных, которые очень быстро смогли оценить уникальные возможности аэроплана. Чтобы создать как можно больше таких машин, был построен огромный завод. Именно на этих самолетах сбрасывались первые бомбы на землю, а в воздушном пространстве происходили настоящие сражения.

После окончания войны аэропланы не были забыты, они превратились в удобный и быстрый вид транспорта, который доставлял по городам и странам различные грузы. Часто использовался аэроплан для доставки почты и корреспонденции, особенно в наиболее отдаленные места и населенные пункты.

Пассажирские перевозки начались с середины 20-х годов прошлого столетия и были доступны только для состоятельных людей. Спустя несколько лет, получив немало усовершенствований, аэроплан смог преодолеть очень большое расстояние – перелететь воды Атлантического океана.

Вконтакте

Если Вы мечтаете начать собственное дело, справиться с трудной задачей или в буквальном смысле научиться летать, история братьев Райт станет для Вас идеальным источником вдохновения. Ведь они были пионерами авиации, создавшими первый в мире самолёт.

Но за историей успеха часто стоят скрытые от широкой публики трагедии, борьба и неудачи. Вы узнаете обо всех малоизвестных фактах из жизни братьев Райт, а также поймёте, почему они стали кумирами для последующих поколений изобретателей во всём мире.

В следующих инсайтах Вы узнаете:

  • почему первый официальный отчёт о моторизированном полёте был опубликован в журнале по пчеловодству;
  • почему иногда не вредно пропускать школу;
  • почему отказываться от роскоши полезно.

Инсайт 1. С детства братья Райт росли как одна команда. Этому способствовало семейное воспитание и личные качества братьев.

Многие знают о том, что братья Райт сконструировали и построили первый в мире самолёт. Но история этого изобретения всегда оставалась малоизвестной.

Уилбур Райт, старший из двух братьев, родился 16 апреля 1867 года. Через четыре года, 19 августа 1871 года, на свет появился Орвилл.

Эти двое были неразлучны, как близнецы. Они вместе жили, вместе ели, вместе трудились, держали деньги на одном банковском счёте. Даже почерк у них был похожим.

Но при всём сходстве образа жизни братья обладали разными характерами. Уилбур был более серьёзным, тяготел к учёбе. Сильный характер сделал его лидером в этой паре. Орвилл, напротив, был более мягким, чувствительным, тяжело переживал критику и неудачи. Однако он был жизнерадостным и имел практичный ум.

Кроме Уилбура и Орвилла, в семье было трое детей: младшая Кэтрин и двое старших - Рейчлин и Лорин. Старшие рано создали свои собственные семьи и покинули родной дом.

Братья выросли в Дейтоне, штат Огайо. В то время Дейтон был пятым по величине городом штата.

Их мать, Сьюзан Кернер Райт, умерла от туберкулеза, когда мальчикам было около двадцати лет.

Их отец, епископ Милтон Райт, воспитывал детей в скромности, прививал любовь к чтению и труду. В доме всегда было много книг. Епископ Райт поощрял образование своих детей, но позволял прогуливать школу, если мальчики хотели остаться дома и почитать.

Ещё в старших классах Орвилл заинтересовался бизнесом и открыл типографию. В течение нескольких лет он издавал газету. Позже они с Уилбуром откроют фирму по продаже и ремонту велосипедов. Всю прибыль от этого бизнеса они будут вкладывать в свои изобретения.

Уилбур был очарован полётами, о которых он много читал в книгах своего отца. Уилбур увлекался работами немецкого изобретателя Отто Лилиенталя, который создал первый в мире планёр. Затем его внимание привлёк механизм полёта птиц. Позже Уилбур прочитал о французском поэте и землевладельце Луи-Пьере Муйаре, который также был одержим любовью к полётам.

Так зарождалась мечта братьев Райт.

«Если бы я давал совет молодому человеку о том, как ему добиться успеха в жизни, я сказал бы ему: найди хороших отца и мать и начни жизнь в Огайо». Уилбур Райт

Инсайт 2. Не испугавшись неудачи, Уилбур и Орвилл приступили к строительству своего первого планёра.

О полётах в начале двадцатого века мечтали не только братья Райт. Многие безуспешно пробовали создавать летательные аппараты. Самым известным неудачником был Чарльз Дайер, который построил в 1870-ых годах самолёт в форме утки. Пресса всегда с большим удовольствием освещала подобные неудачи.

Но ни боязнь поражения, ни критика журналистов не могли остановить Уилбера и Орвилла. Они взялись за создание летательного аппарата.

До братьев Райт изобретатели считали, что самое главное в полёте - подняться в воздух.

Усилия всех конструкторов были сосредоточены на создании мощного двигателя. Братья Райт первыми поняли, что это ошибка. Для полёта важно не столько взлететь, сколько научиться держаться в воздухе, сохраняя равновесие. Пилоту достаточно было одного незначительного движения в воздушном пространстве, чтобы потерять баланс.

Уилбур часами наблюдал, как птицы парят в небе. Одно крыло всегда было опущено, а другое приподнято, в зависимости от направления ветра. Самолёт - та же птица. Чтобы он держался в воздухе, пилоту нужно управлять им, адаптируя к изменениям воздушных потоков.

Уилбур понял, как воплотить эту идею на практике. Он догадался, что крылья планёра должны иметь возможность выгибаться или скручиваться, чтобы опускаться или подниматься в воздухе, как крылья птиц. Это даст возможность самолёту балансировать и удерживаться в воздухе.

В 1899 году братья Райт приступили к конструированию своего первого планёра.

Испытания решили проводить в Северной Каролине, на знаменитых полях Китти Хок, подальше от людских глаз.

Эта местность идеально подходила для испытаний. Сильные ветры помогали планёру взлететь, а песчаные дюны гарантировали мягкую посадку.

Первые испытательные полёты состоялись в сентябре 1900 года. Биплан весил чуть более 22 килограммов, у него было два крыла, расположенных один над другим. Летательный аппарат был оснащён рычагом для крутки крыльев и подвижным передним рулём.

Пилот должен был лежать на животе в центре нижнего крыла, головой вперёд. Братья с самого начала договорились, что никогда не будут летать вместе. На случай, если кто-то из двоих погибнет, другой останется и сможет продолжить работу.

Уже первые попытки показали, что братья стоят на правильном пути. Планёр преодолел расстояние в сотню метров со скоростью приземления 48 км/ч.

«Самолёт - как лошадь. Если он новый, то Вам придётся привыкнуть к нему, прежде чем он будет делать то, что Вы от него хотите. Вы должны изучить его особенности». Уилбур Райт

Инсайт 3. От планирования в воздухе братья Райт переходят к моторизированным полётам.

Первые успехи вдохновили братьев Райт на продолжение работы.

Орвилл и Уилбур построили лабораторию над своим магазином велосипедов. Они установили двухметровую аэродинамическую трубу, собранную из деревянной коробки, с отверстием на одном конце и вентилятором на другом. Здесь они экспериментировали с крыльями различной формы и кривизны.


Аэродинамическая труба

Через несколько лет братья создали новую, улучшенную модель планёра и в августе 1902 года провели тестовые прогоны в Китти Хок.

Результаты были блестящими. В течение двух месяцев они выполнили почти 2 тысячи полётов. Однажды им даже удалось преодолеть расстояние в 180 метров.

Стало очевидно, что планёр братьев Райт умеет парить в воздухе. Оставалось только добавить двигатель.

Но найти того, кто бы его сконструировал, братьям никак не удавалось. Пока они не обратились за помощью к своему другу. Механик Чарли Тейлор выполнил заказ. Он создал мотор мощностью 12 лошадиных сил и весом почти 70 килограммов. Пропеллеры для планёра братья сделали сами.

Новый самолёт назывался «Флайер», и у него было два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях, чтобы уравновешивать действие друг друга.

Чтобы решить, кто первый совершит полёт, братья подбросили монету. Выиграл Уилбур. Но во время взлёта он так сильно потянул руль, что самолёт, едва взлетев, рухнул, и пришлось его ремонтировать.

Через несколько дней, 17 декабря 1903 года, в 10:35 утра, на глазах у местных жителей «Флайер» снова взлетел. На сей раз управлял Орвилл. За 12 секунд он преодолел расстояние в 36,5 метров. Так началась новая эра моторизированных полётов.

Но братья Райт не собирались почивать на лаврах. Впереди было много работы.

«Человек, который работает ради ближайшего настоящего и немедленных наград, - просто дурак». Уилбур Райт

Инсайт 4. Скептицизм со стороны прессы и военных не остановил братьев Райт.

Чтобы экономить время и затраты на транспортировку своих самолётов, братья Райт начали искать новое место для испытательных полётов. Теперь все эксперименты они проводили на коровьем пастбище под названием Хаффман-Прейри в их родном штате Огайо.

Условия для полётов на этом поле не были идеальными: рельеф был холмистым, а ветер дул слишком слабо по сравнению с Китти Хок. Братьям пришлось построить катапульту, которая помогала при взлёте. На верхней точке башни крепился трос с гирями, пропущенный через блок. Далее он тянулся к стартовой зоне, где его крепили на носу «Флайера», установленного на рельсах. Пилот отпускал трос, гири падали, самолёт начинал двигаться к краю и затем взмывал в воздух на высокой скорости. Пока ещё мощности двигателя не хватало, чтобы осуществить взлёт с земли.

Братья день за днём испытывали своё изобретение. Потребовалось несколько месяцев упорных тренировок, чтобы добиться успеха: братьям Райт впервые в истории удалось развернуть самолёт в воздухе.

Самое удивительное, что теперь, когда моторизированный полёт удавался, пресса как будто потеряла всякий интерес к этой теме.

Позже Джеймс Кокс, издатель Dayton News, признался, что он и его сотрудники считали сообщения о полётах братьев Райт вымыслом, поэтому никогда не следили за ними.

Причиной такого скептицизма стала неудача профессора Лэнгли из Смитсоновского института. В декабре 1903 года его попытка подняться в воздух на своём моторизированном самолёте потерпела крах.

Для проектирования самолёта Лэнгли получил от государства 50 тысяч долларов. Провал вызвал град насмешек от прессы.

Первым человеком, который официально зафиксировал достижения братьев Райт, стал Амос Рут, пчеловод и любитель всякого рода техники. Именно он в 1905 году впервые опубликовал результаты экспериментов братьев Райт в собственном журнале по пчеловодству.

Невзирая на отсутствие внимания прессы, братья начали подумывать о коммерческой деятельности.

В 1903 году они получили патент. Из чувства патриотизма братья попытались продать своё изобретение военным. Они дважды делали предложение армии, но реакции не последовало. Вероятно, неудача Лэнгли также заставила военных скептически отнестись к идее моторизированных полётов.

Тогда Уилбур и Орвилл обратились к представителям вооружённых сил Франции и Британии. В 1905 году они подписали контракт с командой французских бизнесменов.

Братья Райт получили 200 тысяч долларов, которые они тут же вложили в создание нового летательного аппарата «Флайер III». Одним из условий договора стала публичная демонстрация изобретения. Братья Райт должны были пролететь на «Флайере» на глазах у сотен зрителей, чтобы весь мир наконец поверил в реальность полётов.

«Наши желания не должны ограничиваться только овладением искусством полёта, подобно птицам. Наш долг - не успокаиваться до тех пор, пока мы не решим проблему полёта полностью с научной точки зрения». Отто Лилиенталь, немецкий изобретатель.

Инсайт 5. Коммерческие интересы привели братьев в Нью-Йорк, а затем в Европу.

В 1907 году братья получили патент на новый самолёт. Со всех сторон посыпались деловые предложения.

Немецкие бизнесмены предлагали 500 тысяч долларов за 50 «Флайеров», параллельно шли переговоры с французской стороной.

Для консультаций по вопросам бизнеса братья обратились к нью-йоркской фирме «Флинт энд Компани», которая стала их торговым представителем в Европе. С каждой сделки компания получала 20 процентов прибыли. Но на американском рынке братья Райт действовали самостоятельно.

Коммерческие дела в Европе шли не очень хорошо. Никто не спешил делать заказы на самолёты Райтов. Поэтому Харт Берг, представитель «Флинт энд Компани», попросил, чтобы хотя бы один из братьев приехал и лично поговорил с покупателями. 18 мая 1907 года Уилбур Райт сел на корабль, отплывающий в Европу.

«Кампания» была первоклассным кораблём. На протяжении всего путешествия Уилбур был окружён роскошью. В Лондоне его встретил Харт Берг. Прежде всего он отправил Уилбура в магазин модной одежды и настоял на покупке дорогого костюма. В Париже Берг поселил Уилбура в самом фешенебельном отеле Европы «Лё Мёрис», с садом на крыше и панорамным видом на город.

Однако Уилбур больше интересовался европейским искусством и архитектурой. В письмах домой он выражал своё восхищение европейской культурой. Уилбур писал, что он разочарован «Моной Лизой» да Винчи и предпочитает ей менее известную картину художника - «Иоанн Креститель».

Между тем переговоры о продаже летательных аппаратов в Европе зашли в тупик. В конце июля 1907 года к Уилбуру присоединились Орвилл и механик Чарли Тейлор.

Новейшая модель самолёта «Флайер III» была упакована и выслана в Европу следом за ними.

Но, к сожалению, организовать демонстрационный полёт братьям не удалось. В ноябре 1907 года они вернулись в США, а «Флайер» всё ещё оставался на французской таможне в Гавре.

Инсайт 6. Первые публичные полёты принесли братьям Райт грандиозный успех.

В начале 1908 года пришли хорошие новости: военное ведомство США готово купить «Флайер» за 25 тысяч долларов. Единственное условие заключалось в том, что самолёт должен был пройти различные тесты.

Кроме того, летом 1908 года братья планировали провести публичный полёт во Франции. Они протестировали в Китти Хок обновлённый «Флайер», в котором пилот сидел за рычагом управления, а не лежал. Кроме того, в машине появилось место для пассажира.

8 июня 1908 года Уилбур снова поехал во Францию. На таможне в Гавре он выяснил, что «Флайер» был серьёзно повреждён.

Уилбуру пришлось полностью отремонтировать, а по существу заново построить «Флайер» в одиночку.

8 августа, два месяца спустя, ремонт был закончен, и Уилбур поднялся в небо на глазах почтенной публики на ипподроме в Ле-Мане. Он пролетел 3,2 километра на высоте 10 метров от земли, совершил два поворота и успешно приземлился.

Это был грандиозный успех!

Все, кто не верил в изобретение братьев Райт, были ошеломлены. За 24 часа новость облетела весь свет. Газеты Парижа, Лондона и Чикаго писали об удивительных полётах братьев Райт.

Уилбур продолжил свои демонстрационные полёты. Толпы желающих своими глазами увидеть летательный аппарат росли день ото дня. Весь мир с замиранием сердца следил за тем, что происходило в Париже.

Орвилл вернулся в США с твёрдым намерением поставить столь же удивительное шоу в Форт-Майере, штат Вирджиния.

3 сентября 1908 года он совершил несколько полётов специально для военных чиновников. С каждый разом он демонстрировал всё больше и больше возможностей самолёта. Орвилл превратился в настоящую звезду авиации. Через пару недель он установил семь мировых рекордов, в том числе по высоте, скорости и продолжительности полёта.

Но впереди братьев Райт ждали серьёзные испытания.

«Наибольшую отдачу приносит поиск новых знаний, а не стремление к власти». Братья Райт

Инсайт 7. Страшная авария чуть было не стоила Орвиллу жизни. Но это не остановило братьев.

Благодаря своим смелым полётам и поставленным мировым рекордам, Орвилл затмил своего брата Уилбура. А потом случилась катастрофа.


17 сентября 1908 года Орвилл проводил свой очередной полёт в Форт-Майере. Последние дни он всё чаще брал с собой пассажиров. На этот раз с ним был молодой, но очень талантливый офицер - лейтенант Томас Селфридж. Неожиданно во время полёта одна из лопастей винта треснула и отвалилась. Самолёт потерял управление и рухнул на землю с высоты 38 метров.

Лейтенант Селфридж погиб. Сам Орвилл серьёзно пострадал: у него была сломана нога и четыре ребра.

Днём и ночью сестра Кэтрин сидела у постели Орвилла. Благодаря её самоотверженной помощи, он вскоре выздоровел. Правда, некоторое время ему пришлось ходить с помощью трости. Но эта неудача не помешала братьям продолжать свою работу.

Пока Орвилл восстанавливался после болезни, Уилбур не садился за руль «Флайера». И только после выздоровления брата их демонстрационные полёты возобновились. О братьях Райт и их изобретении снова заговорили. Только за полгода полёты Уилбура в Ле-Мане увидели 200 тысяч человек!

Французские бизнесмены обратились к Орвиллу с предложением подготовить трёх авиаторов. Это принесло братьям 35 тысяч долларов.

Во Франции братья получили много наград, в том числе орден Почётного легиона. Уилбур, в свою очередь, выиграл Кубок «Мишлен» среди авиаторов, установив новый рекорд дальности полёта - 124 километра.

Вскоре выяснилось, что братья Райт имеют своих почитателей среди королевских особ. Во Франции была организована их встреча с королём Испании Альфонсо XIII и королём Англии Эдуардом VII.

История успеха братьев Райт началась в Европе, но главное признание ждало их на родине, в США.

«Мы учимся на своих несчастьях, а невзгоды делают наши сердца добрее». Милтон Райт, отец Уилбура и Орвилла

Инсайт 8. Даже став героями Америки, братья Райт не перестали работать.

13 мая 1909 года Орвилл и Уилбур вернулись в США с рядом престижных наград и с двумя сотнями тысяч долларов в кармане. Но они даже не представляли, какая слава ждёт их впереди.

В Нью-Йорке их встречали как героев. Толпы фанатов и журналистов следовали за ними до самого Дэйтона, где готовились главные торжества.

Дома их приветствовали 10 тысяч человек. В честь братьев Райт город организовал двухдневный праздник и грандиозный парад.

Устроители торжества мечтали отразить в праздничных мероприятиях всю историю Соединённых Штатов и Дейтона. Для этого подготовили 15 платформ и 560 актёров, переодетых в костюмы известных исторических персонажей. Маршем они прошли через Дейтон. С ними вместе под национальный гимн двигались торжественные колонны из двух с половиной тысяч школьников, одетых в красные, белые и синие костюмы.

Праздник завершился поездкой в ​​Белый дом, где президент Тафт вручил братьям золотые медали.

Но, несмотря на всеобщее признание и славу, братья Райт оставались всё теми же скромными и трудолюбивыми людьми и ни на минуту не прекращали работать.

Через два дня после окончания парада они уже ехали в Форт-Майер, где Орвилл окончательно протестировал «Флайер» для продажи в армию США.

Неприятностью стала для братьев Райт судебная тяжба с Гленном Кёртиссом. Кёртисс был знаменитым пилотом, неоднократным победителем авиационных соревнований. Братья Райт обвиняли его в незаконном присвоении их изобретения.

Полномасштабная патентная война продолжалась почти десять лет, так и не выявив победителя.

Между тем в авиации появлялись всё новые и новые рекорды по всему миру. Но братья Райт оставались признанными лидерами.

Огромное впечатление на современников произвёл полёт Уилбура в Нью-Йорке. Он пролетел по реке Гудзон и долго кружил в небе над Статуей Свободы.

Две недели спустя аристократ русского происхождения по имени Чарльз Ламберт, ученик Уилбура, совершил полёт на высоте около 400 метров вокруг Эйфелевой башни.

25 мая 1910 года братья приехали со своим отцом в Хаффман-Прейри, чтобы совершить свой первый семейный полёт. Сначала в воздух поднялись два брата. Затем Орвилл пригласил в самолёт отца, епископа Райта, которому шёл 83-й год.

Когда они взлетели над землёй, епископ наклонился к сыну и прошептал: «Выше, Орвилл, выше!»

«Учиться секретам полета у птиц было так же приятно, как учиться секретам волшебства у волшебника». Орвилл Райт

Итог. Основная идея книги.

История жизни братьев Райт так же удивительна, как и их гениальное изобретение. Несмотря на многочисленные трудности и неудачи, им удалось стать пионерами авиации и овладеть искусством полёта, благодаря таланту, трудолюбию и настойчивости.

В США. Конечно, еще идут споры о пальме первенства между ними, Альберто Сантос-Дюмон и русским изобретателем Александром Михайловичем Можайским. И все же, большинство голосов отдают именно за братьев Райт.

Именно им приписывается первый полёт на самолёте, у которого уже был двигатель. Что же за первый полет братьев Райт и в каком году он был осуществлен? И кто такие эти братья Райт и их самолет — что он представлял собой? Именно на все эти вопросы вы и получите ответы в этой статье. Для этого нужно будет немного углубиться в историю авиастроения.

Идеи о создании летательного аппарата, способного хорошо держаться в воздухе и при этом хорошо управляемого, возник у Уилбура Райта еще в 1899 — 1900 годах. Опираясь на опыт прочих , они с самого начала определили несколько ключевых проблем, которые бы помогли создать что-то новое:

  • метод практического управления;
  • подъемная сила;
  • двигатели.

Наблюдая за полетами птиц, братья увидели, что птица накреняется в сторону, когда хочет повернуть. Таким образом, был разработан метод перекашивания крыла.

В своих ранних опытах и разработках они стремились к тому, чтобы обеспечить полный контроль над планером. Вначале они экспериментировали со змеем-бипланом , пробуя те или иные идеи на нем. Затем уже они перешли на создание планеров. Работы продолжались с 1900 по 1903 год , с переменным успехом.

Братья Райт.

Все опыты совершал Уиллбур. Именно он непосредственно управлял планером . Они испытывали систему перекашивания крыла. Пилоту же приходилось лежать на нижнем крыле, что решало проблему с аэродинамическим сопротивлением.

Правда, не все проблемы при этом были решены. Планер терял скорость. Зато эффект парашюта помогал летчику приземляться безопасно.

Они стали производить опыты с помощью аэродинамической трубы. Это было необходимо для правильного расчета подъемной силы. Благодаря этому, было совершено открытие эффективности более длинных и узких крыльев. С точки зрения аэродинамических характеристик, они были лучше, чем широкие.

Братья разработали новый планер, уже опираясь на прошлые опыты. У него уже был вертикальный, жесткий руль, который помогла ему не отклоняться от заданного курса. Также более совершенная форма крыла позволила совершать более .

Они открыли и назначение вертикального руля . Он помогал выровнять планер во время кренов и порывов ветра.

8 октября 1902 года у них получилось достичь полного контроля над планером. Так родилась и система управления самолетом по трем осям . Это и привело их к мысли о создании воздушного аппарата именно с двигателем.

Создание аппарата с двигателем

К 1903 году они начали разработку новой модели. Он был выполнен из излюбленного материала — ели, так как этот тип дерева — легкий, но при этом крепкий. Пропеллеры тоже были сделаны из него. Что касается двигателя, то его изготовили в магазине велосипедов братьев.

Пропеллер был выполнен из трех кусков ели, склеенных между собой. Его КПД составлял целых 66%. Современные же исследования показали, что он составлял даже 85%.

Сами они не могли найти подходящую компанию, где можно было бы спроектировать нужный двигатель. Поэтому обратились к механику, работающему в их магазине, Чарли Тейлору . Многие из его частей были выполнены из алюминия с целью уменьшения веса двигателя , а цепь была изготовлена на производстве, специализирующемся на сверхпрочных цепях для машин. Конечно, по современным меркам он был примитивен. Но если учесть, что братья опирались только на свой опыт, на тот момент он был революционным.

Его размах крыла составлял 12 м, а весил 283 кг. Двигатель имел мощность в 9 ВТ, весом в 77 кг.

Первый самолет братьев Райт 1903 года получил название Flyer 1 .

Испытания самолета

Первый раз взмыл в воздух 14 декабря 1903 года . Однако, почти сразу он упал. Уиллбур писал, что причиной послужил недостаток опыта и небольшая ошибка. Успешными стали полеты, которые были произведены чуть позже — через три дня.

Макет Флайера 1.

Самолет смог преодолеть 36,5 м за 12 с. Именно он фигурирует на фото самолета братьев Райт. Следующие разы оказались еще более успешными — самолет смог пролететь 52 и 60 метров, над 3 м над землей.

Над полетами наблюдали 5 человек , поэтому они считаются еще и публичными.

После проведенных испытаний, братья больше не использовали его. Они отвезли его домой. В дальнейшем же он был передан Британскому музею. Оттуда же его перевели в Смитсоновский институт.

Двигатель

Братьям Райт для своего самолёта также требовался двигатель. Они написали нескольким изготовителям двигателей, но ни один из них не смог удовлетворить их требования к весу авиационного двигателя. Они обратились к механику их магазина, Чарли Тэйлору , который построил двигатель через шесть недель при постоянных консультациях с братьями. Чтобы вес двигателя был достаточно низким, его основные части были сделаны из алюминия, что было редкостью в то время. Двигатель Райт-Тэйлора был примитивным вариантом современных инжекторных систем , он не имел ни карбюратора , ни топливного насоса . Бензин стекал под своим весом в картер через резиновую трубку из топливного бака, установленного на распорке крыла.

Полёты

Первую попытку взлёта на самолёте совершил Уилбер 14 декабря 1903 года , выиграв в орлянку право первым взлететь, однако самолёт упал сразу после взлёта, «Флайер-1» при этом незначительно пострадал. В письме к семье Уилбер писал, что испытание принесло «только частичный успех», констатируя, что «мощности вполне достаточно, и если бы не пустяковая ошибка и не недостаток опыта с этой машиной и этим методом старта, машина несомненно полетела бы красиво» . После ремонта братья Райт наконец поднялись в воздух 17 декабря , совершив два полёта, каждый от уровня земли при встречном ветре скоростью 43 км/час. Первый полёт совершил Орвилл, он пролетел 36.5 метров за 12 секунд, этот полёт был зарегистрирован на известной фотографии. Следующий полёт совершил Уилбер , пробыв в воздухе 13 секунд, и преодолев расстояние в 53 метра. Третий полёт имел продолжительность 15 секунд и дальность 60,5 метра. Высота этих полётов была около 3 метров над уровнем земли . Запись Орвилла Райта о последнем полёте в этот день:

Сразу же после полудня Уилл отправился в четвёртый, и последний, полёт. Машина делала скачки вверх и вниз, как прежде, но к моменту, когда она пролетела 300 футов, Уилл почувствовал, что она управляется намного лучше и движется замечательно ровно. Это происходило до тех пор, пока аппарат не достиг небольшого пригорка, находившегося на расстоянии около 800 футов от места старта. В это время вновь началась килевая качка, и в один из моментов пикирования машина врезалась в землю. Пройденное расстояние в этом полёте составило 852 фута, время полёта - 59 секунд. Рама переднего руля была сильно повреждена, но главная рама не пострадала совсем. Мы оценили, что машина может быть приведена в удовлетворительное состояние для полётов снова через день или два.

Оригинальный текст (англ.)

Wilbur started the fourth and last flight at just about 12 o"clock. The first few hundred feet were up and down, as before, but by the time three hundred feet had been covered, the machine was under much better control. The course for the next four or five hundred feet had but little undulation. However, when out about eight hundred feet the machine began pitching again, and, in one of its darts downward, struck the ground. The distance over the ground was measured to be 852 ft; the time of the flight was 59 seconds. The frame supporting the front rudder was badly broken, but the main part of the machine was not injured at all. We estimated that the machine could be put in condition for flight again in about a day or two.

Свидетелями полётов были пять человек: Адам Этэридж, Джон Дэниелс и Уилл Дуг из береговой команды спасателей; бизнесмен области У. С. Бринкли; и Джонни Мур, деревенский мальчик, что позволяет считать эти полёты первыми публичными полётами. Оператор телеграфа, передававший телеграмму их отцу, стал источником утечки информации против желания братьев, и весьма неточные сообщения появились в нескольких газетах на следующий день .

После того, как мужчины отбуксировали Флайер обратно после его четвёртого рейса, мощный порыв ветра переворачивал его несколько раз, несмотря на попытки предотвратить это. Сильно повреждённый, самолёт больше не поднимался в воздух.

Публикации в прессе привлекли внимание известных бизнесменов братьев Годфри и Сэмюэла Каботов. Годфри Кабот послал братьям Райт поздравление и попросил подробно описать машину. Получив ответ, Годфри отправил сообщение своему дальнему родственнику, сенатору от шт. Массачусетс Генри Каботу Лоджу , близкому другу президента Теодора Рузвельта . Лодж, в свою очередь, передал сведения о машине Райтов в министерство обороны, но результата это не возымело .

Судьба самолёта

В данный момент самолёт выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики . Однако этому предшествовали споры и судебные разбирательства между Братьями Райт и Смитсоновским институтом из-за отказа последнего признать приоритет первого полёта за Братьями Райт.

Тактико-технические характеристики

Телеграмма отцу от Орвилла Райта из Китти-Хоук, штат Северная Каролина, с сообщением о четырех успешно совершенных полетах, 17 декабря 1903 г.

Технические характеристики Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 48 км/ч
Поделиться: