Преподобный антоний дымский. Житие преподобного антония дымского

Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, родился в Великом Новгороде в середине XII века (около 1157 года) у благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении. Уже в детстве будущий подвижник был отмечен особой печатью избрания от Бога. Он избегал детских игрищ и смехотворства, удалялся мирского общения и усердно прилежал молитве. От юности он имел обыкновение ежедневно посещать храм Божий.

Однажды летом святой отрок пришел в храм и во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16,24). Слова Господа Иисуса Христа коснулись сокровенной глубины сердца богобоязненного юноши. В них он услышал призыв к жизни иной, вскоре после этого юноша оставил родительский дом и отправился в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода.

Припав к ногам настоятеля, ревнитель иноческих подвигов молил принять его к себе. Он рассказал о дивном откровении в храме. Прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил вскоре облечь в ангельский образ. Послушник был наречен именем Антония, в память Антония Великого, основателя православного монашества (+356 г., 17 января).

У ног Преподобного Варлаама инок Антоний возрастал «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. После кончины Преподобного Варлаама смиренномудрый Антоний, в 1192 году, был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Он свято исполнил последнее благословение своего духовного отца: со всяким тщанием руководил духовной жизнью братии, утвердил в обители устав, составленный основателем, приумножил число иноков, положил много неусыпных трудов на строительство монастыря, завершил заложенную еще Преподобным Варлаамом каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден и завет учителя исполнен, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов. Великий подвижник тайно отошел из Хутыни, долгое время братия ничего не ведала о местонахождении своего настоятеля.

Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих Тихвинских лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода (где впоследствии в 15 верстах от монастыря возник город Тихвин).

На холме, на северном берегу Дымского озера отшельник ископал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жительствовать в полном уединении. Дни он проводил в трудах, а ночи – в молитве перед очами единого Бога. Утруждая плоть, подвижник носил на главе кованную железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Работая единому Господу, подвижник как «иго благое» терпел летнюю жару и зимнюю стужу, как «бремя легкое» понес множество трудов по устроению обители, как пиво сладкое пил скорби и болезни, с кротостью переносил искушения, мужественно отражал демонические нападения и страхования.

Предание рассказывает, что Преподобный Антоний посреди Дымского озера нашел большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались – камень исчезал под ними, когда опускались – вновь показывался.

Антоний приплывал на лодке к камню и подолгу молился один, стоя на камне среди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озерная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах. Дымский столпник предварил подвиг стояния на камне св. Серафима Саровского и св. Серафима Вырицкого.

Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Множество болящих исцелялось этим благодатным купанием. Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.

В суровых подвигах Антоний провел многие годы. Передававшиеся из уст в уста рассказы о дивных и великих подвигах благодатного отшельника привлекли и других любителей безмолвия. Вскоре на берегах Дымского озера были воздвигнуты первые деревянные кельи. Когда собралось довольно братии «на Дымях», с общего совета было положено основать новый монастырь в честь первоначальника православного монашества – Преподобного Антония Великого.


В подвиге пустынножительства на берегах Дымского озера Преподобный Антоний провел более тридцати лет. Провидя духом свое близкое отошествие ко Господу, настоятель призвал к себе братию и поведал о своем исходе. Чадолюбивый авва преподал последнее наставление братии, всех благословил и каждому дал последнее целование. Перед блаженной кончиной Антоний сподобился приобщиться Святых Таин.

Последний вздох блаженный старец испустил вместе с молитвой, с миром предав свою душу Богу, которого искал и жаждал все дни своей жизни. Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, преставился в лето Рождества Христова 1224-е месяца июня 24 числа. Всех же лет многотрудной жизни его было 67.

Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского в 1330 году, мощи преподобного Антония обретены нетленными (целы и ничем не вредимы) и положены были открыто в раке в Антониевском храме.

В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без мо­литвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.

Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 ян­варя - в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня - в день кон­чины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохраня­лась тяжелая же­лезная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы приби­ты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами препо­добного Антония Дымского.

На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со сло­вами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54, 8).

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ВИД НА ОБИТЕЛЬ С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

В июле прошлого года небольшая группа верующих из Подмосковья совершила паломничество к древним святыням Новгородской земли. Мы посетили Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь и Старую Ладогу с ее древнейшим на Руси Георгиевским храмом. Наш рассказ о паломничестве мы начнем с описания дня празднования памяти преподобного Антония Дымского.

В Тихвин мы прибыли ночью накануне дня памяти святого и остановились на ночлег в доме Антонины Сергеевны Орловой – родной сестры незабвенной нашей прихожанки Марии Сергеевны Трофимовой. Тихвин – это ее родина, она не раз рассказывала, как бывала в детстве на Дымском озере на месте подвигов Преподобного. От Тихвина до Дымского озера – 20 километров.

Рано утром 7 июля мы подъехали к Тихвинскому монастырю, где нам сообщили, что в пять часов утра от главного городского Преображенского собора выступил в Антониев-Дымский монастырь Крестный ход, с приходом которого начнется праздничная служба, назначенная на половину десятого утра.

Подъехали мы как раз вовремя, так как буквально через несколько минут от монастыря отправился к Дымскому озеру автобус с паломниками. Тронулись и мы в путь вслед за автобусом. Вскоре показалось озеро и монастырские строения. Пришло время рассказать или напомнить читателям о святыне, к которой мы прибыли в памятный день 7 июля.

Дымское озеро и находящийся на его берегу Антониев-Дымский монастырь – место подвигов одного из великих подвижников Святой Руси – преподобного Антония. Родился он в Великом Новгороде от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде свел с неба обильный дождь. Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Хутынский монастырь посещали множество паломников и знатных гостей, настоятеля почитали и прославляли по всей Новгородской земле.

Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения его старости. Получив откровение о пути своего спасения, Антоний тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля игуменом братия избрала другого ученика преп. Варлаама – преп. Ксенофонта Робейского. Однажды преп. Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Как сообщает житие преподобного Антония, он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келию со словами псалмопевца: «Се покой мой, зде вселюся во веки». На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился. Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку Антоний носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера прп. Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва выглядывал из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник за много лет предварил подвиги стояния на камне прп. Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Но он также стал единственным святым русской Церкви, совершившим подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода становилась теплой от молитвы старца, так что он в течение всего года не оставлял свой подвиг. Своими молитвами и многолетним стоянием прп. Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам прп. Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

Постепенно люди узнали о подвигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые келии желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь прп. Антония Великого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной. Знаменательно, что престольный праздник этого храма – 24 июня / 7 июля – соединился с памятью самого прп. Антония, скончавшегося в этот день. Почитателем прп. Антония был св. благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что св. Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преп. Антонием Великим, Антонием Дымским и св. Иоанном Предтечей обязательно изображался и св. Александр Невский.

Существует непреложная и глубочайшая духовная связь прп. Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приготовил место сие, призвал в этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери. Тихвинская икона явилась в 1383 году в 15 верстах от места подвигов прп. Антония. И недаром духовная традиция называет Преподобного предтечей этого события. Многие из чудес и явлений прп. Антония совершались совместно с Божией Матерью. Быть может, самое известное из них – исцеление болящего Симеона, которому в тонком сне явился прп. Антоний с Тихвинской иконой Божией Матери. Прп. Антоний шел из Тихвинского монастыря с чашей воды от Царицы Небесной и, окропив ею, исцелил болящего. Русские паломники с самых давних времен уразумели небесную связь прп. Антония и явления Тихвинской иконы. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». Не случайно, что над мощами преподобного постоянно находилась Тихвинская икона. Еще один духовный знак – празднование дня памяти прп. Антония (24 июня / 7 июля) накануне праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июня).

В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли мощи преп. Антония под спудом храма. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера. Мощи преп. Антония с тех пор находились под спудом, а обретенная в водах озера железная шляпа хранилась на раке, установленной над местом погребения мощей.

В смутное время (1611 г.) шведы разорили и сожгли храмы и келии монастыря. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь. В это же время царица-инокиня Дарья Алексеевна (четвертая жена царя Иоанна Грозного), подвизавшаяся во Введенском монастыре Тихвина, пожертвовала на восстановление обители 5 рублей (по тем временам довольно значительная сумма). В царствование государя Алексея Михайловича воздвигли первый каменный храм – во имя прп. Антония Великого с приделом в честь Казанской иконы Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение совершили в престольный праздник монастыря – 17/30 января 1656 года.

В 1764 году после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах обитель закрыли. Соборный храм был приходским в течение 30 лет. 1 сентября 1794 года митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил, сам известный подвижник и насадитель старчества, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом, составленным им собственноручно. Святитель благословил возродить монастырь как Свято-Троицкий Антониево-Дымский. Братство обители составило 30 человек и вплоть до октября 1917 года оставалось неизменным.


Первым настоятелем обители был назначен игумен Тихон. XIX век стал временем расцвета монастыря. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами. В 1860-е годы вышло в свет «Историко-статистическое описание Дымского монастыря» с изложением подвижнического жития преподобного Антония, ставшее основным источником сведений о монастыре. Главной святыней обители оставались мощи прп. Антония, которые находились под спудом монастырского собора в нижнем храме под центральным сводом между приделами Казанской Божией Матери и прп. Антония Великого. Вблизи гробницы на особом аналое лежала железная шляпа основателя обители. Паломники возлагали ее на свои головы, получая по молитвам Дымского чудотворца благодатные утешения и исцеления. В день памяти Преподобного – 24 июня / 7 июля из монастыря совершался крестный ход на Дымское озеро, где происходило освящение воды и общее купание. Этот путь, вымощенный отполированными булыжниками, сохранился и до сего дня.

Последним документом в дореволюционной истории монастыря стала «Ведомость о числе монашествующих…», представленная в Новгородскую консисторию в 1918 году. По ней в монастыре проживали 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные послушники и трудники. Советская власть закрыла монастырь в 1919 году, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор упоминался как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из Тихвина, где уже были закрыты все церкви. Тогда же разорили монастырское кладбище и разобрали на кирпич большинство строений обители. К концу XX столетия на месте большого цветущего монастыря не осталось ни одного храма, ограда исчезла, большинство монастырских зданий были разрушены до основания. На монастырском пепле одиноко высился лишь остов колокольни.

В 1994 году петербургские почитатели прп. Антония изготовили и привезли в разоренную обитель крест с иконой и установили его на дне озера рядом с камнем, на котором молился святой. Впервые после многих десятков лет на берегу озера отслужили молебен с акафистом прп. Антонию, ставший с того дня ежегодным. В следующие годы в день памяти преподобного собиралось все больше и больше паломников. И вот в 1997 году накануне престольного праздника обители – дня прп. Антония Великого (17/30 января) – было подписано решение о передаче оставшихся строений бывшего Дымского монастыря Православной Церкви. А в сам день памяти святого состоялось первое богослужение в возвращенном Церкви монастыре – молебен с акафистом преп. Антонию. Первой зажженной свечой Дымской обители стала обожженная благодатным огнем свеча из Иерусалима. Дымский монастырь был передан Тихвинскому монастырю как приписной скит. Несмотря на огромные трудности в Тихвинской обители, братия приступила и к восстановлению Антониева монастыря. В единственном оставшемся неразрушенным корпусе была отслужена первая за 80 лет Божественная литургия.

В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя прп. Варлаама Хутынского – учителя прп. Антония. Тогда же совершилось и чудесное событие, наполнившее сердца всех любящих Преподобного великой радостью.

Весной братия приступила к восстановлению Троице-Казанского собора монастыря, стоявшего над мощами Преподобного. Начались поиски старых фундаментов, и одновременно с раскопками появилась надежда на обретение мощей преп. Антония. 17 мая 2001 года игумен Тихвинского монастыря Евфимий обратился с прошением на проведение археологических раскопок с целью нахождения места погребения прп. Антония Дымского.


ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО В ОБИТЕЛИ. РАКА С МОЩАМИ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ. 7 ИЮЛЯ 2011 г.

За время работ братия молилась и ежедневно совершала чтение акафиста преподобному. Через 20 дней были обретены мощи основателя обители. Последующие экспертизы полностью подтвердили их подлинность. Впервые за многие столетия православные люди могли приложиться к святым мощам преподобного.

Первая же служба у мощей ознаменовалась чудом исцеления. Один мужчина с болезнью глаз, носивший очки с толстыми линзами, после молитвы перед мощами приложился к ним и тут же стал видеть все без очков. Ставшие ненужными очки он оставил в монастыре как свидетельство чудесного исцеления. Вслед за этим последовали новые чудеса, записанные уже в летописи, ведущейся в Тихвинском монастыре. Вот некоторые из них.


АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. РАКА С МОЩАМИ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

В январе 2001 года паломница из Санкт-Петербурга, страдавшая сильными суставными болями обеих кистей рук и уже потерявшая надежду снять боль, так как лекарства не помогали, окунула руки в прорубь на святом озере. По прибытии домой боль и воспаление полностью прошли, о чем сообщила паломница на следующий день на подворье Тихвинского монастыря в Санкт-Петербурге.
Женщина 50-ти лет исцелилась от болей в позвоночнике после молитвы преподобному и растирания воспаленного участка водой из Дымского озера.

В январе 2002 года во время паломнической поездки произошло исцеление женщины от артрита нижних конечностей. С огромным трудом, преодолевая боль, паломница после молитвы преп. Антонию облила холодной водой (!) больные ноги – и исцелилась от болезни, на глазах у всех паломников пробежав от проруби до автобуса.

После открытия мощей прп. Антония и перенесения их в Успенский собор Тихвинского монастыря совершилось чудо исцеления девятилетнего отрока Георгия от воспаления и отека среднего уха вследствие отита. После молитвы, приложившись к святым мощам, ребенок моментально почувствовал облегчение, а затем и отсутствие боли в ухе, а на следующий день врачи подтвердили полное отсутствие болезни, хотя мальчик не принимал никаких лекарств.

А в марте 2002 года исцелился от энуреза отрок Георгий.


РАКА С МОЩАМИ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Продолжим рассказ о нашем паломничестве. Пока прибывшая братия готовилась к совершению Божественной литургии в недавно построенном трапезном храме прп. Варлаама Хутынского, прямо у храма поставлены были мощи прп. Антония, привезенные из Тихвинского Успенского собора. Прибывшие паломники благоговейно прикладываются к ним, и одновременно рядом с ракой совершается таинство исповеди. В это время появляется


Крестный ход из Тихвина с иконами, крестами и хоругвями. Лица подошедших сияют радостью. 20 километров осталось позади, и участники Крестного хода прикладываются к мощам и встают в очередь на исповедь. Как и было сказано, в девять часов 30 минут начинается Божественная литургия. Большинство паломников – а их было очень много – причащаются. После чтения благодарственных молитв служится молебен преподобному Антонию, затем выстраивается Крестный ход, и все собравшиеся с пением тропаря Преподобному и запевов молебна направляются по старинной дороге к Дымскому озеру, где должен совершиться чин благодатного купания.


Во время Крестного хода начинается дождь, так что купание начинается еще до погружения в воды озера. И что замечательно – поначалу люди раскрывают зонтики, а потом их убирают. Многие чувствуют, что дождь этот не случайный, Сам Господь дает благословение на благодатное купание. Вода на земле – кругом лужи; вода стекает с кустов и деревьев, окружающих путь к озеру; вода льется сверху; и перед нами раскрывается водная гладь, на которой виднеется крест рядом с камнем, на котором молился более тридцати лет преподобный Антоний. Крестный ход подходит к часовне, воздвигнутой


на берегу Святого озера. Замечательно, что крыша часовни в точности повторяет форму железной шляпы, которую носил Преподобный. В часовне поставлена рака с мощами Преподобного. Дается первый возглас, и начинается пение молебна с акафистом преподобному Антонию. В руках у многих – книжки с текстами акафиста, и люди, собираясь около этих книжек, «единеми усты и единым сердцем» поют слова акафистных возглашений. И вдруг в самом начале пения акафиста тучи раздвинулись, и появилось солнце – ласковое, радующее, играющее. Дождь как будто прекратился, но в воздухе стоит прямо-таки жемчужная взвесь из легких капель воды. Лучи солнца переливаются в них – зрелище удивительное, завораживающее…

Наконец пение закончено, все собравшиеся становятся на колени, и игумен монастыря читает молитву прп. Антонию. Затем продолжается последование водосвятного молебна. Когда наступает момент освящения воды, игумен входит прямо в Святое озеро с пением «Спаси, Господи, люди Твоя…», троекратно погружает крест в его воды. После этого он подходит к мощам преподобного Антония и говорит о подвиге святого, о том, что его молитвы призвали


благоволение Божией Матери на Тихвинские земли: «Пришествие чудотворной иконы наполнило благодатью эти земли, сделало наш Тихвин и это озеро святыми местами. Было время, когда нашим предкам дарована была радость обретения мощей Преподобного, которые охраняли обитель и наши земли. Именно вскоре после обретения явилась в северных пределах Великой Руси Тихвинская икона, ставшая величайшей святыней и хранительницей нашего государства. И вот нам с вами Господь судил жить в удивительное время. В 2001 году мы мощи великого чудотворца и покровителя нашего края, это стало первым подобным событием в духовной истории нового XXI века. А вслед за этим произошло еще более значимое событие в духовной жизни нашей Отчизны: Тихвинская икона Божией Матери возвратилась на свое место в нашей Тихвинской Успенской обители. И мы верим, что это возвращение святыни произошло не без участия молитв преподобного Антония.


АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОСЛЕ ЧИНА ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ В ОЗЕРЕ

Издревле существует в нашей тихвинской земле благочестивый обычай «крестного плавания» вокруг камня, на котором молился преподобный. По преданию для молитвы об одном человеке нужно трижды проплыть вокруг Антониева камня с молитвой: «Во имя отца и Сына и Святаго Духа» и с молитвенным обращением к преподобному. Этим омовением исцеляются наши души и тела, укрепляется вера, утверждается ревность в благочестивой жизни в Боге. Это благодатное плавание есть купель для души, и каждый, кто сегодня пришел сюда, может ощутить эту благодать. По традиции, принятой в Церкви, первыми совершают благодатное купание и погружение в воды мужчины, а вслед за тем – женщины. Благословение Господне на вас всех».


И так гуськом один за другим направились мужчины в воду и далее – ко кресту и камню Антониеву. Мы повторили вместе со всеми этот путь. Солнце сияло над озером. Женщины на берегу терпеливо ожидали, пока мужчины не закончат купание и, наконец, наступил их черед. Невозможно словами передать обстановку этого купания. Оно поистине было благодатным, незабываемым. Нам довелось побывать в обители преподобного в день главного торжества и, конечно, настроение было приподнятым, праздничным. Но такое бывает один раз в году. А в остальные дни Дымская обитель продолжает оставаться удивительным островком благодатной тишины и покоя.


Именно здесь в полноте ощущается дух старого Тихвина, который во многом утратил былую красоту, благолепие жителей, тот паломнический, молитвенный дух, царивший некогда в городе.

Дни памяти:

17 января (30 января-по новому стилю) - прп. Антония Дымского
(прп. Антония Великого)
24 июня/7 июля - прп. Антония Дымского
(кончина в 1273 г.)
Рождество Предтечи Иоанна и день обретения мощей прп. Антония

Преподобный и богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году в Великом Новгороде при князе Мстиславе Мстиславовиче ратном и во дни великого князя владимирского Всеволода (во святом крещении Дмитрия) Юрьевича Большое Гнездо. Родители, имена которых, к сожалению, остались неизвестными, как гласит предание, старательно насаждали в нем добродетели, с младенчества воспитывая Антония в христианском благочестии. С ранних лет он возлюбил Бога более всех видимых благ мира сего и почувствовал влечение к иноческой жизни. Каждый день отрок приходил в церковь и старался встать там в отдалении от других людей, чтобы во время пения и молитв не вступать ни с кем в беседы о вещах тленных и земных.


Однажды, когда в храме читали Святое Евангелие, в его душу глубоко проникли слова Спасителя: «Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16, 24). Так явился на нем Промысел Божий, который приводит избранных на предназначенный им путь. Размышляя над услышанным, он твердо решил покинуть родительский дом и путем иноческих подвигов приобрести спасение своей душе.


В 1225 году Антоний пришел в обитель Всемилостивого Спаса на Хутыни, недалеко от Новгорода, и просил основателя монастыря Варлаама облечь его в ангельский образ. Было ему тогда от роду девятнадцать лет. Не сразу игумен исполнил просьбу юного послушника. Прошло два года, прежде чем Варлаам, видя настойчивое и искреннее желание своего ученика, постриг его в 1227 году. С этого времени преподобный Антоний, являя совершенное послушание наставнику своему, всего себя предал Господу. Он старался казаться меньшим среди живущих в монастыре, хотя трудился подчас более других; тщательно и смиренно проходил порученные ему послушания, не пропуская при этом ни правила своего, ни служб церковных. Первым приходил в храм и последним покидал его.


В 1238 году возникла необходимость отправить кого-либо из братии по церковным делам в Византию к Вселенскому Патриарху. Смиренный Антоний, более всех преуспевший в духовных делах и добродетелях, был избран братией для совершения этого нового подвига. Посылая его в дальний путь, игумен говорил любимому ученику: «Иди, чадо, с миром. Господь да устроит путь твой. Если он покажется тебе слишком трудным и прискорбным, помни, что тесными вратами предстоит нам войти в Царствие Божие».


Получив благословение, Антоний отправился в свое опасное путешествие со словами самого Спасителя в сердце: «Не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити» (Лк. 12,4). Он многое претерпел, все преодолел на своем пути, благодаря Господа за ту стезю, которая вела его в Небесную Отчизну.



Неизвестно, какие именно нужды были причиной его посольства; однако по прибытии в Византию он был с честью принят патриархом. Антоний неоднократно беседовал с ним, внимая мудрым наставлениям святителя о том, как в небезмятежном мире следует управлять кораблем временной жизни, как подобает с кротостью и смирением преодолевать все злоключения, которые подстерегают нас в нашем земном странствии. Уладив все дела, выполнив свое поручение и всячески в этом преуспев, Антоний получил благословение и поспешил вернуться в Хутынскую обитель.


Перед своей кончиной Варлаам созвал плачущую братию. Утешая учеников, он заповедал им не ослабевать в посте, трудах и молитвах и жить каждый день как последний. Прощаясь, он сообщил, что наставником вместо себя, экономом их душ и телес оставляет сверстника своего, что означает равного ему в духовных дарованиях, Антония, который, водим его молитвою, возвращается сейчас из Византии. Братия недоумевала: как же Антоний станет их игуменом, если его нет в обители и неизвестно, где он сейчас находится? Но не успели еще смолкнуть слова их духовного наставника, как сам Антоний явился в монастыре, пришел в келью Варлаама, обнял своего учителя и передал ему патриарший дары, которые святитель послал как благословение игумену и для украшения монастыря.


Преподобный Варлаам с радостью встретил своего сверстника, принял принесенные им патриарший дары, вручил любимому ученику монастырь и всю братию. Затем, возложив на себя крестное знамение, предал всечестную душу свою в руце всех Бога, на память Павла исповедника, Патриарха Константинопольского, 6/19 ноября 1242 года.


Погребал Варлаама архиепископ Великого Новгорода с множеством прибывших на похороны иереев, игуменов и черноризцев.


После кончины учителя Антоний принял монастырское строение и имел неусыпное попечение о вверенной ему братии. В управлении монастырем он был верным блюстителем устава обители, оставленного преподобным Варлаамом. Исполняя его наказ, Антоний достроил каменную церковь Преображения, начатую еще его учителем, благолепно ее украсил и расписал(1).


1-Небольшой этот каменный храм простоял 273 года, сильно обветшал, после чего его разобрали, чтобы на этом месте по повелению великого князя Василия Иоанновича был построен новый Преображенский собор, который существует и поныне. Храм этот был освящен 6 августа 1515 года при игумене Сергии и по благословению митрополита Варлаама.




Меньше года Хутынскому монастырю суждено было украшаться и процветать заботами Антония. Смиренный ученик преподобного Варлаама предпочел безвестное подвижничество в лесной глуши многосложным и почетным заботам настоятеля. Однажды на молитве игумен долго, со слезами, просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости. Закончив молиться, он тайно, никому ничего не сказав, в 1243 году ушел из монастыря.


В одном из списков его жития говорится, что он покинул Хутынь из-за многолюдства. Там же мы узнаем о крамолах и прекословии братии. Они никак не хотели согласиться с тем, что после пятилетнего отсутствия тот стал их игуменом. После ухода Антония Хутынской обителью управлял преподобный Ксенофонт Робейский, впоследствии основавший свой собственный монастырь.


Немалое пространство преодолел Антоний, обходя горы и дебри, пока, наконец, не достигнул уединенного места, где сегодня стоит Антониево-Дымский монастырь и где теперь почивают его святые мощи. Внизу, у подножия холма, обнимая его, дышало свежестью небольшое озеро. Над его поверхностью, отражавшей небо и окрестный лес, поднимался, как дым, легкий белый туман, отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины пустыня как нельзя лучше подходила для монашеской жизни.


Случилось это за сто сорок лет до явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая в 1383 году, во дни правления московского князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Алексии, светозарно шествовала по воздуху в этих местах, невидимо носимая ангелами. Она семь раз являлась тогда перед очевидцами. Вначале ее видели рыбаки над водами Ладожского озера. Икона летела «по воздуху аки второе солнце идущи чрез великое езеро Нево, неизреченною скоростию паче орлова летания».


Затем чудотворная икона Пресвятой Богородицы перешла через Ладожское озеро, явилась близ реки Свирь в погосте Смолково. Потом она остановилась на реке Ояти в местечке, которое именовалось Вымоченицы. После этого икону видели на реке Паше, на Куковой горе, где она стояла всего один час. Затем икона явилась на горе в местечке Кошеле, пока не достигла реки Тихвинки, где останавливалась в двух местах. На левом низменном и болотистом ее берегу был поставлен храм Успения Пресвятой Богородицы. И никто не мог прикоснуться к чудотворной иконе во время ее дивного хождения по воздуху, но многие получали от ее созерцания чудесные исцеления от своих болезней. А так как мощи преподобного Антония Дымского были обретены непосредственно пред явлением чудотворной иконы, его именуют предтечей Тихвинской Божьей Матери.



Найдя обретенное место у Дымского озера очень удобным для монашеского поселения, Антоний воздвиг руки свои к небу и долго молился со слезами, благодаря Господа и призывая на избранное место благословение Творца. Затем, встав от молитвы, он поставил небольшой шалаш, который был огражден со всех сторон высокой травой и кустарником. А спустя некоторое время выкопал себе пещеру для зимнего пребывания и построил келью. Было ему тогда тридцать семь лет. Вторую половину жизни он провел уже в пустыне Дымской.


Днем работая, а в ночи предстоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для большего измождения своей плоти он постоянно носил на теле тяжелые вериги, а голову покрывал тяжелой (весом около шести килограммов) железной шляпой с широкими полями. Поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что острия врезались в голову преподобного. От этого на его честной главе образовывались незаживающие язвы. Тяжесть шляпы усиливала боль, напоминая Антонию муку тернового венца Спасителя. Существуют свидетельства, что шляпа эта лежала у раки преподобного вплоть до конца XIX века.


Дремучие дымские леса и топкие болота не могли надолго скрыть богоугодного жития преподобного от искренних последователей избранного им жизненного пути. По мере того как распространялся слух о его подвигах, вокруг него стала собираться братия. Многие хотели разделить вместе с ним труды, ночные молитвенные бдения, постничество, сердечное сокрушение и слезы святого покаяния, чтобы под его руководством приобрести смирение и чистоту сердца. Приходили к нему и монашествующие из других монастырей.


Так с течением времени глухая, безлюдная и дикая пустыня стала заселяться. Будущие насельники, посовещавшись между собой, с общего согласия, обратились к новгородскомукнязю Александру Ярославовичу Невскому с просьбой дать им жалованную грамоту на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.


По словам псковского пресвитера Василия, автора жития благоверного князя Александра, тот почитал священство и любил иноков, а потому повелел дать жалованную грамоту на земли для устройства обители. А бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в ней деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы, и кельи для проживания монашествующих. Когда церковь эта пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с пределами: преподобного Антония Великого, а на втором этаже - святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма также была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В поприще от обители существовало монастырское кладбище.


После многих трудов, отдав ровно тридцать лет на построение своей обители и предвидя духом день своего отшествия ко Господу, Антоний собрал иноков, чтобы проститься с ними. Затем, приобщившись перед разлучением души от тела Святых Христовых Тайн, 24 июня (7 июля по н. с.) 1273 года, с молитвой на устах предал он свою душу ко Господу. Трудолюбивое тело его было положено на левой стороне в построенной его руками церкви преподобного Антония Великого. Всего же основатель и строитель Дымской обители прожил в многомятежном мире шестьдесят семь лет.


Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей. Почти сто лет спустя, в 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, его мощи были впервые обретены нетленными, и до сих пор мы можем с молитвой поклониться им.

Текст составлен священником Димитрием Пономаревым по рукописям жития преподобного Антония Дымского.

Издание Антониево – Дымского мужского монастыря.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о преподобном Антонии Дымском отвечает клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Санкт-Петербургского подворья Антониево-Дымского монастыря Тихвинской епархии священник Димитрий Пономарев.

У нас в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Санкт-Петербургского подворья Антониево-Дымского монастыря Тихвинской епархии священник Димитрий Пономарев.

Сегодня мы хотим познакомить наших телезрителей со святым Антонием Дымским - святым северных широт, к которому можно всегда обратиться, помолиться, и побывать в святых местах, которые он основал. Давайте начнем с того, что введем телезрителей в это удивительное пространство, где молился и подвизался этот святой, расскажем и о нем, и об Антониево-Дымском монастыре (его фотографию мы видим на нашей заставке).

Сегодня речь пойдет о первом святом Санкт-Петербургской епархии в ее нынешних границах (в те времена это была Новгородская епархия), святом XIII века, ученике преподобного Варлаама Хутынского. Удивительно, что информация о нем, которую мы можем встретить в печатных изданиях, Интернете, и даже даты жизни, указанные в ныне действующем календаре Русской Православной Церкви, недостоверны.

Вся моя осмысленная жизнь как верующего православного человека связана с Антонием Дымским. Я уверовал в 25 лет, это было в 1991 году, и это другая история. Через два года мы снимали фильм Натальи Лаженко на студии «Возрождение» о русской Северной Фиваиде. В конце ноября 1993 года мы приехали в Антониево-Дымский монастырь, который я увидел впервые. Тогда он выглядел совсем не так, как сейчас, от монастыря оставалась лишь одна колокольня, храма не было. Это был совершенно разбитый монастырь, но там присутствовала удивительная благодать. Мы пошли на Дымское озеро, где случился ряд событий, которые навсегда связали меня с этим местом: тогда я был мирянином, и вот с 1 декабря этого года стал клириком Антониево-Дымского монастыря.

Сегодня у Вас была предзащита диссертации, посвященной преподобному Антонию Дымскому. Она прошла успешно, поэтому вместе с нашими телезрителями поздравляю Вас и желаю удачной защиты.

Когда я окончил семинарию и магистратуру нашей духовной академии, то как раз защищал магистерское сочинение, посвященное Антонию Дымскому, а теперь к защите подготовлена и кандидатская диссертация по истории Антониево-Дымского монастыря. Очень многое пришлось узнать о преподобном, читая списки его жития. Дело в том, что по первому образованию я филолог, окончил наш Санкт-Петербургский университет, и у меня была возможность сразу обратиться к рукописям.

Удивительно, что преподобный Антоний - древний святой, ученик Варлаама Хутынского, но когда мы обращаемся к источникам, в том числе к житию преподобного Варлаама Хутынского и других его учеников, то можем привязывать его годы жизни только к датам жизни преподобного Варлаама. В нынешнем нашем календаре сказано, что преподобный Варлаам Хутынский умер в 1192 или в 1193 году. Эта дата его успения принята историками, но тогда получается, что все его ученики - и Антоний Дымский, и Косьма и Константин, Котинские чудотворцы, и Ксенофонт Робейский, и даже Прокопий Устюжский, который умер в 1303 году, все они подвизались в XIII веке. Эта несообразность сразу удивляет: все историки считают, что Варлаам умер в конце XII века, а его ученики подвизались в XIII веке.

- Для наших телезрителей важно пояснить, где подвизалисьВарлаам Хутынский и все его святые ученики.

Варлаам Хутынский основал свой монастырь на Хутыни близ Новгорода. Это действительно произошло в 1192 году. Варлаам построил там деревянный храм, и архиепископ Новгородский Гавриил освятил его, что отмечено в первой новгородской летописи. Все дело в том, что никто не учитывает, что Варлаам жил и дальше. Источники показывают нам, что он встречался с архиепископом Антонием, Добрыней Ядрейковичем, вернувшимся из Царьграда в 1211 году, и мы не можем понять, как может быть, что столько событий отмечено в житии Варлаама после 1192 года, а в календаре датой смерти значатся 1192-1193 годы. Поэтому пришлось в этом разбираться, я поставил этот вопрос в своей магистерской диссертации.

При изучении рукописи, списков жития в подлинниках в Российской национальной библиотеке, в Российской государственной библиотеке в Москве, библиотеке Академии наук, где они хранятся, картина оказалась совершенно иной. И я поставил вопрос о том, что, по всей видимости, Варлаам Хутынский все-таки прожил до 1243 года. Для чего мы сейчас говорим о Варлааме? Потому что нынешняя дата кончины Антония Дымского, указанная в календаре, - 1224 год. Откуда она появилась, когда во всех известных нам 35 списках его жития (и в краткой, и в пространной редакции) указано, что он родился в 1206 году, а умер в 1273 году? Откуда тогда 1224 год? Эта дата возникла как раз из-за того, что пытались согласовать даты жизни Антония с датами жизни его учителя Варлаама. Потому что в житиях сказано, что Антоний был его сверстником. И когда Антоний возвращается из своего посольства в Царьград, Варлаам Хутынский, уже будучи на смертном одре, передает ему монастырь как своему сверстнику. Это слово «сверстник» многих ввело в заблуждение, потому что в понимании современного человека сверстник - это равный возрастом. И потому архиепископ Филарет (Милевский) в 1860 году в своей книжке «Жития святых за январь» ничтоже сумняшеся пишет в сноске, что Варлаам Хутынский родился в 1156 году. Антоний Дымский - его сверстник и по житию прожил 67 лет; прибавим это к 1156 году и получим как раз 1224 год - так появилась дата, указанная в нынешнем календаре.

Но нельзя же брать из жития один факт, но совершенно игнорировать другие. Естественно, в житии рассказывается, что Антоний Дымский подвизался, ходил в Царьград, вернулся, стал игуменом после смерти Варлаама в Хутынском монастыре, но проигуменствовал недолго, всего несколько месяцев, и ушел на Дымское озеро под Тихвин, где основал свой собственный монастырь в 17 километрах от Тихвина.

Естественно, мы понимаем, что нужно думать о том, что в его житии могут быть заключены еще какие-то факты. А там сказано, что жалованную грамоту на землю вокруг Дымского озера - для того чтобы появился монастырь, нужна земля и документ на нее - ему дал святой благоверный князь Александр Невский. Это сказано во всех списках жития Антония Дымского. Но любой человек, окончивший среднюю школу, знает, что благоверный князь Александр Невский родился в 1222 году. А если по нашему календарю Антоний Дымский умер в 1224-м, то как Александр Невский мог ему дать жалованную грамоту? Либо он еще вообще не появился на свет, либо ему было два года от роду, когда Антоний умер. Это очень искусительные моменты, вызывающие сомнение и у неверующего человека, и у верующего. Конечно, это вызвало вопросы и у меня. И благодаря источникам удалось попытаться по возможности восстановить те события, что происходили в начале XIII века.

Когда человек обращается к святому и начинает знакомиться с ним, он обращается к его житию. И в житии он читает о том, где родился будущий святой, кто были родители, если это монах, о том, как он ушел в монастырь и тех духовных подвигах, которыми прославился.

Расскажите, пожалуйста, какие жития существуют на этот день и о чем мы можем из них узнать, то есть как святой раскрывается для нас в житийной литературе, в том числе и в современной?

Очень хороший вопрос, потому что еще с середины XIX века, когда свою деятельность начинали такие церковные историки, как Ключевский и Голубинский, в нашей церковной истории восторжествовал критический метод: жития подверглись критике, и отношение к агиографической литературе в целом было таково, что они не считались достоверными историческими источниками, считалось, что в текстах жития мы видим не личность человека, не описание его жизни, а некий схематизированный рассказ. Действительно, во многих житиях мы читаем: преподобный такой-то и такой-то родился от благочестивых родителей, рано начал ходить в храм, приходил раньше всех, уходил позже всех, услышал призыв Божий, пошел в монастырь к такому-то игумену и попросил его постричь. В этом смысле жития похожи друг на друга. Наши филологи, специалисты по житийной литературе, даже говорят, что это такие литературные приемы и, например, жития всех преподобных созданы по одной и той же схеме.

На самом деле не всегда это схема. Когда мы попытаемся проверить исторические данные, заключенные в тексте жития преподобного Антония Дымского (и не только его), они оказываются правдоподобными, соответствуют исторической действительности. Если в житии Антония написано: «Преподобный богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году от благочестивых родителей при новгородском князе Мстиславе Мстилавовиче Удатном», то мы проверяем и видим, что действительно в то время в Новгороде был такой князь. Сказано «при великом князе Дмитрии Юрьевиче» - был и такой великий князь Всеволод Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. Действительно, пратекст жития, то есть самый первый текст, который был создан, по всей видимости, из рассказов учеников Антония Дымского, правдив, это удалось установить при проведении исследований. И к житиям нельзя относиться так, что это какая-то легенда или миф. Надо коренным образом менять отношение к этому историческому источнику - это самое главное на сегодняшний день.

- Расскажите, пожалуйста, о том житии, автором которого являетесь Вы.

Дело в том, что у жития нет авторства, есть только составитель. Еще в 1857 году был строитель монах Иоанн Егоров, который впервые издал житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Дымского. В Новгороде оно издавалась под названием «Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Дымского», а в Петербурге - как «Историко-статистические сведения об Антониево-Дымском монастыре». В новгородском издании, заключавшем только житие, было 15 страниц, а в санкт-петербургском, где было немного рассказано и об истории монастыря, - 15 страниц о житии преподобного и 15 страниц об истории монастыря.

В XIX веке всегда говорилось, что преподобный родился в 1206 году и умер в 1273-м, что пришел на Дымское озеро в 1243 году и основал там свой монастырь. В этих данных опирались на тексты пространной редакции жития, о чем пишет Иоанн Егоров. И сейчас, когда восторжествовало мнение, что преподобный Варлаам умер в 1224 году, и даже в конце службы преподобному в Минеях указываются даты 1157-1224 годы, возникла необходимость заново составить житие преподобного. Когда мне удалось посмотреть 34 из 35 рукописей его жития (не видел одну-единственную, потому что она находится в Киеве), подвиг преподобного описывается везде одинаково и везде стоят эти даты.

В чем заключался подвиг преподобного? Когда Антоний Дымский пришел на Дымское озеро, он носил тяжелую железную шляпу, которая весила шесть килограммов, и поля ее были прибиты гвоздями, которые постоянно беспокоили честную главу преподобного: острые предметы давили на его череп. Кто-нибудь тоже скажет: это невозможно, это какие-то сказки. Когда в 2001 году в Дымский монастырь пришли первые монахи - это было связано с тем, что был открыт большой Тихвинский Успенский монастырь и Антониево-Дымский стал его сельскохозяйственным подворьем, - были проведены раскопки и состоялось обретение мощей. Как я уже говорил, храм был разрушен, оставалась одна колокольня. Интересно, что после смерти в 1273 году преподобный никогда не покидал свой монастырь. Он пришел на Дымское озеро в возрасте 37 лет и тридцать лет посвятил созиданию своей обители. Когда умер, его похоронили в храме Антония Великого, в 1409 году мощи подняли, потом снова опустили, и они так и находились в Антониево-Дымском монастыре.

Недавно я встречался с доктором медицинских наук, профессором Молиным, который проводил судебно-медицинскую экспертизу мощей, и он сказал такие удивительные слова: «Я могу поклясться на Библии и Уголовном кодексе, что это мощи Антония Дымского, подвизавшегося в XIII веке». Я ответил: «Вы же серьезный человек», ведь была целая комиссия с докторами и кандидатами наук, все очень серьезно: судебно-медицинская экспертиза. И он ответил: «Понимаете, батюшка, мы взяли мощи, которые были обретены, и увидели на черепе костные мозоли. Они могли появиться только от воздействия в течение долгого времени какого-то острого предмета». То, что мы называем шляпой, ее гвозди как раз давили на его честную главу. Причем это следы многолетнего ношения. Представляете: современная судебно-медицинская экспертиза подтверждает сведения жития. Также были стерты ключичные кости, причем Молин говорит, что стерты очень сильно. Преподобный надел вериги очень рано, где-то в 19 лет, если бы надел их лет в тридцать, то видоизменения были бы не столь сильными.

Были и другие очень интересные вещи, о которых мы говорили, и которыми я был совершенно потрясен. И профессор Молин сказал, что с этой судебно-медицинской экспертизой можно идти в суд: она соответствует ныне действующему уголовно-процессуальному кодексу. Понятно, что никто не пойдет, но любой из исследователей, историков, с которыми я встречался, говорил, что была произведена серьезная экспертиза мощей, и она еще раз подтверждает, что это очень древний святой. Был еще ряд методик, позволивших определить, что это святой XIII века. Молин освидетельствовал мощи порядка десяти святых, в том числе Арсения Коневского, это очень серьезный специалист.

Я с должным уважением отношусь к точке зрения любого человека, и вот современные историки говорят мне: «Ну, батюшка, этот святой был придуман в XVII веке». Зачем был придуман святой? Или наши почтенные историки, такие как Евгений Евстигнеевич Голубинский, к его феноменальному труду «История Русской Церкви» я отношусь с большим уважением, но он пишет, что, скорее всего, Антония Дымского как исторического лица не существовало.

Мне пришлось по крупицам собирать все данные: и данные раскопок, и подписи на иконах, любые упоминания об Антонии Дымском в житиях святых одной духовной семьи Варлаама Хутынского, житиях самого Варлаама Хутынского, чтобы понять, что же на самом деле происходило на Дымском озере и как там подвизался святой.

Дело в том, что в книге монаха Иоанна Егорова (о которой мы только что говорили) не было многих данных из жизни преподобного. Например, там не было даты его прихода в Хутынский монастырь, куда он пришел девятнадцатилетним юношей. Эту дату - 1225 год удалось установить, изучая списки жития Антония Дымского. Не было в этой книге и даты пострига Антония Дымского, потому что Варлаам Хутынский не сразу постриг Антония, но какое-то время испытывал его. Теперь появилась и эта дата - 1227 год и ряд других данных, которые были критически проверены и осмыслены в контексте истории Новгородского края, истории всей Русской Православной Церкви. А раз Антоний как один из самых духовно успешных иноков Хутынской обители в 1238 году был направлен послом к Вселенскому Патриарху по церковным делам и находился там пять лет, до 1242 года включительно, то пришлось обратиться к истории Византии того периода. Пришлось совмещать все эти данные, чтобы понять, какое монашество было в то время в Новгороде, какое в Византии и какой образ монашества преподобный принес оттуда.

Почему Антоний уходит на Дымское озеро? Потому что в Новгороде идиоритмические монастыри: храмы и кладбища общие, а все остальное у каждого из монахов свое, то есть в то время никакого общежития не было. Антоний приходит из Византии, где во всех монастырях общежития, а верх монашества - анахоретство, пустынножительство. Конечно, преподобный захотел пустынножития. Может быть, он даже и не хотел создавать свой монастырь, а просто, узнав, что его учитель заболел, вернулся в свой родной монастырь. В житиях Варлаама Хутынского сказано, что когда он начал строить второй храм, каменный после деревянного, на деньги немца из Любека Прокопия Устюжского, которого крестил и благословил подвизаться в Устюге (где он и подвизался 60 лет), то Варлаам тяжело занемог. Братия стала сильно волноваться и спрашивать:

Если ты умрешь, кто же будет игуменом нашим?

А он сказал:

Антоний будет игуменом, экономом душ и телес ваших.

Как же он может быть нашим игуменом, если уже пять лет, как его нет в монастыре?

И как только эти слова прозвучали, тут же прибежал церковный служитель, крича: «Антоний, Антоний вернулся!» Антоний появляется, вручает подарки, которые с ним прислали из патриархии, и в этот момент Варлаам Хутынский на смертном одре вручает ему свой собственный монастырь. Антоний становится игуменом и достраивает храм.

Возникает такой момент. Кто подвизался в монастырях-ктиториях? Очень часто там постригались люди состоятельные - бояре, тысячники. Например, был вынужден постричься новгородский боярин Вячеслав Пракшинич, потому что иначе его бы убили. А когда постригся, то вроде бы Вячеслава Пракшинича уже нет, а есть монах Варлаам, и его оставили в живых. Здесь и подвизались такие вынужденно постриженные монахи либо те, кто были пострижен в преклонном возрасте, дабы спокойно дожить до конца дней своих в монастыре. О каких духовных подвигах подобной братии можно было говорить? Они принесли в монастырь свой вклад, а Антоний Дымский, по всей видимости, был пострижен Бога ради, потому что, раз он писал жалованную грамоту Александру Невскому, значит, у него не было средств на основание монастыря.

Между этими ктиторами - иноками Хутынской обители возникает конфликт с преподобным Антонием, о чем пишется в краткой редакции жития Антония Дымского. Антоний не стал с ними спорить, просто помолился Господу, Божьей Матери и направился в абсолютно дикий край, куда не было никаких дорог. По всей видимости, он сел в лодку, спустился по Волхову до Ладожского озера, затем на девять километров от устья реки Волхов до устья реки Свирь, поднялся по Свири до устья Тихвинки, от устья Тихвинки - до устья реки Дымки, вытекающей из Дымского озера, и пришел в это место, которое со всех сторон было окружено болотами, а с южной его стороны находилось Дымское озеро. По всей видимости, как игумен, он знал об этом пустынном месте, находившемся во владении его Хутынского монастыря. И вот на эту землю он просит жалованную грамоту.

Может быть, преподобный Антоний хотел пустынножительства. Как говорят лицевые подлинники, он подвизался на острове - кургане, протянувшемся с юго-запада на северо-восток, его ширина в самой широкой части порядка 130 метров, длина - километр, а высота на 10 метров выше уровня воды Дымского озера. На этом кургане Антоний и созидает свой собственный монастырь. Днем преподобный работал, ночью находился в неустанной молитве, он был одним из первых исихастов. Как говорится в 3-й и 4-й песнях канона древней службы преподобному: «Он видел свет невечерний, был осиян трисолнечным светом». В 1852 году инспектор нашей Санкт-Петербургской духовной академии Кирилл Наумов, будущий епископ и руководитель миссии в Иерусалиме, написал новую службу Антонию Дымскому, потому что в ранней службе стихир не было, только канон, тропарь и кондак. Не было необходимости составлять всю службу, потому что существовали две памяти Антония Дымского: 30 января (17 января по старому стилю), в день памяти его небесного покровителя Антония Великого, и день успения преподобного приходился на 7 июля (24 июня по старому стилю) - рождество Иоанна Предтечи. Соответственно, в январе правится служба Антонию Великому как великому святому, и, естественно, 7 июля любой уставщик, даже в Антониево-Дымском монастыре, будет править службу рождества Иоанна Предтечи, а уже в дополнение к этим основным службам будет петься канон основателю монастыря, поэтому стихир и не было. Кирилл Наумов как раз и написал уже полную службу, которая была издана в 1865 году.

Появилось столько новых данных, что, наверное, имело смысл составить новое житие. После защиты моя магистерская диссертация была издана в 2014 году под названием «Житие преподобного Антония Дымского как достоверный исторический источник». Когда владыка Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав прочитал ее, то звучало много разных мнений, и спустя два года, в 2016 году вышла книжка «Житие преподобного Антония Дымского и история созданного им монастыря». Эта книга вышла уже по благословению нашего преосвященнейшего Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского. Тогда наш владыка благословил епархиальной комиссии по канонизации поставить вопрос об изменении дат жизни Антония Дымского. Надеюсь, что кандидатская диссертация, которую я буду скоро защищать, добавит аргументов, для того чтобы уже обратиться в нашу общецерковную комиссию по канонизации и навести порядок в нашем церковном календаре

Некоторые очень отрицательно относятся к тому, что я говорю, но я всегда отвечаю, что готов к полемике и готов выслушать иные аргументы. Аргументы, полученные из исторических источников, такие-то и такие-то, о них я и говорю. Пожалуйста, говорите, каковы ваши аргументы. Однако аргументов нет. Все дело в том, что вслед за изменением дат жизни Антона Дымского придется менять даты жизни Варлаама Хутынского, ведь это 50 лет разницы и надо тогда писать 1243 год, а не 1192 или 1193. Даже наши ведущие академики, исследователи истории Великого Новгорода Янин, Московский, Зализняк еще в 1992 году написали в очень авторитетном историческом журнале статью о вкладной грамоте Варлаама Хутынского - землях, которые он вложил в свой Хутынский монастырь, - и уже тогда они отказались от датировки 1192 годом и предложили 1211 год. Первое житие Варлаама Хутынского, обнаруженное исследовательницей Лосевой, датируется 1313 годом, и везде сказано, что, когда Варлаам был на смертном одре, вернулся Антоний, который принял после его смерти монастырь. И они называют этого Антония из первого жития Антонием Добрыней Ядрейковичем, который в 1211 году вернулся из Константинополя с Гробом Господним. В каком источнике есть эта дата? Ни в летописи, ни в житии ее нет. А 1243 год указан в летописях как год смерти Варлаама Хутынского и приход Антония Дымского на Дымское озеро. Есть также даты рождения и кончины Антония Дымского. Я готов к полемике, пожалуйста, высказывайте аргументы. Ведь в конце концов истина должна восторжествовать, мы не должны смущать верующих людей подобного рода датами.

Спасибо, отец Дмитрий, за то, что Вы провели такое серьезное исследование. В рамках оставшегося времени хотелось бы задать практический вопрос о паломничестве. Антониево-Дымский монастырь находится в Ленинградской области, как можно в него попасть и когда лучше приезжать?

Приведу один факт. В Юрьевом монастыре под Новгородом, некогда первоклассном, сейчас подвизается один или два монаха, в Антониево-Дымском - восемь. Это мужской монастырь, и восемь монахов - это очень много, плюс еще трудники и послушники. Но это абсолютно разбитый монастырский комплекс и в смысле архитектуры смотреть там нечего. Там только один храм и больше ничего, но в этом храме находятся подлинные мощи святого XIII века, святого, который был наверняка знаком с Александром Невским, раз он подвизался в Хутынском монастыре в 1240 году. В этом году Александр Невский разбивает ярла Биргера на Неве, а в 1242-м происходит сражение на Чудском озере. Этот святой был свидетелем стольких событий, и вот здесь в раке лежат его подлинные мощи.

Стены этого храма неоштукатурены, и народ заходит в него как в пещерный храм. Такая вот архитектура - и при этом благодать и молитва. Один батюшка служит у престола, один монах читает, поет - и всё, никаких хоров. Конечно, летом, на память преподобного, бывают тысячи людей. На Дымском озере прямо на водах стоит крест, в ста метрах от берега. Правда, это уже отдельная история. Вокруг этого креста на летнюю память преподобного обычно плавают люди, а бывает, что и зимой. В этом году я был в монастыре на Богоявление, и ночью приехали 500 человек. Это много, так как здесь глухомань, рядом нет никакой деревни, до Тихвина 17 километров, а люди идут и идут, и все говорят одно и то же: здесь благодать, здесь нам помогает преподобный.

Конечно, организуются массовые паломнические поездки: с нашего подворья, много других предложений в городе. Пожалуйста, приезжайте. Единственный момент: ввиду того, что у нас нет гостиницы для паломников, останавливаться надо будет в Тихвине, а днем можно приехать потрудиться, помолиться. Сейчас в преддверии теплого хорошего времени можно приехать в монастырь, помолиться и получить духовное отдохновение.

Само озеро тоже считается священным. Раньше было так: сначала молились у мощей преподобного, потом шли окунаться в озеро. Самое известное исцеление от молитв у мощей преподобного было в 1744 году, когда купец Ермолай Каликин помолился у раки преподобного, потом окунулся в Дымское озеро и был исцелен от страшной кожной болезни: он весь был покрыт проказой. По исцелении этот купец сначала пожертвовал два иконостаса, а потом в 1761 году построил в монастыре собор.

- Даст Бог, доберемся!

Это удивительное, замечательное место - древнейший монастырь, возникший раньше Тихвина. Преподобный Сергий Радонежский и плеяда его учеников, Кирилл Белозерский, Арсений Коневский, Александр Свирский - все это будет уже после Антония Дымского. Он один из первых святых нашей русской Северной Фиваиды.

Так и есть. Антония Дымского считают своего рода предтечей Тихвинской Божьей Матери. Исаакий Петрович Мордвинов, с 1911 по 1924 год работавший с архивом Дымского монастыря - который ныне утрачен и пока не обнаружен, - просматривая документы, писал в опубликованной в 1925 году книге, что Тихвин был поселением, где жили духовные чада Антония Дымского. Это были миряне, которые тем не менее окормлялись у преподобного, молились вместе с ним. Когда в эти места пришел Антоний, Тихвина еще не было, а потом возник посад, развился город, произошло явление Тихвинской иконы Божьей Матери: она на воздусех летит над Невом-озером, несколько раз останавливается на берегу и наконец в том месте, где сейчас стоит Тихвинский монастырь.

Удивительно, что и в наше время, когда мощи преподобного Антония были вновь обретены в 2001 году и короткое время находились в Успенском соборе Тихвина, до 2008 года, когда Антониево-Дымский монастырь учрежден как отдельный монастырь, и в этот период как раз была возвращена из Америки Тихвинская икона Божьей Матери. Преподобный Антоний - это предтеча Тихвинской Богородицы.

- Напоследок - Ваши пожелания нашим телезрителям.

Если, когда вы читаете что-то о церковных событиях, церковной истории, святых, вас что-то смущает: не совпадают какие-то даты, что-то кажется недостоверным, то это не потому, что не было какого-то святого или не происходили какие-то события. Святые были и события происходили, просто та книжка, которую вы взяли, не опирается на достоверные исторические источники. А жития святых являются достоверными источниками - это мое глубочайшее убеждение.

Отец Димитрий, хочу сердечно Вас поблагодарить за сегодняшнюю передачу, за то, что Вы познакомили наших телезрителей и лично меня с Антонием Дымским. Я увидел его как святого, которому, может быть, надо молиться, когда одолевает леность, потому что мы увидели, что он с раннего детства подвизался этим подвигом и никогда не давал себе отдыха.

Тогда ждем Вас в монастыре. Приезжайте.

Спасибо, как только будет возможность. Огромное спасибо, что пришли на эфир. Будем надеяться на дальнейшие встречи, возможно, после Вашей защиты мы сможем побеседовать еще.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Ксения Сосновская

01.02.2018 12:49

Очень классно! Всегда молилась святым, когда очень тяжело!

Как часто у меня случались ссоры из-за каких-то мелочей, из-за пустяков… У меня просто опускались руки, я не знала, что же мне делать… И вдруг, как подарок с неба, я вижу вашу статью!

Стоило мне помолиться, как в моем браке появились покой и благополучие. Мы с мужем стали более лояльны друг к другу, терпимые стали, что ли. Спасибо вам, спасибо!

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Пре-по-доб-ный Ан-то-ний Дым-ский ро-дил-ся в Нов-го-ро-де око-ло 1157 го-да. В Ху-тын-ском мо-на-сты-ре он при-нял по-стри-же-ние и в той же оби-те-ли, по кон-чине пре-по-доб-но-го Ваpла-а-ма в 1192 го-ду, стал игу-ме-ном.

Спу-стя неко-то-рое вре-мя он тай-но уда-лил-ся из мо-на-сты-ря и по-се-лил-ся на бе-ре-гу Дым-но-го (или Дым-ско-го) озе-ра, в 15 вер-стах от го-ро-да Тих-ви-на. Пре-по-доб-ный об-рек се-бя на тя-же-лые по-дви-ги. Для боль-ше-го из-ну-ре-ния сво-ей пло-ти он по-сто-ян-но но-сил на го-ло-ве же-лез-ную шля-пу.

По-сте-пен-но во-круг него со-бра-лась бра-тия. С об-ще-го со-гла-сия и ис-про-сив-ши бла-го-сло-ве-ния ар-хи-епи-ско-па Нов-го-род-ско-го Ис-айи они по-ста-ви-ли цер-ковь во имя Ан-то-ния Ве-ли-ко-го с при-де-лом По-кро-ва Бо-го-ма-те-ри.

Пре-по-доб-ный Ан-то-ний про-жил в мо-на-сты-ре до кон-ца жиз-ни и пре-ста-вил-ся 24 июня 1224 го-да. Он был по-гре-бен в со-здан-ной им церк-ви.

Мо-щи пре-по-доб-но-го Ан-то-ния об-ре-те-ны нетлен-ны-ми в 1330 го-ду, но в 1409 го-ду по слу-чаю на-ше-ствия та-тар ра-ка с мо-ща-ми бы-ла опу-ще-на в зем-лю. Па-мять пре-по-доб-но-го Ан-то-ния чтит-ся 17 ян-ва-ря, ве-ро-ят-но, в день об-ре-те-ния мо-щей.

Поделиться: