Анри Дюнан — основатель Движения Красного Креста. Жан Анри Дюнан

"Я просто верю в Бога, как это делали в первом веке нашей эры, когда еще не существовало церкви"
Потом вмешалась политика с бизнесом и идейных выкинули на помойку. Потом они снова вмешались и именем стало выгодно торговать.

Оригинал взят у shatff в В этот день… 8 мая – 2

О Красном Кресте - и Анри Дюнане

...С военными событиями связана сегодня и другая важная дата - Всемирный День Красного Креста и Красного Полумесяца; именно 8 мая 1828 года родился основатель этого общества, швейцарец Анри Дюнан… Прямо скажем - судьба (и окружающие) обошлись с этим человеком на редкость несправедливо… (Потому выбор даты звучит запоздалым извинением - в конце концов, Дюнан был самым энергичным, но - «одним из» основателей… Точно так же он, к закату жизни, станет «одним из» лауреатов первой Нобелевской премии мира...) Впрочем - по порядку.

…Выходец из богатой семьи, Дюнан, тем не менее, с юности был неравнодушен к тяготам бедняков. (Возможно, сказался опыт отца - тот входил в правящий Женевский совет, и, среди прочего, отвечал за надзор над сиротскими приютами). Так или иначе - до двадцати пяти Анри успеет побывать волонтёром разных благотворительных организаций - но потом воодушевится бизнес-проектом в Северной Африке. С финансами и землёй проблем не возникло - однако, для будущих тучных пастбищ требовалось водоснабжение, а колониальные чиновники, как водится, разведут волокиту…

…Подходящим решением показалось обратиться «на самый верх» - то есть к французскому императору. Итак - из Алжира Дюнан отправляется… нет, не в Париж - а в Италию, где Наполеон III в то время воевал с австрийцами. Судьба приводит Анри на поле битвы при Сольферино … тогда, в одном из самых кровопролитных сражений века, потери обеих сторон превысят сорок тысяч человек… Потрясённый Дюнан вспоминал позже: «Австрийские и союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками».

…Иной поспешил бы унести ноги подальше - но швейцарец бросается спасать раненых австрийцев от мести победителей с криком: «Они ваши братья!..» На удивление, его услышат - и Дюнан неожиданно становится своего рода координатором - он разыскивает врачей, добывает продовольствие, собирает добровольцев… совершенно забыв о цели своего визита!..

…Книга «Воспоминание о Сольферино» приносит Дюнану европейскую известность; вскоре ему удаётся уговорить Женевское общество благоденствия сформировать Международный Комитет помощи раненым - а тот, в свою очередь, начинает подготовку международной конференции, которая пройдёт в Женеве уже в октябре 1863-го… Благодаря благородной настырности Дюнана, прибудут представители четырнадцати стран - именно здесь он предложит красный крест, как отличительный знак для медперсонала; в итоговых положениях от 29 октября 1863 года будет записано: «Во время войны воюющие государства должны провоз-глашать нейтралитет санитарных повозок и военных госпиталей, а также полностью и совершенно нейтраль-ными должны быть признаны официальный санитарный персонал и добровольный медицинский персонал, жители страны, приходящие на помощь раненым, и сами раненые».

…Развивая успех, Комитет пяти (по количеству членов) созывает новую конференцию - которая и предложит «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны» от 22 августа 1864 года. Первоначально эти десять статей примут всего двенадцать стран - но Европа в те годы постоянно воюет… первые же результаты быстро увеличат список участников. (Россия присоединится в 1867-м).

…Дюнан находится на вершине славы… увы, одновременно его заброшенный бизнес приходит в полный упадок - вдобавок, банкротится банк, где он числился членом правления. Неожиданно миротворец оказывается не только нищим - но и должником! …Казалось бы, столь заметный человек, принимаемый при европейских монарших домах, вправе, в свою очередь, рассчитывать на деятельную помощь?.. Удивительным образом, этого не происходит… более того, Дюнана начинают сторониться родственники - и даже члены собственного Комитета!.. В 1867-м, видя такое охлаждение, он подаёт в отставку с должности секретаря… президент Гюстав Муанье с явным облегчением отвечает: «Сообщить ему, что не только принимается его отставка, но и что он не является более членом Комитета». Вот так…

Изгнанный и забытый, Дюнан продолжит странствовать по миру - падая от голода во время выступлений, подкрашивая обтрёпанные манжеты мелом… но - продолжая развивать свои идеи... Меж тем Красный крест рос и креп - отдельно от своего создателя, который, в конечном счёте, осядет в богадельне швейцарского городка Хайден… Это продлится, без малого, тридцать лет - пока в 1895 году на Дюнана случайно не наткнётся журналист Георг Бумбергер. Статья становится сенсацией - уже через год весь мир торжественно празднует день рождения патриарха; ему снова пишут монархи (и даже папа римский); правительства и различные организации собирают средства - венцом становится упомянутая Нобелевская премия в 1901-м…

PS: …на вручение которой больной Дюнан не поедет - а деньги передаст на благотворительность. Осыпанный почестями, он умрёт в 1910-м, восьмидесяти двух лет… при этом - отказываясь не только покинуть свой приют, но и общаться с визитёрами... В конце жизни старик завещает «закопать себя, как собаку», добавив: «Я просто верю в Бога, как это делали в первом веке нашей эры, когда еще не существовало церкви». …Что касается его детища, то в состав Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца ныне входит 186 национальных обществ с общим бюджетом в… Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 8 мая 1951 года родился Филип Бейли - с 1972 года вокалист введённой в Зал славы рок-н-ролла американской команды «Earth, Wind & Fire».

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств. Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции - императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, - рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими... Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это... не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах... Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых». Тела погибших погребают в течение трех дней.

Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника - и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти». «Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны. «Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!.. Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми намерениями». «...Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах Сольферино 24 июня, несчастные не оставались бы по несколько часов без помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться, невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем через два месяца открывается первое Общество помощи в

Вюртенберге. В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Макленбурге, Испании и Германии.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

Из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его секретарем до 1867 года, дальше продолжает действовать практически в одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось. В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.

Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому образу.

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором компании против работорговли. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле.

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он, лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

Дюнан умирает 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату.

Основополагающие принципы Движения Красного Креста

Гуманность . Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность . Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремиться облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость . Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность . В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство . В стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность . Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Международное движение Красного Креста
на сегодняшний день

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК) , созданный в 1863 году, - основатель движения Красного Креста. Штаб-квартира МККК находится в Женеве, его отделения есть практически во всех странах, где существуют национальные общества Красного Креста. МККК занимается в основном вопросами общей организации и координации.

2. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП) . Федерация, основанная в 1919 году, оказывает помощь и поддержку национальным обществам Красного Креста, разрабатывает и осуществляет программы по оказанию международной помощи при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т. д.

3. Национальные общества Красного Креста . Существуют более чем в 170 странах мира (в арабских странах, Пакистане, Афганистане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане - общества Красного Полумесяца, в Иране - Общество Красного Льва и Солнца). Национальные общества помогают своим правительствам, осуществляя программы оказания помощи во время вооруженных конфликтов, при стихийных бедствиях, оказывают гуманитарную помощь и т. д.

Если вы хотите сделать подарок своей любимой девушке, жене, сестре или подруге, но затрудняетесь с выбором, то вам на помощь придет сайт интернет магазина «Два Халата» - 2halata.ru. В огромном каталоге представлена женская одежда от самых известных мировых брендов, все виды и на все сезоны.

Жан Анри Дюнан

Биография Жана Анри Дюнана - это, без сомнения, одна из самых необычных историй, какие только можно найти. Это биография человека, который был самым большим неудачником и в то же время пользовался самым широким признанием в новейшей истории. Это биография человека, которому доводилось и обедать за королевскими столами, и питаться объедками с бродягами, кто был одним из самых упрямых и своекорыстных людей в мире, но в то же время больше, чем любой другой влиятельный человек, проявил жалости и сострадания к своим современникам.

Жизнь этого человека, полная неожиданных перемен и, на первый взгляд, противоречивая, охватывает период Европейской истории с 1828 по 1910 год, наполненной романтикой и кровопролитием. Дюнан провел свое детство в роскошной и богатой среде в Женеве, Швейцария. Его семья имела достаток и общественное положение, отец был городским советником по вопросам земельной собственности. Кроме того, родители Дюнана ревностно посещали церковь, и Дюнан, широкоплечий, рыжеволосый семнадцатилетний юноша, вскоре стал искать для себя ответы на духовные вопросы. Что значит быть христианином? Как может человек познать Бога? В чем смысл жизни?

В 1816 году на должность пастора в Женеве был назначен молодой энергичный евангельский проповедник, который сумел завоевать сердца горожан. Это был пастор Луи Госсен. Он проповедовал в большой церкви, которая была до отказа наполнена людьми. Здесь, теснясь среди прихожан, юный Анри Дюнан регулярно слушал проповеди, указывающие на необходимость личного обращения ко Христу, и эти проповеди произвели на него глубокое воздействие. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он стал благочестивым христианином и посвятил Христу свою жизнь и будущее.

Дюнан не терял времени в поисках возможностей для распространения своей новообретенной веры среди других. Каждое воскресенье в два часа дня он входил в мрачные железные ворота городской тюрьмы и посещал заключенных в камерах, рассказывая им о том, как он нашел Спасителя. Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора была необходимость в искании Господа. В скором времени на эти прогулки стало собираться больше сотни молодых людей. Каждая прогулка заканчивалась собранием, которое Дюнан проводил у себя в доме, где в окружении белых колонн и отделанных темным деревом стен большого приемного зала его отца многие из его друзей нашли путь к Богу.

Эти собрания затем были преобразованы в первый Швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА), и впоследствии родители многих молодых людей, ездившие на работу или учебу в другие части Европы, стали проводить там для молодежи такие же собрания. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА. Организовывая эти многочисленные молодежные собрания, он был столь полон энергии, что один из его сотрудников писал: "Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия. Он знал, как связать разорванные нити, как вернуть ушедших, как вдохновить ослабевших и ободрить малодушных." Будучи еще молодым христианином, Дюнан, в сущности, стал основателем и главным руководителем Европейского ИМКА.

Организаторские и дипломатические способности Дюнана были замечены также и в банке, где он работал, и его повысили в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Здесь, став главой регионального филиала одного из крупнейших международных банков, Дюнан оказался в новой стране с богатыми перспективами, которая раньше управлялась фанатичными племенными вождями, но теперь находилась под властью Франции. Он поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке земли площадью в 20 000 гектар.

Хотя Дюнан жил в зажиточной женевской семье, богатство не избаловало своих владельцев. Личные растраты были всегда ограниченными, а потакание своим желаниям и расточительность принципиально не одобрялись. Однако в покоренном Францией Алжире богатство означало роскошь, положение, власть и обладание огромной собственностью. В сердце Дюнана разразилась борьба, поскольку он мечтал о богатстве, но в то же время пытался чтить своего Господа и жить для Него. Он продолжал посещать в Европе собрания в своем ИМКА и жить более или менее соответственно стандартам верующего в Библию христианина, но стал допускать мысль, что не потерпит большого вреда, если чуть-чуть удовлетворит свои амбициозные желания добиться большего богатства.

Вразрез со своим служебным положением, Дюнан решил заняться собственным бизнесом, и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Такой "маленький шаг" стоил ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании, и он с головой окунулся в поиски счастья, как частный делец в Алжире. Постепенно им полностью завладело амбициозное желанием успеха и богатства, и его сердце охладело по отношению к Богу. Воспоминания юности ушли на задний план, и он посвятил все силы ума на созидание своего дела.

Еще работая в банке, Дюнан вращался в очень высоких кругах общества. Он был знаком со многими богатыми и влиятельными людьми, в том числе с таким могущественным человеком, как генерал Д е Бофорт, начальник штаба Наполеона III. Благодаря этим многочисленным связям, он смог получить многие тысячи франков инвестиций для своих Алжирских поместий, за которые он должен был выплачивать 10% годового дохода. Он в спешном порядке построил новейшие мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит также и столь необходимое разрешение на постройку водопровода. Однако ни дипломатические способности, ни сильные связи не смогли поторопить французские власти в Алжире дать ему право на пользование водой, в которой он столь отчаянно нуждался. Без воды он никак не мог пустить в дело свои поселения, а проценты инвесторам все равно надо было платить.

Прошел год разочарования и проволочек, и Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III. На то время Наполеон решил оказать помощь Италии в возвращении территории, занятой Австрией. Франция в союзе с Италией впервые начали войну в "современном" виде, с использованием железной дороги и телеграфа Морзе. Кроме того, впервые корреспонденты наблюдали за ходом конфликта, и передавали редакциям своих газет драматические репортажи.

Военные действия начались на итальянской земле, где французы одержали быструю победу над австрийской армией. Дюнан решил добиться приема у Наполеона III в то время, когда он командовал своими войсками в Италии. Ожидать, пока император возвратиться домой, означало бы для него банкротство. Дюнан рассчитывал сначала завоевать благорасположение императора преподнесением подарка - написанной им самим книги об императоре, изобилующей лестью в адрес Наполеона по поводу его заслуг и планов в международном масштабе. Ну, а уже затем он воспользовался бы случаем объяснить, как его алжирские поселения пришли в упадок из-за проволочек местных властей, не торопящихся дать ему разрешение на постройку водопровода.

Дюнан пошел на передовую в поисках своего друга, генерала Д е Бофорта, который показал ему, как найти штаб Наполеона. А в это время войска готовились к большой битве, которая намечалась возле Сольферино, в окрестностях Брескии, где Наполеон приготовил к бою 150000 солдат и 400 пушек. Войска австрийского императора Франца Йозефа, в составе 170000 солдат и 500 пушек, располагались в горах. Они занимали горные укрепления Сольферино. В общей сложности, более 300000 человек были выставлены друг против друга на протяжении десятикилометровой линии фронта.

Дюнан прибыл на передний край поля битвы на рассвете 24 июня 1859 года. В 6.00 австрийская пехота начала наступление на передовую линию французов. Полчища солдат в белых мундирах двинулись вперед, неся огромные знамена с имперским орлом. Засигналили трубы, забили барабаны, и громоздкая линия французов также двинулась вперед, встречая рассвет солнца драгунскими и уланскими доспехами.

Для Дюнана все это казалось похожим на игру: белые дымки выстрелов, трескотня мушкетов, и тысячи разноцветных мундиров. Но неожиданно эта игра превратилась в жесточайшее кровопролитие. Солдаты кинулись врукопашную, со штыками наперевес, и начали колоть, кричать, резать и убивать друг друга. Люди падали сотнями, как в рукопашном бою, так и от шквального огня мушкетов и пушек, обрушившегося с горных укреплений. Когда пехота выдохлась, в бой выступила кавалерия, проносясь над распластанными, корчащимися телами, а за кавалерией последовала артиллерия на конных упряжках, которая давила и добивала бесчисленное множество раненных. Французы наступали атака за атакой, тщетно пытаясь взять штурмом горные укрепления, занятые австрийцами, но вдруг неожиданно разразилась страшная гроза, и только теперь, под прикрытием ливневого дождя, они прорвались через пушечный заслон и ворвались в Сольферино.

Таким образом, линия обороны австрийцев была прорвана, и они начали отступать. Даже Наполеон был ошеломлен и испуган ценой своей победы, восседая на своем белом жеребце после окончания битвы. Наблюдая за всем происходившим, Дюнан пережил сильнейший шок. Он писал:

"Когда двадцать четвертого числа поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы к Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы... Тела складывали сотнями в огромные братские могилы."

Раненные в бою, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, - в основном молодые люди, - лежали в грязных кровавых лужах, а вместе с ними лежали их разбитые мечты о славе и победе. Дюнан отправился в близлежащий Кастильон в поисках штаб-квартиры Наполеона. Но вместо этого он нашел сотни тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Наполеон, между тем, уже ушел дальше. В оставленном им городе было достаточно пищи, воды и корпии 002 , чтобы ухаживать за раненными, но крестьяне были в панике, и не было врачей, которые могли бы оказать им помощь.

В течение трех дней и ночей Дюнан жил среди этого кошмара, запомнившегося ему на всю жизнь, занимаясь организацией и руководством медицинской помощью среди мертвых и умирающих людей, пострадавших в битве при Сольферино. Он стал известен под именем "человек в белом", которого чтили чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал их раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя.

На четвертый день Дюнан нашел телегу и отправился искать императора. Он все еще желал спасти свой бизнес в Алжире, и для этого ему надо было встретиться с Наполеоном. Наполеона, однако, невозможно было нигде найти, да и его помощь оказалась впоследствии пустым звуком. И вдруг Дюнана охватила сильная тревога. Пережитое в Сольферино и три дня, проведенные с раненными , так сильно разволновали его, что он поневоле остановился, словно в оцепенении. Ничто - даже страх о судьбе бизнеса - не могло вытеснить из его мыслей Сольферино.

Наконец, он сел, взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием "Воспоминание о Сольферино", он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями, и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненным, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Немедленная практическая поддержка этой идее Дюнана пришла от группы влиятельных людей из его родного города Женевы. Примкнувшие к нему отставной генерал, выдающийся юрист и два врача образовали "Комитет пяти" для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительств пр ислать представителей на конференцию. Дюнан между тем поехал на конференцию в Берлин, чтобы получить поддержку своим планам. В Берлине идея гарантии нейтралитета тем, кто оказывает помощь, была дополнена предложением признать нейтральными лицами также и раненных . Дюнан получил приглашение на аудиенцию с королем Саксонским, и завоевал почти всеобщую поддержку. Он посетил нескольких глав европейских государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция. Убежденность и дипломатические способности Дюнана привлекли внимание шестнадцати правительств, четырнадцать из которых прислали делегатов на конференцию.

Но в то время, как Дюнан путешествовал по Европе, содействуя распространению Красного Креста, его проблемы в Алжире стали принимать все более угрожающий характер. Дюнан решил еще раз всецело положиться на своего героя - Наполеона III. Он был уверен, что если удастся попасть к нему на аудиенцию, все трудности будут разрешены. Наполеон как раз собирался нанести официальный визит в Алжир, и Дюнан позаботился о том, чтобы добиться приема. Наконец, наступил день, когда Дюнан, имевший столь легкий доступ к правителям Европы, предстал перед уклончивым императором Франции. Он рассказал ему о Красном Кресте, а затем - о своих трудностях с бизнесом из-за отсутствия в его поселениях воды. К неописуемой радости и удовольствию Дюнана, император пообещал ему помочь, и Дюнан вышел от императора, словно паря на крыльях. Полный оптимизма, он стал вкладывать новые инвестиции и развивать дело дальше. Однако Наполеон не сделал абсолютно ничего, чтобы помочь ему.

Но вот в Алжире началась чума, разразилась война, за ними последовали холера, саранча, землетрясения, засуха и самая суровая зима из известных в тех краях. Поселения Дюнана оказались на грани разрушения. Империя бизнеса, ради которой он оставил своего Бога, должна была скоро развалиться. Однако он закрыл на это глаза, утешаясь слепой надеждой, и решил с новыми силами заняться Красным Крестом, которому предстояло вскоре выдержать первое серьезное испытание на прочность, как организации.

В Пруссии печально известный Бисмарк бросил свою зловещую тень на международную арену. Преодолев возражения короля, он развязал жестокую и ненужную войну против Австрии, в которой столкнулись две армии численностью в четверть миллиона человек каждая. Прусские войска были вооружены винтовками нового образца с затворной частью, что позволило им быстро разгромить австрийскую армию, уничтожив 25 000 человек. Во время этого кровопролития, воюющие армии впервые выполнили условия Женевской конвенции. Прусские бригады Красного Креста смогли безопасно унести всех своих раненых с поля битвы. У австрийцев не было отделения Красного Креста, и в результате их раненые лежали на открытом поле двое суток под проливным дождем, пока их не подобрали прусские спасатели. Это было торжеством Красного Креста, а заодно - и обвинением тем правительствам, которые не захотели организовать оказание помощи для своих раненых.

В то время, когда Дюнана чествовали на банкете, устроенном в Берлине королевскими особами, никто не знал, что его ожидал финансовый крах. Случилось то, что и должно было неизбежно случиться: банк потребовал от него погашения самого крупного превышенного кредита, в результате чего и остальные инвесторы стали требовать возвращения своих денег. Дюнан потерял все свое имущество, плантации, мельницы, дубовые рощи, свинцовые и золотые рудники, а также состояние своей семьи. В Женеве банкротство рассматривалось, как самый наибольший позор, и поэтому Дюнану пришлось жить в Париже, не смея возвращаться домой. Для своих сотрудников в руководстве Международного Красного Креста он стал столь одиозной фигурой, что они были вынуждены лишить его занимаемого поста.

До сих пор жизнь Дюнана была наполнена гениальными взлетами благодаря блестящим идеям, которые, в сочетании с исключительными организаторскими и дипломатическими способностями, обеспечивали ему признание в международном масштабе. Созданный им Красный Крест оставил в мировой истории неизгладимый след. Однако среди всех своих успехов и побед, он всегда балансировал на краю рокового обрыва, ведущего к разорению. Даже в моменты наивысших достижений и признания, его пронизывал страх от нависающей тени краха в сфере бизнеса. А после банкротства у него осталось совсем немного возможностей проявить блеск. Правда, он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться респектабельным человеком, а когда время от времени происходили военные конфликты, требовалась его помощь в организации действий Красного Креста, что спасало его от забвения, но клеймо неудачника ограничивало даже и эти скромные возможности быть полезным для общества.

Во время крупной войны между Францией и Пруссией, когда Бисмарк обрек позорному преследованию Наполеона III, Дюнан предпринял рискованный тайный побег из осажденного Парижа, с целью начать дипломатические переговоры с немцами. Если не принимать в расчет подобные короткие моменты известности, Дюнан был отжившим свое человеком. Как-то однажды он приехал в Англию в поисках новой карьеры, но все двери оказались для него закрытыми, и он был рад предложению работать по продаже новоизобретенных органов, приводимых в действие газом.

Вернувшись в Париж, в возрасте всего лишь пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. У него не было ни денег, ни друзей, и часто он был не в состоянии платить даже за самый простой ночлег. Он проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным Парижским улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого и своим бедственным финансовым положением. В конце концов, Жан Анри Дюнан опустился на самое дно человеческого общества. Он оставил Бога своей юности, и возложил свои надежды на богов этого мира. Он стал преданным и усердным слугой главных движущих сил материализма - богатства и положения. Он поверил в свою собственную гениальность и способности, и положился во всех своих мирских делах на императора. Но когда пришло время получить от этого суетного мира то, что он ему сулил, мир изменил ему и предал его забвению.

И тогда, отвергнутый миром и забытый друзьями, Дюнан, наконец, снова обратил свои надежды к тому Другу, Который однажды сказал: Не оставлю тебя, и не покину тебя. Уйдя от суеты земных успехов и неудач, он возвратился к своему Господу и Спасителю с мольбой о прощении и обновлении чувства духовной жизни и мира. Он возложил грехи своей своекорыстной жизни на крест Голгофы, и всем сердцем поверил, что Спаситель понес на Себе его вину и наказание.

Дюнан молился словами царя Давида, записанными в Псалме 24: Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Т воей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! И когда он заново отдал свою жизнь Христу, к нему вернулась радость хождения и общения с Ним. Блудный сын вернулся домой.

Дюнан был уже в преклонном возрасте, когда мир снова вспомнил о нем. Школьный директор из маленького городка в Швейцарских Альпах вдруг узнал, что этот милый почтенный старец с длинной белой бородой, проживающий в местном приюте - никто иной, как давно забытый основатель Красного Креста. Один из швейцарских журналистов заинтересовался этим делом, и вскоре история о Дюнане стала новостью номер один во всем мире. Новость была подхвачена с шумным восторгом, и вскоре дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Несомненно, возвращение из забвения и Нобелевская премия значили для Дюнана многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа, и как награду - общение с Ним.

Общество Красного Креста появилось после попыток Дюнана спасти свой бизнес.

Жан Анри Дюнан был уже в преклонном возрасте, когда мир снова вспомнил о нем. Отвергнутый всеми и забытый друзьями милый почтенный старец доживал свои дни в приюте для престарелых. Неожиданно благодаря одному швейцарскому журналисту история Дюнана стала новостью номер один во всем мире. Дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Это было в 1901 году. Сегодня дело Дюнана продолжает жить, но мало кто знает, что этот необычный человек был инициатором создания не только Красного Креста…

Красный Алмаз

Сегодня Дело Жана Анри Дюнана живет и обзаводится новыми эмблемами. Недавно мир облетела весть, что в конце 2005 года в Швейцарии представителями 192 стран был подписан документ, который вводит в официальное обращение третий официальный символ Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца - Красный Кристалл. Теперь, работая в христианских странах, Комитет будет использовать Крест, в мусульманских - Полумесяц, в Израиле - Алмаз. И не чьи религиозные чувства не будут задеты.

К слову сказать, красный крест, который как символ существует уже более полутора столетия, не имел никакого отношения к христианскому кресту. Но определенные предпосылки считать его христианским были. Дело в том, что в качестве символа новой организации был выбран швейцарский флаг, на котором просто поменяли цвета. Но крест на швейцарском флаге появился именно как символ воинов-христиан Средневековья. Поэтому для того, чтобы к международной благотворительной организации могли присоединиться мусульманские страны, в свое время пришлось ввести второй знак - Красный Полумесяц. Теперь специально для Израиля принята еще одна эмблема - Красный Кристалл.

Мечты Дюнана-бизнесмена

Жан Анри Дюнан - с одной стороны большой неудачник, с другой пользовался большим признанием в новейшей истории. Ему доводилось обедать за королевскими столами, и питаться объедками с бродягами. Дюнан - один из самых своекорыстных людей, и в то же время он больше, чем какой-нибудь другой влиятельный человек, проявил жалости и сострадания к своим современникам.

Однажды руководство банка, в котором работал Дюнан, заметив его организаторские и дипломатические способности, повысило его в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Так он оказался в стране с богатыми перспективами, где стразу же поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке в 20 тысяч гектар.

В разрез со своим служебным положением, Дюнан решил заняться собственным бизнесом и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Это стоило ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании, после чего он с головой окунулся в поиски счастья как частный делец в Алжире.

Благодаря своим связям, он смог получить многие тысячи франков инвестиций для своих Алжирских поместий, за которые должен был выплачивать 10 процентов годового дохода. Он в спешном порядке построил суперновые мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит и разрешение на постройку водопровода, который для его бизнеса нужен был как воздух. Однако французские власти в Алжире не торопились дать ему право на пользование водой. Без воды он никак не мог пустить в дело свои поселения, а проценты инвесторам все равно надо было выплачивать.

Через год разочарований и проволочек Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III.

Три дня, изменившие все

В это время Наполеон командовал своими войсками в Италии в войне против Австрии. Ожидать, пока император возвратится домой, для Дюнана означало банкротство, и он отправился прямо на фронт. Он рассчитывал сначала завоевать благорасположение императора преподнесением подарка - написанной им самим книги об императоре, изобилующей лестью в адрес Наполеона по поводу его заслуг и планов в международном масштабе. Затем он воспользовался бы случаем объяснить, как его алжирские поселения пришли в упадок из-за проволочек местных властей.

В это время войска готовились к большой битве возле Сольферио. Наполеон приготовил к бою 150 тысяч солдат и 400 пушек, а его противник австрийский император Франц Йозеф - 170 тысяч солдат и 500 пушек. В общей сложности, более 300000 человек были выставлены друг против друга.

Дюнан прибыл на передний край битвы на рассвете 24 июня 1859 года. Как раз австрийская пехота начала наступление на передовую линию французов. Затрубили трубы, забили барабаны, началась битва.

Сначала для Дюнана все это казалось похожим на игру: белые дымки выстрелов, трескотня мушкетов и тысячи разноцветных мундиров. Но неожиданно эта игра превратилась в жесточайшее кровопролитие. Солдаты кинулись врукопашную и начали колоть, кричать, резать и убивать друг друга. Люди падали сотнями. Когда пехота выдохлась, в бой выступила кавалерия, проносясь над распластанными, корчащимися телами, а за кавалерией последовала артиллерия на конных упряжках, которая давила и добивала бесчисленное множество раненных. Дюнан пережил сильнейший шок.

Когда на следующий день поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы.

Раненые, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, лежали в грязных кровавых лужах. Дюнан отправился в близлежащий Кастильон в поисках штаб-квартиры Наполеона. Но вместо этого он нашел сотни тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Не хватало врачей, которые могли бы оказывать им помощь.

Дюнан не смог просто так покинуть этот ад. В течение трех дней и ночей он занимался организацией и руководством медицинской помощью пострадавших в битве. Здесь он стал известен под именем "человек в белом", которого чтили чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал их раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя. Эти три дня он запомнил на всю жизнь.

Торжество Милосердия

На четвертый день Дюнан снова отправился искать императора, надеясь спасти свой бизнес. Поиски оказались бесплодными. Но во время их Дюнана не покидали мысли о пережитом. Даже страх о судьбе бизнеса не мог вытеснить эти мысли. Тогда он взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием "Воспоминание о Сольферино" он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненным, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Его поддержала группа влиятельных людей из Женевы, которые образовывали "Комитет пяти" для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительство прислать представителей на конференцию. Дюнан посетил нескольких глав европейких государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция.

Вскоре новой организации предстояло выдержать первое серьезное испытание на прочность. Пруссия развязала жестокую и ненужную войну против Австрии, в которой столкнулись две армии численностью в четверть миллиона человек каждая. Во время этого кровопролития воюющие армии впервые выполнили условия Женевской конвенции. Прусские бригады Красного Креста смогли безопасно унести всех своих раненых с поля битвы. У австрийцев не было отделения Красного Креста, и в результате их раненые лежали на открытом поле двое суток под проливным дождем, пока их не подобрали прусские спасатели. Это было торжеством Красного Креста и обвинением тем правительствам, которые не захотели организовать оказание помощи для своих раненых.

Дюнан-неудачник

В то время, как дело Красного Креста начало преуспевать, бизнес Дюнана стал разваливаться.

Встретиться с Наполеоном III ему все же удалось. Это случилось, когда император нанес официальный визит в Алжир. Наполеон пообещал помочь Дюнану, однако не сделал абсолютно ничего.

Империя бизнеса Дюнана оказалась на грани разрушения, и он был разорен. Банк потребовал от него погашения самого крупного превышенного кредита, остальные инвесторы стали требовать возвращения своих денег. Дюнан потерял все свое имущество, плантации, мельницы, дубовые рощи, свинцовые и золотые рудники, и состояние своей семьи.

Дюнан-христианин

Еще в 17 лет Дюнан начал искать для себя ответ на вопросы: как можно познать Бога? В чем смысл жизни? Что значит быть христианином? В 18 лет Дюнан уверовал в Бога и сразу же начал посещать заключенных в тюрьмах, рассказывая им о том, как он нашел Бога.

Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора были вера и Бог. В скором времени в таких прогулках стали участвовать более сотни молодых людей. После каждой прогулки Дюнан приглашал всех к себе домой, где происходили специальные собрания, которые потом были преобразованы в первый швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА). Такие союзы впоследствии стали появляться и в других частях Европы. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА.

Организовывая многочисленные молодежные собрания, он был настолько полон энергии, что один из его сотрудников писал: "Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия".

Впоследствии Дюнан охладел к вере, т.к. постепенно им полностью завладело амбициозное желание успеха и богатства. Воспоминания юности ушли на задний план, и он посвятил все силы ума на созидание своего дела.

После разорения в Алжире, у него осталось совсем немного возможностей проявить блеск. Некоторое время он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться респектабельным человеком. Как-то однажды он приехал в Англию в поисках новой карьеры, но все двери оказались для него закрытыми, и он был рад предложению работать по продаже новоизобретенных органов, приводимых в действие газом.

Вернувшись в Париж в возрасте пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. Дюнан проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого. И тогда, отвергнутый миром и забытый всеми, Он снова обратил свои надежды к Богу, как блудный сын из евангельской притчи.

Позже мир снова вспомнил о нем. Дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Возвращение из забвения и Нобелевская премия, конечно же, значили для него многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа.

8 мая отмечается Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца. Это день рождения основателя Международного общества Красного Креста, швейцарского гуманиста, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии Анри Дюнана.

Швейцарский предприниматель и общественный деятель, Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в состоятельной семье.

В 18 лет Дюнан присоединился к популярной в то время в Женеве евангелистской организации «Пробуждение». Позже он принимал активное участие в работе Христианской ассоциации молодежи (ИМКА).

Понимая, что средства к существованию невозможно получить одной лишь благотворительностью, Дюнан начал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии. Продолжая и свою благотворительную деятельность, он основал отделение ИМКА в Алжире.

В 1859 году Дюнан решил начать собственное дело, обзавелся обширным участком земли в Алжире, где рассчитывал разводить скот и заниматься земледелием.

Во время австро‑итало‑французской войны в 1859 году Дюнан, оказавшись свидетелем сражения при Сольферино (24 июля), помогал спасать раненых. Свои впечатления он описал в книге «Воспоминания о Сольферино» (Un Souvenir de Solfrino, 1862), в которой выдвинул проект организации международного комитета помощи раненым.

Книга оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану стали приходить письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве был организован небольшой комитет по созданию добровольных обществ помощи раненым, в котором Дюнан занимал должность секретаря. Он рассылал письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречался со многими из них. Благодаря его усилиям 26 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве.

Они подписали договор, известный как Женевская конвенция, в который вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи).

В 1963 году вышла книга Анри Дюнана под названием «Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки».

В 1864 году Анри Дюнан, выступавший в поддержку европейских евреев, которые стремились вернуться в Палестину, основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине.

В поисках средств для этого предприятия Дюнан учредил в 1876 году Общество сирийской и палестинской колонизации.

Поглощенный своей гуманитарной деятельностью, он забросил свой алжирский бизнес и в 1867 году обанкротился.

В 1871 году, во время франко‑прусской войны, Дюнан основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США.

В 1874 году Анри Дюнан стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе было запрещено законом, в 1875 году британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества, Дюнан организовал акции протеста, и новые инструкции были отменены.

Обанкротившийся Дюнан жил в уединении, появляясь в свете нечасто. Для сбора средств в пользу Всемирного альянса он некоторое время читал лекции в Англии. Забытый друзьями, он поселился в Южной Англии, хотя некоторое время прожил в Париже, где состоял секретарем Французского общества друзей мира Фредерика Пасси. Затем вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне в поисках пропитания. В 1892 году он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

После долгих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер; его интервью с Дюнаном было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначила ему небольшую пенсию, ему было предложено сотрудничество с пацифистским журналом.

Поделиться: