Андрей рублёв. иконы и биография андрея рублева - русская иконопись

Рублев Андрей (приблизительно 1360 –17.10.1428) – русский художник, монументальный живописец, известный иконописец. Монах, причисленный к лику святых.

Основные этапы биографии

Точных данных о жизни Рублева сохранилось немного. Его предположительное место рождения – Московское княжество, по другой версии – Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны. Судя по фамилии, его семья может иметь отношение к ремесленничеству. В молодые годы Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре, взяв имя Андрей. Одна из поздних икон подписана как «Андрей Иванов сын», несмотря на то, что подпись неподлинная, она считается косвенным подтверждением, что отец художника носил имя Иван.

В 1405 году, по свидетельству летописей, участвовал с Феофаном Греком и другими художниками в росписи Благовещенского собора в Москве. Из работ Рублева сохранились изображения праздников, отличающиеся особой гармоничной атмосферой, утонченностью и теплотой. Вероятно, художник к этому времени имел серьезный опыт и репутацию.

В 1408 году совместно с Д. Черным писал в Успенском соборе во Владимире. Ему принадлежит часть фресок изображения Страшного суда на западной стене. Несмотря на подавляющую тематику, работа Рублева демонстрирует просветление и всепрощение и не дает гнетущего ощущения страшной кары. В те времена художник был настоящим мастером школы живописи, имеющим собственный стиль, последователей и учеников.

В 20-х годах XV века под руководством А. Рублева и Д. Черного создавался иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, уцелели лишь три ряда иконостаса, разных по манере исполнения. К тому времени относится и создание «Троицы» – иконы, ставшей шедевром мировой живописи. Смысл, вложенный художником в эту удивительную работу, – самопожертвование во имя гармонии и жизни. Рублев скончался в 1428 году в московском Андрониковом монастыре во время эпидемии чумы.

Творчество

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV - начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.

В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу - фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425-1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» - его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

Большинство исследователей согласны с тем, что им, скорее всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублёва, в настоящее время большинство исследователей считает работой школы (артели) или даже просто современников мастера.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.

Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Всеобщее признание

В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение. Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина. В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).

Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева. Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева. Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.

В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.

Канонизация

Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.

По православному календарю, память святому совершается три раза в год:

  • 4 (17) июля - преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца (1428; служба без знака).
  • 6 (19) июля - память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
  • В неделю перед 26 августа (8 сентября) - память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ

ПАМЯТНИК В БЕРЛИНЕ

Георгий Рублёв

Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Это трогательное и незабываемое стихотворение было написано поэтом Георгием Рублевым под впечатлением реального подвига сержанта Николая Масалова, который был им совершен на кануне Великой Победы.

6 апреля 1945 года во время взятия Берлина за час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принес знамя полка к Ландвер-каналу. …Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий с отвесными бетонированными берегами канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов. …До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, — тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребенка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер… » «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он». Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землей. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребенка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки. Масалов перекинулся через барьер канала… Прошло еще несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребенка, но было тихо. Ждали пять, десять минут… Неужели напрасно рисковал Масалов?. . Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: «Внимание! Я с ребенком. Прикройте меня огнем. Пулемет справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!.. » Тут началась артподготовка.
Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Ее мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась. Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед». Этот военный эпизод послужил прототипом всемирно известного монумента Вучетича в Трептов-парке в Берлине. Воина с опущенным мечом в одной руке и маленькой девочкой, которую он бережно поддерживает другой, стоит на постаменте, сам постамент — на зеленом холме, и кажется, что воин возвышается не только над площадкой, а взмывает над парком и всей страной. А сам Н. И. Масалов так и прожил всю свою жизнь в родном поселке Тяжин Кемеровской области, хотя ему в свое время предлагали переехать на жительство в Германию, поскольку он был почетным гражданином Берлина. Последние годы Николай Иванович не поднимался с постели — давали о себе знать осколки немецких снарядов, оставшиеся в ногах и груди. Его единственная дочь Валентина почти еженедельно вызывала «скорую», но врачи не всесильны… В декабре 2001 года на 79- м году жизни он скончался и похоронен на местном кладбище. А в центре Тяжина еще при жизни солдата был установлен такой же памятник, как в Трептов-парке, только гораздо меньших размеров. И цветы возле него всегда есть. Живые…

Биография Андрея Рублева содержит мало достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева не известна, а местом рождения историки называют Московское княжество либо Новгород. Вырастал Андрей в семье иконописцев. Позже постригся в монахи, тогда и принял имя Андрей.

Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что стало подтверждением его искусному умению на тот момент. Также за свою биографию Рублев расписывал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира.

Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека. Самой выдающейся работой Рублёва считается икона «Живоначальная Троица», изображающая трех ангелов и чащу в центре. Среди других знаменитых работ Рублёва – «Апостол Павел», «Спас из Звенигородского чина», фреска «Страшный суд» в Успенском соборе. Не все иконы и фрески сохранились до наших дней.

Последней работой, если рассматривать краткую биографию Андрея Рублёва, стала роспись в Спасском соборе. Скончался великий мастер в октябре 1428 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.
Судя по фамилии, отец его происходил из ремесленников. Рубель, производная в его фамилии, это инструмент для накатки кожи. Местом его рождения считается Московское княжество. Дата рождения доподлинно неизвестна, где-то 1360-70 года. В зрелом возрасте принял постриг и стал монахом. Всю жизнь занимался росписью соборов и храмов.

Совместно с другими иконописцами, Рублев расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (к сожалению, фрески до наших дней не сохранились), во Владимире участвовал в оформление Успенского собора.

Его уникальность работ состоит в том, что основываясь на традициях византийского и южнославянской живописи, он переплетает их, развивая свой неповторимый стиль.

Самая известная работа его это икона «Троица», которая считается шедевром, как русской, так и мирового искусства. В этой иконе вплетена не только религиозная подоплека, но и философская. Написана она была в память о Сергее Радонежского. Рублев в ней воплотил его пожелания: «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». В безмолвии трех фигур видна гармония и единство.

К сожалению, большинство его работ не сохранилось. Соборы были разрушены или не выдержали ход времени. Иконы затеряны. Но даже по тем сохранившимся можно увидеть, как Андрей Рублев через свои творения пытался донести надежду на прекрасное и светлое будущее. В его фигурах видна не обреченность, как часто писали его современники, а легкость и светлость.

Умер он в 1427 году в Москве в Андрониковом монастыре. В наше время Андрей Рублев был причислен к лику святых. Датой памяти считается 17 июля.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Князь Владимир

    Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 г.г. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли. Он стал крестителем Руси, обратив ее в христианскую веру.

  • Алигьери Данте

    Знаменитый поэт, автор всем известной «Божественной комедии» Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье. Существует несколько версий истинной даты рождения поэта, но подлинность ни одной из них не установлена.

Андрей Рублёв (около 1370 - 17 октября 1428, Москва) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Биография Андрея Рублёва

Биография Андрея Рублева содержит мало достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева не известна, а местом рождения историки называют Московское княжество либо Новгород. Вырастал Андрей в семье иконописцев. Позже постригся в монахи, тогда и принял имя Андрей.

Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что стало подтверждением его искусному умению на тот момент. Также за свою биографию Рублев расписывал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира.

Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека.

Самой выдающейся работой Рублёва считается икона «Живоначальная Троица», изображающая трех ангелов и чащу в центре. Среди других знаменитых работ Рублёва – «Апостол Павел», «Спас из Звенигородского чина», фреска «Страшный суд» в Успенском соборе.

Не все иконы и фрески сохранились до наших дней.

Последней работой, если рассматривать краткую биографию Андрея Рублёва, стала роспись в Спасском соборе. Скончался великий мастер в октябре 1428 года.

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 - начала 13 веков.

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства около 1400 и первой трети 15 века, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте.

Лица - русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.


Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.

Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».

Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им – плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

Поделиться: